Проверки ип на 2020 год план и график проверок по инн

Опубликовано: 15.05.2024


  • Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?
  • Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?
  • График налоговых проверок на 2021 год
  • Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?
  • Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?
  • Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?
  • Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2021 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2021 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.


С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон о государственном и муниципальном контроле

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). Новые правила действуют и в отношении проверок, которые запланированы в 2020 году, но начнутся после 30 июня 2021 года.

Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля - инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.

Отметим, что новый закон распространяется не на все виды контроля.

С 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство установило, что в течение всего года юрлиц и ИП можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь.

С 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969

Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:

- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.

С 1 января 2021 года изменятся правила определения категорий пожарного риска

Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1662

Главное изменение - каждому объекту защиты категория присваивается индивидуально. Сначала определяется категория риска группы объектов защиты, а затем применяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.

Индекс индивидуализации учитывает социально-экономические характеристики объекта защиты, а также добросовестность подконтрольного лица.

С 1 января 2021 года заработают новые правила ведомственных проверок государственных медучреждений

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 787н

Дополнительно станут проверять, соблюдает ли учреждение:

- положения об организации медпомощи;

- правила диагностических исследований;

- права граждан в сфере охраны здоровья;

- порядок проведения экспертиз, диспансеризации, осмотров и освидетельствований;

- требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

На портале "Онлайнинспекция.рф" в личном кабинете работодателя доступны новые сервисы:

- "Категория риска" - поможет подать заявление о снижении категории риска и отследить решение инспекции;

- "Банк предприятий и организаций" - через него можно узнать о соблюдении трудового законодательства в организации.

С 19 октября 2020 года запрещено ликвидировать компанию в период камеральной таможенной проверки

Федеральный закон от 20.07.2020 N 229-ФЗ

Ранее запрет касался только выездных таможенных проверок.

С 8 октября 2020 года действуют новые правила контроля в госзакупках

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576

Правила распространяются на заказчиков всех уровней. В отношении заказчиков проводятся плановые (по общему правилу длительностью не более 20 рабочих дней) и внеплановые (не более 10 рабочих дней) проверки. О продлении проверки заказчик уведомляется письмом, направленным по почте, факсу или электронной почтой. После 1 июля 2021 года такие уведомления рассылаться не будут, достаточно будет размещения информации в ЕИС.

С 29 сентября 2020 года действуют новые основания для проведения внеплановых проверок аптек и медорганизаций

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 893н

Приказ Минздрава России от 24.08.2020 N 888н

Новым основанием для проверки аптек является двукратный и более рост количества приобретенных и проданных лекарств, подлежащих ПКУ. Индикатором может быть также двукратное и более превышение средних показателей отпуска таких лекарств для аптек этого же субъекта за квартал по сравнению с предыдущим кварталом.

Основанием для внеплановой проверки медорганизации будет двукратный и более рост количества актов, протоколов, заключений или иных документов о результатах клинических испытаний медизделий, выданных медорганизацией, за календарный год в сравнении с предшествующим годом.

С 17 сентября 2020 года отменены плановые проверки в сфере защиты прав потребителей

Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1351

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не проводятся плановые проверки в отношении изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций и ИП, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах.

С 11 сентября 2020 года действует обновленное положение о фитосанитарном контроле и надзоре

Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1304

Самое значимое новшество состоит в том, что установлены правила о риск-ориентированном подходе. Изначально проверяемые субъекты относятся к категории низкого риска, что исключает плановые проверки.

С 24 августа 2020 года действует новый стандарт государственного и муниципального финансового контроля

Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235

Установлены конкретные сроки передачи проверяющими документов, которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий. Например, копия распоряжения о назначении проверки должна быть вручена не позднее чем за 24 часа до ее начала.

Закреплены права проверяющих. В частности, они могут использовать средства видеофиксации, а также назначать экспертизы.

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия - не более 40 рабочих дней.

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены в течение 15 рабочих дней после окончания мероприятия. Стандарт предусматривает требования к порядку оформлению результатов проверок.

С 17 августа 2020 года решения некоторых контрольных органов можно обжаловать через портал госуслуг

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108

28 февраля 2020 года ВС РФ разъяснил, сколько должна длиться проверка юрлица, имеющего филиалы

Определение ВС РФ от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540

Предельный срок плановых проверок в 60 рабочих дней складывается из длительности проверок в отношении самой организации и всех ее обособленных подразделений.

Развернутый пример того, как нужно считать сроки проверок исходя из позиции Верховного суда, можно найти в постановлении 9-го ААС.


  • Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?
  • Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?
  • График налоговых проверок на 2021 год
  • Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?
  • Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?
  • Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?
  • Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2021 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2021 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Правительство РФ решило продлить до конца 2021 года мораторий на плановые неналоговые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правда, некоторые представители малого бизнеса все же попадут в планы проверок. Однако ревизии будут проходить с некоторыми послаблениями. Соответствующие положения закреплены в постановлении от 30.11.20 № 1969.

Планы проверок контролирующих ведомств в 2021 году

Министерства и ведомства утверждают планы проверок. Если вашей организации или ИП в этих перечнях нет, значит, плановые проверки вам не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку малых преприятий.

Планы проверок ведомства размещают на своих официальных сайтах. Об этом сказано в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ.

На сайте Генеральной прокуратуры есть сервис поиска по ежегодному сводному плану проверок. Через него можно определить, есть ли организация в списках, и если да, то когда и кто ее будет проверять. Чтобы узнать информацию, введите реквизиты организации (ОГРН, ИНН и т. п.).

Опубликован сводный план проверок на 2020 год

Узнайте, когда к вам придут контролеры. Опубликован план проверок бизнеса на 2020 год.

На сайте Генпрокуратуры опубликован сводный план проверок субъектов предпринимательства:

Поиск в сервисе осуществляется по реквизитам компании.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов МСП.

Чтобы узнать, попал ли ваш бизнес в план проверок какого-либо контролирующего ведомства (например, трудовой инспекции, МЧС или Роспотребнадзора) нужно ввести в специальную форму следующие данные (все сразу или только некоторые из них):

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Если в отношении компании или ИП в 2018 году планируется провести ревизию, помимо цели проверки (например, проверка соблюдения трудового законодательства или требований пожарной безопасности), вы узнаете, сколько рабочих дней/часов отведено проверяющим на ревизию.

Ссылки на сайты министерств и ведомств приведены в таблице ниже.

Проверки "малышей" запрещены, Как избежать проверок малым предприятиям

Появился новый способ избежать вычеркнуть себя из плана проверок

Малые компании получили инструкцию, как исключить себя из плана проверок надзорных органов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 № 1268).

С 2016 по 2018 год малые предприятия и ИП освобождаются от плановых проверок надзорных органов (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

«Надзорные каникулы» для малышей продлили

Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства продлен до конца 2020 года.

Ранее планировалось, что 2018 год станет последним годом действия «надзорных каникул».

Новый этап проверочного моратория имеет свои особенности. Освобождение распространяется только на те виды проверок, которые назначаются без применения риск-ориентированного подхода.

Помимо этого, как и прежде, запрет на плановые проверки не коснется «малышей», ведущих деятельность в области здравоохранения или образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения или электроэнергетики. Организации и ИП, которые были наказаны на грубые нарушения, лишены лицензий или дисквалифицированы в течение последних трех лет, также будут включаться в «проверочный» план на общих основаниях.

Внимание! Под освобождение не подпадают организации и индивидуальные предприниматели сферы здравоохранения, образования и др. Не вправе воспользоваться освобождением организации и предприниматели в течение трех лет с момента, как контролеры выявили допущенные нарушения.

Если контролеры по ошибке включили организацию в план проведения проверок, она вправе подать заявление об искючении ее из плана. Форма заявления приведена в приложении к постановлению № 1268. К заявлению организация прикладывает документы, подтверждающие статус малого предприятия: выписку из реестра акционеров общества, заверенные копии отчета о финансовых результатах и о среднесписочной численности работников.

Орган государственного или муниципального контроля рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его получения. Через три дня после того, как решение будет принято, его отправят заявителю.

трудоношин а.
Автор: Александр Трудоношин, налоговый консультант, специалист по информационным технологиям, директор ООО "ЦЭАиЭ". Команда портала

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18.03.2020 №ММ-П36-1945 (пункт 3) с 19.03.2020 до 01.05.2020 приостанавливается назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за исключением внеплановых, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий и иных документов разрешительного характера.

Приведем 2 основных сервиса в сети Интернет, используя которые, Вы можете убедиться попадает или нет Ваша организация под проверку Ростехнадзора (или другого надзорного органа) в этом году:

  • ФГИС "Единый реестр проверок" - здесь даже можно скачивать и обновлять реестр в формате *.xml для использования в своих информационных системах
  • Сводный план проверок по всем управлениям Ростехнадзора на сайте Центрального Аппарата Ростехнадзора

Также на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора можно найти сводные планы проверок организаций на 2021 г., публикуемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вот ссылки по тем областям, в которых мы постоянно работаем:

План проверок управлений Ростехнадзора на 2021 г: План проверок на сайтах областных Прокуратур на 2021 г:
План проверок Межрегионального технологического управления г.Москва
Смоленская область
План проверок Центрального управления Прокуратура Московской области
Прокуратура Владимирской области
Прокуратура Ивановской области
Костромская область
Ярославская область
План проверок Северо-Западного управления Вологодская область (и г.Череповец)
План проверок Волжско-Окского управления Нижегородская область
Республика Мордовия
План проверок Западно-Уральского управления Кировская область
План проверок Приокского управления Рязанская область
Калужская область
План проверок Верхе-Донского управления
Тамбовская область
План проверок Приволжского управления
Республика Татарстан
Чтобы узнать будет ли проверять Ростехнадзор Вашу организацию в этом году, необходимо скачать данный план проверок (как правило, он представлен в виде таблицы Excel) и выполнить поиск в данном файле по ИНН. В плане приводится информация: основание проведения проверки, цель проверки, месяц и срок проведения плановой проверки. На сайтах прокуратур файл качать не надо, там вводите сразу свой ИНН, код подтверждения и получаете список проверок

ОМС в этих списках расшифровывается как Органы местного самоуправления, то есть администрации.

Обращаем внимание, что в соответствие с ч. 2 - 3 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в документах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Чтобы не было путаницы Ростехнадзор утвердил списки нормативных документов, по которым будут проводится проверки:

В акте проверки инспектора обязательно должны ссылаться на нормативные документы и только из этих списков.

Другие документы по теме:

Напомним, что с предыдущего года Ростехнадзор и другие надзорные органы обязаны использовать при проверках так называемые "чек-листы" ("проверочные листы", "список контрольных вопросов"), но до сих пор по многим видам надзора их нет. Подробнее здесь.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Читайте также: