Проблемы косвенного налогообложения в россии

Опубликовано: 13.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 20.05.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait


«Подведение итогов» — самый популярный жанр начала каждого года. Что было, что произошло, что это значит, как это скажется на нашем будущем?

А вот и мой топ-10 за 2020 год.

Ведь, например, для IT-отрасли, самым главным, без сомнения, стал Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ о налоговом маневре и о дополнительных налоговых льготах для налогоплательщиков, работающих в IT-отрасли.

А вот предприятия газохимии назовут своим наиважнейшим налоговым событием ушедшего 2020 года Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ, который предоставил им отраслевые налоговые льготы.

А может быть кто-то из моих коллег вспомнит и Федеральный закон от 15.20.2020 № 320-ФЗ, согласно которому от НДС освобождена не только продажа активов должников-банкротов, но и вся производимая ими продукция (работы, услуги). И действительно, для НДС это, конечно, одна из важнейших поправок, появившаяся в гл.21 НК РФ в прошлом году. Тем более, что в конце 2019 года этой проблемы был вынужден озаботиться аж сам Конституционный Суд РФ.

Однако из всех многочисленных поправок, новостей и событий есть, на мой взгляд, такие, которые являются наиважнейшими и предопределяющими для нашей будущей налоговой политики в частности и для налоговой системы в целом. А на нашу с вами жизнь и работу эти события повлияют непосредственно.

Но предварительно, несколько штрихов к портрету 2020 года, что от него ожидалось и как это все «воплотилось».

Что ожидалось в 2020 году?

  • Что будет с экспериментом по самозанятыми?
  • Будет ли у нас новая пенсионная реформа?
  • Что будет с неналоговыми платежами?
  • Что будет с новыми дополнительными налоговыми льготами для крупных российских инвесторов?
  • Будет ли сохранен ЕНВД?

Как вы видите, некоторые пункты в 2020 году так или иначе «разрешились», а про другие никто ни разу и не вспомнил, ибо коронавирус резко и беспощадно изменил расстановку приоритетов.

Эпизод № 1. Коллапс системы управления налогами весной 2020 года

После 8 марта у России начались проблемы с коронавирусом и власти попытались отреагировать.

Неслыханное дело, но на моей памяти это первый и, надеюсь, единственный случай, когда законодатель добровольно передал свои законотворческие функции органу исполнительной власти. Сразу же вспомнились далекие времена из 90х, когда указы президента были юридически сильнее законов, принятых парламентом. Мы как будто бы вернулись в прошлое (хорошо, что ненадолго).

Да, речь идет о Федеральном законе от 01.04.2020 № 102-ФЗ, когда в одночасье Правительство из «главного исполнителя», стало «главным законодателем», причем не только в налоговой сфере.

Наверное, на тот момент решение властей было оправданным, т.к. никто не понимал, что происходит, что делать, «куда бежать», поэтому к резким и может быть даже где-то к не совсем адекватным решениям властей можно отнестись с пониманием (кстати, этот закон бы подготовлен и принят Госдумой буквально за 3 дня).

В соответствии с этим законом Правительству делегировались полномочия по оперативному регулированию отношений в сфере налогового контроля, сроков уплаты федеральных и региональных налогов, сдачи налоговой отчетности, взыскания налогов и выставлению требований, отсрочек и рассрочек, применения способов обеспечения обязательств, применения мер налоговой ответственности и т.д.

Уже на следующий день после подписания этого закона Президентом, Правительство принимает Постановление от 02 апреля 2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в котором были перечислены первоочередные меры по изменению налоговой политики государства. Фактически это постановление стало «временным налоговым кодексом эпохи коронавируса», в который вносились постоянные поправки и уточнения.

Вообще, это время с марта по май 2020 года было очень интересным для современного юриста, когда правовое регулирование осуществлялось в большинстве своем не нормативными актами, а телевизионными обращениями Президента РФ, а толкование его указов и речей осуществлялось устами президентского пресс-секретаря.

Да что говорить, в Свердловской области главным источником информации о том «что творится» стал instagram губернатора, в котором он размещал свои указы, пояснения, размышления и ответы на вопросы жителей региона. В одночасье на юристов свалилось множество новых терминов и понятий, «удаленная работа», «самоизоляция», «нерабочие дни с сохранением заработной платы» и т.д. Но таковы были тогдашние реалии, к которым приходилось приспосабливаться.

Кроме базового антиковидного Федерального закона № 102-ФЗ, законодатель стал принимать поправки в НК РФ в качестве реакции на новые вызовы и проблемы.

Так, уже 22 апреля была принята новая порция поправок в НК РФ, в которых законодатель отражал свою реакцию на новую реальность.

  • выплаты медперсоналу, который работает с covid-19;
  • и субсидии субъектам МСП из «пострадавших» отраслей.

Кроме того, по налогу на прибыль в расходах для целей налогообложения стали учитываться затраты на дезинфекцию, на приобретение приборов, оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, на закупку медицинских изделий для диагностики (лечения) covid-19 по перечню, утв. Правительством, а также по их сооружению, изготовление, доставку и доведение (без амортизации).

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ налогоплательщикам было предоставлено право учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения covid-19 безвозмездно переданного медорганизациями органам госвласти.

По таким операциям также было введено освобождение от обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС; необлагаемыми стали доходы по списанным кредитам, полученных на поддержку занятности; от налогов и страховых взносов за II кВ. были освобождены представители МСБ из «пострадавших» отраслей.

Не будем сейчас перечислять все решения и акты властей, отражающие их метания и поиски, однако в скором времени стало понятно, что ничего страшного не происходит. Во всяком случае уже 5 мая, в период, когда вся страна оставалась на «самоизоляции», министр финансов Антон Силуанов заявил в интервью газете «Ведомости» о том, что «кардинально менять налоги не планируется».

Это не было лукавством, налоговая система не поменялась, а вот налоговая политика стала меняться буквально на глазах, от одного президентского обращения к другому.

История косвенного налогообложения

1. Развитие косвенного налогообложения в мире

Считается, что система косвенного на­логообложения наиболее удобна для мобилизации доходов в бюджет, позволяет оперативно и регулярно получать крупные суммы, что в ней заложены возможности воздействия на экономику, т.е. возможности стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направ­лениям, а также возможности регулирования потребления. Вместе с тем система косвенного налогообложения позволяет быстро реаги­ровать на экономические процессы.

До XX в. косвенное налогообложение существовало в виде раз­личных налогов на отдельные предметы потребления. Со временем это перестало приносить достаточно доходов, тем более что техника кос­венного налогообложения не выдерживала конкуренции с налогом на доходы, появившимся в конце XIX в.

Войны начала XX в. требовали компенсации огромных военных расходов государств, и косвенные налоги с политической точки зрения идеально отвечали политическим требованиям военного времени. Косвенные налоги удобны для госу­дарства с политической точки зрения, поскольку они скрыты в цене и население долгое время не замечает постоянного увеличения нало­гового бремени. В то же время для государства невозможно бесконеч­но действовать примитивно, только увеличивая ставку налога или уве­личивая количество аналогичных налогов в налоговой системе.

К началу XX в. наступает кризис в развитии косвенных налогов, по­скольку обложение отдельных товаров приводило к росту числа раз­личных косвенных налогов, неравномерному обложению и каскадно­му эффекту (налог на налог).

Качественно новый этап в развитии косвенного налогообложе­ния начался в начале XX в. и характеризовался следующими особен­ностями.

Во-первых, в это время в мире получает распространение идея свободной торговли. В связи с этим с начала XX в. таможенные по­шлины все чаще рассматриваются не как источник доходов бюджета, а как тарифные меры регулирования международной торговли. Меж­дународные и региональные соглашения но торговым вопросам серь­езно снизили их ставки и сократили область применения. Особый вклад в развитие косвенного налогообложения внесли документы — соглашения по тарифам и торговле и в последующем документы ВТО. В них были заложены принципы ограничения дискриминационной политики в области косвенного налогообложения, а также основные принципы разграничения юрисдикции между государствами.

Во-вторых, новым шагом стало введение и распространение кос­венных налогов с универсальным объектом (универсальных косвен­ных налогов). Сначала в налоговой практике государств появились налоги с оборота, а затем НДС, в котором был устранен каскадный эффект оборотных налогов.

Предложение впервые ввести НДС приписывают Вильгельму фон Сименсу. Прототип НДС, предложенный Сименсом в Германии в 1919 г., назывался облагороженный налог с оборота. В 1921 г. Томас Адаме предложил НДС как замену налогу на доходы корпораций в США. Предложения обоих авторов не возымели большого успеха. Тем не менее к их идеям время от времени возвращались, причем идеи Адамса использовались в англосаксонских странах, в то время как облаго­роженный налог с оборота был признан в Европе. На основе двух мо­делей практически одновременно в штате Мичиган (США) и Европе только в 1953 г. был введен НДС. В Мичигане введены налог на пред­принимателей, прямой налог на предпринимательскую деятельность на основе добавленной стоимости. Во Франции в том же 1953 г. был введен НДС — taxe sur la valeur ajoutee. Практика государств по нало­гообложению не сразу восприняла модель НДС, и промежуточным этапом практически во всех европейских государствах были различ­ные налоги с оборота.

Переход к универсальным косвенным налогам начался в Нидер­ландах с введением в 1934 г. одноступенчатого налога на производите­ля. Налог взимался с помощью марок, которые должны были прила­гаться к счету. Обычная ставка налога составляла 4%, дополнительная ставка на предметы роскоши — 10%. Материалы и товары для перепродажи, за исключением производственного оборудования, при­обретались без уплаты налога при наличии лицензии. Данный одно­ступенчатый налог был принят вместо отклоненного парламентом многоступенчатого 1%-ного налога с оборота по бельгийской модели. Многоступенчатый налог появился в Нидерландах только в 1940 г. после завоевания страны Германией. Многоступенчатый налог 1940 г. повторял немецкий налоге оборота, существовавший в Германии с 1934 г.

В многовеко­вой истории налогового права НДС — сравнительно новый вид косвенного налогообложения. Он действует почти в 90 странах, кроме США, среди них практически все — промышленно развитые. Но и здесь в те­чение последнего времени ведутся дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 1980-х — на­чале 1990-х гг. он был установлен в государствах Восточной Европы, таких как Болгария, Венгрия, Чехия, а также в некоторых стра­нах СНГ, например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии.

Схема обложения НДС изобретена в 1954 г. фран­цузским экономистом Морисом Лоре. Он описал метод действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающи­еся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.

А в начале 1960-х гг., после создания Европейского общего рын­ка, принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участ­никах. Так, 1957 г. в Риме, после подписания договора о создании Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС) страны-участницы должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1977 г. директива Совета ЕЭС провозгла­сила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1982 г.

Тенденцией для всех стран, вводивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45% всех налоговых поступле­ний в бюджет, в Великобритании и Германии — 50%.

date image
2020-01-14 views image
70

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Наиболее острой проблемой косвенного налогообложения в Российской Федерации является определение целесообразности применения НДС. Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. Предлагается заменить НДС на налог с продаж или оборота.

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 г. и более 16 лет является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес – сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 %, а предел для налога с продаж (НСП) был установлен в 5 %. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 % начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Тем не менее, различия между НДС и НСП невелики и похожи друг на друга как близнецы-братья. Неудивительно, что существование в стране одного из них, как правило, автоматически означало отмену второго. По сложившейся практике и НДС, и налог с продаж рассчитываются в зависимости от стоимости товара или услуги. Если кратко резюмировать отличия, то НДС можно назвать налогом, собираемым с оборота, а НСП - с потребления. Он платится не потому, что за товар назначена некая цена, а за право этот товар употребить в домашнем хозяйстве. То есть собирается он только при передаче товара конечному потребителю для его личных нужд, а не для нужд бизнеса. Если предприниматель купил товар для перепродажи, налог с продаж он не платит. НДС же взимается при каждой сделке. В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления", - говорится в докладе Центра исследования проблем налогообложения Финансовой академии при правительстве РФ.

Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики в части предложения об отмене налога на добавленную стоимость и введении налога с оборота письмом от 16 сентября 2008 г. N 03-07-14/46 высказал нецелесообразность отмены НДС. В частности, Департамент утверждает, что в условиях действия рыночной экономики НДС фактически не оказывает принципиального влияния на уровень цен (тарифов) на товары (работы, услуги), поскольку их уровень зависит от величины спроса и предложения. Дополнительным преимуществом НДС является возможность установления конкурентоспособных цен на российские товары, реализуемые на внешнем рынке, поскольку при экспорте товаров в их стоимость не включается НДС.

В то же время взимание НДС при ввозе импортных товаров в Российскую Федерацию способствует конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых на территории Российской Федерации. В связи с этим замена НДС налогом с оборота, то есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений.




Однако, существуют и другие точки зрения, согласно которым НДС мешает развиваться малому бизнесу, покрывая, в то же время, крупных неплательщиков: 1)нагрузка на высокоэффективный бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости; 2)сумма налога слишком сильно может варьироваться вне зависимости от экономических результатов работы предприятия; 3) обложение авансов делает невыгодными крупные «интеллектуальные» проекты, в которых участвуют несколько партнеров; 4) все предприятия являются заложниками своих поставщиков; 5) честные налогоплательщики всегда и сильно проигрывают нечестным в конкурентной борьбе; 6) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия (даже получив убыток, предприятие может иметь значительную сумму налога к уплате); 7) налог требует значительных усилий по его учету и исчислению; 8) сравнительная легкость искажения деклараций; 9) реимпорт, который оформляется для возврата при экспорте. Безусловно, в Европе существует подобная практика, но только потому, что страны ЕС специализируются на экспорте машиностроения. Машиностроение, образно говоря – это гигантская добавленная стоимость, и европейцы стимулируют продажу продукции за рубеж, чтобы европейское машиностроение имело большой экспортный потенциал. Мы скопировали подход Европы, но у нас эта система работает принципиально иным образом, потому, что у нас другая структура экспорта, основанная, прежде всего, на следующих товарах – 1) энергоресурсы, где запредельная рентабельность и эффективность (при этом государство постоянно придумывает механизмы «откачки» денег с экспорта энергоресурсов, но само же экспорт этот льготирует: энергоресурсы вывозятся, а НДС возвращается); 2) черные и цветные металлы.

Если говорить о введении нового налога с оборота: налоги с оборота, по возможности, были исключены из налоговой системы РФ несколько лет назад. Остался НДС, однако есть ряд причин, почему от него сейчас отказаться сложно. НДС - это основной бюджетообразующий налог, легкособираемый, а также он имеет сквозную федеральную структуру. В общем, это ключевой налог для федерального бюджета. Введение нового налога с оборота, это мера, своего рода, дополняющая НДС. То есть, его можно и не вводить, при этом просто увеличив НДС. И в том и в другом случае увеличится налоговая нагрузка на бизнес. В условиях экономического кризиса и снижения ВВП (по прогнозам, в 2009 г. ожидается снижение на 4 – 8 %), введение налога с оборота - это просто убийство для бизнеса, потому как любое увеличение налоговой нагрузки ухудшает условия работы предприятий, находящихся и так не в самом лучшем положении.

Кроме того, любые изменения налоговой системы, опять же, увеличивают неопределенность. Нельзя постоянно снижать одни налоги, увеличивать другие и вводить третьи. При всем искушении повысить налоги, особенно те, за счет которых наполняются внебюджетные фонды, чтобы закрыть бюджетные разрывы, в условиях кризиса ничего изменять не нужно.

Налоговая система Российской Федерации претерпевает постоянные изменения: в период с 2001 – 2007 гг. были упразднены 14 местных и региональных налогов. Мы считаем, что одной из главных проблем, существующих на современном этапе развития косвенного налогообложения, является возможность юридических лиц уклоняться от уплаты НДС. На лицо необходимость корректировки законодательства о налогах и сборах, формирования нормативной базы, так как косвенные налоги являются одним из основных источников доходов федерального бюджета.

2 Анализ поступлений косвенных налогов (на примере УФНС по РМ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Косвенное налогообложение в российской налоговой системе…. 6
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их функции………6
1.2 Место и роль косвенных налогов в налоговой системе Российской Федерации………………………………………………………………………15
Глава 2. Методические аспекты косвенного налогообложения…………….18
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации………………………………………………………………………18
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации……………..24
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации…….27
Глава 3. Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………….38

Прикрепленные файлы: 1 файл

косвенные налоги.docx

1) НДС имеет более широкую базу обложения,

2) НДС позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли через принципы территориальности, т. е. позволяет выровнять либо цены потребителей, либо цены производителей;

3) взимание НДС по наиболее распространенному в мире методу — методу начислений с использованием счетов-фактур — легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, т.к. подобная система обеспечивает распределение общего объема налоговых обязательств для каждого товара (услуги) между несколькими плательщиками - участниками производственно-коммерческого цикла;

4) применение НДС позволяет сделать налоги на потребление нейтральными по отношению к ценам, эффективности производства и потребления, потребительскому выбору.

Итак, исходя из характеристик отдельных налогов, можно выделить общие черты, присущие всем косвенным налогам:

1) это налоги на потребление, имеющие регрессивный характер;

2) налог прямо не связан с доходом или имуществом налогоплательщика;

3) сумма налога включается в цену товара, носит скрытый характер для потребителя, оплачивающего товар и налог;

4) стабильный и продуктивный источник дохода бюджета - при росте потребления доходы увеличиваются без изменения ставок;

5) широкая база налогообложения;

6) с их помощью можно регулировать потребление как в целом, так и отдельных товаров.

В качестве недостатков всех рассмотренных косвенных налогов можно выделить, во-первых, обратную пропорциональность платежеспособности потребителей (регрессивный характер), приводящую к нарушению принципа справедливости налогообложения, во-вторых, повышенные затраты при администрировании, в-третьих, вмешательство косвенных налогов в механизм рыночного ценообразования, способствующее росту темпов инфляции. Несмотря на минусы косвенных налогов, высокая доходность в любых экономических условиях в дополнении с возможностью наряду с прямыми налогами воздействовать на экономические процессы обеспечивает им значительное место в налоговых системах различных стран. К тому же необходимость существования косвенного обложения в качестве составного элемента налоговой системы любого государства демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.

1.2 Место и роль косвенных налогов в налоговой системе Российской Федерации

Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года, когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991 г. Предшественником косвенных налогов до начала экономических реформ в России являлся налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная часть бюджета СССР. Налог с оборота возник при проведении налоговой реформы 30-х годов и действовал в условиях регулирования цен, производства, распределения и доходов граждан. Налог с оборота не носил всеобщего характера, не имел единой ставки. Этим поддерживался искусственно низкий уровень цен на некоторые виды продукции. Главным методом его взимания был метод разницы цен, при котором сумма налога рассчитывается вычитанием из оптовых цен промышленности оптовых цен предприятия. Такая система обеспечивала потребности планового хозяйства и являлась органичным элементом плановой экономики.

Налог с оборота в СССР не был налогом в строгом смысле этого слова. Он являлся составной частью общего механизма перераспределения финансов в экономике и взимался на стадии розничных продаж с тех видов товаров, розничные цены на которые превышали оптовые. В обратной ситуации, когда оптовые цены были выше розничных, возникал отрицательный налог (субсидия). Ставки налога с оборота могли устанавливаться в процентах к облагаемому обороту или в твердых суммах с единицы товара. В 1992 году вступили в действие законы: № 1992-1 от 6 декабря 1992 года «О налоге на добавленную стоимость», № 1993-1 «Об акцизах», №2118-1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской федерации» 26 марта 1991 года был принят закон №2054-1 «О Таможенном тарифе». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течение всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д. За годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС и акцизы. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения.

Регулирующая функция НДС в современных условиях российской экономики может проявляться в следующих случаях:

1) поддержка экономического роста путем снижения ставки. Данная мера будет иметь классические последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики в условиях параллельного осуществления ряда мероприятий денежно-кредитной политики, устранения административных барьеров, создание подлинно рыночной инфраструктуры.

2) создание равных налоговых условий для импортеров и отечественных производителей путем использования принципа территориальности при взимании НДС в отношении всех торговых партнеров РФ, в том числе и стран СНГ.

3) частичное устранение регрессивного характера НДС и снижение налогового бремени путем использования пониженной ставки в отношении социально- значимых товаров.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что косвенные налоги, занимая в доходах консолидированного бюджета около 50%, по разному реализуют свою фискальную и регулирующую функцию в зависимости от вида налога. Поэтому каждый косвенный налог, подчиняясь общим тенденциям развития косвенного налогообложения, имеет присущие только ему проблемы исчисления, уплаты и администрирования.

Глава 2. Методические аспекты косвенного налогообложения

2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации

Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года. В 1992 году вступили в действие законы: № 1992-1 от 6 декабря 1992 года «О налоге на добавленную стоимость», № 1993-1 «Об акцизах», №2118-1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской федерации». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течение всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д.

Рассмотрим характеристику основных элементов налога на добавленную стоимость и акцизов.

В настоящее время налог на додавленную стоимость (НДС) - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимается путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Правовые нормы применения НДС изложены в главе 21 Налогового кодекса РФ.

Субъектами налогообложения, т.е. плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 146 статьи:

    • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
    • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не подлежат налогообложению следующие операции:

    • реализация на территории РФ товаров медицинского назначения по перечню Правительства РФ;
    • медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и врачами, занимающиеся частной медицинской практикой за исключением косметических услуг, ветеринарных услуг и санитарно-эпидемиологических;
    • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, секциях, кружках и студиях;
    • услуги в сфере образования;
    • ритуальные услуги;
    • услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства;
    • ремонтно-реставрационные работы при реставрации памятников истории и культуры;
    • услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, за исключением такси, а также услуги по перевозке пассажиров железнодорожном и автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

Налоговая база по НДС определяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в порядке, который представлен в таблице 1.

Таблица 1- порядок определения налоговой базы по НДС

Читайте также: