К какому виду налогов относится подушная подать

Опубликовано: 10.05.2024

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - пря­мой лич­ный на­лог.

Взи­ма­лась в Древ­нем Ри­ме в пе­ри­од рес­пуб­ли­ки и прин­ци­па­та с жи­те­лей рим­ских про­вин­ций, а в эпо­ху до­ми­на­та, пос­ле про­ве­де­ния все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 289-290 годов, - со всех городских жи­те­лей. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя су­щест­во­ва­ла в Западной Ев­ро­пе: пе­рио­ди­чес­ки вво­ди­лась в Анг­лии в XIV и XVI века; в ви­де ка­пи­та­ции (от латинского caput - го­ло­ва) взи­ма­лась во Фран­ции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Ана­лог подушной подати с не­му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния в Ха­ли­фа­те и Ос­ман­ской им­пе­рии - джи­зия. В Рос­сии сме­ни­ла сис­те­му под­вор­но­го об­ло­же­ния. Вве­де­на ца­рём Пет­ром I в Ев­ропейской Рос­сии и Си­бири Пла­ка­том о сбо­ре по­душ­ных де­нег от 26.6(7.7).1724 года с це­лью обес­пе­чить со­дер­жа­ние но­вой ре­гу­ляр­ной ар­мии; со вре­ме­нем бы­ла рас­про­стра­не­на на Сло­бод­скую (1765), Ле­во­бе­реж­ную (1783) и Пра­во­бе­реж­ную (1795) Ук­раи­ну, При­бал­ти­ку (1783), а так­же на вновь при­сое­ди­нён­ные тер­ри­то­рии.

Подушной податью бы­ли об­ло­же­ны все ка­те­го­рии кре­сть­ян (по­ме­щи­чьи, государственные, двор­цо­вые, мо­на­стыр­ские, позд­нее - удель­ные), по­сад­ские лю­ди, раз­но­чин­цы, а так­же од­но­двор­цы и дво­ро­вые лю­ди, ко­то­рые до вве­де­ния подушной подати не не­сли тяг­ла в поль­зу го­су­дар­ст­ва, с 1775 года - ме­щан­ст­во. От уп­ла­ты подушной подати бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ка­за­чест­во, с 1775 года - фор­ми­ро­вав­ше­еся ку­пе­че­ст­во (за­ме­не­на сбо­ром с объ­яв­лен­но­го ка­пи­та­ла), с 1863 года - ме­щан­ст­во (кро­ме Си­би­ри; для не­го подушная подать за­ме­не­на на­ло­гом с городского не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва). Со­сло­вия, пла­тив­шие подушную подать, на­зы­ва­лись «по­дат­ны­ми» (около 90% от об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Ев­ропейской Рос­сии в середине XIX века).

Для под­го­тов­ки к вве­де­нию подушной подати по ука­зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про­из­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния муж­ско­го по­ла, под­ле­жав­ше­го об­ло­же­нию (вы­яви­ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - про­вер­ка её ре­зуль­та­тов (ре­ви­зия), ко­то­рая уч­ла 5,4 миллионов ре­виз­ских душ. Не­по­сред­ст­вен­ная от­вет­ст­вен­ность за взи­ма­ние подушной подати воз­ла­га­лась у государственных кре­сть­ян на об­щи­ну по прин­ци­пу кру­го­вой по­ру­ки, в по­ме­щичь­их име­ни­ях - на по­ме­щи­ка, в го­ро­дах - на ор­га­ны по­сад­ско­го (ме­щан­ско­го) са­мо­управ­ле­ния и городскую ад­ми­ни­ст­ра­цию. Ве­ли­чи­на подушной подати за­ко­ном ус­та­нав­ли­ва­лась в рав­ном раз­ме­ре с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши, не­за­ви­си­мо от воз­рас­та, но об­щи­на и ме­щан­ское об­ще­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ли рас­клад­ку подушной подати в со­от­вет­ст­вии с тяг­лы­ми воз­мож­но­стя­ми ка­ж­до­го дво­ра (хо­зяй­ст­ва); при рас­клад­ке по­да­ти в по­ме­щичь­их име­ни­ях, как пра­ви­ло, так­же учи­ты­ва­лось бла­го­сос­тоя­ние отдельных дво­ров. Об­щая сум­ма по­да­ти, ко­то­рую еже­год­но вы­пла­чи­ва­ли кре­сть­ян­ская об­щи­на или ме­щан­ское об­ще­ст­во, рас­счи­ты­ва­лась ис­хо­дя из за­фик­си­ро­ван­но­го фис­каль­ны­ми до­ку­мен­та­ми (ре­виз­ски­ми сказ­ка­ми) чис­ла ре­виз­ских душ и ос­та­ва­лась не­из­мен­ной вплоть до сле­дую­щей ре­ви­зии. Из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в ес­те­ст­вен­ном со­ста­ве на­се­ле­ния ме­ж­ду ре­ви­зия­ми, не учи­ты­ва­лись, в свя­зи с чем по­дат­ное об­ло­же­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным. В ме­ст­но­стях, где в си­лу к.-л. при­чин на­се­ле­ние со­кра­ща­лось, по­дат­ная тя­го­та воз­рас­та­ла и, на­про­тив, умень­ша­лась там, где про­ис­хо­дил при­рост муж­ско­го на­се­ле­ния.

Пер­во­на­чаль­ный раз­мер подушной подати был ус­та­нов­лен пу­тём де­ле­ния сум­мы, не­об­хо­ди­мой для со­дер­жа­ния ар­мии, на чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков. В 1724 году подушная подать оп­ре­де­ле­на в 74 копейки. С 1725 года для кре­сть­ян подушная подать со­став­ля­ла 70 копеек, для по­дат­но­го городского на­се­ле­ния - 80 копеек (кро­ме это­го, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не пла­ти­ли об­рок или не­сли бар­щи­ну, государственные кре­сть­я­не и городское на­се­ле­ние бы­ли об­ло­же­ны до­пол­нительным об­роч­ным сбо­ром в поль­зу го­су­дар­ст­ва в раз­ме­ре 40 копеек с ре­виз­ской ду­ши). До 1782 года ста­ро­об­ряд­цы пла­ти­ли двой­ной по­душ­ный ок­лад (один шёл в до­ход го­су­дар­ст­ва, дру­гой по­сту­пал Русской пра­во­слав­ной церк­ви), по­ло­ви­ной по­душ­но­го ок­ла­да бы­ли об­ло­же­ны и жен­щи­ны в ста­ро­об­рядческих об­щи­нах (за ис­клю­че­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рые жи­ли в при­гра­нич­ной по­ло­се, что­бы не про­во­ци­ро­вать их бег­ст­во из стра­ны). В 1740-1750-е годы 70-ко­пе­еч­ный ок­лад не­од­но­крат­но сни­жал­ся на отдельные го­ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе­ри­од пра­ви­тель­ст­во уве­ли­чи­ва­ло кос­вен­ные на­ло­ги (та­мо­жен­ные сбо­ры, по­сту­п­ле­ния от вин­ной мо­но­по­лии и другие). С начала 1760-х годов, ко­гда воз­мож­но­сти уси­ле­ния кос­вен­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния бы­ли ис­чер­па­ны, подушная подать воз­рас­та­ла, к 1798 году со­ста­ви­ла 1 рубль 26 копеек для по­ме­щичь­их кре­сть­ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре­сть­ян и близ­ких к ним ка­те­го­рий и 2 рублей для ме­щан (вклю­чая об­роч­ный сбор). С учё­том па­де­ния кур­са ас­сиг­на­ций, боль­ших во­енных рас­хо­дов по­душ­ный ок­лад в 1810 году уве­ли­чен до 2 рублей для кре­сть­ян и до 5 рублей для ме­щан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со­от­вет­ст­вен­но. В 1839 году, с на­ча­лом де­неж­ной ре­фор­мы министерства фи­нан­сов Е.Ф. Кан­кри­на, по­душ­ный ок­лад пе­ре­ло­жен на се­реб­ро (для кре­сть­ян со­ста­вил 95 копеек, для ме­щан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве­ли­чен, но вме­сто урав­ни­тель­но­го об­ло­же­ния ре­виз­ских душ по­душ­ные ок­ла­ды бы­ли диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по отдельным ме­ст­но­стям, со­ста­вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве­де­ние подушной подати при­ве­ло к зна­чительному рос­ту государственных до­хо­дов, по­ступ­ле­ния от неё со­став­ля­ли 54,1% государственных до­хо­дов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В даль­ней­шем роль подушной подати сни­жа­лась за счёт рос­та кос­вен­ных на­ло­гов и вве­де­ния но­вых пря­мых на­ло­гов - с городских не­дви­жи­мых иму­ществ (1863), государственного по­зе­мель­но­го на­ло­га (1875). К 1881 году подушная подать со­став­ля­ла око­ло по­ло­ви­ны всех пря­мых на­ло­гов, а те, в свою оче­редь, да­ва­ли 18% государственных до­хо­дов.

Не­об­хо­ди­мость обес­пе­чить ис­прав­ную уп­ла­ту подушной подати ста­ла од­ной из при­чин вве­де­ния пас­порт­ной сис­те­мы. На про­тяже­нии всей ис­то­рии подушной подати её сбор со­про­во­ж­дал­ся зна­чительными не­до­бо­ра­ми. Так, к 1740-м году об­щая сум­ма не­дои­мок до­стигла 5 миллионов рублей. Вла­сти, с од­ной сторо­ны, не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли жё­ст­кие ме­ры по их взы­ска­нию, с дру­гой - пе­рио­ди­че­ски про­ща­ли их из-за не­воз­мож­но­сти взы­скать пол­но­стью по при­чи­не сла­бо­сти бю­ро­кра­тического ап­па­ра­та и ра­зо­ре­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств (осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для 1-й половине XVIII века).

Со­глас­но Пла­ка­ту 1724 года, сбор подушной подати осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ским ко­мис­са­ром (вы­би­рал­ся дво­ря­на­ми ди­ст­рик­тов - во­енно-администртивных ок­ру­гов) со­вме­ст­но со штаб-офи­це­ра­ми и под на­блю­де­ни­ем ко­ман­ди­ра пол­ка (в 1727-1730 годы зем­ские ко­мис­са­ры и штаб-офи­це­ры под­чи­ня­лись про­винциальным вое­во­дам). С 1736 года сбор был пе­ре­дан уезд­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, ко­то­рая со­би­ра­ла подушную подать при со­дей­ст­вии «офи­це­ров у по­душ­но­го сбо­ра». По­сле гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 года им за­ни­ма­лись ка­зён­ные па­ла­ты. В XVIII веке сбо­ром подушной подати ве­да­ли как во­ен­ные (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ге­не­раль­ный кригс-ко­мис­са­ри­ат), так и гра­ж­дан­ские (Ка­мер-кол­ле­гия и ряд других) центральные уч­ре­ж­де­ния под кон­тро­лем Се­на­та, в XIX веке - Министерство фи­нан­сов, а так­же МВД, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ло кон­троль за дея­тель­но­стью гу­берн­ско­го на­чаль­ст­ва по взы­ска­нию не­дои­мок.

Пра­ви­тель­ст­во не раз офи­ци­аль­но при­зна­ва­ло не­дос­тат­ки по­душ­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (1727, 1810, 1832). Ко­мис­сия для пе­ре­смот­ра сис­те­мы по­да­тей и сбо­ров при Министерстве фи­нан­сов в 1859 году при­шла к вы­во­ду, что «без со­вер­шен­ной от­ме­ны по­душ­ной сис­те­мы нель­зя дос­тиг­нуть су­ще­ст­вен­но­го улуч­ше­ния в уст­рой­ст­ве пря­мых по­да­тей». Подушная подать в Ев­ропейской Рос­сии по­сте­пен­но от­ме­не­на императором Алек­сан­дром III. По ука­зу от 18(30).5.1882 года пре­кра­ти­лось с началом 1883 года взи­ма­ние подушной подати с без­зе­мель­ных кре­сть­ян, бывших дво­ро­вых лю­дей и с кре­сть­ян, по­лу­чив­ших в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года зе­мель­ный на­дел в раз­ме­ре 1/4 от выс­шей нор­мы (так называемых кре­сть­ян-дар­ст­вен­ни­ков). За­ко­ном от 14(26).5.1883 года раз­мер подушной подати по­ни­жен, а для бывших фаб­рич­ных и за­вод­ских кре­сть­ян она от­ме­не­на. За­ко­ном от 28.5(9.6).1885 года взи­ма­ние подушной подати пре­кра­ще­но с началом 1886 года с боль­шин­ст­ва кре­сть­ян, а с началом 1887 года - со всех бывших по­дат­ных со­сло­вий, кро­ме жи­те­лей Си­би­ри, где подушная подать за­ко­ном от 18(30).1.1898 года уп­разд­не­на с началом 1899 года. От­ме­на подушной подати бы­ла ком­пен­си­ро­ва­на рос­том по­зе­мель­но­го на­ло­га, на­ло­га с городских не­дви­жи­мых иму­ществ, на­ло­гов за пра­во тор­гов­ли и про­мы­слов, уве­ли­че­ни­ем ак­ци­за со спир­та, а так­же об­роч­ной по­да­ти с бывших государственных кре­сть­ян с по­сле­дую­щим её пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в вы­куп­ные пла­те­жи.

Все рассмотренные имущественные налоги дают возможность более или менее полно и равномерно настигнуть податные силы народа, олицетворяемые разными видами имуществ. Но имущества являются не единственным фактором, создающим народный доход и образующим частные доходы. Труд человека играет огромную роль в народном хозяйстве. Кроме того, результат всякой хозяйственной деятельности зависит от индивидуальных обстоятельств места и времени, при каких ведется хозяйство. Таким образом, получается категории доходов, не имеющих имущественного основание или имеющих таковое лишь отчасти. Обложение этой категории доходов достигается налогами личными и общеподоходными.

Личные налоги представляют очень древнюю форму обложение и, по словам Леруа-Болье, не было государства, которое в течение своей истории не прибегало бы к личным налогам. Таковые уже существовали в древних классических государствах; но там они взимались только с некоторых категорий лиц.

Впоследствии, личные налоги в весьма разнообразных видах встречаются в течение всей податной истории.

Самою грубою формою личного обложение были поголовные подати, взимавшиеся в равном размере со всех плательщиков. Обязанность уплаты таких поголовных податей обыкновенно начиналась по достижении лицом определенного возраста и на известном возрасте прекращалась: напр., в императорском Риме capitationes взимались с мужчин между 14 - 65 годами, с женщин между 12 - 65.

Более совершенною формою личных налогов явились классные подати, взимаемые в различных окладах с разных классов или разрядов плательщиков. Классификация происходила на основании принадлежности плательщиков к известному сословию, по их общественному положению и т. д. В новых классных податях классификация стала происходить по имущественному положению плательщиков.

Личные налоги имеют много противников. Из русских ученых решительным врагом личных налогов выступил проф. Патлаевский, допускающий одни только имущественные налоги.

Но нашлись и защитники личных налогов, доказывающие, что имеется достаточно оснований для существования личных налогов. Так, напр., Лоренц Штейн, крайне расширяя понятие капитала и признавая существование особой категории личных капиталов, говорит, что рядом с вещными капиталами, и личные могут служить источником доходов и обладают капиталообразовательною силою. Только вещные капиталы заключают таковую в самих себе, независимо от их владельцев, а потому и являются сами податным объектом. Личные же капиталы представляют из себя такую форму капиталообразовательной силы, которая сливается с личностью собственника и не может быть отделена от таковой, а между тем эти личные капиталы бывают источником услуг, имеющих для других людей известную цену и, благодаря тому, приносят своим собственникам известный доход. И этот доход составляет самостоятельный податной источник, который, по словам Штейна, и следует облагать системою личных налогов.

Но основание для взимание личных налогов можно найти и без расширения, подобно Штейну, понятие капитала.

Действительно, если вникнуть в строй современного народного хозяйства, то оказывается, что большинство частных хозяйств не имеют никаких капиталов и не получают никаких ясно выступающих доходов, тем не менее, также ясно, что они обладают способностью к получению доходов и получают таковые в действительности, так как иначе они не могли бы поддерживать и продолжать своего хозяйственного существования. Представители этих частных хозяйств сплошь и рядом других источников для добычи доходов, кроме своих личных сил, способностей и знаний, не имеют. При отсутствии же личных налогов и налогов на предметы общего потребления, - все эти пролетарии, в смысле лиц, не обладающих имуществами, перестали бы состоять непосредственными участниками в податном бремени.

Таким образом, личные налоги получают экономическое основание для своего существования. Но некоторые ученые дают личным налогам еще политическое обоснование.

Так, Леруа-Болье, который вообще не сторонник прямых налогов, требует, тем не менее, умеренных личных податей, которые уплачивались бы всеми полноправными в политическом отношении гражданами, и чтобы пользование известными политическими правами было поставлено в зависимость от уплаты личного налога. По словам Леруа-Болье, подобный порядок особенно необходим и получает смысл в странах с демократическим правлением, как современная Франция. В таком виде личные налоги существуют в некоторых штатах Северной Америки, в которой право голоса зависит от уплаты определенного личного налога.

В личных налогах нет также ничего оскорбительного для достоинства человека, раз обязанность платить эти налоги распространена на всех граждан.

Конечно, доходы, получаемые человеком путем физической или умственной деятельности, не так прочны, как доходы, доставляемые движимым или недвижимым имуществом, иначе говоря, фундированные доходы прочнее нефундированных, так как эти последние прекращаются или сокращаются по случаю болезни, старости и т. п., одним словом, при уменьшении или прекращении трудоспособности лица. Вследствие этого, справедливость требует более снисходительного отношение при обложении личных заработков, нежели при установлении имущественных налогов.

Во всяком случае, личные налоги, распространенные на низшие разряды плательщиков, должны быть очень умеренны. Но и при умеренных окладах взимание личных налогов, как и вообще прямых налогов, с массы малоимущих лиц сопряжено с большими затруднениями, бывает очень обременительно для плательщиков, ведет к недоимкам и взысканиям. Ввиду этого, многие государства отказались от личных налогов и заменяют их косвенными налогами, взимаемыми с предметов общего потребления.

Еще недавно в русской податной системе огромное значение имел личный налог, именно подушная подать. Хотя эта, подать уже отменена, но, ввиду того, что она существовала так долго и играла такую видную роль в русском государственном хозяйстве, следует несколько остановиться на ее истории и судьбе.

При Петре Великом в русском государственном хозяйстве произошел коренной переворот. На постройку городов и крепостей, на организацию войска, на сооружение флота, на ведение войн, - на все это требовалась масса средств. Существовавшие в то время на Руси сборы с сельских обывателей и с посадских оказывались недостаточными. К государственным займам Петр относился не сочувственно, как можно судить по его словам на празднике в Шлиссельбурге по случаю окончание войны со Шведами: «Я окончил войну, продолжавшуюся 21 год, не встретив надобности прибегать к займам, и, если бы мне, по Божьей воле, пришлось воевать еще 20 лет, я все-таки воевал бы, не прибегая к займам».

При таких обстоятельствах Петр установил подушную подать. В 1718 г. было повелено произвести народную перепись и разложить на число душ сумму, потребную на содержание войска. При этом первоначально было повелено писать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей и однодворцев, а в 1720 г. было приказано писать и дворовых людей и церковников.

По производстве и поверке переписи (ревизии) оказалось несколько больше 5 мил. душ, и подать была назначена в 74 к. с души.

В 1722 году эта подать была распространена на посадских людей, т. е. городских жителей, в размере по 1 руб. 20 коп. с души. Взимание подушной подати началось с 1724 года.

С самого своего возникновение подушная подать была сословным, а не общим налогом.

Так, уже при Петре Великом не вносились в ревизские сказки дворяне, попы и др. Впоследствии от подушной подати постепенно были освобождены и другие сословия.

В 1775 г. от нее было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины.

В 1863 г. была отменена подушная подать с мещан, а вместо таковой был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 г.

С конца ХVIII ст. начались сильные повышение окладов подушной подати, которые в 1818 г. равнялись 3 руб. 30 коп. ассигнациями в Европейской России и 3 руб. в Сибири, так как на последнюю не были распространены повышение подушной подати на устройство и содержание сухопутных и водяных путей сообщения.

Затем довольно долго не происходило повышение подушной подати; в 1839 г. ее оклады по переложении на серебро составили 95 к. для Европейской России и 86 к. для Сибири.

Новые повышение подушной подати начались с 1861 г., причем стали повышать оклады в среднем размере, так что для местностей, где платежная способность население была слабее, и подать повышалась в меньшем размере, чем для местностей, в которых население отличалось лучшим материальным благосостоянием.

После 1867 г. уже не происходило повышений подушной подати, и оклады последней колебались от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп., смотря по местностям.

Взимание подушной подати происходило следующим образом: При Петре Великом ее собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала его опять военным. При Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост, а в 1775 г. с учреждением Казенных Палат, последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати.

Раскладка подушной подати происходила следующим образом: подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным, так как умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в таковые. Впрочем, случайные причисление и исключение происходили и между ревизиями, напр. вносились пропущенные при ревизии, возвратившиеся из бегов и т. п. Все эти дела ведались Казенными Палатами.

Определение количества подушной подати, приходящиеся на крестьян известного сельского общества, производились также Казенными Палатами через подложение числа ревизских душ сельского общества на оклад подушной подати, смотря по местности.

Распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами, причем принимались во внимание разные обстоятельства: размер наделов, число наличных душ в семье и др. Ревизская же душа, по словам Трирогова, автора исследование «Община и подать», являлась понятием мало распространенным среди крестьян, которые при раскладке следующих с них сборов считают на свои мирские, окладные души.

Подушная подать в глазах ее плательщиков - крестьян вполне сливалась с прочими, взимавшимися с них, сборами: поземельным, земскими и мирскими. Крестьяне обыкновенно считают и выкупные платежи за такой же налог, как и прежнюю подушную подать. Подушная подать обыкновенно и не распределялась отдельно, а между крестьянами известного общества раскладывалась общая сумма следующая с них разнообразных сборов.

Источниками крестьянских платежей служили земледелие и крестьянские заработки, так что подушную подать, как часть этих платежей, следовало бы считать имущественно-личным налогом, хотя по названию она была личною податью.

За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. Исключение составляли малолюдные крестьянские общества, имевшие менее 40 ревизских душ; здесь круговой ответственности не было.

После того, как от уплаты подушной подати были последовательно освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать стала исключительно крестьянским налогом.

Существование налога, уплачиваемого лишь частью населения, противоречило поначалу общности обложение и нарушало равенство население перед податным законом.

С самого начала 60-х годов, вопрос об отмене подушной подати возбуждался неоднократно. А в 1879 году состоялось Высочайшее повеление об образовании комиссии для обсуждение предположенной отмены подушной подати и для взыскание других источников государственных доходов ее замены.

Комиссия предполагала отменить сразу подушную подать и ввести вместо нее личный усадебный и подоходный налоги. Но министр финансов не находил возможным совершить одновременную отмену всей подушной подати и установить сразу новые налоги на сумму в 70 м. р., Так как нельзя поручиться, что такая быстрая податная реформа не отразится неблагоприятно на народном хозяйстве и финансовом положении России.

В 1882 г. последовал Высочайший указ, которым было повелено совершить отмену подушной подати постепенно по мере взыскание источников для ее замены, но чтобы такая отмена была совершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.

При этом было оговорено, что, вероятно, представится возможным сократить этот срок. При постепенной отмене подушной подати принималась во внимание неравномерность распределения ее между отдельными категориями плательщиков, причем сперва были сложены и понижены оклады подушной подати с наименее налогоспособных разрядов крестьян.

По росписи на 1883 г подушная подать ожидалась в размере 58 м. 800 т. р. В течение 1883 и 1884 годов было сложено окладов подушной подати на 15 м. р., с 1 янв. 1886 г. были от нее освобождены все крестьяне, кроме государственных, а с 1 янв. 1887 г. и эти последние.

Вместо подушной подати были введены пошлины с безвозмездного перехода имуществ, повышены некоторые статьи таможенного тарифа, повышены на 1 коп. с градуса акциз на спирт, увеличена оброчная подать государственных крестьян, (с обращением ее в выкупные платежи) и приняты некоторые другие финансовые меры.

В последнее время подушные сборы существовали еще в Сибири; но и там, за исключением Приамурского края и Якутской области и неземледельческих местностей Иркутской, Тобольской и Томской губерний, они заменены по Закону 9 янв. 1898 г. государственною оброчною и поземельною податью.

В большинстве западноевропейских государств теперь пять личных налогов.

До 1891 г. в Пруссии существовал личный налог, имевший форму классной подати. Первоначально классная подать взималась со всех русских граждан по достижении ими определенного возраста, кроме жителей больших городов, в которых вместо классной подати взимались налоги с помола зерна и убоя скота. В 1873 г. последние налоги были отменены, и классная подать была распространена и на жителей больших городов. Затем, от классной подати были освобождены лица, имеющие менее 420 марок дохода; впоследствии такое освобождение было распространено и на лиц с более значительными доходами. Лица, имеющие более 3 тыс. марок дохода, также не платили классной подати, вместо которой они подлежали подоходному налогу.

Таким образом, в Пруссии личный налог дополнялся подоходным. Последний являлся продолжением вверх классной подати.

Законом 24 июня 1891 года классная подать была отменена, а подоходная преобразована.

Личный налог еще фигурирует во французской податной системе.

Существующая теперь во Франции личная подать установлена в 1701 г. Она вошла в состав целой системы налогов, введенной под общим названием contribution mobiliere, т. е. налога на движимость.

В contribu t ion mobiliere входили: 1) подать в размере трехдневной заработной платы, определяемой местной администрацией, 2) налог на мужскую и женскую прислугу, 3) налог на лошадей, 4) налог на квартиры, 5) налог в 1/20 с доходов, о которых заключали по стоимости квартиры плательщиков налога.

В 1798 году было установлено законом, что дневная заработная плата, принимаемая за мерку налога в разных местностях Франции, не должна быть выше 1 фр. 50 сант., и ниже 50 сант.

В 1806 году contribution rnobiliere получила новую организацию: в ней остались только личный и квартирный налоги (contribution personnelle et mobiliere). С тех пор эта подать существенным преобразованиям не подвергалась

Таким образом, личный налог соединен во Франции с квартирными. Общая сумма этих двух налогов распределяется между отдельными французскими общинами (communes). Но в общинах, в которых взимаются городские привратные акцизы, лично-поквартирный налог, по ходатайству муниципального совета и с разрешение префекта, может быть заменен частью или вполне взносом из доходов от привратных акцизов. Сумма лично-поквартирного налога, назначенная на известную общину, распределяется в последней следующим образом сначала составляется список плательщиков личного налога, назначаемого в размере равном трехдневной заработной плате по тарифу, принятому в общине; недобор до полной суммы назначенного на общину контингента налога распределяется между плательщиками пропорционально стоимости их квартир. При этом небольшие квартиры обыкновенно освобождаются от налога.

Французский личный налог изъят от всех государственных и местных добавочных сантимов.

Финансовое значение французского личного налога ничтожно. Это происходит оттого, что в его основу принимается оценка рабочего дня, установленная в 1898 г. и оставшаяся с той поры неподвижною, именно 1 / 2 - 1 1 / 2 фр. тогда как в действительности поденная плата во Франции теперь уже в несколько раз больше приведенной. Во Франции теперь несколько более 8 мил. плательщиков личной подати, уплачивающих около 17 м. фр., тогда как лично-квартирная подать вместе дает около 100 мил. фр.

Существующие в Бельгии и Голландии под именем личных налоги имеют много общего с французскою личною и квартирною податью.

Бельгийская и Голландская личные подати взимаются на основании целого ряда признаков, именно: сообразно с наемною стоимостью квартир плательщиков, по числу окон и дверей, сообразно со стоимостью мебели, по числу слуг и лошадей.

В некоторых государствах промысловый налог, распространяясь на ремесленников и поденщиков, заключает в себе, таким образом, и личный налог. Такова, напр., существующая в Венгрии личная промысловая подать.

Существующая в некоторых государствах подать с лиц, освобождаемых от военной службы, является специальным сбором, имеющим назначение заменять личную воинскую повинность для тех лиц, которые от таковых освобождаются.

Таким образом, эта подать служит как бы дополнением к воинской повинности.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 — 90-х гг. XIX в.

Смотреть что такое ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ в других словарях:

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

основной прямой налог в России 18—19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (См. Подворное обложение). П. п. облагалось всё муж. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, основной прямой налог в России 18-19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения. П. п. облагалось всё мужское население. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

осн. прямой налог в России 18-19 вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. П. п. облагалось все муж. население податных сословий. Введени. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России в XVIII–XIX вв. основной налог на всех мужчин податных сословий; заменил подворное обложение. В 1723–1724 гг. введено подушное обложение по результатам ревизии 1719–1722 гг. П.п. составляла 74 коп. с ревизской души и была непосильна для большинства крестьянских семей, т. к. следовало платить и за нетрудоспособных ее членов – стариков и детей, кроме того, по раскладу крестьяне выплачивали П.п. до следующей ревизии за умерших и выбывших из деревни, а также за несостоятельных плательщиков, которых в силу нищеты населения было много. 9 февраля 1725 г. уменьшена с 74 до 70 коп. с души. В конце того же месяца Сенат счел нужным особо указать находящимся на постое в частных домах военным, чтобы они не причиняли хозяевам никаких «обид и притеснений». В июне того же года Сенат переложил взыскание подушных денег в дворцовых волостях с крестьян на управителей, приказчиков и старост, отозвав офицеров из уездов. Ответственность за сбор П.п. по указу от 9 января 1727 г. лежала на воеводах, которым в помощь давалось по 1 штаб-офицеру. К осени 1727 г. стало ясно, что отстранение армии от сбора П.п. ставит под угрозу получение казной каких-либо денег вообще. В сентябре 1727 г. военные вновь были отправлены в уезды, хотя подчинялись теперь губернаторам и воеводам. В 1731 г. подушные деньги обязали платить самим помещикам, установив два срока уплаты подушины: в январе-марте и сентябре-декабре. Дело дошло до того, что в 1737 г. помещиков-должников было велено «выслать из деревень из домов их и от заводов их, и людям и крестьянам их ни в чем не слушать не велеть». Общая сумма недоимок, опубликованная в 1738 г., составляла 1971276 руб., из которых 513177 руб. (около 26 /о) приходилось на знатных. Указ предусматривал принятие против помещиков-должников строгих мер вплоть до отписания их имений в казну. В июне 1739 г. этот указ был повторен вновь, причем имения неплатежников на сей раз было велено продавать с молотка. Периодически на какие-то годы П.п. Снижалась, в особо мятежные годы недоимки прощались. С 1775 г. от П.п. было Освобождено гильдейское купечество. В 1797 г. П.п. была вновь увеличена. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18-19 вв. основной прямой налог, введён в 1724, заменил подворное обложение. П. п. облагались все мужчины податных сословий . смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

форма налогового обложения, введенная в России Петром I взамен ранее существовавшего подворного обложения. Размер П. п. устанавливался путем деления суммы, необходимой для содержания войска, на количество мужского населения податных сословий (см. Сословие). Введение П. п. было обусловлено уменьшением налоговых поступлений, в то время как войны (война с Турцией, Швецией, Ираном) требовали все новых средств. Налоговые поступления должны были, по замыслу Петра I, итти на содержание армии. П. п. облагалось все население мужского пола, независимо от возраста и трудоспособности, за исключением дворянства (см.) и лиц, состоявших на государственной службе. Первоначально П. п. взималась в размере 74 коп. с «души». Постепенно эта сумма возрастала, увеличившись к 1818 г. более чем в четыре раза. П. п. обязаны были платить и холопы, что способствовало слиянию холопов с крепостными крестьянами. Царское правительство обязывало платить П. п. и всякого рода «гулящих людей», в этих целях приписывая их к помещикам, на территории которых они находились, что способствовало расширению крепостничества. Установление П. п. означало усиление налогового гнета, который основной тяжестью лег на крестьянство. Введение Петром I П. п., как и другие его реформы, содействовало возвышению класса помещиков и нарождавшегося класса торговцев, укреплению национального государства этих классов за счет крепостного крестьянства. При Екатерине II от П. п. были освобождены купцы, а в начале 19 в. и мещане. П. п. стала сословным крестьянским налогом, особенно тяжелым для крестьянской бедноты, поскольку ни размер доходов, ни количество земли при обложении не учитывались. П. п. была отменена в 1887–89 гг. . смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее предшествовали переписи тяглого населения с к. 1718. Для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С государственных крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души мужского пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили подушную подать в двойном размере, посадские люди - 80 коп. подушной подати и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крестьянской и посадской общины, т.к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение подушной подати сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь присоединяемых территорий. С. И. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ подушный налог - прямой личный налог, взимаемый с каждой "души" (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущес. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

основной прямой налог с населения в XVIII — первой половине XIX в. Ее платили все категории населения страны, кроме дворянства, духовенства и военных. Единицей налогообложения была душа мужского пола, т. е. каждое лицо мужского пола от грудных младенцев до дряхлых стариков. Иногда ее называли «ревизская душа», так как после переписи населения следовала ее проверка — ревизия, устанавливающая точное число душ мужского пола. В России было 10 переписей податного населения: первая — в 1724 г., последняя — в 1857 г. Налог платили за фиксированное число душ от переписи до переписи. В условиях когда люди между переписями умирали, а налог за них платили, образовались «мертвые души», на чем Я. В. Гоголь построил свою поэму «Мертвые души». смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

единый прямой налог, введенный Петром I с начала 1720-х гг. для большей части мужского населения страны. Согласно "Плакату о сборе подушном", размер подати для помещичьих крестьян составил 74 коп. в год, для государственных - 1 руб. 14 коп., для посадских - 1 руб. 20 коп. От уплаты подати были освобождены представители дворянства, духовенства, а также гильдейского купечества. В результате инфляционных процессов размер подати почти непрерывно возрастал, составив к началу 1820-х гг. более 3 руб., а к концу 1850-х гг. - уже более 10 руб. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

прямой личный налог, взимаемый с каждой "души" (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества. Известен с древних времен. В России введен Петром I в 1724 г. для лиц мужского пола. Отменен в период с 1887 по 1899 г. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. . смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

Подушная подать (poll tax), налог, взимаемый с каждого жителя страны. В Англии устанавливался палатой общин в 1377, 1379 и в 1380 гг. Последний — в размере 1 шил. с человека, — по общему мнению, явился причиной крестьянского восстания. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

подушная податьמַס גוּלגוֹלֶת ז'

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80- 90-х гг. XIX в.
. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в.
. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ , в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России 18-19 вв. основной прямой налог, введен в 1724, заменил подворное обложение. П. п. облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-90-х гг. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России 18-19 вв. основной прямой налог, введен в 1724, заменил подворное обложение. П. п. облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-90-х гг. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России XVIII—XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80— 90-х гг. XIX в. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России 18-19 вв. основной прямой налог, введен в 1724, заменил подворное обложение. П. п. облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-90-х гг. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

- в России 18-19 вв. основной прямой налог. Заменила в1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословийнезависимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. 19 в. смотреть

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

заменила в 1724 г. подворное обложение; этим налогом облагались все мужчины податного сословия независимо от возраста. Отменена в 80-х гг. XIX в.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

заменила в 1724 г. подворное обложение; этим налогом облагались все мужчины податного сословия независимо от возраста. Отменена в 80-х гг. XIX в.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-х гг.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

Kopfgeld ист., Kopfsteuer, Kopfzins, Leibzins

Подушная подать или подушный оклад – нововведение Петра I, заменившее неэффективный налог на тягловые дворы. Он взимался с мужского населения страны от младенца до глубокого старика и составлял в зависимости от сословия от 70 копеек до 1,2 рублей.

Петр Великий

Причины преобразований в налогообложении

В начале правления Петру требовались огромные деньги, чтобы строить флот и содержать армию. В 1710 году растраты казны составили 3,8 миллиона рублей при собранных налогах в 3,1 миллиона. Царь даже ввел специальную должность – прибыльщика, который занимался поиском средств для пополнения казны. Фактически прибыльщики придумывали новые налоги, порой абсурдные, как, например, налог на баню или на бороды. Катастрофическая нехватка денег в казне и стала причиной реформаций в системы налогообложения.

Перепись тяглового населения

Тягловым во времена Петра назывался двор черного посадского человека, мастерового или торговца, учтенный в системе кадастра (сошного письма) для уплаты податей или отбывания повинностей. Доля в общем налоге со двора высчитывалась исходя из состава семьи и принадлежности к торговому промыслу.

Количество дворов, подлежащих налогообложению, считалось по количеству ворот. Чтобы платить меньше, крестьяне соединяли несколько хозяйств, а лишние ворота заколачивали. В результате такой находчивости отчисления в казну с каждым годом уменьшались, а количество населения при этом оставалось неизменным или росло.

сборщик податей при Петре I

В 1698 и 1710 годах в России проводились подворные переписи. По их данным численность населения убывала, особенно заметно в северных и центральных областях страны. Спад объяснялся несколькими причинами:

  • рекрутский набор в армию и на флот;
  • привлечение людей на судостроительные верфи;
  • масштабные стройки крепостей;
  • строительство Санкт-Петербурга;
  • мор вследствие эпидемий и неурожайных лет;
  • бегство тяглового населения в южные районы, Сибирь и за рубеж.

Занижение данных переписи было выгодно не только плательщикам податей (крестьянам и посадским людям), но и помещикам, которые эти подати собирали. Меньше дворов – меньше работы, больше возможностей для создания незаконных поборов со стороны местной администрации.

В 1716-1718 годах осуществили Ландратскую перепись силами местных чиновников (ландратов). В ней учитывали точное количество населения обоего пола, включая вольных, гулящих людей и холопов. Перепись завершилась лишь в 1722 году, и на основе ее данных был рассчитан новый подушный налог.

Суть и величина подушной подати

С 1724 года подушная подать взималась с мужской половины населения вне зависимости от возраста. В первый год она составила 80 копеек с человека, но в последующие годы снизилась до 70 копеек. Плательщики, не состоящие в крепостной зависимости, платили по 1,2 рубля. Повышенная ставка полагалась раскольникам, они отчисляли в казну вдвое большую сумму, за что их прозвали «двоедане». Реформа оказалась успешной – уже в 1725 году было собрано около 9 миллионов рублей, то есть в 3 раза больше обычного.

сбор налогов

До 1775 года купцы также платили подушную подать, но позже она была заменена процентом с объявленного капитала. В 1794 году из-за инфляции и больших государственных расходов подушный налог достиг величины 1 рубля. В 1867 году сбор зависел от региона и составлял 1,15 -2,61 рубля.

В XVIII столетии отчисления подушной подати составляли половину государственных доходов. По мере внедрения косвенных налогов ее доля снижалась. Мещан и цеховых освободили от подушного налога в 1866 году, исключая Сибирь и Бессарабию. Окончательно подушная подать была отменена 1 января 1887 года, но, несмотря на это, продолжала взиматься в Сибири еще десять лет.

Фискальные интересы казны, а также падение курса рубля вызвали увеличение П. п. в 1794 с 70 коп. до 1 руб. с души муж. пола для крестьян. В дальнейшем П. п. продолжала увеличиваться (в 1796 - 1 руб. 26 коп. ассигнациями, в 1839 - 95 коп. серебром). В 1867 ее размер в разных р-нах колебался от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп. Вынужденное считаться с нуждами формирующейся буржуазии, пр-во в 1775 заменило для купечества П. п. процентным сбором с объявленного капитала. В 1863 была отменена П. п. с мещан и цеховых (кроме Бессарабии и Сибири). В 18 в. П. п. составляла ок. 50% всех доходов в бюджете гос-ва. В 19 в. ее уд. вес падает в связи с развитием косвенного обложения. И. п. была тяжелым феод. налогом. Ее взимание сопровождалось огромной недоимкой (10-15% оклада в 18 в.), принявшей хронич. характер. Огромная недоимка по П. п. и отказы населения ее платить привели к отмене П. п. в Европ. России (1887), а затем в Сибири (1899).

Лит.: Руновский И. П., Историко-статистич. сведения о подушных податях, Тр. Комиссии для пересмотра системы податей и сборов, т. 1, СПБ, 1866; Алексеенко М., О подушной подати в России, X., 1870; его же, Действующее законодательство о прямых налогах, СПБ, 1879; Ключевский В. О., Подушная подать и отмена холопства в России, в его кн.: Опыты и исследования, 3 изд., П., 1918; Милюков П. Н., Гос. х-во России в первой четв. XVIII ст. и реформа Петра Великого, 2 изд., СПБ, 1905; Чечулин Н. Д., Очерки по истории рус. финансов в царствование Екатерины II, СПБ, 1906; Троицкий С. М., Финанс. политика рус. абсолютизма в XVIII в., М., 1966.

С. М. Троицкий. Москва.

это основной прямой налог в России в XVIII веке, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра I. Ввиду необходимости правильного размещения и содержания регулярной армии, Петр указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые "сказки", сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и "расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад". Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придется на него по затребованным сказкам.
Эти сказки были получены и сосчитаны только к началу 1722 года; оказалось 5 миллионов душ; цифра вызвала подозрение Петра; в этом же году назначена была ревизия, т.е. проверка "сказок", обнаружившая значительные утайки.
Первоначально, в 1721 году подушный оклад положено было считать в 95 копеек с души; в 1722 году, в зависимости от предполагаемого увеличения числа душ, он был понижен до 80 копеек и, наконец, в 1724 году, когда началось взимание подушного налога, назначен был окончательный оклад в 74 копейки. Этот оклад падал одинаково как на крепостных людей, обязанным своим помещикам работой или оброком, так и на горожан и государственных крестьян. Чтобы уравнять эти две группы плательщиков, решено было обложить вторую из них добавочным сбором - оброчной податью. Горжане и после понижения общего подушного оклада до 74 копеек должны были платить подушных и дополнительных - 1 рубль 20 копеек. Впрочем, и 74 копеечный оклад собирался только в первый год; в 1725 году он был понижен до 70 копеек и в этом размере просуществовал до конца столетия.
По мысли Петра I, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причем так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
С 1794 года начались сильные повышения подушного оклада, дошедшего в 1816 году до 3 рублей 30 копеек (в Сибири - 3 рубля); с 1840 года этот оклад был переведен на серебро и составил 95 копеек (в Сибири - 86); с 1861 года подушная подать опять повышается, но в размерах, неодинаковых для разных местностей и доходит от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Подушная подать во все время своего существования была важнейшим прямым налогом.
С уничтожением крепостного права, этот сословный налог, отличавшийся чрезвычайной тяжестью для населения (и без того обремененного косвенными налогами), большой неравномерностью (результатом чего была масса недоимок) и противоречивший началу общности обложения, сделался анахронизмом, и был возбужден вопрос об его отмене. 1 января 1887 года подушный налог прекратил свое существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.

Читайте также: