Прогрессивность и прогрессивность налога понимают по разному

Опубликовано: 18.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Старые Души. По каким признакам их можно распознать (Май 2021).

Каковы различия между регрессивными, пропорциональными и прогрессивными налогами? - 2021 - Talkin go money

Table of Contents:

  • Регрессивные налоги
  • Пропорциональные налоги
  • Прогрессивные налоги

Налоговые системы подразделяются на три основные категории налогового кодекса: регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Регрессивные налоги - это те, которые оказывают большее влияние на людей с низкими доходами, чем у лиц с высоким доходом. Процентный налог, также называемый плоским налогом, оказывает относительно низкое, среднесрочное и высокодоходное вознаграждение относительно одинаково. Прогрессивный налог больше влияет на людей с более высоким доходом и на предприятия, а также оказывает меньшее влияние на малоимущих.

Регрессивные налоги

В рамках регрессивной налоговой системы физические и юридические лица с низкими доходами платят более высокую сумму этого дохода в виде налогов по сравнению с лицами с высоким доходом. Вместо того, чтобы осуществлять налоговое обязательство, основанное на платежеспособности физического или юридического лица, правительство оценивает налог в процентах от актива, который покупает или владеет налогоплательщик.

Например, налог с продаж на покупку повседневных товаров или услуг оценивается как процент от купленного товара и одинаковый для каждого физического или юридического лица. Однако налог с продаж в размере 7% несет большую нагрузку на работников с низкими доходами, чем на богатых, поскольку способность платить не учитывается. Регрессивные налоги включают налоги на недвижимость, государственные и местные налоги с продаж, а также акцизы на потребительские товары, такие как сигареты, бензин, авиабилеты или алкоголь.

Заинтересованы, в каких странах внедрена регрессивная налоговая система? Читайте, в каких типах экономик действуют регрессивные налоговые системы?

Пропорциональные налоги

Пропорциональная налоговая система, также называемая плоской налоговой системой, оценивает ту же налоговую ставку для налогоплательщиков независимо от дохода или богатства. Он предназначен для создания равенства между предельной налоговой ставкой и средней уплаченной налоговой ставкой. В рамках пропорциональной налоговой системы индивидуальные налогоплательщики платят установленный процент от их дохода независимо от общего дохода.

Например, подоходный налог в размере 10%, который не увеличивается или уменьшается по мере роста или падения дохода, приводит к пропорциональному налогу. В этом примере человек, который зарабатывает 20 000 долларов США ежегодно, платит 2 000 долларов США в рамках пропорциональной налоговой системы, а кто-то, кто зарабатывает 200 000 долларов США каждый год, платит 20 000 долларов США в виде налогов. Некоторые конкретные примеры пропорциональных налогов включают налоги на душу населения, налоги на валовую прибыль и профессиональные налоги.

Как вы думаете? Должны ли США перейти на единый налог?

Прогрессивные налоги

Нынешний федеральный подоходный налог в США является прогрессивной налоговой системой, поскольку доля налоговых обязательств возрастает по мере увеличения дохода физического или юридического лица.Налоговое бремя предназначено, чтобы быть более навязыванием для богатых, высокодоходных работников, чем для лиц с низким или средним классом.

В прогрессивной налоговой системе налоги, начисленные на прибыль и прибыль от бизнеса, основаны на прогрессивном или растущем графике налоговых ставок. Предельные налоговые ставки в рамках прогрессивной налоговой системы часто превышают средние налоговые ставки, которые выплачиваются. Налог на недвижимость - еще один пример прогрессивных налогов, поскольку большее бремя уделено богатым людям.

Есть некоторые дебаты о том, являются ли прогрессивные налоги справедливой налоговой политикой. Читайте здесь. Каковы плюсы и минусы прогрессивной налоговой политики и кто больше всего выигрывает от нее? Являются ли прогрессивные налоги более справедливыми, чем плоские налоги?

Пропасть между бедными и богатыми последние годы только расширяется. Это становится большой проблемой, и даже опасностью, угрозой стабильности общества, грозящей социальным взрывом. Как снизить остроту этой проблемы?

Можно представить следующие способы лечения этой социальной болезни:

- сближать края этой пропасти, с одной стороны - повышая доходы низкооплачиваемых слоев, а с другой – снижая уровень сверхдоходов богатых слоев;

- «засыпать» эту пропасть, уменьшая ее глубину – увеличивать доходы средних слоев.

Конечно, идеально было бы увеличивать доходы в первую очередь низкооплачиваемых и средних слоев. Это должно быть главной стратегической целью повышения общей эффективности экономики. Но это нелегкая задача, и решить ее можно только серьезными усилиями, и на это требуется много времени.

Есть более простой путь, где потребуются только чисто административные методы – снизить уровень вопиющих сверхдоходов богатых слоев. При наличии сильной государственной воли это можно сделать в кратчайшие сроки.

Главный вопрос - «как?». Отбирать? Экспроприировать? Национализировать? НЕТ! Это мы уже проходили и знаем, чем это закончилось. Единственный цивилизованный способ – через систему прогрессивного налогообложения .

Давайте попробуем представить разумный подход к введению прогрессивного налога, в котором конкретные параметры налогообложения вычисляются строгими математическими методами на основе статистических данных.

А ведь уже было

А знаете ли вы, что в России до 2001 года была прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц? Многие уже забыли, но тогда, действительно, была трехступенчатая шкала:

  • 12% при доходе менее 4200 руб. в месяц (50 тыс. в год);
  • 20% при доходе от 4200 до 12500 руб. в месяц (50-150 тыс. в год);
  • 30% при доходе более 12500 руб. в месяц.

В 2001 году ее отменили, и сделали шкалу плоской, такой, что используется и сейчас – для всех 13%.

В чем были причины отказа от прогрессивной шкалы? Ведь подавляющем большинстве развитых стран используется именно прогрессивная шкала налогообложения (а вы не знали?!), да еще и более сложная, многоступенчатая.

Кратко причины отказа таковы: низкие доходы населения, сложность законодательства, наличие большого количества льгот, слабое администрирование и, как следствие, массовое уклонение от налога.

Сейчас ситуация в стране в корне изменилась. Государство окрепло, доходы населения выросли, экономика чувствует себя вполне удовлетворительно, налоговые органы стали очень эффективны. Но вот беда: растет, как опасный социальный нарыв, проблема - огромный разрыв в доходах верхушки общества и подавляющей массы налогоплательщиков .

Несколько примеров (в сети каждый легко найдет эту информацию):

  • по итогам 2018 года члены правления Газпрома, Роснефти и Сбербанка (36 человек) в сумме заработали почти 12 млрд рублей (для сравнения бюджет Калмыкии 11 млрд, Еврейская АО – 9 млрд);
  • глава ВТБ – 37 млн. долларов;
  • глава Сбербанка – 18 млн. долларов;
  • зарплата депутатов гос. Думы – около 400 тыс. руб/мес
  • средняя зарплата специалиста в IT – около 100 тыс. руб/мес
  • средняя зарплата учителей – около 50 тыс. руб/мес

При этом все они платят 13% подоходного налога (!).

Так не настала ли пора как-то уменьшить эту гигантскую диспропорцию, чреватую социальной нестабильностью и даже взрывом!? Как? Через введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

В чем заключается основная причина использования прогрессивной шкалы? Всё просто: в стремлении к справедливости.

«Как же так?» — спросят оппоненты, - «Справедливость как раз и состоит в том, чтобы со всех брать поровну. Никому не будет обидно.»

«Да! – согласимся мы, - «Это справедливость. Но справедливость в ее самой примитивной форме. И называется она – уравниловка. В то время, как в отношении доходов люди ой как неравны!»

Одни работают на плохо оплачиваемой работе, и их семьи с трудом сводят концы с концами. Разве не справедливо будет хотя бы немного облегчить первым бремя налога?

Другие получают огромные доходы находясь на высших должностях в государственных или частных корпорациях. Разве не будет справедливым брать с них побольше в общий котел госбюджета? Тем более, что это именно государство чаще всего предоставляем им в той или иной форме возможность получать такие гигантские доходы.

«Но позвольте. – воскликнут оппоненты, - Они же не воруют! Они добились своих высоких доходов благодаря своему напряженному труду, своим уникальным компетенциям, способностям!»

«Да! – опять же согласимся мы, - Вы правы! Поэтому-то и предлагаются не грабительские ставки налога, не по принципу «всё отобрать и поделить», а такую повышенную ставку налога, которая лишь ненамного срежет верхушку их сверхдоходов. Этакая плата богатых государству за предоставленную им возможность быть и оставаться богатыми.»

«Справедливо?» – спросим мы.

«Да!» - ответит подавляющее большинство.

«Нет!» – ответят богатые.

О том, что можно сделать с этим «нет» (это «нет» все равно не будет сведено к нулю, сколь ни разумной будет разработана шкала прогрессивного налога), поговорим ниже. А пока попробуем предложить эту самую « разумную » шкалу прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц.

Простой вариант

Для наглядности начнем с простого примера.

Прогрессивная шкала вовсе не подразумевает какую-то сложную возрастающую функцию зависимости величины налога от величины дохода налогоплательщика, или многоступенчатую таблицу (хотя это может быть и было бы идеально – в некоторых странах так и делают).

В реальной жизни вполне достаточно ограничиться простейшей трехступенчатой таблицей, разделив всех налогоплательщиков на три категории по уровню доходов: низкий, средний, высокий.

Рассмотрим, например, вот такую:

  1. Для низкого уровня доходов НДФЛ = 0%
  2. Для среднего уровня доходов НДФЛ = 13%
  3. Для высокого уровня доходов НДФЛ = 25%

Уровни доходов. Определение уровней доходов должны базироваться на величинах минимальной заработной платы и/или на величине прожиточного минимума и на двух пороговых коэффициентах L (для нижнего порога) и H (для верхнего порога). Сейчас МРОТ в Москве и области: 18781 руб. Для дальнейших оценок примем МРОТ=20000.

Низкий уровень доходов. Попробуем определить, что же считать низким уровнем дохода? Давайте введем вот такой критерий: доход меньше R1 = L*МРОТ. Тогда при L=2 R1 = 40 тыс.руб. Словами: низкий уровень дохода – это доход меньше двух МРОТ (

Высокий уровень доходов. Критерий: доход больше R2 = H*МРОТ. Тогда при H=20 R2 = 400 тыс.руб. Словами: высокий уровень дохода – это доход больше двадцати МРОТ (

Средний уровень доходов. Критерий: доход больше R1, но меньше R2. Словами: средний уровень дохода – это доход меньше двадцати МРОТ, но больше двух МРОТ (40 тыс.руб.

Анализируя и оценивая этот пример с разных сторон, приходишь к выводу, что задача определения эффективного механизма прогрессивного налогообложения сводится к правильному выбору малого количества параметров – всего трёх:

  1. Количество ступеней (уровней дохода).
  2. Процентные ставки для каждой ступени.
  3. Коэффициенты для определения пороговых значений доходов, разделяющих ступени.

Рассмотрим каждый из этих параметров, и попробуем найти наиболее правильные их значения. Но чтобы понять, что значит «правильное значение» параметров, нужно четко представлять цели, которые мы хотим достичь при введении прогрессивной шкалы. Тогда будет сразу ясно: если выбранные значения параметры ведут к достижению поставленных целей, то они правильны. Итак, еще раз вернемся к постановке цели.

Зачем вводить прогрессивную шкалу

Целей две: социальная справедливость и прагматичность.

Цель первая — социальная справедливость . Об этом уже кратко говорилось в начале: малоимущим государство должно помогать (в данном случае не доплачивать им разные пособия, а просто не вычитать налог с и без того малого дохода), а со сверхдоходов вполне можно получать больше налогов (у богатых итак денег с избытком) в бюджет государства, направляя их в том числе и на социальные нужды.

Эта цель позволит создать позитивное общественное мнение вокруг введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Цель вторая – прагматичность . С больших доходов можно получить гораздо больше денег в бюджет, чем с мизерных зарплат малооплачиваемых слоев. Это позволит не только с лихвой покрыть потери, связанные с недополучением налогов с мало зарабатывающих, но даже увеличить поступления в бюджет.

Эта цель позволит заинтересовать само государство во введении прогрессивной шкалы налогообложения.

Сколько ступеней было бы оптимально

Минимальное количество ступеней, которое позволит достичь поставленные цели – три. Это естественная и понятная всем градация уровней доходов: низкий, средний, высокий.

Введение большего количества ступеней приведет к существенному усложнению налогового администрирования и уменьшению прозрачности и ясности.

Каковы должны быть ставки по ступеням

Для ответа на этот вопрос, повторюсь, нужно руководствоваться уже определенными целями - справедливость и прагматичность. С первыми двумя уровнями (низкий и средний) все довольно очевидно.

Люди с низким уровнем доходов должны быть либо вообще освобождены от налога или ставка налога должна быть минимальна. Полное освобождение от налога – звучит отлично, но всё же человек, сколь мало он ни зарабатывает, должен чувствовать ответственность перед страной и вносить посильный вклад в общую копилку. Из этих соображений, может быть, все же лучше оставить небольшую отличную от нуля ставку, например, 5%.

Для людей со средним уровнем дохода (а сюда должно попадать подавляющее большинство налогоплательщиков) ставка налога должна остаться неизменной – 13%. Почему? Любое повышение налогов негативно воспринимается налогоплательщиками, что вызывает социальное напряжение в обществе. В предлагаемом подходе, для подавляющего большинства ничего не изменится, а потому и причины для недовольства большинства общества не будет.

Сложнее определить правильную величину ставки налога для категории людей с высоким уровнем доходов . Это надо делать исходя из следующих соображений:

  • величина ставки не должна быть слишком низкой. Она должна быть достаточной для покрытия потерь от снижения налога для людей с низким уровнем дохода. Это нижняя граница.
  • величина ставки не должна быть слишком высокой, чтобы налогоплательщики не уходили в теневую зону экономики и/или в другую налоговую юрисдикцию.

Чтобы налогоплательщик не убегал в другую налоговую юрисдикцию (проще говоря, платил налог в другой стране), поднимая налог для этой категории людей, надо позаботиться о том, чтобы налоговые условия в стране остались лучше, чем там, куда он мог бы сбежать.

Если посмотреть на уровень налогов в других европейских странах и сравнить их с нашим, то Россия, с её 13% занимаем место в самом низу списка - 35-ое место (на первом месте Швеция с 57%). Ниже нас только Беларусь, Казахстан и Болгария – 10%. Даже если сделать ставку 20%, то мы окажемся лишь на 30 месте вместе с Грузией. 25% поднимут Россию на 27 место вместе с Украиной, Словакией, Азербайджаном. У стран с наиболее привлекательной экономикой ставка налога больше 35% (21 страна), а у 18 – больше 40%.

Как видно из этого, даже подняв ставку налога до 30% (а это больше чем в 2 раза!) вряд ли стоит ожидать, что бизнес по этой причине сбежит в Великобританию, где налог 45%.

Таким образом, приведенная в самом начале в качестве примера таблица выглядит вполне разумной, а с учетом высказанных соображений она может выглядеть так:

  • Низкий уровень доходов - НДФЛ = 5 %
  • Средний уровень доходов - НДФЛ = 13 %
  • Высокий уровень доходов - НДФЛ = 30 %

Пороговые значения доходов

Уровни доходов. Как уже обсуждалось выше, определение уровней доходов должны базироваться на величинах минимальной заработной платы (МРОТ – определяется решением правительства) и на двух пороговых коэффициентах L и H.

Пороговое значение дохода R1, определяющее границу, разделяющую низки и средний уровни доходов: R1=L*МРОТ.

Пороговое значение дохода R2, определяющее границу, разделяющую средний и высокий уровни доходов: R1=H*МРОТ.

Таким образом надо лишь правильно выбрать коэффициенты L и H, руководствуясь при этом приведенными выше целями. Более конкретно:

- в средний уровень доходов должно попадать подавляющее большинство налогоплательщиков;

- в низкий уровень доходов должно попасть малое, но существенное количество налогоплательщиков, так чтобы с одной стороны потери бюджета были не слишком велики, а с другой – чтобы был достигнут существенный позитивный социальный эффект;

- в высокий уровень доходов должно попасть малое, но существенное количество налогоплательщиков, так чтобы с одной стороны – увеличить поступления в бюджет, а с другой – минимизировать количество людей с негативным отношением к этому нововведению.

Правильный выбор коэффициентов L и H – чисто математическая задача , базирующаяся на статистических данных, которые, конечно, имеются у государственных органов.

Имея табличную функцию распределения доходов по количеству налогоплательщиков, и умножив ее на табличную налоговую функцию (прогрессивную шкалу), получим функцию зависимости суммы налогов от аргументов L, H и ставок налога. Для этой функции легко найти оптимальные значения ее аргументов, при которых будет достигаться максимум поступления налогов в бюджет при минимуме налогоплательщиков, затронутых повышением налога.

Не желая утомлять читателя строгими математическими выкладками, и не имея под рукой строгих статистических данных, просто воспользуемся здравым смыслом и известными данными по Москве и области на приведенном выше примере, где L=2, H=20. В этом примере нижняя граница (R1) в два МРОТ, отделяющая налогоплательщиков с низким уровнем дохода, будет около 30-40 тысяч рублей в месяц, что кажется вполне оправданным и не требующим пояснений. Верхняя граница (R2) в десять раз выше (20 МРОТ) и будет лежать в районе 300-400 тысяч рублей в месяц. В этом случае в категорию людей с высоким уровнем дохода попадут: высший менеджмент компаний, высококлассные специалисты, госчиновники высшего уровня… В категорию людей со средним уровнем дохода попадут все остальные.

Все это представляется вполне разумным.

Сопротивление и как с ним бороться

При правильном выборе параметров прогрессивной шкалы людей с высоким уровнем дохода будет немного, но именно среди них находятся:

  • люди с огромными сверхдоходами (именно поэтому суммарный объем дополнительных средств в бюджет будет очень существенным);
  • очень влиятельные люди (именно отсюда можно будет ожидать самое сильное сопротивление введению предлагаемой шкалы).

Что можно предпринять, чтобы преодолеть это сопротивление?

Очевидно, что ожесточенность сопротивления зависит от ставки налога для категории людей с высоким уровнем дохода – чем выше ставка, тем сильнее сопротивление. Математические расчеты с использованием статистических данных могут показать, насколько оправданна ставка в 30%. Может быть, будет вполне достаточно 25% или 20%. Если, например, ставка в 25% будет экономически оправдана, то, конечно, нужно предпочесть ее ставке в 30%.

Можно «поиграть» и пороговым значением R2, увеличивая или уменьшая количество налогоплательщиков, попадающих в эту категорию.

В действительности надо, конечно, применить двумерное математическое моделирование – моделирование по двум параметрам (ставка и порог R2), и выбрать их оптимальное значение (максимум доходности в бюджет при минимуме количества налогоплательщиком в этой категории).

Какие еще возможны меры по преодолению сопротивления введению прогрессивной шкалы налогообложения? Приведу лишь очевидные из них:

  • создание позитивного общественного мнения через СМИ, социальные сети и лидеров общественного мнения;
  • безусловное привлечение государственных органов в стан сторонников введения прогрессивной шкалы;
  • государственная воля, воля власти, способная заставить провести соответствующий законопроект через законодательные органы;
  • государственная воля, воля власти, способная заставить выполнять принятый закон.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что, имея разумную шкалу прогрессивного налога (приведенная в этой статье – лишь один из возможных вариантов разумного), снимаются главные возражения ее противников – грабительский, несправедливый, обременительный ее характер и трудности администрирования.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Алуштинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым

«Романовский колледж индустрии гостеприимства»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №20 ПО ТЕМЕ «Налоги и налогообложение»

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

По профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Уровень основной образовательной программы : базовый

По направлениям подготовки укрупненной группы профессий:

43.00.00. Сервис и туризм

Профиль : естественнонаучный

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП : 3 года 10 месяцев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическое занятие проверяет достижение обучающимися следующих результатов:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

• метапредметных:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, по- лученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в раз- личных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Критерии оценки результатов выполнения практического задания:

- оценка «отлично» выставляется студенту (обучающемуся), если его ответы дают возможность установить глубокие знания учебного материала, основной и дополнительной литературы, способности самостоятельно, творчески анализировать, оценивать и решать экономические проблемы и правильно решать задания;

- оценка «хорошо» выставляется студенту (обучающемуся), если его ответы на задания позволяют установить полные знания основного учебного материала, усвоения основной литературы, обнаружить умение правильно ориентироваться при решении практических заданий;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту (обучающемуся), если он не показал достаточных знаний учебного материала, допустил серьезные ошибки при выполнении заданий.

Практическое занятие № 20.

Тема: «Налоги и налогообложение»

Цель : закрепить полученные теоретические знания по теме, приобрести практические навыки по распознаванию видов налогов структуры налогообложения.

Задание 1. Систематизировать налоги по классификационным группам

Для того, чтобы выполнить практическую работу необходимо знать классификацию налогов по основным направлениям.

1. По способу установления: федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные

2. По способу изъятия: прямые и косвенные.

3. По целевому назначению: специальные и общие.

4. По объектам налогообложения: с оборота, с доходов, имущественные и ресурсные.

5. По субъектам налогообложения: с физических лиц, с юридических лиц, с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Характеристика водного налога по классификационным группам:

1. По способу установления: федеральный

2. По способу изъятия: прямой.

3. По целевому назначению: общий.

4. По объектам налогообложения: ресурсный.

5. По субъектам налогообложения: организации и физические лица, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством РФ (статья 333.8. НК РФ , 2 часть).

Доход, выплаченный в виде налогов / Заработанный доход = R/Y, (7.6)

где R — это личный подоходный налог, который выплачивает индивид, a Y— его доход до уплаты налога.

Для того чтобы удовлетворять правилу Рамсея, подоходный налог должен быть регрессивным. Мы уже видели, что если у малообеспеченного человека меньше возможностей заменить свое рабочее время досугом, чем у человека более обеспеченного, то согласно правилу Рамсея более низкий доход будет облагаться более высоким налогом.

Принципы социально справедливого налогообложения

Давайте отвлечемся от правила Рамсея и рассмотрим ситуацию, при которой отсутствует избыточное налоговое бремя, а значит, нет и потерь эффективно- сти от налогообложения. При отсутствии этих потерь мы можем сосредоточиться на цели достижения социально справедливого налогообложения.

Существует два принципа социально справедливого налогообложения — горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость. Горизонтальное равенство, или горизонтальная справедливость, требует, чтобы люди с одинаковыми доходами и одинаковыми характеристиками (семейным положением, наличием иждивенцев) платили одинаковые налоги. Вертикальная справедливость требует, чтобы люди с разными доходами шли на одни и те же жертвы, платя налоги14. Горизонтальная справедливость подразумевает «одинаковое обращение с одинаковыми людьми» и поэтому исключает произвольную дискриминацию в области налогообложения.

Чтобы получить представление о вертикальной справедливости, рассмотрим индивида, который зарабатывает 2000 долл. в месяц. Этот доход можно поделить на первую часть в 1000 долл. и вторую — в 1000 долл. Допустим, государство взимает налог по ставке tl% с первой 1000 долл. и налог по ставке /2% со второй 1000 долл. Оно хочет рассматривать обе части дохода «одинаково» сточки зрения налогообложения. Ввиду уменьшающейся предельной по-лезности дохода личная выгода (полезность) от первой 1000 долл. больше, чем от второй. Если применить одинаковую налоговую ставку к обеим частям дохода, потери налогоплательщика от налога на первую часть будут больше, чем от налога на вторую.

Из этого следует, что для выравнивания уровня потерь, вызванных налогами, взимаемыми с обеих частей дохода, надо сделать налоговую ставку на первую 1000 долл. ниже, чем на вторую. Иными словами, структура подоходного налога должна быть прогрессивной.

Теперь возьмем двух людей, один из которых зарабатывает 1000 долл. в ме-сяц, а второй — 2000 долл. в месяц. Люди, тратящие одинаковый доход, получают одинаковую полезность. В связи с тем, что у этих двух людей доход разный, мы применяем правило «одинакового обращения с разными», или вертикальную справедливость, чтобы определить сумму налогов, которую должен платить каждый человек. Вертикальная справедливость требует установления прогрессивной налоговой структуры. Оба платят налог по одной ставке /, на первую часть в 1000 долл., а человек, зарабатывающий дополнительно 1000 долл., платит по более высокой ставке /2 за вторую часть в 1000 долл. Получается, что, мы имеем две «налоговые категории». Тот же принцип прогрессивности налоговых ставок распространяется и на более высокие доходы, для которых существуют дополнительные налоговые категории. Прогрессивность подоходного налога достигается путем увеличения предельных налоговых ставок применительно к различным налоговым категориям по мере роста личного дохода.

14 В главе 6 мы отметили, что эти принципы социальной справедливости ограничивают перераспределение доходов, которое может происходить в пользу меньшинства, если большинство за это проголосует.

Более формальное определение вертикальной справедливости прогрессивного налогообложения

Для того чтобы иным образом подтвердить, что вертикальная справедливость предполагает прогрессивный налог, следует заметить, что цель подоходного налога заключается в обложении налогом выгоды (или полезности), которую человек извлекает, расходуя свой доход. Вновь делим доход на две части. Определим выгоду (полезность) от первой части дохода как В(У,), а выгоду от второй части дохода — как В( У2). Таким образом, У< — это первая 1000 долл. дохода, а У2— это вторая 1000 долл. Общая сумма налогов, полученная государством с двух частей дохода, равняется:

R = tlB(Yl) + t2B(YJ. :ггзн (7.7)

Для любой данной суммы налоговых поступлений R

dR = 0 = tiMB.dY, + t2MB2dY2, (7.8)

дВ( У,)/дУ, = МВ( У,), дВ( У2)/д У2 = МВ< Y2).

В случае, когда доход в выражении (7.8) находится на постоянном уровне, имеем: dYt = — dY2, из формулы (7.8) далее следует:

1^2 = МВ(У2)/МВ(У,). '-ммвнннявчин к. (7 9)

Поскольку предельная полезность дохода снижается с ростом дохода:

в отношении любой заданной суммы налоговых поступлений, полученных от заданных личныхдоходов, из формул (7.9) и (7.10) следует, что

Читайте также: