Протокол о налоговом правонарушении

Опубликовано: 26.04.2024

Обжалование протокола об административной ответственности вопрос не простой. Едва ли кто-то в здравом уме планирует совершить административное правонарушение. Большинство законопослушных граждан впадают в панику при одном упоминании о нем. Но, к сожалению, даже самые ответственные люди совершают деяния, иногда расходящиеся с нормами административного права.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа. Звоните уже сегодня!

Кто составляет протокол об административном правонарушении?

В соответствии с требованиями КоАП РФ, протокол составляется должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дело. При этом, в пределах компетенции органа. Глава 23 КоАП утверждает закрытый перечень компетенций суда, органов и их должностных лиц по рассмотрению дел.

Кроме того, КоАП в ст. 28.3 устанавливает список лиц, уполномоченных составлять протокол о нарушении, когда дело рассматривается судом.

Как оформить свое несогласие с протоколом на месте?

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица. Это требование является обязательным.

Нет смысла отказывать должностному лицу в подписании прокола. Отказ подписать прокол приведет к лишним манипуляциям должностного лица по оформлению отказа подписать прокол. Поэтому, такой отказ является лишним и нецелесообразным.

Оформить несогласие в протоколе необходимо путем заполнения графы «Объяснения и замечания по содержанию протокола». При этом, «не согласен» не является достаточно информативной записью. Необходимо кратко указать на отсутствие события правонарушения («не курил в подъезде»), или несогласие с содержанием протокола («не согласен, знака нет, разметка стерта»).

Такая запись может заставить должностное лицо, уполномоченное лицо принимать решение по делу с учетом указанных обстоятельств. Однако, если лицо, в отношении которого ведется дело, не представит доказательств, указанные в протоколе обстоятельства могут быть не учтены. Знак могут поставить, а размету нарисовать. Потому необходимо позаботиться о сборе доказательств на месте составления прокола.

Протокол, по сути, является документированием обстоятельств совершенного нарушения, на основании него возбуждается дело. Однако, часть должностных лиц имеет право составить Постановление по делу об административном нарушении сразу после составления прокола. Несогласие с протоколом, выраженное любым образом, не влияет на выводы должностного лица о наличии или отсутствии вины в нарушении.

Основания для признания протокола по административному делу недействительным

Протокол недействителен тогда, когда составлен с существенными нарушениями. КоАП РФ не содержит признаков недействительности протокола, однако устанавливает правовой статус протокола и требования к его содержанию.

Как правило, обстоятельства, при которых протокол не может считаться доказательством по делу, определяются рассматривающим дело лицом, органом или судом. Как правило, к таким обстоятельствам суды относят отсутствие необходимой информации.

Если в проколе не зафиксированы или зафиксированы не верно дата и место его составления, данные должностного лица и лица, совершившего правонарушение, данные свидетелей и потерпевших (если они имеются), место и время совершения административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение, информация о разъяснении прав, возникают препятствия для вынесения постановления по делу, основания для отмены постановления по делу.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Порядок обжалования протокола об административной ответственности

Порядок обжалования протокола не предусмотрен ввиду существа данного документа. Обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, возбужденное на основании прокола.

Дело считается возбужденным с момента составления прокола. Потому, с момента составления прокола у гражданина появляются права и обязанности лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Соответственно, возражения по поводу нарушений при составлении прокола можно выразить путем представления доказательств искажения в протоколе фактов нарушения, путем дачи объяснений, путем ходатайства о приобщении к делу документов, материалов, опросе свидетелей и т. д.

Если прокол был составлен с существенными нарушениями, или в нем факты отражены искаженно, лицо может обратиться в порядке подчинения к вышестоящему должному лицу с общей жалобой. В такой жалобе необходимо указать основания своего несогласия, подтверждающие документы/материалы.

КоАП закрепляет так же порядок обжалования постановления по делу. Жалобу подают в орган, рассмотревший дело, или в суд (если дело рассматривал суд).

В течение 3 дней жалоба направляется вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий суд.

Срок оспаривания протокола о привлечении к административной ответственности

Срок оспаривания протокола по делу – 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться в момент вручения, получения копии протокола.

Кроме того, пропущенный срок обжалование может быть восстановлен. Для этого, в жалобе на постановление необходимо просить восстановления срока и указывать причины его пропуска.

Как правило, причины должны быть оценены как уважительные – болезнь, нахождение за границей и т. д.

ВАЖНО: срок восстанавливается судом или должностным лицом, которое будет рассматривать жалобу.

Как составить жалобу на протокол об административном правонарушении?

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

ПОЛЕЗНО: жалоба должна содержать просьбу отменить постановление, смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы

Что делать, если жалобу на протокол не удовлетворили?

После того, как жалобу на постановление о нарушении не удовлетворили, постановление вступает в силу. Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях, вступивших в силу, установлен КоАП РФ.

ВНИМАНИЕ: с 1 октября 2019 года жалобу на вступившее в силу постановление нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.

Если постановление об АП было вынесено арбитражным судом, жалобу рассматривает Верховный Суд РФ.

Процессуальные требования к содержанию жалобы установлены ст. 30.14 КоАП РФ. Нужно предусмотреть в содержании:

  1. Название суда
  2. Сведения о заявителе
  3. Сведения об участниках дела
  4. Данные вступившего в силу постановления
  5. Доводы о незаконности жалобы

К жалобе нужно приложить материалы, доказывающие факты, являющиеся основаниями для отмены постановления.

Кроме того, к жалобе нужно приложить:

  • копию постановления, вступившего в силу;
  • копии решений по предыдущим жалобам на постановление
  • копии жалобы для других участников производства по их количеству

Участие адвоката в производстве по административным делам

На сегодняшний день существует огромное количество открытых ресурсов, где можно узнать порядок обжалования административного протокола. На этих же ресурсах, либо в представительстве самого законодательного органа можно скачать или посмотреть образец обжалования административного протокола. Но мы рекомендуем не пользоваться открытым доступом, поскольку найденная информация не отражает индивидуальной особенности Вашей ситуации и обстоятельств дела.

Не нарушайте законы и знайте свои права, тогда вес проблемы вас обойдут стороны. Если пришла беда, то вы всегда можете рассчитывать на помощь нашего адвоката по административным делам. Запишитесь на консультацию уже сегодня.

Отзыв о работе нашего административного адвоката


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

В соответствии со ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение
налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих
оснований от административной и иных видов ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Юридических и иных приравненных к ним лиц, являющихся субъектами административной
ответственности, представляется возможным разделить на две группы:

  • общие – к этой группе могут быть отнесены все юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладают правосубъектностью;
  • специальные субъекты, как правило, имеют специфические признаки, которые содержатся в нормативном правовом акте, устанавливающем ответственность.

Кроме юридических лиц, субъектами административной ответственности могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами (филиалы юридических лиц (сами не являющиеся юридическими лицами) могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства Российской Федерации).
Основанием возникновения административной ответственности является административное правонарушение, т.е. административный проступок. Как установлено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В судебном порядке взыскиваются налоговые санкции как с юридических, так и с физических лиц – предпринимателей, обладающих этим статусом. Штрафы за нарушения в области налогов с
должностных лиц, установленные КоАП РФ, уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо
невозможности добровольной уплаты штрафа – в порядке исполнительного производства. С такой позицией трудно согласиться.
В случае если нарушителем законодательства является лицо физическое, не являющееся
должностным лицом организации-налогоплательщика, то за одно и то же нарушение к нему может быть применена либо налоговая, либо административная ответственность (исходя из принципа однократности применения наказания).
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении
указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
    правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное
    административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или
законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об
административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его
составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления
совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в
отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц – налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении
указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по
окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен гл. 28 КоАП РФ. Так, для того чтобы привлечь должностное лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления, заявления физических лиц, проведя при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в течение пятнадцати дней со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ.

от 8 мая 2015 года N ММВ-7-2/189@

Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 января 2019 года на основании
приказа ФНС России от 7 ноября 2018 года N ММВ-7-2/628@
____________________________________________________________________

1.1. Форму "Требование о представлении пояснений" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

1.2. Форму "Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

1.3. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки" согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

1.4. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

1.5. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

1.6. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки" согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

1.7. Форму "Справка о проведенной выездной налоговой проверке" согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

1.8. Форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

1.9. Форму "Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

1.10. Форму "Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

1.11. Форму "Протокол допроса свидетеля" согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

1.12. Форму "Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица" согласно приложению N 12 к настоящему приказу;

1.13. Форму "Постановление о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов" согласно приложению N 13 к настоящему приказу;

1.14. Форму "Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов" согласно приложению N 14 к настоящему приказу;

1.15. Форму "Требование о представлении документов (информации)" согласно приложению N 15 к настоящему приказу;

1.16. Форму "Решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации)" согласно приложению N 16 к настоящему приказу;

1.17. Форму "Поручение об истребовании документов (информации)" согласно приложению N 17 к настоящему приказу;

1.18. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации) согласно приложению N 18 к настоящему приказу;

1.19. Форму "Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов" согласно приложению N 19 к настоящему приказу;

1.20. Форму "Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов" согласно приложению N 20 к настоящему приказу;

1.21. Форму "Постановление о назначении экспертизы" согласно приложению N 21 к настоящему приказу;

1.22. Форму "Протокол об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав" согласно приложению N 22 к настоящему приказу;

1.23. Форму "Акт налоговой проверки" согласно приложению N 23 к настоящему приказу;

1.24. Требования к составлению Акта налоговой проверки согласно приложению N 24 к настоящему приказу;

1.25. Форму "Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению N 25 к настоящему приказу;

1.26. Форму "Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения" согласно приложению N 26 к настоящему приказу;

1.27. Форму "Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста" согласно приложению N 27 к настоящему приказу;

1.28. Форму "Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки" согласно приложению N 28 к настоящему приказу.

1.29. Форму "Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" согласно приложению N 29 к настоящему приказу;

1.30. Форму "Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 30 к настоящему приказу;

1.31. Форму "Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 31 к настоящему приказу;

1.32. Форму "Решение о принятии обеспечительных мер" согласно приложению N 32 к настоящему приказу;

1.33. Форму "Решение об отмене обеспечительных мер" согласно приложению N 33 к настоящему приказу;

1.34. Форму "Решение о замене обеспечительных мер" согласно приложению N 34 к настоящему приказу;

1.35. Форму "Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению N 35 к настоящему приказу;

1.36. Форму "Решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица" согласно приложению N 36 к настоящему приказу;

1.37. Форму "Решение об отмене Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" согласно приложению N 37 к настоящему приказу;

1.38. Форму "Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 38 к настоящему приказу;

1.39. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) согласно приложению N 39 к настоящему приказу;

1.40. Форму "Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 40 к настоящему приказу;

1.41. Форму "Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" согласно приложению N 41 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.04.2007, регистрационный номер 9259; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 20; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 27 ноября; 2013, 1 ноября);

приказ Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.06.2007, регистрационный номер 9691; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 34; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 27 ноября; 2013, 1 ноября);

приказ Федеральной налоговой службы от 06.04.2010 N ММ-7-2/178@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.05.2010, регистрационный номер 17222; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 23; Российская газета, 2011, 8 апреля; 2012, 25 мая);

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

С 4 июля 2016 года субъекты малого и среднего предпринимательства могут избежать штрафа за нарушение налогового законодательства и получить предупреждение.

  • Право на замену штрафа предупреждением получили индивидуальные предприниматели и юридические лица, относящиеся к сфере малого и среднего предпринимательства, а также работники указанных ИП и организаций при условии, что обнаруженное административное правонарушение было устранено и не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам и не причинило какой-либо имущественный ущерб.

Условия отмены штрафа за налоговое нарушение

    Чтобы налоговая инспекция освободила микропредприятие от штрафа и вынесла вместо него предупреждение, должны одновременно выполняться три условия.
  1. микропредприятие должно числиться в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. нарушение относится к тем, за которые штраф необязателен;
  3. микропредприятие совершила налоговое нарушение впервые.

Какие налоговые нарушения можно совершить первый раз без штрафа?

    Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:
  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • грубые ошибки в бухгалтерском учете;
  • работа без ККТ.

Как определить, что налоговое нарушение совершено впервые?

Первое нарушение или нет, налоговые инспекторы определят по своей внутренней базе. Нам не придется доказывать, что ошиблись впервые.

В планах на ближайшую перспективу стоит вопрос создания единого межведомственного реестра административных правонарушений. В случае его создания должностные лица контролирующих органов будут ориентироваться на него, квалифицируя проступки на первые и последующие.

О замене штрафа предупреждением нужно попросить

Обратите внимание, что налоговый орган по своей инициативе не будет заменять штраф предупреждением. Отказываться от штрафов не в интересах налоговых органов. О замене штрафа предупреждением нам нужно будет попросить.

В ходатайстве следует указать, что микропредприятие впервыесовершило налоговое нарушение. Если инспекторы в этом усомнятся, они сами проверят, были ли у микроперпдприятия нарушения, по своим внутренним базам и судебной практике.

Ходатайство лучше передать в налоговую инспекцию сразу после того, как мы получили акт проверки или протокол о нарушении, то есть пока инспекторы не вынесли постановление о штрафе. Иначе нам придется обжаловать постановление налоговой инспекции в вышестоящей УФНС или обращаться в суд.

В каких случаях не получится заменить штраф предупреждением?

    Не получится заменить штраф предупреждением, если:
  • обнаружится подделка документов, печатей, подписей;
  • нарушение повлекло серьезный ущерб или угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей;
  • не исполнено в срок предписание контролирующего органа об устранении выявленных замечаний;
  • были предоставлены фиктивные, недостверные сведения.

Как реагировать на предупреждение?

Если нам выписали предупреждение, то нам необходимо устранить нарушения, выполнив отмеченные в предписании требования.

Конкретного срока для того, чтобы исполнить предписание, в законодательстве нет. Но лучше не затягивать. Ведь может случиться повторная проверка. И, если неточности нами не устранены, то нам выпишут штраф.

Причем, в таком случае штрафные санкции будут назначены уже как за повторное нарушение. А размер санкций в этом случае - значительно выше.

О формах документов для взаимодействия между ФСС РФ и страхователями с 02.05.2021 года

Об учете запасов с 2021 года

Об учете запасов с 2021 года

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением статей 120, 122 и 123 НК), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт. Акт подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Если лицо, совершившее правонарушение, отказывается подписать акт, делается соответствующая запись об этом в акте.

В акте должны быть указаны:

1. подтвержденные документами факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

2. выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения налогового законодательства по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, об этом делается соответствующая отметка в акте и акт направляется по почте заказным письмом. В этом случаи датой вручения акта считается шестой день, считая с даты его отправки. Правонарушитель в случае если он не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте в течение 10 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения, как в целом, так и по отдельным частям акта. При этом он может приложить также документы (их заверенные копии) подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока данного на письменные возражения правонарушителя, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Акт рассматривается в присутствии лица совершившего налоговое правонарушения или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает правонарушителя. В случаи неявки правонарушителя или его представителя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения правонарушителя, может оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения акта может быть принято решение о привлечении в к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в Налоговом Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, а также указывается статья налогового кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, и применяемые меры ответственности.

Также указывается срок, в течение которого решение может быть обжаловано, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, наименование этого органа, место его нахождения и другие необходимые сведения. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа. Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку. В случае если правонарушитель уклоняется от получения этих документов, они направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных налоговым законодательством о соблюдении процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Если налоговым органом выявлено нарушения законодательства, за которое лицо подлежит привлечению к административной ответственности, то уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

| следующая лекция ==>
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции | Волков С.Н

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: