Проблемы налоговой системы рк на современном этапе

Опубликовано: 06.05.2024

Совершенствование налогового законодательства в Республики Казахстан, его достоинства и ряд проблем. Необходимые нововведения налоговой системы РК согласно Дюсенбаева. Проблемы уклонения от уплаты налогов. Эффективность налоговой системы государства.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.10.2011
Размер файла 21,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

налоговая система казахстан

Налоговая система республики Казахстан: отдельные проблемы и пути их решения

Особую активность проявили представители исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, в № 1 за 2001 год «Финансы Казахстана» в рубрике «Налоги: теория и практика» опубликованы точки зрения Есенбаева М. (занимавшего пост министра финансов РК), Байжанова У. (занимавшего пост вице-министра МГД РК), Нысамбаева Е. (занимавшего пост начальника управления юридического департамента МГД РК), Нурумова А. (члена Счетного комитета по контролю за исполнением государственного бюджета). Статьи вышеназванных авторов во многом дублируют друг друга, особенно в части преимуществ нового Налогового кодекса, по сравнению с налоговым законодательством 1995 года. Наиболее общая точка зрения изложена в статье «Налоги - плата за цивилизацию» Есенбаева М. Автор статьи подчеркивает, что «при разработке нового Налогового кодекса не ставилась цель коренного реформирования действующей налоговой системы. Экономическая основа, заложенная в законодательстве 1995 года, установленные принципы налогообложения остаются неизменными. Таким образом, в совершенствовании налогового законодательства соблюдаются главные условия - стабильность и преемственность». По мнению Есенбаева М., совершенствование налогового законодательства в РК выразилось в уточнении отдельных положений, связанных с определением базы, изменении ставок, упрощении порядка налогообложения для отдельных категории налогоплательщиков, упорядочении некоторых льгот. Он считает новый закон более либеральным по отношению к налогоплательщикам, в качестве нововведения в этой области им приводится:

- возможность определения реальной базы налогообложения корпоративным подоходным налогом путем разрешения относить на вычеты некоторые виды расходов;

- более либеральная шкала налогообложения индивидуальным подоходным налогом;

- снижение ставки социального налога.

Также Есенбаев М. считает, что новый Налоговый кодекс содержит нормы, стимулирующие создание новых производств, приводит конкретные примеры. Таким образом, недостатков в одной из составляющих частей налоговой системы в налоговом законодательстве Есенбаев М. не находит. Однако ряд приоритетных задач, требующих решения, он все же выделяет. В их числе:

- оптимизация налоговой системы (достижения баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов);

- усовершенствование налогового администрирования, в том числе открытость механизмов взаимоотношении налогоплательщиков с налоговыми органами, четкая регламентация прав и обязанностей.

Анализируя рассмотренные выше направления, необходимо отметить, что общая цель их сторонников - это адекватные налоговые поступления, позволяющие исполнение всех государственных обязательств перед обществом. Да и понятна их точка зрения: защита интересов государства - их работа. В этой связи интересно мнение тех, кто находится «по ту сторону баррикад».Так, экономист Дюсенбаев Н. считает, что «налоги - лекарство, но не панацея» [3], и связывать выполнение обязательств государства перед обществом только с налоговыми поступлениями не совсем правильно и даже несколько рискованно. Так, Дюсенбаева Н. возмущает тот факт, что в Казахстане в виде налоговых сборов изымается до 70% доходов налогоплательщиков, в то время как мировой опыт показывает, что общая сумма налогов, взимаемая государством, не может превышать 40%. Особое недовольство он выражал в отношении ставки социального налога в 37% и пенсионного отчисления в 10%. Поскольку статья публиковалась 4 года назад, т.е. до принятия налогового кодекса, то ряд ее положений, безусловно, устарел. Тем не менее, приведенные выше данные важны с позиции того, что Правительство РК «не дремлет, а продолжает совершенствовать налоговую систему, в первую очередь, идя на уменьшение налогового пресса». Так, в настоящее время ставка социального налога существенно снижена, и с 01.01.2004 года при исчислении социального налога применяется регрессивная шкала, по которой налогоплательщик может снизить налоги от 20% до 7%. Практически выдержан и мировой стандарт об общей сумме налога. Однако ряд проблем, выделенных в статье Дюсенбаева Н., продолжает иметь место, в том числе:

- непродуманность системы дифференцированного подхода к налогообложению;

- применение НДС (автор ратует за начисление этого вида налога в зависимости от характера товара, как во Франции - родине НДС, где к товарам первой необходимости применяются пониженные ставки, а к товарам второстепенной значимости - повышенные);

- -недостаточность льгот для малого бизнеса, в том числе, для крестьянских (фермерских) хозяйств.

По мнению Дюсенбаева Н., налоговая система РК нуждается в следующих нововведениях:

- во-первых, должна быть выработана теоретическая концепция (программа) развития налоговой системы РК, основным направлением которой явится политика снижения налогового бремени отдельных категории налогоплательщиков;

- во-вторых, введение дифференцированного подхода к налогоплательщику, учитывающее сферу его деятельности;

- в-третьих, должна быть установлена предельная сумма расходов бюджета и усиление контроля над расходованием бюджетных средств, как на республиканском, так и на местном уровне.

Налог - лекарство, но не панацея. Эту мысль давно усвоили в развитых странах мира, в которых используется регулирующая функция налоговой системы.

Касаясь проблемы уклонения от уплаты налогов (причем, массового), нельзя не согласиться с мнением бывшего председателя Мажилиса Парламента РК М. Оспанова, который писал: «Отсутствие серьезных научно-теоретических разработок в области налоговых отношении и управлении налогами, слепое копирование западного быта без глубокого анализа его использования в конкретных условиях современного Казахстана привели сегодня к тому, что вновь принятый Налоговый кодекс (речь идет об указе Президента РК от 24.04.1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»- авт.) насквозь пропитан отрицательным отношением налогоплательщику как к заведомому злоумышленнику - потенциальному нарушителю налогового законодательства, и поэтому ориентирует не на сотрудничество с ним, а на превентивное выявление и беспощадное пресечение якобы задуманных им правонарушений» [4].

Применительно к Налоговому кодексу, принятому 12.06.2001 года, необходимо отметить, что он еще более ужесточает отношения к налогоплательщику.

Так в чем же причина этого уклонения? По мнению Худякова А.И. и Бродского Г.М., «мы имеем дело с реализацией на практике теории А. Лаффера, согласно которой развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется и скрывается от налогообложения» [5].

Далее авторы определяют «виновника» этих явлении и предлагают: «борьбу с уклонением от уплаты налогов надо начинать с совершенствования налоговой системы и того законодательства, которое эту систему создает, делая налоги экономически обоснованными и приемлемыми для налогоплательщиков» [5], с которыми нельзя не согласиться.Опыт развитых стран мира в области налогообложения достаточно глубоко представлен в статье Лесбекова Г. «Анализ тенденции развития налоговых систем развитых стран и особенностей функционирования основных налогов в РК». Работа интересна тем, что автор не только описывает налоговые системы других государств, но и рассматривает основные тенденции развития некоторых важных налогов в развитых странах, показывает на основе их анализа множество позитивных функции и некоторые позитивные черты. Основной вывод, который можно сделать на основании статьи Лесбекова Г., заключается в том, что накопленный зарубежными странами опыт применения и развития налоговых систем для обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет большое практическое значение для Казахстана и может быть использован при формировании его бюджетной и налоговой политики.

Характеризуя налоговую систему Казахстана на современном этапе, необходимо отметить, что за четыре с небольшим года, с момента введения нового Налогового кодекса, сделано достаточно много в области совершенствования налогового законодательства - основного звена налоговой системы. В целом, специалисты дают высокую оценку действующему Налоговому кодексу. Но, к сожалению, на практике случается так: «гладко на бумаге, но забыли про овраги». Даже самый совершенный закон не будет действовать без создания определенных условий для его реализации.

Налоговая система призвана выполнять три важных функции:

- фискальную, с помощью которой образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства;

- экономическую, участвующую в перераспределительных процессах, которая оказывает влияния на общественное производство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения;

- контрольную, благодаря которой обеспечивается контроль налоговой системы и выявляется необходимость внесения тех или иных изменений.

По мнению Сейдахметовой Ф.С., «все функции в органическом единстве определяют эффективность налоговой системы государства и его бюджетной политики» [2].

Однако действующая налоговая система впечатления слаженной системы всех функций, которые действуют в органическом единстве, не производит. Такой вывод можно сделать, анализируя работы вышеназванных специалистов.

Если развитые государства мира решают проблему регулирования экономики посредством эффективной налоговой политики, то для казахстанской налоговой системы еще актуальны проблемы осуществления фискальной функции, не говоря уже о реализации таких функций, как экономическая и контрольная.Конечно же, не во всем виновато правительство Республики. Низкая сознательность населения, правовой нигилизм в области уплаты налогов - вот одна из причин, которая существует объективно и оказывает решающее воздействие на осуществление налоговой политики государства.

Казахстан долгое время находился в составе социалистического государства, где в условиях государственной собственности налоговая система была не развита, что, в свою очередь, приводило к неразвитости налоговых отношений между государством и обществом, в лице налогоплательщиков. Формирование сознания - достаточно сложный и длительный процесс. Чтобы гражданин добросовестно выполнял свои обязательства перед государством, необходимо с самого раннего возраста привить ему мысль о том, что «налоги - цена цивилизованного общества». Частично эту задачу можно решить введением курса «Налоги и налогообложение» в программе общеобразовательной школы и на всех ступенях средне-специального и высшего образования. Так, если в школе будет разъяснена сущность налога, то при получении средне-специального и высшего образования гражданам можно разъяснять их права и обязанности, особенности уплаты отдельных видов налогов, то есть формировать правовую и налоговую культуру граждан. Вместе с тем, не нужно забывать, что теория всегда должна находить подтверждение на практике, особенно когда речь идет об обучении. Мало просто объяснить, что «налоги - цена цивилизованного общества», нужно доказать, что те условия, которые создает государство - «цивилизованное общество», действительно стоят требуемой за них «цены» в виде отдельных налогов. Так вполне объяснима сознательность граждан США, Франции, Швеции и других стран по уплате налогов: они видят реальные результаты своих действии и готовы добровольно отдать за них часть своих доходов, в то же время, идеальными налоговые системы этих стран не назовешь, есть и там проблемы, требующие разрешения.Таким образом, государство, наряду с воспитанием граждан страны, должно обеспечить условия для гармоничного развития общества и каждого гражданина в отдельности, и тогда проблема «недоимки» по причине несознательности граждан будет решена. С другой стороны, налоги - острый и социально опасный инструментарий, и им следует пользоваться весьма осторожно и продуманно. И, конечно же, на научной основе. Государство должно это также иметь в виду

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика налогов и налоговой системы в Республике Казахстан, их экономическая сущность и классификация. Понятие, задачи, роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества. Пути совершенствования налоговой системы.

курсовая работа [73,5 K], добавлен 12.04.2012

Экономическая сущность налогов и их классификация. Понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, ее роль и функции в экономической системе общества. Основные проблемы, недостатки и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан.

курсовая работа [73,1 K], добавлен 28.09.2010

Сущность налогов, понятие налоговой системы. Становление, основные этапы развития налоговой системы Республики Казахстан. Анализ поступлений налогов по Костанайской области. Проблемы налогообложения в Республике Казахстан и основные пути их решения.

дипломная работа [172,1 K], добавлен 29.10.2015

Анализ поступлений прямых налогов в государственный бюджет Республики Казахстан. Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов всех уровней. Проблемы организации налоговой системы государства. Методы повышения налоговой грамотности населения.

курсовая работа [173,3 K], добавлен 10.04.2014

Элементы и признаки налогов, их роль в формировании государственного бюджета. Налоговая система Республики Казахстан: принципы организации, механизм функционирования, источники регулирования. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

курсовая работа [79,2 K], добавлен 21.07.2015

Понятие налоговой системы как реального инструмента государственного регулирования, требования к ней. Элементы налога и налоговой системы. Характеристика этапов формирования налоговой системы Республики Казахстан, ее международная конкурентоспособность.

презентация [119,5 K], добавлен 12.10.2016

Становление налоговой системы, ее структура в Республике Казахстан. Основные этапы налоговой реформы. Общая характеристика основных видов налогов, действующих в стране. Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность налоговой системы.

курсовая работа [69,0 K], добавлен 07.06.2011

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1 Теоретические аспекты возникновения налогов……………………………. 4
1.1 История возникновения налогов……………………………………………..4
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14
2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………. 14
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18
3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………. 23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………. 32
Приложения……………………………………………………………………. 33

Работа состоит из 1 файл

Курсовая налоги.doc

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

- региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

2. По целевой направленности введения налогов различают:

2.1 абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

2.2 целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

3.1 налоги, взимаемые с физических лиц;

3.2 налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

3.3 смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

4.1 закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;

4.2 регулирующие налоги разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

5. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

5.1 срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;

5.2 периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

6. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

6.1 включаемые в себестоимость ( земельный налог, налог на пользователей автодорог, социальный налог);

6.2 уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

6.3 уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на

6.4 уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

6.5 включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

6.6 удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Для хозяйствующих субъектов последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах наоборот [4, с.109].

1.3 Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

  • фискальная
  • регулирующая
  • перераспределительная
  • стимулирующая
  • контрольная

- фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Именно эта функция создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны;
- регулирующая функция целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании НТП;
- стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). Объединяя стимулирующую и регулирующую функцию в одну экономическую функцию, можно сказать, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения;
- перераспределительная функция заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштаб действия этой функции определяется долей налогов в ВВП. В последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения;
- благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Эта функция проявляется лишь в условиях действия перераспределительной функции. Обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово - финансовых отношений.

2 Налоговая система РК на современном этапе

2.1 Анализ налоговой системы РК

В доходах государственного бюджета около 70% занимают налоговые поступления. Наибольшая доля налоговых поступлений приходится на организации, подлежащие республиканскому мониторингу, включающие 300 крупных предприятий. За период 2008-2010 годы налоговые поступления по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу возросли на 19,6%.

По остальным плательщикам за 2008-2010 годы рост налоговых поступлений составил 39,8%.

В 2009 году произошел спад налоговых поступлений, что объясняется снижением ставок по корпоративному подоходному налогу с 30% до 20% и налогу на добавленную стоимость с 13% до 12%, изменением срока уплаты корпоративного подоходного налога предприятиями, не уплачивающими авансовые платежи (уплата производится по итогам годовых деклараций) и по НДС изменение налогового периода с ежемесячного на квартал [22].

Рисунок 1- налоговые поступления по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу и по остальным плательщикам за 2008-2010 годы.

Как видно из динамики, за период 2001-2010 годы поступление НДС увеличилось в 4,2 раза. В 2009 году резко уменьшилось поступление НДС, что связано, прежде всего, с влиянием экономического кризиса, со снижением ставки с 13% до 12% и замедлением импорта. В 2009 - 2010 годы стабилизировался темп возврата НДС.

Рисунок 2 – Динамика поступления НДС за 2001-2010 годы.

В бюджет от недропользователей поступают следующие специальные налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог, налог на сверхприбыль (НСП) и доля РК по разделу продукции.

За период 2008-2010 годы поступление специальных налогов от недропользователей возросло с 684 млрд.тенге до 1580,3 млрд.тенге ( в 2,3 раза). Резкий рост поступлений в 2010 году против предыдущего периода объясняется внесением кардинальных изменений в налоговое законодательство по налогообложению организаций нефтяного сектора [18].

Рисунок 3 – Поступление специальных налогов от недропользователей (горнорудный и нефтяной секторы).

Изменение поступлений в разрезе налогов видно из нижеприведенной диаграммы. В 2009 году наблюдается снижение поступлений специальных налогов, за исключением НСП.

Рост поступлений НСП против 2008 года связан с особенностью уплаты налога, т.е. НСП уплачивается по итогу деятельности за предыдущий год. В 2008 годы цены на нефть и минеральное сырье были значительно выше, чем в 2009 году. В 2010 году резко возросло поступление НДПИ и рентного налога в связи с увеличением цен на нефть и минеральное сырье. Так, мировая цена на нефть в 2009 году в среднем составляла 61,9 долл.США/баррель, в 2010 году – 79,6 долл.США/баррель, мировые цены в течение 2010 года увеличились по железной руде на 35,8 %, по алюминию - на 10 %, по меди - на 21,5 %, по золоту - на 18,6 %, по цинку - на 14 %.

Рисунок 4 – Динамика поступлений в разрезе налогов.

В налоговых поступлениях государственного бюджета акцизы занимают незначительную долю, которая к тому же сокращается. Так, в 2001 году доля акциза в налоговых поступлениях составляла 3,4% , к 2010 году доля сократилась до 2%.

Рисунок 5 – Налоговые поступления и акцизы в государственный бюджет.

Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) определен путем соотношения сумм налоговых поступлений к оборотам по реализации отдельно по видам экономической деятельности.

Как видно, КНН в целом по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, за 9 месяцев 2010 года возрос против аналогичного периода предыдущего года с 12,5 до 16,4%. Рост КНН по добыче сырой нефти и природного газа с 31,5 до 37,0%, по добыче металлургических руд с 9,7 до 15,2%, по металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий с 5,7 до 8,9%, по добыче угля с 11,2 до 17,6% объясняется переносом налоговой нагрузки с несырьевого сектора на сырьевой, по производству табачных изделий и напитков рост КНН с 23,3 до 30,1% и с 8,8 до 13,5% соответственно связан с увеличением ставки акциза в результате унификации ставок на отечественные и импортируемые подакцизные товары. Данные по налоговым поступлениям, коэффициентам налоговой нагрузки по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, в разрезе видов экономической деятельности показаны в приложении В.

КНН по республике за 9 месяцев 2010 года вырос против соответствующего периода предыдущего года с 6,5 до 7,8%. Значительный рост КНН составил по горнодобывающей промышленности с 25,9 до 30,6%, по обрабатывающей промышленности с 5,4 до 6,5% и по операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг потребителям с 7,6 до 14,2% (см.Приложение Г).

Поступления прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан за 2009 год исполнены на 98,5%.

За 2010 год план исполнен на 120%. Увеличение поступлений связано с ростом мировой цены на нефть против запланированной 65 долл.США/баррель.

Рисунок 6 – Поступление прямых налогов в Национальный фонд

Как показано в следующей диаграмме, в 2008 году оборот по реализации нефти и налоговые поступления были намного выше, чем в 2009 году, объем добычи нефти составил 70,6 млн.тонн.

В 2009 году, напротив, сумма оборота по реализации и налоговые поступления снизились против предыдущего года при росте объема добычи нефти до 76,5 млн.тонн.

За 9 месяцев 2010 года сумма оборота по реализации почти достигла уровня 2009 года, налоговые поступления превысили уровень 2009 года при объеме добычи 59 млн.тонн.

Поскольку на сумму оборота по реализации влияет цена на нефть, то следует отметить прямую зависимость налоговых поступлений и мировой цены на нефть ( в 2008 году – 97,6 долл.США/баррель, в 2009 году – 61,9 долл.США/баррель, в 2010 году – 79,6 долл.США/баррель).

Рисунок 7 – Динамика налоговых поступлений, оборота по реализации и добычи нефти по нефтяному сектору.

2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые страны Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направлении – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получалось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались не востребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом. По оценкам различных международных организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: 10 процентов, к примеру составляет подоходный, а НДС с 1 января текущего года – 13 процентов. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года ставка НДС составила 13 процентов. При этом нужно обратить внимание, что в 2007 году ставка НДС составляла 14 процентов, а с 1 января 2009 года ставка НДС составляет 12 процентов [13] . Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов составили в 2008−м – 146 млрд тенге, в 2009 году – 58 млрд тенге. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Имеются и другие проблемы - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из – за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и применения специального налогового режима [14, с.21]. Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. и т.д.). Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.). С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – большой акцент на разрушение старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана. Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др. Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы. Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране. Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы (стимулирование производства, инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости) не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагалось умеренная суммарная налоговая ставка. Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствиям: -спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках; -тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения; -утечка капиталов за рубеж; -криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики». Негативные последствия действующей налоговой политики проявляются в значительном сужении базы налогообложения. Реакцией на высокий уровень налогового давления становится то, что многие хозяйствующие субъекты переходят в так называемую «теневую экономику». Вместо вложения капитала в материальное производство происходит его перелив в торгово-посреднические сферы, что также способствует увеличению криминальной зоны. По некоторым оценкам, из-под налогообложения уводится до 45-50 % доходов фирм. В теневой экономике, не включая потребительский рынок и банковский бизнес, сегодня вращается около 23 млрд. наличных долларов [14, с. 15].

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является рассмотреть описать перспективы развития налоговой системы в Республике Казахстан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и принципы организации налогообложения;
2.Рассмотреть и сравнить налогообложение зарубежных стран;
3.Рассмотреть условия и формы налогообложения;
4.Исследовать становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан
5.Выявить проблемы налогообложения и привести примеры путей их решения.

Содержание работы

Введение
1 Понятие налоговой системы и ее организации
1.1 Налоговая система Республики Казахстан
1.2 Принципы организации налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт налогообложения
2 Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Практика исчисления налогов в Казахстане
2.3 Налоговая система на современном этапе
3 Проблемы развития налогообложения в Казахстане и пути их решения
3.1Проблеммы развития налогообложения
3.2 Пути совершенствования и перспективы развития системы налогообложения Республики Казахстан
Заключение
Список литературы
Приложение

Содержимое работы - 1 файл

Готовая Курсовая Ержан Перспективы развития налоговой системы РК.doc

Изменения в исчислении социального налога

- Юридические лица - резиденты РК, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение;

- частные нотариусы, адвокаты;

- структурные подразделения по решению ЮЛ

- Расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, в денежной и натуральной форме в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды, исходя из численности работников, включая самих плательщиков.

- Для ЮЛ - резидентов РК, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в РК через постоянное учреждение, - по ставке 21 %;

- для ЮЛ - резидентов РК, а также нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через постоянное учреждение за иностранных специалистов административно- управленческого, инженерно-технического персонала, - 11%;

- для индивидуальных предпринимателей, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частных нотариусов, адвокатов,

- в размере 3-х МРП за себя и 2-х МРП за каждого работника;

- для специализированных организ аций, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям п.2, ст121 НК, за инвалидов, - по ставке 6,5%;

- для ЮЛ и индивидуальных предпринимателей, применяющих СНР, ставки соц. налога в соответствии со статьями 374-384 НК;

- для государственных учреждений

- уменьшается на сумму выплаченных в соответствии с законодательством РК социальных пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей. При превышении суммы выплаченных социальных пособий над суммой начисленного социального налога ее уплата переносится на следующий месяц;

- для структурных подразделений в расчете исходя из доходов работников.

- Не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным по месту регистрации налогоплательщика (если иное не установлено законом); - декларация для структурных подразделений - ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом.

Особенности исчисления налога па имущество

Юридические лица (в том числе нерезиденты), индивидуальные предприниматели, физические лица

К плательщикам налога на имущество не относятся

1. Плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в имуществе, устанавливаемых Правительством РК; 2. Недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима (ст. 283 НК); 3. Организации, содержащиеся за счет госбюджета; 4. Нац. банк РК, его филиалы и представительства; 5. Госпредприятия исправительных учреждений; 6. Религиозные объединения.

Основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы, определенные в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством РК

Налоговая база для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета

1. 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения для юридических лиц (за исключением указанных в п.2 ст.355); 2. 0,1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения для госпредприятий, осуществляющих функции в области аттестации научных кадров, библиотечного обслуживания, по объектам водохранилищ, гидроузлов, и т.д., финансируемых за счет средств госбюджета, и другие (перечень в ст.355)

Осуществляется равными долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового периода. Уточнен порядок уплаты по приобретенным и по выбывшим объектам налогообложения

Правила уплаты налога па отдельные виды транспортных средств

Особенности исчисления налога

По приобретенным транспортным средствам, не состоящим ранее на учете на территории РК в уполномоченном органе

Налог уплачивается до или в момент его постановки на учет в сумме, исчисленной за период с начала месяца, в котором возникло право собственности на транспортное средство, путем деления годовой суммы налога на 12 и умножения на количество месяцев, оставшихся на конец налогового периода

По транспортным средствам юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в СНР для производителей сельскохозяйственной продукции

Регулируется статьями 385-390 Налогового кодекса

При передаче прав собственности на объекты налогообложения транспортным налогом в течение налогового периода

Сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности и должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав на объекты обложения. При этом первоначальному плательщику предъявляется сумма налога, исчисленная на 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает транспортное средство. Последующий плательщик исчисляет сумму транспортного налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право собственности на транспортное средство.

По транспортным средствам при отчуждении

Годовая сумма налога может быть внесена в бюджет с одной стороны (по согласованию) до или в момент государственной регистрации права собственности на объект обложения. При уплате годовой суммы налога при передаче прав собственности в последующем суммы налога вторично не уплачиваются

По транспортным средствам, находящимся во владении на праве доверительного управления собственностью от имени

Уплата налога является исполнением налогового обязательства собственника транспортного средства за данный отчетный период.

Исчислении транспортного налога

Физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложе-ния на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в уполномоченном органе

Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных расчетных показателях, согласно статье 347 НК

Налог не уплачивают или подлежат льготному налогообложению

Не являются плательщиками налога на транспортные средства. - плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в транспортных средствах, устанавливаемых Правительством РК;

- организации, содержащиеся только за счет государственного бюджета, - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица -по одному транспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - инвалиды, по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, имеющие звание «Халык Капарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан» многодетные матери, удостоенные звания «Алтын алка» «Кумыс алка», «Мать-героиня» - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, - физические лица по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования

Налогом не облагаются

- Карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше, - специализированные медицинские транспортные средства

Налоговый период для исчисления и уплаты налога на транспортные средства определяется согласно статье 136 НК

Изменения в уплате налога на добавленную стоимость

Минимум оборота по реализации 10 000 МРП, установленного на последний месяц периода п. 1.статьи 208 НК.

Облагаемый оборот и облагаемый импорт

Размер облагаемого оборота

Стоимость реализуемых товаров (работ и услуг), исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов

Обороты, облагаемые по нулевой ставке

Экспорт товаров, кроме стран СНГ, которые при экспорте в РК взимают НДС

Работы и услуги, связанные с международными перевозками, и перевозки Г


Рубрика: 20. Международное право

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Каримбекова, А. С. Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11565/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности совершенствования налогового законодательства в рамках современной экономической ситуации в стране. Материалы, представленные в статье, опираются на актуальные данные развития экономики, действующее законодательство, а также Послания Президента РК и другие нормативно-правовые акты. В статье дается определение понятия «налоговая система», а также предлагается анализ практики налогообложения за рубежом. В качестве перспективных направлений совершенствования налогообложения предлагаются налоговые льготы и послабления для отдельных категорий предпринимателей.

Ключевые слова: налогообложение, предпринимательская деятельность, налоговая система, реформирование налоговой системы, налоговые режимы, налоговыельготы

The article deals with such important aspects of regulation of the country's economy, taxation, perspective directions of its improvement and further development in the field of small and medium business. Also, the features of improvement of tax legislation within the framework of the current economic situation in the country. The material presented in this article are based on actual data of economic development, the current legislation, as well as the Message of President of Kazakhstan and other regulatory legal acts. The article gives the definition of «tax system» concept, and also presents an analysis of the taxation practices abroad. As promising ways to improve taxation offered tax breaks and exemptions for certain categories of entrepreneurs.

Keywords: taxation, entrepreneurship, the tax system, reform of the tax system, tax regimes, tax breaks

В современном мире налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговым системам развитых стран присуще использование налогов как одного из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с помощью которых государство оказывает стимулирующее либо сдерживающее влияние на развитие хозяйственной деятельности субъектов. В силу этого государство должно постоянно уделять внимание оценке эффективности функционирования налоговой системы и на основе всестороннего анализа принимать решения о необходимости трансформации законодательной базы по вопросам налогообложения.

В послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2050» содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, «носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации» [1].

Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].

В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу — единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (валовой выручки).

Современная налоговая система не предусматривает каких-либо отличий в системе налогообложения юридических лиц в зависимости от видов деятельности и размеров предприятий. Практически все юридические лица, зарегистрированные на территории РК, облагаются по единой схеме налогообложения.

В целом, налоговая система в переходный период отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных корректив в действующее законодательство для динамичного развития. Важно было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.

На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс.

В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых платежей, установлению экономической и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство.

Налоговая политика — очень тонкий и хрупкий инструмент интерактивного управления экономикой. Отнюдь не всегда возможно однозначно оценить, как отзовется та или иная мера в области налоговой реформы на экономике страны в целом. Гибкая налоговая политика Казахстана способствовала оживлению к концу ХХ века экономики страны, а также прогрессу ряда структурных макропараметров социальной сферы, которые постепенно эволюционируют в направлении доказавших свою эффективность мировых моделей социально-ориентированного рыночного хозяйства [3, с.57].

Реформы последних лет показали, что Казахстан — одна из немногих республик СНГ, где государство целенаправленно и сбалансировано использует налоговую политику для развития экономики страны в рамках заранее определенной стратегии рыночных преобразований.

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой политики страны. На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ — в частности принят в 2005 г. Новый налоговый кодекс, который претерпевает постоянные изменения и существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР. В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов, Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.

Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.

Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.

Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно.

Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать [4, с.55]:

– противодействию теневой экономике;

– снижению уровня коррупции в государственных органах;

– расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

– эффективности криминальных расследований;

– повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Период стабилизации рыночной экономики — процесс сложный и длительный, определенное место в этом процессе отводится налоговой системе страны. Посредством налоговой политики государство выполняет ряд функций, поощряет или ограничивает деятельность той или иной отрасли, что в свою очередь способствует стабилизации экономики нашей страны.

Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [5, с.33].

Принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, функционирования налоговой системы, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями.

Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.

Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.

Учитывая вышеизложенные моменты, можно надеяться, что Республика Казахстан сформирует одну из лучших налоговых систем мира, что в свою очередь будет основой развития экономики нашей страны и ее дальнейшего процветания.

В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, недопущения снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

  1. Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана. «Казахстан-2050»: Цели, вызовы, новая экономическая и молодежная политика / Н. А. Назарбаев — Астана: Казахстан, 2014.
  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1.01.2015 года.
  3. Скала В. И. Налоговая реформа в РК: комментарии и консультации. — Алматы, ЛЕМ, 2002. — 223 с.
  4. Ашимова Ж. Н. Совершенствование системы налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан. // Вестник КазНУ, серия «Экономика». — 2011. — № 5. — С.55–62.
  5. Райханова К. Разъяснение основных положений Налогового Кодекса Республики Казахстан // Финансы Казахстана. — 2013. — № 2. — С. 33–54.

Читайте также: