Приводит к введению льготного налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

Одним из вариантов предоставления льгот физическим и юридическим лицам, предусмотренным налоговым законодательством, является освобождения от уплаты некоторых видов налоговых сборов, при наличии соответственных оснований и условий. Так, например, предусматривается предоставление льгот по имущественному налогу для физического лица.

Виды льгот Федерального уровня

Основные налоговые льготы установлены в Налоговом Кодексе РФ. Эти льготы имеют юридическую силу на территории всей страны. Отмена норм, предусматривающих льготы кодексом на региональном уровне не допускается.

Налоговым законодательством предусматривается передача части полномочий по установлению налогообложения органам власти субъектов страны, а также органам власти местного уровня. Действие таких налоговых норм распространяется на территорию конкретного субъекта или конкретной муниципальной единицы. Итак, на основании норм кодекса к налогам, которые устанавливаются субъектом, относят:

  1. На имущество предприятий;
  2. На игорный бизнес;
  3. Транспортный налог для физических лиц и юридических лиц.

К платежам местного уровня отнесены:

  1. Земельный налог для физических лиц и юридических лиц;
  2. Налог на имущество;
  3. Торговый сбор.

Итак, какая же специфика льгот по имущественным налогам для физических лиц?


Транспортный налог

Такой налог взимается в связи с наличием в собственности транспортного средства. Нормы по налогообложению устанавливаются на федеральном уровне и дополняются нормами, разрабатываемыми субъектами.

Так, на основании федеральных уровня сумма налогообложения зависит от:

  • Вида транспортного средства;
  • Мощности двигателя транспортного средства (от лошадей).

Не подлежат обложению следующие виды транспортных средств:

  • Автомобили инвалидов, мощность которых не превышает сто лошадиных сил;
  • Спецтехника;
  • Лодки;
  • Транспортные средства, которые получили статус угнанных в соответствии с решением уполномоченных органов;
  • Морские, речные суда.

В различных регионах эти нормы могут быть дополнены на законодательном уровне. Например, у субъектов есть возможность установить льготные категории граждан, которые могут быть освобождены полностью от уплаты сбора или ставка, для которых снижена.

Если Вы – уже пенсионер и хотите получить скидку на оплату транспортного сбора или не платить то необходимо обратиться в органы фискальной службы. Только по факту Вашего обращения и подтверждения статуса льготника по возрасту тогда можете рассчитывать на получение льготной скидки. В случае, если Вы достигли пенсионного возраста и не сообщили об этом в ИФНС, то Вам будет направлено уведомление об уплате сбора в полном объеме.

К льготным категориям, которые могут быть установлены властями соответствующего региона, могут быть отнесены:

  1. Граждане, признанные малоимущими;
  2. Семьи, которые имеют статус многодетных;
  3. Герои СССР и РФ;
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ, а также участники иных боевых действий;
  5. Собственники транспортных средств, которые не обладают большой мощностью двигателя.

Перечень льгот, а также лиц, которые вправе на них претендовать, можно узнать на сайте региональных Правительств, законодательных органов.

Земельный налог

Изменился налог на земельный участок, теперь, осуществление платежей производится с учетом не только региональных норм, но и правил, установленных местными органами власти.

На уровне государства закреплен перечень лиц, которые от уплаты налогового сбора освобождены.

В отношении ряда налогоплательщиков, предусмотрена возможность уменьшения ставки налога, путем вычета до 10 000 рублей из кадастровой стоимости объекта. Более подробную информацию можно найти на официальных сайтах законодательного органа местного самоуправления.

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Их земельные участки находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

  • Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;
  • физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);
  • лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;
  • лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений.

Налог на имущество

Имущественный налог подлежит уплате, как физическим лицом, так и организациями, которые зарегистрировались в установленном порядке.

Внесение налогового платежа физическими лицами, регулируется нормами местного законодательства, внесение платежей организациями регулируется законами субъектов.

Налоговым законодательством установлен большой реестр физических лиц, освобождающихся от оплаты платежей по имущественному налогу.

Внесение платежей физическими лицами по налогу на имущество.

Так, например, к ним отнесены следующие категории лиц:

  1. Лица, имеющие статус инвалидов I, II группы;
  2. Ветераны ВОВ и участники других военных действий;
  3. Лица, имеющие звание Героя СССР и РФ;
  4. Лица, проходившие военную службу;
  5. Военные пенсионеры;
  6. Лица, находящиеся на пенсионном обеспечении.

Для организаций дозволяется освобождение от осуществления налогового платежа, если они зарегистрированы в качестве:

  1. Религиозной организации;
  2. Организации осуществляющей поддержку лиц, имеющих статус инвалида;
  3. Организации, которая осуществляет производство фармакологических товаров и другие организации.

Налоговые вычеты

Государством осуществляется возмещение расходов, в случаях, которые определены законом. К ним относятся:

  1. Приобретение недвижимого имущества;
  2. Внесение платы за учебу;
  3. Оплата медикаментов или медицинских услуг;
  4. Уплаты взнос по страхованию, пенсионному обеспечению.

Главным условием возмещения является осуществление трудовой деятельности лицом, претендующим на получение вычета.

Претендовать на его получение могут лица, получающие заработную плату, с которой в налоговой орган перечисляется налог на доход самостоятельно лицом, либо работодателем.

Это означает, что на получение возврата потраченных сумм не могут претендовать те лица, которые осуществляют трудовую деятельность не официально. Исключением являются пенсионеры, поскольку для них законодательством предусмотрена возможность перенесение остатка по имущественному вычету на три года, которые предшествовали обращению. На иные, предусмотренные кодексом вычета претендовать они не смогут, пока не представят сведения о дополнительном доходе, кроме пенсионного обеспечения.

Вспомним об этих решениях. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы, для IT-сферы - ставка по налогу на прибыль, с 20 до 3%. Компании получили право уменьшать налог на прибыль на сумму, потраченную на приобретение и модернизацию оборудования.

"Комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - заявил Михаил Мишустин.

Однако за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов страна потеряла до 1 трлн рублей, а дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП.

"Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП", - констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

Как это восполнять? Кабмин нарастит заимствования: в 2020 году они составят 4-4,5 трлн рублей, в 2021-м возрастут на 875 млрд. На покрытие дефицита из Фонда национального благосостояния выделят 350 млрд. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны бюджетные траты, не связанные с соцобязательствами, на 5% - программа вооружений. В итоге в 2021-м бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

В Госдуму внесен законопроект о повышении с 1 января налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей. Во всем мире компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству роялти от цен на ресурсы. В России рента платится от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше рыночной цены на ресурсы. Ставка НДПИ по нефти составляет 40-50% от выручки, газу - 15%, драгкамням - 8%, драгметаллам - 6%, твердым полезным ископаемым - 0,5-0,6%. В ряде государств последний показатель составляет 2-6%.

"Правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность, - отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Значительная часть налогов, которые будут поступать от минудобрений, металлургии и нефтяников, пойдет обратно людям. Средства будут направлены на соцпрограммы".

С 2021-го планируется отмена льготы по НДПИ для выработанных месторождений, что принесет еще 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. Минфин пытается перевести ее на налог на добавленный доход (НДД), так как ряд льгот морально устарел.

Например, коэффициент выработанности ввели в 2007-м для старых месторождений, так как добыча там более затратна, и параметры его расчета не обновлялись. Сейчас это приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли нефтяников.

НДД вводился в виде эксперимента для пилотных месторождений. Но Минфин выявил перекос в пользу нефтяников - бюджет недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Теперь параметры налога скорректируют, что даст бюджету 97,3 млрд рублей в 2021-м.

"Рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы он поступал в бюджет, а дальше путь денег - на образование, здравоохранение, соцпомощь, строительство", - объяснил Остапкович.

Предлагается повысить акцизы на табачную продукцию на 20%, что даст еще 70 млрд рублей. Антон Силуанов считает, что "это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей".

Доход принесет и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Выплаты процентов и дивидендов, уходящие в офшоры, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 средств облагаются ставкой 2%. В случае отказа государств принять новые условия РФ будет в одностороннем порядке выходить из договоров.

Как пояснил главный аналитик "ТелеТрейд" Марк Гойхман, соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в РФ. Но "компании открывают или покупают фирму на Кипре, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды облагаются налогом 5-10%, а проценты по займам - 0%".

По оценке Минфина, в 2018-м на Кипр было выведено 1,4 трлн рублей, в 2019-м - свыше 1,9 трлн. Поэтому и предложено поднять ставки до 15%. Россия и Кипр уже подписали протокол об изменении соглашения. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, дополнительные поступления в бюджет будут составлять 130-150 млрд рублей ежегодно. На очереди - Мальта. Выравнивание налогов подтолкнет бизнес перерегистрироваться в спецрайоны с льготным налогообложением на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.

В Госдуму внесен и проект о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей. Благодаря этому в 2021-2023-м бюджет дополнительно получит 190 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

"Инициатива позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан, - считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. - Такой подход во всем мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения".

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

Оценка эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области - один из этапов подготовки проекта бюджета на следующую трехлетку.

Наша задача - привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов, оценка эффективности налоговых льгот.

Налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление направлено на решение определённых задач государственной политики – социальную поддержку некоторых категорий граждан, стимулирование экономической активности, опережающее развитие определённых территорий.

На практике налоговые льготы являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы.

При этом в отличие от прямых расходов бюджета налоговые льготы не являлись объектом бюджетного контроля, учёта и оценки.

Для решения задачи повышения операционной эффективности бюджетных расходов с 2019 года Бюджетным кодексом Российской Федерации введены новации, предусматривающие ежегодное проведение оценки налоговых расходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также ведение реестра таких налоговых расходов.

При этом к налоговым расходам отнесены выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями по налогам и сборам, предусмотренные в соответствии с целями государственных программ.

Правительством Российской Федерации в июне текущего года утверждены общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796), основные из которых:

  • целесообразность - то есть востребованность и соответствие государственным программам;
  • результативность - то есть самоокупаемость и достижение целей государственных программ.

Цель оценки – повышение эффективности управления бюджетными средствами, более рациональное использование инструментов налогового стимулирования для реализации социально-экономической политики.

При проведении оценки за 2018 год дополнительно учтены показатели экономической и социальной эффективности по постановлению Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 826. Это - финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение заработной платы работников.

В рамках обязательств, принятых регионом в соответствии с Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области, оценка проведена в установленный срок - до 1 августа 2019 года и 19 июля вопрос рассмотрен на заседании общественного совета при министерстве финансов Ростовской области.

Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

В рамках полномочий, определенных Налоговым кодексом, предусмотрены налоговые льготы (пониженные ставки по налогам) по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, транспортному налогу, упрощенной и патентной системам налогообложения.

Все региональные налоговые льготы распределены по новым государственным программам до 2030 года с привязкой к основным целевым показателям.

В госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены льготы, предоставленные в целях:

  • поддержки инвестиционной деятельности (инвесторам, реализующим инвестпроекты на территории области; резидентам ТОСЭР);
  • поддержки малого предпринимательства (субъектам малого бизнеса, предпринимателям, применяющим «налоговые каникулы»).

Налоговые льготы участникам специнвестконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации, включены в госпрограмму «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики».

Льготы, предоставляемые в целях проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, отнесены к госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта».

Поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите государства, а также некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, отражена в госпрограмме «Социальная поддержка граждан».

Информация об итогах работы хозяйствующих субъектов Ростовской области за 2018 год основана на данных Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, отраслевых министерств и ведомств.

Общий объем региональных налоговых льгот за 2018 год составил 5 млрд 126 млн рублей с ростом к прошлому году на 40 процентов (138 млрд 600 млн рублей) и составили 3,7 процента налоговых доходов областного бюджета.

В 2018 году льготами воспользовались:

инвесторы на сумму 2 млрд 194 млн рублей (43 процента);

субъекты малого предпринимательства на сумму 2 млрд 809 млн рублей (55 процентов), в том числе в виде «налоговых каникул» – 990 млн рублей;

иные категории – 123 млн рублей (2 процента).

Существенной остается роль инвестиций в экономике - это не просто создать производство и рабочие места, а создать именно прибыльное производство, которое будет увеличивать валово́й региональный продукт.

Всего в 2018 году льготами по налогу на прибыль и имущество организаций воспользовались 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов. Заключено 15 новых инвестиционных договоров.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2018 года, по оперативным данным Ростовстата в целом по Ростовской области составил 204,2 млрд рублей.

При этом инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в объеме 48 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2017 году.

За рассматриваемый период инвесторами обеспечено рабочими местами более 36 тыс. человек. Средняя заработная плата работников составила 38 тыс.700 рублей, что выше среднеобластной на 26 процентов.

В общей сложности за период с 2010 по 2018 годы эффект от предоставления инвесторам такой государственной поддержки составил + 49 млрд 700 млн рублей к доходам бюджета.

Наибольшая эффективность от льготного налогообложения (по объему инвестиций, количеству рабочих мест, средней заработной плате) достигнута предприятиями, реализующими проекты в сфере промышленного производства (18 организаций, 21 инвестиционный договор).

Льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным (3 территории «Гуково», «Донецк», «Зверево»).

Реализуется 14 инвестпроектов, обеспечено рабочими местами 578 человек. В 2018 году 5 резидентов уже воспользовались льготами на сумму 15,3 млн рублей.

Для организаций, заключивших специнвестконтракты от имени Российской Федерации, льготы введены в 2017 году, но будут предоставлены после создания имущества и получения прибыли.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (15,4 тысяч организаций и предпринимателей (17,5 % из 88 тысяч пользователей упрощенной системой налогообложения), в виде пониженной налоговой ставки с 15 до 10 процентов (объем льготы в 2018 году - 1 млрд 819 млн рублей с ростом к 2017 году на 17,3 процента). Поддержка малого бизнеса в виде этой налоговой льготы способствовала увеличению поступлений по налогу на 20 процентов (в 2017 – 3,0 млрд рублей, в 2018–3,6 млрд рублей).

«Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей оставили для их развития 990 млн рублей, в том числе по упрощенной системе налогообложения 955 млн рублей, по патентной системе 35 млн. рублей. Воспользовались льготой 657 человек.

В 2018 году по субъектам Южного федерального округа выдано патентов с налоговой ставкой «0» - 583, в том числе в Ростовской области - 260 или 45 процентов (Республика Адыгея - 0; Республика Калмыкия - 2; Республика Крым - 0; Краснодарский край - 0; Астраханская область - 26; Волгоградская область - 87; Ростовская область - 260; город Севастополь - 208).

Освобождение от уплаты налогов способствует переходу населения, проявляющего предпринимательскую активность, из неформального сектора занятости в сферу легального бизнеса.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер социальной поддержки, которой воспользовались более 70 тыс. жителей Дона, а также 7 общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В них трудоустроено 262 инвалида.

Объем льгот за 2018 год составил 67,9 млн рублей, в основном, это транспортный налог с физических лиц.

Льготы, которые не были заявлены с 2016 года, подлежат корректировке.

Результаты оценки эффективности налоговых льгот будут учтены при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области.

Предлагаю проинформировать в рамках Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области Министерство финансов Российской Федерации о результатах оценки и использовать их для совершенствования регионального налогового законодательства в целях максимального привлечения инвестиций в экономику Ростовской области.

Читайте также: