Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Этап 4. Формирование отчетности об исполнении бюджета

    Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности установлены главой 25.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Полномочия по установлению единой методологии и стандартов бюджетного учета, бюджетной отчетности возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

    Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации, и включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

    Бюджетная отчетность включает:

    • отчет об исполнении бюджета;
    • баланс исполнения бюджета;
    • отчет о финансовых результатах деятельности;
    • отчет о движении денежных средств;
    • пояснительную записку.

    Составление бюджетной отчетности осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) на основании представленной им бюджетной отчетности, сформированной подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

    Сводная бюджетная отчетность подлежит представлению главными администраторами бюджетных средств соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований.

    Бюджетная отчетность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется соответствующими финансовыми органами в высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации (Правительство/администрацию субъекта Российской Федерации), местную администрацию.

    Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой.

    Отчет об исполнении областного, местного бюджетов содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и является ежеквартальным.

    Данный отчет утверждается по итогам за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

    Годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом.

    Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Кроме того, отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются следующие основные показатели:

    • доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
    • расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
    • расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
    • источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

    Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

    Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.

    Описание

    Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.

    Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.

    Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.

    Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.

    Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.

    Решения для бизнеса

    Что включает в себя система: ее задачи

    Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.

    Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.

    Текущее планирование

    Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.

    Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.

    Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.

    Оборудование

    Насколько обоснованы затраты

    Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.

    Оформление базы для анализа

    В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.

    Повышение эффективности

    Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.

    Выявление и минимизация рисков

    В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.

    бюджетирование это

    Бюджетное управление и его особенности

    Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:

    • регулярно планировать деятельность в зависимости от показателей;
    • утверждать планы, которые помогают экономить и разумно расходовать финансы;
    • изучить основы инвестиций, внедрить их, как дополнительный источник дохода, оптимизировать имеющиеся каналы инвестирования;
    • оценка текущего состояния для оперативного принятия мер по улучшению;
    • проверка необходимости запуска запланированных проектов в зависимости от полученной прибыли;
    • эффективно использовать ресурсный потенциал;
    • укрепить финансовую позицию и дисциплинированность;
    • улучшить мотивацию молодых специалистов и их стремление к достижению высоких результатов;
    • отработка системы постановки и выполнения задач;
    • проверка следования законодательству и договорным обязательствам.

    В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.

    Какие функции выполняет

    В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:

    • планирование;
    • учет;
    • контроль.

    На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.

    Важные составляющие системы бюджетирования

    Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.

    Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.

    Применение бюджета дает массу достоинств:

    • Через анализ фактической деятельности можно спланировать путь и направленность, как будет развиваться отдел или весь завод целиком. Сюда включаются как микрозадачи, так и их комплекс, ориентированный на улучшение позиций фирмы на рынке.
    • С помощью показателей легче оценивать текущее состояние и определить слабые участки, которые нуждаются в доработке.
    • Можно контролировать и корректировать работу всех отделов и работников. В смете указывается их профессионализм и образование, это можно задействовать для проверки профподготовленности и соответствия занимаемой должности.
    • Корректировать после соотношения и анализа отдельных уровней расходов. Это поможет быстрее повысить производительность и прибыль, сократить издержки на не основные цели.
    • Становится реально применять процесс бюджетирования сверху вниз — это способ управления, когда младшее руководство практически не привлекаются к обсуждению проблем и задач фирмы. Так учитывается цель компании, но не удается избежать сложностей с установкой отдельных бюджетов: высшее руководство редко знает о ситуации на местах.

    Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает

    Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.

    Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.

    Каждый раз это действие содержит 3 фазы:

    • Планирование. Изучается текущее состояние организации, составляется план и даты ближайших плановых корректировок. Учитываются возможные риски и обозначаются стороны для развития. Разрабатывается список целей, которых должна достичь компания в течение определенных месяцев или лет.
    • Реализация. Способствует продвижению запланированного, если следовать документации. Необходимо «держать руку на пульсе» и своевременно корректировать действия в случае непредвиденных результатов или снижения эффективности предприятия. Советуем отслеживать все факторы, которые могут влиять на итог. Большая смета делится на несколько маленьких, которыми проще пользоваться, с небольшим прогнозируемым сроком. С их помощью становится легче устранить проблему и скорректировать финансовые потоки.
    • Завершение. Подводятся итоги проведенной работы. Анализируются показатели в начале периода и в конце. Сравниваются фактические и плановые данные. Плохо, если между фактом и планом большая разница, значит, компания работала неэффективно или смета составлена неверно.

    Решения для бизнеса

    Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать

    Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:

    • финансов;
    • операций;
    • инвестиций.

    В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.

    Вторая разновидность содержит:

    • сметы по конкретным направлениям деятельности;
    • косвенные налоговые траты;
    • баланс ликвидного имущества;
    • бюджеты производственных мощностей;
    • затраты на коммунальные услуги;
    • амортизация;
    • расходы на хозяйство.

    Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.

    Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:

    • создание новой продукции;
    • планирование по открытию рынка и завоеванию сегмента;
    • строительство и обеспечение всем необходимым нового отделения;
    • покупка и запуск техники;
    • постройка объектов любого назначения.

    Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.

    Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.

    Бюджет организации и его состав

    В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.

    О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:

    Приток ДС Бюджет Меняется долг по поставщикам и оплате труда Смена объемов запасов сырья и материалов Бюджет по производству Меняются объемы запасов готовой продукции Бюджет по отгрузке Меняется долг по покупателям

    Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:

    • Оплата — создание — транспортировка потребителю — на условиях предоплаты.
    • Производство — передача клиенту — погашение задолженности — при выплате по факту.

    бюджетирование на предприятии

    Разработка запланированного бюджета организации: пошаговая инструкция

    Технология его создания — процесс нелегкий, особенно если компания большая. Необходимо пройти несколько стадий, пропускать которые нельзя, чтобы не допустить появления ошибок, которые невозможно устранить.

    Рекомендуем придерживаться простой схемы:

    • Изучить спрос на товары/услуги фирмы, оценить нишу на рынке, сезонность и платежеспособность покупателей.
    • Учесть коммерческие расходы. Включить сюда затраты на рекламу, раскрутку, маркетинг. Выбрать только эффективные методы.
    • Составить бюджет процесса производства. Уделить внимание производственным мощностям, износу оборудования. При необходимости заложить замену, модернизацию или ремонт техники.
    • Организовать управленческие затраты. Зарплата, траты на коммунальные услуги, операторов связи и интернета, оснащенность рабочих мест.
    • Сформировать отчет по доходным и расходным статьям. Учесть текущие данные, отвести время на разбор и планирование сметы по слабым местам предприятия, спланировать дальнейшую работу с учетом планов.

    Плюсы/минусы бюджетирования

    Как и любое иное явление, бюджет имеет свои достоинства и недостатки. Среди положительных сторон стоит отметить:

    • отлично влияет на работников, мотивирует;
    • помогает координировать работу;
    • позволяет своевременно анализировать текущее состояние и вносить коррективы;
    • возможность учиться на прошлых периодах и их результатах;
    • ресурсы распределяются более рационально;
    • способ сравнить запланированные и реальные итоги.

    Но есть и отрицательные стороны:

    • один и тот же план воспринимается разными людьми различно;
    • не все менеджеры достаточно подготовлены для анализа финансовых показателей;
    • система может оказаться сложной, а ее создание — дорогостоящим;
    • планирование требует повышения эффективности труда, а сотрудники, боясь не достигнуть нужного уровня производительности, теряют мотивацию и снижается их работоспособность;
    • если достижение будет слишком сложным, никто не поверит в его выполнимость, выполнение затормозиться.

    Организация бюджетирования

    Бюджет составляется на определенный период времени, это цикличная величина — год, полгода, три месяца. Размер устанавливается фирмой. Внутри одного большого плана есть подпериоды.

    Важно все организовать так, чтобы аппарат управления и структурные подразделения своевременно получали регламенты и инструкции с обязанностями каждого. Также регулярно должна поступать обратная связь — отчетность. Это необходимо для внесения коррективов.

    Формирование и составление бюджета предприятия

    Весь процесс проходит в несколько этапов:

    • определение общих целей фирмы;
    • выявление ожидаемых значений показателей деятельности;
    • утверждение расчетов;
    • создание планов действий на уровне функциональных центров и подразделений;
    • оформление и консолидация;
    • изучение составленных документов на заседании бюджетного комитета, утверждение без изменений или с корректировками;
    • ознакомление всех исполнителей под роспись.

    В эту схему входит все, что необходимо выполнить для получения готовой сметы. Начинают утверждать с макроплана и общих задач всей организации, постепенно переходя на отделы и филиалы.

    Ведение и корректное управление любым бюджетом компании

    Для этого часто используют подходящее ПО, которое облегчает расчеты, самостоятельно формирует отчеты и выявляет недостаточность финансирования.

    Это не просто составленный план, в соответствии с которым выделяются средства на реализацию. При грамотном подходе это руководство к действию, которое может корректироваться в случае появления новых обстоятельств, влияющих на положение на рынке.

    Желательно проводить автоматизацию части процессов. Начинается это с установки ПО и введения нового для фирмы аппарата денежного управления, который будет иметь доступ во все отделы и ко всем документам. Назначаются руководители ЦФО и люди, которые будут отвечать за дальнейшее ведение дел.

    Планирование бюджета организации или предприятия: что это такое

    Это необходимый для оптимизации путь. Он выражается в объединении финансового, общего и оперативного плана, контроле по его исполнению и анализе итогов. Составление можно перевести в автоматический режим при помощи ПО.

    В условиях постоянного появления новых заводов и офисов конкуренция становится шире. Постоянно нужно развиваться, меняться под ожидания потребителей, делать выводы и изменять концепции при необходимости. Наличие заранее спланированной сметы по расходам и доходам позволяет быть уверенным в завтрашнем дне, знать, на что хватит прибыли, а от чего стоит пока отказаться.

    При помощи планирования можно избежать больших потерь, производственных простоев и дыр, задержек по оплате работникам и поставщикам. Становится реальным участие в инвестиционной деятельности, а обновленная техника способствует отрыву от конкурентов.

    Оборудование

    Как устанавливается система бюджетирования, подготовка и защита бюджета с участием ЦФО

    Внедрение происходит с помощью центров ответственности. Важно придерживаться этапов, которые должны подстраиваться под конкретную сферу производства, размеры организации и другие особенности.

    • разрабатываются основные принципы построения системы;
    • прорабатывается финансовая структура, назначаются ответственные лица, организуются ЦФО;
    • создается модель смет и общая схема их формирования;
    • разрабатывается нормативная база, согласно которой будет регламентироваться бюджетирование;
    • автоматизируется весь процесс;
    • проводятся организационные изменения — создается аппарат с руководителями и специалистами.

    Под бюджетированием понимают процедуру составления бюджета предприятия на отчетный период, а также исполнение этого плана – бюджета. Формирование осуществляется прогнозно, а отслеживание исполнения в кратчайшие сроки после окончания отчетного периода.

    Задачи бюджетирования

    Перед финансовой службой предприятия, которая занимается составлением и отслеживанием реализации бюджета, стоит несколько важных задач:

    1. Соотнесение объемов производства или выполнения работ с поступлением финансирования и производственными мощностями. Избыточное финансирование влечет за собой убытки на обслуживание долга, затоваривание складов сырья и является показателем неэффективного планирования и использования ресурсов. Если же планируется объем производства, который не может быть реализован за счет поступающих средств и имеющихся мощностей предприятия, бизнес может понести убытки в связи с неисполнением договорных обязательств перед покупателями и, как следствие, поставщиками.
    2. Формирование прогнозов по реализации и притокам и оттокам денежных средств. Оценка необходимых объемов собственных средств или заемного финансирования для реализации стратегии предприятия.
    3. На основании бюджета строится расчет показателей эффективности деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений. Разрабатываются программы мотивации, KPI для работников административного сектора компании. Формируются премиальные бюджеты и рассчитывается система показателей эффективной работы сотрудников.
    4. Контроль фактических показателей по притокам и оттокам денежных средств на предмет их соответствия плановым. Исследование причин отклонений и донесение информации до менеджмента компании. Корректировка поступлений и координация деятельности менеджеров по продажам и руководства.

    Бюджеты бывают разных уровней и видов. В зависимости от направления деятельности компании: операционный и инвестиционный (на закупку оборудования, строительство, открытие новых точек и прочее). По направлениям расходов: рекламный, административный, бюджет закупок сырья и материалов, производственный и другие. По срокам исполнения различают долгосрочные и краткосрочные. В рамках управленческой отчетности бюджеты могут формироваться выборочно для целей подразделения, или сводиться в генеральный бюджет для целей высшего менеджмента и стратегического планирования.

    Системы бюджетирования

    Постановка системы бюджетирования на предприятии начинается с формирования регламента о бюджете и положения о бюджете. Их разработка включает в себя:

    • определение структуры отдела или управления, назначение ответственных лиц;
    • разработка форм ведения бюджета и инструкции по их заполнению;
    • формирование алгоритмов план-фактного анализа;
    • определение сроков формирования и согласования бюджетов с руководителями предприятия;
    • описание процедур сбора данных и их консолидации.

    Техническая сторона ведения бюджета заключается в формировании автоматизированной системы контроля исполнения бюджета:

    • автоматическое формирование бюджетных форм и отчетов об исполнении;
    • автоматизированный расчет план-фактного анализа, сбор и консолидация данных у разных подразделений;
    • процедуру согласования по типу электронного конвейера;
    • расчеты на базе заложенных в систему алгоритмов.

    Интуитивно понятное программное обеспечение позволяет сократить количество работников и минимизирует человеческий фактор и вероятность ошибок при контроле и формировании бюджета.

    Формирование системы бюджетирования стоит начинать в случае, если компания в обозримом будущем не планирует менять виды деятельности и организационно-правовую структуру, а также при существовании устойчивой команды финансовой службы, которая сможет сформировать и протестировать систему бюджетирования. Внедрение системы на этапе, когда компания планирует существенную перестройку бизнеса, принесет только путаницу в рабочих задачах и дополнительные затраты. Часто изменение имеющейся системы обходится предпринимателям дороже, чем построение с нуля уже в новой структуре бизнеса.

    Этапы формирования бюджета

    Формирование совокупного бюджета происходит из бюджетов разных уровней и направлений деятельности компании:

    1. Бюджет продаж (реализации). Основной бюджет, показатели которого влияют на все последующие параметры. Формируется в натуральном и стоимостном выражении в тесном взаимодействии с руководителями производства, маркетинговой службы, отделом продаж. Должен учитывать производственный потенциал и возможности отдела продаж.
    2. Бюджет расходов на реализацию. Напрямую зависит от бюджета продаж и включает в себя расходы на маркетинг, организацию продаж и маркетинг.
    3. Производственный бюджет. План по производству продукции. Учитывает остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.
    4. Бюджет затрат на закупку сырья и оплату труда. Зависит от объемов производства и включает в себя заработную плату производственных работников.
    5. Бюджет на административные расходы. Включает в себя зарплату повременных работников.
    6. Управленческий прогнозный отчет о движении денежных средств. В отчете консолидируются все планируемые поступления и оттоки денежных средств.

    Таким образом, формирование бюджета происходит от частного к общему, что позволяет корректировать суммы доходов и расходов и производственные планы еще на этапе его составления и сбора информации.

    Как определить эффективность системы бюджетирования

    Для того, чтобы понять, эффективно ли работает построенная система, нужно ответить на несколько вопросов:

    1. Связаны ли построенные бюджеты с общей стратегией предприятия? Нет ли разрыва между годовыми и квартальными/месячными бюджетами?
    2. Разработан ли регламент по формированию бюджета, возможна ли его реализация на практике? Требуется ли внесение изменений в Регламент?
    3. Своевременно ли поступают и обрабатываются фактические данные? Насколько эффективен план-факт анализ?
    4. Есть ли эффективная координация между подразделениями в случае резкого несоответствия фактических показателей плановым? Разработана ли инструкция по взаимодействию? Есть ли ответственные лица?
    5. Насколько автоматизирована система бюджетирования? Есть ли возможности для оптимизации рабочего времени сотрудников?
    6. Связан ли бюджет с системой мотивации персонала?
    7. В формировании системы принимали участие сотрудники смежных подразделений?
    8. Сколько времени требуется для формирования факта исполнения бюджета? Оптимально срок не должен превышать двух недель с даты окончания отчетного периода.

    Ответив на эти вопросы, собственники и высший менеджмент бизнеса могут понять направления корректировки бюджетной политики компании. В результате эффективной постановки на предприятии должна существовать система, отвечающая нескольким критериям:

    • автоматизированность;
    • скорость обработки информации;
    • качество формирования бюджета;
    • своевременность план-фактного анализа;
    • корреляция деятельности подразделений.

    Отлаженная работа финансовой службы на всех этапах позволяет собственникам оперативно реагировать на изменения в характере поступлений на счета и в кассу фирмы, а также изменять краткосрочную и долгосрочную стратегию деятельности предприятия.

    Текущее финансовое планирование

    При правильно построенной системе бюджетирования, процесс планирования становится более эффективным. Это проявляется в точных расчетах требуемого финансирования, возможности предусмотреть, какие потребности бизнеса закроются собственными поступлениями, а какие стоит покрыть заемными средствами. Скорость получения данных позволяет своевременно оформлять заявки на финансирование и выбрать наименее дорогой способ покрыть расходы. Если поступлений на счета предприятия больше, чем планировалось, у компании появляется возможность краткосрочного инвестирования денежных средств или погашения кредиторской задолженности.

    С помощью грамотно составленного бюджета можно:

    1. Выявить риски и минимизировать их. Возможны ли задержки с поступлением платежей от контрагентов, нужно ли диверсифицировать базу покупателей и поставщиков, стоит ли увеличивать производственную мощность, нужно ли сокращать штат сотрудников для снижения затрат и многие другие вопросы.
    2. Текущее финансовое планирование. Перераспределение денежных потоков и максимальное использование имеющихся ресурсов позволяет оптимизировать производственные процессы и сократить расходы на менее важные статьи.
    3. Обосновать затраты. Существенный пункт, позволяющий минимизировать расходы или, наоборот, увеличить их, если в будущем отток этих средств даст дополнительную прибыль предприятию и позволит приблизить стратегическую цель.
    4. Проанализировать фактические расходы. Для чего и почему возникли те или иные непредвиденные затраты, можно ли их избежать в будущем, как это сделать.
    5. Увеличить мотивацию сотрудников. Участие в составление бюджета поднимает степень ответственности персонала, а также мобилизует коллектив на снижение расходов и улучшение показателей деятельности.

    Несмотря на все имеющиеся плюсы, процедура бюджетирования и система составления бюджета имеет и свои минусы:

    • необходимость в высококвалифицированных кадрах;
    • существенные затраты времени на постановку системы бюджетирования;
    • субъективность восприятия данных бюджета;
    • конфликт интересов между подразделениями;
    • дополнительные затраты на заработную плату работников подразделения и сотрудников, обслуживающих автоматизированные сервисы.

    Бюджетирование позволяет определять и достигать цели компании. Адекватный контроль доходов и расходов связывает стратегическое и оперативное планирование, помогает достижению долгосрочных целей бизнеса. Кроме того, возможность корректировки расходных статей позволяет перераспределять средства между направлениями деятельности компании, вовремя корректируя планы.

    Поэтапные рекомендации для формирования налогового бюджета организации

    • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
    • E-mail

    Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

    Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

    для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; для формирования платежного календаря; для оптимизации налогов.

    На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

    Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

    Планирование налогового бюджета

    Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

    для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году; для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала; для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.

    Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

    Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

    1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

    Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:

    2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

    Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

    бюджету продаж; бюджету закупок материалов; смете расходования материалов; бюджету закупок работ и услуг; бюджету расходов на оплату труда; бюджету социальных выплат и льгот; бюджету инвестиций и др.

    3-й этап. Расчеты по видам налогов

    Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:

    планирование начисления налогов; налоговых платежей; налоговой задолженности.

    1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:

    планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.); налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам); прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)

    Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на , определенное имущество (землю, транспортные средства).

    2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

    Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

    где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.


    Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

    3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

    Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

    где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

    4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

    Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

    При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

    В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

    Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

    Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

    Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

    Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

    Читайте также: