Произвол чиновников в налоговой сфере

Опубликовано: 03.05.2024

Президент России Владимир Путин выступил с очередным Посланием Федеральному собранию. За час он поднял несколько важнейших тем: внесение изменений в Конституцию РФ, материнский капитал, проект "Доступный интернет" и архивные данные о Великой Отечественной войне. Многие посылы были неожиданными и даже сенсационными, так же как и последовавшая сразу за этим отставка правительства.

О чем надо думать и что надо делать властям России

Обращаем внимание читателей, что беседа состоялась в видеостудии "Правды.Ру" 10 января 2020 года.

Будет ли осуществлено задуманное? Что мешало это сделать раньше? Что делалось не так и почему? Об этом главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказали доктор философских наук, кандидат политических наук, политолог Вячеслав Полосин и секретарь Объединенной коммунистической партии Российской Федерации Дарья Митина.

Читайте начало интервью:

— Очень важная тема, одна из важнейших — Послание Президента Федеральному собранию. Многие эксперты прогнозировали, что нынешнее послание будет посвящено тому, как спасти население от падения доходов и от бедности. И там действительно много об этом было сказано. Об этой теме заговорили. Хотя наши министерства, всякие экономические и финансовые, как-то пересчитывали, и у них все хорошо получалось: идет рост доходов, рост зарплаты на 0,01 процента. Хотя на самом деле вокруг посмотреть, все не очень хорошо.

В "Правде.Ру" 20 лет назад вышла статья. Она появилась, когда Владимир Путин был только первый раз кандидатом в президенты. И он уже тогда говорил, что одно из основных направлений его работы — борьба с бедностью, что это очень важно и что нужно сделать для того, чтобы бедность преодолеть. Прошло 20 лет, и у нас опять это важнейший вопрос. Каковы ваши комментарии по этому поводу?

О бедности в России

Дарья Митина: Можно вспомнить и не такие древние сюжеты. Можно вспоминать гораздо более свежие.

Сейчас все издеваются над "Стратегией 2020", которую начинали писать десять лет назад. И недавно вытащили на свет божий эту изрядно подзабытую стратегию. Там замечательные цифры:

  • какая должна быть зарплата,
  • какие должны быть доходы,
  • какой должен быть ВВП и т. д.

— Ее в конце года обсуждали.

— Это все при Суркове активно писалось в 2008-м, 2009-м, 2010-м годах. Сейчас это уже смотрится, конечно, немного смехотворно. И речь даже, может быть, не совсем о количественных параметрах.

Ведь проблема не просто в падении цифровых показателей, а в реальном падении жизненного уровня. Это факт.

Зарплаты и социальные пособия, пенсии растут на какие-то десятые, сотые пункты, а цены растут уже в разы, а какие-то и на порядки, и тарифы растут, и т. д. Вот эта диспропорция и приводит к обнищанию основной массы населения.

Произвол чиновников

Важный момент также не только уровень жизни, но еще очень многие недостатки нашего управленческого механизма.

От идиотизма чиновников не защитит никакой высокий уровень жизни. Чиновничий произвол, который мы наблюдаем в регионах, просто перешел все пределы. Это не зависит от экономических показателей. Это не зависит от уровня зарплаты и т. д. Это именно изъяны нашего управленческого аппарата. Мне кажется, что это надо рассматривать особо.

Потому что экономические показатели — это вещь в какой-то степени объективная, но они зависят от многих факторов, в том числе конъюнктуры, внешнеполитических факторов и каких угодно.

А здесь именно качество управления.

  • С одной стороны, мы видим все эти показушные программы "Лидеры России", "Кадры России", "Избранная тысяча" и т. д.
  • А с другой стороны, налицо вопиющий непрофессионализм, вопиющая халатность, отношение к человеку — бесчеловечное.

Мне кажется, что это должно стать отдельным сюжетом. И гораздо лучше будет выслушано такое послание и гораздо большего отклика оно найдет у слушателей, чем просто какие-то сухие выкладки о цене на нефть, о средней зарплате и т. д. Тем более, наше статистическое ведомство — тут тоже не приходится говорить.

Разница в зарплатах огромная. Допустим, возьмем бюджетную сферу, сравним зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов и школьных учителей. Разброс: 90 тысяч (средняя зарплата учителя в Ханты-Мансийском округе в северных регионах) и 18 тысяч, допустим, в Ингушетии и Дагестане. Вот такого разрыва быть не должно.

Но унификация экономического пространства в России не происходит. Разрывы — в разы и даже в десятки раз. Такого быть не должно.

— Вячеслав Сергеевич, вы как считаете, о чем еще надо говорить, а главное — что надо делать?

Вячеслав Полосин: Я думаю, что эта проблема существует намного больше в нашей стране именно сейчас. Даже иногда исторические документы XIX века какие-нибудь посмотришь.

— . Как будто вчера написаны.

— Там говорится, сколько какой генерал откуда украл, что там как-то замухлевали и прочее-прочее.

Вся наша история практически из этого состоит, поэтому этот кризис у нас давно. Он возник не десять лет назад, не 20 и не при коммунистах, а намного-намного вглубь веков надо идти.

Поэтому здесь, наверное, надо думать, как это преодолеть, как изменить систему.

И даже Коммунистическая партия, которая всегда выступала за административный метод, в свое время, при Ленине, НЭП благословила. То, что он был свернут через несколько лет, наверное, было неправильно. Мне мой собственный дедушка рассказывал, при котором все это происходило. Он видел, как моментально страна наполнилась продуктами, а главное — занятость у людей появилась, рабочие места, появилось дело какое-то.

Малый и средний бизнес спасут Россию?

Поэтому мелкий, средний бизнес — это как раз то, что и должно подорвать вот это всевластие чиновников, их вопиющий непрофессионализм и т. д.

Нужны экономические инициативы снизу. Я был, например, в Ливане где-то примерно через год после окончания гражданской войны. Бейрут стоит разрушенный, как Сталинград. Дороги разрушены и т. д.

Но в какой дом ни приедешь, там все утопает в роскоши буквально, и вообще бедных нет. Там нет централизованного электричества, у всех динамо-машины стоят в подвале — на бензине, на дизеле работают. У всех там все есть. По нескольку машин. Виллы в горах. Все это за счет частной инициативы, потому что люди все что-то делают, производят.

Им вообще по фигу, какое там правительство, кто там в правительстве, какая партия. Они просто делают. Главное, что им не мешает правительство заниматься самообеспечением, самовыживанием, своим собственным трудом. И так во многих странах.

Наша беда в том, что у нас нет среднего и мелкого класса собственников, их не появилось за это время.

— Складывается впечатление, что изничтожать малый и средний бизнес — это просто сознательная политика правительства, потому что с крупным бизнесом гораздо проще иметь дело, там более прогнозируемые доходы и налоги, договориться можно.

— Естественно, что этому есть причины. Я в данном случае уже просто стараюсь диагноз поставить вообще, почему чиновники творят такой произвол. Просто потому, что некому их, грубо говоря, подвинуть, некому их изобличить. Потому что они задавят любого, у них вся власть, все рычаги.

Если бы был класс собственников снизу, они бы уже от чиновников так бы не зависели, могли бы обращаться к политической власти сверху. И вот это среднее звено чиновничества они бы просто выдавили.

Д. М.: Потому что порочная система власти.

В. П.: Так не должно это от них зависеть. Это законом должно регулироваться.

— Но как? Ведь у нас масса государственных контор — пожарники, СЭС и т. д., от которых нужно разрешение. Со всеми нужно договариваться…

— Государство должно следить. Китай же пошел по этому пути. Чиновников, которые за справку требуют деньги, сразу ставят к стенке и расстреливают.

Д. М.: В Китае Компартия следит за этим. А у нас как Комитет партийного контроля приказал долго жить, так и все. Ничего класс собственников не сделает при нынешнем строе.

В. П.: Государство должно само это обеспечить.

Д. М.: При людоедском капитализме и отсутствии механизмов саморегулирования это невозможно.

Читайте окончание интервью:

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Можно ли изменить ситуацию с коррупцией в стране, не меняя политической системы



Объем воровства из федерального бюджета России составляет 2−3 миллиарда рублей в год. Об этом заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

«За 2019 год мы выявили таких нарушений примерно на 804 миллиарда рублей. Но примерно треть из них — нарушения бухгалтерского учета. Их исправляют по ходу проверок, еще треть — это нарушения процедур закупок, которые не являются уголовными преступлениями. По уголовным делам — это от силы до 2−3 млрд руб. в год, как правило, даже меньше», — рассказал Кудрин.

Кроме того, по его словам, в России масштаб коррупции не снижается — ее объемы измеряются триллионами рублей.

Кудрин отметил, что Счетная палата при выявлении финансовых нарушений может только направлять свои материалы в правоохранительные органы, которым предстоит самостоятельно выяснить: считать эти нарушения коррупционными преступлениями или нет?

«Нам были бы нужны некоторые полномочия использовать методы, которые позволили бы доказать или опровергнуть коррупцию или хотя бы подготовить более подробные материалы для правоохранительных органов. Эти методы мы сейчас разрабатываем, у нас есть идеи», — пояснил глава Счетной палаты.

Ранее Кудрин высказывал мнение, что воровство из бюджета распространено из-за отсутствия общественных и государственных институтов контроля, которые бы его ограничивали.

Это действительно так. Бюджет разворовывают по нескольким типовым схемам.

Схема № 1 — незаконная приватизация. Отвечающие за ход сделки чиновники находят или сами создают компанию, которая приобретает имущество с незаконной «скидкой». После осуществления такой приватизации имущество перепродается уже по реальной стоимости, а прибыль делится между заинтересованными лицами.

Схема № 2 — откаты на госзакупках. Ответственные за сделку чиновники или сотрудники госкомпаний вступают в сговор с руководством дружественной фирмы, либо создают такую сами. Та заявляет завышенную стоимость имущества или услуг. Несмотря на обязательный конкурс по всем госзакупкам, чиновники всеми способами стремятся предопределить победу «своей» компании. Например, составляют условия конкурса так, что под них будет подходить только «правильная» фирма. После осуществления сделки компания возвращает оговоренную долю чиновникам.

Схема № 3 — взятки за право доступа к государственному имуществу. Недобросовестный чиновник может использовать это право ради получения взяток: он обеспечивает доступ к этим активам заинтересованным компаниям — на льготных условиях, но с процентом для себя.

Схема № 4 — премии самим себе. Находясь на должностях, которые позволяют устанавливать зарплаты и премии самим себе, чиновники не пренебрегают воспользоваться этой возможностью. При этом формально чиновники остаются в рамках закона.

Схема № 5 — махинации с налогами. Если коммерческая компания закупает за границей товар, в стоимость которого заранее включен НДС, она имеет право на возмещение налога от государства — если товар по каким-то причинам не был продан или был списан как испорченный. Вступая в сговор с чиновниками налоговой службы и силовых ведомств, коммерсанты списывают товар и требуют возмещения НДС от государства.

Кудрин считает, что масштаб воровства можно сократить. «Мы поставим для себя такой KPI — больше влиять на ситуацию в стране через разрешение системных проблем. И к середине этого года построим новую модель управления Счетной палатой», — сказал глава ведомства.

Можно ли в России побороть коррупцию таким способом?

— Воровство и коррупция внутренне присущи нашей псевдо-капиталистической распределительной системе, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — К тому же в России, в дополнение к причинам, провоцирующих коррупцию в странах Запада, имеется еще она — и она ключевая. Это несменяемость власти, и отсутствие какого-либо общественного контроля.

Так что говорить, что достаточно добавить два-три полномочия Кудрину, и коррупция пропадет — просто смешно.

Те, кто постарше, помнят совершенно другую роль Счетной палаты — периода первого-второго созыва Госдумы. Тогда ведомство было реальным инструментом борьбы с коррупцией. Депутаты тогда напрямую направляли поручения Счетной палате по проведению расследований, результаты этих расследований докладывались парламенту, и по ним принимались решения.

Это был эффективный механизм, тем более, Счетная палата была органом, который изначально, конституционно был заточен под народное представительство. Но потом этот механизм выхолостили — подчинили Счетную палату напрямую президенту. Мало того, сегодня партия большинства имеет решающее значение при назначении аудиторов. Это значит, все в коррупционных делах шито-крыто.

«СП»: — Изменения, о которых говорит Кудрин, ситуации не изменят?

— При отсутствии институциональных изменений, а также изменений в соотношении политических сил коррупция будет и дальше пронизывать все поры российского общества.

Повторюсь: только конкурентность в политической системе, только сменяемость власти способна привести к решительному подрыву основ для коррупции. Пока все коррупционеры уверены, что их не тронут, и обо всем можно договориться в рамках нынешней системы — никто сор из избы выносить не станет.

Именно поэтому у нас борьба с коррупцией всегда выглядит как элемент разборок с конкурирующим кланом. Раз клан ослаб — мы его зачистим. В эту логику укладываются все громкие антикоррупционные дела. Их фигуранты — те, у кого возникли противоречия с ключевыми финансово-промышленными группами, или же с влиятельными членами Политбюро 2.0 в окружении Владимира Путина.

Поэтому у нас борьба с коррупцией будет и дальше идти в основном, на низовом уровне. Наказывать будут за коробку конфет врачу, либо за взятку в пару тысяч полицейскому. Настоящие же авгиевы конюшни коррупции при нынешней системе в принципе не могут быть зачищены.

Тот же Кудрин, в рамках этой системы, не способен дать новую роль Счетной палате. Это способна сделать только изменение соотношение сил в Думе, и реальная подотчетность кабина депутатам.

«СП»: — Какой шаг мог бы свидетельствовать, что борьба с коррупцией стала реальной?

— Власти могли бы поднять доклад бывшего главы ведомства Сергея Степашина об итогах российской приватизации 1993−2003 годов. В нем говорится, например, что политика в приватизации шла впереди юридического оформления процесса, а правовая база была неполной. Что есть масса случаев, когда Госкомимущество не регистрировало свои акты в Минюсте, а значит, они являлись незаконными. Приводятся примеры, когда ряд оборонных предприятий был приватизирован на явно недостаточном основании решений территориальных органов Госкомимущества.

Именно отсюда — из несправедливой приватизации — растут корни и нынешней системы, и связанной с ней коррупции. Замечу также, что с результатами приватизации российское общество до сих пор не согласилось.

«СП»: — Какой реально ущерб наносят России воровство и коррупция?

— По оценке МВФ, ущерб от коррупции в мире составляет в среднем 2% ВВП. Получается, в нашем случае — ВВП России составляет 103 трлн. рублей — это как минимум 5 трлн. рублей. На самом же деле, думаю, ущерб намного больше.

— В России отсутствует политическая воля для пресечения коррупции, — отмечает независимый эксперт, политик Сергей Нациевский. — Да, какие-то точечные удары наносятся, но они — результат драки бульдогов под ковром. Кого-то съедают — но только тех, кто, грубо говоря, сильно зажрался, или полез куда не следует. Все это выборочная борьба, но никак не системная.

Я, кстати, не понимаю, зачем Кудрину дополнительные полномочия. У нас достаточно полномочий для борьбы с коррупцией у целой правоохранительной системы: для этого есть МВД, Следственный комитет, прокуратура, соответствующие статьи в Уголовном кодексе. По сути, есть все необходимые механизмы — но они не работают.

Приведу в пример Челябинскую область, откуда я родом. У нас один бывший губернатор, Михаил Юревич, сейчас скрывается в Лондоне, а другой, Борис Дубровский — в Швейцарии. Обоим экс-руководителям региона дали спокойно выехать из страны, хотя вопросы у правоохранителей к ним были. То есть «своих», представителей элиты, трогать не стали.

Показательно, я считаю, что российские власти до сих пор не ратифицировали ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, предполагающей уголовное наказание за незаконное обогащение. Напомню, Россия подписала Конвенцию в 2003 году, но ратифицировала в 2006 году не полностью. В одном из майских указов 2012 года Владимир Путин предписал, что «общественная инициатива» о ратификации ст. 20, собравшая 100 тыс. подписей, должна рассматриваться в правительстве как основа для законопроекта. Однако инициатива благополучно заглохла.

А вот на Западе ст. 20 прекрасно работает. И там, когда у чиновника появляется вилла стоимостью в несколько миллионов долларов — не задача правоохранительных органов доказывать, что чиновник украл эти деньги. Это обязанность самого чиновника — объяснить происхождение средств. Если он не сможет этого сделать, он сядет в тюрьму.

Примерно так же должно быть в России. Замечу, КПРФ много лет пытается добиться ратификации ст. 20 Конвенции ООН, но «Единая Россия» именно в этом пункте стоит, что называется, намертво. И совершенно понятно — почему.

Бесконечные проверки и «кошмаренье» бизнеса со стороны налоговых органов поставили на грань банкротства высокотехнологичную компанию, «Проектно-изыскательский институт «ГЕО». К сожалению, методы конкурентной борьбы с использованием «наездов» со стороны надзорных органов становятся в Свердловской области обыденной реальностью.

Несмотря на многочисленные декларации о поддержке малого и среднего бизнеса и прямые рекомендация Президента Путина снизить число проверок малого и среднего бизнеса со стороны контрольных и надзорных органов, не «кошмарить» предпринимателей, в реальности условия ведения бизнеса не улучшаются. Налоговые службы могут в любой момент нагрянуть на любое предприятие с внезапными проверками, которые не просто парализуют работу бизнеса, но и прямо ведут к его разорению.



Классический пример – история взаимоотношений налоговых органов Свердловской области и Проектно-изыскательского института «ГЕО» («ПИИ ГЕО»). Эта компания обратилась в региональный Союз малого и среднего бизнеса и СМИ с просьбой разобраться в ситуации в связи с неправомочными претензиями надзорных органов.

Редакция вынесла обращение компании на очередное заседание Межведомственной комиссии по общественному контролю над исполнением поручений Президента в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, направила запросы в компетентные органы, провела независимое расследование. Вот что удалось выяснить.

Лидер отрасли

«ПИИ ГЕО» известно как одна из ведущих российских компанией в сфере проведения геодезических изысканий. Институт выполняет полный комплекс работ, связанный с изучением земной поверхности, в их числе аэрофотосъемка, цифровая картография, землеустроительные, кадастровые, проектно-изыскательские, топографо-геодезические, маркшейдерские, а также геофизические и геоинформационные работы, необходимые для реализации масштабных проектов в сфере добычи полезных ископаемых и прокладки транспортных магистралей.

Компания «ПИИ ГЕО» использует уникальные компьютерные технологии, комплексный подход с одновременным и параллельным проведением всех работ. Это позволяет избавиться от нестыковок внутри техпроцесса, резкотповышает качество и вдвое-втрое сокращает сроки выполнения заказов. Преимущества компании по достоинству оценили такие крупные заказчики как Газпром и Газпромнефть, ПАО «ФСК ЕЭС», ЛУКОЙЛ, Мессояханефтегаз, Сургутнефтегаз, Ямалгазинвест, Газпромдобыча Уренгой, Газпромдобыча Ноябрьск, муниципальные образования Ноябрьск и Соликамск и другие. Деятельность ПИИ ГЕО отмечена многими благодарственными письмами, в том числе от ФСБ России.



Другими словами, компания «ПИИ ГЕО» – вполне успешное высокотехнологичное предприятие, стабильный налогоплательщик в региональный бюджет, (одного только НДФЛ компания ежемесячно перечисляет около 6-8 млн рублей). Но, видимо, успехи ПИИ ГЕО не давал покоя менее успешным организациям на этом рынке. В орудия конкурентной борьбы они избрали… государственную налоговые органы.

За ушко да на солнышко

…Первой атаке со стороны надзорных органов компания подверглась в 2009 году. В ходе проведения выездной проверки начальник отдела налоговой инспекции Ленинского района Екатеринбурга Надежда Попова…вымогала взятку. При посредничестве двух милиционеров за 5 млн рублей она «сулила снизить налоговые претензии» к ЗАО «ПИИ ГЕО» до суммы менее 10 млн рублей. В противном случае налоговый инспектор угрожал указать в отчете сумму недоимок по налогам от 70 до 150 млн рублей (за это предусмотрена уголовная ответственность). Между тем, реальная сумма недоимок не превышала 4 млн рублей!

Директор «ПИИ ГЕО» обратился за помощью в Управление собственной безопасности ГУ МВД по Свердловской области, и дальнейшие переговоры велись уже под контролем силовиков. Надо отдать им должное – органы правопорядка оказались на высоте. В декабре 2010 года, после передачи первой части взятки в размере 1,5 млн рублей, злоумышленники были задержаны. Областной суд признал виновными всех троих. Впрочем, наказание им было назначено, не связанное с лишением свободы, суд оштрафовал троицу на крупные суммы. Об этом, в частности, сообщило агентство «Интерфакс» в своем пресс-релизе от 11 сентября.

Новый виток

Другими словами в 2009-10 компании «ПИИ ГЕО» удалось отбиться от криминального «наезда». Но, как оказалось – ненадолго. В 2015-16 годах компания вновь подверглась атаке, на этот раз – более массированной.



По словам генерального директора «ПИИ ГЕО» Нурлана Бекшенова, « последние два года компании находится под плотным налоговым прессингом, ей фактически не дают работать. Выездные проверки и разбирательства следуют одно за другим ».  Периодически изымают документы, блокируют работу сервера и арестовывают счета как у головной компании, так и других фирм Группы ГЕО – «Дубль ГЕО» и «Аверс».

Проверки в этих фирмах ведут аж три налоговые инспекции. Вначале им предъявляли претензии в использовании «серых схем» при выплате зарплат. Доказать это не удалось. Теперь инкриминируется уход от налогов в результате использования аффилированных структур. В деле фигурирует дорогостоящий компьютерный сервер, преданный с баланса одной фирмы Группы ГЕО на баланс другой.

На самом деле налоги исправно платились: при уменьшении налогооблагаемой базы в одной фирме, она одновременно и на ту же сумм увеличивается в другой, потерь для государства нет. Но налоговые инспекторы с этим были не согласны. Камеральная проверка и тяжба продолжавшаяся около года, кончилась тем, что в итоге требования ПИИ ГЕО удовлетворили и вернули 16 млн рублей. Но на этом налоговики не успокоились.

Под явно сфабрикованными и нелепыми предлогами были предъявлены претензии, которые послужили поводом для начала нового витка проверок. В частности, в акте № 45796114/58655 камеральной налоговой проверки от 12.05.2015 г. ЗАО «ДУБЛЬ-ГЕО» безосновательно указана сумма недоимки по одному только налогу НДС за один четвертый квартал в размере 1,2 млрд (!) рублей. (Тогда как весь оборот компании за год измеряется суммой около 650 млн рублей!). И на основании этой ложной информации налоговый орган принял решение о новой комплексной проверке трех фирм ГЕО.

Но и это еще не всё! Главный бухгалтер ПИИ ГЕО вынужден отбиваться от необоснованных претензий в том, что он является руководителем ряд подставных фирм, с общим уставным капиталом более 20 млрд. рублей. Чтобы опровергнуть этот абсурд, потребовалась длительная выматывающая переписка.




Кошмар для бизнеса

В ходе всех проверок налоговики требуют предоставить длинные перечни документов. Вызывают на допросы как генерального директора и главного бухгалтера, так и ведущих специалистов. Например, главного механика (заметьте – не финансиста!) вызывали на допрос аж четыре раза. Сколько раз вызывали главбуха – и не сосчитать. В начале 2015 офисы компании удостоились визита «маски-шоу»: налоговая полиция перевернула вверх дном весь головной офис компании, была проведена выемка документов. Ничего не нашли, но работу офиса парализовали надолго.

После этого началась медленная «правильная» осада. Если руководство компании постоянно отвлекается на налоговые проверки – значит, оно не участвует в подготовке к тендерам, которые требуют максимального напряжения всех сил специалистов компании, регулярных встречи и согласований. Если работа компании периодически парализуется, то сроки оказываются под угрозой срыва – а значит, увеличивается риск, что денег за выполненную работу компания не получит. Заказчики выбирают других исполнителей, падает зарплата – люди начинают увольняться.

Если по итогам 2014 года оборот компании составлял около 650 млн рублей, то по итогам 2015 – уже около 300 млн руб. По итогам нынешнего 2016 будет еще меньше. Если, конечно, компания доживет до конца года. Сегодня в полный рост встает угроза банкротства.

Если компания не сможет доказать необоснованность очередных претензий и не сможет выплатить очередную астрономическую сумму – налоговые органы имеют право выступить с инициативой введения внешнего управления, а затем банкротства компании с последующей распродажей имущества. Часто за бесценок. Курицу, которая исправно несет золотые яйца в виде налогов в бюджет – ничтоже сумняшеся могут зарезать, ради сиюминутной выгоды. Государственный подход, ничего не скажешь!

На ошибках учатся

В 2009 году для вымогательства взятки использовали посредников-сотрудников милиции, которые и попались «на горячем». Теперь злоумышленники действуют уже не столь явно. Проверяющие прозрачно намекают – договариваться надо! (Читай – дайте взятку и прессинг кончится.) О посредниках в этом процессе уже речи не идет – сами придите и договаривайтесь. А там видно будет.

В противном случае – прямая угроза банкротства, полного разорения бизнеса. Понятно, что руководители компании это так не оставят, будут обращаться в арбитражный суд. Более того, суд, скорее всего, примет решение в пользу компании – поскольку дело явно шито белыми нитками. Но бизнес-то уже не вернешь – на его месте останется пепелище. Именно на этот фактор и давят проверяющие!

Надзорные органы действуют с таким размахом, что весьма вероятно, что уже в этом году Свердловская область лишается еще одного крепкого высокотехнологичного бизнеса, а бюджет региона – стабильного налогоплательщика. Пострадает и репутация региона. О какой инвестиционной привлекательности может идти речь, если не только чужие бизнесы, но и свои кошмарят и душат!

На высшем уровне можно сколько угодно декларировать защиту и поддержку малого и среднего бизнеса, но пока у нас в стране всё решают местные надзорные органы – расцвета экономики ждать не приходится.

Редакция будет следить за ходом дальнейшего расследования, расскажет о них в следующих номерах.

Чиновничий беспредел в отношении простых людей — тема давно избитая. Если только ленивый не касался ее краеугольных камней. Заведомо нарушение или незнание законов чиновниками приводит к нарушению прав, законных интересов граждан. Как все это происходит, и что делать простому человеку?

Многочисленные факты правонарушений чиновников

Нарушения закона в чиновничьей среде – не редкость. Их можно классифицировать по виду действий или бездействий:

— отказ от совершения действий в отношении граждан, являющихся прямой обязанностью чиновников (от уборки снега, до выдачи документов, пособий и т.п.);

— отказ от рассмотрения обращений граждан;

— наложение незаконных взысканий или наказаний.

За примером далеко не надо ходить. Яркое подтверждение тезиса – это незаконное наложение административного взыскания на водителя за мнимые нарушения ПДД. Когда к водителю приходит «письмо счастья» из ГИБДД с наложенным штрафом за нарушения, водителю уже выписан административный штраф. Это тот случай, когда правонарушения он не совершал, но Он должен тратить своё время отстаивать свои права.

Примеров огромное количества — когда ИФНС требует в 2018г имущественные налоги за 2012г., а попытки разобраться хамят и указывают что не надо их учить. (справочно: максимум по закону могут требовать за 3-года)

Судебные приставы в нарушении законов без уведомлений выносят постановление, которое должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства. Сотрудники служб наделенные государством властными полномочиями обязаны в первую очередь соблюдать закон, а на деле Они сами или совсем не знают законов или специально нарушает их. Можно ли с этим что-то поделать? Конечно, да.

Planeta24_government-department_person-holding

Что делать с нарушением ваших прав, законных интересов?

Предлагаем несколько примеров, что делать, если ваши права попраны незаконными действиями или бездействиями чиновников? Есть несколько способов дальнейших действий.

Вариант 1. Смириться и жить дальше.

Такой вариант не годится. Какой смысл терпеть унижения, если есть возможность бороться за свои права. Причем Вы в двойне победите если укажите на конкретные виды законов которые вас защищают.

Вариант 2. Обратиться к руководителю чиновника, нарушающего ваши права.

Если сотрудник налоговой, пенсионного фонда, правоохранительных органов и т.п. игнорирует ваши законные требования или иным образом нарушает ваши права, нужно обратиться с заявлением к его руководству. Это законодательный первый шаг и обязательный в большинстве случаев.

Для этого необходимо составить заявление в ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ с изложением сути жалобы и представить их секретарю. На втором экземпляре секретарь (или лицо, исполняющего его функции) должно поставить отметку о получении и дату, скрепить печатью и передать вам. Этот документ станет основанием требования в срок не позднее 30 дней представить письменный вариант ответа на ваше имя с изложением сути принятых решений по заявлению. Можно воспользоваться отправкой письма с уведомлением.

Важно отметить! Это необходимо сделать незамедлительно, потому что если дело дойдет до суда, судья задаст первый вопрос о вашем обращении к руководству с заявлением о решении вопроса.

Если ответ в установленный срок не получен, ответ отрицательный или чиновник, нарушивший ваши права, является сам руководителем организации, есть следующий вариант – обращение в вышестоящую инстанцию.

Вариант 3. Обращение в вышестоящую инстанцию (муниципалитета, субъекта Федерации, министерство и пр.).

Алгоритм действий тот же самый, как и в варианте 2, с приложением решений или заявлений обращения в нижестоящую инстанцию. Если и здесь правду не добиться, — прямая дорога в прокуратуру (местную, региональную, Генеральную прокуратуру).

Вариант 4. Обратиться в прокуратуру по месту размещения организации, нарушающей ваши права.

Обращение в прокуратуру – это повод устроить прокурорскую проверку работы чиновников ведомства. Однако необходимо помнить о том, что при подаче заявления в прокуратуру (также в двух экземплярах!) вы должны излагать только те факты, которые имели место. Ошибка многих, что при составлении жалоб и заявлений описывают общие по их мнению нарушения законов, а требуется указывать конкретные нарушения ваших прав с указанием на законодательные акты.

Можно пойти по инстанциям вверх, обратившись в региональную или Генеральную прокуратуру.

Вариант 5. Обратиться в судебные органы

Обращение в судебные органы чревато проигрышем и необходимостью уплаты судебных издержек. Если чиновники выиграют процесс, то все траты на судебный процесс (услуги адвоката, прежде всего), лягут на проигравшую сторону. Поэтому рекомендуем применять взвешенный подход на данный способ или же использовать его только в качестве резервного и самого крайнего случая. Как правило, во многих судебных разбирательствах назначаются судебные экспертизы и в случае проигранного дела все расходы лягут на проигравшую сторону, об этом тоже надо знать.

Можно так же пойти по инстанциям вверх, обратившись в региональные суды и в суды высшей инстанции (Верховный, высший Арбитражный).

Вариант 6. Обратиться к Президенту РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции и законности, гарантом прав и свобод граждан. Поэтому обращение к нему с жалобой на действия (или бездействия) чиновников обязательно приведут к назначению проверки фактов, изложенных в жалобе, подать которую можно на портале http://www.kremlin.ru

Однако не стоит ждать мгновенного решения проблемы. Администрация Главы государства отпишет жалобу по инстанциям, и она придет в организацию, чиновник которой и нарушал Ваши права. Вполне вероятно, что окончательный ответ от Президента РФ будет содержать фабулу самого первого отказа, предусмотренного вариантом 2. (причем это не просто слова, а как пример из многочисленной практики)

Вариант 7. Обращение в Гаагский суд по правам человека .

Это эксклюзивный вариант, и мы надеемся, что до этого дело не дойдет. Чтобы последовать по этому пути необходимо огромное количество оборотных денежных средств. Кроме того, президент РФ обозначил, что международные нормативно-правовые акты не являются источником права для российского законодательства, если они ему противоречат.

Вывод

Беспредел чиновников можно и должно наказывать. Важно знать механизм противодействия таким злоупотреблением – действиям и бездействиям. Но главный критерий – это желание гражданина, простого человека идти до конца.

Если ваши все усилия добиться справедливости остались безрезультатными как последний способ — Обратитесь к общественности расскажите о проблеме. Зло должно быть наказано, а ваши права и свободы – незыблемы. Они даны нам от рождения – прописаны в Основном Законе государства – Конституции РФ.

Пользуйтесь своим законным правом и защищайте свои законные интересы!

Наши люди не любят бюрократов и радуются, когда их выметают метлой. Становится ли жизнь от этого лучше — вопрос открытый.


Минфин объявил о намерении ударить по чиновникам. Трудно найти другую новость, которая вызвала бы столь дружное ликование. Пресс-службе премьера Медведева даже пришлось выступить со специальным заявлением, мол, не спешите, еще ничего окончательно не решено.

Однако факт, что называется, налицо — русский человек чиновника недолюбливает и это старинная традиция. Только мне кажется, русский чиновник является заложником русской истории. И уже по одной этой причине заслуживает хотя бы снисхождения.

Сегодня в России около 2,1 миллиона чиновников. Примерно столько же учителей в школах и воспитателей в детских садах. Ставить клеймо на целой социальной группе — пережиток классовых теорий марксизма. Во многом благодаря чиновникам состоялись самые удачные преобразования в истории России — судебная, земская и финансовая реформы при Александре II, индустриализация, Атомный проект и реформа образования при Сталине, космический старт и строительство пятиэтажек при Хрущеве. Народ, который критикует чиновников, пользуется плодами их трудов и гордится историей свершений, забывая их часто анонимных авторов.

Главный вклад России в мировую цивилизацию — русская литература. Но главный герой русской литературы — чиновник. От Акакия Акакиевича и Чичикова до Каренина и тайного миллионера Корейко — все они побывали чиновниками. Может быть, для поддержания традиции русского чиновника надо любить и пестовать, а не травить и выводить, как таракана? У чиновника вовсе не грубая канцелярская душа, ему свойственны терзания и сердечные порывы. Помните, с чего начались мучения Ивана Ильича у Толстого? Сначала его допекала жена и обошли чином по службе, а уж потом он ударился боком. Экзекутор Червяков у Чехова умер после того, как в театре чихнул на генерала и не сумел толком, как хотелось, принести извинения. Разве могут так мучиться суконные души?

Чиновник — это порядок, а народ — либо апатия, либо анархия. Разное, как ни крути мировоззрение. В России заведено смеяться над чиновниками. Считается, что первым это начал делать Гоголь. Однако Николай I после премьеры «Ревизора» не хохотал, а плакал. Отчего? Благодаря стараниям Бенкендорфа (тоже чиновник и герой войны) и возглавляемого им Третьего отделения, император знал, что из 56 губернаторов в стране не воруют только двое. В Ковно — сын Радищева из идейных соображений, а также миллионер Фундуклей в Киеве, потому что сказочно богат. Принципиальность Радищева показалась ненадежной, и он скоро потерял должность.

Мздоимство, лихоимство, взяточничество — самые распространенные пороки чиновников. Но почему чиновники в России воруют больше, чем в Англии или во Франции? Нет, не потому, что в Европе за эти грехи рубили голову, а в России до этого не доходило. Основатель современной химии Лавуазье по обвинению в растрате был обезглавлен со знаменитым комментарием главы трибунала «Республика не нуждается в ученых». Колумб после триумфального открытия Америки сидел в тюрьме на цепи за хищения из испанской казны.

Причина проста, все как на ладони. Россия с огромными просторами, которыми она стала прирастать с XV века, не могла выстроить эффективную систему управления. К тому же меди и цветных металлов для чеканки монеты не было вплоть до XVII века. Воеводы и наместники волостей получали уделы и города не только в управление, но и для того, чтобы прокормиться после ранений в ходе боевых походов. Восприятие государственной службы как кормления вошло в генетическую память русской бюрократии.

Даже в петровскую эпоху у чиновников не было зарплаты, а жалованье (от слова «жалость») выбивали посредством слезных и долгих челобитных. В армии князя Потемкина месяцами не платили, что снижало боевой дух и мешало ратным подвигам. Вошел в обиход термин «акциденция», который нынче понимают лишь специалисты по философии Аристотеля, а тогда это был единственный способ прожить за счет случайных подношений. Впрочем, при поздней Екатерине II русские чиновники впервые стали получать подобие зарплаты. При Александре I появились первые министерства.

Однако при Сталине эволюция русского чиновничества совершила новый виток. Появилась «номенклатура», выведенная за рамки легальных законов советская и партийная элита, которая в условиях тотального дефицита имела доступ к закрытым спецраспределителям. Троцкий в изгнании вспоминал, как в Кремле во время Гражданской войны и всеобщего голода они с Лениным объедались красной икрой. Про блокадный Ленинград лишний раз не будем.

Но даже при развитом социализме распределители работали по всем направлениям — продукты, одежда и обувь, книги, не говоря об автомобилях. В отличие от чиновника царской эпохи с Табелью о рангах, советский номенклатурщик оставался бесправным, он не был защищен законом и находился всецело во власти аппарата.

Уверен, советская система с ее фальшивым двоемыслием сделала для растления бюрократа неизмеримо больше, чем царский режим. Характерно, что как литературный персонаж чиновник в советской литературе стал встречаться реже, чем мамонт в городском квартале. Бесплодность длящихся уже десять лет попыток ускорить российскую экономику — свидетельство глубокого кризиса русского чиновничества, которое утратило профессионализм и отстало от требований эпохи. При царе чиновника высмеивали, а сейчас он своими эскападами в адрес населения вызывает возмущение. Другое дело, что у нас надо поискать профессию, которая идет в ногу со временем…

Объявленная реформа — уже третья за последние восемь лет волна сокращения чиновников. В 2010 году Медведев объявил о сокращении аппарата на 20%, однако удалось ужать ведомость на 3,4%. В 2015 году Медведев утвердил план сокращения на 10%, но получилось убрать лишь 1,5%. Указ одно, а жизнь — другое. То есть делим намерения Минфина на десять и дышим спокойно.

Можно ли сократить бюрократию бюрократическими методами? Сразу возникает необходимость создания нового департамента по борьбе с волокитой и за оптимизацию. Сюжет напоминает борьбу пчел с медом. По моим наблюдениям, чиновничество живет по трем главным законам. Первый: получив место, готовься к тому, как не попасть под сокращение. Второй: в ходе сокращения способствуй тому, чтобы уволили тех, кто работает лучше других. Третий: после сокращения постарайся доказать, что необходимо увеличить штаты.

В СССР, который в эпоху Перестройки был наречен раем для бюрократов, на 10 тысяч населения приходилось 95 чиновников. Сейчас на 10 тысяч приходится 143 чиновника. По законам эволюции это говорит о том, что в России, которая декларирует приверженность к рыночной экономике, создана благоприятная среда для размножения бюрократии и процветания государственного диктата. Не случайно доля государства в экономике составляет 50-70%, что предельно затрудняет России задачу по технологическому рывку.

Русский человек не любит чиновников и радуется, когда их выметают метлой. Становится ли жизнь русского человека от этого лучше? Сомнительно. Рецепт борьбы с произволом бюрократии давно известен. Это политическая конкуренция. Но русская беда — нежелание общества брать на себя ответственность и бороться за власть. Если бы нас всерьез не устраивала бесплодность чиновников, история бы давно вышла на другую колею.

«Я волком бы выгрыз бюрократизм!» — пугал Маяковский, Красиво говорить мы умеем. Но волки уже в Красной книге, а чиновники вырастают как зубы дракона.

Читайте также: