Пользуются правами налоговых органов и органов валютного контроля

Опубликовано: 11.05.2024

Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-3-17/885@ от 07.02.2020

Изменение системы подчинения терорганов ФНС 2019 года не привело к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

Валютный контроль – это совокупность мер, проводимых государством, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В РФ функция валютного контроля возложена на специальные органы и агентов, перечень которых установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Кто осуществляет валютный контроль в РФ

В РФ валютный контроль осуществляют органы и агенты.

К органам валютного контроля относятся:

Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми валютными биржами и банками;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К ним относятся ФТС и ФНС. Они контролируют валютные операции между участниками ВЭД (резидентами и нерезидентами РФ).

К агентам валютного контроля относятся:

банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными ЦБ;

банки, не являющиеся уполномоченными;

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

участники рынка ценных бумаг.

Полномочия налоговой службы в сфере валютного контроля

Среди функций органов валютного контроля укрупненно можно выделить следующие:

контроль проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой на соответствие законодательству;

проверка ведения учета и составление отчетности по операциям с валютой;

проверка документации по открытию и ведению валютных счетов.

Полномочия ФНС при осуществлении функции органа валютного контроля определены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Агенты обеспечивают органы валютного контроля всей необходимой информацией о валютных операциях, полученной по результатам контрольных мероприятий. Так, налоговые органы вправе:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства установлена статьей 15.25 КоАП РФ. Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, кроме административных правонарушений, предусмотренных частью 5.1 этой статьи, дела по которым рассматривают суды.

Изменения в структуре налоговой службы

На основании приказа ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, вступившего в силу 01.02.2019, структура территориальных налоговых органов была перестроена, в частности, изменена система подчинения территориальных налоговых органов. Так, по Москве это:

МИФНС России № 45 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №7 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

МИФНС России № 48 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №1;

МИФНС России № 49 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 5 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

МИФНС России № 50 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 11 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 6.

Подобные переименования и переподчинения произошли и с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, по другим областям (Кемеровской, Свердловской, Новосибирской и др.) и республикам РФ.

В связи с этими изменениями и появилось комментируемое письмо ФНС от 07.02.2020 № ВД-3-17/885@, разъясняющее, что эти изменения структуры терорганов не привели к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлять отсрочки и рассрочки и участвовать в судебных разбирательствах по обжалованию.

Таким образом, всем заинтересованным лицам полезно ознакомиться с приказом ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, чтобы знать, кто является правопреемником того или иного налогового органа, который попал под «реструктуризацию».

Тем более, что налоговики в комментируемом письме обратили внимание на то, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере и в срок.

Этот срок - не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Как считать срок для административного штрафа за валютные нарушения

Срок для уплаты административного штрафа осуществляется в порядке, установленном статьей 4.8 КоАП РФ.

Предусмотрено пять видов процессуальных сроков, исчисляемых часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного тем или иным периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Также нужно знать, когда заканчивается течение того или иного срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца.

Если месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца (см. Постановление Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 46-АД19-5).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Надо сказать, что статья 4.8 КоАП РФ четко формулирует, когда срок начинает течь, и когда заканчивается. Довольно обширная судебная практика это подтверждает (см., например, Решения ВС РФ от 07.06.2018 № 82-ААД18-1, от 15.11.2018 № 46-ААД18-13, от 08.11.2018 № 4-ААД18-3, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.02.2019 № 305-АД18-18265 по делу № А40-18740/2017 и др.).

В соответствии с частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ последним днем срока, который пришелся на нерабочий день, считается первый следующий за ним рабочий день.
На эту норму сослались судьи ВС РФ в решениях от 21.02.2019 № 91-ААД19-1, от 18.04.2019 № 66-ААД19-2, от 18.04.2019 № 66-ААД19-4: срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Как видите, судьи при вынесении своих решений не разъясняют, а цитируют соответствующую норму из статьи 4.8 КоАП РФ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

- сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

- положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

- проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

- соответствующего нормативного правового акта;

- известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

- информации, необходимой для идентификации резидента;

- срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 - 34 регламента.

1. Валютный контроль в РФ осуществляют:
Правительство РФ;
органы и агенты валютного контроля. К органами валютного контроля в РФ относятся:
Центральный банк РФ;
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля признаются:
уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни­тельной власти по рынку ценных бумаг;
таможенные органы;
территориальные органы федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль за осуществлением валютных операций обеспечивают:
Центральный банк РФ — в отношении кредитных организа­ций, валютных бирж;
• в пределах своей компетенции федеральные органы исполни­тельной власти, выступающие в качестве органов валютного контроля, и агенты валютного контроля — в отношении рези­дентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организа­циями или валютными биржами.
Правительство РФ выполняет следующие функции:
координирует деятельность в области валютного контроля фе­деральных органов исполнительной власти, являющихся орга­нами валютного контроля, их взаимодействие с ЦБ РФ;
обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченны­ми банками профессиональных участников рынка ценных бу­маг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля пере­дают таможенным органам для выполнения ими этих функций информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

2, Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодатель­ством имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно­сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ве­дением счетов (срок — 7 рабочих дней со дня подачи запроса). Права органов валютного контроля и их должностных лиц со­стоят в следующем:
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
применять установленные законодательством меры ответст­венности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запраши­вать и получать от резидентов и нерезидентов следующие до­кументы (копии документов), связанные с проведением валют­ных операций, открытием и ведением счетов:
документы, удостоверяющие личность физического лица;
документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юри­дического лица — для резидентов;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществ­ление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (ре­гистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного го­сударства;
уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена законом;
документы (проекты документов), служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в слу­чае их проведения); документы, подтверждающие факт переда­чи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ис­ключительных прав на них, акты государственных органов;
документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтвер­ждающие совершение валютных операций;

$/ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
• паспорт сделки.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления
только тех документов, которые непосредственно относятся к
проводимой валютной операции.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением актов валютного зако­нодательства и актов органов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о ва­лютных операциях, проводимых с их участием, в установлен­ном порядке. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. За неисполнение функций, установленных законом, а также за нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответствен­ность, предусмотренную законодательством.

3, Права резидентов и нерезидентов состоят в следующем:
знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
обжаловать решения и действия (бездействие) органов и аген­тов валютного контроля и их должностных лиц;
получить возмещение реального ущерба, причиненного непра­вомерными действиями (бездействием) органов и агентов ва­лютного контроля и их должностных лиц. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны.
представлять органам и агентам валютного контроля необхо­димые документы и информацию;
вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствую­щих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
выполнять предписания органов валютного контроля об устра­нении выявленных нарушений. За нарушение актов валютного законодательства и актов орга­нов валютного регулирования резиденты и нерезиденты несут ответственность в соответствии с законодательством.

1. Валютный контроль в РФ осуществляют:
Правительство РФ;
органы и агенты валютного контроля. К органами валютного контроля в РФ относятся:
Центральный банк РФ;
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля признаются:
уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни­тельной власти по рынку ценных бумаг;
таможенные органы;
территориальные органы федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль за осуществлением валютных операций обеспечивают:
Центральный банк РФ — в отношении кредитных организа­ций, валютных бирж;
• в пределах своей компетенции федеральные органы исполни­тельной власти, выступающие в качестве органов валютного контроля, и агенты валютного контроля — в отношении рези­дентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организа­циями или валютными биржами.
Правительство РФ выполняет следующие функции:
координирует деятельность в области валютного контроля фе­деральных органов исполнительной власти, являющихся орга­нами валютного контроля, их взаимодействие с ЦБ РФ;
обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченны­ми банками профессиональных участников рынка ценных бу­маг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля пере­дают таможенным органам для выполнения ими этих функций информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

2, Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодатель­ством имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно­сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ве­дением счетов (срок — 7 рабочих дней со дня подачи запроса). Права органов валютного контроля и их должностных лиц со­стоят в следующем:
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
применять установленные законодательством меры ответст­венности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запраши­вать и получать от резидентов и нерезидентов следующие до­кументы (копии документов), связанные с проведением валют­ных операций, открытием и ведением счетов:
документы, удостоверяющие личность физического лица;
документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юри­дического лица — для резидентов;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществ­ление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (ре­гистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного го­сударства;
уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена законом;
документы (проекты документов), служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в слу­чае их проведения); документы, подтверждающие факт переда­чи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ис­ключительных прав на них, акты государственных органов;
документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтвер­ждающие совершение валютных операций;

$/ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
• паспорт сделки.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления
только тех документов, которые непосредственно относятся к
проводимой валютной операции.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением актов валютного зако­нодательства и актов органов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о ва­лютных операциях, проводимых с их участием, в установлен­ном порядке. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. За неисполнение функций, установленных законом, а также за нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответствен­ность, предусмотренную законодательством.

3, Права резидентов и нерезидентов состоят в следующем:
знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
обжаловать решения и действия (бездействие) органов и аген­тов валютного контроля и их должностных лиц;
получить возмещение реального ущерба, причиненного непра­вомерными действиями (бездействием) органов и агентов ва­лютного контроля и их должностных лиц. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны.
представлять органам и агентам валютного контроля необхо­димые документы и информацию;
вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствую­щих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
выполнять предписания органов валютного контроля об устра­нении выявленных нарушений. За нарушение актов валютного законодательства и актов орга­нов валютного регулирования резиденты и нерезиденты несут ответственность в соответствии с законодательством.

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Вопрос: Организация является агентом (УСН, «доходы минус расходы»), приобретает товар в России и за границей для комитента. Может ли агент в состав расходов принять комиссию, которую удерживает банк за перевод денежных средств, и комиссию, уплачиваемую уполномоченному банку за выполнение функций агента валютного контроля?
Посмотреть ответ

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?
Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?
Посмотреть ответ

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Читайте также: