Минфин вводит новый налог

Опубликовано: 17.09.2024

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting

Министерство финансов России предложило включить в Налоговый кодекс пять новых глав. Наталья Кузнецова, партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting, объясняет, в чем суть законопроекта, действительно ли речь идет о новых налогах и как все это может повлиять на бизнес и обычных граждан.

26 апреля заканчивается период публичных обсуждений законопроекта Минфина «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».

Несмотря на то, что на первый взгляд законопроект не несет в себе какую-то налоговую революцию и лишь переносит в кодекс уже и так существующие не первый год платежи, тем не менее принятие этого закона повлечет вполне конкретные последствия для налогоплательщиков и может привести к чисто юридическим казусам.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

В связи с этим и законопроект, и сама идея включения дополнительных платежей в Налоговый кодекс вызвала бурную дискуссию и между бизнесом и властью, и в научных кругах, среди юристов.

В чем суть?

Законопроектом расширяется перечень налогов добавлением четырех «новых» федеральных налогов и одного местного. Минфин предлагает ввести:

  • экологический налог вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также в связи с размещением отходов);
  • утилизационный сбор вместо экологического и утилизационного сборов, уплачиваемых производителями и импортерами товаров и упаковки в первом случае и производителями или импортерами транспортных средств – во втором;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения вместо платы, взимаемой через систему «Платон» для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (уплачивается собственниками таких транспортных средств);
  • налог на операторов сети связи общего пользования заменяет отчисления операторов связи на формирования резерва универсального обслуживания по закону «О связи» (отраслевой сбор);
  • гостиничный сбор (местный налог) вместо курортного сбора (отраслевой и региональный сбор), существующего сейчас только в четырех субъектах Федерации; сбор может вводиться для пополнения местных бюджетов и предполагает обложение сбором гостиниц и провайдеров временного размещения, взимаемым с «гостя в сутки».

Помимо этого, предлагается придать статус государственной пошлины значительному списку платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений, внесение изменений, просмотр сведений из государственных реестров (регистров), например, за предоставление сведений из реестра саморегулируемых организаций, или автомобильных дорог, или прав на воздушные суда и сделок с ними и так далее.


В публичных выступлениях представители власти постоянно подчеркивают, что перенос отдельных платежей в Налоговый кодекс не повлечет увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Отчасти такое заявление верно.

Действительно, если сравнивать ранее существовавшие ставки, а также порядок расчета платежей, размеры платежей, после их «перемещения» в Налоговой кодекс не вырастут (исключением, пожалуй, можно считать лишь гостиничный сбор, который может начать действовать для налогоплательщиков в большем количестве городов, чем это было раньше).

То есть формально все это укладывается в концепцию «настройки» налоговой системы России, которая, правда, жаль, что пока продолжает расстраивать бизнес.

Что просили?

Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия. Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.

Государство их при расчете не учитывает (название-то другое), а для бизнеса суть не меняется – налог или не налог, но платить приходится.

В свою очередь это влечет удорожание ведения деятельности в России. По разным данным, называлось от 50 до 80 таких дополнительных «неналоговых» налогов.

Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.


Проблема неналоговых платежей в 2017 году попала в повестку Петербургского международного экономического форума с участием президента России. После этого в начале 2018 года за вопрос с новой силой взялся Минфин (до этого, летом 2017 года Минфин предлагал проект другого закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященной этой же проблематике).

С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.

Предполагалось, что Минфин должен разобраться в их сути, эффективности и определить наилучший порядок их регулирования и по возможности инициировать отмену неэффективных и чрезмерных платежей, на что смел надеяться бизнес.

1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.

Что получили?

Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.

По сути, Минфин выбрал наиболее интересные для бюджета платежи и сосредоточился на их регулировании, оставив все остальное в режиме «как было».

Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.

Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.


Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.

С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:

  • возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
  • право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
  • дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
  • риск уголовной ответственности за неуплату налога.

Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль.

Более того, власти используют и точечное успокоение. В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.

Честности ради, надо отметить, что проект ничего такого пока не предусматривает. Единственное послабление, которое сейчас в нем содержится, – это уменьшение размера штрафа за неуплату или несвоевременную уплату «новых» налогов с 20% до 10% в течение первых 10 лет действия «новых» правил.

Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».

А что юристы?

Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.

Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.


Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.

Сейчас же получится, что суть этих платежей останется той же, но государство просто может переназвать их «налогом», и по мановению волшебной палочки название изменит суть платежа.

Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию. Зато совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference. Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.


Анна Королева
корреспондент Expert.ru
16 января 2021, 10:04

Прозвучавшее в дискуссии намерение стало неожиданным ответом на предложение снизить налоги в связи с наличием у казны крупных переходящих бюджетных остатков.

«Большие потрясения, войны приводили к появлению новых налогов. У нас сейчас идет война с коронавирусом, и весь мир к этому подходит, конечно, надо что-то делать с цифровыми услугами и цифровым налогом», — заявил в четверг в ходе дискуссии о налоговой политике на Гайдаровском форуме статс-секретарь, заместитель министра финансов России Алексей Сазанов.

Так — заявлением о намерении ввести новый налог он отреагировал на слова главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, задавшего вопрос: нет ли ощущения, что без снижения налоговой нагрузки невозможно решать экономические проблемы и стимулировать экономическое развитие?

«На мой взгляд, потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, такого потенциала у государства просто нет», — цитирует портал Finmarket ответ г-на Сазанова.

«Если остается триллион свободных денег, может быть, это и есть тот потенциал, чтобы снизить налоговую нагрузку в тех сферах, которые могли бы стать локомотивами роста?», — напомнил Андрей Макаров наличии неизрасходованных бюджетных остатков, уже не в первый раз перенесенных на следующий год.

Замминистра ответил, что налоговую нагрузку «нельзя снизить на год или на два, это должна быть системная долгосрочная мера», подкрепленная долгосрочными источниками средств, а такого источника не наблюдается. Все же, по его мнению, «если в моменте появляются какие-то излишки, конечно, их надо направлять на развитие экономики».

Еще один, предложенный им способ поддержать экономику: провести ревизию инвестиционных налоговых льгот, строже добиваясь от налогоплательщиков соблюдения обязательств в их рамках, или отменяя им «неэффективные льготы» и перенаправляя «ресурсы в те отрасли экономики, которые больше в этом нуждаются».

Следующим пунктом предложений и стало введение «цифрового налога» со ссылкой на присутствующего в зале руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова: по мнению его визави из Минфина, ФНС стала флагманом цифровизации в своей сфере, но теперь и сама цифровизация может стать поводом для введения нового налога.

Предполагать возможность сокращения налогов в России сейчас действительно не приходится, признает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. Доходы казны резко сократились в 2021 году из-за снижения цен и объемов экспорта энергоносителей, падения экономики и налоговых поступлений. Бюджет стал дефицитным, его расходы больше, чем доходы. Наиболее простой путь его наполнения — увеличение налогов. В таких условиях сокращать их как для юридических, так и для физических лиц правительство не считает возможным. Хотя для стимулирования выхода из кризиса, повышения платежеспособного спроса населения и возможностей реализации предприятий есть смысл именно в снижении налоговой нагрузки, отмечает он.

Это подняло бы со временем саму налоговую базу, то есть объем продаж у бизнеса и доходов у населения, что увеличило бы сумму налоговых поступлений при сохранении их ставок, полагает аналитик. Временно выпадающие доходы государства могли бы компенсироваться перераспределением расходов. В их структуре, например, явно завышены траты на административно-управленческий и правоохранительный сектор.

Кроме того, именно на такой случай кризисных ситуаций создан резерв – Фонд национального благосостояния (ФНБ), который только вырос за время пандемии из-за роста курса валют к рублю. Выплаты из него для поддержки людей, предприятий помогли бы не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и пополнить бюджет – как альтернатива роста налогов. Однако такие мероприятия не предусмотрены, поскольку не являются приоритетными целями, подчеркивает Марк Гойхман. Кстати, напоминает он, введение «цифрового налога» Минфин предложил еще в октябре 2019 года.

Цифровой налог уже реализован в России относительно иностранных участников рынка, отмечает основатель TalkBank Михаил Попов. Так, когда зарубежные компании, которые предоставляют цифровые услуги, продают ПО, то к своим услугам дополнительно добавляют НДС, от которого свободны российские IT-разработки. А поскольку продуктами иностранных компаний пользуются практически все, потребители косвенно оплачивают их налоговые затраты.

Но это попытка идти дальше, говорит он о прозвучавшей на форуме инициативе — облагать такие услуги уже непосредственно в своей стране. Скорее всего, предполагает банкир, это будет НДС, или форма акциза.

Налицо попытка закрыть проблемы в бюджете и проблемных отраслях за счет доходов с других отраслей, которые лучше справляются с ситуацией, считает Михаил Попов. Он подчеркивает, что российские компании цифровой экономики не получили за период пандемии сверхприбылей, которыми можно было бы оправдать налогообложение этой отрасли в пользу других, особо пострадавших секторов. На самом деле, это опасное решение, говорит эксперт.

Это индустрия, которая у нас является одной из наиболее конкурентоспособных и мировом рынке, и на отечественном рынке, отмечает эксперт: «как мы видим, люди выбирают зачастую отечественных поставщиков, тот же "Яндекс" доминирует на российском рынке, не пуская иностранных игроков, чего практически не видно на других европейских рынках, где американские компании доминируют в предоставлении сервисов».

Теперь мы, продолжает Попов, можем столкнуться с ситуацией торможения нашего рынка, снижения его конкурентоспособности и привлекательности. Также нужно учитывать, что IT сейчас проникает во все сферы, информационные услуги имеют высокую степень вложенности и сложности. Сейчас без цифровых услуг, на самом деле, не осуществляется ни одной услуги, не производится ни одного продукта или товара. Все они резко, некоторые многократно, увеличат свою стоимость для конечных потребителей, для граждан, что естественно ударит по их кошельку.

Он также видит потенциальную опасность произвола фискальных властей, потому что оценка цифровых услуг достаточно сложна. «Сейчас ко многим услугам, которые оказываются бесплатно, можно начать “привязываться” на тему того, что на самом деле там есть стоимость, значит на нее нужно начитывать налог, и то, что мы привыкли использовать бесплатно, станет для нас платным. А если компания не сделает такую услугу платной, то она рискует стать нарушителем по неуплате такого налога», — предполагает Михаил Попов.

Эксперт весьма сомневается в уместности того, чтобы говорить о введении таких налогов, «особенно если мы говорим не о протекционистских мерах, которые распространяются только на иностранные компании, а о российском рынке и отечественных разработчиках и провайдерах информационных услуг».

Уходящее в историю правительство решило напоследок подкузьмить самозанятым российским гражданам

Минфин предложил ввести трехпроцентный налог на "профессиональный доход" для лиц, оказывающих частные услуги, и чей годовой доход составляет до 10 млн рублей в год. Больших денег в казну данный маневр не принесет, но зато поможет (в чем большие сомнения) вывести сектор услуг из тени, считают чиновники.

Предполагается, что новый режим заработает с 2019 года, с момента окончания амнистии для самозанятых. Правда, граждане "к свету не стремились" - на учет в ФНС за все время действия акции встало менее одной тысячи человек.

Теперь няням, домработницам, сиделкам, репетиторам и другим лицам, работающим в секторе оказания частных услуг, и делающим это, в основном, вне правового поля, придется определиться: прекратить заниматься своей деятельностью, стать индивидуальными предпринимателями или уплачивать НДФЛ по ставке 13%.

Экспертное сообщество в целом инициативу одобряет, но при этом предлагает коррективы основных принципов налогообложения этой категории граждан и указывает на необходимость усиления мотивационных мер со стороны государства.

Как отметил заместитель министра финансов Илья Трунин, "мы предлагаем для лица, которое не имеет наемных работников и получает доходы от реализации товаров, работ и услуг, за исключением каких-то не подпадающих под это режимов, сделать максимально простой и удобный режим уплаты налога по специальной ставке". По словам господина Трунина, ставка такого налога будет 3% в случае оказания услуг физическим лицам и 6% - если услуги оказываются компаниям. Такая вилка предусмотрена, чтобы "не конкурировать с упрощенной системой налогообложения", пояснил замминистра.

Это будет "эрзац контрольно-кассовой техники" - мобильное приложение, которое каждый сможет установить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, ежемесячно отражать там доходы и выплачивать налог. Никакими другими налогами или сборами такие доходы уже облагаться не будут",

Трунин

Заместитель министра финансов России Илья Трунин (второй слева) и посол Бельгии в России Жан-Артур Регибо. Фото: www.globallookpress.com

При этом статус самозанятых граждан не потребует отдельной регистрации, отмечают в Минфине. Соответствующий документ уже подготовлен ведомством и будет опубликован в течение ближайшего месяца.

Единая ставка не сработает

В Минтруде подсчитали, в России порядка 15 млн самозанятых, которые не уплачивают страховые взносы, и чьи пенсионные права не учитываются. А по данным Минфина, количество таких граждан доходит до нескольких сотен тысяч человек.

Легализация сектора должна иметь место, уверена вице-президент по социальной политике "Опора России" Наталия Ушакова. Однако, по ее словам, подход к налогообложению самозанятых в "городах-миллионниках" и малонаселенных регионах должна различаться.

Вилка" 3-6% может сработать в крупных городах, но будет не эффективна в регионах, - сказала эксперт "Царьграду". - В небольших населенных пунктах все и так друг друга знают, поэтому подход должен быть дифференцированным".

При этом, по ее словам, выносить вердикт пока рано, поскольку инициатива Минфина еще не оформлена в законопроект.

Такого же мнения придерживается и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Сейчас нельзя понять, что такое "профессиональный доход" и чем он отличается от любительского, - заявил господин Титов. - Также непонятно, как планируется его контролировать технически для начисления налога. И, конечно, очень щедрое предложение насчет порога дохода в 10 млн рублей в год, в особенности в регионах. Наверное, речь идет о самозанятых консалтерах мирового уровня, не иначе. Короче говоря, система пока непонятна".

Титов

Б. Титов. Фото: www.globallookpress.com

"Щедрое" предложение

В "Опоре России" предлагают увеличить налоговую базу и установить верхнюю границу доходов для обложения этим налогом на уровне 20 млн рублей. "Важно определить уровень получаемого самозанятыми дохода, с которого будет уплачиваться налог. Вместо возможных 10 млн рублей считаем необходимым установить планку в 20 млн рублей", - считает глава «Опоры России» Александр Калинин.

Стоит отметить, что главной целью нового налога является вовсе не пополнение казны, а повышение прозрачности системы. Доходы от этого налога в масштабах федерального бюджета будут незначительными, признают в Минфине, и большую их часть предлагается направлять в страховые фонды, в том числе Фонд обязательного медицинского страхования. При этом пока не ясно: будут ли страховые взносы включены в налог, или самозанятым придется их выплачивать отдельно. Эксперты соглашаются с Минфином: поступлений в бюджет ожидать не стоит. Более того, на администрирование придется потратить бюджетные средства.

Я здесь вижу, с одной стороны, необходимость Минфина изображать бурную деятельность. А с другой стороны, все эти новации обернутся для бюджета еще большими потерями, потому что доходы от сборов будут копеечными, а расходы на администрирование, налоговые проверки и суды могут обойтись в разы дороже»,

- считает член экспертного совета "Деловой России" Владислав Жуковский.

Освобождение самозанятых от налога на доходы физических лиц на 2017-2018 годы, связано не с щедростью государства, а с пробелом в понятийной базе. Прежде чем раздумывать над ставкой налога, финансовому ведомству придется разобраться с самим термином "самозанятые граждане", отмечают эксперты. В настоящий момент в Налоговом кодексе ПФ такого понятия не предусмотрено.

Как отметил в беседе с «Царьградом» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, "первое, что нужно сделать - это определиться в понятии, кто такие самозанятые, дать им юридическое определение, в том числе прописать законодательно". Кроме того, остаются вопросы по поводу отчетности, отметил он. "Пока непонятно, "будет какая-то отчетность или перечислением этих процентов и будет ограничиваться все взаимодействие с государством", - указал глава ТПП.

"Кнут и пряник"

Очевидно, что стремление граждан "к свету" всецело зависит от мотивационных мер, предложенных государством. Это система должна предполагать, во-первых, неизбежность наказания на нелегальный труд, и, одновременно, бонусы за легальный.

Как отметил господин Трунин, "санкции за неуплату налогов не единственное, что им грозит". "Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность гораздо серьезнее", - отметил замминистра.

Эксперты отмечают, необходимо обеспечить посильную налоговую нагрузку для этой категории занятых, причем на длительный срок. Как вариант, самозанятые уплачивают государству небольшой процент от своего дохода, который будет существенно ниже НДФЛ (в настоящее время 13%), иначе, «обеления» этого сегмента экономики не произойдет. В самом Минфине предполагают разработать свою систему поощрений основанную на получении чеков клиентами самозанятых граждан.

Активным пользователям, получающим чеки от самозанятых, могут предоставляться льготы, например, при отплате налога на доходы физических лиц, указал господин Трунин.

У Минэкономразвития, в свою очередь, есть предложения по дополнительным возможностям для самозанятых граждан в сфере банковского кредитования и льготному доступу к другим финансовым инструментам.

Как отметила Н.Ушакова, подобные возможности могут стать хорошей альтернативной микрофинансрованию с "драконовскими" процентами. "Это расширяет возможности для малого бизнеса в сфере доступа к кредитным средствам", - указала эксперт в беседе с «Царьградом».

Поскольку прежняя попытка легализации сектора провалилась, и даже налоговые каникулы не стали стимулом для репетиторов, «гаражных» слесарей, нянек и сиделок (что не удивительно), чиновники должны были бы учесть прежние ошибки и разработать систему действительно эффективных мер для мотивации самозанятых граждан. Правда, сложно представить, что стимулом для домработницы в России заплатить налоги станут льготные условия получения кредита…

Минфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионах

Вячеслав Акишин / Moscow-Live.ru

Минфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионах

Министерство финансов РФ выступило с предложением расширить с 1 января 2020 года эксперимент по налогообложению самозанятых. В проекте поправок в действующий закон, опубликованном на портале проектов нормативных актов, сказано, что в пилотный проект следует включить еще 19 регионов.

"Начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 января 2020 года… в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан", - говорится в документе.

С 2019 года пилотный проект действует в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Налоговый тариф для самозанятых включает страховые взносы в ФОМС, но не предполагает отчислений в ПФР и составляет 4% при работе только с физлицами или 6% при сотрудничестве с компаниями, пишет Znak.com.

"Удушение" налогами

За последние 10 лет налоги в несырьевом секторе экономики выросли в 2,6 раза, а в сырьевом секторе - в 2,2 раза, подсчитали в Институте экономики роста имени П. А. Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Если в 2008 году одно предприятие несырьевого сектора в среднем выплачивало в казну 1,2 млн руб., то в 2018-м уже 3,2 млн. С 2008 по 2018 год количество таких предприятий сократилось на 12% - с 4,7 до 4,2 млн, пишет "Независимая газета".

Больше всего фискальная нагрузка выросла в торговом секторе - в 4 раза (с 0,4 млн руб. до 1,6 млн), а количество предприятий в нем уменьшилось почти на 30% (с 1,8 до 1,3 млн). То есть почти все сокращение количества предприятий произошло за счет торговли.

"Наши данные показывают, что несырьевой сектор подвержен повышенной налоговой нагрузке по сравнению с компаниями, работающими в нефтегазовой и других добывающих отраслях", - подчеркивает директор Института экономики роста Анастасия Алехнович.

Она отмечает, что все это время в правительстве говорили о необходимости снизить зависимость России от экспорта нефти и газа, перейти к новой несырьевой модели развития экономики. "На практике видно, что этого не происходит, в том числе из-за повышения налогов, которые мешают развиваться предприятиям и частным предпринимателям. Более того, доля несырьевого сектора в ВВП России в последние годы снижается, что еще больше показывает, что уйти от традиционной сырьевой модели экономики до сих пор не удалось", - добавила Алехнович.

Исследование института показало, что в структуре национального ВВП в 2018 году доля сырьевого сектора резко выросла - до 15,4%, тогда как в 2017 году она составляла 12,9%, в 2016-м - 11,4%. В целом за последнее десятилетие доля сырьевого сектора не превышала 12,9% в структуре ВВП.

По словам инвестиционного менеджера компании "Открытие Брокер" Тимура Нигматуллина, налоговая нагрузка на предприятия в РФ действительно высокая, хотя на постсоветском пространстве есть страны, где налоги еще выше - Таджикистан и Белоруссия.

"В России, по данным исследования PwC, основанного на данных Всемирного банка, общая налоговая нагрузка (на прибыль, труд, косвенные платежи) составляет 47,5% по итогам 2018 года. Для сравнения: средний мировой показатель составляет 40,5%, средний по региону (в который входят, например, Казахстан и Турция - 33,4%), а вот в Белоруссии и Таджикистане показатель гораздо выше российского - 52,9 и 66,2% соответственно)", - пояснил Нигматуллин.

На бизнес угнетающе действует не только высокий уровень налоговой нагрузки в РФ, но и то, что правительство не сдерживает своих обещаний по неизменности фискальной системы.

По мнению Нигматуллина, рост налоговых платежей во многом объясняется инфляцией. "90% роста налоговых платежей съедается инфляцией. За 10 лет с 2008 года она составила 113%, следовательно, только за счет этого налоговые платежи выросли у компаний в 2,13 раза", - пояснил он.

Хотя Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы обещал не менять в России в ближайшие три года налоговую политику, бизнесмены и эксперты с недоверием относятся к таким посылам. Все помнят историю с налогом на добавленную стоимость (НДС). Еще в марте 2018 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется: , власти, мол, будут повышать собираемость существующих налогов. Но с 1 января 2019 года НДС был увеличен с 18 до 20%.

Читайте также: