Проект перечня налоговых расходов

Опубликовано: 08.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 апреля 2019 года N 439

(с изменениями на 27 декабря 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1918 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310059).

Правительство Российской Федерации

2. Кураторам налоговых расходов, определенным в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, обеспечить утверждение методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации до 1 октября 2019 г., а также ежегодное утверждение (изменение) методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации по новым налоговым расходам Российской Федерации до 1 октября текущего года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

УТВЕРЖДЕНЫ

от 12 апреля 2019 года N 439

Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2019 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"куратор налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

соисполнитель куратора налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за реализацию мероприятий, связанных с осуществлением налоговых расходов Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации и (или) непрограммных направлений деятельности, и участвующий совместно с куратором налоговых расходов в проведении оценки налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5_1 настоящих Правил;

"нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о положениях нормативных правовых актов и международных договоров, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование (далее - льготы), наименованиях налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики по перечню согласно приложению;

"оценка налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации;

"оценка объемов налоговых расходов Российской Федерации" - определение объемов выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;

сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговых льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в документах стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания;

"оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации;

"паспорт налогового расхода Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода Российской Федерации, составляемый куратором налогового расхода;

"перечень налоговых расходов Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, а также о кураторах налоговых расходов;

"плательщики" - плательщики налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование;

"социальные налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;

"стимулирующие налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

"технические налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, имеющих право на льготы, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

"фискальные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на социальное страхование, задекларированных ими для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам;

"целевые характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о целевой категории налоговых расходов Российской Федерации, целях предоставления плательщикам налоговых льгот, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам.

3. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации:

а) формирует перечень налоговых расходов Российской Федерации;

б) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, необходимой для проведения их оценки, в том числе формирует оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;

в) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, проводимой кураторами налоговых расходов;

г) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации.

4. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации главные администраторы доходов федерального бюджета представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Российской Федерации за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.

5. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации кураторы налоговых расходов:

а) формируют паспорта налоговых расходов Российской Федерации, содержащие информацию, предусмотренную приложением к настоящим Правилам;

б) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации и направляют результаты такой оценки в Министерство финансов Российской Федерации.

5_1. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации соисполнитель куратора налоговых расходов:

а) представляет куратору налоговых расходов Российской Федерации информацию для оценки налоговых расходов Российской Федерации (данные статистической отчетности, иные сведения, необходимые для проведения оценки налоговых расходов);

б) представляет куратору налоговых расходов предложения для включения в проекты методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу Российской Федерации целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

в) осуществляет оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных методикой оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, в соответствии с которыми он является ответственным за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и направляет результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации куратору налоговых расходов, осуществляющему сводную оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 декабря (уточненные данные - до 15 февраля).

II. Формирование перечня налоговых расходов Российской Федерации

6. Проект перечня налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) формируется Министерством финансов Российской Федерации в 2019 году до 16 апреля, а в последующие годы - до 25 марта и направляется на согласование ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, а также в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (иные федеральные государственные органы, организации), которые предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов.

7. Органы и организации, указанные в пункте 6 настоящих Правил, в 2019 году до 26 апреля, а в последующие годы - до 10 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, и определения кураторов налоговых расходов.

Замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов направляются в Министерство финансов Российской Федерации.

В случае если указанные замечания и предложения предполагают изменение куратора налогового расхода, замечания и предложения подлежат согласованию с предлагаемым куратором налогового расхода и направлению в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В случае если эти замечания и предложения не направлены в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.

В случае если замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов не содержат предложений по уточнению предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.

Согласование проекта перечня налоговых расходов в части позиций, изложенных идентично позициям перечня налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не требуется, за исключением случаев внесения изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, структурные элементы государственных программ Российской Федерации и (или) случаев изменения полномочий органов и организаций, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

При наличии разногласий по проекту перечня налоговых расходов Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает проведение согласительных совещаний с соответствующими органами и организациями в 2019 году до 15 мая, а в последующие годы - до 20 апреля. Разногласия, не урегулированные по результатам таких совещаний в 2019 году до 25 мая, а в последующие годы - до 30 апреля, рассматриваются Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее - Правительственная комиссия).

8. В соответствии с решением Правительственной комиссии перечень налоговых расходов Российской Федерации размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, структурные элементы государственных программ Российской Федерации и (или) в случае изменения полномочий органов и организаций, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в Министерство финансов Российской Федерации соответствующую информацию для уточнения Министерством перечня налоговых расходов Российской Федерации.

10. Перечень налоговых расходов Российской Федерации с внесенными в него изменениями формируется до 1 октября (в случае уточнения структурных элементов государственных программ Российской Федерации в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) и до 15 декабря (в случае уточнения структурных элементов государственных программ Российской Федерации в рамках рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

III. Порядок оценки налоговых расходов Российской Федерации

11. Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации разрабатываются кураторами налоговых расходов совместно с иными федеральными органами исполнительной власти (иными федеральными государственными органами, организациями) и утверждаются по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, по которым проводится сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, утверждаются кураторами налоговых расходов по согласованию с соисполнителями кураторов налоговых расходов.

12. В целях оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации формирует и направляет ежегодно, до 15 ноября, кураторам налоговых расходов оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, а также информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов Российской Федерации на основании информации главных администраторов доходов федерального бюджета. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:

а) оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации;

б) оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.

В отношении налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития, предусмотренным документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, осуществляется сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации. Соисполнители кураторов указанных налоговых расходов осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

13. Критериями целесообразности налоговых расходов Российской Федерации являются:

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Минфин предложил составить отдельный перечень «налоговых расходов» бюджета и установить механизм их оценки. В случае неэффективности расходов меры господдержки планируется скорректировать или вовсе отменить. Проект постановления правительства, разработанный министерством, опубликован на портале раскрытия нормативных актов.

Представитель Минфина в комментарии РБК подчеркнул, что документ пока находится на стадии общественного обсуждения, «по итогам которого будут собраны замечания и предложения для дальнейшей его доработки».

Нужны ли преференции

Налоговые расходы — это выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам, сборам и таможенным платежам в качестве господдержки бизнеса, социально ориентированных НКО, социально незащищенных граждан и других категорий. В отличие от прямых расходов бюджета у налоговых часто нет срока действия — многие льготы предоставляются бессрочно. Минфин ранее неоднократно заявлял, что налоговые льготы — это недополученные ресурсы бюджета, но в отличие от прямых трат контроля за ними нет.

«Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния», — предупреждало министерство в специальном прошлогоднем докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот (*.pdf).

По оценке Минфина, которая приводится в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на следующую трехлетку (*.pdf), налоговые расходы бюджетной системы в 2015 году составляли 1,9 трлн руб., а в 2018-м достигнут 3,1 трлн руб. В основном налоговые расходы приходятся на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб., в 2018 году. Далее следуют льготы в сферах здравоохранения, социальной политики, образования, науки и другие — впрочем, их объемы значительно меньше. В 2021 году бюджет понесет 3,36 трлн руб. налоговых расходов, прогнозирует Минфин. Оценки получены на основе данных налоговой отчетности и метода упущенных доходов, который учитывает сумму потерь доходов бюджета от предоставления той или иной льготы.

В разрезе госпрограмм самые большие льготы и преференции заложены в госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов», которая предполагает 1,2 трлн руб. налоговых расходов в 2018 году. Далее следует программа «Развитие сельского хозяйства» более чем с 450 млрд руб. налоговых расходов. В целом более 1,5 трлн руб. всех налоговых расходов приходится на льготы по НДС и ввозной пошлине.

Начать с реестра

Реестр, который планирует создать Минфин, будет публиковаться на его сайте. Кураторами налоговых расходов по тем или иным госпрограммам станут министерства и ведомства, ответственные за их исполнение. Проект перечня налоговых расходов Минфин будет разрабатывать ежегодно до конца марта, затем документ будет согласовываться с Минэкономразвития и ответственными ведомствами. Кураторам госпрограмм предстоит оценить целесообразность налоговых расходов по таким критериям, как их востребованность и соответствие целям госпрограмм. Если какой-либо из них не будет выполнен, льготу уже могут скорректировать или отменить.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость.

Предполагается, что постановление правительства вступит в силу 1 января 2019 года. Методику оценки эффективности налоговых расходов должны определить до 1 июля 2019 года.

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов ранее указывал, что отменить или хотя бы усовершенствовать для начала можно 25 льгот, большинство из которых относятся к налогу на прибыль (в год бюджет теряет около 430 млрд руб. от послаблений по этому налогу). Кроме того, пересмотреть можно пониженную ставку НДС для продуктов и товаров для детей (278 млрд руб.), а также имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (151,1 млрд руб.) и освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет (51,3 млрд руб.), писал эксперт.

По мнению руководителя направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александры Суслиной, пересмотрены могут быть все льготы. «Минфин около десяти лет ведет работу для повышения эффективности налоговых льгот. Вопрос об отмене неэффективных постоянно стоит на повестке дня. Весь объем льгот может быть пересмотрен. Очень многие из них вызывают сомнения, но результат и масштаб потерь бюджета оценить очень трудно», — пояснила Суслина РБК. Не закреплено и само понятие налоговых расходов, напомнила она.

Однако эксперт названа «спорной» идею передать контроль за эффективностью льгот самим исполнителям госпрограмм. «Оценка собственной же работы вряд ли может быть объективной. Логичнее было бы назначить внешний контроль, например, со стороны Счетной палаты. Возможно, отчасти это сделано потому, что именно органы, которые пользуются льготами, лучше понимают, сколько они сэкономили», — считает Суслина.

Представитель Минфина не уточнил, чем обусловлено предложение назначить кураторами по оценке эффективности налоговых расходов самих исполнителей госпрограмм и сформирован ли уже примерный список льгот для отмены или корректировки. «В настоящее время порядок оценки эффективности налоговых расходов имеет рамочных характер и находится на стадии межведомственного согласования», — сообщил он.

Стали известны правила, по которым финансисты органов местного самоуправления должны проводить оценку налоговых расходов муниципального образования. Правительство установило общие требования к порядку и критериям оценки в постановлении от 22.06.2019 № 796. До 1 января 2020 года разработайте муниципальные правовые акты, которые будут регулировать проведение оценки налоговых расходов. Если вы такие акты уже приняли, приведите их в соответствие с постановлением № 796. Эту работу также нужно завершить до 1 января.

Учет, контроль и оценка налоговых расходов стали обязательными для муниципалитетов с 5 января 2019 года (Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗ). Но единых требований к порядку и критериям оценки до сих пор не было. Муниципалитеты могли следовать лишь Методическим рекомендациям, которые Минфин довел письмом от 28.04.2018 № 23-05-07/29126а. Этот документ по-прежнему можно применять, поскольку нормам постановления № 796 он не противоречит.

Какие налоговые расходы должны оценивать органы МСУ

Льготы по местным налогам могут устанавливать федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Последние вправе вводить дополнительные льготы и вычеты по местным налогам и предусматривать более низкие ставки по сравнению с установленными в статьях 394 и 406 НК. Органы МСУ должны проводить оценку налоговых расходов только по тем льготам, которые ввели сами. Это предусмотрено статьями 6 и 174.3 БК.

Не оценивайте налоговые расходы, которые возникают в результате применения льгот по местным налогам, предусмотренным на федеральном уровне. Кто и в каких случаях уплачивает земельный налог по ставке ниже 1,5 процента, установленной федеральными нормативными актами, посмотрите в таблице.

Для кого ставка земельного налога ниже 1,5 процента установлена на федеральном уровне

Земли, занятые федеральными объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 ЗК (например, заповедниками,

объектами ФСБ, воинскими и гражданскими захоронениями)

Земли, на которых расположены объекты культурного наследия, водные объекты и леса, перечисленные

в подпунктах 2–4 пункта 5 статьи 27 ЗК

Организации и учреждения уголовно-исполнительной

Принадлежащие таким организациям участки, на которых расположены здания, строения и сооружения

религиозного и благотворительного назначения

Общественные организации инвалидов, в которых инвалиды и

их представители составляют не менее 80 процентов численности

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам

Севера, Сибири и Дальнего Востока

Участки, используемые для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования

и промыслов малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Организации, признаваемые управляющими компаниями в

Участки, входящие в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленные

(приобретенные) для выполнения возложенных на эти организации функций

Судостроительные организации, имеющие статус резидента

промышленно-производственной особой экономической зоны

Участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения. Эти объекты принадлежат

судостроительной организации на праве собственности и используются для строительства и ремонта судов

Участки, расположенные на территории свободной экономической зоны и используемые для выполнения договора

об условиях деятельности в СЭЗ

Организации, признаваемые фондами в соответствии

На заметку: Какую пользу муниципалитеты извлекут из оценки налоговых расходов

Налоговые расходы муниципального образования — это доходы местного бюджета, выпадающие из-за льгот и преференций по налогам и платежам. Налоговые расходы подразделяют на социальные, стимулирующие и технические. Социальные налоговые расходы необходимы для обеспечения социальной защиты населения. Стимулирующие направлены на поддержку экономической активности предпринимателей с целью увеличить доходы местного бюджета в будущем. Технические налоговые расходы уменьшают затраты налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, которые финансируются за счет местного бюджета.

У налоговых расходов, в отличие от прямых расходов местного бюджета, нередко нет срока действия. Муниципалитеты устанавливают льготы бессрочно, продолжают их предоставлять, когда в этом уже нет смысла. Оценка налоговых расходов поможет решить эту проблему.

Какие нормативные правовые акты утвердить

Для оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация разрабатывает и утверждает четыре документа.

1. Порядок формирования перечня налоговых расходов.

2. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов.

3. Порядок оценки налоговых расходов.

4. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Перечень налоговых расходов сформируйте в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности органов МСУ, не входящих в эти программы. Укажите налоговые расходы и положения решений органа местного самоуправления, которым установлены льготы. Приведите точную ссылку на документ, которым установлены льготы. Укажите статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Добавьте сведения о кураторах налоговых расходов — органах МСУ, которые проводят их оценку. В перечень нужно включить все налоговые льготы, установленные решениями органа местного самоуправления. Укажите это в порядке формирования перечня налоговых расходов муниципального образования.

2 критерия используйте, чтобы оценить целесообразность налоговых расходов

Информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год должно предоставлять местной администрации территориальное подразделение ФНС. Оно же направляет в муниципалитет сведения о стимулирующих налоговых расходах муниципального образования за шесть лет, предшествующих отчетному финансовому году.

Налоговики должны предоставить данные о льготах по местным налогам по категориям налогоплательщиков и видам льгот. Данная обязанность установлена постановлением Правительства от 12.08.2004 № 410. Укажите это в правилах формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования.

Как провести оценку налоговых расходов

Проводите оценку отдельно по каждому виду налоговых расходов. Оцените целесообразность налоговых расходов и их результативность.

Целесообразность налоговых расходов

Оценку целесообразности налоговых расходов проведите по двум критериям.

1. Соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и социально-экономической политики муниципального образования.

2. Востребованность предоставленной налоговой льготы. Ее можно определить как соотношение численности плательщиков, которые воспользовались льготой, и общей численности плательщиков за пятилетний период.

При необходимости органы МСУ могут установить и другие критерии.

Результативность налоговых расходов

Чтобы выяснить, насколько результативны налоговые расходы, проведите оценку:

  • их бюджетной эффективности;
  • совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.

Бюджетная эффективность. Чтобы оценить бюджетную эффективность, проведите сравнительный анализ результативности предоставления льгот и применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы или социально-экономической политики муниципального образования.

1. Рассчитайте, какие расходы возникли бы в результате применения альтернативных механизмов достижения целей. Сравните этот показатель с объемом предоставленных льгот.

2. Рассчитайте прирост показателя достижения целей муниципальной программы или целей социально-экономической политики муниципального образования на 1 руб. налоговых расходов и прирост того же показателя на 1 руб. расходов местного бюджета при применении альтернативных механизмов.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей используйте:

  • субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;
  • муниципальные гарантии по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
  • изменения правового регулирования и (или) порядка контроля (надзора) в сфере деятельности налогоплательщиков, имеющих право на льготы.

Совокупный бюджетный эффект стимулирующих налоговых расходов. Оценку самоокупаемости стимулирующих налоговых расходов проведите за весь период с начала действия льгот или за пять отчетных лет. Если льгота действует более шести лет, оцените бюджетный эффект на день проведения оценки эффективности налоговых расходов. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если совокупный бюджетный эффект принимает отрицательное значение.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования

Как использовать результаты оценки

По итогам оценки налоговых расходов сделайте выводы о степени их эффективности. Они должны содержать ответы на три вопроса.

1. Была ли достигнута цель, ради которой муниципальное образование ввело тот или иной вид налоговых расходов?

2. Каков вклад данного вида налоговых расходов в достижение целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики муниципального образования?

3. Существуют ли более результативные и менее затратные альтернативные механизмы достижения этих целей?

Сформулируйте рекомендации по дальнейшему применению налоговых расходов в отчете об оценке их эффективности. По каждой льготе включите в отчет:

  • ее наименование;
  • перечень налогоплательщиков — получателей льготы за отчетный год;
  • сумму недополученных доходов бюджета в результате предоставления льготы по каждому налогоплательщику;
  • показатели и расчеты бюджетной эффективности и самоокупаемости налоговых расходов;
  • вывод об эффективности налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене льготы.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования. Учитывайте их при подготовке документов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования и при разработке муниципальных программ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

Стали известны правила, по которым финансисты органов местного самоуправления должны проводить оценку налоговых расходов муниципального образования. Правительство установило общие требования к порядку и критериям оценки в постановлении от 22.06.2019 № 796. До 1 января 2020 года разработайте муниципальные правовые акты, которые будут регулировать проведение оценки налоговых расходов. Если вы такие акты уже приняли, приведите их в соответствие с постановлением № 796. Эту работу также нужно завершить до 1 января.

Учет, контроль и оценка налоговых расходов стали обязательными для муниципалитетов с 5 января 2019 года (Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗ). Но единых требований к порядку и критериям оценки до сих пор не было. Муниципалитеты могли следовать лишь Методическим рекомендациям, которые Минфин довел письмом от 28.04.2018 № 23-05-07/29126а. Этот документ по-прежнему можно применять, поскольку нормам постановления № 796 он не противоречит.

Какие налоговые расходы должны оценивать органы МСУ

Льготы по местным налогам могут устанавливать федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Последние вправе вводить дополнительные льготы и вычеты по местным налогам и предусматривать более низкие ставки по сравнению с установленными в статьях 394 и 406 НК. Органы МСУ должны проводить оценку налоговых расходов только по тем льготам, которые ввели сами. Это предусмотрено статьями 6 и 174.3 БК.

Не оценивайте налоговые расходы, которые возникают в результате применения льгот по местным налогам, предусмотренным на федеральном уровне. Кто и в каких случаях уплачивает земельный налог по ставке ниже 1,5 процента, установленной федеральными нормативными актами, посмотрите в таблице.

Для кого ставка земельного налога ниже 1,5 процента установлена на федеральном уровне

Земли, занятые федеральными объектами, перечисленными в пункте 4 статьи 27 ЗК (например, заповедниками,

объектами ФСБ, воинскими и гражданскими захоронениями)

Земли, на которых расположены объекты культурного наследия, водные объекты и леса, перечисленные

в подпунктах 2–4 пункта 5 статьи 27 ЗК

Организации и учреждения уголовно-исполнительной

Принадлежащие таким организациям участки, на которых расположены здания, строения и сооружения

религиозного и благотворительного назначения

Общественные организации инвалидов, в которых инвалиды и

их представители составляют не менее 80 процентов численности

Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам

Севера, Сибири и Дальнего Востока

Участки, используемые для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования

и промыслов малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Организации, признаваемые управляющими компаниями в

Участки, входящие в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленные

(приобретенные) для выполнения возложенных на эти организации функций

Судостроительные организации, имеющие статус резидента

промышленно-производственной особой экономической зоны

Участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения. Эти объекты принадлежат

судостроительной организации на праве собственности и используются для строительства и ремонта судов

Участки, расположенные на территории свободной экономической зоны и используемые для выполнения договора

об условиях деятельности в СЭЗ

Организации, признаваемые фондами в соответствии

На заметку: Какую пользу муниципалитеты извлекут из оценки налоговых расходов

Налоговые расходы муниципального образования — это доходы местного бюджета, выпадающие из-за льгот и преференций по налогам и платежам. Налоговые расходы подразделяют на социальные, стимулирующие и технические. Социальные налоговые расходы необходимы для обеспечения социальной защиты населения. Стимулирующие направлены на поддержку экономической активности предпринимателей с целью увеличить доходы местного бюджета в будущем. Технические налоговые расходы уменьшают затраты налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, которые финансируются за счет местного бюджета.

У налоговых расходов, в отличие от прямых расходов местного бюджета, нередко нет срока действия. Муниципалитеты устанавливают льготы бессрочно, продолжают их предоставлять, когда в этом уже нет смысла. Оценка налоговых расходов поможет решить эту проблему.

Какие нормативные правовые акты утвердить

Для оценки налоговых расходов муниципального образования местная администрация разрабатывает и утверждает четыре документа.

1. Порядок формирования перечня налоговых расходов.

2. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов.

3. Порядок оценки налоговых расходов.

4. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Перечень налоговых расходов сформируйте в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности органов МСУ, не входящих в эти программы. Укажите налоговые расходы и положения решений органа местного самоуправления, которым установлены льготы. Приведите точную ссылку на документ, которым установлены льготы. Укажите статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Добавьте сведения о кураторах налоговых расходов — органах МСУ, которые проводят их оценку. В перечень нужно включить все налоговые льготы, установленные решениями органа местного самоуправления. Укажите это в порядке формирования перечня налоговых расходов муниципального образования.

2 критерия используйте, чтобы оценить целесообразность налоговых расходов

Информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год должно предоставлять местной администрации территориальное подразделение ФНС. Оно же направляет в муниципалитет сведения о стимулирующих налоговых расходах муниципального образования за шесть лет, предшествующих отчетному финансовому году.

Налоговики должны предоставить данные о льготах по местным налогам по категориям налогоплательщиков и видам льгот. Данная обязанность установлена постановлением Правительства от 12.08.2004 № 410. Укажите это в правилах формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования.

Как провести оценку налоговых расходов

Проводите оценку отдельно по каждому виду налоговых расходов. Оцените целесообразность налоговых расходов и их результативность.

Целесообразность налоговых расходов

Оценку целесообразности налоговых расходов проведите по двум критериям.

1. Соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и социально-экономической политики муниципального образования.

2. Востребованность предоставленной налоговой льготы. Ее можно определить как соотношение численности плательщиков, которые воспользовались льготой, и общей численности плательщиков за пятилетний период.

При необходимости органы МСУ могут установить и другие критерии.

Результативность налоговых расходов

Чтобы выяснить, насколько результативны налоговые расходы, проведите оценку:

  • их бюджетной эффективности;
  • совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.

Бюджетная эффективность. Чтобы оценить бюджетную эффективность, проведите сравнительный анализ результативности предоставления льгот и применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы или социально-экономической политики муниципального образования.

1. Рассчитайте, какие расходы возникли бы в результате применения альтернативных механизмов достижения целей. Сравните этот показатель с объемом предоставленных льгот.

2. Рассчитайте прирост показателя достижения целей муниципальной программы или целей социально-экономической политики муниципального образования на 1 руб. налоговых расходов и прирост того же показателя на 1 руб. расходов местного бюджета при применении альтернативных механизмов.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей используйте:

  • субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;
  • муниципальные гарантии по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
  • изменения правового регулирования и (или) порядка контроля (надзора) в сфере деятельности налогоплательщиков, имеющих право на льготы.

Совокупный бюджетный эффект стимулирующих налоговых расходов. Оценку самоокупаемости стимулирующих налоговых расходов проведите за весь период с начала действия льгот или за пять отчетных лет. Если льгота действует более шести лет, оцените бюджетный эффект на день проведения оценки эффективности налоговых расходов. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если совокупный бюджетный эффект принимает отрицательное значение.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования

Как использовать результаты оценки

По итогам оценки налоговых расходов сделайте выводы о степени их эффективности. Они должны содержать ответы на три вопроса.

1. Была ли достигнута цель, ради которой муниципальное образование ввело тот или иной вид налоговых расходов?

2. Каков вклад данного вида налоговых расходов в достижение целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики муниципального образования?

3. Существуют ли более результативные и менее затратные альтернативные механизмы достижения этих целей?

Сформулируйте рекомендации по дальнейшему применению налоговых расходов в отчете об оценке их эффективности. По каждой льготе включите в отчет:

  • ее наименование;
  • перечень налогоплательщиков — получателей льготы за отчетный год;
  • сумму недополученных доходов бюджета в результате предоставления льготы по каждому налогоплательщику;
  • показатели и расчеты бюджетной эффективности и самоокупаемости налоговых расходов;
  • вывод об эффективности налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене льготы.

Результаты оценки направьте главе муниципального образования. Учитывайте их при подготовке документов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования и при разработке муниципальных программ.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.

Читайте также: