Проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков

Опубликовано: 14.05.2024

3. Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер- на период 3-5лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда (единый социальный налог).

Существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков (и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли), которая стимулировала бы банки на увеличение доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Таким образом, система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2ч.-М.: Омега-Л, 2006.-492с.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-314с.

3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие.-М.: Магистр, 2007.-576с.

4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2004.-304с.

5. Лыкова Н.И. Налоги и налогообложение в России: Учебник.-М.:Дело, 2004.-400с.

6. Муравлева Т.В. Налогообложение банков: учебное пособие.-М.:Издательство «Экзамен», 2006.-157, [3]с. (серия «Бухучет»)

7. Налоги: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Д.Г. Черника.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003-430с.

8. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2007.-464с.:ил.

9. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.-М.: Приор-издат, 2004.-496с.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.
Для достижения поставленных целей автором использовались труды таких авторов как: Акодис И.А., Гончаров, А.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3-4
Глава 1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений……. 5
1.1. Роль банков в налоговом администрировании…………………. …..5-9
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых отношений…..…….9-11
1.3. Налоговые обязательства коммерческих банков…………. ………..11-18
Глава 2 Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков…19
2.1. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов
коммерческих банков……………………………………………..………. 19-24
2.2. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка….….24-29
2.3. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»…………………….29-39
Глава 3 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…………………………………………………………………….…. 39-42
Заключение……………………………………………………………………..43-45
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

Тема: 17

Налогообложение коммерческих банков:

проблемы и пути их решения.

Ф.И.О. Анкудинова А. П.

Глава 1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений……. 5

1.1. Роль банков в налоговом администрировании…………………. ….. 5-9

1.2. Коммерческие банки как участники налоговых отношений…..…….9-11

1.3. Налоговые обязательства коммерческих банков…………. ………..11-18

Глава 2 Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков…19

2.1. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов

2.2. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка….….24-29

2.3. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»…………………….29-39

Глава 3 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…………………………………………………………… ……….…. 39-42


Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является федеральным налогом. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов второе место после косвенных налогов. Основное функциональное предназначение этого налога – обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Успешное развитие и эффективность банков в условиях рыночной экономики во многом зависит от постановки в банках налоговой работы, позволяющей правильно отражать достигнутые результаты деятельности банков для целей налогообложения, правильно рассчитывать налоговую базу и перечислять в бюджет то оптимальное количество налоговых платежей, чтобы оставшуюся в распоряжении банков прибыль направлять на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

В основу написания курсовой работы были положены следующие принципы: охват как можно более широкого круга вопросов, имеющих значение при изучении особенностей налогообложения коммерческих банков; рассмотрение аспектов ведения налогового учета по налогу на прибыль коммерческими банками. Обобщение совокупности практического опыта и теоретических разработок ученых, которые сложились в настоящее время, и которые дали возможность актуализировать рассматриваемые вопросы налогообложения банков.

Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложен ия коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.

Для достижения поставленных целей автором использовались труды таких авторов как: Акодис И.А., Гончаров, А.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Глава 1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений.

    1. Роль банков в налоговом администрировании.

Статус коммерческих банков в системе налогового администрирования определен недостаточно точно: банк, с одной стороны, — коммерческая организация, работающая для получения прибыли акционерами, а с другой стороны, он является важным элементом налоговой системы.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Структура банковской системы Российской Федерации и правовые формы кредитных организаций представлены на рисунках 1.1, 1.2.

Рисунок 1.1 – Банковская система Российской Федерации

Рисунок 1.2 – Правовые формы кредитных организаций

В свою очередь кредитная организация — это юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции.

Таким образом, банк, как и любая другая коммерческая организация, создается и функционирует для получения прибыли и распределения ее между акционерами. Однако банки имеют законодательно закрепленные полномочия и обязанности, которые резко выделяют их из этого круга организаций.

Банк на страже фискальных интересов государства. В настоящее время роль банков в экономике России очень велика. Банковские услуги востребованы населением и юридическими лицами: населением — в силу кредитного бума 2000-х годов, а организациями — в силу действующего законодательства, ведь безналичные расчеты стали основной формой расчета за товары, работы и услуги. Не осталось в стороне и государство, ведь через банки пополняется государственный бюджет. Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) коммерческим банкам вменена обязанность своевременно, и в полном объеме перечислить налоги в бюджеты различных уровней подчиненности. Причем делать это они должны бесплатно, что не соответствует принципам коммерческой деятельности, но закреплено нормами НК РФ. На наш взгляд, банки все же включили эту бесплатную составляющую в общую цену своих услуг и налогоплательщики давно уже выплачивают стоимость проведения налоговых платежных поручений, которая включена в стоимость остальных услуг кредитной организации.

Одним из таких обязательств является приостановка операций налогоплательщика по банковским счетам по требованию налоговых органов. Сама по себе мера по обеспечению организациями выполнения своих налоговых обязательств нареканий не вызывает, однако при ее исполнении у банков возникает много самых различных вопросов. Главный из них — опять-таки статус банка во взаимоотношениях с налоговыми органами, ведь, с одной стороны, он является все-таки коммерческой организацией, а с другой стороны, он приравнивается к органам Федерального казначейства, однако ответственность за несвоевременное исполнение или неисполнение предписаний несет опять-таки как коммерческая организация. Тут следует заметить, что собственно «своих» денег у коммерческих банков немного. Они либо распределяются в качестве дивидендов, либо выдаются в качестве кредитов клиентам банка, либо идут на развитие банка.

Небольшие банки, следовательно, могут пострадать весьма серьезно при возникновении трений с инспекцией ФНС России. До банкротства дело, разумеется, не дойдет, однако, законодательно принуждая банки и налоговые органы работать по одну сторону «баррикад», законотворцы опять-таки не заинтересовали банки хотя бы принять участие в выработке механизма взаимодействия, просто прописав их обязанности в НК РФ.

С одной стороны, эта неприязнь отчасти берет истоки во времени с поры существования «проблемных банков» конца 1990-х годов, когда на налоговые органы обрушился шквал не перечисленных налогов. Череда арбитражных судов привела к тому, что пропасть непонимания между коммерческими банками и налоговиками выросла. С другой стороны, в этой неприязни отчасти виновата несвоевременная практика вмешательства надзорных органов, например в лице Банка России, который несвоевременно установил признаки банкротства кредитных организаций. При введении ограничений на привлечение средств во вклады физических и юридических лиц, а также на открытие счетов последним, многие банки просто не выжили, поскольку иных источников пополнения оборотных средств у них просто нет.

Еще одним неурегулированным вопросом является вопрос проверки банками соблюдения организациями кассовой дисциплины. Напрямую этот вопрос не связан с налоговыми правоотношениями, однако он оказывает серьезное влияние на взаимоотношения банка с клиентами-организациями при привлечении последних к административной ответственности за допущенные нарушения. Кроме этого, немаловажно, что начисленные санкции не поступают в доход банка, а бюджет опять забывает поделиться со своими представителями на переднем крае борьбы за собираемость налогов.

Получается, что от банков требуют беспрекословной помощи, то есть налоговики ведут политику «кнута» без «пряника». Это неправильно, поскольку, например, в вопросах импорта банки как агенты валютного контроля стоят вровень с теми же налоговыми и особенно таможенными органами, во-первых, отслеживая уплату таможенных пошлин и НДС, а во-вторых, и это особенно важно, следят за правильностью импортных платежей по паспортам сделок, хотя в этом вопросе интересы получения прибыли и интересы государственного бюджета не совпадают.

Таким образом, можно сказать, что банк может лишь содействовать налоговому администрированию, являясь своеобразным «налоговым посредником», только технически обеспечивая поступление налогов в бюджет. Однако и в этом благом деле налоговики норовят прижать свою самую «близкую» коммерческую структуру.

Приведем пример. Бухгалтер предприятия, проводя сверку по налогам с налоговой инспекцией, обнаружил, что не все платежи поступили в бюджет. Платежки с отметками банка не убедили бухгалтерию налогового органа. При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что ошибся операционист банка, проводивший данный платеж и указавший неправильный код бюджетной классификации (КБК). В результате платеж на лицевой счет плательщика был зачислен с опозданием. Налоговые органы решили привлечь к ответственности банк плательщика в соответствии с п. 1 ст. 133 НК РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога.

При дальнейшем разбирательстве арбитры встали на сторону банка, указав на то, что банк в соответствии с п. 1– 4 ст. 133 НК РФ исполнил поручение на перечисление налога и наложение на него штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 133 НК РФ неправомерно. Тем более важно, что деньги вовремя поступили на счета Федерального казначейства, а момент распределения платежей по соответствующим статьям дохода бюджета никак не связан с фактом уплаты налога.

Редакция первой части НК РФ, расширив полномочия налоговых органов, значительно изменила обязанности банков. Теперь банки по запросу налоговиков в жестко установленные сроки обязаны предоставлять выписки по счетам клиентов, а также выписки о списании налоговых платежей уже с корреспондентского счета. Ужесточается с 2007 года и ответственность за несвоевременное исполнение поручений на перечисление налогов. А значит, нас ждут новые арбитражные разбирательства, ведь налоговикам все равно, с кого брать деньги, которые должны поступить в государственный бюджет, пусть это и будут их ближайшие помощники.

В заключение хочется сказать, что практика налогового администрирования говорит о том, что налоговики и банки, решая один и тот же важный для государства вопрос сбора налогов, стоят на противоположных позициях. И пока законодательно не будет урегулирован статус банков, в этом вопросе их позиции будут только расходиться.

    1. Коммерческие банки как участни ки налоговых отношений.

В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:

- непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации. Граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

С точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3-5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда.

Существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков (и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли), которая стимулировала бы банки на увеличение доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Таким образом, система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 20.05.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Коммерческие банки
Коммерческие банки


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Налогообложение прибыли коммерческих банков:

проблемы и пути их решения

Профиль Налоги и налогообложение

и муниципальных финансов

(ФИО, должность, звание)

Дата защиты 13 февраля 2018 г.

(ФИО, должность, звание)

Екатеринбург

  1. Теоретические основы налогообложения прибыли

1.1 Налоги в системе финансовых отношений 5

1.2 Роль и место налога на прибыль в доходах бюджета 12

1.3 Особенности налогообложения прибыли коммерческого банка

в Российской Федерации на современном этапе 16

2 Анализ налогообложения прибыли коммерческого банка

(на примере ПАО «Сбербанк») за 2014-2016 годы

2.1 Характеристика банка и анализ его финансового состояния 24

2.2 Анализ влияния налогообложения прибыли банка на финансовый

результат его деятельности за 2014-2016 годы 38

3 Проблемы налогообложения прибыли коммерческого банка и пути

Список используемых источников 66

Банковская система — это один из важнейших звеньев структуры рыночной экономики. Она способствует развитию государства и активному его становлению. Коммерческие банки – это неотъемлемая часть финансового сектора. Их основная функция — это перераспределение капиталов, которые повышают общую эффективность производства в стране. При осуществлении своей деятельности (оформление вкладов, кредитов, обслуживание счетов, продажа и покупка ценных бумаг и др.), кредитным организациям необходимо уплачивать соответствующие налоги.

Также, банковское налогообложение имеет отличительные черты, связанные со спецификой банковской деятельности. Эти особенности отражаются на исчислении налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождении от косвенного налогообложения внушительного перечня операций и услуг, предоставлении льгот, формировании расходов и доходов.

Актуальность выбранной темы квалификационной работы подчеркивают непрерывные изменения в области законодательства, а также недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса.

Объект исследования – ДО 7003/0438 Уральского банка ПАО «Сбербанк» и его отчетность.

Основная цель работы - исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения на примере объекта исследования. Эта цель определяет построение дипломной работы.

Задачи, которые предстоит решить:

  • рассмотреть основы, механизм, а также особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
  • охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, которые необходимы к уплате коммерческим банкам;
  • определить порядок формирования расходов, доходов, и затрат банков;
  • рассчитать основные налоги, которые перечисляются коммерческим банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;
  • исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, которые уплачивают банки, в современных условиях функционирования, и рассмотреть возможные пути легальной экономии сумм налогов, которые уплачивает ПАО «Сбербанк».

Предмет исследования - механизм взаимодействия коммерческого банка и налоговых органов по вопросам налогообложения.

Работа разделена на три главы. В первой главе рассмотрена теория налогообложения коммерческих банков, отличия от исчисления налогов в организациях, не относящихся к банковской сфере, особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, ставки и порядок начисления налогов, подлежащих к уплате. Во второй главе раскрывается процесс налогового учета в Сбербанке, а также в ней приводится характеристика организации, и формируются рекомендации по оптимизации налогообложения. Она носит практический характер. В третьей главе выделяются проблемы налогообложения прибыли коммерческого банка и возможные пути их решения.

Методологической и теоретической базой данной работы являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерского баланса и публикации российской финансовой и экономической прессы, электронные ресурсы по данной теме, материалы семинаров, учебные пособия, и результаты исследований.

Информационную основу данного исследования составили отчеты о прибылях и убытках ПАО «Сбербанк», годовой баланс, сводные оборотные ведомости и иная отчетность банка.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1 НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В экономической литературе имеется множество определений налога. Но для большей связи теоретического и практического вопроса налогообложения рекомендуется ориенти­роваться на определение, которое содержится в Нало­говом кодексе РФ.

Сущность налога характеризуется изъятием государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Отличительными чертами налога как платежа являются:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, которые принадлежат физическим и юридическим лицам;
  • направленность на финансовое обеспечение деятельности страны.

Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с юридических и физи­ческих лиц. Его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу раз­решений (лицензий).

Соответственно, отличительными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и другими органами в инте­ресах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налог и сбор считаются установленными только в том случае, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, отличительными чертами сбора как взноса являются:

- одно из условий совершения государственными и другими органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

В некоторых случаях при установлении налога в законодательстве о на­логах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и возможности для их применения налогоплательщиками.

Элементы налогообложения бывают общие и частные. Общие элементы применяются для каждого налога (сбора, пошлины) без исключений, а частные, исключительно к некоторым видам налогов. К примеру, при взимании налога на имущество, полученного в порядке наследования или дарения, отсутствует такой элемент, как налоговый период.

Общие элементы налогообложения рассмотрены на рисунке 1.

Рисунок 1. Общие элементы налогообложения1

К частным элементам налогообложения относятся:

  • Налоговый агент– лицо, на которое в соответствии с законом наложены обязанности по исчислению, удержанию у субъекта налогообложения и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • Налоговый период – временной отрезок, в рамках которого производится обло­же­ние налогом или сбором;
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уп­латы налога в бюджет;
  • Необлагаемый минимум – часть объекта, которая освобождена от налогообложения, определяется законом.

? Составлено автором по: [4].

По каждому налогу в разрезе перечисленных элементов принимаются одноименные статьи в налоговых законах. Помимо этого, по ним устанавливаются сроки платежей, и определяются налоговые санкции за нарушение налогового законодательства.

Налоговым периодом принимается календарный год или иной период вре­мени у отдельных налогов. По его окончанию определяется налоговая база и начисляется сумма налога для уплаты. Налоговый пе­риод может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. По их итогам уплачиваются авансовые платежи.

Читайте также: