При исключении из егрюл что с долгами по налогам

Опубликовано: 16.05.2024

Условия и порядок исключения

По данным Федеральной налоговой службы каждый месяц по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ исключается около 30-50 тысяч компаний, в то время как в добровольном порядке в месяц ликвидируется около 5 тысяч организаций.

В каких случаях возможно прекращение деятельности юридического лица в принудительном порядке

На данные момент в законодательстве (статья 21.1 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001) предусмотрены следующие основания для исключения организации из ЕГРЮЛ:

  • Компания недействующая: последние 12 месяцев она не сдавала никакие отчётности и не осуществляла никаких операций по счетам. При этом не будет препятствием к исключению организации тот факт, что на её счету в банке могли остаться денежные средства.
  • Если в отношении юридического лица в ЕГРЮЛ более шести месяцев подряд имеется запись о недостоверности. Запись может быть о недостоверности адреса или руководителя организации.
  • Ликвидировать организацию в ином порядке невозможно ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его участников. Но такое основание применяется только когда в компании уже начата процедура добровольной ликвидации.

Не будет препятствием к исключению наличие у организации задолженностей перед бюджетом, если налоговая признает этот долг безнадёжным к взысканию.

Так как исключение юридических лиц по данным основаниям является правом, а не обязанностью налоговой, то считать этот вариант альтернативой добровольной ликвидации не нужно. Могут пройти годы, прежде чем налоговая решит исключить именно ту самую компанию, которую участники умышленно бросили, чтобы не заниматься ликвидацией самостоятельно.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

  1. Налоговая принимает решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ.
  2. В течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения, информация о нём публикуется в «Вестнике государственной регистрации». В данной публикации указывается порядок и сроки для обжалования исключения.
  3. Также данная информация должна быть включена в ЕГРЮЛ. То есть в выписке из ЕГРЮЛ в отношении конкретной организации должна появится запись о том, что в отношении юридического лица принято решение о предстоящем исключении.
  4. Срок для подачи возражения об исключении — 3 месяца с даты публикации в Вестнике. Возражение подаётся по специальной утвержденной форме Р38001. Подробнее о порядке предоставления в налоговую возражения можно прочитать здесь.
  5. Если мотивированное возражение было предоставлено в установленный срок, налоговая не вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
  6. Если в течение трёх месяцев никаких заявлений от заинтересованных лиц не поступило, то в ЕГРЮЛ вносится запись об исключении юридического лица. То есть организация становится официально прекратившей свою деятельность с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Какие последствия могут быть при принудительном исключении из ЕГРЮЛ

1. Участники (у которых доля была не менее 50%) и руководители исключенных организаций не смогут зарегистрировать новую компанию или стать руководителем (участником) уже существующей организации. Условия:

  • с момента исключения не прошло три года;
  • на момент исключения у организации была задолженность перед бюджетом (либо задолженность была признана безнадёжной к взысканию).

2. Статья 3 ФЗ об ООО позволяет привлечь директора и участника уже исключенных юридических лиц к субсидиарной ответственности. Для этого кредитору необходимо будет предоставить исковое заявление и в суде доказать, что неисполнение обязательств возникло из-за их недобросовестных или неразумных действий.

Судебная практика доказывает, что такое возложение субсидиарной ответственности применяется кредиторами довольно успешно. Причём недобросовестными действия руководителя суд считает и в том случае, если директор не начал процедуру банкротства, хотя знал о существовании кредиторов и невозможности организации удовлетворить их требования.

3. У юридического лица на банковских счетах могут остаться денежные средства, которые после исключения его из ЕГРЮЛ нельзя будет снять со счёта.

Также если организация владела каким-либо имуществом, его потом будет затруднительно поделить между участниками. Особенно если это имущество недвижимое.

Например, в качестве вклада в ООО участником был внесён земельный участок. Далее это ООО было в принудительном порядке исключено из ЕГРЮЛ. Участок будет оставаться в собственности исключённой компании, пока не будет вынесено соответствующее судебное решение о распределении имущества. Только по судебному решению Росреестр сможет перевести право собственности недвижимого имущества на иное лицо.


  • Основания для исключения
  • Порядок исключения
  • Последствия исключения
  • Понятие недействующего юридического лица
  • Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица
  • Порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Основания для исключения

Исчерпывающий перечень причин для исключения организаций из ЕГРЮЛ приведен в ст. 21.1 упомянутого выше Закона РФ.

Тут возможны следующие основания:

1. Появление у организации признаков, свидетельствующих о прекращении деятельности — характеризуется несдачей установленных форм отчетности в течение предусмотренного законом срока и отсутствием движения денежных средств на расчетных счетах, открытых в банке. Более подробно о признаках недействующих организаций написано ниже.

2. Наличие в реестре юридических лиц информации, несоответствующей действительности (в течение 6 и более месяцев).

3. Ситуация, когда компанию невозможно ликвидировать из-за отсутствия у нее денежных средств для реализации такой процедуры. При условии, что эти расходы невозможно переложить на учредителей.

Во всех описанных выше случаях производится исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, то есть ИФНС.

Порядок исключения

Порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подробно описан в ст. 21.1 Закона Р Ф № 129-ФЗ, а также в Приказе ФНС от 16.11.2005 года № САЭ-3−09/591@. Эта процедура состоит из следующих стадий:

1. Вначале налоговый орган выявляет признаки недействующего бизнеса — занимается этим вопросом отдел, камеральных проверок соответствующей налоговой инспекции.

Выявление недействующих предприятий осуществляется по следующей схеме:

  • в течение каждого квартала создаются списки с компаниями, не вносящими отчетность за последние 12 месяцев,
  • в банковские учреждения, где открыты счета таких организаций, соответствующим отделом ФНС направляются запросы об операциях, произведенных юридическим лицом за последний год.

2. При наличии всех признаков, указывающих на то, что компания прекратила свою деятельность, налоговый орган оформляет следующие две справки: об отсутствии движений по счету и о непредставлении отчетности (Приложение № 1−2 к Приказу ФНС, отмеченному выше).

На следующий день эти документы направляются в подразделение ФНС, ответственное за регистрацию бизнеса.

3. На основании полученных справок уполномоченный орган подготавливает проект решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а руководитель до истечения 5 дней утверждает его.

4. На следующем этапе сведения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в обязательном порядке публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

5. У компании или иных заинтересованных лиц есть 3 месяца (после опубликования новости) на то, чтобы подготовить заявление о прекращении процедуры исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ.

6. Если в установленный срок никаких документов не поступит, то уполномоченное подразделение ФНС внесет в реестр отметку о том, что конкретная компания исключена из него.

Последствия исключения

Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица повлечет за собой последствия следующего характера:

1. Потеря права на осуществление прежней деятельности (без новой регистрации).

2. Внесение соответствующей записи в реестр юрлиц.

3. Субсидиарная ответственность — исходя из п. 3 ст. 64.2 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не защитит его руководителей (учредителей) от несения субсидиарной ответственности по обязательствам, которые не были исполнены.

4. У физлица, выступавшего в качестве учредителя или руководителя недействующей компании, могут возникнуть проблемы при регистрации нового предприятия на свое имя — ФНС может отказать в такой услуге при обнаружении следующих обстоятельств:

  • заявителю принадлежала доля ООО в размере 50%. При этом на момент внесения записи об исключении из реестра, за предприятием числилась налоговая задолженность или же она была признана безнадежной для взыскания,
  • заявитель занимал должность генерального директора (руководителя) компании, исключенной из ЕГРЮЛ, при наличии у нее долга перед бюджетом, в том числе безнадежного,
  • заявитель был руководителем компании, по которой в реестре числятся недостоверные данные.

5. Возникает необходимость распределения имущества, принадлежащего компании — после исключения из ЕГРЮЛ любая заинтересованная сторона (имеющая на это право) может обратиться в суд с требованием о распределении обнаруженного имущества компании, ушедшей с рынка.

6. Факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжалован кредитором либо другим лицом, имеющим свой интерес.

Понятие недействующего юридического лица

В действующем законодательстве дана четкая формулировка понятию «недействующей организации». В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона Р Ф № 129-ФЗ такой статус приобретают организации, отвечающие следующим двум параметрам:

  • хозяйствующий субъект в течение последних 12 месяцев не направлял налоговую отчетность, предусмотренную законодательством, регулирующим эту сферу,
  • в течение последнего года (до внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ) не производились операции ни по одному банковскому счету.

Если налоговый орган обнаружит наличие таких признаков, то компания официально получит статус недействующей со всеми вытекающими последствиями.

Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица

Согласно действующему порядку организация, уходящая с рынка, должна быть официально ликвидирована с последующим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако на практике некоторые предприятия с целью ухода от сложной процедуры ликвидации просто перестают сдавать отчетность и использовать расчетный счет. В этом случае к ним может быть применена упрощенная процедура.

Главный принцип работы такой схемы заключается в следующем:

  • налоговый орган после обнаружения признаков недействующей компании принимает решение об ее исключении из ЕГРЮЛ,
  • публикует эту новость в специальном журнале,
  • ожидает завершения 3 месяцев с момента публикации (такой период отведен для подачи заявлений об отмене процедуры),
  • вносит в реестр запись об исключении недействующей компании.

На первый взгляд может показаться, что это эффективный способ решения вопроса с прекращением деятельности предприятия. Однако тут есть один важный нюанс — исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ лишь право ФНС, но не обязанность.

Таким образом, может произойти такая ситуация, когда по документам компания существует, но при этом нарушает положения законодательства о представлении отчетности. В этом случае можно понести ответственность по следующему ряду статей:

  • ст. 119 НК РФ (непредставление декларации по налогам) — назначается штраф в размере 5% от суммы, не уплаченной в бюджет по декларации,
  • п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление документов для обеспечения налогового контроля) — штраф в виде 200 рублей за каждую отсутствующую бумагу,
  • ст. 15.5 КоАП РФ (просрочка представления налоговой декларации) — ответственному лицу могут сделать предупреждение или назначить штраф (300−500 рублей),
  • ст. 15.6 КоАП РФ (отсутствие по вине компании документов, которые требуются для налогового контроля) — штраф в размере от 300 до 500 рублей (в отношении должностных лиц).

Таким образом, для избегания подобных неприятных последствий, организациям необходимо периодически просматривать информацию о себе на сайте ФНС. Использовать нужно сервис под названием — «Запрос о направлении информации о…».

Порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Если руководство или собственники компании не желают, чтобы она была исключена из реестра в административном порядке, им нужно до истечения 3 месяцев (с момента публикации решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ) заявить об этом налоговому органу.

Порядок подачи такого документа имеет следующий вид:

1. Вначале нужно подготовить заявление с возражениями. Для него утверждена форма № Р38 001 (Приложение № 2 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7−14/72@).

В таком документе подробно раскрываются обстоятельства, на основании которых основано возражение.

3. В случае принятия положительного решения, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ будет отменено.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ достаточно серьезные, поскольку организация лишается возможности вести деятельность и перестает существовать (ликвидируется). Подробнее о последствиях исключения из реестра для организации, ее участников, кредиторов и иных заинтересованных лиц, читатель узнает, прочитав статью.

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ? Общие последствия

При регистрации организации данные о ней вносятся в реестр юрлиц. Порядок регистрации юридических лиц и их исключения из реестра регламентирован ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129. Из п. 6 ст. 22 ФЗ № 129 следует, что ликвидация компании влечет исключение ее из реестра.

Основное последствие этого в том, что организация перестает существовать, то есть не может больше вести деятельность, не имеет ни прав ни обязанностей. Любые действия исключенной из реестра организации априори признаются не законными, заключенные сделки ничтожными, и т.д.

Необходимо понимать причинно-следственную связь. Последствием ликвидации компании является исключение ее из реестра, а не наоборот. Ликвидация компании осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, добровольно или принудительно. Соответственно последствия для ее участников будут зависеть от того, каким способом ликвидировалась компания.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 61 ГК РФ после того, как компания прекращает существование, ее долги не должны покрываться участниками. Однако из этого правила есть исключение. Участники фирмы несут ответственность при наличии их вины в банкротстве, либо при несвоевременной подаче заявления о банкротстве.

Основания для исключения из реестра. Добровольная и принудительная ликвидация организации с последующим исключением из реестра

Если прекращение деятельности компании производится по инициативе ее участников, в порядке, предусмотренном ст. 62, 63 ГК РФ, то последствия для них исключительно позитивные. Финальным мероприятием по окончании процедуры будет исключение компании из ЕГРЮЛ.

При добровольном исключении из реестра необходимо обратить внимание на то, чтобы имущество, оставшееся на балансе фирмы, а также имущественные права и права требования были распределены в полном объеме. В противном случае, после ликвидации организации, придется в порядке п. 5.2 ст. 64 ГК РФ проводить судебную процедуру распределения оставшегося имущества с назначением судом арбитражного управляющего.

Еще одно основание для ликвидации и исключения фирмы из реестра – банкротство. Когда принимается решение суда о банкротстве, организация не ликвидируется, поскольку начинается финальная стадия ее существования – конкурсное производство. Запись в реестр о ликвидации вносится только по завершении этой стадии и расчета по всем долгам фирмы. В последующем, если будет обнаружено имущество уже после исключения компании из реестра, то оно может быть распределено в судебном порядке, по правилам ст. 64 ГК РФ.

Основания для принудительной ликвидации также прописаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Она осуществляется исключительно в суде. Например, причинами принятия такого решения могут стать существенные нарушения закона со стороны компании, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, не участие в СРО, когда это обязательно, и т.д. В суд могут обратиться как государственные органы, так и участники компании.

Еще организации могут исключаться из реестра по решению налоговой службы, например, если они не ведут деятельность в течение определенного срока, либо сведения о них в реестре признаны недостоверными. Подробнее об этом мы еще поговорим.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя (участника)

Последствия исключения из реестра для участников ООО зависят от того, по какому основанию Общество ликвидировано, и имеется ли их вина в этом.

В силу ст. 3 ФЗ “Об обществах…” от 08.02.1998 № 14 ООО не отвечает за долги участников, а участники не отвечают за долги ООО. Но из этого правила есть исключение. Если участник ответственен за банкротство фирмы и виновен в этом, то он отвечает по долгам Общества субсидиарно. Это значит, что если ООО не смогло расчитаться, рассчитывается ее участник.

Кроме этого, участники оплачивают ликвидацию организации, если она сама не может оплатить расходы, если процедура осуществляется через суд, в порядке п. 3 ст. 61 ГК РФ. Ответственность в этом случае солидарная.

Таким образом, при добровольной ликвидации компании ее участники не несут каких-либо расходов, связанных с процедурой и не отвечают по ее долгам. При банкротстве компании и наличии вины участника в том, что ООО обанкротилась, он несет субсидиарную ответственность. При этом, участники оплачивают расходы по ликвидации солидарно. При судебной ликвидации участники не отвечают по ее долгам, но если ООО не может само оплатить процесс ликвидации, оплачивают его солидарно.

Последствия ликвидации ООО

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации

За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.

Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.

Сама компания, как юридическое лицо, не может нести уголовную ответственность. Ее директор, бухгалтер, участники, могут привлекаться по разным составам уголовных преступлений как должностные лица. Аналогичное правило действует и при их привлечении к административной ответственности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Можно ли без ведома учредителей исключить организацию из ЕГРЮЛ, и предусмотрена ли ответственность при таком исключении?

Исключение компании из реестра без ведома ее участников вполне возможно, однако только по определенным ст. 21.1 ФЗ № 129 основаниям. В этом случае процедура ликвидации осуществляется по инициативе налоговой службы, которая принимает решение о прекращении деятельности фирмы.

Исключение производится только в том случае, если:

  1. Организация в течение 1 года не сдает отчетность.
  2. По счетам компании нет движения средств в течение 1 года.

Приведенные два условия должны иметь место в совокупности, то есть одновременно.

ФНС публикует в печатном издании – «Вестник государственной регистрации» информацию о том, что такая фирма будет ликвидирована, и у заинтересованных лиц есть возможность в течение 3 месяцев подать заявление о прекращении процедуры. Если такое заявление не подано, то компания исключается из реестра. Соответственно, исключение влечет ликвидацию. Какой-либо ответственности участников при проведении приведенной административной процедуры нет. Единственное последствие – ликвидация компании.

Кроме того, в административном порядке ФНС может исключить фирму из реестра в том случае, если в течение полугода ее участники не примут мер по внесению изменений в реестр сведений, признанных в установленном порядке недостоверными.

Еще один вариант, при котором возможно исключение компании из реестра в административном порядке – отсутствие средств на ее ликвидацию и невозможность возложения такой обязанности на учредителей.

Что делать если фирму исключили из ЕГРЮЛ?

Если организация исключена из реестра в по инициативе налоговой, то в течение года с того момента, как участники компании узнали о такой ликвидации, можно обжаловать решение ФНС в суде.

Более того, правом обжалования решения обладают и кредиторы компании. Для них такое право очень важно, поскольку предъявлять исковые требования к ликвидированной компании нельзя. При аннулировании решения о ликвидации кредитор получает право требования взыскания долгов организации.

Участники организации при обнаружении ее имущества имеют право действовать в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Можно подать заявление в суд о распределении такого имущества. В этом случае будет назначен арбитражный управляющий, который и будет заниматься распределением.

Исходя из изложенного, ответ на вопрос, что делать если организацию исключили из ЕГРЮЛ – единственный. Необходимо обжаловать такое решение в суде.

Таким образом, исключение фирмы из реестра юрлиц осуществляется на различных основаниях и приводит к разным последствиям.

Чтобы избавиться от долгов, недобросовестные предприниматели бросают свои компании — не сдают отчетность, не исправляют недостоверные сведения. Когда налоговая исключает такую организацию из ЕГРЮЛ, процедура банкротства уже недоступна. В таком случае кредиторам приходится списывать долг как безнадежный. Но можно взыскать его с руководителей и собственников компании-должника.

Об этом и расскажет в статье руководитель юридического департамента НЮС «Амулекс» Надежда Макарова.

Если налоговая исключила организацию-должника из ЕГРЮЛ , то можно привлечь контролирующих ее лиц к субсидиарной ответственности вне рамок закона о банкротстве. В таком случае бывшие бенефициары рискуют личным имуществом из-за брошенных с долгами компаний (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).

Касается это только фактически недействующих юридических лиц, которых исключили из реестра из-за отсутствия отчетности и движения денег по счетам в течение года (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Эти нормы об исключении недействующих организаций из ЕГРЮЛ существовали еще в 2005 году. Однако в 2014 году законодатель ввел в оборот ст. 64.2 ГК («Прекращение недействующего юридического лица»), и ФНС с новой силой принялась чистить реестр во внесудебном порядке. До этого ЕГРЮЛ содержал огромное количество недействующих организаций, и ст. 64.2 ГК подтолкнула налоговые органы к более активным действиям. Кроме того, она предусмотрела для кредиторов возможность привлекать к ответственности лиц, контролировавших те организации, которые были исключены из реестра (п. 3 ст. 64.2 ГК). Но механизм реализации этой возможности на практике был непонятен. Чтобы получить шанс вернуть задолженность, многие кредиторы пытались обжаловать в суде решения налоговой об исключении ООО из реестра, но безуспешно. Поэтому для усиления прокредиторской позиции законодатель ввел п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО, которая позволяет вернуть безнадежный долг.

Обосновать требование

Теперь, если налоговая исключила из ЕГРЮЛ недействующее ООО, считается, что оно отказалось от исполнения требований кредитора. Отказ основного должника от исполнения обязательства влечет последствия, предусмотренные ГК. Субъектами субсидиарной ответственности, как правило, будут директор, участники и фактические бенефициары (п. 1–3 ст. 53.1 ГК). Чтобы суд привлек к ответственности этих лиц, необходимо доказать, что они действовали недобросовестно или неразумно и по этой причине общество не смогло исполнить свои обязательства. К таким спорам применяется общий исковой порядок рассмотрения дел.

Практики по данной норме пока немного, но ее количество растет. Проанализировав судебные акты, можно выделить два обстоятельства, наличие которых всегда позитивно влияет на исход дела. Первое — наличие у истца вступившего в законную силу судебного решения о взыскании суммы долга с контрагента. Второе — активная позиция кредитора по его исполнению, например своевременное обращение к судебным приставам и возбуждение исполнительного производства (см. «Посмотреть практику»).

Пример из практики. В 2015 году арендодатель взыскал с ООО-арендатора задолженность по договору аренды. В 2016 году участники ООО-арендатора, среди которых был директор, назначили нового директора и вышли из состава ООО. В 2017-м ООО исключили из ЕГРЮЛ как недействующее. Суд солидарно привлек к субсидиарной ответственности двух бывших участников общества, в числе них участник, который был директором, когда общество заключало договор аренды (не исполняло его, проиграло в суде). Мотивировка — они знали о задолженности и нарочно вышли из ООО и поставили номинального директора, который был также директором еще пары однодневок (постановление 3ААС от 05.12.2018 по делу № А33-16563/2018).

Обратить внимание на дату

Суды придают значение дате исключения ООО из ЕГРЮЛ. Пункт 3.1 ст. 3 Закона об ООО вступил в силу 28.06.2017. Следовательно, норму применяют, если исключение из ЕГРЮЛ состоялось после 28.06.2017 года. Некоторые суды делали это ошибочно, если исключение состоялось после 30.07.2017 года, когда вступила в силу новая редакция нормы. Но в последнее время встречаются случаи, когда суды придают значение не только дате исключения из ЕГРЮЛ, но и дате недобросовестных действий лиц, которые могли повлиять на ООО. Такие действия, по мнению некоторых судей, также должны быть совершены после 28.06.2017. В качестве обоснования в судебных актах указывают п. 1 ст. 4 ГК (отсутствие обратной силы актов гражданского законодательства). При таком подходе новая норма не скоро начнет применяться в полную силу. Правомерность определения времени действия новой нормы по периоду недобросовестного поведения спорна. Возобладает ли такая тенденция или нет, покажет время. Единая позиция судов по этому вопросу пока не сформировалась.

Примеры из практики. 15ААС изменил решение первой инстанции и отказал в требовании о привлечении к субсидиарной ответственности со ссылкой на п. 1 ст. 4 ГК. Он указал, что на момент возникновения задолженности нормы действующего законодательства не содержали положений, в силу которых участник хозяйственного общества либо его единоличный исполнительный орган несли дополнительную ответственность по обязательствам данного общества перед его кредиторами. При этом ООО исключили из ЕГРЮЛ в 2018 году (постановление 15ААС от 11.03.2019 по делу № А53-32681/2018). Такое же основание указал и 9ААС, подтвердив правомерность отказа в удовлетворении требований кредитора (постановление 9ААС от 12.03.2019 по делу № А40-230837/18). Интересное постановление принял 17ААС: он тоже указал на применение ст. 4 ГК в подобном случае, но решил, что ответчик несет ответственность на основании правил о возмещении убытков ст. 15 и 1064 ГК (постановление 17ААС от 18.03.2019 по делу № А60-20369/2018).

Определить подведомственность

Дела по внебанкротному привлечению к субсидиарной ответственности рассматривает как арбитражный суд, так и суд общей юрисдикции. Это зависит от того, занимается ли истец предпринимательской деятельностью. Например, суды общей юрисдикции рассматривают случаи, когда истец состоял с организацией, исключенной из ЕГРЮЛ, в трудовых отношениях и просит вернуть долг по заработной плате. Также такой суд рассмотрит спор, если у истца есть решение по требованиям к исключенному ООО, которое он получил в суде общей юрисдикции. Иногда в общей юрисдикции судьи рассматривают иски коммерческих организаций, требования которых основаны на договорных отношениях (постановление Президиума Новосибирского областного суда от 30.01.2019 № 44Г-12/2019; апелляционное определение Челябинского областного суда от 24.04.2018 по делу № 11-5506/2018).

Арбитражные суды, напротив, считают, что такие споры должны рассматриваться как дела по корпоративным спорам (постановления 2ААС от 03.05.2018 по делу № А82- 1121/2018; 4ААС от 03.07.2018 по делу № А19- 10443/2018; 8ААС от 11.09.2018 по делу № А46-13543/2018; 10ААС от 28.11.2018 по делу № А41-67743/2018; 14ААС от 18.07.2018 по делу № А66-7045/2018)

Судебный акт с противоположным мнением обнаружен пока только в одном случае: постановление 9ААС от 12.02.2019.

Норму не раскрутили в СМИ

Несмотря на то, что пользоваться таким правом кредиторы могут уже с 2017 года, делают это они неактивно. Возможно, причина в том, что сейчас действует сразу несколько законов о субсидиарной ответственности лиц, в той или иной форме контролирующих бизнес. В частности, гл. III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Новая глава вступила в силу всего через месяц после того, как появилась норма в Законе об ООО. Об этих изменениях много говорили в СМИ, а новшества из Закона об ООО остались менее раскрученными. О них мало говорят и еще меньше знают. Чтобы увидеть разницу, сравним показатели за 2017 год и первую половину 2018 года: 680 857 организаций исключила ФНС из ЕГРЮЛ (vestnik-gosreg.ru); 3510 дел о банкротстве рассмотрели арбитражные суды (cdep.ru). Такую диспропорцию можно объяснить и тем, что не у всех недействующих ООО в принципе есть кредиторы. № 09АП-70481/2018-ГК. При этом тот же суд уже рассматривал и продолжает рассматривать подобные дела (см., например, постановление 9ААС от 21.02.2019 № 09АП71278/2018 по делу № А40-158888/18).

Проблема с определением подведомственности. В 2015 году Пленум ВС разъяснил правила подведомственности в корпоративных спорах и указал, что рассматривать их может как арбитражный суд, так и суд общей юрисдикции (постановление Пленума ВС от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Однако случай, предусмотренный в п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО, прямо не по именован в ст. 225.1 АПК, поэтому с определением подведомственности возникли сложности. Сторонники перевода этой категории спора в общую юрисдикцию утверждают, что все споры о возмещении убытков, которые причинили руководители своей организации, по сути трудовые (п. 3, 6 и 7 постановления Пленума ВС от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).

Противники такого подхода подчеркивают, что в этом постановлении ВС не рассматривал взаимоотношения руководителя и третьих лиц. Арбитражный суд вправе рассматривать споры, связанные с ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица. При этом данный пункт не содержит перечень истцов, то есть это могут быть и третьи лица.

Позиция арбитражных судов выглядит более обоснованной. Такое расхождение в судебной практике при определении подведомственности исчезнет, когда споры перейдут на более высокий уровень.

Учесть нормы о банкротстве

Чтобы определить круг ответственных лиц, а также вопросы добросовестности и разумности при внебанкротной ответственности, можно по аналогии применять разъяснения относительно норм для банкротных процедур. Например, постановление Пленума ВС от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве». На это есть указание в постановлении 15ААС от 25.01.2019 по делу № А53-23387/2018. Напротив, практики, в которой бы суды однозначно отвергали применение норм судебной практики, в том числе пленумов и разъяснений ВС, обнаружить не удалось.

Риск банкротства. Бенефициар, который отвечает по обязательствам ООО в субсидиарном порядке, впоследствии также может быть признан банкротом. В этом случае есть риск, что суд переквалифицирует платеж, совершенный в рамках исполнения решения суда о привлечении к субсидиарной ответственности, вне банкротства. Например, суд может признать его сделкой с предпочтением (ст. 63.1 Закона о банкротстве) или подозрительной сделкой должника (ст. 61.2 Закона о банкротстве).

Причина в том, что в 2010 году ВАС распространил понятие сделки на действия, совершенные во исполнение судебных актов (п. 1, 2 постановления Пленума ВАС от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Это позволяет по специальным основаниям Закона о банкротстве оспаривать перечисления взыскателю при исполнении решений. Подобные последствия могут нивелировать все усилия по привлечению лица к субсидиарной ответственности во внебанкротном порядке. В судебной практике подобные случаи пока отсутствуют.

Автор статьи

Надежда Макарова Руководитель юридического департамента

(Письмо Минфина РФ от 08.11.2012 г. № 03-03-06/1/577)

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Следовательно, отметил Минфин, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств.

В соответствии с указанным положением ст. 266 НК РФ одним из оснований для признания долга безнадежным является ликвидация организации-должника.

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация организации – это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

– по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

– по решению суда в случаях, установленных п. 2 ст. 61 ГК РФ.

В силу п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

Лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (самому недействующему юридическому лицу, его кредиторам, иным лицам) предоставляется право подачи в регистрирующий орган соответствующих заявлений (п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Минфин сообщил, что исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, не является ликвидацией.

В случае исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ кредитор не вправе включить в состав внереализационных расходов задолженность такого лица как убытки в виде безнадежной задолженности.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 67 рекомендовано арбитражным судам на стадии рассмотрения вопроса о принятии заявления налогового органа (в качестве соответственно регистрирующего органа или органа, уполномоченного по делам о банкротстве) о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом выяснять, не является ли указанное юридическое лицо недействующей организацией, в отношении которой должна быть проведена процедура исключения ее из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Налоговый орган должен представить доказательства, подтверждающие невозможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.

ВАС РФ фактически исключил возможность ликвидации недействующих юридических лиц в порядке, установленном ст. 61-65 ГК РФ, при условии, что в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не направили свои заявления в регистрирующий орган.

Согласно п. 3, 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Минфин РФ в письме от 27.07.2005 г. № 03-01-10/6-347 указал, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Отметим, что имеется лишь одно решение суда, идущее вразрез с позицией чиновников.

ФАС Северо-Западного округа считает, что кредитор может признать дебиторскую задолженность недействующего юридического лица безнадежной в случае его исключения из ЕГРЮЛ и списать во внереализационные расходы.

В силу п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация считается завершенной после внесения записи в государственный реестр о прекращении деятельности юридического лица.

Именно с этого момента юридическое лицо признается прекратившим существование.

Недействующая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и фактически происходит ликвидация юридического лица.

В данном случае независимо в общем или упрощенном порядке проводится ликвидация организации, в результате которой вносится запись об этом в ЕГРЮЛ.

В результате исключения юридического лица из ЕГРЮЛ его обязательства перед другими лицами прекращаются (постановление от 09.02.2011 г. № А56-14027/2010).

Читайте также: