Проблема отрицательного внешнего эффекта может быть решена путем введения налога на потребителя

Опубликовано: 03.05.2024


Внешние эффекты в экономике – это влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Это интереснейший раздел, который не только изучает новые форматы взаимоотношений предприятий и потребителей, но и регулирует проблемы, возникающие на почве недостатка общественных благ и ресурсов.

С чего все началось

Все дело в том, что люди используют одни и те же ресурсы: мир и землю нельзя разделить на участки частного пространства. Действия одного человека могут нанести урон другому человеку без присутствия каких-либо злых умыслов. Если говорить на языке экономистов, то позитивный фактор в виде потребления или производства одного может привести к негативному воздействию на потребление или производство другого.

Вот такие воздействия являются причинами рыночных провалов. Называются они внешними эффектами, или экстерналиями.

Определение внешних эффектов и их виды

Формулировок внешних эффектов много. Самая короткая и внятная из них звучит следующим образом: внешние эффекты в экономике – это выгоды или потери от рыночных сделок, которые не были учтены и в итоге не отразились в цене. Чаще всего такие вещи наблюдаются при потреблении или производстве благ.

Блага – это все, что приносит пользу и доставляет удовольствие человеку. Если же иметь в виду экономические блага, то это желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

Положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике различаются по природе воздействия на субъект: отрицательные эффекты ведут к уменьшению полезности какого-либо потребителя или продукции какой-либо фирмы. Положительные, наоборот, к повышению полезности.

Классификации видов внешних эффектов в экономике определяется по нескольким критериям, одна из них - по типу влияния на субъект:

  • технологические (как следствие экономической деятельности, не подпадающей под рыночные процессы);
  • денежные (выражаются в изменениях стоимости факторов производства).

Эффекты по уровню влияния на субъект:

  • предельные;
  • интра-маржинальные.

По способу трансформации или устранения:

Четыре направления действий внешних эффектов

1. Производство – производство

Пример отрицательного эффекта: крупное химическое производство спускает в реку отходы. Завод по производству бутилированного пива, расположенный ниже по течению, подал иск в суд из-за наносимого ущерба в технологии обработки пивоваренного оборудования.

Положительный эффект – взаимная польза от расположенных по соседству пчелиной пасеки и фруктового хозяйства (прямая связь между количеством собранного меда и числа фруктовых деревьев).

2. Производство – потребитель

Отрицательный пример: вредные выбросы в атмосферу из труб местного завода снижают качество жизни городских жителей. И при этой же расстановке сил положительный эффект: ремонт железнодорожных подъездных путей и подземного перехода от вокзала к заводскому проезду принесли жителям соседних районов пользу в виде удобного передвижения и чистоты в городе.

положительные внешние эффекты в экономике

3. Потребитель – производство

Отрицательное воздействие: многочисленные семейные пикники наносят огромный вред лесным хозяйствам из-за возгорания лесных пожаров. Положительный эффект: появление волонтерских организаций по сохранению чистоты во внешней среде привело к систематическим уборкам и чистоте в городских парках.

4. Потребитель – потребитель

Отрицательный эффект: классические разборки соседей из-за громкой музыки у одного из них поздними вечерами. Качество жизни остальных «слушателей» резко снижается. Позитивное воздействие: любительница цветов каждую весну разбивает цветник под окнами многоэтажного дома. Для соседей – сплошные положительные эмоции визуального происхождения.

положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике

Положительные внешние эффекты в экономике

Разберемся с «увеличением полезности», которое выражается в приросте и расценивается как внешняя выгода какого-либо вида деятельности.

Крупное предприятие, построившее по своим производственным нуждам подъездные дороги и магистрали высокого качества в черте города, принесло пользу жителям этого города: они также пользуются этими дорогами.

Еще одним примером положительных внешних эффектов в экономике может служить довольно распространенная ситуация с реставрацией исторических зданий в городе. С точки зрения большинства горожан, это наслаждение красотой и архитектурной гармонией, что является абсолютно положительным фактором. С точки зрения владельцев таких старых зданий, процесс реставрации принесет лишь серьезные затраты и никакой выгоды. В таких ситуациях часто с инициативой выступают городские власти, предоставляя налоговые льготы или иную поддержку владельцам ветхих зданий либо, наоборот, устанавливая препятствия для их сноса.

виды внешних эффектов в экономике

Отрицательные внешние эффекты в экономике

К сожалению, отрицательное воздействие встречается в реальной жизни чаще. Если деятельность одного субъекта негативно сказывается на деятельности другого, это внешний эффект в экономике с отрицательным эффектом. Многочисленными примерами являются случаи загрязнения внешней среды промышленными предприятиями – от дисперсных частиц в воздухе до загрязненной воды в реках и океанах.

В мире проводится огромное число судебных заседаний по поводу роста заболеваемости людей из-за снижения качества воды, грязного воздуха или химического засорения почвы. Очистное оборудование, равно как и все другие действия по минимизации загрязнений любого вида, стоят дорого. Это серьезные расходы для производителей.

отрицательные внешние эффекты в экономике

Примером отрицательных внешних эффектов в экономике может послужить кейс с бумажной фабрикой, которая по технологии производства использует чистую воду в соседней реке. Фабрика эту воду не покупает и ничего не платит за нее. Но она лишает возможности других потребителей пользоваться речной водой – рыбаков и купальщиков. Чистая вода стала ограниченным ресурсом. Фабрика никак не учитывает внешние затраты, она действует в парето-неэффективном формате.

Теорема Коуза: проблему решить можно

Рональд Коуз – Нобелевский лауреат в сфере экономики, автор знаменитой теоремы под собственным именем.

Рональд Коуз

Смысл теоремы заключается в следующем: частные и общественные издержки всегда равны, вне зависимости от распределения прав собственности между экономическими субъектами. Согласно исследованиям Коуза и главным тезисам его теории, проблему внешних эффектов можно решить. Способ решения – расширение или формирование дополнительных прав собственности. Речь идет о приватизации ресурсов и обмене правами собственности на эти ресурсы. Тогда внешние эффекты превратятся во внутренние. А уж внутренние коллизии легко решаются посредством переговоров.

Легче всего понять теорему на реальных примерах, которых на сегодняшний день множество.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Теорема Коуза раскрывает два способа регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике:

  1. Корректирующие налоги и субсидии.
  2. Приватизация ресурсов.

Корректирующий налог – это налог на выпуск благ с отрицательным внешним воздействием для повышения предельных частных издержек до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия выдается в случаях положительного внешнего эффекта. Цель ее – также максимальное приближение предельных частных выгод к предельно общественным.

И налоги, и субсидии имеют целью перераспределение ресурсов для повышения их эффективности.

Приватизация ресурсов

Это второй подход от Рональда Коуза, который заключается в приватизации ресурсов в виде обмена правами собственности на них. В этом случае внешние эффекты изменят статус и модифицируются во внутренние, которые решить намного проще.

Есть еще один способ решения проблем внешних эффектов: уговорить покрыть все затраты того, кто является источником внешнего эффекта. Если такое удастся, производитель внешних затрат начнет оптимизировать баланс выгод и затрат, а такая ситуация носит название парето-эффективности.

Если оплата полученного положительного эффекта невозможна или нецелесообразна, то это благо превращается в общественное - меняется право собственности. Оно становится чисто общественным благом с двумя свойствами:

  • «Неизбирательность»: потребление блага одним субъектом не исключает его же потребления другими субъектами. Пример – регулировщик ГИБДД, чьими услугами пользуются водители всех автомобилей, проезжающих мимо.

внешние эффекты институциональная экономика

  • «Неисключаемость»: если люди отказываются платить, нельзя запретить им пользоваться общественным благом. Пример – система обороны государства, обладающая сразу двумя вышеизложенными свойствами.

Примеры из жизни

  • Выхлопы от двигателей автомобилей – это внешние эффекты в экономике с отрицательным воздействием в виде отравленного воздуха, которым дышат многие миллионы людей. Вмешательство государства заключается в попытке уменьшить число автомобилей посредством введения налога на бензин и жестких нормативов к автомобильным выхлопам.
  • Отличным примером положительного внешнего эффекта является развитие новых технологий, а вместе с ними появления целого пласта новых знаний, которыми пользуется общество. Никто за эти знания не платит. Авторы и изобретатели новых технологий не могут получить средства от выгоды, которую получает все общество. Объем ресурсов для исследований снижается. Государство решает эту проблему в виде оплаты патентов ученым, перераспределяя, таким образом, право собственности на ресурсы.

влияние внешних эффектов на экономику

Интернализация внешних эффектов: жениться на соседке

Выше уже упоминалось о превращении внешних эффектов во внутренние. Этот процесс называется интернализацией. А самым популярным способом является объединение субъектов, связанных с внешним эффектом, в объединенное общее лицо.

К примеру, вы смертельно надоели соседке со своей громкой музыкой с низкими частотами поздними вечерами. Но если вы женитесь на этой соседке и объединитесь в одно лицо, снижение полезности данного эффекта будет восприниматься единой семьей как общее снижение полезности эффекта.

А если упомянутые выше химическое производство и пивоваренная компания объединятся под зонтиком общего собственника, внешний эффект в виде загрязнения воды исчезает, потому что издержки от сокращения выпуска пива теперь будут покрываться этой же фирмой. Так что загрязнение воды теперь будет по возможности минимизироваться.

Заключение

Внешний эффект в экономике, или экстерналия, — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Внешние эффекты и институциональная экономика (новый и чрезвычайно перспективный раздел экономической науки) составляют отличный тандем для изучения и реализации самых передовых социальных и экономических технологий для повышения благосостояния граждан.

Продуманная, точная и научно обоснованная экономическая политика в отношении общественных благ и прав собственности на ресурсы – это будущая модель взаимоотношений государства, собственников и граждан. Влияние внешних эффектов на экономику возрастает в силу возрастания ограниченности ресурсов. Так что равновесие и соблюдение интересов всех сторон - реальная и оптимальная возможность существования современного социального общества.

В предыдущем параграфе было рассмотрено экономическое содержание проблемы внешних эффектов и их интернализации. Здесь будет представлена формальная модель производственных экстерналий, а затем мы проанализируем некоторые способы решения проблемы внешних эффектов.

Модель интернализации внешнего эффекта путём объединения предприятий.

Предположим, что по соседству друг с другом находятся два предприятия. Одно из них ловит и коптит рыбу, а другое занимается пчеловодством. Сопутствующим продуктом копчения рыбы является дым, который загрязняет атмосферу и отрицательно сказывается на количестве собираемого мёда. Чем больше копчёной рыбы производит первое предприятие, тем больше дыма выбрасывается в атмосферу и тем меньше мёда собирает второе предприятие. Следовательно, первое предприятие никак не зависит от второго, а второе испытывает отрицательный внешний эффект вследствие деятельности первого.

Пигувианские налоги и интернализация отрицательного внешнего эффекта.

На практике не существует рыночного механизма, который стимулировал бы производителей отрицательных внешних эффектов учитывать вызываемые ими потери других производителей или потребителей в процессе принятия решений. Аналогично, производители положительных внешних эффектов не имеют ни малейшего шанса на получение компенсации от тех, кто получает дополнительную выгоду. Механизм совершенно конкурентного рынка обеспечивает перепроизводство отрицательных внешних эффектов и недопроизводство положительных. Несовершенство рыночного механизма вызывает необходимость поиска путей их преодоления, прежде всего, за счёт вмешательства государства.

Одним из возможных способов вмешательства государства является введение специальных корректирующих налогов, которые стимулировали бы производителей или потребителей интернализировать внешние эффекты. По имени автора – экономиста А.Пигу, впервые предложившего такой механизм, – подобные налоги получили название пигувианских.

Основная идея налогообложения состоит в том, чтобы производители отрицательных внешних эффектов платили налог в размере разницы между предельными общественными и предельными частными издержками за каждую производимую ими единицу продукции. Тем самым, выбирая уровень выпуска, производитель будет принимать во внимание не внутренние предельные издержки, а предельные общественные издержки, и его решение будет оптимальным с точки зрения общества.

Вернёмся к примеру с двумя предприятиями, производящими копчёную рыбу и мёд. Предположим, что государство вводит налог на единицу продукции, производимой первым предприятием, в размере:

Таким образом, использование пигувианских налогов приводит к такому же результату, как и интернализация внешнего эффекта путём объединения предприятий, обеспечивая экономическую эффективность.

Реализация механизма налогообложения Пигу сталкивается на практике с проблемой определения «правильной» величины налоговой ставки. Для того, чтобы точно определить размер внешних предельных издержек необходимо либо иметь информацию о производственных возможностях и функциях издержек производителей, либо запрашивать информацию у «пострадавших» о величине их потерь. И в том, и в другом случае велика вероятность целенаправленного искажения информации: завышение величины потерь со стороны «пострадавших» и занижение величины собственных предельных издержек со стороны производителей внешнего эффекта.

Решение проблемы внешних эффектов на практике.

В реальной жизни государство пытается нейтрализовать отрицательные внешние либо путём введения платы за выбросы, либо путём установления стандартов на выбросы. Плата за выбросы – это отчисления, взимаемые государством с фирмы за каждую единицу объёма вредных выбросов. По своей сути такие платежи являются прямым корректирующим налогом на выбросы. Они, например, с успехом используются в Германии, где Управление по контролю за загрязнением окружающей среды ввело платежи за сброс отходов промышленных фирм в бассейн реки Рур. Плата варьируется в зависимости от вида сбрасываемых отходов и объёма выбросов. Такого рода корректирующий налог рассматривается фирмами как увеличение их собственных предельных издержек, т.е. увеличение прироста общих издержек на производство каждой дополнительной единицы продукции. Это повышение частных предельных издержек равносильно тому, что государство, вводя плату за выбросы, как бы заставляет предприятия оплачивать из своего кармана внешние издержки, т.е. издержки, которые несут лица, страдающие от деятельности данных предприятий.

Собранная таким образом и аккумулированная в государственных фондах денежная сумма может быть затем использована для финансирования государством природоохранных мероприятий, в том числе и мероприятий по очистке водоёмов.

Использование механизма платежей за выбросы в Германии позволило значительно уменьшить промышленное загрязнение бассейна реки Рур. Чистота воды в этой реке намного выше, чем в реках аналогичных промышленных районов в других странах.

Государство может установить в законодательном порядке определённые стандарты на выбросы, т.е. определённые пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такой способ государственного контроля за загрязнением окружающей среды используется, например, в США. Если предприятие превышает предельную норму концентрации вредных веществ в промышленных отходах, его могут подвергнуть крупному денежному штрафу, а управляющих данного предприятия – уголовному наказанию. Идея здесь заключается в том, что предприятию для соблюдения установленного стандарта на выбросы обычно необходимо создавать специальные очистительные сооружения, а это требует больших финансовых затрат.

Без вмешательства государства предприятия, работающие в условиях рынка и поэтому ориентированные на минимизацию издержек, не стали бы тратить деньги на установку дорогостоящих очистительных сооружений, и поэтому их издержки оказывались бы относительно низкими. Необходимость соблюдения стандартов на выбросы приводит к увеличению издержек предприятий и тем самым к интернализации отрицательных внешних эффектов.

Общественные блага

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

- общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

- индивидуальные (частные блага),отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Дата добавления: 2016-01-29 ; просмотров: 978 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Микроэкономическая теория определяет рыночный механизм как наиболее эффективный способ распределения ресурсов. В действительности такая эффективность достигается не всегда. Одной из причин неэффективности распределения ресурсов посредством механизма рынка является наличие внешних эффектов.

14.1. Понятие и виды внешних эффектов

Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).

Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.

Внешние эффекты - это воздействие на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках в виде расходов или выгод, не отраженное в рыночных ценах.

Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).

Частные издержки ( PC - private costs) - издержки участников рыночной сделки.

Внешние издержки ( EC - external costs) - издержки третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественные издержки ( SC - social costs) - общие издержки участвующих в сделке и третьих лиц (рис. 14.1):

Рис. 14.1. Частные, внешние и общественные издержки

Рис. 14.1. Частные, внешние и общественные издержки

Предельные частные, внешние и общественные издержки - дополнительные издержки в результате увеличения производства (\Delta Q) (рис. 14.2).

Предельные частные издержки (marginal private costs)

Предельными внешними (marginal external costs)

Предельными общественными издержками (marginal social costs)

Рис. 14.2. Предельные частные, внешние и общественные издержки

Рис. 14.2. Предельные частные, внешние и общественные издержки

Частная выгода ( PB - private benefit) - выгода потребителя от рыночной сделки.

Внешняя выгода ( EB - external benefit) - выгода третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественная выгода ( SB - social benefit) - совокупная выгода участвующих в сделке и третьих лиц, не участвующих в сделке:

Рис. 14.3. Общие частные, внешние и общественные выгоды

Рис. 14.3. Общие частные, внешние и общественные выгоды

Предельная частная, внешняя и общественная выгода - дополнительная выгода, вызванная увеличением производства (\Delta Q) (рис. 14.4).

Предельная частная выгода (marginal private benefit):

Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):

Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)

Рис. 14.4. Предельные частные, предельные внешние и предельные общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные частные, предельные внешние и предельные общественные выгоды

14.2. Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия

В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные внешние эффекты

В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.

Отрицательный внешний эффект (negative externality) - это издержки третьих лиц, не входящие в цену произведённого блага, возникающие в процессе его использования.

Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.

Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.

Допустим, выпускается продукции при цене . Точка C - точка рыночного равновесия, где спрос (MSB) равен предложению (MPC) (рис. 14.5):

Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):

Рис. 14.5. Последствия, вызываемые отрицательным внешним эффектом

Рис. 14.5. Последствия, вызываемые отрицательным внешним эффектом

При объёме выпуска совокупные внешние издержки равны ( - ) \cdot - площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.

Площадь треугольника BAC - иллюстрация потери эффективности (MPC MSB - предельные общественные выгоды; МРВ - предельные частные выгоды; МЕВ - предельные внешние выгоды.

Пример положительного внешнего эффекта - вакцинация населения. От вакцинации получают выгоду в первую очередь те, кто не сделал прививку.

Рис. 14.6. Последствия, вызываемые положительным внешним эффектом

Рис. 14.6. Последствия, вызываемые положительным внешним эффектом

На рис. 14.6 рыночное равновесие - в точке Е , где предложение (MPC = MSC) равно спросу (MPB) :

Равновесный объём производства - , цена - .

Эффективное равновесие - в точке D , в которой эффективность больше (>) .

В результате положительного внешнего эффекта цена больше оптимальной, а спрос меньше оптимального. Потери эффективности: ( - ) \cdot - площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 14.6.

Позиционные внешние издержки

Позиционные внешние издержки возникают при соревновательной деятельности. Поэтому в случае достижений в деятельности одного участника рынка издержки другого повышаются, а выгоды уменьшаются.

При этом предельные общественные издержки больше общественных предельных выгод, что влечёт за собой дополнительное использование факторов производства.

Такие внешние эффекты, возникающие в результате соревновательной деятельности и влекущие неоправданные затраты, называются позиционными.

14.3. Причина возникновения внешних эффектов

Одни и те же факторы производства и блага могут быть использованы по-разному. Внешние эффекты возникают из-за конкуренции в использовании благ и ресурсов. Причиной конкуренции становится отсутствие установленных прав собственности, в результате чего факторы производства используются бесплатно. Если установить права собственности, то произошло бы увеличение частных издержек до уровня предельных общественных (MSC) .

В случае положительного внешнего эффекта узаконенные права собственности привели бы к равенству MPB = MSB .

Таким образом, причина внешних эффектов - отсутствие прав собственности на факторы производства.

14.4. Регулирование внешних эффектов

Такие негативные последствия внешних эффектов как перепроизводство в случае отрицательных воздействий и недопроизводство в случае положительных можно преодолеть, трансформируя внешние воздействия во внутренние.

Английский экономист А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги в случае отрицательных внешних эффектов и корректирующие субсидии в случае положительных внешних эффектов.

Цель - приблизить предельные частные выгоды и издержки к предельным общественным.

Корректирующий налог

Корректирующий налог - налог, который повышает предельные частные издержки (MPC) до предельных общественных (MSC) в случае выпуска продукции с отрицательным внешним эффектом.

На рис. 14.7 корректирующий налог T = MEC , сдвигая линию предложения вверх (от S до S_1 ), сделал бы равновесие эффективным, при котором MSB = MSC .

Рис. 14.7. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта

Рис. 14.7. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта

При этом происходит уменьшение производства до и потерь эффективности (в размере площади треугольника ABC ). Теперь потери составят ( - ) \cdot .

Корректирующий налог заставит фирмы устранять или сокращать отрицательное внешнее воздействие.

Корректирующая субсидия

Корректирующая субсидия - это субсидия участникам рыночной сделки на производство продукции с положительным внешним эффектом, которая приближает предельные частные выгоды (MPB) к предельным общественным выгодам (MSB) .

Корректирующие субсидии могут увеличивать спрос потребителей. Пример: стипендии, социальные выплаты и т.д.

Если проводится бесплатная вакцинация, субсидия (S = MEB) повышает спрос на услугу до уровня MSB = MSC (рис. 14.8, а).

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения, тогда происходит сдвиг кривой предложения ( S до SC ) и уменьшаются предельные издержки (рис. 14.8, б). Размер субсидии больше снижения цены. Пример такого регулирования: субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Рис. 14.8. Регулирование положительных эффектов посредством

Рис. 14.8. Регулирование положительных эффектов посредством: а - стимулирования спроса; б - стимулирования предложения

14.5. Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера: эффективное распределение прав собственности независимо от их первоначального распределения будет тогда, когда транзакционные издержки будут равны нулю.

При данных условиях частные и общественные издержки будут равны, ценность производства вырастет, а права собственности на факторы производства будут устранять внешние эффекты.

Однако при наличии транзакционных издержек выгоды от сделки могут быть меньше, чем стоимость получения информации и ведения переговоров.

Р. Коуз приводил пример земледельца, который обрабатывает землю и выращивает на ней пшеницу, и скотовода, скот которого может вытоптать угодья.

Частные издержки скотовода меньше общественных при условии, что он не несёт ответственности за вытоптанные земли. Р. Коуз говорит в данном случае о том, что вмешательства государства в данном случае не требуется, поскольку земледелец и скотовод могут сами решить проблему.

Если скотовод увеличит поголовье скота, он ухудшит положение землевладельца, у которого может быть уничтожена из-за этого часть урожая. Он может потребовать компенсацию у скотовода, который откажется от дополнительного поголовья и производство останется на прежнем уровне.

В другом случае скотовод не несёт ответственности за вытоптанные угодья. Тогда земледелец предложит скотоводу средства за отказ от дополнительного скота, при этом у них будет выгода, а производство останется на прежнем уровне.

В любом случае при распределении прав собственности производство остается на прежнем уровне, а права будут у земледельца.

Р. Коуз в теореме говорит о том, что внешние издержки могут возникнуть лишь тогда, когда права собственности не определены.

Если права распределены, внешние эффекты будут интернализированы во внутренние.

Р. Коуз не считал внешние эффекты «провалом рынка», так как он считал, что их можно легко преодолеть, если создать чёткие права собственности. Он считал, что с этой проблемой не справляется государство в случае неопределённости прав.

Транзакционные издержки должны равняться нулю, в противном случае распределение прав собственности влияет на производство и его эффективность.

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера указывает, что в случае внешних эффектов вмешательства в экономику не требуется, поскольку у государства будут транзакционные издержки, которые экономически неоправданны.

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера применяется для двух-трёх участников сделки.

Заслуга Р. Коуза в том, что его работы стали основой новых направлений экономической теории, в частности, неоинституционального и других.

14.6. Методы уменьшения вредных выбросов

Для определения эффективного уровня вредных выбросов необходимо найти баланс между предельными общественными выгодами (MSB) и предельными общественными издержками (MSC) (рис. 14.9).

Рис. 14.9. Определение эффективного уровня вредных выбросов

Рис. 14.9. Определение эффективного уровня вредных выбросов

Есть три метода уменьшения вредных выбросов:

  1. законодательное установление норм концентрации выбросов;
  2. введение штрафов за единицу выбросов;
  3. продажа лицензий на допустимое количество выбросов с аукционов.

Например, если государство ставит целью уменьшить выбросы с 1800 до 1300 кг, оно продаст на аукционе 1300 лицензий (каждая на выброс 1 кг отходов).

Рис. 14.10. График выбросов отходов

Рис. 14.10. График выбросов отходов

Предложение лицензий абсолютно неэластично. Равновесие будет в точке А (рис. 14.10). Одна лицензия на выброс 1 кг отходов стоит 150 тыс. руб. Партия «зелёных» может выкупить, например, 1300 - 1100 = 200 лицензий, тогда цена лицензии будет 200 тыс. руб.

Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.

Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки. Эти эффекты ничего не стоят тому, кто ими пользуется. Но получаемый ими выигрыш или, напротив, проигрыш несомненны.

Положительные экстерналии

Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Таким образом, предельные частные издержки, равные кстати предельным издержкам общества, снижаются, что, для достижения рыночной эффективности, вызывало бы снижение цены и увеличение выпуска продукта под воздействием положительного внешнего эффекта.

Эффектом положительной экстерналии со стороны потребителя является рост предельного частного выигрыша потребителя, также эквивалентного предельному выигрышу общества.

Проблема безбилетника

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?
Внешние выгоды и стремление получить что-либо даром, которое они стимулируют, действительно создают некоторые серьезные социальные проблемы. И в культуре они наиболее откровенны. Создавая культурное благо, львиная доля ценности которого приходится как раз на внешние выгоды, художник получает плату за рисунок, а не за те непредсказуемые удовольствия, которые получают потребители от созерцания рисунка. В результате, осознание неоплаченности «главного состава» творческого продукта вызывает нежелание такого типа продукт производить. Как следствие—творцы «вымываются» из рядов производителей культурных ценностей, открывая места тем, кто художественную подлинность легко подменяет «готовыми» (неавторизованными) проектными технологиями и бизнес-приемами.

Проблема внешних эффектов и ее решение

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC = MSB.

Поскольку MSC = МРС + МЕС, где MSC — предельные общественные издержки; МРС — предельные частные издержки; MEC — предельные внешние издержки, a MSB = МРВ + МЕВ,где MSB - предельные общественные выгоды; МРВ - предельные частные выгоды; МЕВ - предельные внешние выгодыто МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.

При отрицательных внешних эффектах МЕВ

О и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так: МРС + МЕС = MSB.

При положительных внешних эффектах МЕС = 0 и МРС = MSC, поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково: MSC = МРВ + МЕВ.

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда действие рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. В то же время это означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

Рональд Коуз (род. в 1910, нобелевский лауреат 1991 г.) считает, что государство не способно эффективно решить проблему внешних эффектов. Оно не может правильно оценить размеры внешних издержек (например, в случае строительства железной дороги, загрязнения внешней среды и т. п.), сопоставить потери и выгоды, согласовать интересы сторон.

Средства, перераспределяемые государством, зачастую поступают не тем, кому надо компенсировать производимые затраты или восполнить непредвиденные убытки. Участие государства в решении подобных вопросов требует немалых затрат и тем самым увеличивает внешние издержки.

Смысл заключения, к которому пришел Коуз, состоит в следующем: наличие внешних эффектов не может служить основанием для вмешательства государства.

Всякий раз, когда возникают внешние эффекты, проблема может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами. При этом внешние эффекты превращаются во внутренние и создаются предпосылки для достижения желаемой эффективности.

Коуз сформулировал вывод: «Прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое предоставление проблемы на волю рынка или фирмы». Этот вывод получил название теоремы Коуза.

Коуз утверждает, что стороны могут договориться между собой и решить проблему внешних эффектов без арбитража извне.

Прийти к соглашению они смогут при наличии двух условий:

1) должны быть четко определены права собственности – права владения и использования, управления и отчуждения, обеспечения защиты и ответственности;

2) стоимость заключаемого соглашения (договора) должна быть сравнительно невысокой. Если размеры негативных эффектов весьма значительны (например, при строительстве крупного предприятия с вредным производством), то в этом случае целесообразно участие государства. Как отмечал Коуз, проблема побочных эффектов может быть решена соглашением заинтересованных сторон. Подобное соглашение желательно и целесообразно, но не всегда возможно.

Если установлены и разграничены права собственности, то сторонам сравнительно нетрудно прийти к желаемому результату. Достижение согласия не зависит от того, какая из двух сторон является собственником. Они способны самостоятельно решить спорные вопросы, как правило, без вмешательства государства.

Но теорема, выдвинутая Коузом, применима не всегда. Соглашение не может быть достигнуто без внешнего вмешательства, если в спор вовлечено значительное число людей, а набор негативных эффектов очень велик.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Известны несколько вариантов решения проблемы внешних эффектов. Важнейшими из них являются следующие решения:

• распределение прав собственности;

• интернализация внешнего эффекта;

• прямой государственный контроль.

Распределение прав собственности.В частности, в нашем примере с курением студент А может предложить студенту Б какую-то сумму денег, чтобы он разрешил ему курить. Либо студент Б может потребовать компенсацию от студента А, если последний хочет продолжать курить. Решающим здесь является то, как распределены права собственности в снимаемой ими квартире. Если студент Б обладает правами собственности на чистый воздух, тогда студент А должен будет заплатить ему за загрязнение воздуха табачным дымом. Если же этими правами обладает студент А, тогда студент Б может попытаться заплатить ему, чтобы тот не курил.

В любом случае по поводу внешних эффектов можно сказать следующее:

• Во-первых, до переговоров о платежах за право курить или о компенсации за запрещение курить имеет место неэффективное использование ресурсов, т. е. Парето-неэффективность.

• Во-вторых, все получат какую-то выгоду в результате переговоров по поводу прав на курение. И это относится к любым ситуациям с побочными эффектами.

• В-третьих, вступив в переговоры, стороны могут их продолжать до тех пор, пока не выяснится, что дальнейшее улучшение положения сторон невозможно. Другими словами, будет достигнута эффективность по Парето, когда невозможны Парето-улучшения.

Таким образом, в конечном итоге эффективный объем курения – эффективный объем производства сигарет, который будет определен в результате переговоров, будет зависеть от того, как первоначально распределены права собственности.Подобное решение проблемы внешних эффектов основано на подходе, известном как теорема Коуза. Предполагается, что переговоры по поводу снижения внешних эффектов приведут к Парето-эффективному результату, если отсутствуют трансакционные издержки. Вместе с тем трансакционные издержки, как правило, существуют и их необходимо принимать в расчет. Например, если в нашем случае трансакционные издержки равны 10, а потенциальный выигрыш для студента А равен 8, то для него нет смысла договариваться об уменьшении количества выкуриваемых им сигарет.

Теорему Коуза можно сформулировать в общем виде: переговоры по поводу внешних эффектов приведут к Парето-эффективности в данных институциональных рамках, если права собственности четко определены, независимо от того, существуют трансакционные издержки или нет.

Но в целом данное решение проблемы побочных эффектов через перераспределение прав собственности имеет смысл тогда, когда:

• в процесс переговоров вовлечено небольшое число людей;

• побочный эффект является исчерпаемым.

В случае неисчерпаемого внешнего эффекта, например при загрязнении атмосферы, когда по определению число вовлеченных в сферу действия внешнего эффекта велико, трансакционные издержки огромны и практически невозможно решить проблему внешнего эффекта путем переговоров, т. е. решить ее в рамках подхода, основанного на теореме Коуза. В случае с неисчерпаемыми внешними эффектами более эффективным становится государственное вмешательство, которое может привести к Парето-эффективному результату. С пециальное налогообложение.В рамках государственного вмешательства одним из механизмов, с помощью которого можно решить проблему внешних эффектов, является специальное налогообложение, в частности так называемый налог Пигу. В примере с курением студент А курит, дым создает внешний эффект, возникают общественные издержки в дополнение к его частным издержкам. Фактический объем курения превышает оптимальный объем. Предположим, что курение облагается налогом. В этом случае масштабы курения сократятся и достигнут общественно оптимального объема. Точно так же налог на загрязнение атмосферы двуокисью углерода может уменьшить масштабы глобального потепления, налог на бензин приведет к сокращению дорожных пробок.Приведенные выше примеры – это примеры налога Пигу. Иллюстрация механизма действия налога Пигу приведена на рис. 2. Загрязняющий окружающую среду облагается налогом T. Частные издержки увеличиваются с РМС до РМС´. Предприятие сокращает объем производства до оптимального объема – с QP до QS. Налог Пигу – налог на производителя в ситуации, когда создается отрицательный внешний эффект, предназначен для включения общественных издержек в частные издержки производства.


Налог на внешний эффект

Последствия такого налогообложения могут быть различными. Это зависит от того, как будут использованы собранные налоги. Предполагается, что сокращение объема производства до оптимального объема, с Q до QS, означает Парето-улучшение, т. е. при соответствующей экономической политике каждый что-то должен приобрести при этом налогообложении. Но в том случае, если собранные средства будут растворены в общих налогах и расходах, то предприятия, вынужденные загрязнять атмосферу, возможно, будут сопротивляться введению налога.

Альтернативой являются субсидии тем, кто сокращает масштабы загрязняющего производства. Цена для потребителя была бы такой же, что и при налогообложении, но последствия такого перераспределения средств будут иными. Те, кто ранее загрязнял атмосферу, выиграют от такого перераспределения, несмотря на сокращение объема производства. Такого рода политика проводится, например, в отношении использования пестицидов в сельском хозяйстве, где с помощью субсидий стимулируется сокращение использования пестицидов вместо того, чтобы облагать налогом увеличивающиеся масштабы его использования.

Заключение

Внешние эффекты в экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии ни одна из сторон не доставляет вреда друг другу и у одного нет претензий к другому, то внешние затраты являются большой проблемой. Если судить то теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могуть быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.Более приемлемым решением проблемы может быть корректирующий налог, т.е. у предприятия на выпуск товара будет взимать налог, который будет направлен на устранение, например, экологического загрязнения, появившегося из-за деятельности этого предприятия. Но Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере предельные внешние затраты на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны. Так же необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем. Поэтому проблема отрицательного внешнего эффекта остается. Этот процесс обычно контролирует государство, а не корректирующие налоги и права на объекты пользования.




Используемая литература

1.Гужва,Е.Г.Мировая экономика:учебник/Е.Г.Гужва,М.И.Лесная.-2е изд.,испр.-М.:2009.-450с.

2. Грязнова ,А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика. Учебник/А.Г.Грязнова,Н.Н.Думная.-М.:2005.-255с.

3.Микроэканомика:основы общественного производства:учебник/Б.И.Герасимова [и.д.р.].-Изд-во Тамб.гоос.техн.ун-та.2004.-112с.

4.Соломатин,А.Н.Эканомика,анализ и планирование на предприятии торговли./А.Н.Соломатин.-М.:Изд-во Питер,2009.-560с.

5.Сажина ,М. А .Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина,Г.Г.Чибиков. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.2006.-145с.

6.Иохин,В.Я.Экономическая теоря./В.Я.Иохин.-М.:Изд-во Юристь,2000.-861с.

Читайте также: