Приказ минфина об акцизах

Опубликовано: 19.09.2024

«Об утверждении Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений»

31 августа 2020 г. Минфин России на своем сайте в разделе «Документы» опубликовал приказ от 17 августа 2020 г. № 168н 1 , которым утвержден Порядок составления и ведения планов ФХД федеральных бюджетных и автономных учреждений 2 . Данный Порядок федеральные учреждения должны применить уже при составлении и ведении планов ФХД на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг. Приказ зарегистрирован в Минюсте ( № 59789) 14 сентября 2020 г.

Полномочия Минфина России

Минфин России издал Приказ № 168н в соответствии с абзацем девятнадцатым статьи 165 « Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Фед ерации 3 .

Напомним, что чуть более года назад в статью 165 БК РФ были внесены существенные изменени я 4 . Тогда, в частности, абзац девятнадцатый данной статьи был изложен в новой редакции:

«устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений».

Таким образом, Минфин России в 2019 г. получил полномочия на установление порядка составления и ведения планов ФХД федеральных бюджетных и автономных учреждений. А уже в 2020 г. финансовое ведомство реализовало данное полномочие, издав Приказ № 168н.

Отметим, что до внесения указанных выше изменений в статью 165 БК РФ порядок составления и ведения планов ФХД федеральными бюджетными и автономными учреждениями устанавливался федеральными учредителями 5 (министерствами). Однако теперь федеральные учредители (министерства) должны будут привести установленный ими порядок составления и ведения плана ФХД в соответствие с требованиями Федерального порядка ПФХД. И сделать это они должны до окончания текущего 2020 г.

Приказ № 168н и Приказ № 186н

Теперь финансистам и главным бухгалтерам важно не запутаться в нумерологии приказов Минфина России:

– Приказ № 168н – только для федеральных бюджетных и автономных учреждений;

– Приказ № 186н – для учреждений всех уровней бюджетов, в том числе и федерального.

Заметим, что Приказ № 186н был принят в соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г . № 7-ФЗ 8 «О некоммерческих организациях». Однако утверждение Требований ПФХД как для государственных, так и для муниципальных учреждений, с момента принятия Закона № 199-ФЗ не является полномочием Минфина России. Вероятно, в ближайшее время будут внесены уточнения в Закон № 7-ФЗ.

Тем не менее федеральным бюджетным и автономным учреждениям при составлении планов ФХД на 2021 г. пока следует руководствоваться и Требованиями ПФХД. А учреждениям других уровней бюджетов (региональным, муниципальным) нужно следить за изданием нормативных документов своими учредителями – вполне возможно, что они разработают и утвердят свои порядки составления и ведения планов ФХД до конца текущего года.

В целом Федеральный порядок ПФХД дублирует многие положения Требований ПФХД, а также более детально описывает процедуру составления и утверждения планов ФХД федеральными учредителями. При этом в Федеральном порядке ПФХД по аналогии с Требованиями ПФХД 9 сохранен основной принцип составления планов – по кассовому методу, в валюте РФ 10 .

Основные различия

Согласно Приказу № 168н планы ФХД учреждения составляют и ведут в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» 11 в форме электронных документов. В Требованиях ПФХД для государственных и муниципальных учреждений такого условия нет.

Кроме того, в отличие от Требований ПФХД Федеральный порядок ПФХД содержит не только рекомендуемый образец плана ФХД (приложение 1), но и рекомендуемые образцы:

– обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (приложение 2);

– сведений о поступлениях и выплатах (приложение 3).

При этом рекомендуемый Федеральным порядком ПФХД образец плана ФХД более детальный, чем образец плана ФХД, приведенный в Требованиях ПФХД. И в отличие от Требований ПФХД обоснования (расчеты) плановых показателей федеральные бюджетные и автономные учреждения должны будут формировать по отдельным операциям с источниками финансирования дефицита средств.

Очевидно, что подлежащие применению формы плана ФХД, обоснований (расчетов) плановых показателей и сведений о поступлениях и выплатах федеральные учредители должны разработать и утвердить уже в самое ближайшее время.

Расчет расходов и кассовый метод

Как уже отмечалось выше, при составлении планов ФХД учреждения независимо от уровня бюджета используют кассовый метод расчета показателей. То есть учреждения отражают в этом документе денежные поступления и выбытия средств со своих счетов по определенным направлениям. При этом расходы, то есть выбытие денежных средств со счетов учреждения, рассчитывают определенным образом.

К сожалению, из текста Требований ПФХД трудно понять, какие нормы обеспеченности должны быть в наличии, так как нормы обеспеченности имуществом могут выражаться как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом использовать стоимостные показатели для составления плана ФХД гораздо удобнее, если это касается госуслуг, предоставляемых бюджетными и автономными учреждениями в течение планируемого года. Также в Требованиях ПФХД не уточнено, каким документом должно быть подтверждено наличие норм обеспеченности: локальным актом учреждения, нормативными документами учредителя или иными федеральными нормативными актами? Вероятно, учредитель должен самостоятельно разработать и довести до подведомственных учреждений нормы обеспеченности движимым имуществом и порядок их применения в деятельности учреждения.

Аналогичный порядок расчета расходов по кассовому методу сохранен и в Федеральном порядке ПФХД.

Так, расчет расходов на приобретение объектов движимого имущества 15 (в том числе оборудования, транспортных средств, мебели, инвентаря, бытовых приборов) осуществляется с учетом:

– среднего срока эксплуатации указанного имущества, норм обеспеченности (при их наличии);

– потребности учреждения в таком имуществе;

– информации о стоимости приобретения необходимого имущества, определенной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заключающимся в анализе информации о рыночных ценах идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, в том числе информации о ценах изготовителей.

А при расчете расходов на приобретение материальных запасов нужно учитывать 16 потребности учреждения в продуктах питания, лекарственных средствах, горюче-смазочных и строительных материалах, мягком инвентаре и специальной одежде, обуви и тому подобном, а также наличие указанного имущества в запасе и (или) необходимость формирования экстренного (аварийного) запаса.

Кроме того, федеральные учредители могут принять решение о расчете расходов (за исключением расходов на закупку товаров, работ, услуг) по источникам их финансового обеспечения 17 , то есть большей детализации таких расходов.

План ФХД и госзадание

Так, в базовый норматив затрат 20 , непосредственно связанных с оказанием госуслуги, включают затраты на приобретение имущества с учетом срока его полезного использования. Другими словами, если, например, срок полезного использования принтера составляет три года, то его можно приобрести за счет средств субсидии на госзадание только раз в три года. Если же такой принтер вышел из строя раньше, чем закончился срок его полезного использования, то, вероятно, приобрести замену ему придется за счет других источников, имеющихся у учреждения. Аналогичные требования об учете срока полезного использования при включении затрат на приобретение имущества содержатся в расчете базового норматива на общехозяйственные нужды, а также в порядке расчета нормативных затрат на выполнение работ.

Кроме того, объем субсидии на госзадание 21 может быть скорректирован в течение срока его выполнения в случае:

– изменения состава и стоимости имущества учреждения, признаваемого в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом;

– изменения законодательства РФ о налогах и сборах.

Очевидно, что состав и стоимость имущества в течение года могут измениться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Следовательно, если это положение Порядка № 640 понимать буквально, то соответствующим образом может быть изменен (то есть увеличен или уменьшен) объем самой субсидии. Однако в том же пункте указано, что уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания осуществляется 22 только при соответствующем его изменении. Тут возникло некоторое противоречие внутри данного пункта, поэтому, вероятно, должны последовать соответствующие разъяснения Минфина России.

Заключение

Очевидно, что методика расчета расходов федеральных учреждений для формирования плана ФХД должна совпадать с планируемыми затратами, учитываемыми при расчете субсидии на госзадание. Ведь план ФХД федеральные бюджетные и автономные учреждения на 2021 г. будут составлять с учетом планируемых объемов, в частности и субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 23 .

Приказ Минфина России от 01.04.2020 N 51н
"О Порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2020 N 58658)

Дата сохранения: 27.08.2020

Зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 2020 г. N 58658

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 апреля 2020 г. N 51н

О ПОРЯДКЕ

СОГЛАСОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

В соответствии с частью 3 статьи 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2018, N 1, ст. 88), пунктами 1 , 5.2.29(4) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2017, N 17, ст. 2569; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 апреля 2020 г.), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2020 г., но не ранее признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37082).

приказом Министерства финансов

от 01.04.2020 N 51н

ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила согласования применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее - закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) федеральным органом исполнительной власти, определенным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4514; 2015, N 1, ст. 279) (далее - федеральный орган исполнительной власти).

2. В целях применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2018, N 1, ст. 88) (далее - Федеральный закон), заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона, формирует обращение о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее соответственно - заказчик, Обращение) и направляет его в федеральный орган исполнительной власти. Рекомендуемый образец Обращения приведен в приложении к настоящему Порядку (далее - Приложение).

3. Обращение должно содержать информацию, указанную в Приложении . К Обращению прилагаются следующие информация и документы:

а) обоснование отнесения закупки к случаям, предусмотренным пунктом 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (в случаях осуществления закупки, предусмотренных пунктом 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона);

б) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона;

в) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 , частями 2 , 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона;

г) информация о соответствии участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требованиям, предусмотренным подпунктом "в" настоящего пункта.

4. Обращение направляется в федеральный орган исполнительной власти на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации. При направлении Обращения на бумажном и съемном машинном носителях информации заказчик обеспечивает идентичность информации и документов, представленных на указанных носителях. Обращение, направляемое на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Обращение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, направляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

5. Федеральный орган исполнительной власти обеспечивает регистрацию поступившего Обращения. При этом днем поступления Обращения считается день его регистрации в федеральном органе исполнительной власти.

6. Федеральный орган исполнительной власти не рассматривает Обращение и возвращает его заказчику (с указанием причин) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления Обращения, в случае непредставления информации и документов, предусмотренных настоящим Порядком.

7. Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления Обращения, федеральный орган исполнительной власти, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка, осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает Обращение. При этом федеральный орган исполнительной власти вправе приглашать представителя заказчика, запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию и документы, необходимые для рассмотрения Обращения;

б) по результатам рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, принимает решение в соответствии с пунктами 8 или 9 настоящего Порядка;

в) направляет заказчику на бумажном носителе в одном экземпляре предусмотренное подпунктом "б" настоящего пункта решение, подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти. Решение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, направляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

8. Федеральный орган исполнительной власти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, принимает решение о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в таком решении указываются выявленные в результате рассмотрения Обращения нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и на необходимость их устранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

9. Федеральный орган исполнительной власти принимает решение об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выявления таким органом:

а) отсутствия оснований для применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) описания объекта закупки, не соответствующего положениям статьи 33 Федерального закона;

в) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

г) необоснованного сокращения количества участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

10. Направление в контрольный орган в сфере закупок в соответствии с настоящим Порядком Обращения в случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации; 1998, N 31, ст. 3823; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 мая 2020 г.) полномочий государственного, муниципального заказчика бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу осуществляется указанным учреждением, унитарным предприятием, иным юридическим лицом от лица соответствующего органа или организации, являющихся государственными, муниципальными заказчиками и передавших им указанные полномочия государственного, муниципального заказчика.

11. Положения настоящего Порядка распространяются на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с частями 4 , 4.1 и 5 статьи 15 Федерального закона.

21 декабря 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (далее – Приказ № 256н). Он вносит изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и в Инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Часть изменений необходимо применять при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Другие изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.

Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021

План счетов автономных учреждений приведен в соответствие с Единым планом счетов. Узнать подробности изменений в Едином плане счетов и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), можно здесь.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н автономные учреждения в разрядах 24 – 26 номера счета указывают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике. Эта структура должна обеспечивать раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета отражаются коды КОСГУ. Номер счета (разряды 1 – 17, 24 – 26) формируется с учетом плана счетов автономных учреждений.

В свою очередь в п. 3 Инструкции № 183н установлено, что в разрядах 24 – 26 номера счета ставятся коды КОСГУ. Номера счетов автономных учреждений, где в разрядах 24 – 26 необходимо указывать код КОСГУ, в плане счетов отмечены сноской "1". Кроме того, Приказом № 256н план счетов дополнен счетами, увеличение и уменьшение по которым показывается по конкретным кодам КОСГУ:

  • 0 111 40 000 "Права пользования нефинансовыми активами";
  • 0 205 00 000 "Расчеты по доходам";
  • 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
  • 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам";
  • 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами";
  • 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
  • 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
  • 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами".

По счету 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" прямо указаны коды 737, 837 КОСГУ. Ранее применение кодов КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера этого счета вызывало вопросы, указывать ли код в зависимости от типа контрагента в расчетах или всегда ставить подстатью 737 (837). В письме Минфина России от 05.07.2019 № 02-08-05/49655 разъяснялось, что в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 должны быть подстатьи 737 (837) КОСГУ, поскольку денежное обязательство принято в отношении физического лица (работника учреждения). Теперь эта позиция закреплена в планах счетов для всех типов учреждений.

Из системного анализа норм планов счетов и инструкций № 157н, 183н вытекает, что автономные учреждения могут указывать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике, отличный от кода КОСГУ, только в счетах учета нефинансовых активов (101 00 – 106 00), за исключением отдельных счетов аналитического учета.

В порядок формирования разрядов 1 – 17 номеров счетов автономных учреждений внесены уточнения (п. 3 Инструкции № 183н):

  • в разрядах 5 – 14 номера счета ставятся нули, кроме объектов бухгалтерского учета, возникающих при реализации национальных проектов (программ). Ранее аналогичные поправки были внесены в п. 21.2 Инструкции № 157н;
  • в разрядах 5 – 17 номеров счетов 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280, если они корреспондируют со счетами 0 100 00 000 (кроме 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000), 0 201 35 000, ставятся нули. Ранее такое правило действовало только для счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270;
  • в разрядах 1 – 17 номера счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" ставятся нули. Тем самым исправлена опечатка, которая предписывала указывать нули только в разрядах 15 – 17 номеров счетов аналитического учета счета 0 201 00 000;
  • в разрядах 15 – 17 номера счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ставятся нули при передаче объектов на условиях льготной (безвозмездной) аренды. В иных ситуациях в разрядах 15 –17 номера счета 0 210 05 000 указывается аналитический код поступлений 510;
  • в разрядах 5 – 14 номеров счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и корреспондирующих с ними счетов 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения принимаемых обязательств (расходов);
  • в разрядах 1 – 17 номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, можно отражать аналитические коды целевых статей в целях управленческого учета, а также по требованию учредителя, финансового органа.

Также пункт 3 Инструкции № 183н дополнен положениями о том, что автономное учреждение может отражать хозяйственные операции:

  • на основании первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством квалифицированной или простой электронной подписью;
  • на счетах рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках единой учетной политики – при централизации учета.

В пункте 4 Инструкции № 183н закреплено право учреждения (централизованной бухгалтерии) вводить дополнительные забалансовые счета с учетом требований органа, которому представляется отчетность.

Пункт 88 Инструкции № 183н дополнен абзацем, который определяет документальное оформление кассовых операций между учреждением и его подразделением, по месту нахождения которого оборудуется рабочее место (рабочие места). Выдача из кассы юридического лица обособленному рабочему месту (прием в кассу учреждения от обособленного рабочего места) наличных денег (в т. ч. для размена) оформляется расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Уточнения корреспонденций по поступлению, движению и выбытию основных средств (пп. 9, 10, 12, 13, 27, 28, 67.7, 67.8 Инструкции № 183н) представлены в таблице:

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июня 2020 г. N 120н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СЛУЧАИ И УСЛОВИЯ ПРОДЛЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ

МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ НА СРОК БОЛЕЕ ОДНОГО ГОДА, УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2018 Г. N 275Н

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 858 "О продлении срока продления исполнения бюджетной меры принуждения и внесении изменений в общие требования к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 июня 2020 г.) приказываю:

Внести в случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 275н "Об утверждении случаев и условий продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2019 г., регистрационный N 53662) , следующие изменения:

С изменением, внесенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 244н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2020 г., регистрационный N 57286; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 января 2020 г.).

1. Абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

"5. В течение 5 календарных дней со дня поступления в Министерство финансов Российской Федерации документов, предусмотренных пунктом 5 Общих требований, Министерство финансов Российской Федерации запрашивает в Федеральном казначействе сведения об общей сумме средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащих бесспорному взысканию в соответствии с решениями о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) (далее - сумма средств, подлежащих бесспорному взысканию), и остатках суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, по состоянию на текущую дату.";

а) абзац второй подпункта "г" изложить в следующей редакции:

"- когда в целях софинансирования (финансового обеспечения) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а также целевые безвозмездные поступления от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации "Фонд развития моногородов";";

б) абзац третий подпункта "г" признать утратившим силу;

в) подпункт "г" дополнить абзацем следующего содержания:

"- финансового обеспечения капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;";

г) дополнить подпунктом "и" следующего содержания:

"и) осуществление платы в размере 0,1 процента годовых за фактическое количество дней пользования средствами федерального бюджета, начисляемых на остаток суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию (далее - проценты за рассрочку), в случае если бюджетные меры принуждения применены за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101). Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года.";

3. Дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

"8.1. При принятии Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 858 "О продлении срока продления исполнения бюджетной меры принуждения и внесении изменений в общие требования к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 июня 2020 г.) решения о продлении до 2029 года срока продления исполнения бюджетной меры принуждения за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации:

вносит изменения в решение о применении бюджетной меры принуждения, предусматривающие, что исполнение бюджетной меры принуждения осуществляется в 2020 году в размере 0 процентов остатка суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, в 2021 - 2024 годах в размере 5 процентов остатка суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, ежегодно, в 2025 - 2029 годах в размере 16 процентов остатка суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, ежегодно;

заключает дополнительное соглашение к соглашению, заключенному в соответствии с пунктом 5 общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N 1268 "Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44, ст. 6761), содержащее следующие обязательства субъекта Российской Федерации:

а) обеспечение ежегодно в период с 2020 по 2029 год превышения значения не менее чем четырех показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации относительно среднероссийского уровня;

б) при выявлении по итогам отчетного года (после опубликования данных официального статистического учета за отчетный год) неисполнения обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, исполнение бюджетной меры принуждения в срок, определенный в соответствии с пунктом 5 общих требований и заключенным в соответствии с пунктом 5 общих требований соглашением, или в случае, если указанный срок исполнения бюджетной меры принуждения истек, осуществление единовременного исполнения бюджетной меры принуждения".

Читайте также: