Прогноз поступления налога на доходы физических лиц

Опубликовано: 17.05.2024

Елена Кулакова

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

  • Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
  • Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
  • Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
  • Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
  • Как платить НДФЛ в 2021 году

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

  • Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам
  • Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
  • МРОТ — 2021: изменения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Я Бухгалтер

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.

от 21 декабря 2010 года N 413

О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА ПРОГНОЗА НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

(в редакции Постановления Правительства РК от 23.06.2015 N 231)

В целях формирования республиканского бюджета Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета прогноза налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.

2. Главным администраторам доходов республиканского бюджета при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год руководствоваться Методикой расчета прогноза налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, предусмотренной пунктом 1 настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
О.КИЧИКОВ


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 21 декабря 2010 года N 413

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРОГНОЗА НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

(в редакции Постановления Правительства РК от 23.06.2015 N 231)

I. Общие положения

Прогнозирование доходов бюджета включает в себя определение налоговой базы по налогам и сборам, расчет уровня собираемости налогов и сборов, мониторинг динамики поступления доходов бюджета за ряд периодов, определение объемов выпадающих доходов, определение задолженности по доходам, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательства.

Прогнозирование доходов бюджета осуществляется на основе:

- макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на очередной год и плановый период;

- прогнозов изменения общей структуры налогов, сборов и других платежей, их ставок и порядка взимания, прогнозов увеличения (сокращения) количества плательщиков.

Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия включают в себя динамику и структуру производимого и используемого валового регионального продукта (ВРП) с учетом инфляции, объемы производства продукции (товаров, работ и услуг), объемы добычи полезных ископаемых, объемы, структуру и источники инвестиций, оборот розничной торговли, темпы роста фонда оплаты труда, темпы роста прибыли прибыльных предприятий, показатели инфляции, показатели прожиточного минимума и другие показатели. Показатели могут включать несколько сценариев.

Прогнозирование доходов бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Калмыкия на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета, с учетом предполагаемых изменений бюджетного и налогового законодательства, налоговой базы, в разрезе отдельных видов налогов и сборов, установленных налоговых ставок, предоставляемых налоговых льгот, уровня собираемости доходов и изменений в структуре плательщиков.

Для расчета прогноза доходов бюджета используются годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета за предыдущие годы, отчетность администраторов доходов бюджета, включая сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности (о начислении, поступлении налогов, о задолженности по налогам и сборам, о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов), прогнозная оценка доходов бюджета, представляемая главными администраторами доходов бюджета, статистические данные, отчеты и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Калмыкия.


II. Прогнозирование по видам доходов бюджета Налог на прибыль организаций

Прогнозирование налога на прибыль производится с учетом главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации на основе отчетных данных о фактических поступлениях налога в отчетном году, используемых для расчета ожидаемых поступлений в текущем году, и приводимых к условиям прогнозируемого года.

Прогнозная сумма налога на прибыль рассчитывается исходя из ожидаемого поступления в текущем году валового регионального продукта, уровня собираемости налога и погашения недоимки.

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.06.2015 N 231)

Для определения прогноза налога на прибыль, поступающего в республиканский бюджет, применяется установленный законодательством Российской Федерации норматив отчисления налога в республиканский бюджет.

Прогноз налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет рассчитывается по формуле:

ПДi+n = (ОДi - Вдi+n) * ВРПi+n * Ксi-1 +/- ДД + Нi+n , где

(в ред. Постановления Правительства РК от 23.06.2015 N 231)

ПДi+n - прогноз поступлений налога в республиканский бюджет в i+n году;

ОДi - ожидаемое поступление налога в текущем году;

Вдi+n - выпадающие доходы в связи с изменениями в структуре налогоплательщиков;

ВРПi+n - валовой региональный продукт в i+n году в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах;

Ксi-1 - коэффициент собираемости налога определяется отношением фактических поступлений по налогу за i-1 год к начисленным суммам по налогу в i-1 году;

абзац исключен. - Постановление Правительства РК от 23.06.2015 N 231.

ДД - прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы республиканского бюджета в прогнозируемом году, связанные с объективными причинами (в том числе создание или ликвидация организаций, установление или отмена льгот, изменение иных элементов);

Нi+n - прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу в i+n году.


Налог на доходы физических лиц, подлежащий налогообложению по ставке 13%

Прогнозирование налога на доходы физических лиц, рассчитываемого по ставке 13 процентов, производится с учетом главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации и прогнозных показателей, представляемых Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия.

Прогнозная сумма налога на доходы физических лиц рассчитывается исходя из ожидаемого поступления в текущем году, роста заработной платы в бюджетной сфере и роста реальной заработной платы.

Прогноз налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, рассчитывается по формуле:

ПДi+n = С * ФЗПi * КФЗП * НО, где

ПДi+n - прогноз поступлений налога в республиканский бюджет в i+n году;

С - ставка налога;

ФЗПi - фонд заработной платы в текущем году;

КФЗП - коэффициент изменения общего ФЗП РК в i+n году по отношению к текущему году;

НОРБ - норматив отчислений в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.


Акцизы

Прогнозирование налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой базы отчетного года с учетом индекса-дефлятора на очередной финансовый год и планируемой ставки налога в очередном финансовом году.

Прогноз поступлений в республиканский бюджет от акцизов на продукцию, производимую на территории Республики Калмыкия, рассчитывается по формуле:

ПДi+n = ОДi * ВРПi+n * НОРБ * Ксi-1 +/- ДД + Н , где

ПДi+n - прогноз поступлений налога в республиканский бюджет в i+n году;

ОДi - ожидаемое поступление акцизов в текущем году;

ВРПi+n - валовой региональный продукт в i+n году в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах;

НОРБ - норматив отчислений в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации

Ксi-1 - коэффициент собираемости налога, определяется отношением фактических поступлений по налогу за i-1 год к начисленным суммам по налогу в i-1 году;

ДД - прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы республиканского бюджета в прогнозируемом году, связанные с объективными причинами (в том числе создание или ликвидация организаций, установление или отмена льгот, изменение иных элементов);

Нi+n - прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу в i+n году.

Прогноз поступления доходов от уплаты акцизов, подлежащих распределению и зачислению в республиканский бюджет рассчитывается по формуле:

ПДi+n = ОДi * ВВПi+n * К * Кнс, где

ПДi+n - прогноз поступлений налога в республиканский бюджет в i+n году;

ОДi - ожидаемое поступление акцизов в текущем году;

ВВПi+n - валовой внутренний продукт в i+n году в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах;

Кизм.норм. - коэффициент изменения норматива отчислений в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации

Кизм.норм = N i+n / N n, где N - норматив отчисления в соответствующем году;

Кнс - коэффициент изменения налоговых ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Кнс = Сi+n / С n, где С - ставка налогообложения подакцизных товаров в соответствующем году.

Прогноз поступления акцизов, распределяемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, предоставляется УФК по Смоленской области.


Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Прогнозирование налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, осуществляется в соответствии с главой 26.2. "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой базы отчетного года с учетом индекса-дефлятора на очередной финансовый год и планируемой ставки налога в очередном финансовом году.

Прогноз налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, рассчитывается по формуле:

ПДi+n = НБi-1 * ki+n * C +/- ДД + Нi+n , где

ПД i+n - прогноз поступлений налога в республиканский бюджет i+n года;

НБ i-1 - налоговая база для исчисления налога по упрощенной системе налогообложения по данным отчетного года;

k i+n - индекс-дефлятор в i+n году;

С - базовая ставка налога;

ДД - прогнозируемые администратором дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы республиканского бюджета в прогнозируемом году, связанные с объективными причинами (в том числе создание или ликвидация организаций, установление или отмена льгот, изменение иных элементов);

Н i+n - прогнозируемый администратором объем погашения недоимки по налогу в i+n году.


Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций прогнозируется в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Калмыкия от 29 декабря 2003 года N 3-III-З "О налоге на имущество организаций" (с учетом изменений) исходя из ожидаемого поступления в текущем году, уровня собираемости, и возможных дополнительных поступлений (или уменьшений этих поступлений), связанных с изменением в законодательстве.

Пока налоговая выявляет недоплату в ручном режиме, но подходы стандартизируются

В прошлом году в СМИ появился целый ряд публикаций о том, как в России контролируют доходы физических лиц. Обсуждали долго и много, даже приняли закон о самозанятых. В целом общество напугали. Но так ли все страшно?

Сегодня доходы россиян контролируют налоговые инспекции с помощью камеральных и выездных проверок, также проверки проводят банки и Росфинмониторинг. Но все они носят фрагментарный характер. Кроме того, физические лица не ведут никакого учета, поэтому выявить и уж тем более доказать наличие у них незадекларированных доходов очень сложно.

В этой связи один из самых больших риск доначислений со стороны ИФНС сейчас связан с приобретением активов ниже рыночной стоимости и переквалификацией сделок (например, займов) в дарение.

За что могут доначислить налог?

Так, до Верховного Суда РФ дошло дело № 53-КГ16-27, по которому налоговый орган доначислил НДФЛ по ставке 13% на сумму разницы между рыночной ценой приобретенной человеком квартиры и ценой ее покупки. Суд поддержал такое решение, сделав вывод, что физлицо получило доход в натуральной форме.

Почему это важно?

Многие до сих пор оформляют покупку недвижимости, в том числе элитной, «через ячейку», занижая цену сделки. Продавцы не хотят платить налоги, хотя по закону для их расчета должна браться кадастровая стоимость, а покупатели, например чиновники, не могут подтвердить источник дохода. И те, и другие — потенциальные «клиенты» налоговой службы. Вопрос только в эффективности администрирования.

Что касается переквалификации сделок в дарение, то здесь человек, получивший беспроцентный заем от аффилированной организации или другого физлица, может получить доначисление в размере 13% от его суммы. ИФНС и суды рассматривают такие сделки как притворные, совершенные без цели возврата займа. Тут в основном под угрозой находятся предприниматели, которые используют займы для реинвестирования или вывода дивидендов, но и физические лица очень часто предоставляют договоры займа в банк для обоснования источника денежных средств на расчетном счете. Риск высок, поскольку факта возврата займов нет.

Еще одна категория доначислений связана с выявлением незадекларированных доходов, в том числе с использованием сети «ВКонтакте», Instagram, YouTube. Например, налоговый орган мониторил группу «Товары под заказ» в сети «ВКонтакте» и выявил тех, кто публиковал объявления с предложениями о продаже товаров. После оформления заказа в группе участники в течение 1—2 дней оплачивали товар, переводя деньги на карты физлиц. Инспекция через группу опросила ряд покупателей, и они подтвердили, что перечисляли средства на банковские карты именно за товар. Все это доказывало ведение предпринимательской деятельности, получение доходов и соответственно неуплату налогов, что послужило основанием для доначисления налогов (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 № 13АП-464/2018 по делу № А26-7023/2017).

Как в этом участвуют банки?

Кроме того, банки по закону 115-ФЗ (противодействие легализации) обязаны выяснять источник средств на счетах. Громким стал случай, когда клиенту не вернули вклад, так как он не подтвердил происхождение денег на дату их внесения. Более того, сейчас многие банки ввели заградительные тарифы на платежи от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на счета физлиц. Цель, конечно, была благая — борьба с обналичкой, но на практике заградительными тарифами облагают даже выплату дивидендов. Уже есть прецеденты, когда физлицо взыскало через суд задолженность с юридического лица, обратилось в банк должника с исполнительным листом, но его банк обложил поступившие на счет средства тарифом в 20%.

Налоговики тоже обращаются в банки с запросами, чтобы получить информацию об операциях по счетам физлиц. Теперь это может делаться в соответствии с вышедшим в 2018 г. письмом ФНС «О предоставлении банком справок (выписок) по счетам клиентов (физлиц, ИП) по запросам налоговых органов». Такая форма контроля позволяет выявить поступление средств на счет человека, получение им доходов и соответственно неуплату налогов. Однако системного применения эта практика пока не нашла — нет единой системы мониторинга.

Также поступление незадекларированных доходов обнаруживается случайно при проверке контрагентов, юридических лиц или при жалобах сотрудников. Есть случаи, когда налоговые органы в борьбе с серыми зарплатными схемами анализируют движение по картам сотрудников; если они устанавливают факт систематического и единовременного внесения наличных на карты, то делают вывод о выплате зарплат «в конверте». Далее следует проверка организации. Организация является налоговым агентом, но с физических лиц обязанность по уплате налогов никто не снимает.

Все это примеры неформального подхода налоговых органов, которые уже давно ориентируются на существо операций и экономический смысл взаимосвязанных сделок, а не на форму. Да, создается хорошая методологическая база, но по факту контроль осуществляется в ручном режиме. Кроме того, есть огромные ресурсы по сбору информации о расходах — банки, ГИБДД, Росреестр, автообмен, социальные сети, нотариусы и т. д. Поэтому закономерно, что в ближайшее время ФНС удастся ввести автоматизированную систему контроля НДФЛ, и тогда вероятность уйти от уплаты налогов для физических лиц сведется практически к нулю.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

date image
2014-02-02 views image
2840

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Методика прогнозирования поступлений НДФЛ основывается на анализе следующих показателей:

1. Средняя за анализируемый период оплата труда.

2. Средняя за анализируемый период численность работников, занятых в экономике региона.

3. Ставки налога в соответствии со ст. 224 НК РФ.

4. Фонд оплаты труда (ФОТ).

5. Часть ФОТ, на которую распространяются льготы.

6. Часть ФОТ, облагаемая налогом на доходы физических лиц.

Плановая оценка этих показателей может осуществляться на основании нормативных документов государственных органов, либо с применением различных методов прогнозирования экономических показателей.

Средняя за период численность работников, занятых в экономике региона, предполагается равной значению данного показателя в предыдущем периоде с учетом ряда возможных изменений, среди которых важнейшими являются следующие:

- изменение объемов производства продукции и производительности труда;

- трансформация форм собственности предприятий;

- количественный состав предприятий;

- факторы демографического характера.

Средняя за период оплата труда (СОТ) рассчитывается на основании данных о значении этого показателя в предыдущем периоде, скорректированного на прогнозируемые темпы инфляции и коэффициент отставания роста оплаты труда от темпов инфляции в прогнозируемом периоде:

где: hпрогн — прогнозируемый темп инфляции;

k — коэффициент, принимаемый равным его значению в предыдущем периоде с учетом ряда факторов, важнейшими среди которых являются:

- темпы изменений объема производства и производительности труда;

- размер индексации заработной платы работников бюджетной сферы;

- рост оплаты труда в отраслях материального производства.

Фонд оплаты труда (ФОТ) на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в экономике региона, среднемесячной оплаты труда и количества месяцев в периоде. Прямой расчет части ФОТ, на которую распространяются льготы, достаточно трудоемок. Поэтому в прогнозных расчетах эту часть ФОТ условно определяют по ее удельному весу в ФОТ отчетного периода. Облагаемый налогом ФОТ исчисляется как разница между ФОТ и его частью, на которую распространяются льготы. Сумма налога рассчитывается как произведение облагаемого налогом ФОТ и ставки этого налога.

Другим возможным способом прогнозирования налоговых поступлений является использование прогнозного значения налоговой базы. В этом случае необходимо учитывать изменение следующих показателей, помогающих оценить динамику налоговой базы:

1. Фонд оплаты труда.

2. Общая сумма дохода, принимаемая для расчета налоговой базы.

3. Суммы налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам при определении налоговой базы.

4. Ставка налога.

5. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ.

В случае нестабильной собираемости налога необходима корректировка на уровень собираемости.

Читайте также: