Налоговая валютная бюджетная и банковская ответственность являются

Опубликовано: 16.05.2024

Финансовая ответственность

Юридическая природа финансовой ответственности и критерии ее самостоятельности. В последние годы в юридической литературе появился ряд работ, в которых обосновывается наличие новых видов юридической ответственности — налоговой и финансовой. Динамично развивающееся законодательство стало употреблять как самостоятельные категории такие понятия, как «налоговая санкция», «финансовая санкция», «финансовая ответственность», «меры финансовой ответственности» «налоговое правонарушение», «финансовое правонарушение», что свидетельствует об обособлении и формировании нового вида юридической ответственности — финансовой.

Следует отметить, что некоторые ученые не признают самостоятельности финансовой ответственности, считая ее разновидностью административной ответственности. Действительно, изначально финансовая ответственность зародилась в рамках административной, а ее выделение и обособление стало закономерным итогом развития общественных отношений и законодательства. Тем не менее мы выступаем против самостоятельности так называемых «валютной», «бюджетной», «банковской», «налоговой» ответственности. Ответственность в сфере бюджетных, валютных, налоговых, банковских отношений — не самостоятельные виды юридической ответственности, а разновидности финансовой.

Финансовую ответственность в числе иных видов юридической ответственности позволяет выделить, прежде всего, круг регулируемых отношений и самостоятельность отрасли финансового права.

Как финансовое право имеет свой предмет регулирования, так и финансовая ответственность обладает предметом правового регулирования. Можно уточнить, какие именно отношения непосредственно попадают в сферу регулирования финансовой ответственности. В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что финансовая ответственность регулирует отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связанных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставлению субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансированию расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д.

Отношения, которые находятся в сфере регулирования финансовой ответственности, необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Особая роль здесь отводится ежегодно принимаемым законам о бюджете, которые не только предусматривают обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливают санкции за ее нарушение. Подотрасль финансового права — налоговое право — регулирует общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных законодательством случаях — во внебюджетную систему.

Отдельную группу образуют отношения ответственности. Финансовая ответственность воздействует на валютные, налоговые, бюджетные и публичные банковские отношения.

Самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают специфические особенности финансового правонарушения. Понятие «финансовое правонарушение» носит собирательный характер, оно объединяет бюджетные, налоговые, валютные и банковские правонарушения. Перечень финансовых правонарушений содержится в ст. 283 БК РФ: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; и т.д.

Помимо конкретного перечня правонарушений Бюджетный кодекс содержит и само понятие финансового правонарушения: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения» (ст. 281).

В пользу выделения в самостоятельную категорию финансового правонарушения свидетельствует и отсутствие в новом Кодексе об административных правонарушениях составов, на которые ссылается Бюджетный кодекс. Тем более, что из понятия административного правонарушения следует, что административными правонарушениями на федеральном уровне признаются только предусмотренные КоАП РФ.

Некоторые финансовые правонарушения определяются в ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации; неисполнение в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений (ст. 74). Финансовые правонарушения предусмотрены Указом Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».

Налоговый кодекс РФ дает понятие налогового правонарушения (ст. 106), из которого следует, что ни в каком ином нормативно-правовом акте налоговые правонарушения предусмотрены быть не могут. В развитие данного положения ст. 108 НК РФ гласит: «Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

Понятие административного правонарушения отличается от понятия налогового правонарушения. «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» (ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, за административные правонарушения на федеральном уровне ответственность может быть установлена только в КоАП, ни в каких иных нормативно-правовых актах федерального уровня не должны устанавливаться составы административных правонарушений. Следовательно, те правонарушения, которые предусмотрены в НК РФ, не являются административными.

Перечень налоговых правонарушений представлен в главе 16 Налогового кодекса. В главе 18 предусмотрены виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. В определенной степени и по сей день административная и налоговая ответственность дублируют друг друга. Так, КоАП РФ (глава 15) предусмотрены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, но это свидетельствует о несовершенстве КоАП, а не об отсутствии финансовой ответственности.

Таким образом, в отличие от административной ответственности, которая предусмотрена на федеральном уровне исключительно Кодексом об административных правонарушениях, финансовая ответственность закреплена в Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе, ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», различных указах Президента РФ и инструкциях Центрального Банка РФ.

Сам законодатель избрал путь, не позволяющий финансовую ответственность считать частью административной. На наш взгляд, финансовая ответственность требует дальнейшего совершенствования. Необходимо в одном нормативно-правовом акте систематизировать финансовые правонарушения, так как установление финансовой ответственности на уровне инструкций ЦБ РФ противоречит принципу законности.

Это ясно следует из ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Меры финансовой ответственности, которые может применить банк России, определяются в ст. 74, и из полномочий, которые возлагаются на Центральный Банк, не следует, что он вправе самостоятельно определять меры финансовой ответственности и устанавливать составы финансовых правонарушений. Данные обстоятельства позволяют нам ставить под сомнение законность инструкций и указаний ЦБ РФ в части установления мер финансовой ответственности.

О самостоятельности финансовой ответственности свидетельствует и специфика ее мер. К нарушителям финансового законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры (ст. 282 БК РФ).

Санкции финансовой ответственности предусмотрены также в НК РФ и некоторых инструкциях ЦБ РФ, кроме того, в ФЗ РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» за нарушения кредитной организацией федеральных законов предусмотрены штрафные санкции. Исчерпывающий перечень административных наказаний определяется в КоАП и не совпадает с перечнем мер финансовой ответственности.

В отличие от мер административной ответственности, меры финансовой ответственности применяются Федеральным казначейством и Центральным банком России. Сам порядок применения подобного рода мер регулируется Бюджетным кодексом РФ, ФЗ РФ «О Центральном банке (Банке России)», ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. «Об утверждении порядка применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», а не Кодексом об административных правонарушениях.

Таким образом, самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают следующие критерии: самостоятельность соответствующей отрасли права; специфика регулируемых общественных отношений; самостоятельность и специфика финансового правонарушения; отличительные особенности мер финансовой ответственности и особый порядок их применения; состав субъектов, наделенных правом применять меры финансовой ответственности.



Аннотация. Данная статья раскрывает вопросы финансово-правовой ответственности в российском праве: ее понятие, признаки и виды. Дается характеристика финансовому правонарушению, а также приводится краткий обзор нормативно-правовых актов, которые содержат нормы, регулирующие наступление рассматриваемого вида ответственности.

На современном этапе развития общества, когда экономические отношения стали одной из самых важных сфер жизни, все более возрастает значимость финансового законодательства. Соблюдение норм, прописанных в Налоговом Кодексе РФ – острейшая проблема чуть ли не каждого субъекта финансовых правоотношений – от простых налогоплательщиков до крупнейших организаций и должностных лиц. Нетрудно понять, что за несоблюдение установленных законом предписаний субъектов финансовых отношений ждет финансово-правовая ответственность. Говоря о сущности финансово-правовой ответственности, прежде всего, стоит определиться с ее понятием и содержанием.

Итак, будучи по своей правовой природе разновидностью юридической ответственности, финансовая ответственность является также по своей сути и социальной ответственностью: т.е. она наступает вследствие нарушения субъектами финансовых отношений установленных норм. Что касается содержания рассматриваемого нами вида юридической ответственности, то она включает в себя два аспекта – позитивный и негативный. Рассмотрим более подробно, что же представляет из себя каждый аспект.

Так, если мы говорим о позитивном аспекте финансовой ответственности, то как правило, имеем ввиду финансово-правовую обязанность субъектов отношений соблюдать предписания норм финансового права. [5] Реализация соблюдения проявляется в финансово-правомерном поведении, которое влечет за собой одобрение, поощрение. Также стоит добавить, что такая обязанность обеспечивается государством.

Исходя из вышеприведенного, можно говорить о признаках, характерных для позитивного аспекта финансово-правовой ответственности:
1) формальная определенность, которая прослеживается во всех нормах финансового права, четкость формулировок и детализированность;
2) на субъектов финансовых правоотношений возлагается обязанность по соблюдению норм финансового права, следование его предписаниям, реализация такого соблюдения проявляется в том, что поведение субъекта является правомерным;
3) в качестве обеспечения соблюдения предписаний финансового законодательства выступают принудительные, убедительные или же поощряющие меры. [4]

В отличие от позитивного, для негативного аспекта финансовой ответственности характерно то, что юридический факт финансового правонарушения устанавливает для правонарушителя обязанность нести осуждение и ограничения различного характера - имущественного, неимущественного или организационного. Реализация данного аспекта проявляется не в поощрении за правомерное поведение, а напротив – в охранительном правоотношении: вполне логично, так как здесь субъект не будет поощряться, он уже нарушил законодательную норму, за что должен понести ответственность.

Охранительное правоотношение, если его «перевести» в процессуальную форму финансовой ответственности, то оно будет включать следующие стадии:
1) стадия наступления финансовой ответственности;
2) стадия конкретизации финансовой ответственности, которая осуществляется через доказывание финансового правонарушения, а именно – присутствует или же отсутствует его состав, включающий в себя четыре элемента: объект, субъект, объективная и субъективная стороны;
3) стадия реализации финансовой ответственности.[6]

Процессуальная форма финансово-правовой ответственности имеет определенную отличительную особенность: что касается разрешения некоторых видов споров, возникающих между субъектами финансово-правовых отношений в процессе их взаимодействия, то здесь для государственного органа будет обязательным соблюдать досудебный порядок. Такой порядок заключается в следующем: до момента подачи в суд искового заявления о защите нарушенного права государства, правонарушителю должно быть вынесено со стороны финансово-контрольного органа соответствующее предписание об устранении выявленных недостатков. Так, например, если правонарушение совершено юридическим лицом – организацией, может быть приостановлено финансирование, если выделенные бюджетные средства используются не по целевому назначению, и пр. Если же нарушитель своевременно не уплатил установленный налог (например, на землю, на недвижимое имущество – квартиру, и т.д.), то в Налоговом Кодексе РФ содержится прямая обязанность со стороны налоговых органов предложить добровольную уплату соответствующего налога. Судебный порядок применим уже тогда, когда нарушитель уклоняется от уплаты установленного налога, отказываясь добровольно внести сумму налоговой санкции, либо же был пропущен срок ее уплаты. Для судебного рассмотрения данного спора характерно принудительное взыскание с неплательщика соответствующей санкции, плюс ко всему – иные расходы: штраф, неустойка и т.д.

О первом вышеназванном виде процессуальных отношений речь идет тогда, когда материальное охранительное финансовое правоотношение реализуется, не выходя за рамки финансового (налогового, иного) процесса. На данной стадии представляется возможным обнаружение противоправного финансового поведения, в связи с чем, должно быть осуществлено производство по делу. Но здесь дело может окончиться и тем, что нарушитель добровольно исполнит требования закона в соответствии с предписанием государственного органа.

Но как же быть, если после даже нескольких предупреждений нарушитель игнорирует законные требования государственного органа по исполнению своих финансовых обязательств? В случае неисполнения в добровольном порядке требований финансово-контрольного органа, привлечение к ответственности осуществляется уже за рамками финансового (налогового, бюджетного) законодательства – ведется исковое производство в суде в соответствии с нормами либо гражданского, либо арбитражного процесса. Как пример, налоговым органом первоначально, исходя из требований НК РФ, должно быть предложено налогоплательщику добровольно исполнить свои обязательства по уплате налога.

Ситуация осложняется тем, что действующее законодательство не содержит единого и четкого определения понятия «финансовое правонарушение», имеется только формулировка налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства. По своей сути данные виды фактически являются разновидностью финансового правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, финансовое правонарушение можно характеризовать как виновно совершенное деяние, которым нарушаются нормы финансового права, и за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Что касается проблемных аспектов в данной области, то здесь стоит, пожалуй, отметить несогласованность норм БК РФ и КоАП РФ по некоторым основным и наиболее противоречивым вопросам. Это в свою очередь, негативно влияет на правоприменительную практику в области финансового законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

Худолеев В.В.

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютномрегулировании и валютномконтроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютногорегулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее ответственность за нарушениевалютногозаконодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютномрегулировании и валютномконтроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.

Рассмотрим подробнее виды ответственности за нарушениевалютногозаконодательства РФ.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной сторонойвалютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;

2) желал этого.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:

  • кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. Рассмотрим их подробнее.

Первое административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 1 письма Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ» (далее по тексту — Письмо Минфина РФ) в обстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в Центробанк РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное, то есть в этом случае предприятие будет считаться виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.

Согласно пункту 4 Письма Минфина РФ в случае, если требуется разрешение на осуществление валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар за границу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение и совершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно на предприятие.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

На основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту — Письмо ГТК РФ) состав правонарушения, предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Законом № 173-ФЗ, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины.

На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной подготовки:

  • выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
б) на стадии заключения контракта:

  • внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
  • применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;
в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

  • ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.

Стоит иметь в виду, что согласно пункту 7 Письма Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).

Объектом административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», согласно которому импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком РФ.

В соответствие с пунктом 4 Письма ГТК РФ не могут быть признаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:

  • проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
  • товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
  • иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль;
  • имеется разрешение Центробанка РФ на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.
Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. На практике это весьма важный документ, получить который мы рекомендуем в обязательном порядке всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.

Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ конкретный размер административного наказания должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение:

  • в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;
  • во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.
Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

  • неправильное составление паспорта сделки;
  • неправильное ведение учетных карточек по сделкам;
  • неправильное заполнение платежных документов;
  • досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;
  • иные административные правонарушения.
Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Финансовая ответственность

Юридическая природа финансовой ответственности и критерии ее самостоятельности. В последние годы в юридической литературе появился ряд работ, в которых обосновывается наличие новых видов юридической ответственности — налоговой и финансовой. Динамично развивающееся законодательство стало употреблять как самостоятельные категории такие понятия, как «налоговая санкция», «финансовая санкция», «финансовая ответственность», «меры финансовой ответственности» «налоговое правонарушение», «финансовое правонарушение», что свидетельствует об обособлении и формировании нового вида юридической ответственности — финансовой.

Следует отметить, что некоторые ученые не признают самостоятельности финансовой ответственности, считая ее разновидностью административной ответственности. Действительно, изначально финансовая ответственность зародилась в рамках административной, а ее выделение и обособление стало закономерным итогом развития общественных отношений и законодательства. Тем не менее мы выступаем против самостоятельности так называемых «валютной», «бюджетной», «банковской», «налоговой» ответственности. Ответственность в сфере бюджетных, валютных, налоговых, банковских отношений — не самостоятельные виды юридической ответственности, а разновидности финансовой.

Финансовую ответственность в числе иных видов юридической ответственности позволяет выделить, прежде всего, круг регулируемых отношений и самостоятельность отрасли финансового права.

Как финансовое право имеет свой предмет регулирования, так и финансовая ответственность обладает предметом правового регулирования. Можно уточнить, какие именно отношения непосредственно попадают в сферу регулирования финансовой ответственности. В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что финансовая ответственность регулирует отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связанных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставлению субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансированию расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д.

Отношения, которые находятся в сфере регулирования финансовой ответственности, необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Особая роль здесь отводится ежегодно принимаемым законам о бюджете, которые не только предусматривают обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливают санкции за ее нарушение. Подотрасль финансового права — налоговое право — регулирует общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных законодательством случаях — во внебюджетную систему.

Отдельную группу образуют отношения ответственности. Финансовая ответственность воздействует на валютные, налоговые, бюджетные и публичные банковские отношения.

Самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают специфические особенности финансового правонарушения. Понятие «финансовое правонарушение» носит собирательный характер, оно объединяет бюджетные, налоговые, валютные и банковские правонарушения. Перечень финансовых правонарушений содержится в ст. 283 БК РФ: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; и т.д.

Помимо конкретного перечня правонарушений Бюджетный кодекс содержит и само понятие финансового правонарушения: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения» (ст. 281).

В пользу выделения в самостоятельную категорию финансового правонарушения свидетельствует и отсутствие в новом Кодексе об административных правонарушениях составов, на которые ссылается Бюджетный кодекс. Тем более, что из понятия административного правонарушения следует, что административными правонарушениями на федеральном уровне признаются только предусмотренные КоАП РФ.

Некоторые финансовые правонарушения определяются в ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации; неисполнение в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений (ст. 74). Финансовые правонарушения предусмотрены Указом Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».

Налоговый кодекс РФ дает понятие налогового правонарушения (ст. 106), из которого следует, что ни в каком ином нормативно-правовом акте налоговые правонарушения предусмотрены быть не могут. В развитие данного положения ст. 108 НК РФ гласит: «Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

Понятие административного правонарушения отличается от понятия налогового правонарушения. «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» (ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, за административные правонарушения на федеральном уровне ответственность может быть установлена только в КоАП, ни в каких иных нормативно-правовых актах федерального уровня не должны устанавливаться составы административных правонарушений. Следовательно, те правонарушения, которые предусмотрены в НК РФ, не являются административными.

Перечень налоговых правонарушений представлен в главе 16 Налогового кодекса. В главе 18 предусмотрены виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. В определенной степени и по сей день административная и налоговая ответственность дублируют друг друга. Так, КоАП РФ (глава 15) предусмотрены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, но это свидетельствует о несовершенстве КоАП, а не об отсутствии финансовой ответственности.

Таким образом, в отличие от административной ответственности, которая предусмотрена на федеральном уровне исключительно Кодексом об административных правонарушениях, финансовая ответственность закреплена в Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе, ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», различных указах Президента РФ и инструкциях Центрального Банка РФ.

Сам законодатель избрал путь, не позволяющий финансовую ответственность считать частью административной. На наш взгляд, финансовая ответственность требует дальнейшего совершенствования. Необходимо в одном нормативно-правовом акте систематизировать финансовые правонарушения, так как установление финансовой ответственности на уровне инструкций ЦБ РФ противоречит принципу законности.

Это ясно следует из ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Меры финансовой ответственности, которые может применить банк России, определяются в ст. 74, и из полномочий, которые возлагаются на Центральный Банк, не следует, что он вправе самостоятельно определять меры финансовой ответственности и устанавливать составы финансовых правонарушений. Данные обстоятельства позволяют нам ставить под сомнение законность инструкций и указаний ЦБ РФ в части установления мер финансовой ответственности.

О самостоятельности финансовой ответственности свидетельствует и специфика ее мер. К нарушителям финансового законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры (ст. 282 БК РФ).

Санкции финансовой ответственности предусмотрены также в НК РФ и некоторых инструкциях ЦБ РФ, кроме того, в ФЗ РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» за нарушения кредитной организацией федеральных законов предусмотрены штрафные санкции. Исчерпывающий перечень административных наказаний определяется в КоАП и не совпадает с перечнем мер финансовой ответственности.

В отличие от мер административной ответственности, меры финансовой ответственности применяются Федеральным казначейством и Центральным банком России. Сам порядок применения подобного рода мер регулируется Бюджетным кодексом РФ, ФЗ РФ «О Центральном банке (Банке России)», ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. «Об утверждении порядка применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», а не Кодексом об административных правонарушениях.

Таким образом, самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают следующие критерии: самостоятельность соответствующей отрасли права; специфика регулируемых общественных отношений; самостоятельность и специфика финансового правонарушения; отличительные особенности мер финансовой ответственности и особый порядок их применения; состав субъектов, наделенных правом применять меры финансовой ответственности.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 10969 раз

Библиографическое описание:

Мельцова, А. Э. Финансовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности / А. Э. Мельцова, Н. А. Берг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46848/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматриваются понятие и виды юридической ответственности, а также вопрос о финансовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности. Рассмотрены различные признаки, по которым можно выделить финансовую ответственность в отдельный вид юридической ответственности.

Ключевые слова: юридическая ответственность, финансовая ответственность, правонарушения.

Понятие юридической ответственности относится к виду правоотношений, где субъектом выступает государство, а объектом — правонарушитель. Реализация всех видов юридической ответственности происходит согласно соответствующих норм права и санкционирована государством.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности и разделяют их в зависимости от степени тяжести.

Так уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом и характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, здесь санкции менее жесткие, нежели уголовные.

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей, которые могут быть установлены Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и прочими документами. Дисциплинарные санкции способны значительно умалить честь и достоинство работника, оказать определенное воспитательное воздействие и предотвратить совершение новых дисциплинарных проступков.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда.

Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка, восстановление во всех возможных случаях нарушенных прав, пресечение и предупреждение правонарушений, исправление лиц, нарушивших нормы права.

Вопрос о природе финансово — правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении. Споры вызывают как сам факт наличия такого вида ответственности, так и вопросы, касающиеся природы финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков и состава финансового правонарушения. В связи с этим анализ проблем становления и развития финансово — правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является одним из приоритетных направлений финансово — правовой науки.

Бурное развитие финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства повлекло за собой выделение в науке финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

Финансовой ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она связана с государственным принуждением, возникает на основе норм права, наступает за совершенное правонарушение, сопровождается наступлением негативных последствий для лица виновного в совершении правонарушения. Основное назначение финансово — правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В законодательстве РФ не содержатся такие понятия как «финансово — правовая ответственность», «финансовое правонарушение», но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которые является частью финансового законодательства РФ, присутствуют нормы права, устанавливающие правонарушения и ответственность за их совершение.

Можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Следует отметить, что БК РФ не содержит такого понятия, как бюджетное правонарушение, вместо этого он оперирует таким понятием, как «нарушение бюджетного законодательства». Под ним в соответствии со ст. 306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности. В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в Части IV «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения».

Следующий вид правонарушения в области финансового права предусматривает налоговую ответственность, предусмотренную Разделом VI НК РФ «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Другим видом правонарушениявобласти финансовой деятельности являются кредитно-денежные правонарушения.

Непосредственным объектом этих преступлений являются отношения в сфере кредитования и обращения денежной наличности.

К таким преступлениям в частности, относится неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам с участием банков и других кредитных организаций. В отношении ответственности за правонарушения в финансово-кредитной сфере действуют общие правила гражданско-правовой ответственности. Формы ответственности — возмещение убытков и уплата неустойки.

За преступления в финансово-кредитной сфере закон устанавливает также уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы. Она предусмотрена Уголовным кодексом РФ за совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными незаконным путем (отмывание денег); злостное уклонение от погашения кредитной задолженности; злоупотребления при выпуске ценных бумаг, а также за уклонение гражданина от уплаты налогов, за уклонение от уплаты налогов с организаций и другие преступления в сфере экономической деятельности.

За валютные правонарушения согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным видом наказания за нарушение валютного законодательства является административное наказание. Уголовная же ответственность регулируется ст. 186 «Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг» и 193 «Невозвращение из — за границы средств в иностранной валюте» УК РФ.

Также финансовая ответственность обладает рядом особенностей, которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой именно финансовую ответственность, а не любой другой вид юридической ответственности.

Так, например, финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер. И нормы права, регулирующие финансовую ответственность, сосредоточены в Бюджетном Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и прочих нормативных документах.

Поэтому можно считать, что финансовая ответственность реализуется в особой сфере общественной жизни — сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Еще одной особенностью финансовой ответственности является то, что она устанавливается финансовыми нормами. Как и любая другая норма права, финансово — правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово — правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Нарушение этих правил влечет за собой применение финансовой санкции. Ее особенность заключается в том, что она носит исключительно денежный характер, она воздействует на денежные фонды правонарушителя и не ограничивают личные права и свободы.

Третья особенность заключается в том, что к финансовой ответственности привлекают финансовые органы государства, специально уполномоченные на это. В зависимости от полномочий по привлечению к ответственности за нарушение финансового законодательства государственные органы подразделяются на контролирующие и правоохранительные. К первой группе в области финансового контроля относятся Счетная палата РФ,

Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Во вторую группу входят Федеральная таможенная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что финансовая ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, включающий в себя несколько видов ответственности, которые, в свою очередь, регулируются такими подотраслями финансового права, как бюджетное и налоговое право, а также институтами валютного регулирования, финансово-правового регулирования банковской деятельности и т. д.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145 — ФЗ (ред. от 28.03.2017г.);Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994г. № 51 — ФЗ;
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138 — ФЗ (ред. от 03.07.2016г.);
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195 — ФЗ (ред. от 05.12.2016г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016г.);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ ч.1) 31.07.1998г. № 146 — ФЗ;
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5.08.2000г. № 117 — ФЗ;
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63 — ФЗ (ред. от 22.11.2016г.);
  7. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173 — ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  8. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3 — е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008;
  9. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 320;
  10. Грачева Е. Ю., Хорева Л. Я. Государственный финансовый контроль (курс лекций). М.: Проспект, 2005;
  11. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: 2008;
  12. Мусаткина А. А. Проблемы финансовой ответственности: учебное пособие. — Тольятти: Волжский университет им. В. А. Татищева, 2005;
  13. Саттарова Н. А. Финансово — правовая ответственность: учеб. пособие. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. 2009.

Читайте также: