На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов сравните прямые и косвенные налоги

Опубликовано: 27.04.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Обществознание | 5 - 9 классы

На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов.

Сравните прямые и косвенные налоги.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)поступают в государственный бюджет2)включены в цену товара (услуги)3)взимаются с граждан и фирм4)представлены акцизами, таможенными пошлинамиЧЕРТЫ СХОДСТВА.


1 (прямые - это налоги с имущества и доходов, косвенные это НДС, акцизные сборы, таможенные пошлины) - сходство1 , 3

различия - 2(косвенные), 4 ( косвенные).


В стране Z был проведен ряд реформ, в результате которых былосуществлен переход от командной экономики к рыночной?

В стране Z был проведен ряд реформ, в результате которых был

осуществлен переход от командной экономики к рыночной.

типа экономических систем, упомянутых в условии задания.

запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а

во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) производство товаров и услуг

2) конкуренция товаропроизводителей

3) преобладание государственной собственности

4) решение проблемы ограниченности ресурсов Общие черты : Черты различия :


10. Страна Z — республика, а страна Y — монархия?

10. Страна Z — республика, а страна Y — монархия.

Сравните ре¬спублику и монархию.

Выберите и запишите в первую колонку та¬блицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонку — по¬рядковые номера черт отличия.

1) наличие законодательства 2) верховная власть наследственного правителя 3) выборность главы государства 4) правоохранительная деятельность государства Черты сходства Черты отличия.


16. Сравните характеристики государства и политической партии?

16. Сравните характеристики государства и политической партии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт отличия.

1) обеспечивает национальную безопасность 2) организует участие граждан в политической жизни 3) определяет цели и перспективы деятельности 4) контролирует соблюдение законов а) черты сходства б) черты отличия.


ПОМОГИТЕ ПЛИЗЗ УМОЛЯЮ Часть В?

ПОМОГИТЕ ПЛИЗЗ УМОЛЯЮ Часть В.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов 2) специализация отраслей хозяйства 3) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей 4) директивное планирование выпуска товаров.


В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвенных?

В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвенных.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)включение в цену товара2)взимание непосредственно с имущества3)невозвратные платежи4)обязательность уплаты.


На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях?

На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях.

Сравните деятельность государства и правящей политической партии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) исключительное право принимать общеобязательные нормы 2) разработка политических программ 3) представление интересов всего общества в целом 4) осуществление политической власти.


В приведенном списке указаны черты сходства функций суда и прокуратуры и черты отличия функций суда от функций прокуратуры?

В приведенном списке указаны черты сходства функций суда и прокуратуры и черты отличия функций суда от функций прокуратуры.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) Ведает разрешением гражданских, трудовых и иных споров 2) осуществляет защиту прав и свобод человека 3) рассматривает уголовные дела 4) обеспечивает укрепление законности и правопорядка.


Ученица 4 - го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой?

Ученица 4 - го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой.

Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, – учебу и игру.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.


Помогите прошу?

ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО.

В приведённом списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия : 1)Принимаются государством ; 2)Регулируют жизнь общества ; 3)Устанавливают правила поведения ; 4)Опираются на представления о добре и зле.


Учитель на уроке обществознания объяснял своим ученикам признаки политической партии и государства?

Учитель на уроке обществознания объяснял своим ученикам признаки политической партии и государства.

Сравните эти два политических института.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия 1.

Наличие суверенитета 2.

Представление существующих в обществе интересов 3.

Обладание правом на законное применение силы 4.

Наличие политических лидеров 1 - сходство 2 - отличия.

Вы открыли страницу вопроса На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов?. Он относится к категории Обществознание. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Обществознание, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Коммунальные зимой около 5 000 руб. ; интернет, связь 1 000 руб. ; транспорт (три проездных по 600 руб. Плюс форс - мажорные расходы на маршрутку) - 2 000 руб. ; питание, хозсредства, корм коту - до падения рубля расходовали 10 000 руб. , теперь..


Если учитывать, что все это на месяц, то 8. 000 рублей на продукты (при условии сытного завтрака, обеда, ужина + к чаю) 2. 000 рублей на игрушку дочке / сыну 10. 000 на кредит чего - либо (авто / ипотека / одежды и т. Д. ) 5 - 6. 000 рублей на к..


Если я правильно поняла, воспитатель в детском саду? Работая воспитателем, творчеству уделяется достаточно времени. На работе мама мастерит с детьми поделки на разные праздники, украшает группу, они много рисуют и лепят. Это можно назвать творчест..


По моему 3 общественная палата.


А. - да. Б. как бы Да, но вопрос сформулирован как - то по - дебильному. В. Да. Г. - Он есть во всех. Д. - нет. Это вопросы для 5 или 6 кл? Ответь.


Прямая реакция : люди зачастую говорят, что им не нравится какое - либо действие Косвенное : например, когда обиделся человек, и ты понял / не понял это. Я считаю, что наибольшее влияние оказывает прямое, потому что, когда тебе говорят прямо, ты мож..


Виды правонарушений : 1)Проступок 2)Преступление.


Насчёт других пословиц не знаю, а толкование этой я думаю - что знающий человек просветляет остальных, как солнце освещает мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока расскрывает понятия о прямых и косвенных налогах.

Просмотр содержимого документа
«"Прямые и косвенные налоги"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11»

села Александровского Александровского района Ставропольского края

Конспект открытого урока по предмету обществознание

«Прямые и косвенные налоги»

истории и обществознания

1 квал. Категории

Село Александровское, 2017 г.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.1. Общая характеристика занятия 4

1.2. Педагогическаяя характеристика занятия 6

1.3. Методическая характеристика занятия 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Актуальность темы обусловлена тем, что налоги являются важным звеном благополучия общества и государства. Они обеспечивают доходную часть государственного бюджета, что ведет к созданию достойных условий жизни каждого человека. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Уплата налогов является обязанностью каждого гражданина.

Знание прав и обязанностей в сфере налогообложения позволяет налогоплательщику быть защищенным со стороны государства.

Приобретение знаний и умений в области экономики поможет ребенку использовать их в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от выбора будущей профессии. Развитие экономической реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа является составным элементом общей экономической реформы. Поэтому знания в области налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

Изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально для обучающихся, так как этот багаж знаний необходим во взрослой жизни.

Комбинированный урок по выбранной теме позволит обогатить знания обучающихся новыми экономическими понятиями в сфере налогообложения и объяснить обучающимся, почему необходимо своевременно платить налоги.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. 1.1. Общая характеристика занятия

Тема занятия: «Прямые и косвенные налоги».

Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания, что налоги являются важным звеном благополучия общества и государства.

Урок способствует формированию элементов финансовой грамотности обучающихся основной ступени обучения в области налогообложения.

Место: село Александровское, Александровский район, Ставропольский край

Название образовательной организации: МОУ ООШ №11

Участники проекта:

Педагог: Коваленко Любовь Николаевна

Обучающиеся: ученики 8 класса

Урочное занятие в рамках рабочей программы «Обществознание»

Место занятия в логике реализации курса: в рамках общеобразовательной программы

Название темы: «Прямые и косвенные налоги»

Вид деятельности: урочная

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2/2

Вид занятия: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тест.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Л.Н. Боголюбов Н.И. Городецкая Л.Ф. Иванова «Обществознание» учебник для общеобразовательных учреждений . М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2013

2. Игорь Липсиц, Ольга Рязанова. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся 8-9 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. О.И. Рязанова, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Е.Б. Лавренова, И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Данное занятие содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Его содержание направлено на то, чтобы заинтересовать обучающихся в необходимости самостоятельного познавать налоговую сферу, так как эти знания будут необходимы в их дальнейшей повседневной жизни.

    1. 1.2. Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия включает себя следующие составляющие:

Образовательная цель: научить обучающихся различать виды налогов в РФ по их способу уплаты: прямые и косвенные;

Развивающая цель: формирование у обучающихся основ налоговой культуры и гражданского правосознания;

Воспитательная цель: воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи занятия:

1. Обогатить знания обучающихся о прямых и косвенных налогах и их составляющих.

2. Продолжить формирование умений выбора решений на заданную тему.

3. Научиться планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные результаты:

Осознание своей роли и ответственности как будущего налогоплательщика;

Формирование личностного отношения к рассматриваемой теме, выработка собственной позиции.

Предметные результаты:

должны знать:

1. виды прямых и косвенных налогов;

2. теоретическую сущность основных видов налогов;

должны уметь:

1. различать налоги по способам уплаты;

2. Определять какие категории налогоплательщиков платят те или иные налоги.

Межпредметные связи: обществознание (включая экономику и право).

Продолжительность занятия «Прямые и косвенные налоги» - 45 минут.

Применяемые педагогические методы: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Этапы, их продолжительность, действия обучающихся, на разных этапах занятия отражены в таблице 1.

Продолжительность

Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся

Занимают места, готовятся к занятию.

Слушают, определяют тему, цель урока и задачи учебной деятельности.

Слушают, делают краткий опорный конспект.

Практическая работа в группах

Работают в группах, поиск решений.

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя и выполняют задания.

Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями.

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся.

2. Начальная мотивация.

«Искусство налогообложения заключается

в том, чтобы, общипывая гуся, получать

максимальное количество перьев

при минимальном шипении»

Жан Кольбер, министр

финансов Франция, 1665 г.

Как вы понимаете это высказывание? Как люди во все времена относились к налогам? Чем налоги важны для государства?

Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, о каком виде налогов идет речь? (ответы детей). Как вы думаете, какой это вид налога? (дети затрудняются в ответах). Постановка проблемы урока: сегодня мы постараемся изучить виды налогов и их особенности. Определим тему урока (дети предлагают свои варианты). Учитель корректирует и объявляет тему урока.

Налоговая политика государства — одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета.

3. Сообщение новых знаний. Преподаватель знакомит обучающихся с с видами налогов и их особенностями с опорой на материалы учебного пособия по финансовой грамотности для учащихся основной школы. (В ходе лекции обучающиеся составляют опорный конспект)

4. Организация практической работы в группах.

Обучающиеся делятся на 3 группы и получают раздаточный материал:

1-2 группы – исследователи, 3 группа – эксперты.

Участники первой и второй групп получают раздаточные пакеты с одинаковыми заданиями и приступают к деятельности. (Приложение №2)

Участники второй группы получают комплект с заполненными таблицами и дополнительными материалами. Их задача изучить материалы и в процессе работы групп оказать им консультативную помощи и подготовить по одному выступающему от каждой группы по определенному виду налога (Прямые и косвенные). (Приложение №3)

В ходе практической работы в группах обучающиеся овладели новыми понятиями о прямых и косвенных налогах, научились их различать, выделять их отличительные особенности.

5 Рефлексия. На этом этапе преподаватель проводит рефлексию путем фронтального опроса и решения ситуативных задач.

- Каково значение прямых и косвенных налогов для экономики страны?

Какие налоги в большей степени пополняют государственный бюджет?

Какие противоречия в обществе вызывает налоговое бремя? (Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на эпиграфе урока, выясняя отношения детей к обозначенной проблеме)

2. Ситуативные задачи (Приложение 4).

6. Подведение итогов.

Критерии оценки эффективности занятия:

на этом этапе обучающиеся узнали:

-виды налогов, уплачиваемых гражданами;

- характерные черты разных налогов.

-оперировать информацией о разных видах налогов;

-оценивать роль налогов в жизни человека и общества;

-осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;

-применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей требованиями законодательства в налоговой сфере.

Домашнее задание:

В беседе с родителями узнайте, какие налоги платит Ваша семья, и затем заполните таблицу:

Разделы: Технология

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями бюджет, налоги, налогоплательщик; с формами формирования бюджета и его назначением; видами налогов и сроками их уплат
  2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

1. Организационный момент

- Проверка готовности учащихся к уроку

- Объявление темы и цели урока

В ходе изучения урока мы попытаемся разобраться в следующих вопросах:

  • Что такое бюджет?
  • Из каких источников он пополняется?
  • Что такое налоговая система РФ?
  • Какие правоотношения называют налоговыми?
  • Кто является их участником?
  • Какие бывают налоги?

2. Актуализация знаний учащихся

  • Дайте определение физического лица
  • Дайте определение юридического лица

3. Изучение нового материала.

Материальной основой существования любого государства является совокупный денежный фонд – бюджет.

Бюджет – это фонд денежных средств, находящийся в собственности государства. Он состоит из доходов и расходов, которые государство должно осуществлять в текущем году (например расходы на оборону страны, здравоохранение, образование и др)

Доходы бюджета - это денежный средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в распоряжение государства.

Откуда же берутся средства?

Налог, налоговая система

Государство получает денежные средства в бюджет из различных источников. Одним из таких источников являются обязательные взносы, установленные государством. Их должны платить работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие за это определенную плату, а также различные субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей). Такие обязательные взносы называют налогами, а тех, кто их уплачивает, - налогоплательщиками.

Налог – это безвозмездный, безвозвратный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законного акта компетентного государственного органа.

Налогоплательщики – организации и физические лица, на которые в соответствии с законодательством возложена ответственность уплачивать налоги.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, установленных в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, составляет налоговую систему Российской Федерации.

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 3)

Принципы налогообложения. Виды налогов

Сначала немного истории. Давид Риккардо, английский экономист (1772-1823), в своих научных работах писал, что налоги составляют «определенную долю продукта земли и труда страны». Эта доля поступает в распоряжение государства. При этом налоги всегда уплачиваются или из капитала, или из дохода страны. Если годовое производство страны значительно превышает ее годовое потребление, то эта выплата осуществляется за счет дохода. В этом случае капитал остается прежним или даже возрастает. Если же годовое потребление не покрывается годовым производством, то налоги платятся за счет самого капитала, что неизбежно приводит к его уменьшению и, как следствие, к сокращению производства.

С точки зрения Давида Риккардо, нет таких налогов, которые не имели бы тенденции уменьшать силу накопления.

Исходя из этого, политика страны любого государства должна состоять в том, чтобы, поощряя стремления к накоплению, никогда не вводить такие налоги, которые неминуемо падают на первоначальный капитал. Иначе оказывается затронутым фонд, предназначенный для увеличения будущего фонда страны.

Принципы налогообложения в виде четырех положений, ставших классическими аксиомами налоговой политики, были сформулированы в конце XVIII века, шотландским экономистом Адамом Смитом (1723-1790). Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.
  2. Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются при образовании материальных благ (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество). Они причитаются с налогоплательщика в случае наличия у него доходов, имуществ, предполагающих налоговые обязательства.

Косвенные налоги взимаются при приобретении материальных благ и входят в цену, уплачиваемую за товар покупателем (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). Они возложены на конечного потребителя вне зависимости от его реального дохода

Сообщение учащейся «Налоги с физических лиц» (приложение 2)

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 4)

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю за уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации.

К источникам налогового права относиться конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы. Основы законодательства о налогах были заложены в 1991г., когда были приняты законы Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Об акцизах», «О налоге на имущество предприятий», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.

Участниками общественных отношений, связанных с налогообложением, являются налогоплательщики и специальные органы государственной власти, устанавливающие и взимающие налоги.

Так же, как государство не может обходиться без налогов, постоянно поступающих в бюджет, так и взимание налогов невозможно без участия государства. Дело в том, что только такие государственные органы, наделенные специальной компетенцией и действующие строго в соответствии с законом, как налоговая инспекция, вправе осуществлять функции по сбору налогов. Налоговые органы осуществляют контроль за налогоплательщиками.

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 5)

4. Тестирование учащихся. Электронный тест (приложение 1)

Анализ урока, закрепление изученного материала, выставление оценок их аргументация.

Бюджет – это фонд денежных средств, находящийся в собственности государства.

Налог – это безвозмездный, безвозвратный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законного акта компетентного государственного органа.

Налоги делятся на прямые и косвенные налоги.

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю за уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации.

6. Домашнее задание

В беседе с родителями узнайте, какие налоги платит ваша семья, и затем заполните таблицу:

Анастасия Ревина

Анастасия Ревина

Многие выпускники, которые сдают обществознание, избегают тему налогов в ЕГЭ. Они не пытаются разобраться , потому что считают ее очень сложной. Это приводит к потере драгоценных баллов на экзамене, так как налоги в ЕГЭ по обществознанию могут встретиться и в первой, и во второй части.

Все не так страшно. Никто не заставляет учить весь Налоговый кодекс РФ. Во-первых, это крайне сложно, во-вторых, просто бессмысленно. Давайте рассмотрим основные аспекты, которые необходимо знать, чтобы чувствовать себя уверенно в теме налогов.

Что такое налоги?

Для начала разберемся, что такое налоги и зачем они нужны. Как и любому человеку или организации, государству нужны финансовые средства. Налоги — один из источников средств.

Откуда государство получает налоги? Это обязательные платежи, которые отдают граждане и организации. Понимая суть налогов, можно составить их определение.

Налоги — это суммы денег, которые граждане и организации обязаны выплачивать государству для того, чтобы финансировать его деятельность.

Какие виды налогов существуют?

Второе, что необходимо сделать, чтобы перестать бояться темы налогов на ЕГЭ — разобраться в их видах. Многим кажется, что это невозможно запомнить и ошибки здесь неминуемы. Давайте разбираться.

Виды налогов: по способу взимания

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются напрямую с дохода или имущества. Их уплачивают собственники имущества или обладатели прибыли. Налогоплательщик не может переложить обязанность выплаты ни на кого другого.

К ним относятся: налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество.

налоги в егэ

Косвенные налоги взимаются в виде наценки на товар, то есть они полностью перекладывается на конечных потребителей. Такие налоги включены в цену товара и уплачиваются, когда приобретается товар. Например, НДС указывается прямо в товарном чеке.

Налоги в ЕГЭ: НДС

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Названия косвенных налогов следует запомнить.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию: виды налогов по типу взимания

Рассмотрим задание на анализ суждений (номер 7), в котором необходимо выбрать все верные суждения о налогах и о их видах по способу взимания. За него дают максимум 2 балла. При решении задания мы просто используем уже известную нам теорию. Еще нужно проанализировать каждое суждение внимательно, чтобы минимизировать ошибки. Это мы сейчас и сделаем.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства. — да, этот вариант абсолютно точно будет верным, так как мы знаем, что в этом и состоит сущность налогов
2) К прямым налогам относят налог на доходы физических лиц, налог с продаж. — если налог на доходы физических лиц относится к прямым, то налог с продаж является косвенным налогом —неверное суждение
3) Прямые налоги могут быть переложены на другое лицо. — нет, прямые налоги уплачиваются прямо собственники имущества или обладателями прибыли
4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер. — нет, все налоги носят обязательный характер
5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. — да, это одна из ключевых характеристик прямых налогов
Ответ: 15

Виды налогов: по территории

Все налоги в Российской Федерации делятся на федеральные, региональные и местные. Нужно запомнить региональные налоги (их три), местные (их тоже три), а к федеральным будут относиться все остальные. На помощь приходит лайфхак, который позволит быстрее и лучше запомнить виды налогов по территории взимания.

Используя мнемотехнику, возьмём шесть максимально простых слов: юрлицо, игра, машина; физлицо, товар, земля.

Первые три слова относятся к трем региональным налогам:

  • налог на имущество организаций (юридических лиц) — юрлицо
  • налог на игорный бизнес — игра
  • транспортный налог – машина

Следующие три слова — это местные налоги:

  • налог на имущество физических лиц — физлицо
  • торговый сбор — товар
  • земельный налог — земля

Все остальные налоги федеральные (НДФЛ, акцизы, НДС, водный налог, государственные пошлины, налог на прибыль организаций).

Задание №8 в ЕГЭ по обществознанию о видах налогов по территории

В первой части экзамена часто требуют выполнить задание на соответствия (задание номер 8). За него дают максимум 2 балла. Представьте, как сложно выполнить это задание на экзамене, если не изучить налоги в ЕГЭ. Сейчас мы с ним разберемся.

Итак, перед нами задание, в котором необходимо установить соответствие между примерами и видами налогов по территории взимания. Внимательно смотрим на каждый пример!

ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) налог на доход физических лиц — видим, что ни одно слово из шести здесь не встречается, значит это федерльный налог 1) федеральный
Б) торговый сбор — видим слово «товар», это местный налог 2) региональный
В) акцизы — опять нет ни одного из шести слов, это федеральный налог 3) местный
Г) земельный налог — слово «земля» подсказывает, что это местный налог
Д) транспортный налог — ассоциируется со словом «машина», региональный налог

Ответ: 13132

Системы налогообложения

Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.

Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.

Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.

Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию о системах налогообложения

Теперь давайте рассмотрим задание на анализ суждений (задание номер 7), затрагивающих налоги в ЕГЭ. Необходимо выбрать все верные суждения о системах налогообложения. Проанализируем каждое суждение.

1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода. — видим слово «пропорция» и вспоминаем, что в там случае ставка налога единая — это суждение неверное
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. — нет, ставка налога будет для всех одинаковой — неверное суждение
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога. — выделяем слово «прогресс», следовательно, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога — верное суждение
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами. — обратная ситуация: слово «регресс» указывает на то, что ,чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога — верное суждение
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков. — этому суждению нас уже не обмануть, мы знаем, что значит слово «регресс» и что написана характеристика пропорциональной системы — неверное суждение
Ответ: 34

Теперь вы умеете решать задания на налоги в ЕГЭ. Хотите готовиться дальше, но не знаете, как? Почитайте отзыв выпускницы, которая сдала ЕГЭ по обществознанию на 99 баллов после наших курсов 🙂

Читайте также: