Проект по налоговому праву

Опубликовано: 11.05.2024

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.


В обзоре: уголовка за уход от налогов, поправки в Налоговый кодекс, законопроекты о вычетах, цифровизации, криптовалюте и свежая судебная практика по налоговым спорам.

Самая первая «налоговая» новость, которая прилетела нам 18 января и удивила многих - это интервью газете «Известия» чиновницы Следственного комитета РФ, которая вдруг предложила усилить уголовную ответственность для физлиц за уклонение от уплаты налогов. Об этой инновации раструбили все СМИ, однако новость не имела продолжения и так и осталась просто «новостью».

ФНС подвела итоги года только 17 февраля, указав, что поступления налогов в консолидированный бюджет России в 2020 году по сравнению с предыдущим годом снизились на 7,6 %, до 21 трлн. руб. В федеральный бюджет было перечислено 10,98 трлн. руб., в бюджеты регионов — 10,03 трлн. руб.

Но, безусловно, главным событием начала 2021 года стало принятие в феврале двух налоговых законов с поправками в НК РФ.

Так, 17 февраля президент России подписал Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в ч. I HК РФ» (законопроект № 1025680-7), в котором, в частности:

  • были увеличены сроки хранения налогоплательщиками и налоговыми агентами данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов с 4 до 5 лет;
  • введена обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента, доверенностей, карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.

В этот же день был подписан Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в гл. 23 и 25 ч. II НК РФ» (законопроект № 1043391-7). Согласно положениям этого закона, работодатель вправе учитывать в составе расходов на оплату труда расходы на санаторно-курортное лечение работников (и членов их семей) в рамках договоров, заключенных непосредственно с санаторно-курортными организациями, а также расходы в виде компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению.

Кроме того, законом предусматривается освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде стоимости оплаченных работодателем в пользу работников и членов их семей услуг санаторно-курортных организаций однократно в одном налоговом периоде.

Госдума тоже не забывала о налогах. Так, 26.02.2021 в первом чтении депутаты приняли проекты законов о вычете по НДФЛ за занятия спортом (законопроект № 1048793-7), а также проект закона об упрощении процедуры получения вычетов по НДФЛ (законопроект № 1075007-7).

Кроме того, в Думе находится на рассмотрении проект закона о моратории на начисление пеней по налогу на имущество физлиц, внесенный 02.02.2021 Правительством РФ (законопроект № 1104869-7).

Интерес представляет и внесение кабмином 20.02.2021 в Думу законопроекта № 1116411-7 в связи с принятием закона «О федеральной территории «Сириус». Если этот закон будет принят, то в России, фактически,появится еще одна зона, свободная от налогов, как это реализовано в «Сколково».

Особая тема Думы — это законопроект о налогообложении операций с криптовалютой (законопроект № 1065710-7), который депутаты приняли в первом чтении 17 февраля, несмотря на отрицательный отзыв Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства.

Вообще, тема цифровизации сейчас доминирующая. О ней говорили на Гайдаровском форуме (прошел в Москве 14 января): президент, например, поручил правительству перевести население на электронный документооборот и т. д.

В судебной же практике, наверное, самым примечательным событием стало вынесение СКЭС Верховного Суда РФ Определения от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277 по делу № А76-2493/2017, в котором судьи ВС РФ указали, что если налогоплательщик участвует в схеме по уклонению от уплаты налогов с применением взаимозависимых однодневок, то он не имеет права на возмещение НДС даже при доказанной реальности хозяйственной операции.

Таким образом, ВС РФ развивает свою практику по рассмотрению налоговых споров о налоговых последствиях при работе с фирмами-однодневками, начатую в прошлом году (Определения СКЭС ВС РФ от 14.05.2020 по делу № А42-7695/2017 и от 28.05.2020 по делу № А40-23565/2018).

Можно предположить, что ВС РФ и в 2021 году не будет самоустраняться от рассмотрения актуальных вопросов применения налогового законодательства, как это, к сожалению, имело место в прошлые годы.

Таким образом, работа по налогам продолжается, а я еще и отмечу, что Минфин с 19.01.2021 вновь готовит в 2021 году масштабные поправки в НК РФ.

Так, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минфин разместил законопроект о внесении изменений в НК РФ.

«Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот», — пояснил статс-секретарь замминистра финансов А. В. Сазанов.

А вообще, самым ожидаемым событием первых месяцев 2021 года стал выход письма ФНС России о практике применения положений ст. 54.1 НК РФ, однако надежды не оправдались, письмо подписано не было.

Зато ФНС уже подготовилась к якобы «росту жалоб бизнеса» из-за того, что либеральные позиции проекта письма способны были, по мнению некоторых чиновников ФНС, активизировать борьбу налогоплательщиков в защиту своих прав.


Под налоговым правом понимается совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджет и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безвозмездных денежных платежей. Согласно ст.1 НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого НК РФ, а также принятых в соответствии с ним федеральных законов. К сферам общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах относятся:
• установление видов налогов и сборов, взимаемых в РФ;
• основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ;
• принципы введения в действие и прекращения действия введенных ранее налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
• формы и методы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.
Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.
В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а т.ж. в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.
Объектами налогового права являются:
1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;
2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.
Метод налогового права – властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения не допускающих выбора норм налогового права в целях формирования бюджетов за счет доходов налогоплательщиков как одного из главных источников доходов бюджетов. Данный метод предопределяет обязательства налогоплательщиков перед государством.
Основные принципы правового регулирования налоговых отношений:
• законность;
• отрицание обратной силы закона;
• однократность налогообложения;
• льготность налогообложения;
• обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам;
• создание равных условий для использования налогоплательщиками заработанных ими средств;
• обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги;
• единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, ограничение налогового администрирования;
• равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства;
• резидентство.
Источниками налогового права являются акты компетентных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики. Акты подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты включают законы и подзаконные акты. Законы принимаются на основе всенародного одобрения через референдум или выборные законодательные органы, проходящие через порядок государственной регистрации и официального опубликования в печати. Подзаконные акты принимаются органами государственного управления на основе действующих законов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие документы, прошедшие регистрацию в Минюсте РФ). Ненормативные акты, в отличие от нормативных, не содержат правовые нормы общего характера, являются актами индивидуального применения. К ним относятся решения судебных инстанций по конкретным делам, международные договоры, письма и указания налоговых органов не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ и т.п.

Яковлева Людмила Леонидовна

ВложениеРазмер
vlad.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края»

Тема «Налоги в нашей жизни»

номинация «Налоги в моей семье»

Работу выполнил ученик 10 класса

Макаркин Владислав Васильевич

Руководитель: учитель истории и

Яковлева Людмила Леонидовна

Алексеевка 2015 г.

Введение Налоги - это неотъемлемая необходимость существования государства. Каждый житель страны, который получает доход и у которого есть движимое и недвижимое имущество, обязан по закону платить налоги. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Мы все знаем, что налоги платятся с древних времен. Тысячи лет назад люди уже понимали, зачем их платить и как это важно. Не является исключением и наша страна. Большая часть государственного бюджета состоит из налогов. А чем больше государственный бюджет, тем больше средств вкладывается в улучшение жизненного уровня граждан. Государство платит зарплаты, содержит больницы и школы, и все то, чем мы пользуемся бесплатно. Я считаю, все должны платить налоги, это укрепляет наше государство, делает его независимым. Кроме того, платить налоги следует и для собственного комфорта и безопасности. Добросовестно исполнять свои гражданские обязанности - это честно и порядочно. Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица, объединены в три группы:
• прямые налоги, непосредственно взимаемые с населения (налог на доходы физических лиц, налог на имущество);
• косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);
• налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Есть налоги федеральные (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц), региональные (транспортный налог), и местные (земельный и налог на имущество физических лиц).
Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов.
2. Государственное регулирование экономики.
3.Социальная функция.
4.Стимулирующая функция.

Объектом моего исследования будут прямые налоги, которые платит моя семья

Предмет исследования – система налогообложения физических лиц

Цель исследования: изучить виды и размеры налогов, взимаемых с физических лиц

Задачи: - изучить литературу по теме исследования;

- провести собственные исследования и сделать соответствующие выводы Актуальность работы:
каждый налогоплательщик должен знать размер выплачиваемых налогов и понимать для чего он платит налоги.

I. Система налогообложения физических лиц Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса. Наиболее распространенными налогами с физических лиц являются:
1. Налога на имущество и земельный налог.
2. Налог с владельцев транспортных средств.
3. Подоходный налог с физических лиц. 1. Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ. Особенность состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода. Данный вид налога введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I “О налогах на имущество физических лиц” и действует в редакции Закона от 22.08.2004 г. Для некоторых категорий граждан могут быть установлены налоговые льготы. Основанием для предоставления льгот могут быть:
- материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
- особые заслуги граждан перед Отечеством;
- социальное, семейное положение граждан. Исчисление суммы налога осуществляется с учетом близкой к рыночной кадастровой стоимости жилой недвижимости. Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением администрации Алтайского края № 676 от 11 декабря 2012 года. Размер налоговой ставки составляет 0,1 процента от общей кадастровой стоимости жилья, цена которого ниже десяти миллионов рублей, и 0,15 процента - для квартир стоимостью от десяти до двадцати миллионов рублей. При этом каждый собственник имеет право на налоговый вычет: на 20 кв. м — для квартиры, 50 "квадратов" — для жилого дома и 10 — для комнаты. Решением №399 от 23.12.2014 в документ о размерах налога внесено дополнение: освобождаются от уплаты налога многодетные семьи, признанные малоимущими, и дети-сироты в возрасте до 18 лет включительно. Объектом налогообложения признаются также земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований. Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель. Налоговым периодом признается календарный год. 2. Налог на автомобиль взимается на основании 28 главы ч.2 НК РФ и принимаемыми в соответствии с Кодексом законов субъектов РФ о транспортном налоге. Транспортный налог рассчитывается по количеству лошадиных сил в автомобиле. Ставка транспортного налога по Алтайскому краю составляет от 10 до 120 рублей за 1 л.с. Для расчета налога на легковую автомашину мощностью до 100 л. с. берется ставка 10 рублей, а для легковой автомашины, мощность которой превышает 250 л. с. – 120 рублей. Данный налог за 2015 год должен быть уплачен физическими лицами до 01 октября 2016 года. В Алтайском крае установили новую пороговую стоимость имущества, которое находится в собственности членов семьи и подлежит налогообложению, в сумме 68,2 тыс. рублей на каждого члена семьи. Льгота по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц предоставляется только по письменному заявлению налогоплательщика. В Налоговый Кодекс внесены изменения (закон от 02.12.2013 №334-ФЗ) - изменены сроки уплаты физическими лицами налога на имущество, а также транспортного и земельного налогов. Согласно действующей редакции соответствующих положений НК РФ срок уплаты указанных налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. После вступления в силу изменений уплата налогов должна осуществляться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. 3. С заработной платы за каждый месяц удерживается НДФЛ - налог на доход физических лиц, или, как мы его привыкли называть – подоходный налог. Такой налог удерживается со всех, кто официально трудоустроен и кому идет трудовой стаж для начисления пенсии. Сейчас НДФЛ составляет 13% от заработной платы. При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Стандартные налоговые вычеты на детей установлены гл. 23 НК РФ. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Право на льготы имеют оба родителя.
Налоговые вычеты касаются граждан, которые купили квартиру, потратили деньги на свое обучение, обучение своих детей или лечение. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм. Налог с заработной платы удерживается работодателями. Ст.21 НК РФ дает право налогоплательщику получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах. ФНС обязана разъяснять вопросы, связанные с налогообложением и касающиеся их взимания. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

  1. Налоги в моей семье.

1) Земельный налог. У нас в семье 2 земельных пая по 8 га, всего – 16 га. Это земля сельскохозяйственного назначения, процентная ставка – 0,3%. Расчет суммы налога: кадастровая стоимость земли * на размер налоговой ставки = 636670 * 0,3% = 1910 руб.

2) Налог на квартиру. Кадастровая стоимость квартиры – 250000 руб. (с учетом вычета 20 кв. метров от площади), размер налоговой ставки – 0,1%. Расчет суммы налога: кадастровая стоимость квартиры *размер налоговой ставки = 250000*0,1% = 250 руб.

3) Транспортный налог. Мы имеем легковой автомобиль мощностью 170 л.с. Размер налоговой ставки до 200 л.с. – 25 руб. Расчет суммы налога: мощность в л. с. * размер налоговой ставки = 170 л.с. * 25 руб.= 4250 руб.

4) Подоходный налог (13%). Заработная плата мамы – 13000 руб., папы -16000 руб. в месяц. У нас 1 ребенок, льгота за месяц - 1400 руб.

Расчет подоходного налога: 13000 – 1400 = 11600 руб. (облагаемая часть налога мамы), 16000 – 1400 = 14600 руб. (облагаемая часть налога папы).

11600*13% = 1508 руб. – подоходный налог мамы. 14600*13% =1898 руб. – подоходный налог папы. Итого: чистая зарплата мамы: 13000-1508=11492 руб., папы: 16000-1898=14102 руб. Подоходный налог за год: 1508+1898=3406*12=40872 руб.

Какова же часть нашего семейного бюджета в год уходит на налоги? Посчитаем годовой доход семьи минус сумма налогов. Годовой доход: 11492+14102=25594 руб. * 12=307128 руб.

Налоги: 1910+250+4250+40872 = 47282 руб. Это составляет примерно 15% от дохода, (47282/307128*100).

Налоги, взимаемые государством с населения, служат средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Чем сильнее государство — тем лучше наша жизнь. Процветание Родины в наших руках – руках налогоплательщиков! Таким образом, предмет исследования система налогообложения физических лиц был изучен, задачи реализованы, цель достигнута.

1. Бехтерева Елена. Новое в налоговом законодательстве, серия: "Практикум бухгалтера", 2007 г., Изд.: ЮСТИЦИНФОРМ

2. Волков А. С. Упрощенная система налогообложения. 2005 г., Изд.: РИОР

3. Пепеляев С. Налоговое право. Учебник. Изд: Юристъ2004

4. Уваров С. А. Все налоги России, серия: "Документы и комментарии", 2003 г., Изд.: Экзамен

5. Ялбулганов А. А., Козырин А. Н., Ялбулганова А. А., общ. ред., под редакцией Козырина А. Н., Налоговый практикум: Учебное пособие, серия: "Образование", Изд.: ЮСТИЦИНФОРМ

  1. Конституция РФ.
  2. Налоговый Кодекс РФ.

Читайте также: