Привлечение банковских кредитов средства обязательного социального страхования налоговые отчисления

Опубликовано: 08.05.2024

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Навязанные страховки стали неотъемлемой частью кредитов. Причем, если заемщик присоединился к договору коллективного страхования, вернуть свои деньги без потерь уже не удастся

Берете кредит – узнайте о рисках коллективного страхования

Что такое коллективное страхование?

Это форма страхования, которая применяется для защиты от страховых случаев людей, объединенных в одну группу. Ее используют, например, работодатели на травмоопасных производствах или в сферах, сопряженных с рисками возникновения судебных споров (консалтинг, юриспруденция, медицина, девелопмент и др.).

В банковской практике такой вид страхования осуществляется в отношении заемщиков. При заключении кредитного договора человеку предлагают присоединиться к коллективному договору страхования, например жизни и здоровья. Предполагается, что при наступлении страхового случая происходит гарантированное погашение долга заемщика в полном объеме.

Присоединение к коллективному договору страхования заемщиков, как и индивидуальное страхование жизни и здоровья клиента банка, – это процедура добровольная. Отсутствие полисов страхования здоровья, жизни или рисков потери работы не является основанием для отказа в предоставлении потребительского кредита, поскольку согласно Закону о защите прав потребителей нельзя обусловливать приобретение одной услуги покупкой другой.

Чем договор коллективного страхования невыгоден страхователю?

Потенциальному заемщику менеджеры банков обычно предлагают купить страховой полис. В случае его отказа в большинстве случаев клиенту не выдают кредит, хотя это запрещено законодательством. В такой ситуации человек вынужден покупать страховку, ведь ему нужны деньги.

В 2015 г. появилось указание ЦБ РФ, которым было введено понятие «период охлаждения». Это то время, в течение которого гражданин, подписав договор страхования и заплатив за это, имеет право обратиться в банк или страховую компанию, расторгнуть договор и вернуть свои деньги без потерь. Ранее клиенты банка могли отказаться от страховки в течение 5 дней с момента заключения договора. С 1 января прошлого года период охлаждения составляет 14 дней.

Но вскоре рынок ввел схему коллективного страхования, при которой не гражданин заключает со страховой компанией договор страхования, а банк. При этом заемщик платит за присоединение к такому договору. Выгодоприобретателем же по нему является банк, так как он страхует свои риски. Логика банкиров такова: «Если с вами что-то случится, страховая компания покроет ваши долги. Да, деньги получим мы, зато вы и ваша семья не будете должны расплачиваться».

Но в этой схеме кроется много проблем. Главная из них состоит в том, что граждан по-прежнему вынуждают платить за дополнительные услуги. То есть за присоединение к коллективному договору страхования банк, как правило, берет с заемщика комиссию. Причем выглядит это так: скажем, гражданин платит 10 рублей за страховку. Банк возьмет себе 9 рублей в качестве комиссии за услугу по присоединению к договору коллективного страхования, а собственно страховая премия составит 1 рубль. И если нет дополнительных ограничений, то гражданину в случае расторжения договора вернут рубль, а 9 рублей банк оставит себе. При этом банки часто включают стоимость страховки в цену кредита, и на нее тоже начисляют проценты.

Навязывая такую страховку клиентам, менеджеры банков часто в нарушение Закона о потребительском кредите (займе) говорят, что без нее кредит банк не выдаст. Плата взимается вперед за весь период страхования, который может составлять несколько лет. Воспользоваться периодом охлаждения, предусмотренным для индивидуальных договоров страхования, коллективная схема не позволяет. А в случае досрочного исполнения кредитного договора шансы вернуть часть уплаченной страховой премии стремятся к нулю.

Несмотря на установленные законами и нормативными актами ограничения, навязанные страховки стали неотъемлемой частью кредитов. Многие даже не понимают, что это не обязательная составляющая кредитного продукта. Чтобы защитить потребителя от дополнительных и часто неоправданных расходов, сейчас обсуждают разные варианты решения этой проблемы.

Почему банки стали отказываться от коллективных договоров?

Размер комиссий, взимаемых банками за подключение клиентов к договорам коллективного страхования, может составлять до 90% премии. Именно поэтому многие банки добровольно отказываться от коллективного страхования не готовы. Однако некоторые все же решили больше не использовать эту схему. Такова реакция кредитных организаций на вступление в силу 7 мая базовых стандартов, которые устанавливают требования к страховщикам и регулируют отношения между ними и их клиентами. Правила работы с клиентами, обозначенные в Стандарте по защите прав и интересов потребителей страховых услуг, распространяются и на банки, которые оказывают посредничество при оформлении договоров страхования.

На официальном сайте Всероссийского союза страховщиков даны разъяснения положений базовых стандартов и рекомендации по их применению. Например, в стандарты включены условия, запрещающие страховым компаниям ставить заключение договора по одному виду страхования в зависимость от наличия (заключения) договора по другому виду страхования, а также от наличия (заключения) договоров оказания иных финансовых услуг. Но это правило не распространяется на договоры комбинированного страхования.

Страховые компании будут отвечать за действия страховых агентов (в случае с коллективными страховками – банков), принимающих заявления о расторжении договора во время действия периода охлаждения. Если менеджер банка просрочит передачу заявления в страховую компанию и период охлаждения истечет, страховая компания все равно будет обязана расторгнуть договор и вернуть страхователю деньги.

В случае если есть риск, что по «коробочному» продукту страхователь не сможет получить выплату из-за заключения договора без имущественного интереса, его об этом будут обязаны предупредить.

Подробнее о том, что стандарты деятельности страховых организаций не позволят страховщикам и их агентам скрыть информацию о страховке и ввести в заблуждение своих клиентов, читайте в публикации «ЦБ защитил интересы потребителей страховых услуг».

Какие законодательные изменения возможны в ближайшее время и как это скажется на защите прав граждан?

Закон, закрепляющий 14-дневный период охлаждения и предусматривающий возврат заемщику части страховой премии при досрочном погашении кредита, был принят Госдумой в первом чтении в августе 2018 г. В исходной редакции предполагалось, что, если заемщик был присоединен к договору коллективного страхования, он сможет получить только те средства, которые пошли на уплату премии, без агентского вознаграждения банка.

На сегодняшний день Минюст заявляет о направленных в Комитет Госдумы по финансовому рынку предложениях по доработке законопроекта ко второму чтению и решению проблемы возврата страховой премии, уплачиваемой по договору коллективного страхования. Но о содержании этих предложений пока ничего не известно. Возможно, до конца осенней сессии комитетом будут инициированы экспертные обсуждения, часто предшествующие второму чтению. В ходе таких обсуждений обычно и становится понятно содержание поправок в законопроект.

Что о защите своих прав должны знать страхователи?

Если ваши права были нарушены, вы можете обратиться во Всероссийский союз страховщиков и в Службу Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Кроме того, с 1 июня в России начнет прием обращений институт финомбудсмена, который будет разрешать в досудебном порядке споры граждан с финансовыми организациями в пределах 500 тысяч рублей. Финансовый уполномоченный будет рассматривать претензии в отношении всех страховых организаций, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта, кроме железнодорожного. С 28 ноября будут рассматриваться обращения в отношении всех страховых организаций, кроме тех, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование.

Согласно закону о страховании вкладов № , все средства граждан, находящиеся на банковских вкладах или депозитах, являются застрахованными. Это значит, что если банк потеряет лицензию, денежные средства в установленных пределах гарантированно будут возвращены вкладчикам. Разбираемся, какие депозиты подпадают под действие этого закона и на какую сумму возмещения можно рассчитывать.

О страховании банковских вкладов

С 2003 года в России существует программа страхования вкладов, защищающая денежные средства клиентов, размещенные на хранении в российских банках. Если кредитная организация по причине приостанавливает свою деятельность — например, при банкротстве или отзыве лицензии — то государство берет на себя обязательство возместить её вкладчикам утраченные средства. Выплатой возмещений занимается государственное Агентство по страхованию вкладов — специальная некоммерческая компания, защищающая интересы клиентов финансовых организаций.

Страхование распространяется на все средства физлиц, находящиеся на банковских счетах или вкладах, вне зависимости от гражданства вкладчика. Однако существует перечень нестраховых исключений, в который входят:

  • вклады, находящиеся в иностранных филиалах российских банков;
  • депозиты «на предъявителя»;
  • средства, переданные в доверительное управление банку;
  • залоговые счета;
  • средства физлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица;
  • деньги в электронных кошельках;
  • счета нотариусов или адвокатов, на которых находятся средства от их профессиональной деятельности.

Как застраховать вклад

Отдельной процедуры страхования депозитов не существует, поэтому заключать страховой договор не нужно. Средства физических лиц, находящиеся в российских кредитных системы страхования, автоматически оказываются застрахованными начиная с момента открытия счета или заключения договора. Помимо вкладов в рублях или любой другой валюте, автоматически застрахованы текущие счета физлиц, уже начисленные проценты по депозитам, а также накопительные счета.

Для клиента такой вид страхования является бесплатным, так как все страховые отчисления делают сами банки.

Сумма страхования в 2021 году

Вкладчик имеет право на полное возмещение суммы всех его депозитов в данном банке в пределах 1 млн 400 тыс. рублей. При этом если вклад был открыт в валюте, то компенсация будет выплачена в рублях в пересчете по официальному курсу ЦБ РФ, актуальному на момент отзыва лицензии или объявления о банкротстве.

Если сумма по одному или нескольким депозитам клиента в одном банке составляет больше 1 400 тыс. рублей, остаток средств может быть возвращен клиенту в рамках ликвидации кредитной организации.

Сумма страхования в 2021 году

Осенью 2020 года вступили в силу поправки к основному закону, которые расширили сумму возмещения до 10 миллионов рублей по некоторым типам вкладов, поэтому в отдельных случаях можно получить большее возмещение.

В поправках указано пять исключений, когда клиент может рассчитывать на повышенную компенсацию, которая может покрывать до 100% суммы вклада в рамках 10 млн рублей. В основном они связаны с ситуациями, когда на счету клиента недавно — обычно в пределах трех месяцев — оказалась крупная сумма средств особых жизненных обстоятельств. Этими обстоятельствами могут быть:

  • Продажа недвижимости — квартиры, участка земли, частного дома вместе с землей.
  • Получение наследства — но только в случае, если средства зачислены на счет в безналичном виде.
  • Получение денежных средств, связанное с исполнением судебных решений.
  • Выплата страховых или социальных пособий, различных компенсаций, возмещение ущерба Сюда относятся компенсации по работе, выплаты по полисам обязательного страхования, социальные выплаты.
  • Получение государственного гранта в форме денежной субсидии.

Для оформления повышенной компенсации по любому из перечисленных случаев нужно предоставить подтверждающие документы — договор о предоставлении гранта, судебный акт, документ о регистрации права собственности на недвижимость.

Что еще нужно знать


Помимо пяти , повышенное возмещение можно получить еще и по , на которых хранятся деньги, предназначенные для сделок по покупке или продаже жилья.


Если сумма вкладов одного клиента превышает 1 миллион 400 тыс. рублей, то их лучше разместить в разных кредитных организациях — так размер возмещения для каждого банка будет считаться отдельно, средства клиента будут в большей безопасности


В некоторых случаях вкладчик может получить неполное возмещение, даже если на его депозите было менее 1 млн 400 тыс. рублей. Причиной этого может быть выданный в этом же банке и еще не погашенный кредит или иной заем В этом случае часть вклада направляется на погашение этого кредита, а клиент получает лишь остаток своего депозита, если он есть.

Райффайзенбанк участвует в программе страхования вкладов, поэтому размещенные в нем средства застрахованы и защищаются государством. Райффайзенбанк предлагает услуги открытия вкладов, инвестиционных счетов и депозитов с гибкими процентными ставками, ежемесячной капитализацией и возможностью дистанционного управления счетом через чат или приложение

Право на медицинскую помощь имеют все граждане Казахстана, но в большинстве случаев она предоставляется на платной основе. Для уравнивания прав и возможностей граждан было разработано обязательное социальное медицинское страхование, что это такое и как произвести расчет отчислений, а также на чем основывается закон ОСМС в РК на 2021 год необходимо изучить более подробно.


Внедрение системы ОСМС было запланировано на начало 2018 года, но все еще находится в стадии внедрения, что подразумевает возможность внесения изменений. Последние новости оповещают о том, что общий переход на новую систему отчислений и получения медпомощи запланирован на 01.01.2020 года.

Законодательная база

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

Какие цели преследует обязательное страхование в сфере медицины

Все нововведения воспринимаются населением довольно тяжело, а такие масштабные как ОСМС вообще порождают массу вопросов. Разобраться в плюсах и минусах Закона РК №405-V позволят только четко сформулированные цели.


Медицинское страхование должно решить следующие задачи:

От обязательного страхования выигрывают не только получатели медицинских услуг, но и в целом страна. Стабильность в получении квалифицированной врачебной помощи позволяет чувствовать себя более защищенным, и повышают общую социальную значимость общества.

Плательщики взносов и отчислений

С 2020 года уплачивать налоги на ОСМС обязаны будут все жители Казахстана. В 2021 году платить за медстрахование будут только работодатели за наемных лиц. Данный вид платежей называется отчислениями. Если суммы вносятся индивидуальными предпринимателями или самозанятыми гражданами, то они именуются взносами. Суть платежа и его цель от этого не меняется.

Уплачивать ежемесячные отчисления и взносы должны будут все жители РК.

Обязанность по расчету и внесению платежей ложится на:

  1. Работодателей, если работник официально трудоустроен;
  2. Самих работающих, если они имеют статус ИП, физлица или вообще не работают без наличия обоснованных причин;
  3. Граждан, относящихся к категориям самозанятых.
  4. Государство, если речь идет о социально незащищенных слоях населения.

Работодатели за своих сотрудников осуществляют ежемесячные взносы, начиная с 01.07.2017 года. С 01.01.2021 года рассчитывать и уплачивать отчисления, на регулярной основе, обязаны будут следующие категории:

  • Индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, осуществляющие свою деятельность по гражданско-правовым договорам.
  • Лица, имеющие частную практику – нотариусы, адвокаты, медиаторы и т.д.

Взносы и отчисления уплачиваются за всех проживающих в РК лиц и даже за тех, кто выехал за пределы страны, при условии, что выехавший не оформил ПМЖ в другом государстве. Иностранные граждане, а также оролманы тоже будут платить за медицинское страхование в установленных объемах.

Освобожденные от обязанности уплачивать взносы

Законодательство предусматривает ряд категорий, которые не обязаны выплачивать налоговые отчисления на ОСМС.

От уплаты взносов на медицинское страхование освобождены:

  1. Лица, за которых перечисления производит государство – несовершеннолетние дети, люди пенсионного возраста, инвалиды всех категорий, безработные, если они состоят на учете и получают пособие;
  2. Военнослужащие, проходящие срочную службу или работающие по контракту;
  3. Сотрудники правоохранительных органов;
  4. Госслужащие, числящиеся в специальных отделах.

Работодатели также обязаны производить отчисления далеко не за всех работников. На некоторых из них медстрахование оформляется в рамках государственных гарантий.

Наниматель не обязан отчислять денежные средства в Фонд социального страхования на:

  1. Несовершеннолетних;
  2. Сотрудников, которые в данный момент находятся в специальных отпусках – в связи с рождением малыша, по уходу за ребенком до трех лет, по усыновлению новорожденного;
  3. Работающих пенсионеров;
  4. Участников и инвалидов ВОВ;
  5. Инвалидов;
  6. Военнослужащих;
  7. Сотрудников спецорганов и правоохранительных структур;
  8. Учащихся очных отделений всех уровней послешкольного образования;
  9. Многодетных матерей, если они имеют звание «Мать-героиня», награждены орденами «Материнская слава» 1-ой и 2-ой степени или подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».

Каждый представитель льготной категории будет иметь оформленный страховой полис, пользоваться которым можно в предусмотренных по закону рамках.

Сколько необходимо платить по ОСМС?

Сумма отчислений на ОСМС рассчитывается в процентах от принятого объекта исчисления. В каждом случае этот базовый показатель рассчитывается по-своему:

  1. Взносы от государства, которые производятся за социально незащищенные слои населения, считаются исходя из установленной в РК среднемесячной зарплате. Она рассчитывается на основании данных взятых за последние два года;
  2. Отчисления нанимателей и работников делаются из расчетов заработной платы, насчитанной за прошедший период, за минусом доходов, которые не облагаются взносами по ОСМС;
  3. Для ИП, индивидуалов и самозанятых показателем признается сумма двух минимальных заработных плат (МЗП). Размер МЗП устанавливается официально при принятии бюджета. Не подлежат выплатам лишь те категории, которые официально приостановили свою деятельность;
  4. Индивидуалы и ИП, не подающие временно налоговую отчетность, а также лица, выехавшие за рубеж, уплачивают взносы с одной минимальной заработной платы, при условии, что их доходы не превышают 15 МЗП;
  5. Иные категории налогоплательщиков, например домохозяйки, лица, получающие доходы с собственного хозяйства, безработные и др., уплачивают взносы с одной МЗП.


Для расчета суммы ежемесячных перечислений к каждой категории применяются собственные процентные ставки:

  • Государство за все льготные категории уплачивает 4% от принятого базового показателя;
  • Работодатели за наемных лиц в 2021 году платят 1,5%. Процентный показатель подлежит медленному увеличению. В 2017 году он был принят в размере 1%, 2018-2019 повысился до 1,5%, с начала 2020 года станет 2%, а в 2021 достигнет намеченной предельной отметки в 3%;
  • Работники со своей зарплаты будут выплачивать в 2020 году 1%, а в 2021 – 2%.
  • Работающие на себя и самозанятые граждане будут платить за свою медстраховку 5% от установленной базы;
  • Физлица, которые выполняют работы по гражданско-правовым договорам, с 01.01.2020 года обязаны будут отчислять 1%, а уже с начала 2021 2%;
  • Не имеющие официального статуса ИП, ремесленника или индивидуала, будут отчислять 5% от базы.

Большинство показателей имеют тенденцию к постепенному увеличению. Это сделано для возможности адаптироваться к новому виду отчислений и частично снять стресс, связанный с нововведением.

С каких доходов работника уплачиваются взносы на медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование работников полностью ложится на плечи нанимателей. Сам работающий человек не обязан как-то отслеживать процесс отчислений или участвовать в расходах на страховку. Работодатель рассчитывает индивидуальную сумму выплат для каждого наемного лица и перечисляет их в бюджет из собственных средств.


Размер отчислений рассчитывается по формуле:

  • Восмс – сумма взноса,
  • БП – базовый показатель для расчета,
  • ПС – процентная ставка, применяемая в данный период.

Базовый показатель подлежит индивидуальному исчислению:

  • ЗП – заработная плата работника за расчетный период,
  • Дно – доходы, не подлежащие отчислениям на ОСМС.

Удерживать проценты на оплату обязательного медстрахования нельзя из таких видов доходов:

  • Компенсации на командировочные расходы;
  • Спецвыплаты за разъездной характер работы;
  • Выплата компенсации за расходы, связанные с переводом сотрудника на работу в другую местность;
  • Оплата сопутствующих расходов для вахтовиков;
  • Компенсации за оплату транспортных расходов на поездки к месту работы и обратно;
  • Полевое довольствие;
  • Суммы, выделенные для приобретения спецодежды;
  • Затраты на обучение работников, повышение их квалификационного уровня;
  • Выплаты, предназначенные для оплаты жилья;
  • Пособие, выплачиваемое для оздоровления организма;
  • Любые виды платежей, которые производятся из бюджета;
  • Материальная помощь при рождении ребенка, на погребение или для осуществления лечения, при условии, что она не превышает размера заработной платы за последние 8 месяцев;
  • Премиальные суммы;
  • Стипендии.

С остальных начисленных средств высчитывается положенный процент взносов, которые перечисляются в бюджет и формируют фонд мед.страхования.

Порядок и сроки перечисления взносов

При исчислении взносов важно такое понятие как максимальный уровень дохода. На 2019 год он установлен в размере 10 минимальных заработных плат. С суммы, превышающий данный доход, проценты не отчисляются.

Перечисление платежей производится:

  • Безналичным способом, путем перевода средств на счета налоговой инспекции, которая впоследствии перенаправляет их в соцфонд;
  • Наличными деньгами в банк.

Безналичный способ используется работодателями и предпринимателями, если у них есть расчетный счет. Иные плательщики вносят платежи наличными.

При уплате взносов за работающих лиц, следует прилагать к платежному поручению особый перечень. В нем указываются следующие данные:

  • ФИО работника;
  • Дату рождения сотрудника;
  • Сумму взноса;
  • Период, за который производится отчисление.

Независимо от статуса плательщика и размера ставок, применяемых к налогоплательщику ОСМС, высчитанные взносы и отчисления должны перечисляться до 25-го числа месяца идущего за расчетным. Есть и еще одна обязательная к применению дата – 15-ое число. До середины месяца наниматели обязаны представить работникам отчет об исчисленных на медстрахование суммах. Делать это рекомендуется письменно. Соответствующую строку можно добавить в расчетный листок.

Не соблюдение установленных сроков, а также не правильно рассчитанные суммы взносов и отчислений, налагают на плательщика материальную ответственность. При перечислении средств на счет получателя позднее 25-го числа с плательщика взыскивается пеня. Ее размер высчитывается как 1,25 от ставки рефинансирования Нацбанка Казахстана на день просрочки. Пеня начисляется за каждый просроченный день, включая и дату оплаты. Если налогоплательщик не уплачивает взносы и пеню самостоятельно, то она взыскивается с его счетов, причем не только в национальной валюте, но и в иностранной.

Работодатель, с которого принудительно взыскиваются отчисления, обязан представить письменные расчеты по каждому работнику. Если это требование не выполнено в отведенные сроки, то счета подлежат временной блокировке.

Как получить медицинскую помощь в рамках осуществляемых взносов

Норма по введению обязательных отчислений на медицинское страхование позволит обращаться за врачебной консультацией или получать лечение в любой момент, без необходимости оплачивать стоимость услуг по прейскуранту. Для получения медицинской помощи владельцу медстраховки в Казахстане необходимо пройти особую процедуру.

Первый шаг к получению медобслуживания в рамках ОСМС состоит из прикрепления к выбранному медицинскому учреждению. Государство никак не ограничивает застрахованного в выборе. Теоретически он может прикрепиться к любой выбранной поликлинике, независимо от места регистрации и проживания. Но есть определенные подводные камни, которые стоит учитывать. При выборе медучреждения, которое находится далеко от адреса постоянного проживания, вызвать на дом врача не получиться. Такому пациенту придется самому приходить на прием, даже в тяжелом состоянии.

Для регистрации в больнице пациенту потребуется:

  • Предоставить паспорт;
  • Заполнить бланк заявления для постановки на учет.

Выбранная организация может меняться на другую, более удобную и комфортную для пациента.

Для прохождения обследований или лечения зарегистрированному лицу не придется выполнять каких-то дополнительных действий. Если отчисления за него производятся регулярно, то он просто получает необходимые ему услуги, а расчет за них производится путем выставления счета и его оплаты. Сам пациент никаких действий в связи с расчетами и перечислениями не производит. Таким упрощенным образом будут предоставляться не все услуги, а только те, что входят в обязательный пакет.

Что входит в услуги по ОСМС

Введение обязательного страхования не отменяет базового пакета бесплатных услуг, которые предоставляются населению и сегодня.

Фактически вся медпомощь будет подразделяться на два раздела:

  1. Базовый – это гарантированный объем услуг, который может получить каждый человек бесплатно. Получить обследование и лечение в рамках базовых условий могут только граждане РК и оралманы;
  2. Обязательная социальная медстраховка – в нее входят услуги, не являющиеся изначально бесплатными. Стоимость их получения компенсируется из соцфонда, но только на тех людей, которые являются плательщиками взносов.

В базовый бесплатный пакет включены следующие услуги:

  • Включенные в перечень социально значимых заболеваний;
  • Болезни, представляющие опасность для окружающих;
  • Срочная доставка больных к месту лечения при помощи специализированного транспорта, в том числе и санавиации;
  • Скорая помощь;
  • Прививки, входящие в базовую систему профилактики.

В рамках ОСМС предоставляются следующие услуги:

  • Обследование и прием в поликлиниках;
  • Диагностика и лабораторные исследования;
  • Стационарное лечение и нахождение в больницах на дневном пребывании;
  • Сестринский уход;
  • Реабилитационные;
  • Паллиативная помощь.

В рамках услуг пациенты получают доступ ко всем высокотехнологичным инструментам обследования и лечения.

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Читайте также: