Протокол о взимании косвенных налогов в рамках еаэс

Опубликовано: 30.04.2024

Уплата НДС при торговле в ЕАЭС регулируется «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров…», являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол и Приложение № 18).

По правилам Протокола, собственник товара–российский импортер неизменно будет плательщиком НДС при импорте в Россию, а взимание НДС вправе осуществить только российский налоговый орган (п. 13 Приложения № 18).

Косвенные налоги все равно должен будет уплатить тот налогоплательщик, на территорию которого импортированы товары, даже если налогоплательщик одной страны ЕАЭС приобретает товары, ранее импортированные на территорию его государства налогоплательщиком другого государства ЕАЭС (п. 13.4 Приложения № 18).

Минфин России указывал, что российская фирма, которая выкупает арендуемые комбайны у белорусской компании, должна уплатить НДС российскому налоговому органу на основании договора купли-продажи. В рассматриваемом случае, российская фирма сначала использовала комбайны на территории России по договору аренды, а потом выкупила их у белорусской компании (Письмо Минфина России от 09.12.2016 № 03-07-13/1/73742).

В аналогичной ситуации (когда товар пересекает границу, не поменяв собственника) чиновники указывали, что по лому и отходам черных металлов, ранее ввезенному в Россию из Казахстана и реализуемому казахстанской компанией через филиал в РФ, налог на добавленную стоимость уплачивается российским покупателем лома российскому налоговому органу на основании договора купли-продажи (Письмо Минфина России от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48564).

Таким образом, российский импортер обязан уплатить ввозной НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС, причем, независимо от того, на территории какой страны они были произведены (см. Письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: ввозной НДС нужно платить независимо от выбранной системы налогообложения.

Следовательно, при приобретении вагонов у казахской компании (уже находящихся на территории РФ) НДС нужно уплатить при переходе права собственности на вагоны. Налоговую базу по НДС нужно определить на дату принятия вагонов к учету на счете 08 (п. 14 Приложения № 18).

Покупатель платит НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров в ИФНС по месту своей регистрации (п. 4 ст. 72 Договор о ЕАЭС от 24.04.2014 и п. 13 и п. 19 Приложения № 18).

К 20-му числу нужно представить в налоговый орган Декларацию о ввозе товаров из стран ЕАЭС (п. 20 Приложения № 18). В отличие от Грузовой таможенной декларации, которая подается на таможне по каждому факту импорта товаров, эту Декларацию нужно подавать в течение 20 дней по окончании отчетного периода.

Отчетным периодом являются те месяцы, в которых организация принимает к учету ввезенные товары. Если товары ввезены и приняты к учету в августе, то подавать Декларацию нужно не позднее 20 сентября.

Форма Декларации и электронный формат ее представления утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».

Вместе с Декларацией импортер представляет в ИФНС документы, предусмотренные пунктом 20 Приложения № 18:

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Форма и Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов содержатся в Протоколе от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Сформировать файл заявления для подачи в электронном виде можно с помощью программы, размещенной на сайте ФНС .

Заявление можно подать двумя способами:

  1. Или на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде
  2. Или только в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью

Представлять Заявление на бумажном носителе не нужно в случае представления заявления в электронном виде с электронно-цифровой подписью по телекоммуникационным каналам связи (подп. 1 п. 20 Приложения № 18, Письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@).

Когда заявление представлено на бумажном носителе, то один экземпляр остается в налоговом органе, а три – возвращаются налогоплательщику с отметкой об уплате НДС в разделе 2 заявления. Два экземпляра налогоплательщик направляет продавцу, экспортировавшему товары.

Если заявление представлено в электронном виде с электронно-цифровой подписью, то налоговый орган в ответ направит электронный документ, подтверждающий факт уплаты НДС. В этом случае налогоплательщик пересылает копии своего заявления и документа, подтверждающего уплату НДС, полученного в налоговой, продавцу, который экспортировал товары (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).

  • Копии документов, подтверждающих приобретение и ввоз товара.

Такими документами являются договор или контракт, на основании которого приобретаются вагоны, копии актов приема-передачи железнодорожного подвижного состава, счета-фактуры, если их выставит казахский продавец вагонов, копии технических паспортов вагонов, накладные и т.п.

Документы можно передать в электронном виде, если их форматы для электронной передачи утверждены ФНС (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов).

Такой xml-формат установлен, например, для документа о передаче товаров при торговых операциях (Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@).

Если документ составлен в электронном виде, но не по установленным форматам, его все равно придется представить на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии (Письмо ФНС России от 20.02.2018 № ЕД-4-15/3372)

  • Банковская выписка, подтверждающая факт уплаты НДС при импорте.

При наличии переплаты налогов либо сумм НДС, подлежащих возврату (зачету), не представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Копия документа, представляемого на бумаге, заверяется подписью руководителя (п. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если документ многостраничный, то можно либо заверить отдельно каждую страницу, либо прошить все страницы одного документа, пронумеровать их и заверить всю подшивку. Но нельзя сшивать вместе и заверять пачку разных документов (Письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Если не представить комплект документов вместе с Декларацией, то могут оштрафовать на 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ (ст. 126 НК РФ).

Вступление в силу названных законодательных актов не внесло серьезных изменений в ранее действовавшие порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках стран – участниц ЕАЭС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов, по сути, дублирует подписанные ранее в рамках Таможенного союза протоколы по товарам и услугам.

Сохранившийся принцип страны назначения предусматривает налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном установленному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы ЕАЭС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляет документы (их копии), перечисленные в п. 4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

При импорте товаров взимание косвенных налогов осуществляет налоговый орган государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства-члена, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, – комиссионер, поверенный или агент.

При импорте одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

В случае выполнения работ и оказания услуг место реализации определяют по правилам п. 29 приложения 18 к Договору ЕАЭС, аналогичным ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, как правило, являются договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Внимание! Членами ЕАЭС являются государства, подписавшие Договор о ЕАЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения (п. 1 ст. 1, абз. 3 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС, часть первая ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС). В ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика на основании Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС плательщики получили больше прав при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявление о ввозе товаров, в электронном виде.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС установлены разд. II Протокола о порядке взимания косвенных налогов (часть вторая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС). При этом положения названного протокола применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения.

Белорусским экспортерам при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо учитывать следующие моменты:

1) при определении места реализации товаров следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь (часть третья п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

2) реализация товаров на экспорт в Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Армения облагается НДС по ставке 0 % (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС; часть первая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

3) нулевая ставка НДС применяется к товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) для документального подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС предоставлено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (часть первая п. 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) при экспорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения белорусский плательщик (экспортер) имеет право на налоговые вычеты (часть вторая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 1. Уплата НДС при участии белорусской организации в выставке на территории Российской Федерации

Белорусская организация организовала выставку произведений искусства на территории Российской Федерации, в связи с чем оплатила оказанные ей выставочные услуги российской фирме.

Обязана ли белорусская организация производить уплату НДС за оказанную ей услугу?

В рассматриваемой ситуации выставочные услуги оказаны на территории Российской Федерации, поэтому НДС должна уплатить российская фирма в бюджет Российской Федерации. Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать НДС. Данный вывод обоснован следующими нормами законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору о ЕАЭС.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Договором о ЕАЭС (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп. 3 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 2. Взимание НДС при оказании посреднических услуг

Белорусская организация заключила возмездный договор с российской фирмой. Согласно этому договору белорусская организация получает от белорусских предприятий, которым российская фирма отгрузила продукцию, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) и передает их российской стороне.

Обязана ли белорусская организация уплачивать НДС и если да, то по какой ставке? Является ли эта услуга бухгалтерской?

В рассматриваемой ситуации белорусская организация обязана уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь с применением ставки 20 %. Данный вывод вытекает из следующего.

Предмет заключенного договора не подпадает под термин «бухгалтерская услуга», поэтому следует применять подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказывает налогоплательщик этого государства-члена.

Справочно: бухгалтерские услуги – это услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Применение нулевой ставки НДС в рассматриваемой ситуации нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов, а также НК не предусмотрено.

Особенности исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) с территории государств – членов ЕАЭС

Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств – членов ЕАЭС, признается объектом обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (ст. 5, п. 2 ст. 95 НК).

Справочно: к международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, относится вступивший в силу с 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС. Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств – членов ЕАЭС, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15, 16 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС).

Во взаимной торговле товарами между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией (государствами – членами ЕАЭС) взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение НДС при импорте (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС (за исключением помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров, включая плательщиков, применяющих специальные (особые) режимы налогообложения (часть первая п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Рассмотрим основные положения, на которые белорусским плательщикам, импортирующим товары с территории государств – членов ЕАЭС, следует обращать внимание:

1) при ввозе в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения НДС взимают налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки на учет собственника товаров, а в случаях, предусмотренных НК, – комиссионер, поверенный или иное аналогичное лицо (п. 4 ст. 95 НК; подп. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь товары облагаются НДС в зависимости от вида ввозимого товара по следующим ставкам: 10 % или 20 % (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 1.2.2, 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК);

3) НДС необходимо уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет или наступления срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), импортеру необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (часть II) и пакет соответствующих документов (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) НДС, уплаченный при ввозе товаров, принимается к вычету в порядке, установленном НК (п. 26 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 2.2 п. 2, абз. 3 части второй п. 3 ст. 107 НК);

6) при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС должна быть увеличена на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. В этом случае уплату НДС и представление налоговой декларации необходимо производить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

Часто можно услышать: зачем нужен протокол испытаний?

Протоколы проведения испытаний, оформленные компетентными аккредитованными лабораториями по результатам тестирования продукции или в производственных лабораториях, служат как основание для принятия декларации о соответствии. Испытания лежат в основе подтверждения соответствия. Протокол является для держателя декларации документом, на базе которого он берет ответственность на себя за соответствие продукции требованиям регламента и ее безопасность.

В протоколе измерений обязательно заполняются результаты испытаний в соответствии с нормами соответствующих статей ТРТС и приложений, а также нормативно-технической документации на продукцию, регламентирующие показатели безопасности и качества. В некоторых случаях, и в том числе по желанию заказчика, протокол также содержит так называемые показатели подлинности/фальсификации.

Вступление в силу названных законодательных актов не внесло серьезных изменений в ранее действовавшие порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках стран – участниц ЕАЭС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов, по сути, дублирует подписанные ранее в рамках Таможенного союза протоколы по товарам и услугам.

Сохранившийся принцип страны назначения предусматривает налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном установленному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы ЕАЭС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляет документы (их копии), перечисленные в п. 4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

При импорте товаров взимание косвенных налогов осуществляет налоговый орган государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства-члена, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, – комиссионер, поверенный или агент.

При импорте одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

В случае выполнения работ и оказания услуг место реализации определяют по правилам п. 29 приложения 18 к Договору ЕАЭС, аналогичным ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, как правило, являются договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Внимание! Членами ЕАЭС являются государства, подписавшие Договор о ЕАЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения (п. 1 ст. 1, абз. 3 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС, часть первая ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС). В ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика на основании Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС плательщики получили больше прав при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявление о ввозе товаров, в электронном виде.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС установлены разд. II Протокола о порядке взимания косвенных налогов (часть вторая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС). При этом положения названного протокола применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения.

Белорусским экспортерам при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо учитывать следующие моменты:

1) при определении места реализации товаров следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь (часть третья п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

2) реализация товаров на экспорт в Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Армения облагается НДС по ставке 0 % (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС; часть первая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

3) нулевая ставка НДС применяется к товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) для документального подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС предоставлено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (часть первая п. 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) при экспорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения белорусский плательщик (экспортер) имеет право на налоговые вычеты (часть вторая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 1. Уплата НДС при участии белорусской организации в выставке на территории Российской Федерации

Белорусская организация организовала выставку произведений искусства на территории Российской Федерации, в связи с чем оплатила оказанные ей выставочные услуги российской фирме.

Обязана ли белорусская организация производить уплату НДС за оказанную ей услугу?

В рассматриваемой ситуации выставочные услуги оказаны на территории Российской Федерации, поэтому НДС должна уплатить российская фирма в бюджет Российской Федерации. Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать НДС. Данный вывод обоснован следующими нормами законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору о ЕАЭС.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Договором о ЕАЭС (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп. 3 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 2. Взимание НДС при оказании посреднических услуг

Белорусская организация заключила возмездный договор с российской фирмой. Согласно этому договору белорусская организация получает от белорусских предприятий, которым российская фирма отгрузила продукцию, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) и передает их российской стороне.

Обязана ли белорусская организация уплачивать НДС и если да, то по какой ставке? Является ли эта услуга бухгалтерской?

В рассматриваемой ситуации белорусская организация обязана уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь с применением ставки 20 %. Данный вывод вытекает из следующего.

Предмет заключенного договора не подпадает под термин «бухгалтерская услуга», поэтому следует применять подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказывает налогоплательщик этого государства-члена.

Справочно: бухгалтерские услуги – это услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Применение нулевой ставки НДС в рассматриваемой ситуации нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов, а также НК не предусмотрено.

Особенности исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) с территории государств – членов ЕАЭС

Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств – членов ЕАЭС, признается объектом обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (ст. 5, п. 2 ст. 95 НК).

Справочно: к международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, относится вступивший в силу с 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС. Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств – членов ЕАЭС, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15, 16 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС).

Во взаимной торговле товарами между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией (государствами – членами ЕАЭС) взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение НДС при импорте (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС (за исключением помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров, включая плательщиков, применяющих специальные (особые) режимы налогообложения (часть первая п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Рассмотрим основные положения, на которые белорусским плательщикам, импортирующим товары с территории государств – членов ЕАЭС, следует обращать внимание:

1) при ввозе в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения НДС взимают налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки на учет собственника товаров, а в случаях, предусмотренных НК, – комиссионер, поверенный или иное аналогичное лицо (п. 4 ст. 95 НК; подп. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь товары облагаются НДС в зависимости от вида ввозимого товара по следующим ставкам: 10 % или 20 % (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 1.2.2, 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК);

3) НДС необходимо уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет или наступления срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), импортеру необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (часть II) и пакет соответствующих документов (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) НДС, уплаченный при ввозе товаров, принимается к вычету в порядке, установленном НК (п. 26 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 2.2 п. 2, абз. 3 части второй п. 3 ст. 107 НК);

6) при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС должна быть увеличена на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. В этом случае уплату НДС и представление налоговой декларации необходимо производить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

Ответы на популярные вопросы

Зачем нужно утверждать протокол испытаний?

ПИ является официальным документом, который выдается независимыми лабораториями по результатам проведения оценки безопасности, надежности и качества продукции. Последнее время эксперты обращают особое внимание на оформление протоколов в части утверждения измерений. Эксперты настаивают на необходимости утверждать протоколы измерений, при этом внося в документ реквизит «УТВЕРЖДАЮ» в правом вернем углу протокола (в соответствии с п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов).

Сколько действителен протокол испытаний?

Срок действия зависит от того впервые или повторно были организованы испытания заявленного вида продукции: 1. 1 год с момента составления протокола – при обязательной первичной сертификации; 2. 10 лет – в случае последующих обращений.

Как правильно внести изменения в протокол испытаний?

Как проверить протокол испытаний в реестре?

Для протоколов испытаний нет базы свободного доступа. Проверить документ можно: • обратившись в сертификационный центр – там можно попросить ссылку для обзора внутреннего списка системы или, при отсутствии ссылки – официальный ответ, подтверждающий подлинность протокола. • непосредственно в лаборатории. Практическая недоступность реестров отдельных документов позволяет некоторым фирмам оформлять их нелегально. При возникновении сомнений в легитимности ПИ, обратитесь к специалистам Центра.

Взимание косвенных налогов в рамках Евразийского экономического союза

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС), неотъемлемой частью которого является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол о порядке взимания косвенных налогов).

Автор данного комментария рассматривает отдельные нормы, касающиеся взимания косвенных налогов в рамках взаимоотношений стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Вступление в силу названных законодательных актов не внесло серьезных изменений в ранее действовавшие порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках стран – участниц ЕАЭС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов, по сути, дублирует подписанные ранее в рамках Таможенного союза протоколы по товарам и услугам.

Сохранившийся принцип страны назначения предусматривает налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном установленному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы ЕАЭС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляет документы (их копии), перечисленные в п. 4 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

При импорте товаров взимание косвенных налогов осуществляет налоговый орган государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства-члена, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, – комиссионер, поверенный или агент.

При импорте одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

В случае выполнения работ и оказания услуг место реализации определяют по правилам п. 29 приложения 18 к Договору ЕАЭС, аналогичным ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, как правило, являются договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.

Внимание! Членами ЕАЭС являются государства, подписавшие Договор о ЕАЭС: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения (п. 1 ст. 1, абз. 3 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС, часть первая ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС). В ближайшее время к ЕАЭС должна присоединиться Кыргызская Республика на основании Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС плательщики получили больше прав при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявление о ввозе товаров, в электронном виде.

Особенности исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в государства – члены ЕАЭС установлены разд. II Протокола о порядке взимания косвенных налогов (часть вторая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС). При этом положения названного протокола применяются ко всем товарам независимо от страны их происхождения.

Белорусским экспортерам при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо учитывать следующие моменты:

1) при определении места реализации товаров следует руководствоваться законодательством Республики Беларусь (часть третья п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

2) реализация товаров на экспорт в Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Армения облагается НДС по ставке 0 % (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС; часть первая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

3) нулевая ставка НДС применяется к товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) для документального подтверждения применения нулевой ставки при экспорте товаров в государства – члены ЕАЭС предоставлено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (часть первая п. 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) при экспорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения белорусский плательщик (экспортер) имеет право на налоговые вычеты (часть вторая п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 1. Уплата НДС при участии белорусской организации в выставке на территории Российской Федерации

Белорусская организация организовала выставку произведений искусства на территории Российской Федерации, в связи с чем оплатила оказанные ей выставочные услуги российской фирме.

Обязана ли белорусская организация производить уплату НДС за оказанную ей услугу?

В рассматриваемой ситуации выставочные услуги оказаны на территории Российской Федерации, поэтому НДС должна уплатить российская фирма в бюджет Российской Федерации. Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать НДС. Данный вывод обоснован следующими нормами законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору о ЕАЭС.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Договором о ЕАЭС (п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп. 3 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Ситуация 2. Взимание НДС при оказании посреднических услуг

Белорусская организация заключила возмездный договор с российской фирмой. Согласно этому договору белорусская организация получает от белорусских предприятий, которым российская фирма отгрузила продукцию, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) и передает их российской стороне.

Обязана ли белорусская организация уплачивать НДС и если да, то по какой ставке? Является ли эта услуга бухгалтерской?

В рассматриваемой ситуации белорусская организация обязана уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь с применением ставки 20 %. Данный вывод вытекает из следующего.

Предмет заключенного договора не подпадает под термин "бухгалтерская услуга", поэтому следует применять подп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказывает налогоплательщик этого государства-члена.

Справочно: бухгалтерские услуги – это услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Применение нулевой ставки НДС в рассматриваемой ситуации нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов, а также НК не предусмотрено.

Особенности исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) с территории государств – членов ЕАЭС

Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств – членов ЕАЭС, признается объектом обложения НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (ст. 5, п. 2 ст. 95 НК).

Справочно: к международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, относится вступивший в силу с 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС. Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств – членов ЕАЭС, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15, 16 части первой ст. 2 Договора о ЕАЭС).

Во взаимной торговле товарами между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Российской Федерацией (государствами – членами ЕАЭС) взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение НДС при импорте (часть первая п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС (за исключением помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров, включая плательщиков, применяющих специальные (особые) режимы налогообложения (часть первая п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Рассмотрим основные положения, на которые белорусским плательщикам, импортирующим товары с территории государств – членов ЕАЭС, следует обращать внимание:

1) при ввозе в Республику Беларусь товаров из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения НДС взимают налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки на учет собственника товаров, а в случаях, предусмотренных НК, – комиссионер, поверенный или иное аналогичное лицо (п. 4 ст. 95 НК; подп. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 п. 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Республики Беларусь или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь товары облагаются НДС в зависимости от вида ввозимого товара по следующим ставкам: 10 % или 20 % (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 1.2.2, 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК);

3) НДС необходимо уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет или наступления срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

4) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), импортеру необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (часть II) и пакет соответствующих документов (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов);

5) НДС, уплаченный при ввозе товаров, принимается к вычету в порядке, установленном НК (п. 26 Протокола о порядке взимания косвенных налогов; подп. 2.2 п. 2, абз. 3 части второй п. 3 ст. 107 НК);

6) при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС должна быть увеличена на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. В этом случае уплату НДС и представление налоговой декларации необходимо производить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.

"Налоговый вестник", 2017, N 6

Основные цели Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) состоят в создании условий для стабильного развития государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, формировании единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всесторонней модернизации, кооперации и повышении конкурентоспособности национальных экономик.

Высокий уровень интеграции в формате ЕАЭС гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в ключевых отраслях экономики - энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Глобализация (регионализация) международных экономических отношений влечет за собой взаимовлияние налоговых систем стран-участниц и, как следствие, появление новых проблем, барьеров и ограничений в межстрановых налоговых отношениях.

НДС в ЕАЭС (общая информация)

НДС, являясь косвенным налогом, поступает в бюджеты государств ЕАЭС путем изъятия части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Следовательно, НДС выполняет не только фискальную функцию, пополняя бюджет государства, но и регулирующую функцию, стимулируя производство и экспорт. Динамика поступлений НДС в бюджеты государств - членов ЕАЭС представлена в таблице 1.

Динамика поступлений НДС в государствах - членах ЕАЭС (в нацвалюте)

Армения (млрд драм)

Беларусь (млрд бел. руб.)

Казахстан (млрд тенге)

Кыргызстан (млрд сом)

Россия (млрд руб.)

По своему влиянию на формирование доходной части бюджетов стран НДС является одним из важнейших методов концентрации части произведенного национального дохода.

Отношение НДС к ВВП в государствах - членах ЕАЭС (в %)

Как видно из таблицы 2, доля НДС в налоговых доходах бюджетов каждого государства-члена составляет более 1/3. Налоговая нагрузка сравнительно одинаковая в странах Союза. Доля НДС в валовой стоимости каждого государства-члена самая высокая в Армении и Белоруссии, сравнительно ниже - в Казахстане и России.

Социально-экономические показатели ЕАЭС

ВВП (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Доля НДС в доходах бюджета (%)

Налоговая нагрузка (% к ВВП)

Источник: финансовая статистика ЕЭК за 2015 г. Показатели 2016 г. в процессе формирования.

В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от ряда факторов. Так, в Республике Армения и Республике Беларусь - самый высокий НДС (20%). В Республике Казахстан и Кыргызской Республике низкая ставка НДС - 12%. Особенностью является наличие пониженной ставки НДС 10% в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы социально значимых товаров. Ставка НДС на экспорт унифицирована во всех странах ЕАЭС и составляет 0% (таблица 3).

Ставки НДС в государствах - членах ЕАЭС, в %

Различные ставки НДС в государствах-членах объясняются, прежде всего, различиями экономических систем (соотношением конъюнктурной (сырьевой) и структурной (промышленной) составляющей), а также продвинутостью экономических реформ. Очень важно отметить при этом наличие налогового суверенитета стран-участниц.

О косвенном налогообложении в ЕАЭС

Принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения заложены в разделе XVII "Налоги и налогообложение" Договора о ЕАЭС. Данный раздел состоит из трех статей (ст. 71 - 73), в которых предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. Так, товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.

В этой статье (п. 2 ст. 71) провозглашается принцип недискриминации налогообложения во взаимной торговле, когда "взимание налогов в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов, должно быть не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории".

Чтобы не нарушать условия равной конкуренции, не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, страны ЕАЭС определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, включая гармонизацию ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам и дальнейшее совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

Считаем важным также отметить, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами в ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72).

Немаловажно отметить, что основополагающим положением Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО) является также принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам.

Обратите внимание! Определение принципа недискриминации в рамках ЕАЭС: государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов, на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории.

Одновременно следует отметить, что принцип наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле является важным положением ГАТТ, которым устанавливается принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам. В то время как РНБ запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

Принцип национального режима, дополняющий РНБ, предусматривает, что импортированный товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства.

Государства - члены Договора о ЕАЭС предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. То есть любое государство не имеет права после того, как товар попал на его рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые предусматриваются для товаров отечественного или внутреннего происхождения (п. 5 ст. 72).

О гармонизации косвенных налогов в ЕАЭС (НДС, акцизы)

Если говорить о налоговой гармонизации стран - членов ЕАЭС, на текущем этапе стоит отметить значительный прогресс в вопросах унификации подходов к осуществлению косвенного налогообложения.

Из проведенного анализа элементов НДС и акцизов (таблица 4) следует, что структура налогообложения в государствах - членах ЕАЭС характеризуется значительной степенью унификации: элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, освобождение от уплаты налогов, порядок налогового администрирования в значительной степени идентичны. Не гармонизированы льготы, ставки акцизов.

Читайте также: