Проанализируйте нормы ст 137 141 нк рф и составьте жалобу в вышестоящий налоговый орган

Опубликовано: 14.05.2024

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 137 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 настоящего Кодекса.

2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение

3. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

3. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.

Если, по вашему мнению, налоговая инспекция нарушает ваши права, вы можете обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие налоговых инспекторов.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц регламентируют ст. 137 – 142 Налогового кодекса.

Порядок подачи жалобы

Жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС) нужно подавать через свою налоговую инспекцию. Налоговая инспекция обязана в течение 3 дней передать ее по назначению. Желательно подготовить жалобу в трех экземплярах: для УФНС, для инспекции и для себя (на вашем экземпляре будет поставлена отметка о принятии).

В эти же 3 дня налоговая инспекция обязана устранить нарушение ваших прав. Об этом в течении 3 дней со дня устранения инспекция сообщит в вышестоящий налоговый орган.

Сроки подачи жалобы

Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подать в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

На вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности срок подачи жалобы – один год со дня вынесения такого решения.

Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Если вы не согласны и с решением УФНС, в течение 3 месяцев со дня принятия решения по жалобе можно подать жалобу (апелляционную жалобу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Центральный аппарат ФНС).

Решение ФНС о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке обжаловать нельзя.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Виды жалоб

Обжалование вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц называется жалобой.

Обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения называется апелляционной жалобой.

Пока рассматривается жалоба, не надейтесь, что исполнение акта или совершение действия его должностным лицом будет приостановлено. Приостановить решение налоговой инспекции возможно только в случае обязательства уплаты по задолженности.

В этой ситуации нужно подать заявление о приостановлении исполнения решения налогового органа одновременно с жалобой. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия. В банковской гарантии банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа по обжалуемому решению.

Банковская гарантия

К банковской гарантии применяются требования, установленные п. 5 ст. 74.1 НК РФ. Требования такие:

банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

в банковской гарантии не должно содержаться указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые к спорному вопросу не относятся;

срок действия банковской гарантии должен истекать не раньше шести месяцев со дня истечения установленного срока исполнения обязанности по уплате налога;

суммы, на которую выдана банковская гарантия, должно хватать и на уплату налога и на уплату пеней.

Всегда ли банковская гарантия поможет приостановить решение?

В течение 5 дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения с банковской гарантией УФНС примет решение:

приостановить исполнения решения инспекции (до дня принятия решения по жалобе УФНС);

отказать в приостановлении исполнения решения инспекции.

Основанием для отказа будет несоответствие банковской гарантии установленным требованиям.

О принятом решении УФНС сообщит в письменной форме в течение 3 дней.

Читайте по теме:

Что написать в жалобе

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (доверенность при этом обязательна).

Подать жалобу можно:

лично при посещении налогового органа;

через доверенное лицо;

в электронной форме по ТКС;

через личный кабинет налогоплательщика.

К жалобе вы можете приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.

В жалобе нужно указать:

Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;

наименование налогового органа, чьи акт, действия или бездействие должностных лиц обжалуются;

основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

требования лица, подающего жалобу;

способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Для связи можно в жалобе указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

Документ по теме:

Могут ли оставить жалобу без рассмотрения?

Да, такое возможно в случаях:

нарушения порядка подачи жалобы;

если вы не указали, чем ваши права нарушены;

если срок подачи жалобы пропущен и нет ходатайства о его восстановлении;

когда в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

если до принятия решения по жалобе вы подали заявление об отзыве жалобы полностью или в части (отозвать жалобу, поданную в УФНС можно только письменно);

если вы уже подавали жалобу по тем же основаниям;

если до принятия решения по жалобе налоговый орган устранил нарушения прав.

Ведомство, которое рассматривает жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 5 дней со дня получения жалобы, заявления об отзыве, со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Если жалобу оставят без рассмотрения, в течение 3 дней со дня принятия такого решения вам об этом сообщат.

Также можно урегулировать вопрос с налоговой инспекцией и отозвать жалобу даже до ее регистрации в налоговом органе. Некоторые налоговые инспекции пытаются решить проблему сразу в момент подачи жалобы.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.



Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству - для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.

[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.

[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (как камеральной, так и выездной). Порядок обжалования таких решений одинаков.

Несоблюдение процессуальных правил может значительно затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа. Поэтому налогоплательщикам важно знать процедуру обжалования.

Статьей 101.2 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки. Первоначально оно обжалуется в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 101.2). Только после этого налогоплательщик вправе обратиться в суд (п. 5 ст. 101.2).

Если налогоплательщик, минуя вышестоящий налоговый орган, попытается обжаловать решение налогового органа непосредственно в суд, его исковое заявление будет оставлено без рассмотрения (пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Именно так поступают арбитражные суды.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции как полностью, так и в части.

Налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в силу решение налогового органа. В случае представления жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа обжалование будет называться апелляционным.

Апелляционная жалоба подается на решение налогового органа, еще не вступившее в силу. Налогоплательщик не должен сам направлять апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Жалоба подается в письменном виде в вынесший это решение налоговый орган.

Жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Никаких других требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Это означает, что жалоба может быть составлена произвольно. Главное – правильно обосновать заявляемые требования.

Жалоба должна быть подписана самим налогоплательщиком либо его представителем. Полномочия представителя необходимо документально подтвердить. Например, приложить к жалобе оригинал или заверенную копию доверенности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 N Ф03-7521/2009). Также целесообразно заверить документ печатью.

К жалобе вы вправе приложить обосновывающие ее документы (абз. 1 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, оно с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим органом.

Решение вышестоящего налогового органа, которым апелляционная жалоба не была удовлетворена, может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке в соответствии со ст. ст. 138 – 141 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.11.2009 N 03-02-07/1-516).

Административный порядок подразумевает обжалование решения в вышестоящий налоговый орган.

Если налогоплательщик не обжаловал решение налогового органа в апелляционном порядке, он вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган уже вступившее в силу решение (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Подать такую жалобу вы можете в течение года с момента вынесения итогового решения по проверке (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Окончание срока приходится на соответствующие число и месяц следующего года. Если последний день срока приходится на выходной день, то жалобу можно подать до 24 часов первого следующего за ним рабочего дня (ст. 6.1 НК РФ).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы срок по заявлению налогоплательщика может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

В случае обжалования решения, вступившего в законную силу, его исполнение не приостанавливается автоматически. Между тем по ходатайству налогоплательщика вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

Обжаловать в суд решение налогового органа, принятое по результатам налоговой проверки, налогоплательщик вправе только после предварительного его обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Исковое заявление предъявляется в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав (т.е. о вступлении решения в силу) (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (п. 3 ст. 138 НК РФ). В этом случае приостановление исполнения решения будет производиться в порядке, установленном АПК РФ.

Как обжаловать акт налоговой проверки в суде: Видео

В соответствии с требованиями статей 100.1, 101 и 101.2 НК РФ в случае несогласия с выводами должностных лиц налогового органа, изложенными в решении по итогам налоговой проверки, налогоплательщик вправе обжаловать соответствующее решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Подача апелляционной жалобы имеет существенное процессуальное значение:

  • налогоплательщик до момента вынесения решения вышестоящим органом по результатам апелляционной жалобы не вправе осуществлять судебное обжалование решения налогового органа;
  • налоговый орган до момента вынесения решения вышестоящим органом по результатам апелляционной жалобы не вправе производить действия по принудительному взысканию сумм недоимки, кроме принятия обеспечительных мер, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 НК РФ.

Таким образом, наличие вступившего в силу решения вышестоящего налогового органа является отправной точкой для осуществления сторонами налогового спора эффективных процессуальных действий.

Вследствие широты применения нормы об апелляционном обжаловании практикой были обозначены некоторые проблемы, разрешение которых имело и имеет существенное значение для стабильного функционирования данного правового института. В соответствии с пунктом 2 статьи 140 НК РФ при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика налоговый орган вправе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Таким образом, буквальное прочтение норм НК РФ позволяет сделать вывод, что, рассматривая апелляционную жалобу, вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение, отягчающее по сравнению с обжалуемым решением ответственность налогоплательщика. Подобное толкование НК РФ неизбежно ставит налогоплательщика перед непростым выбором: подача апелляционной жалобы может привести как к смягчению ответственности, так и к ее усилению.

Однако подобное буквальное толкование положений НК РФ осуществляется без учета конституционного смысла норм, касающихся пересмотра решений о привлечении к ответственности. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что поворот при пересмотре решения нижестоящей инстанции в сторону отягощения ответственности лица, привлекаемого к ответственности, нарушает конституционные принципы привлечения к публичной ответственности (см., в частности, постановления от 11.05.2005 № 5-П и от 17.07.2002 № 13-П). Исключения, по мнению Конституционного Суда РФ, составляют случаи, при которых решения нижестоящей инстанции принимаются с грубейшим нарушением норм материального или процессуального законодательства.

Применительно к налоговым правоотношениям данный тезис нашел отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 5172/09. Данным постановлением ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов, которые признали правомерным начисление налогоплательщику в рамках рассмотрения его апелляционной жалобы дополнительных недоимок.

Позиция ВАС РФ базировалась на том, что обжалование является элементом защиты интересов лица и направлено исключительно на выявление обстоятельств, смягчающих (устраняющих) ответственность. Кроме того, для привлечения к ответственности (в случае ее расширения именно это и происходит) налоговым органом должны производиться действия, направленные на доказывание вины субъекта ответственности. В рамках рассмотрения апелляционной жалобы налоговому органу такие полномочия не предоставлены, он рассматривает имеющиеся материалы налоговой проверки и апелляционную жалобу налогоплательщика.

Таким образом, благодаря позиции Конституционного Суда РФ и ВАС РФ процесс подачи апелляционной жалобы стал для налогоплательщика практически безопасным процессуальным действием.

Единственный момент, который, наверное, следует признать справедливым - усиление ответственности в рамках апелляционного обжалования исключительно вследствие исправления технических ошибок, допущенных нижестоящим налоговым органом. Это связано с тем, что исправление подобных ошибок возможно и без получения дополнительных материалов и проведения мероприятий налогового контроля.

Другой немаловажный вопрос в ходе правоприменительной практики возник благодаря налогоплательщикам, настаивающим на желании своего непосредственного участия при рассмотрении апелляционной жалобы. При этом необходимо изначально отметить, что статьями 139-141 НК РФ это право налогоплательщиков не предусмотрено. Такую позицию занимает и Минфин России, который своим письмом от 24.06.2009 № 03-02-07/1-323 указал на то, что рассмотрение апелляционной жалобы возможно и в отсутствие налогоплательщика.

Вместе с тем судебная практика посмотрела на данную проблему несколько иначе. ВАС РФ в Определении от 24.06.2009 № ВАС-6140/09 оставил без изменения решения нижестоящих судов, которые поддержали доводы налогоплательщика, настаивавшего на своем праве на участие в рассмотрении жалобы.

Суды, соглашаясь с налогоплательщиком, проанализировали требования не только статей 139-141 НК РФ, но и статьи 21 НК РФ, которая определяет права налогоплательщиков. Одним из таких прав является право на участие в рассмотрении материалов налоговых проверок. Исходя из этого, ВАС РФ пришел к выводу, что при наличии ходатайства налогоплательщика о рассмотрении апелляционной жалобы в его присутствии, последняя должна быть рассмотрена в присутствии налогоплательщика. В противном случае решение по результатам апелляционного обжалования признается недействительным, как вынесенное с нарушением процедуры, установленной статьей 101 НК РФ.

Однако такой подход порождает очень серьезный юридический казус, состоящий в следующем. Если вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие налогоплательщика, решение по результатам ее рассмотрения признается недействительным.

Вследствие этого возникают такие правовые последствия:

  • решение нижестоящего налогового органа не вступает в силу, и на его основании не могут осуществляться меры по принудительному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  • процедура повторного рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы не предусмотрена;
  • до тех пор, пока решение нижестоящего налогового органа не будет утверждено вышестоящим налоговым органом в порядке апелляционного обжалования, налогоплательщик не вправе обратиться с заявлением в суд о признании недействительным решения нижестоящего налогового органа.

Данную ситуацию можно описать только шахматным языком - ситуация "патовая" (никто не выиграл и не проиграл, но возможных ходов не осталось).

Хочется верить, что ВАС РФ, породив данный юридический казус, в кратчайшее время опишет выход из сложившейся ситуации, поскольку в противном случае может быть существенно осложнена деятельность и налоговых органов, и налогоплательщиков.

Читайте также: