Признаки налога смена собственника

Опубликовано: 14.05.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Смена собственников в компаниях в наше время не редкость. В поисках оптимальных способов управления владельцы могут подбирать более компетентных руководителей и вводить их в состав участников. На самом деле причин для этого может быть много. В любом случае подобные изменения должны проходить в рамках действующего законодательства. Очень важно все сделать правильно, так как смена собственника организации довольно ответственный процесс. Рассмотрим подробнее, как это сделать правильно.

    Основные способы

    При смене собственника организации регистрируются изменения состава общества с ограниченной ответственностью посредством продажи доли, принадлежащей участнику, либо ввода в состав ООО нового учредителя.

    Основным признаком этого процесса является заключение договора купли-продажи доли участника, которая может быть как частичной, так и составлять 100 %. Договор должен быть заверен у нотариуса. Согласно действующему российскому законодательству смена собственников фирмы может произойти одним из нижеописанных способов.

    1. Передача доли, принадлежащей одному участнику, другому лицу. Суть этого способа заключается в дарении членом ООО принадлежащей ему доли другому участнику общества либо постороннему человеку, который не является его учредителем. Как правило, факт передачи принадлежащей доли происходит путем заключения договора дарения. Данный способ требует нотариального оформления. Если сделка не удостоверена нотариусом, она считается недействительной и не порождает прав и обязанностей участников.
    2. Передача доли в ООО посредством составления гражданско-правового договора купли-продажи с нотариальным удостоверением. Данный способ требует проведения государственной регистрации:
      1. введения в состав учредителей нового участника;
      2. выведения из состава старого участника;
      3. продажи принадлежащей доли другому участнику общества;
      4. продажи принадлежащей доли по договору, заключенному в организации.

    Какой из способов выбрать – индивидуальное решение организации. В любом случае все изменения, связанные со сменой собственника ООО, должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции и внесены в ЕГРЮЛ. В этом случае не имеет значения, является ли учредителем одно лицо либо их несколько.

    Особенности смены собственника

    Нотариальное заверение регистрации смены собственника организации потребует немало времени и финансовых расходов. Участие нотариуса в данном процессе определено действующим законодательством. Нотариус:

    • удостоверяет гражданско-правовой договор, который предусматривает переход прав на участие в обществе от одного участника к другому;
    • занимается подготовкой и заверкой пакета документов организации, необходимого для отправки в налоговую инспекцию.

    К числу необходимых документов для смены собственника относится:

    • согласие второго супруга на отчуждение доли в обществе либо брачный договор, который регулирует имущественные отношения, возникающие после расторжения брака;
    • письменное заявление учредителей общества, где ими выражается их воля в отказе от покупки доли ООО.

    Для смены собственника компании потребуется:

    • заверить сделку нотариально;
    • уплатить нотариусу вознаграждение, размер которого зависит от суммы сделки;
    • получить вышеперечисленные документы;
    • зарегистрировать внесенные изменения в налоговой инспекции.

    Однако при продаже доли в ООО нельзя сразу же менять генерального директора организации. Это связано с тем, что если все-таки сделать это, при регистрации изменений в ЕГРЮЛ заявления будут подписываться разными заявителями. А это, в свою очередь, может вызвать сложности из-за несовпадения в документах лиц, подписывавших и принимавших документы.

    Следует учесть, что расчеты с бывшими участниками компании должны осуществляться на основании того дохода, который был получен организацией в предыдущем году. Такие расчеты должны формироваться на основании данных, которые были представлены в бухгалтерской отчетности организации за прошедший год.

    Помощь в проведении процедур при смене собственника компании

    Как становится понятно, при смене собственников организации возникают различные нюансы. Все тонкости процесса знают лишь специалисты в этой области с большим опытом работы. Если Вам необходимо сменить собственника организации, обратитесь в «Азбука Учета». Наша компания уже много лет работает на рынке консалтинговых услуг, оказываемых для организаций Москвы и Московской области. Мы имеем колоссальный опыт осуществления смены учредителей в различных организациях и готовы помочь Вам в этом непростом вопросе. Квалифицированные специалисты «Азбука Учета» помогут провести процедуры, связанные с регистрацией изменения собственника, предложат наиболее приемлемый способ регистрации перехода прав собственности. Звоните нам или приходите на личный прием.

    Считается, что при сделках с недвижимостью наименее защищен покупатель. Однако продавец – юридическое лицо может столкнуться с непредвиденной проблемой – пристальным вниманием налоговых органов. Когда это случается и как избежать негативных последствий, рассказывает руководитель налоговой практики, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Елена Сапего и помощник адвоката Алексей Король.

    Фото с сайта novosti-n.org
    Фото с сайта novosti-n.org

    – В последнее время налоговая усилила контроль за сделками с недвижимым имуществом. Предмет проверок – соответствие суммы сделки рыночной цене продаваемого объекта. Если объект продан существенно ниже рынка, это может грозить компании экономическими потерями.

    Пример. В результате недавней проверки налоговой инспекцией одной из столичных компаний выяснилось, что близкие родственники директора организации (жена и сын) приобрели у нее две квартиры в 2,4 раза дешевле рыночной стоимости (1,49 млрд рублей против 3,62 млрд). В итоге инспекторы доначислили компании налог на прибыль в сумме 331,8 млн рублей.

    Штраф за занижение

    Полномочия проверять сделки на соответствие рыночной цене возникли у налоговиков в 2012 году – после того, как в налоговое законодательство было введено понятие «трансфертного ценообразования» – т.е. механизма определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения.

    Соответствие цен может быть проверено только при выездной инспекции – по месту нахождения юридического лица.

    Порог допустимого отклонения цены продажи от рыночной определяется Налоговым кодексом. Если фактическая разница больше этого порога, налог на прибыль от сделки исчисляется налоговым органом как если бы цена продажи была рыночной.

    Это приводит к экономическим потерям продавца, ведь потребовать у покупателя доплатить соответствующую разницу уже нельзя.

    Кто в зоне риска

    Фото с сайта www.tmtopup.com
    Фото с сайта www.tmtopup.com

    Правила трансфертного ценообразования распространяются только на ряд сделок. В случае с реализацией недвижимости контролю подлежат лишь те, в рамках которых юрлицо отчуждает недвижимость юридическим или физическим лицам.

    Так что, например, если вы как физическое лицо решите продать своему другу квартиру в Минске по 200 долларов за м²., то налоговая, конечно же, обратит на эту сделку внимание, однако никаких мер не предпримет.

    Вот критерий, по которому может быть доначислен налог: цена сделки по реализации недвижимого имущества отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации.

    Рекомендации

    Мы всегда рекомендуем продавцам недвижимости обращать внимание на формирование цены реализации, чтобы она была близка к рыночной.

    Однако на практике рыночная цена не всегда очевидна. Поэтому мы рекомендуем продавцу всегда иметь действительное заключение об оценке продаваемого объекта.

    Проект изменений в Налоговый кодекс

    Механизмы контроля над применением трансфертного ценообразования постоянно совершенствуются, а круг сделок, подлежащих контролю со стороны компетентных органов, расширяется.

    Недавно на сайте Минфина был размещен проект изменений в Налоговый кодекс, согласно которым контроль над сделками с недвижимостью будет усилен.

    Скриншот официального сайта Минфина РБ
    Скриншот официального сайта Минфина РБ

    В чем это будет выражаться:

    1. В перечень контролируемых включены сделки не только по продаже, но и по приобретению недвижимого имущества компаниями у юридического или физического лица. В этом случае налоговая будет проверять цену сделок с недвижимым имуществом на предмет ее завышения. Логика законодателя такая: завышая цену сделки, покупатель формирует размер амортизационных отчислений с завышенной цены, которые ежемесячно относит на затраты. Как следствие, уменьшается выплачиваемый в бюджет налог на прибыль.

    2. Контролируемыми сделками станут:

    • Сделки по реализации или приобретению, при которых дольщику передается объект долевого строительства.
    • Сделки по реализации или приобретению, в которых владельцу передаются жилищные облигации на жилое и (или) нежилое помещение. Для таких сделок цена должна отклоняться более чем на 20% от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество.
    • Сделки по реализации или приобретению жилищных облигаций в процессе их обращения (кроме операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенные после госрегистрации создания объекта строительства (допустимое отклонение – снова не более 20% от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения).
    • Сделки по уступке права требования по договору создания объекта долевого строительства, совершенные после госрегистрации его создания (и снова – цена сделки не должна отклоняться более чем на 20% от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения).

    3. Сделки будут проверяться не только при выездной, но и при камеральной проверке – то есть при такой, которая проводится по месту нахождения налогового органа. Основание для заключений налоговой в этом случае – данные налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и других документов, полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без предписания на проведение проверки.

    Фото с сайта surrey.ru
    Фото с сайта surrey.ru

    4. Контроль за сделками по приобретению/реализации недвижимости будут осуществляться без уведомления контролируемого субъекта.

    Важно знать

    Контролируемыми являются сделки по реализации недвижимого имущества. Но в практике налоговых органов под реализацией понимается не только купля-продажа, но и, к примеру, выплата участнику организации дивидендов через передачу недвижимого имущества.

    Так что цена такого недвижимого имущества также не должна существенным образом отличаться от рыночной цены.

    Руководитель налоговой практики, адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

    Специализация: налогообложение, трудовое право и миграционные вопросы, коммерческая деятельность, международная торговля и таможенное право.

    Рекомендована к сотрудничеству на территории Республики Беларусь такими международными справочниками юристов как Chambers Global (2004-2014), The World`s Leading Lawyers for Business (2004-2005, 2006, 2007), Chambers Europe. Europe’s Leading Lawyers for Business (2007, 2009), IFLR1000 (2011, 2012).

    По итогам работы за 2009 год признана Министерством юстиции Беларуси лучшим индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические услуги.

    Специализация: налоговое право, коммерческая деятельность, международная торговля и таможенное право.

    Екатерина Гостева

    Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

    Екатерина Гостева

    Автор: Екатерина Гостева
    налоговый консультант

    В очередном порыве борьбы с однодневками высшее налоговое руководство порой доходит до абсурда. Наглядный тому пример – два десятка новых признаков однодневки, придуманных ФНС.

    Признаки фирмы-однодневки перечислены в письме ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 . Новый документ официально разрешает налоговикам из-за малейших подозрений аннулировать сданные компанией налоговые декларации. В результате все обернется штрафами и блокировкой счетов. Не исключено, что при этом «под раздачу» попадут и вполне себе добропорядочные организации.

    В связи с многочисленными жалобами бизнес-сообщества и юристов ФНС письмом от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@ отозвала с исполнения свое же письмо от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства».

    Изначально в документе налоговики назвали 22 критерия, на основе которых инспектор может определить фирму однодневку. Наряду с вполне себе ожидаемыми, как, например, отсутствие компании по юридическому адресу, постоянная сдача нулевок, отсутствие сотрудников и т.п., в «черном списке» оказались совершенно неожиданные «критерии».

    Например, компанию посчитают неблагонадежной, если представитель компании, взаимодействующий с ИФНС, прописан в другом регионе. Ошибка бухгалтера в номере корректировки уточненной декларации – также повод задуматься и внимательнее присмотреться к компании.

    В первой редакции письма даже присутствовал такой совершенно абсурдный признак, по которому можно выявить однодневку: «Если руководитель организации явился на допрос в ИФНС с представителем (адвокатом), то это может свидетельствовать о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности». Однако после многочисленных писем и жалоб со стороны налоговых правозащитников, в том числе в Генеральную прокуратуру, 21 сентября 2018 года (Письмо ФНС от 21.09.2018 № ЕД-4-15/18411@) данный признак был исключен.

    Признаки компании-однодневки

    Рассмотрим более подробно признаки компании-однодневки, которые касаются:

    • непосредственно генерального директора;
    • отчетности компании;
    • общих вопросов деятельности организации, а также возможные способы предотвратить неприятные для компании и ее руководителя последствия.

    Итак, новые признаки однодневки, касающиеся персоны генерального директора.

    1. Генеральный директор игнорирует вызовы на допрос

    Криминально, если директор больше двух раз проигнорировал вызов на допрос, – в этом случае компанию могут посчитать однодневкой. По мнению ФНС, от допросов уклоняются номинальные руководители компаний.

    Как защититься. Ни в коем случае не игнорировать вызовы на допрос. Если директор без уважительной причины не может явиться на допрос в назначенный день и час (болезнь, командировка, отпуск), – стоит запастись документами, подтверждающими неявку: больничный лист, копию приказа об отпуске (командировке) и проездные билеты.

    2. Генеральный директор работает бесплатно

    В ФНС уверены, что в однодневках директор подставной, поэтому зарплату ему не начисляют. Поэтому, когда в отчетности инспекторы видят нулевой доход директора – это для них сигнал о том, что перед ними однодневка.

    Как защититься. Неначисление заработной платы директору можно объяснить тем, что он же является учредителем и получает не заработную платы, а дивиденды. Однако при использовании такого аргумента дивиденды действительно должны выплачиваться. В противном случае такой аргумент усугубит ситуацию, ведь установить, реально ли учредитель получает дивиденды, для инспектора не представляет никакого труда. Поэтому в целях снижения рисков безопаснее все же платить директору хотя бы «минималку».

    3. Генеральный директор проживает и прописан в разных местах

    Если директор столичной фирмы с юридическим адресом в Москве прописан во Владивостоке, налоговики могут заподозрить, что руководитель возглавляет компанию лишь на «бумаге», и сама она фиктивная.

    Как защититься. Имеет смысл оформлять иногороднему руководителю компании временную регистрацию там, где зарегистрирована компания. Тогда налоговики вряд ли усомнятся в реальности руководителя. Корреспонденция от ИФНС также будет приходить на адрес временной прописки, а значит, директор вовремя ее получит и отреагирует на запрос или приглашение ИФНС.

    4. Генеральный директор сменился накануне отчетности

    Директора меняют, как правило, когда прежний генеральный себя чем-то скомпрометировал. ИФНС объявила его номинальным и потому не принимает у компании отчетность за его подписью. Также новый руководитель нужен, если компанию хотят «бросить». Все эти мотивы давно уже знают в ИФНС, а потому смена генерального директора накануне отчетной кампании может привести к серьезным проблемам.

    Как защититься. Назначать нового директора сразу после сдачи отчетности за какой-либо период. Нового руководителя целесообразно подготовить к тому, что его могут вызвать для беседы в ИФНС – дабы убедиться, что он реален и подписи на отчетах не фиктивные.

    5. Генеральный директор – иностранец

    По мнению налоговиков, если руководитель компании не является резидентом (то есть подолгу отсутствует на своем рабочем месте в РФ), то осуществлять реальное руководство компанией он не может. Более того, если такой директор «прибыл» из офшора или льготной зоны, – то компанию однозначно заподозрят в схемах. Также, по мнению ФНС, на иностранца записывают компанию, от которой хотят избавиться при помощи схемы «альтернативной ликвидации» – это когда учредителем делают иностранца, которого инспекторы явно не будут искать в другой стране, чтобы допросить или попытаться взыскать с него долг компании перед бюджетом.

    Как защититься. Директор-иностранец должен идти на контакт с российскими налоговиками, лично являться на встречу и отвечать на вопросы, касающиеся деятельности компании – только так можно доказать, что директор реальный.

    Следующая группа – признаки отчетности «нехорошей компании»:

    1. Неправильная нумерация уточненных деклараций

    В декларации по НДС всегда проставляется номер корректировки:

    • 0 – если сдается первичная декларация;
    • 1 – если подается первая уточненная к изначальной;
    • 2 – вторая уточненная и т.д.

    ФНС уверена, что чаще всего сдаются «уточненки» однодневками, причем поскольку контрагентов-участников схем много, то зачатую такие компании очень часто путаются в номерах корректировочных деклараций и пишут неправильный.

    Как защититься. Чтобы не вызвать подозрений, корректировки лучше не подавать вообще. Для этого нужно досконально проверять отчетность перед сдачей. Если какая-то ошибка все же произошла, то проверяйте номер корректировки декларации. Также отслеживайте опечатки в первичке, нумеруйте документы по хронологии. Иначе инспекторы решат, что компания фиксирует сделки от случая к случаю и не учитывает операции. Такую компанию могут посчитать участником схем.

    2. Компания несколько периодов подряд сдает нулевые декларации

    Как правило, нулевые обороты по счетам – у однодневок, так как они не показывают обороты по счетам, чтобы не платить налоги.

    Как защититься. Компания может приостановить свою деятельность по объективным причинам (сезонность, спад спроса на продукцию из-за высокой конкуренции и т.д.). Поэтому целесообразно заранее подготовить убедительные пояснения, а к ним приложить выписку из банка, подтверждающую нулевые обороты.

    3. Компания не убрала расхождения с прошлой отчетности

    Расхождения в заявленных по декларации счетах-фактурах – это «красная тряпка» для налоговиков, сигнализирующая о том, что перед ними декларация однодневки. И если компания не предпринимает попыток убрать расхождения – инспекторы окончательно убедятся в неблагонадежности компании и аннулируют ее декларации.

    Как защититься. Сдавать отчетность по НДС только после сверки с отчетностью контрагентов – это поможет выявить неточности и внести необходимые исправления.

    4. Вычеты по НДС больше 98%

    ФНС установила безопасную долю вычетов в начисленном налоге – 89%. Все, что выше, уже вызывает интерес со стороны инспекции. Но криминалом в глазах инспекторов является ситуация, когда вычеты близятся к 100% – это явный признак того, что компания участвует в транзитной цепочке, т.е. проводит операции с целью ухода от НДС.

    Как защититься. Перенести часть вычетов на будущие периоды. Сейчас Налоговый кодекс позволяет откладывать вычет на срок до трех лет.

    5. Доходы в декларациях приближены к расходам

    Если расходы почти равны доходам, то суммы налогов к уплате близятся к нулю, поэтому налоговики считают, что компания проводит транзитные операции. Кроме того, низкая доля налогов – меньше 0,9% от дебетового оборота по счету – вызовет негатив у банка, и компании могут заблокировать счет (см. Методические рекомендации 18-МР).

    Как защититься. Подготовить для ИФНС подробные пояснения, почему в декларации расходы приблизились к доходам. Например, компания раньше арендовала, а теперь приобрела помещение, купила дорогостоящее оборудование или же выплачивает кредит. К пояснениям необходимо приложить подтверждающие документы: договоры, платежки и т.д.

    И наконец, коротко, об общих признаках компании однодневки. Большинство из них – давно не новость.

    1. Новые организации – компании, которые работают меньше полугода.
    2. Компания отсутствует по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
    3. Нет договора аренды с собственником помещения, где находится компания.
    4. В компании всего один сотрудник или сотрудников в штате нет.
    5. Компания постоянно «мигрирует» из одной инспекции в другую.
    6. Компания работает без расчетного счета в течение трех месяцев с момента своей регистрации или у нее более 10 расчетных счетов. Также плохой признак – закрытие всех счетов.
    7. Компания открывает расчетные счета в других регионах, а не в том, где она зарегистрирована.
    8. Транзитный характер движения денег по счетам – компания получает деньги на счет и тут же пересылает эти деньги «поставщикам», причем в той же сумме. Деньги не задерживаются на счете более двух дней.
    9. Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ (об адресе, руководителе, учредителе компании).
    10. Представитель компании живет в другом регионе.
    11. Установлен факт «обналички».

    При обнаружении одного или нескольких из вышеназванных признаков письмо налоговой службы предписывает инспекторам проводить:

    1. Допрос руководителя компании (или ИП).
    2. Осмотр помещений.
    3. Запрашивать документы у банков и в удостоверяющих центрах.
    4. Проводить экспертизу.

    Если в результате проведения таких мероприятий собралось много признаков того, что компания является фирмой-однодневкой, инспекторам позволено проводить аннулирование деклараций по НДС и годовых деклараций по налогу на прибыль. Аннулирование деклараций соответственно приведёт к тому, что расчетный счет заблокируют, на компанию будут наложены штрафы и пени. Именно поэтому такой «механизм воздействия» на компании инспекторам представляется очень действенным.

    Во-первых, для того чтобы не создавать поводов для повышенного внимания к компании, мы на регулярной основе:

    • контролируем размер налоговой нагрузки наших клиентов;
    • контролируем долю налоговых вычетов по НДС, расходов в целях расчета налога на прибыль и пр.;
    • анализируем и выдерживаем сотни контрольных соотношений в бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о проверке.

    Во-вторых, мы тщательно мониторим и своевременно сообщаем клиентам о важных изменениях в законодательстве, которые влияют на их бизнес – с оцифровкой рисков и обязательно с предложением решений. Мы стараемся удержать клиента от принятия рисковых, с точки зрения налоговых и финансовых потерь, решений.

    В-третьих, наши эксперты в курсе даже тех разъяснений ФНС, которые выходят под грифом «ДСП». Владение этими знаниями позволяет подобрать самые убедительные аргументы на любые претензии инспекторов и грамотно выстроить защиту.

    Обслуживание клиентов в 1С-WiseAdvice построено на концепции «Полезная бухгалтерия».

    Мы не ведем учет ради учета. Мы ведем учет с пользой для бизнеса и поддерживаем наших клиентов в любых, даже самых сложных ситуациях!

    Читайте также: