Профессиональный налоговый вычет арбитражного управляющего

Опубликовано: 16.09.2024

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 января 2013 г. N 03-04-05/3-29

Вопрос: Я являюсь арбитражным управляющим. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.01.2011 г. деятельность арбитражных управляющих признана частной практикой (арбитражный управляющий осуществляет регулируемую Законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой). Согласно п. 1 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве за период осуществления им своих полномочий. В связи с изменениями статуса арбитражного управляющего с 01.01.2011 г. доходы арбитражного управляющего облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 227 НК РФ лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Согласно п. 7 ст. 227 НК РФ лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечению месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

1. В целях своевременного предоставления арбитражным управляющим в налоговые органы декларации по форме 4-НДФЛ какую дату считать "днем появления дохода" при том, что в течение процедуры банкротства вознаграждение мне как арбитражному управляющему не выплачивалось в связи с отсутствием денег у предприятия-должника: 1). день вступления в законную силу судебного акта о взыскании с налогового органа как заявителя по делу о банкротстве вознаграждения арбитражного управляющего по конкретному делу (при невыплате вознаграждения за счёт имущества должника в связи с отсутствием средств в деле о банкротстве) или 2). день поступления на счёт арбитражного управляющего денежных средств, составляющих его вознаграждение по конкретному делу или 3). иную дату?

2. Согласно ст. 221 Налогового кодекса, а также ряду писем Минфина РФ управляющий, как лицо занимающееся частной практикой, имеет право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Доход от занятия частной практикой (вознаграждение за работу на конкретном предприятии) я как арбитражный управляющий получу в 2013 г. Иных доходов от занятия частной практикой за указанный период у меня не было. Расходы, направленные на получение указанного дохода (по сопровождению процедуры банкротства на данном предприятии), фактически понесены арбитражным управляющим в 2010 г., 2011 г. и в 2012 г. Вправе ли я как управляющий применить профессиональный налоговый вычет в сумме указанных расходов при исчислении и уплате НДФЛ? Расходы каких налоговых периодов я как управляющий вправе принять к вычету в данном случае?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов арбитражного управляющего и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Согласно пункту 1 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Суммы вознаграждений арбитражного управляющего в деле о банкротстве, а также суммы возмещения фактически понесенных арбитражным управляющим расходов в связи с исполнением обязанностей в деле о банкротстве, являются доходами арбитражного управляющего, полученными от деятельности в качестве арбитражного управляющего, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со статьей 227 Кодекса.

Лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от такой деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется арбитражным управляющим (пункт 7 статьи 227 Кодекса).

Исходя из изложенного, обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности.

При этом дата фактического получения дохода согласно пункту 1 статьи 223 Кодекса определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

В соответствии со статьей 221 Кодекса при исчислении налоговой базы лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Таким образом, арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде.

При этом для получения профессионального налогового вычета указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде. При этом для получения профессионального налогового вычета указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Об этом Письмо Минфина России от 17.01.2013 N 03-04-05/3-29.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ''О несостоятельности (банкротстве)'' Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ ''О внесении изменений в Федеральный закон ''О несостоятельности (банкротстве)'' (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Согласно п. 1 ст. 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Суммы вознаграждений арбитражного управляющего в деле о банкротстве, а также суммы возмещения фактически понесенных арбитражным управляющим расходов в связи с исполнением обязанностей в деле о банкротстве являются доходами арбитражного управляющего, полученными от деятельности в качестве арбитражного управляющего, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 ''Налог на доходы физических лиц'' Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Кодекса.

Лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от такой деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется арбитражным управляющим ( п. 7 ст. 227 Кодекса).

Исходя из изложенного обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности.

При этом дата фактического получения дохода, согласно п. 1 ст. 223 Кодекса, определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

В соответствии со ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 ''Налог на прибыль организаций'' Кодекса.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)


Нередкая ситуация - компания, не добившись от фирмы-должника денег, решает ее обанкротить. Далее в действие вступает стандартный алгоритм: пишется заявление, оплачивается госпошлина, вводится процедура банкротства и назначается арбитражный управляющий. К сожалению, в большинстве случаев процедура банкротства оказывается не только длительной, но и затратной. Но как быть, если у должника не находят имущества? Кто в этом случае должен оплачивать услуги арбитражного управляющего и понесенные им расходы? Давайте разбираться…

В каком случае возможен иск и что взыщет арбитражный управляющий?

Согласно Федеральному Закону от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», расходы на процедуру банкротства, которые несет арбитражный управляющий (сюда входят госпошлина, публикации в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», услуги привлеченных оценщиков, аудиторов, бухгалтера, юриста), а также начисленное вознаграждение компенсируются ему приоритетно перед всеми кредиторами за счет имущества банкрота. Но если у должника денег мало или вовсе нет, то расходы и выплата вознаграждение для арбитражного управляющего лягут на плечи заявителя по делу о банкротстве.

Процедура следующая: после завершения или прекращения финальной процедуры банкротства, управляющий подсчитывает свой начисленный гонорар (от 15 тыс. руб. до 45 тыс. руб. ежемесячно в зависимости от процедуры) и понесенные расходы, после чего подает заявление на взыскание денег с кредитора, подавшего заявление на банкротство.

Размер этих притязаний может быть от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Кредитору, не получившему свои деньги в ходе банкротства, обидно терять деньги еще и на этом. Можно ли защититься от этих расходов? Для этого есть несколько путей, которые мы сейчас и разберем.

На что стоит обратить внимание?

    Установление лимита на финансирование банкротного процесса.

Выход кредитора из процедуры банкротства.

По смыслу норм гражданского законодательства право или требование, принадлежащее кредитору, может быть передано другому лицу по сделке (уступка требования) – договору уступки требования или цессии. Так, согласно п.1 ст.382 ГК РФ «Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу», право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

После перехода требования кредитора к другому лицу по договору цессии непосредственно в ходе банкротства суд заменяет заявителя новым кредитором – заявителем. К нему переходят обязанности по погашению задолженности перед арбитражным управляющим.

Следовательно, если кредитор не определял лимит финансирования при подаче заявления на банкротство, а платить за процесс банкротства он не готов, то он может на любом этапе банкротства продать свои денежные требования другому лицу. На это лицо и перейдут обязанности по инвестированию денег в процедуру банкротства. Отвечать деньгами перед арбитражным управляющим также будет новый кредитор.

Но у варианта, при котором кредитор уступает права требования задолженности постороннему лицу, покидает процесс и утрачивает обязанность по компенсации расходов и вознаграждения арбитражному управляющему есть и свои особенности. Например:

  • покупатель не должен быть связан с продавцом (быть аффилированным с ним).
  • новый кредитор должен быть платежеспособным и не являться банкротом.
  • договор цессии обязательно должен содержать правило о переходе обязанностей заявителя по финансированию процесса банкротства к новому кредитору.
  • должна быть проведена официальная оплата реальной стоимости за уступку прав.

Но есть значительный риск, ведь подписание договора о передаче прав и обязанностей новому кредитору, которое произошло именно после обращения арбитражного управляющего с ходатайством об окончании банкротства, может считаться мнимой сделкой и злоупотреблением своим правом. Пренебрежение этими условиями повлечет признание судом перехода обязанностей на новое лицо незаконным и взыскание расходов по делу банкротство с первоначального кредитора (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.2019 г. по делу № А19-13961/2013).

Сокращаем расходы управляющего

Представим ситуацию: лимит расходов на финансирование не определен, нового кредитора для уступки прав и обязанностей найти не удалось, а иск о взыскании расходов от арбитражного управляющего к Вам уже предъявлен. Платить придется, но можно ли уменьшить эту сумму? Да, но для этого необходимо заявить суду о снижении размера вознаграждения и расходов. Например, если суд установит несоразмерность взыскиваемой суммы вознаграждения объему работы, выполненной арбитражным управляющим, то вознаграждение будет снижено (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.06.2019 г. по делу № А67-4549/2013).

Есть один важный момент: если арбитражный управляющий обнаружил факт недостаточности имущества у должника для погашения расходов по делу о банкротстве, то он не вправе нести такие расходы самостоятельно в расчете на последующее возмещение их заявителем[12]. В этом случае закон предписывает обязанность управляющему обратиться в суд с заявлением о прекращении производства по делу.

Таким образом, если антикризисный управляющий не обратился с таким ходатайством о прекращении процедуры банкротства, то он не вправе нести расходы и начислять вознаграждение и не может полагаться на их взыскание. Также в споре с арбитражным управляющим следует заявить об их несоразмерности объему выполненной работы и, например, обязать управляющего предоставить перечень выполненной работы с помесячной разбивкой по дням (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.09.2020 г. по делу № А57-10154/2016).

Также вознаграждение и расходы будут снижены, если суд признавал незаконными действия или бездействие арбитражного управляющего, признавал необоснованными понесенных им за счет должника расходов, или недействительными совершенные им сделки. Эти обстоятельства могут быть установлены как при взыскании управляющим вознаграждения и расходов с заявителя, так и в отдельном споре по жалобе кредитора на управляющего.

Взыскиваем с должника, а не с кредитора

Процедура банкротства может быть прекращена по любому основанию, предусмотренному законом, и даже в случае погашения всего реестра требований кредиторов третьим лицом - благодетелем. Но и в этом случае арбитражный управляющий может обратиться с требованием к инициатору банкротной процедуры (кредитору). Правда, суды в большинстве случаев отказывают в удовлетворении требований, обращая внимание на надлежащего ответчика – должника.

Почему так происходит? Дело в том, что после прекращения подобной процедуры банкротства юрлицо никуда не исчезает, у него и у его контролирующих лиц есть имущество и материальные ценности и арбитражный управляющий может взыскать вознаграждение и расходы с самого должника как с действующего предприятия, а не с заявителя по делу.

Минэкономразвития никого не слышит: арбитражным управляющим предложено платить 50 тысяч рублей в год

С середины прошлого года Минэкономразвития Российской Федерации пытается реформировать правовые основы процедур банкротства. Первая попытка протащить законопроект в Правительство без учета мнения профессионального и предпринимательского сообщества провалилась – законопроект отправлен на доработку с учетом серьезных недочетов, выявленных государственно-правовым управлением Администрации президента.

15 января 2021 года письмо Минэкономразвития России с новым проектом закона было направлено в ведущие деловые сообщества («Деловая Россия», РСПП, ТТП), однако в данном законопроекте не устранены концептуальные замечания государственно-правового департамента Администрации Президента РФ и деловых сообществ.

Вопреки указанию Президента РФ изменить ликвидационную направленность банкротства на восстановительную, Минэкономразвития делает все, чтобы разрушить бизнес должников и дестабилизировать работу арбитражных управляющих.

Эксперты из Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства отметили, что в законопроекте из компетенции собрания кредиторов исключили принятие решений по процедуре (кроме перехода от конкурсного производства к реструктуризации долгов и наоборот) и по кандидатуре (кроме кандидатуры антикризисного управляющего). Тем самым существенно снижена роль кредиторов в деле о банкротстве, что может негативно повлиять на антикризисные мероприятия по восстановлению бизнеса должника, реализуемые через скупку задолженности потенциальным инвестором.

В проекте также отмечено, что если арбитражный управляющий не предоставит в суд свой отзыв, на него могут наложить штраф в размере 100 тысяч рублей. Однако в Ассоциации напомнили, что в соответствии с п. 1 ст. 119 АПК РФ штраф для граждан не может превышать 5000 рублей, для должностных лиц – 30 000 рублей, для организаций – 100 000 тысяч рублей.

Таким образом, арбитражный управляющий не может получить штраф более 30 000 рублей.

В Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства отметили и другие недочеты законопроекта. К примеру, непонятно, как следует поступать в случае конкуренции между заявлением о признании должника банкротом и заявлением о введении реструктуризации долгов.

Эксперты заметили и то, что в проекте закона срок реструктуризации оценен в «не более чем 4 года с момента утверждения арбитражным судом», а в дальнейшем может быть продлен.

Однако исходя из практики юристы Ассоциации полагают, что целесообразнее было бы установить нижний предел срока 1 год, а верхний – 3 года.

Вопросы у профессионального сообщества вызвал у пункт, согласно которому на арбитражного управляющего возлагается ответственность за нереализацию имущества на торгах. Эксперты отмечают, что это не соответствует целям максимального удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве, т.к. в этом случае в интересах арбитражного управляющего будет выставление имущества на торги по минимальной цене.

Специалисты Ассоциации добавили и конкретные предложения к законопроекту:

  • ввести страхование ответственности арбитражных управляющих вместо компенсационного фонда;
  • не допустить фиксированной выплаты управляющим после завершения процедуры вместо ежемесячных выплат. По этой логике управляющий получает 50 000 рублей в год, т.е. 4000 рублей в месяц, что не соответствует моральным, экономическим и правовым нормам;
  • остановить коррупцию в СРО арбитражных управляющих;
  • ввести процедуры быстрой эффективной санации при наличии возможности продолжения бизнеса;
  • организовать работу арбитражных управляющих по аналогии с системой в адвокатуре и нотариате;
  • сменить ликвидационную направленность законопроекта о банкротстве на восстановительную.

Об остальных комментариях экспертов к законопроекту и предложениях профессионального сообщества читайте в прикрепленном файле.

17 Августа 2012

В соответствии со ст. 221 Налогового кодекса РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в частности, налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

То есть право на применение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ имеют, в частности:

  • индивидуальные предприниматели;
  • частнопрактикующие нотариусы. Это подтверждается, например, и в Письме Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-04-05/3-253. При этом, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Данное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, получить профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы дохода вправе физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", (далее - Закон N 129-ФЗ). В связи с этим, например, УФНС РФ по г. Москве разъяснил, что поскольку – а) нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли; б) нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; в) нотариусы, занимающиеся частной практикой и осуществляющие нотариальную деятельность, не проходят государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом N 129-ФЗ, то они не вправе при исчислении налоговой базы воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в размере 20% общей суммы доходов (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 5 мая 2010 г. N 20-14/4/034950@);
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. К ним, например, могут относиться арбитражные управляющие. Поскольку в соответствии со вступившей в действие с 1 января 2011 г. редакцией ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", (далее – Закон N 127-ФЗ) арбитражные управляющие признаются субъектами профессиональной деятельности, занимающимися частной практикой, то начиная с 2011 года доходы арбитражных управляющих, полученные от частной практики, осуществляемой в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат налогообложению НДФЛ в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ (Письмо ФНС РФ от 26 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4964@, письмо Минфина России от 6 апреля 2012 г. N 03-04-09/8-34). Однако, поскольку также и арбитражные управляющие не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не осуществляют предпринимательскую деятельность, оснований для применения ими профессионального налогового вычета в размере 20 процентов, предусмотренного абз. 4 п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ, не имеется (письмо Минфина РФ от 28 февраля 2012 г. N 03-04-06/8-49).

А вот лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется (абз. 4 п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ).

К профессиональным налоговым вычетам предпринимателей относятся фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов.

То есть для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета требуется одновременное выполнение нескольких условий, а именно:

  • расходы должны быть фактически произведены;
  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • расходы должны быть непосредственно связаны с извлечением доходов (Письмо Минфина России от 18 мая 2012 г. N 03-04-05/8-641).

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".

То есть к вычету могут быть приняты расходы, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли на основании ст. ст. 253 - 269 Налогового кодекса РФ.

Из этого также следует, что те расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не должны также учитываться при определении размера профессионального налогового вычета по НДФЛ (Письмо ФНС РФ от 22 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2878@).

Также, из ст. 221 Налогового кодекса РФ прямо следует, какие из расходов индивидуальный предприниматель вправе учесть в составе профессионального налогового вычета по НДФЛ, а именно:

  • суммы налогов (за исключением НДФЛ), начисленных либо уплаченных за налоговый период;
  • суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные либо уплаченные за соответствующий период в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", (далее - Закон № 212-ФЗ);
  • страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные за соответствующий период в соответствии с Законом № 212-ФЗ;
  • государственную пошлину которая уплачена в связи с профессиональной деятельностью.

Отметим, что в ст. 221 Налогового кодекса РФ не перечислены расходы на уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Их индивидуальный предприниматель обязан перечислять в бюджет с выплат и вознаграждений своим работникам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ). А как самозанятые лица индивидуальные предприниматели вступают только в добровольные правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Однако, официальные разъяснения о том, могут ли индивидуальные предприниматели учесть расходы по уплате в добровольном порядке страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на настоящий момент отсутствуют.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". А в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе учесть, в частности, суммы страховых взносов в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также отметим, запрета на учет сумм НДС, предъявленных индивидуальным предпринимателем покупателям в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ ст. 221 Налогового кодекса РФ не содержит. Минфин РФ по этому поводу в письме от 1 июля 2010 г. N 03-04-05/8-369 разъяснил, что суммы НДС, предъявленные индивидуальным предпринимателем покупателям в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ в составе доходов, так же как и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) суммы НДС не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Из п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ следует, что к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Исходя из положений п. 19 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

При этом согласно п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Иванова Елена Николаевна,

Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Читайте также: