Налоги в средневековой англии

Опубликовано: 03.05.2024

Начальная страница Corpus College MS 173, "Peterborough Chronicle", которая содержит старейшую ving копию законов Ине. В период англо-саксонов основными формами налогообложения были земельные налоги, хотя также были наложены таможенные пошлины и сборы на чеканку монет. Важнейшим налогом позднего англо-саксонского периода был |, земельный налог, впервые регулярно собираемый в 1012 году для оплаты мерценариев. После нормандского конкеста Англии в 1066 году продолжали собирать до 1162 года, но в итоге его заменили налогами на личное имущество и доходы.

Предыстория

Британия, южная и центральная часть острова Великобритании, была провинцией Римской империи до римского отъезда из Британии примерно в 400 году н. э. Эмперор Хонориус сказал британцам в 410 году, что они несут ответственность за свою собственную оборону, и с тех пор до высадки Хин из Кантербери в Королевстве Кент в 597 году как часть Gregorian о финансовых систем Великобритании, мало известно.

Англо-Саксонская Англия (597 - 1066)

Первое невокальное упоминание о налогообложении в англо-саксонской Англии происходит из закона Этельбере, юридического кодекса короля Этельбере Кентского, в котором указывалось, что штрафы из судебных дел должны были выплачиваться королю. Никакие другие формы налогов не упоминаются в правовом кодексе Этельбере, но другие формы налогообложения сказываются на предоставлении от налогообложения, данного другим королём, Витредом Кентским, церкви. Другие упоминания о налогах содержатся в правовом кодексе короля Ине Уэссекского. Хотя другие ранние англо-саксонские короли не упоминаются как собирающие налоги, медий Беде упоминает, что земли в Англесее и на острове Мэн были разделены на хиды, определяемые в законе Ине как единица земли, которая могла бы использоваться для сбора продовольствия и других товаров с подданных короля. Документ 7-го или 8-го века, Племенной хидаж, показывает, что большая часть англо-саксонских земель к тому времени была разделена на хиды. Хартии времён короля Оффы Мерского показывают, что т были собраны по торговле, и именно во время Оффы чеканка монет в серебряные гроши была впервые введена в англо-саксонскую Англию. Чеканка монет стала королевским правом и, вероятно, была введена, чтобы облегчить уплату налогов.

В ранней англо-саксонской Англии хайд использовался как основа для оценки суммы продовольственной ренты (известной как феорма), причитающейся с местности. Первоначально размер гибы варьировался в зависимости от стоимости и ресурсов самой земли. Со временем хайд стал подразделением, на котором оценивалось все публичное обязательство. Арендаторы имели трёхкратное обязательство, исходя из своего землевладения, они должны были предоставить рабочую силу для так называемого "общего бремени" военной службы, ресс-работ, ремонта мостов. С ростом проблем от рейдерства викингов англо-саксонские лидеры подняли налоги, также основанные на землевладении (или гидаге) их арендаторов. Налог был известен как Daneg и использовался для оплаты рейдеров, а не fight. в 9-м веке Великий столкнулся с проблемой викингов. После своей победы над ними в битве при Эдингтоне (878) он приступил к строительству системы укреплённых городков или фортов, известных как бурхи. Он также обновил традиционный фир, чтобы обеспечить постоянную армию и флот. Для финансирования всех этих изменений В требовалась новая система налогов и условных обозначений, которая содержится в документе, известном в настоящее время как Burghal Hidage. Burghal Hidage содержит список из более чем тридцати фортифицированных мест и налоги, записанные в виде количества hides, назначенных для их содержания. Спустя долгое время после смерти В его правнук Эдгар развил налоговую систему, периодически рекрутируя и вновь чеканив всю монету, при этом деньги были вынуждены платить за новые деньги. Все выгоды от этих действий достались королю и были царским правом. Несмотря на все эти изменения, Anglo-Saxon Chronicle фиксирует выплату 132 000 фунтов стерлингов в качестве дани скандинавским нападавшим с 991 по 1012 год.

В 1012 году был введён или hereg (в буквальном смысле "армейский налог");, ежегодный налог, впервые оцененный королём Этельредом Неготовым для оплаты мерценариев в армии и на флоте. Подкрепленные военные были нужны, перед лицом вторжения в Англию, королю Дании Суину Форкберду. Позже, после конквеста Англии сыном Суина Cnut the Great, была продолжена. Этот налог использовал аналогичную машину для сбора, как Daneg и снова был основан на количестве хид у арендатора. Сумма, причитающаяся с каждого гида, была переменной. В 1051 Эдуард Исповедник Абхерегэ и сэкономил деньги, распродав свой флот, предоставив ответственность за защиту навального флота портам Цинке в обмен на различные привилегии. Однако херегё, возможно, был восстановлен в 1052 году.

Нормандская и Ангевинская Англия (1066 - 1216)

Формального разделения между домашним хозяйством короля и правительством в нормандский период не было, хотя и само домашнее хозяйство стало отделяться от правительства. Таким образом, доходы от налогообложения слились с другими доходами для финансирования короля и правительства без каких-либо как в современном мире. При норманнских и ангевинских королях правительство имело четыре основных источника дохода: (1) доход от земель, принадлежащих непосредственно королю, или его демесненских земель, (2) доход, который от его прав как сюзерена dal, права dal, такие как dal aid или scutage (3) taxation, и (4) доход от штрафов и другие прибыли правосудия. Ко времени короля Генриха I большинство доходов было выплачено в казначейство, английское казначейство, а первые записи казначейства датируются 1130 годом, в виде первого за тот год винга "Pipe Roll". Из короля Генриха II Пипе Роллс составляют в основном непрерывный рекорд королевских доходов и налогообложения. Однако не все доходы поступали в казначейство, и некоторые случайные налоги и леви никогда не регистрировались в Pipe Rolls.

Само налогообложение приняло в этот период ряд форм. Основным налогом был, всё ещё основанный на земле, и уникальный в то время в Европе как единственный земельный налог, который был всеобщим для всех подданных короля, а не только его непосредственных арендаторов и пизантов. Он все еще оценивался на гиде, и обычная ставка составляла 2 шиллинга за хайд. При определенных обстоятельствах, однако, налогообложение оценивалось с точки зрения услуг, переданных короне, таких как Avera и Inward.

Поскольку оценивался на помещиков, он распространялся только на свободных мужчин, владевших землёй, и таким образом крепостные и крепостные были т. Другие наделяются привилегированными субъектами или являются правом, которое распространяется на некоторые государственные учреждения. Эта была непопулярной, и в связи с увеличением числа, она имела меньшие размеры. Во время короля Стефана не известно, был ли вообще собран, так как никаких финансовых записей не было. Однако, когда король Генрих II пришёл на трон, был собран ещё раз. Однако после 1162 года больше не собирали.

В 1194 году, отчасти из-за необходимости поднять огромные суммы, необходимые для рансома короля Ричарда I, находившегося в плену в Германии, новый земельный налог был отменен. Это была карикатура, и как и, она базировалась на земле. Карикатура была наложена шесть раз в целом, но она производила меньшие суммы, чем другие средства повышения доходов и в последний раз была собрана в 1224 году. В 1194 году в рамках попыток поднять рансом Ричарда был наложен 25% сбор со всего личного имущества и доходов. В другие годы устанавливались и другие ставки, такие как тринадцатая, введённая в 1207 году.

Помимо налогов на землю и налогов на личное имущество, в этот период были введены налоги на торговлю. В 1202 году король Иоанн наложил таможенную пошлину на десятую часть стоимости всех товаров imp or exp . Однако представляется, что эти обязанности были отменены в 1206 году.

Плантагенет Англия (1216 - 1360)

Во время короля Генриха III король и правительство искали согласия у дворян Англии на налоги, которые правительство вийо обложило. Это привело в 1254 году к началу парламента Англии, когда дворяне посоветовали королю вызвать рыцарей из каждого шира, чтобы помочь советовать и дать согласие на новый налог. В 1260-х годах с рыцарями были включены мужчины из городков, образовавшие Палаты общин Англии.

К середине 13-го века налог на движимое имущество был установлен по конвенции на уровне десятого для жителей страны и десятого для жителей городов. Новшеством в 1334 году стала замена индивидуальных оценок суммарной оценкой для каждой общины.

В 1275 году король Эдуард I отменил таможенную пошлину, установив ставку в размере отметки на каждый мешок шерсти (ghing 364 фунта) или 300 шерстяных валенок, и отметку на последнем из хид. Затем Эдуард добавил ещё один налог, olt, в 1294 году, на мешки шерсти, что было в дополнение к предыдущей таможенной пошлине. Эти налоги были сняты в 1296 году, но в 1303 году они были уплачены, но только на неанглийских купцов. В течение следующих 40 лет ольта была предметом спора между королём и парламентом, в результате чего налог удерживался на более низкой ставке, но для его обложения требовалось согласие парламента.

Поздняя средняя Англия (1360 - 1485)

Доходы от традиционных источников налогообложения снизились в более поздней средневековой Англии, и началась серия опытов по налогам на опрос: в 1377 году налог с плоской ставкой, в 1379 году налог. К 1381 году непопулярность этих налогов способствовала восстанию Пизантов. Более поздние опыты по подоходным налогам в течение 15-го века не успели поднять необходимые правительству суммы, и предпринимались попытки получения других налогов, таких как налоги на приходы.


Лекция 4. Налоги в средневековой Европе

В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и налогового аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля — наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т. д.

Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан недворянского происхождения.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую ненависть населения, система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.

Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья.

В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности обложения.

По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов.

Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или 25% от чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% от чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%.

К. поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма» существовал не только у древних славян.

В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8 шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3 шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7. Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов для строений, имеющих 25 и более окон.

Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных. Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у него имущества.

В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе. Например, в 1641г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40 фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов стерлингов.

В Дании еще в середине XVIIIв. каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог в 1 талер. От него освобождались лишь солдаты и дети до 12 лет.

В XIII в. во Франции был введен акциз на соль. Оттуда само понятие акцизного налога перешло в Голландию, где акцизы весьма прижились. Затем перекочевали в Англию и другие страны Европы. Главным образом облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля.

Таможенные пошлины отнюдь не всегда взимались на государственных границах. В описываемые времена, кроме внешних, функционировало множество внутренних пошлин: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина — на устройство причалов, торговые пошлины. В Англии, например, таможенные пошлины взимались еще со времен господства римлян. А с 979г., по сведениям , они стали постоянными. В том году король Этельред повелел взимать с каждой прибывающей для торговли лодки по полпенни пошлины, а с большой лодки — 1 пенни.

1187 г. в Англии и во Франции была установлена «саладинова десятина». Это было ответом на успешные действия султана Садах Ад Дина, разгромившего основанное крестоносцами Иерусалимское королевство. Налог взимался с имения тех, кто не принимал личного участия в крестовых походах. В дальнейшем парламенты весьма часто позволяли королям и правителям пользоваться этой мерой.

Коммунальные и местные налоги возникли, как говорилось выше, еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины.

В Англии местное налогообложение стало развиваться с XVI в. на основе налога для бедных. Именно тогда королевским законодательством содержание неимущих было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т. д.

Административно-хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Приходы могли объединяться в округа. Более крупной административной единицей являлось графство, что сохранилось до сих пор. Графство могло взимать свои налоги. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов.

Другой тип местного налогообложения можно было наблюдать во Франции. У департаментов и провинций почти не было финансовой самостоятельности. Источники финансовых ресурсов строго регламентировались сверху. Доходы общине давали эксплуатация принадлежащих ей имущества и процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции), но всегда определялись вышестоящими органами управления.

Как отмечалось выше государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов становился, как правило, откупщик. На откуп обычно отдавались косвенные налоги, чрезвычайные налоги. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала община. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная казна. Вот что писал об этом методе Н. Тургенев: «Полагают, что во Франции издержки сбора налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись доходу, который получало Правительство от сего налога. Сюлли говорит, что в начале его министерства казна Государственная получала 30 миллионов дохода, между тем как народ платил 150 миллионов. По смерти Людовика XIV многие утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750 миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов».

Попытка серьезно ограничить деятельность откупщиков и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах XVIв. во Франции, когда экономикой страны управлял Жан Батист Кольбер (1619-1683). В 1662г. там законодательно ограничили норму комиссионных по откупам до одной шестой от цены откупа. Ранее она практически доходила до одной четвертой. После введения указанного закона в целом по основным откупам при небольшом повышении общего сбора налогов с 36,7 млн. ливров до 39,4 млн. ливров, или на 7%, чистый доход государства вырос в 1662 г. по сравнению с 1661г. с 10,9 млн. ливров до 18,5 млн. ливров, или почти на 70%. Расходы на сбор налогов, куда входили и комиссионные откупщиков, сократились с 25,8 млн. ливров до 20,9 млн. ливров, или более чем на 23%.

Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Отвечал он и интересам налогоплательщиков. Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох.

(1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

В изданной в 1625г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические» английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689—1755) с полным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII — начале XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в малой степени сдерживали развитие торговли.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов.

Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…».

Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов».

Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны. они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно».

Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и так далее.

Тот же аббат Тэрре в 1770г. собственноручно начертал на письме одного интенданта: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины».

В те же годы (последняя треть XVIIIв.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такое отягощение подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его сбор может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным гнетом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов».

Итак, из приведенной цитаты можно вынести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).

2. Принцип определенности, требующий, чтобы - сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налоговых платежей
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Подготовка налогов
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог на испанскую
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Фискус Иудейский
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят


Налогообложение в средневековой Англии было системой сбора денег на королевские и правительственные расходы. В англосаксонский период основными формами налогообложения были земельные налоги, хотя также взимались таможенные пошлины и сборы с чеканки монет. Самым важным налогом позднего англосаксонского периода был мель , земельный налог, который впервые регулярно взимался в 1012 году для оплаты наемников. После нормандского завоевания Англии в 1066 году сбор продолжался до 1162 года, но в конечном итоге он был заменен налогами на личную собственность и доход.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Предпосылки
  • 2 англосаксонская Англия (597–1066)
  • 3 Норманнская и анжуйская Англия (1066–1216)
  • 4 Плантагенеты, Англия (1216–1360)
  • 5 Позднесредневековая Англия (1360–1485)
  • 6 См. Также
  • 7 цитат
  • 8 ссылки

Британия , южная и центральная часть острова Великобритании, была провинцией Римской империи до ухода римлян из Британии примерно в 400 году нашей эры. Император Гонорий сказал британцам в 410 году, что они несут ответственность за свою собственную защиту, и с тех пор до высадки Августина Кентерберийского в Королевстве Кент в 597 году в рамках григорианской миссии мало что известно о правительственных структурах или финансовой системы.

Англосаксонская Англия (597–1066)

Первое недвусмысленное упоминание о налогообложении в англосаксонской Англии происходит из Закона Этельберта , кодекса законов короля Этельберта Кентского , в котором указывается, что штрафы по судебным делам должны быть уплачены королю. Никакие другие формы налогов не упоминаются в кодексе законов Этельберта, но другие формы налогообложения подразумеваются предоставлением освобождения от налогообложения церкви другим королем, Вихтредом Кентским . Другие упоминания налогов содержатся в кодексе законов короля Уэссекса Ины . Хотя другие ранние англосаксонские короли не упоминаются как сборщики налогов, средневековый писатель Беде упоминает, что земли в Англси и на острове Мэн были разделены на шкуры , определенные в законе Ины как единица земли, которую можно было использовать для сбора налогов. еда и другие товары от подданных короля. Документ VII или VIII века, Трайбл Хидаге , показывает, что большая часть англосаксонских земель к тому времени была разделена на шкуры. Хартии времен короля Мерсии Оффы показывают, что пошлины взимались с торговли, и именно во время правления Оффы чеканка серебряных пенни была впервые введена в англосаксонской Англии. Чеканка стала королевским правом и, вероятно, была введена для облегчения уплаты налогов.

В ранней англо-саксонской Англии шкура использовалась в качестве основы для оценки количества продовольственной ренты (известной как феорм ), взимаемой с территории. Первоначально размер шкуры варьировался в зависимости от ценности и ресурсов самой земли. Со временем шкура стала единицей измерения всех государственных обязательств. У арендаторов было тройное обязательство, основанное на их землевладении: они должны были предоставить рабочую силу для так называемого «общего бремени» военной службы, работы в крепостях и ремонта мостов . С увеличением проблем, связанных с набегами викингов, англосаксонские лидеры подняли налоги, также в зависимости от владения землей (или укрытия) своих арендаторов. Этот налог был известен как Данегельд и использовался для выплаты рейдерам, а не для борьбы. В IX веке Альфред Великий столкнулся с проблемой викингов. После победы над ними в битве при Эдингтоне (878 г.) он приступил к строительству системы укрепленных городов или фортов, известных как бурхи . Он также обновил традиционный фирд, чтобы обеспечить постоянную армию и флот. Чтобы профинансировать все эти изменения, Альфреду потребовалась новая система налогов и призыва, которая содержится в документе, теперь известном как Burghal Hidage . Burghal Hidage содержит список из более чем тридцати укрепленных мест и налогов, записанных как количество шкур, предназначенных для их содержания. Спустя долгое время после смерти Альфреда его правнук Эдгар еще больше развил налоговую систему, периодически отозвав и напоминая все монеты, при этом финансистов заставляли платить за новые штампы . Вся прибыль от этих действий досталась королю и была королевским правом. Несмотря на все эти изменения, Anglo-Saxon Chronicle фиксирует выплату 132 000 фунтов стерлингов скандинавским нападавшим с 991 по 1012 год.

В 1012 году был введен гельд или герегельд (буквально «армейский налог»), ежегодный налог, впервые начисленный королем Этельредом Неготовым платить за наемников в армии и на флоте. Перед лицом вторжения в Англию датского короля Свейна Форкберда потребовались усиленные вооруженные силы. Позже, после завоевания Англии сыном Свейна Кнутом Великим , мерин был продолжен. В этом налоге использовалась такая же техника для сбора, как и в Данегельде, и он снова основывался на количестве шкур, имеющихся у арендатора. Сумма, причитающаяся с каждой шкуры, была переменной. В 1051 году Эдуард Исповедник упразднил герегельд и сэкономил деньги, продав свой флот, передав военно-морскую оборону портам Чинкве в обмен на различные привилегии. Однако, возможно, Херегельд был восстановлен в 1052 году.

Норманн и анжуйская Англия (1066–1216)

В нормандский период формального разделения между домом короля и правительством не существовало , хотя постепенно сам дом стал отделяться от правительства. Таким образом, доход от налогообложения объединялся с другим доходом для финансирования короля и правительства без каких-либо различий, как в современном мире. При норманнском и анжуйском королях у правительства было четыре основных источника дохода: (1) доход от земель, принадлежащих непосредственно королю или его владений , (2) доход, полученный от его прав как феодального сюзерена, феодальных прав такие как феодальная помощь или щедрость (3) налогообложение и (4) доход от штрафов и другие доходы от правосудия. Ко времени короля Генриха I большая часть доходов поступала в казначейство , английское казначейство, а первые записи казначейства датируются 1130 годом в виде первого сохранившегося свитка трубок того года. Со времен короля Генриха II трубочные свитки в основном непрерывно фиксируют доходы и налоги королевской семьи. Однако не все доходы поступали в казначейство, а некоторые случайные налоги и сборы никогда не регистрировались в трубных рулонах.

Само налогообложение в этот период принимало различные формы. Основным налогом был гель, который по-прежнему зависел от земли и был уникальным в Европе в то время как единственный земельный налог, который был универсальным для всех подданных короля, а не только для его непосредственных феодальных арендаторов и крестьян. Ее по-прежнему оценивали на шкуре, и обычная ставка составляла 2 шиллинга за шкуру. Однако при определенных обстоятельствах налогообложение оценивалось с точки зрения услуг, оказанных короне, таких как Avera и Inward .

Поскольку мерин взимался с землевладельцев, он применялся только к свободным мужчинам, владевшим землей, и, таким образом, крепостные и рабы были освобождены от налога. Другие исключения предоставлялись избранным подданным или являлись правом, принадлежащим определенным правительственным учреждениям. Geld был непопулярным, и из-за увеличения числа исключений приносил меньшие суммы. Во время правления короля Стефана неясно, собирали ли вообще мерин, поскольку никаких финансовых отчетов не сохранилось. Однако, когда король Генрих II взошел на престол, мерин был снова собран. Однако после 1162 г. гельд больше не собирали.

В 1194 году, частично из-за необходимости собрать огромные суммы, необходимые для выкупа короля Ричарда I , находившегося в плену в Германии, был введен новый земельный налог. Это был карукаж , и, как и мерин, он базировался на земле. В общей сложности карукаж применялся шесть раз, но он производил меньшие суммы, чем другие средства сбора доходов, и последний раз собирался в 1224 году. В 1194 году, в рамках попыток поднять выкуп Ричарда, 25% сбор на все личное имущество и доход. был наложен. В другие годы устанавливались другие ставки, например, тринадцатая, введенная в 1207 году.

Помимо налогов на землю и налогов на личное имущество, в этот период были введены налоги на торговлю. В 1202 году король Иоанн ввел таможенную пошлину в размере пятнадцатой от стоимости всех ввозимых или вывозимых товаров. Однако похоже, что эти обязанности были прекращены в 1206 году.

Плантагенеты Англия (1216–1360)

Во время правления короля Генриха III король и правительство просили у знати Англии согласия на налоги, которые правительство хотело наложить. Это привело в 1254 году к созданию парламента Англии , когда дворяне посоветовали королю вызвать рыцарей из каждого графства, чтобы они посоветовали и согласились с новым налогом. В 1260-х годах люди из городов были включены в рыцари, положив начало Палате общин Англии .

К середине 13 века налог на движимое имущество был установлен по соглашению в размере пятнадцатого для сельских жителей и десятых для жителей городов. Нововведением 1334 года стала замена индивидуальных оценок единовременным начислением для каждой общины.

В 1275 году король Эдуард I восстановил таможенную пошлину, установив ставку в размере отметки на каждый мешок с шерстью (весом 364 фунта (165 кг)) или 300 шерстяных шкур, а также отметку на последней шкуре. Затем в 1294 году Эдуард добавил к мешкам с шерстью еще один налог - мальтольт в дополнение к предыдущей таможенной пошлине. Эти налоги были отменены в 1296 году, но в 1303 году они были вновь введены, но только для неангландских купцов. В течение следующих 40 лет мальтольт был предметом спора между королем и парламентом, в результате чего налог оставался на более низком уровне, но требовалось согласие парламента для его введения.

Позднесредневековая Англия (1360–1485)

Поступления от традиционных источников налогообложения снизились в более поздней средневековой Англии, и началась серия экспериментов с подушными налогами : в 1377 г. был введен фиксированный налог, а в 1379 г. - поэтапный налог . К 1381 году непопулярность этих налогов способствовала Крестьянскому восстанию . Более поздние эксперименты с подоходным налогом в 15 веке не смогли поднять суммы, необходимые правительству, и были предприняты попытки других налогов, таких как налоги на приходы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:13, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов.

Работа состоит из 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый налог. Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

1.4. Налоги в Византии

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10—12,5 %), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности.

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр.

Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

Глава 2. История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.)

Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии 8 . В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически сложилась следующая система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог – капитицию (через откупщика). Города собирали подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов – городами и сельским населением») у своих вассалов.

Сбор налогов постепенно становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. Откупщикам помогали войска, поэтому сбор налогов напоминал военную компанию – с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем прижилась и развилась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

2.1. Налоги в средневековой Франции

Настоящие налоги, в смысле публичных сборов, могли появиться снова только при условии укрепления и объединения государственной власти, чему должно было предшествовать ослабление феодальной системы. Это случилось гораздо позднее в Германии, нежели в Англии и во Франции, что объясняется особенностями в истории названных государств.

Так, Столетняя война, во время которой Франция неоднократно подвергалась нападениям внешних врагов, вторгшихся одно время внутрь страны, в сильной степени способствовала укреплению во Франции королевской власти. Общая беда побудила французов сплотиться около короля.

Далее, во Франции борьба королей с феодализмом увенчалась быстрым успехом, и французское государство около половины ХV века окончательно сконцентрировалось. В это время во Франции устанавливается настоящий правильный налог с лиц и с имуществ, принимается длинный ряд прямых и косвенных налогов. К XVII веку Франция обладала уже массой самых разнообразных налогов, которые постоянно возвышались и умножались. Темной стороной в организации французских налогов были злоупотребления при их взимании и их крайне неравномерном распределение, как по разным местностям государства, так и между отдельными плательщиками 9 . Устройство косвенных налогов в разных французских провинциях представляло большую пестроту. В одних провинциях косвенные налоги были гораздо тяжелее, чем в других, а рядом были провинции, где некоторых из косвенных налогов совсем не существовало. Тяжесть податного бремени лежала главным образом на низших классах населения, именно на сельских обывателях. Аристократия и духовенство частью совсем не платили налогов, частью были в привилегированном положении. В большом ходу во Франции при старом режиме была отдача налогов на откуп. Перед революцией почти все косвенные налоги были на откуп у нескольких больших компаний 10 . Откупщики выжимали из народа все, что могли, и вконец разоряли его. В 80-х годах ХVIII века французские финансы окончательно запутались и пришли в безвыходное положение. Одной из главных причин французской революции и был финансовый кризис .

Революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом режиме; но постепенно все эти налоги были восстановлены, только уже в измененном виде, именно они были распространены на всех граждан без допущения каких-либо изъятий и привилегий.

2.2. Налоги в Англии в Средние века

Англия еще скорее, чем Франция, сложилась в цельный политический организм, и ее государственное развитие шло всегда с замечательной устойчивостью.

Что касается английской финансовой податной истории, но проследить таковую сравнительно легко, благодаря тому, что по причине парламентарного образа правления, в английских финансах было более гласности, чем на континенте.

Государственный строй древней Англии также был проникнут частноправовыми началами.

Как только Британия свергла римское иго, в ней немедленно исчезли все римские институты, которые еще не успели здесь прочно укорениться. Англо-саксонские короли для покрытия своих личных, придворных и государственных расходов пользовались, главным образом, доходами от своих собственных земель. Налоги носили чрезвычайный характер и устанавливались, когда государству грозила опасность от внешних врагов, каковыми в то время являлись норманны, датчане и другие воинственные народы. Эти чрезвычайные сборы назывались Датскими деньгами 11 . Норманнское завоевание принесло в Англию феодализм, который здесь принял несколько иной характер, чем на континенте. В то время, как на континенте королевская власть была крайне стеснена и почти только номинальна, и вассалы были неограниченными господами в своих владениях, - в Англии короли всегда сохраняли известные права над владениями вассалов. Это объясняется тем, что Вильгельм-Завоеватель покорил Англию на себя одного. Он оставил себе домены прежних англо-саксонских королей, увеличив их многочисленными конфискациями имений лиц, оказывавших ему сопротивление. Остальные земли Вильгельм-Завоеватель роздал своим вассалами, но при этом точно были выговорены права, какие король сохранял над этими землями. При переходе этих последних по наследству, королю уплачивалась особая подать за утверждение наследников умершего феодала в правах наследства. Короли имели исключительное право устанавливать таможенные пошлины. Магна карта ограничила право королей вводить новые налоги и повышать старые. Но иногда короли пренебрегали этим и устанавливали разные сборы по своему произволу. Английская история дает нам много примеров разногласий между королями и парламентом в податных вопросах. И революция против Карла I Стюарта произошла вследствие того, что названный король требовал от населения сборы, на установление которых парламент не давал согласия. Именно, в Англии издревле существовало право королей требовать от подданных средств для защиты страны. Между прочим, жители морских побережий обязаны были сооружать корабли или давать деньги на постройку таковых. Карл I стал злоупотреблять этим правом и собирал весьма часто корабельные деньги, пока, наконец, парламент не воспротивился королю и не объявил этот сбор незаконным. Король распустил парламент, но последний отказался разойтись. Завязалась борьба между королем и так называемым Долгим Парламентом, кончившаяся победой последнего.

2.3. Налоги в средневековой Германии

В Германии очень поздно появились общегосударственные налоги. Феодализм здесь утвердился прочнее и держался дольше, чем где бы то ни было.

Когда в немецких государствах начали возникать разные прямые и косвенные сборы, то это были территориальные, а не имперские налоги. Германия долго оставалась в раздробленном состоянии, и между императором и его подданными стояли всегда сословия. Эти последние давали иногда императору известные материальные средства; но делалось это на основании просьбы со стороны императора и в виде добровольных даров. В некоторых случаях такие субсидии были почти обязательны, напр., для выкупа государя из плена, при посвящении в рыцари его сына или выдаче замуж его дочери.

Неоднократно были делаемы попытки установить общие для всей Германии налоги, напр., во времена Крестовых походов, Гусситских войн и турецкого нашествия; но эти попытки всегда были неуспешны. Между прочим, Карл V стремился сосредоточить в своих руках все таможенные пошлины и установить одну таможенную линию, которая совпадала бы с границей империи. В то время вся Германия была изрезана внутренними таможенными линиями, отчего торговля была крайне стеснена. Право вводить таможенные пошлины постепенно отошло от императора к территориальным владельцам; курфюрсты при избрании императоров выговаривали себе право на взимание таможенных пошлин, остальные князья захватывали это право силой и собирали пошлины на мостах, переправах, дорогах и реках. Вследствие противодействия князей и городов, Карлу V пришлось отказаться от своего плана.

Императоры находили большую материальную поддержку в городах. Эти последние сильно страдали от хищничества рыцарей и прибегали под покровительство императоров, обязываясь, в свою очередь, уплачивать императору определенные налоги. Особенно много подобных договоров с городами заключил Рудольф Габсбургский. Но только города не допустили нарушить своей сплоченности. Налог императору уплачивался всем городом. Отдельные горожане являлись как бы подданными города, между ними и императором стояло городское управление, которое назначало и собирало налоги с граждан. В Германии податное хозяйство ранее всего утвердилось в городах, что вполне понятно, так как города явились центром умственной жизни и культуры того времени 12 . В городах же возникает сознание о податной обязанности граждан относительно города. Городские сборы явились настоящими налогами, которые общественный союз требовал от своих членов в видах общего блага.

В то время, как в больших немецких городах финансовое хозяйство становится денежным и податным, в территориях еще долго преобладает натуральное и частноправовое хозяйство, а император обходится своими личными доходами и субсидиями от сословий и городов.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что налогообложение имеет богатую и насыщенную историю.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.

В новых государствах в Средние века развивался феодализм, и весь государственный строй проникался частноправовыми началами. С правами землевладения соединяются все права законодательства, суда и управления. Государственное хозяйство принимает характер частного, и налоги перестают фигурировать в ряду обыкновенных государственных доходов. Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. В средние века налог королю (а именно он олицетворял государство для простого народа) как первому среди равных уплачивали только в трех случаях: для выкупа его самого из плена; при посвящении в рыцари его старшего сына и для свадьбы дочери. Все эти платежи, по существу, были помощью в решении «личных», а не государственных вопросов.

В Западной Европе по мере развития государства увеличилась потребность в денежных ресурсах. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям, и они сами раскладывали между собой необходимую сумму.

Поземельный налог выступал в двух формах: в виде десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет по усредненным показателям. Не редко одновременно устанавливались обе формы налога. Первая – десятина шла в пользу церкви, вторая – в пользу государства. Поземельный налог начал взиматься во Франкском государстве раннего средневековья. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а так же владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви получали от короля привилегии не платить налогов. В Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявленного ими самими дохода.

Подушный или поголовный налог, несмотря на свои очевидные недостатки, они являлись одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве Франков вносить подушную подать был обязан каждый. Ею так же облагались и несовершеннолетние, за которых подать обязан был вносить глава семьи. Освобождались от ее уплаты вдовы и сироты. В Дании еще в середине 18 века каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог 1 талер. От него были освобождены солдаты и дети до 12 лет.

В 18 веке во Франции был введен акциз на соль. От туда понятие акцизного налога перешло в Голландию, затем в Англию и другие страны Европы. Главным образом акцизами облагались алкогольные напитки и табачные изделия, но не редко они распространялись на массу предметов потребления.

Таможенные пошлины не всегда взимались на государственных границах. В этот период существовало множество внутренних пошлин, мостовой сбор при переезде через мост, торговые пошлины, причальные пошлины. В Англии таможенные пошлины начали взиматься еще со времен государства римлян.

Чрезвычайные налоги вводились по мере необходимости. В 1187 году в Англии и во Франции была установлена салодиновая десятина.

Коммунальные и местные налоги возникли еще в древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины. В Англии местное налогообложение стало развиваться с 16 века на основе налога для бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство платин, на здравоохранение и так далее. Административно хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов. Традиционно местное финансовое хозяйство Англии имело высокую степень независимости от центральных органов управления. Попытка серьезно ограничить деятельность откупов и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах 17 века во Франции. Переход от откупов в государственной системе установления и сбора налогов ставится все более насущным. Фома Аквинский предлагал наиболее удобной формой финансирования государственных расходов за счет богатства знатных людей. В конце 17в. – начале 18века в Европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящее рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда от уплаты налога освобождались товары идущие на экспорт.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они не в малой степени сдерживали развитие торговли. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. В этот период началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французские ученые трактовали, что один акциз способен принести столько же, даже больше, чем все другие вместе взятые налоги.

В конце 18 века закладывались основы современного государства, проводящего активную финансовую и налоговую политику.

2. В России при приемниках Петра I финансы начали приходить в упадок. В отличии от Петра I, Елизавета не делала различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные государственные монополии. Не задолго до свержения Петра III в 1762 году, государственные расходы значительно превышали государственные доходы. Екатериной II (1729-1796) были отменены многие откупа и монополии, была снижена казенная цена соли, был запрещен вывоз хлеба за границу. Была установлена роспись доходов и расходов. В этот период произошло упорядочение управлением финансов. В этот период времени принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но их нельзя было назвать полезными в целом, так, например в 1765 году было признанным необходимым отдать на откуп винную торговлю. Через два года откупа приобрели массовый характер. С одной стороны это привело к увеличению доходов государства, с другой стороны в стране было пьянство и тайная продажа водки. Более одной третей гос. расходов поглощала армия. В 1775 году Екатерина II внесла координальные изменения в налогообложение и купечество. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов, и установила гильдейский сбор с них. Все купцы в зависимости от имущества были подразделены на 3 гильдии. Для того чтобы попасти в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 рублей. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. Купцы сами докладывали о своем капитале «по совести». Проверки не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере одного % от объявленного капитала. В дальнейшем эта ставка росла и в конце царствования Александра I составила 2,5 % для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами. Большую часть косвенных налогов приносили литейные налоги. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, которая в дальнейшем была разделена на четыре: первая заведовала доходами гос-ва, вторая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взысканием недоборов.

В губерниях для управления финансами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Они просуществовали до XX века. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I, на усиление местного самоуправления. В этот период укрепляются бюджеты городов, в которых все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей прорубей, с подвижных лодок и т. д. В этот период появляются первые заемные средства в бюджетах городов и %-ты по вкладам в банке. Привальирующим среди доходов являются отчисления от государственной монопольной торговли виноводочными изделиями. Налоги от продажи этих изделий приносили более 23% всех доходов столицы. В 1802 году манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В 1811 году управление финансов было разделено на три части: Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство – ведало расходами, Гос. контролер – занимался ревизией всех счетов. В 1809 году расходы госбюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, которая проводилась под руководством крупного гос. деятеля Сперанского. Она предлагала проведения ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в 2 или 3 раза. Доход помещиков с их земель обложили подоходным, прогрессивным налогом. Так же были повышены гильдейские налоги с купцов, возрос гербовый сбор и т. д. Эти меры позволили в течение 1810-1812 годов удвоить доходную часть госбюджета и сократить гос. расходы. До сих по не потеряли актуальности правила, предложенные Сперанским в 1810г.: расходы должны соответствовать доходам, поэтому ни какой новый расход не может быть назначен прежде пока не найдется соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться по: ведомствам; степени нужды в них; пространству; предметному назначению; степени постоянства.

Через несколько лет после «плана финансов» Сперанского появился в России первый крупный труд в области налогообложения «опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818г.). Книга свидетельствует о том что в России хорошо знали работы Западных экономистов и практику налогообложения. Все богатства народные считал Тургенев, происходят из двух главных источников: силы природы и силы человеческой, но для извлечения богатства из этих источников нужны средства. Эти средства находятся в различных предметах, т. е. строениях деньгах и т. д. Ценность этих строений денег называется капиталом. Все налоги происходят из трех источников дохода: из дохода от земли; из дохода от капитала; из дохода от работы.

Это утверждение Тургенева считалось общим правилом при взимании налогов. Налог должен быть всегда взимаем с дохода и при том с чистого дохода, а не с самого капитала. Для того чтобы источники доходов государственных не истощались, Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов, это требование является актуальнейшим для экономики. Так же он призывает к крайне осторожному обращению с налогами, постоянно напоминая, что налоги уменьшают народное богатство, т. к. часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы необходимые для жизни были всегда освобождены от налогов, но такого не бывает. Тургенев дает следующую классификацию налогов:

1 Налоги с дохода от земли

1.1 налоги с чистого дохода

1.2 десятинная подать

1.3 налоги с дохода от рудокопных заводов

1.4 налоги со строений

2 налоги с дохода от капитала

2.1 налоги с денежных капиталов

2.2 налоги с капиталов употребляемых в ремеслах (плата за свидетельство выдаваемое ремесленником, налоги с извозчиков)

3 налоги с самих капиталов. Их не должно быть, но они существуют, это налоги на наследство и дарение, и налоги на сделки в виде гербового сбора.

4 налоги с заработной платы

5 налоги со всех источников дохода безразличия (совокупный годовой доход)

6 налоги на потребление – акцизы на соль, табак, алкогольные напитки, мясо, муку, хлеб и т. д. и внешние и внутренние таможенные пошлины.

7 Чрезвычайные налоги

В 1845 году в Казани вышла книга «Теория финансов» посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и госкредиту, автор Иван Городов.

Читайте также: