Проблема отраслевой принадлежности налогового права

Опубликовано: 26.04.2024


Под налоговым правом понимается совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджет и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безвозмездных денежных платежей. Согласно ст.1 НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого НК РФ, а также принятых в соответствии с ним федеральных законов. К сферам общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах относятся:
• установление видов налогов и сборов, взимаемых в РФ;
• основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ;
• принципы введения в действие и прекращения действия введенных ранее налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
• формы и методы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.
Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.
В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а т.ж. в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.
Объектами налогового права являются:
1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;
2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.
Метод налогового права – властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения не допускающих выбора норм налогового права в целях формирования бюджетов за счет доходов налогоплательщиков как одного из главных источников доходов бюджетов. Данный метод предопределяет обязательства налогоплательщиков перед государством.
Основные принципы правового регулирования налоговых отношений:
• законность;
• отрицание обратной силы закона;
• однократность налогообложения;
• льготность налогообложения;
• обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам;
• создание равных условий для использования налогоплательщиками заработанных ими средств;
• обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги;
• единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, ограничение налогового администрирования;
• равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства;
• резидентство.
Источниками налогового права являются акты компетентных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики. Акты подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты включают законы и подзаконные акты. Законы принимаются на основе всенародного одобрения через референдум или выборные законодательные органы, проходящие через порядок государственной регистрации и официального опубликования в печати. Подзаконные акты принимаются органами государственного управления на основе действующих законов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие документы, прошедшие регистрацию в Минюсте РФ). Ненормативные акты, в отличие от нормативных, не содержат правовые нормы общего характера, являются актами индивидуального применения. К ним относятся решения судебных инстанций по конкретным делам, международные договоры, письма и указания налоговых органов не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ и т.п.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.11.2020 2020-11-10

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Бугринова, А. А. К вопросу об отраслевой принадлежности налоговой ответственности / А. А. Бугринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75007/ (дата обращения: 20.05.2021).

В настоящей статье исследуется институт ответственности за налоговые правонарушения. Автор анализирует существующие подходы к определению понятия налоговой ответственности, а также определяет её отраслевую принадлежность. В заключении работы выявляется ряд приоритетных направлений в доктринальной проработке налоговой ответственности, учитывая достижения современной юридической науки.

Ключевые слова: налоговая ответственность, отраслевая принадлежность, вид юридической ответственности, административная ответственность, налоговое правонарушение.

This article examines the institution of liability for tax violations. The author analyzes the existing approaches to the definition of the concept of tax liability, and also determines its industry affiliation. In the conclusion of the work, a number of priority directions in the doctrinal study of tax liability are identified, taking into account the achievements of modern legal science.

Keywords: tax liability, industry affiliation, type of legal liability, administrative liability, tax offense.

В последнее время ученые и практикующие юристы в области налогового права все более детально изучают правовую природу института ответственности за совершение налогового правонарушения, так называемую «налоговую ответственность». На сегодняшний день в российском законодательстве, в частности в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ), не содержится легальное определение налоговой ответственности, только единожды, в п.8 ст. 101 НК РФ [1], законодателем упоминается это словосочетание, без указания на его дефиницию.

В связи с тем, что отсутствует легальный закрепленный понятийный аппарат, в науке налогового права порождается масса дискуссий по поводу определения понятия «налоговая ответственность». В настоящее время существует, по крайней мере, три основных подхода в данной области, в частности: налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности, разновидностью финансовой ответственности и самостоятельным видом юридической ответственности.

В качестве наиболее распространенного подхода выступает точка зрения, на основании которой налоговая ответственность относится к административной и не имеет видовой самостоятельности, т. е. рассматривается как разновидность административной ответственности. Среди сторонников данного подхода следует отметить А. В. Брызгалина, А. В. Демина, В. А. Кинсбурскую, А. Н. Козырина, С. Г. Пепеляева. Так, В. А. Кинсбурской выделяется следующий перечень оснований такого подхода: 1) налоговое правонарушение не содержит признаков преступления, тем самым, является административным; 2) налоговое и административное правонарушения посягают на общий объект — нормативно установленный порядок государственного управления [6, с. 54].

С. Г. Пепеляев в своих работах налоговую ответственность рассматривает как совокупность различных видов ответственности (гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная). По его мнению, учеными, выделяющими налоговую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, неверно толкуется ст. 10 НК РФ, которая регламентирует порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, тем самым противопоставляют налоговую ответственность административной и уголовной [7, с. 423].

А. В. Демин, в свою очередь, налоговую ответственность понимает в качестве особой разновидности административной ответственности в связи с наличием специфических особенностей процессуальной части таковой. К тому же, по мнению автора, общая и особенная части налоговой ответственности являются идентичными аналогичным частям административной ответственности, что указывает на их взаимозависимость как целого и частного, так как нет принципиальных отличий принципов ответственности за административные и налоговые правонарушения, формы вины, взысканий и т. п. [5, с. 48].

Следующий подход в определении сущности налоговой ответственности представлен тем, что налоговая ответственность — это разновидность финансовой ответственности. В качестве сторонников этого подхода отметим Т. В. Архипенко, Ю. А. Крохину, И. И. Кучерова, А. В. Макарова. Так, автораи приводятся следующие аргументы в пользу своей теории: 1) налоговое право — это подотрасль финансового права; 2) предмет и методы регулирования налоговой ответственности тождественны предмету и методам финансово-правовой ответственности; 3) НК РФ включает в себя процессуальные нормы, регламентирующие производства по делам о налоговых правонарушениях, что говорит о том, что на налоговую ответственность не влияет административное законодательство [3, с. 124].

На основании третьего подхода налоговая ответственность определяется как самостоятельный вид юридической ответственности. В частности, А. А. Гогин, являясь сторонником этого подхода, в качестве главного основания выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида определяет юридическую технику: в НК РФ содержится раздел VI, который посвящен ответственности за совершение налоговых правонарушений [4, с. 83].

На наш взгляд, данная позиция по рассматриваемому вопросу, вполне имеет право на свое существование. В данной связи, опираясь на нормы НК РФ проанализируем налоговую ответственность с точки зрения специфики как отдельного вида ответственности, используя при этом следующие признаки: собственные нормативные, процессуальные и фактические основания, субъектный состав и процедуру.

  1. Нормы в отношении ответственности за налоговые правонарушения содержит единый кодифицированный законодательный акт федерального уровня — НК РФ.
  2. Ст. 106 НК РФ определяет самостоятельные фактические основания налоговой ответственности — налоговые правонарушения. Как уже отмечалось выше, ряд автором говорят об идентичности налоговой ответственности административному проступку. На наш взгляд, безусловно, схожесть нормативного определения данных понятий имеется, однако, это нельзя рассматривать как основание для данного вывода. Прежде всего, налоговые правонарушения имеет специфическую противоправность. Обязанности, невыполнение которых приводит к налоговой ответственности, должны быть определены лишь в налоговом законодательстве. К тому же, ч. 1 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2] (КоАП РФ), содержащая понятие «административное правонарушение», не рассматривает НК РФ как нормативный акт, предусматривающий административную ответственность. На наш взгляд, не верно понимать это как терминологическую неточность законодателя, о чем пишут некоторые исследователи. П. 3 и п. 4 ст. 108 НК РФ посвящены разграничению ответственности за налоговое правонарушение от других видов ответственности, однако, наиболее чётко это можно проследить в п. 15 ст. 101 НК РФ, которая посвящена действиям должностного лица налогового органа в процессе выявления в ходе проверки признаков административного правонарушения.
  3. Каждый вид юридической ответственности характеризуется детальной регламентацией специфического процесса её применения. Налоговая ответственность не является здесь исключением. Однако, многим исследователям непонятны причины ее закрепления в гл. 14 «Налоговый контроль» раздела V НК РФ, а не в разделе VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» [8, с. 58]. При этом, в п. 3 ст. 108 НК РФ определяется специальный документ, который следует рассматривать как процессуальное основание налоговой ответственности — вступившие в силу решения налоговых органов.
  4. В налоговом законодательстве предусматриваются собственная мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). На основании п. 2 ст. 114 НК РФ, налоговые санкции устанавливают лишь в виде штрафа. При этом, в КоАП РФ предусматривается и ряд других мер ответственности.
  5. Также в НК РФ определен и субъектный состав налоговых правонарушений. Правом привлекать к ответственности за налоговое правонарушение наделены специальные субъекты — налоговые органы. Ст. 106 НК РФ, в свою очередь, перечисляет виды субъектов налоговой ответственности (налогоплательщики, налоговые агенты, иные лица).

Таким образом, анализ норм налогового законодательства позволяет понимать налоговую ответственность в качестве ответственности за налоговые правонарушения, непосредственно предусмотренные в НК РФ. Имея существенную схожесть с административной ответственностью, законодатель не выделяет её как разновидность последней. НК РФ закрепляет все специфические признаки налоговой ответственности, которые необходимы для того, чтобы ее можно было рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности.

Следует отметить, что закрепление самостоятельности налоговой ответственности на законодательном уровне не отрицает необходимости её доктринальной проработки, учитывая достижения юридических наук. На наш взгляд, среди наиболее приоритетных направлений следует отметить следующие:

  1. Важно уяснить содержание налоговой ответственности, ее соотношение с налоговыми санкциями, обстоятельств, которые исключают привлечение к ответственности и вину. Необходимо конструировать в НК РФ институты освобождения от налоговой ответственности и взыскания санкции (на сегодняшний день имеются лишь сроки давности). Этому могут поспособствовать наработки теории уголовного права в области вопросов соотношения уголовной ответственности и наказания.
  2. Необходимо более подробно проанализировать основание налоговой ответственности — налоговое правонарушение. Изучение понятия «налоговое правонарушение» сквозь признаки преступления свидетельствует о том, что в данной части также имеются проблемы: прежде всего, необходимо научное изучение соотношения деяния и последствий, противоправности, малозначительности, формах вины и т. п.
  3. Важное направление заключается в совершенствовании процедуры привлечения к налоговой ответственности, учитывая достижения административного и уголовно-процессуального законодательства. Так, НК РФ не содержит определение доказательств, не закрепляет их перечень, предметы доказывания, должным образом не проработаны нормы о сборах, проверке и оценке доказательств налоговым органом, процессуальный статус налогоплательщиков, привлекаемых к данной ответственности. Следует включить в НК РФ самостоятельную главу «Производство по делам о налоговых правонарушениях» раздела VI, где должны быть включены выделенные из главы 14 НК РФ и дополнительно разработанные процессуальные нормы.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  3. Аникаева Т. В. Правовая природа ответственности за совершение налоговых правонарушений // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия: сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 123–127.
  4. Гогин А. А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2012. 237 с.
  5. Демин А. В. Налоговая ответственность: проблема отраслевой идентификации // Хозяйство и право. 2000. № 6. С.45–53.
  6. Кинсбурская В. А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. М.: Юстицинформ, 2013. 254 с.
  7. Пепеляев С. Г. Налоговое право. М.: Альпина Паблишер, 2017. 796 с
  8. Романков А. Н. Налоговая ответственность как вид юридической ответственности // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 2. С. 56–59.

В настоящее время вопрос об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остается открытым Разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что ученые по-разному видят решение этого вопроса

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. XX в., не только налоговому праву, но и всему блоку правовых норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов, отводилась роль финансово-правового института, хотя и важнейшего . В последние годы в юридической науке сформировалось мнение (которое в настоящее время доминирует среди представителей науки финансового и налогового права), в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному

Цыпкин С Д Доходы государственного бюджета СССР Правовые вопросы -М Юридическая питерат>ра 197Я -С V 12 Гуреев В И Налоговое право Учебник - М Экономика 1995 -С i

признак) . Ю.А. Крохина, например, констатирует, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неим\ щественных общественных отношений, складывающихся между гос\-дарством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения'.

Отдельные авторы постулируют самостоятельность налогового права в системе национального права. Следует отметить, что данная точка зрения стала складываться еще в советский период. Так, С.С. Алексеев в работе «Структура советского права» именует налоговое право комплексной отраслью советского права . В последствии некоторые ученые стали допускать возможность создания на базе большого количества налогово-правовых норм самостоятельной отрасли права - налогового права. Так, Ю.А. Тихомиров указывает, что «в перспективе на базе массива законо-

Брызгалин А.В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристь, 2002. - С. 330; Петрова Г.В Формирование институтов налогового законодательства- концептуальный аспект // Журнал российского права. -1997. - № 7. - С. 41; Грачева Е.Ю. Понятие налогового права. Его источники // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристь, 2000. - С. 279.

" Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М. НОРМА, 2003. - С. 98.

1 Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литерат)ра, 1995.-С. 193

дательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль. »'.

В настоящее время данная точка зрения начинает превалировать в работах отдельных ученых. В частности, Д.В. Винницкий, определяя финансовое право как комплексною отрасль права, констатирует, что она «выступает в то же время как надотраслевая система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие и координацию охватываемых им самостоятельных основных отраслей (налогового и бюджетного права) и такого института, как правовое регулирование основ денежного обращения (эмиссионное право)»". А.А. Тедеев, В.А. Парыгина определяют налоговое право в качестве самостоятельной отрасли права в силу наличия взаимосвязанной системы нижеследующих объективных обстоятельств: 1) наличия самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленного спецификой регулируемых данной отраслью общественных отношений; 2) наличия государственной и общественной потребности в самостоятельном правовом регулировании налоговой системы и налогообложения; 3) наличия собственного (особого) метода правового регулирования; 4) наличия особых (специальных) источников права; 5) конституционного и (или) законодательного закрепления принципов отрасли права и наличия специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий 3 .

Тихомиров Ю А Публичное право - М , 1995 - С 335 " Винницкий Д В Российское налоговое право проблемы теории и практики - СПб Юридический центр Пресс, 2003 -С 85-86

Тедеев А А Парыгина В А. Налоговое право Учебник -М Эксмо. 2004 -С 41-50

Ктнение о том, что налоговое право является самостоятельной отраслью права, в первую очередь, основано на возрастании роли налогов в жизни общества в условиях построения рыночной экономики, а также на принятии такого основополагающего акта, регулирующего налоговые отношения, как Налоговый кодекс.

Полярность ючек зрения по вышеуказанном> вопрос> во многом объясняется тем, что нет единства мнений по поводу системы самого финансового права и тех критериев, которые ложатся в основу его деления на отдельные подотрасли и институты. Одновременно следует отметить, что научная дискуссия по поводу определения места налогового права в системе как финансового права, так и национального права в настоящее время восходит к общей дискуссии в рамках теории права по поводу критериев (системообразующих факторов) выделения отраслей права в национальной системе права. При этом большинство теоретиков права при определении системы права отводя налоговому праву вполне самостоятельное место. Так В.П. Мозолин, структурируя систему национального права, признавая самостоятельность налогового права, определяет его предмет следующим образом: «Предметом налогового права являю 1ся властные отношения по установлению и взиманию налогов. В период перехода к рыночной экономике налоговое право приобретает вполне самостоятельное положение в системе права и потому оно должно относиться к основным ветвям права, как, впрочем, это имеет место в про-мышленно развитых странах мира» 1 .

Мозолин В П Система российского права // Государство и право -20ГЛ -№ 1 -С 112

Являясь сложным правовым образованием, налоговое право взаимодействует с иными отраслями права. Уяснения многогранных аспектов этого взаимодействия позволяет не только уточнить место налогового права в системе национального права, но и выявить дополнительные характерные особенности данного правового образования на современном этапе развития правовой системы.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено как публичностью категориально-дефинитивного аппарата налоговой сферы (например, понятие налога), так и публичностью государственно-властной природы налогового права. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь основные, принципишгьные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в налоговом праве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, конкретизируется и получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так и взимания отдельных налогов и сборов.

Учитывая, что нормы налогового права направлены на ограничение права собственности в интересах всего общества, в Конституциях большинства стран мира предусмотрены конституционно-правовые гарантии правомерности и обоснованности такого ограничения. Например, ст. 57 Конституции Российской Федерации пред) сматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для налогового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями.

Налоговое право тесно связано с административным правом. Административное и налоговое право, являясь публичными правовыми образованиями, используют сходный метод правового регулирования. Однако существуют различия между методом властных предписаний, применяемом в административном и налоговом праве, обусловленные разным соотношением способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, разным качественным составом юридических фактов, из которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, разным субъектным составом и характером взаимосвязей субъектов правоотношений.

Участники налоговых отношений (главным образом, налогоплательщики), которым государственные органы адресуют свои предписания, находятся с ними во взаимосвязи и в зависимости от них по функциональной линии налоговой деятельности, а не в административном подчинении, как это имеет место в ад-

министративных правоотношениях. Властный характер является объединяющим при использовании метода властных предписаний в административном и налоговом праве, но при этом налоговые отношения в отличие от административных не являются управление-' скими и основаны на функциональном, а не вертикальном или горизонтальном подчинении в сфере го-' сударственного управления, в ходе которого реализуются и отдельные аспекты налоговой деятельности государства.

Налоговые органы обязаны контролировать соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и в рамках этой обязанности имеют право действовать властным образом, реализуя полномочия функционального органа, не имеющего прав по организационно-оперативному руководству деятельностью подконтрольных субъектов. Налогоплательщики, в свою очередь, могут оспаривать законность действий властных субъектов в судебном порядке либо обратиться в вышестоящий налоговый орган.

Различие между административным и налоговым правом производится также по предмету правового регулирования. Административное право регламентирует отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности, из чего вытекает их управленческий характер. Следовательно, административное отношение является управленческим (т.е. общественным отношением, в котором одна сторона выступает в качестве выразителя функций управления, а другая испытывает на себе управляющее воздействие), а налоговое к таковым не относится. Сфера возникновения административных отношений - государственное управление (вертикальное или горизонтальное подчи-

нение), при этом деятельность управленческого характера предполагает подчинение всех участников этой деятельности единой воле, выраженной в юридически властной форме, что влечет юридическое неравенство сторон. У налоговых правоотношений иная сфера возникновения и применения, но в них также присутствует юридическое неравенство участиков отношений. Кроме того, административные отношения имеют своим материальным объектом действия, поведение людей - участников управляемых процессов в сфере государственного управления; возникают при обязательном участии соответствующего органа государственного управления или другого носителя полномочий властного характера. При этом административные отношения иногда могут иметь имущественный характер (например, взимание административных штрафов), а налоговые отношения, в определяющей степени, имеют имущественно-денежный характер.

Связь гражданского и налогового права, «окрашенная» экономико-правовыми аспектами деятельности субъектов хозяйствования, обусловливает, в первую очередь, само существование налоговой обязанности, которая исполняется налогоплательщиком посредством уплаты соответствующих денежных средств, принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Т.е. в рамках гражданских правоотношений создается та экономическая основа, которая впоследствии обусловливает возникновение налоговых правоотношений. Как отмечает М.В. Кустова, изъятие в налоговой форме имущества физических лиц и организаций возможно лишь при условии наличия такого имущества в сфере хозяйственного господства указанных лиц. Воз-

никиовение обязанности по уплате налога неразрывно связано с появлением у плательщика экономического основания налогообложения, включая имущество, прибыль, доход и т.д. Гаким образом, в рамках гражданско-правовых отношений формируется тот реальный экономический продукт, перераспределение которого в пользу государства и муниципальных образований реализуется налоговым правом 1 .

В этой связи государство, заинтересованное в большем объеме налоговых поступлений с целью выполнения возложенных на него социально-экономических задач, наличие которых осознается налогоплательщиками, должно поступать таким образом в налоговой сфере, чтобы получение прибыли (доходов) субъектами хозяйствования стало не просто возможным, но и необходимым условием их выхода на новый уровень количественного формирования объекта налогообложения, что предполагает гибкое сочетание императивных (налогово-правовых) и диспозитивных (гражданско-правовых) начал при регулировании налоговых отношений.

Анализ ряда статей Налогового кодекса Республики Беларусь свидетельствует о стремлении государства к расширению использования в сфере налогообложения гражданско-правовых категорий. В общем виде п. 2 ст. 1 НК предусматривает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК. В частности, п. 1 ст. 49 НК среди способов обеспечения исполнения налогового

К>стова М.В Место налогового права в системе российского права // Налоговое право России. Общая часть. Учебник / Отв. ред Н А. Шевелева - М • Юристь. 2001. - С. 22

обязательства, уплаты пеней указывает на залог им\-щества и поручительство, которые традиционно регулируются нормами гражданского права. Учитывая, что п. 2 ст. 50 НК указывает, например, что к договору о залоге применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора, можно констатировать возникновение отношений, имеющих императивный характер и одновременно подпадающих под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных отраслей законодательства. В этой связи (применительно к российскому налоговому законодательству, которое содержит аналогичные правовые нормы) Ю.А. Крохина отмечает, что сложившаяся ситуация не является коллизией права, а напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части государственных или муниципальных бюджетов 1 .

Тесная связь гражданского и налогового права прослеживается в организационно-правовом аспекте в контексте определения качественных характеристик субъектов налогового права, которые должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Несмотря на то что предметом регулирования и налогового, и гражданского права являются имущественные отношения, принципиальным отличием налоговых правоотношений от гражданских является односторонне-властный характер удовлетворения в них публичного имущественного интереса. В гражданском правоотношении опосредуется юридическая связь

Налоговое право России Учебник для вузов / Отв ред Ю А. Крохина -М НОРМА. 2(ХП -С 107

равных. имущественно организованных и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям 1ос\дарс1венно-принудшелышх мер имущественного характера. Гражданское правоотношение строится на принципе автономии воли сторон и равенства субъектов отношений, в том числе в случае участия государства, тогда как в налоговом правоотношении одним из субъектов, причем властным, всегда выступает государство в лице специально уполномоченных органов.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

1. К существенным недостаткам современной системы налогового законодательства можно отнести то, что при ее формировании абсолютно не учитывались взаимосвязь и привязка норм налогового права к нормам и положениям других отраслей права и законодательства: гражданского, финансового, административного, уголовного, бухгалтерского и т.

2. Конституционное право, имеющее основополагающее значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и в отношении налогового права. Так, Конституция устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст. 15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Российской Конституции, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права. Так, ст. 57 Конституции содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков2, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.

Кроме того, в подп. «з» ст. 71, подп. «и» ст. 72, 75 и п. 1 ст. 132 Конституции устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. А п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106 Конституции регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.

Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.

Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае необходимо выяснить — какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.

Именно исследованию фактически складывающихся отношений уделил особое внимание Верховный Суд РФ, вынося 10 декабря 1996 года решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнения в п. 2 ст. 855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет3. Исследовав складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налогово-правовым отношениям, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно, ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Суд также отметил, что в ч. 6 ст. 15 Закона об основах налоговой системы содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.

Приведенный пример еще раз подтверждает, что при использовании положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса нельзя ориентироваться на отраслевую принадлежность нормативного акта, поскольку нормы гражданского права могут содержаться и в других законах (в отличие от норм налогового права, которые должны содержаться только в налоговом законодательстве).

Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения — в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.

5. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Как указал в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370), ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона об основах налоговой системы, по своей правовой природе сходна с административной ответственностью4.

Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

6. При взаимодействии норм бюджетного и налогового прав как составных частей финансового права приоритет отдается налоговому праву, которое непосредственно регулирует отношения по поступлению в бюджет основного источника доходов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. В то же время, согласно ст. 9 Закона об основах налоговой системы, «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством», что свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности этих правовых явлений.

7. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.

8. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.

1. Кузнецов Л. Налоговая политика и интересы общества // Экономика и

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во ВЕК,

3. «Экономика и жизнь», 1997. № 3.

4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994.

налог

Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Источники налогового права в РФ.

Конституция РФ. Статья 57.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:

  • «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
  • «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
  • «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.

Принципы налогообложения в РФ

(по Налоговому кодексу РФ).

  1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  11. Принцип единства системы налогов и сборов.

Структура налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
  • налогоплательщики (юридические и физические лица).
  • налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержание налоговых правоотношений —субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Права налогоплательщиков

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Обязанности налогоплательщиков по закону

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Из Уголовного кодекса РФ.

Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

  • Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
  • Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  • При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Читайте также: