Природоресурсные налоги и сборы

Опубликовано: 04.05.2024

Природоресурсные платежи как вид бюджетных доходов
Natural Resources Payments as a Kind of Budgetary Revenues

Автор: Васильева Н. В. / Author: Vasilyeva N. V.

В статье исследуются проблемы финансово-правового регулирования пла- тежей за пользование природными ресурсами. Автором обращается внимание на слож- ность и разнородность системы природоресурсных платежей, включение в их число разнообразных видов платежей — от налогов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог) до арендных плат (арендная плата за пользование зе- мельными участками, арендная плата за пользование лесами). Такая разнородность, по мнению автора статьи, сложно объяснима, поскольку не вполне понятно, почему законодатель выбирает ту или иную конструкцию, ведь имеется единый объект об- ложения — природные ресурсы. Кроме того, установление и взимание природоресурс- ных платежей вытекает из принципа платности использования природных ресурсов. Проведенный в статье анализ действующего законодательства в области платежей за пользование природными ресурсами показал, что при исчислении природоресурс- ных платежей независимо от их наименования и правовой конструкции используются идентичные подходы. Получается, что государство в лице соответствующих органов в отношениях, возникающих по поводу природных ресурсов, может выступать и как пу- бличный субъект, устанавливающий правила предоставления в пользование природных ресурсов, взимающий налоги, и как равный субъект в гражданско-правовых отношениях, что вызывает множество вопросов. Сложно объяснить причины, по которым государ- ство, предоставляя в пользование природные ресурсы, выбирает публично-правовые или частноправовые конструкции. Нельзя признать допустимым регулирование, при котором однородные по своей сути платежи поступают в бюджет как налоги или как неналоговые платежи. Проведенный анализ позволил выявить два подхода к определе- нию правовой природы природоресурсных платежей — гражданско-правовой и публич- но-правовой. Критикуя возможности применения гражданско-правового регулирования к публичным по правовой природе отношениям, автор обосновывает финансово-право- вой статус природоресурсных платежей. Проведенное в статье исследование позво- лило прийти к обоснованным выводам о необходимости единого публично-правовогорегулирования природоресурсных платежей (они, по мнению автора статьи, носят обя- зательный характер, их поступление в бюджет связано с осуществлением плательщи- ками деятельности в области природопользования); а также отказа от гражданско- правового регулирования лесных и земельных платежей, поскольку это противоречит их публично-правовой природе и приводит к бюджетным потерям вследствие невоз- можности применения механизма принуждения.

The paper examines the problems of financial and legal regulation of payments for the use of natural resources. The author draws attention to the complexity and heterogeneity of the system of natural resources payments including a number of different types of payments ranging from taxes (a tax on mineral extraction, a water tax, a land tax) to rent payments (the rent for use of the land, the rent for the use of forests). According to the author of the article, such diversity is difficult to explain, since it is not clear why a law-maker chooses a particular form, because a particular single object of taxation, namely - natural resources, is being dealt with. In addition, establishing and levying natural resources payments derives from the principle of payment for the use of natural resources. Also, the analysis of current legislation in the field of payments for the use of natural resources carried out in the paper shows that when calculating natural resources payments irrespective of their title and legal construct identical approaches are applied. It turns out that the state through appropriate bodies in the relations that arise over natural resources can act as a public entity laying down rules for granting the use of natural resources, levying taxes and as an equal entity in civil legal relations, which raises many questions. It is difficult to explain the reasons why the state granting the use of natural resources resorts to either public law or private law constructions. We cannot accept regulation when essentially homogeneous payments are assigned to the budget as either taxes or non-tax payments. The analysis revealed two approaches to the definition of the legal nature of natural resources payments: a civil law approach and a public law approach. Criticizing the possibility of applying civil law regulation to the relations that are public according to their legal nature, the author proves the financial and legal status of the payments. The research carried out in this paper leads to well-grounded conclusions concerning the need for applying a uniform public law regulation with regard to natural resources payments that, according to the author of the article, are of a mandatory nature, collecting of such payments for the budget is associated with the payers' performance of activities in the field of natural resources management that is associated with using the budget in the sphere of natural resources, as well as denial of civil law regulation of forestry and land payments because it contradicts to their public law nature and leads to budget losses due to the impossibility of applying the mechanism of coercion.

1420059600
то есть, опубликовано
2017-03-07 10:20:25 то есть, прошло более полугода с 20 май 2021 года
то показываем статью читателю --> document.write('Просмотр на весь экран ');

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2569

- это категория платежей, которая объединяет различные виды платежей за природопользование и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

- налог на добычу полезных ископаемых

- сборы за пользование объектами животного мира – все перечисленные в НК и изымаемые из среды их обитания.

Особенность: в них особым образом проявляется принцип налогообложения – юрид-я возмездность (индивидуальная).

Отличие: они уплачиваются в связи с использованием природных ресурсов, которые находятся в гос собственности.

Имеют признаки юр и индивидуальной возмездности. Обязанность уплаты налога связана с тем, что гос-во так сказать предоставляет налогоплательщику объект налогооблолежния.

Объекты по сборам за пользование животным миром:

-объекты животного мира по НК, изъятие которых из среды обитания осуществляется по лицензии

-объекты водных биол ресурсов по НК, тоже изъятие по лицензии

Объекты налогооб-я по водному налогу:

1. объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

· забор воды из водных объектов

· использование акваторий водных объектов

· использование водных объектов для целей гидроэнергетики

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

2. НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

· в случае забора воды – объем забранной воды

· при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

· при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

· при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

Объекты по налогу на полезные ископ:

- это полезные ископаемые, но НК выделяет 3 способа получения их:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ

2) полезные ископаемые, добытые из отходов добывающих производства

3) ПИ, добытые из недр за пределами РФ, если данные участки недр находятся под юрисдикцией РФ или переданы налогоплательщику по договору.

Не признаются объектами налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые (такие ПИ, которые не находятся на гос балансе); подземные воды, геологические коллекционные материалы (не учитываемые в этом балансе).

Вопрос 42

Водный налог.

3. налогоплательщики: организации и ФЛ, осуществляющие спец или особое водопользование. С 2011 – спец водопользования нет. Виды и порядок водопользования устанавливаются ВК. + налогоплательщиками не признаются организации и ФЛ, осуществляющие водопользование на основании договоров и решений о предоставлении в пользование.

4. объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

· забор воды из водных объектов

· использование акваторий водных объектов

· использование водных объектов для целей гидроэнергетики

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

Не признаются объектами налогообложения – гл.25.2:

- забор воды для обеспечения пожранной безопасности

- использование акватории водных объектов для плавания на судах

- использование водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Искл-я из объекта налогообложения связаны с корректировкой объекта, исключаются действия не имеющие экономического эффекта для налогоплательщика.

5. НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

· в случае забора воды – объем забранной воды

· при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

· при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

· при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

НБ устанавливается так, чтобы максимально установить экономическое значение объекта налогообложения для налогоплательщика.

Вопрос 43

6. налоговый период – квартал

7. налоговая ставка: определяется в зависимости от вида объекта налогообложения и от вида водного объекта. Ставки устанавливаются в зависимости от НБ. Налоговая ставка при заборе воды, установленная НК, применяется в пределах лимита водопользования. В случае превышения лимитов водопользования налог взимается по 5кратной налоговой ставке.

8. налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно: как произведение НБ и соответсвующей ей налоговой ставке. И уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

9. налоговая декларация подается в тот же срок.

Вопрос 44

Налог на добычу полезных ископаемых

Основное отличие: он наименее распространен с одной стороны и приносит наибольшие доходы в бюджет.

Он относится к числу технических налогов.

Налогоплательщики: организации и ИП, признаваемые пользователями недр.

Норма бланкетная, отсылает к природо-ресурсному законодательству, не тока НК, в части предоставления права пользования участками недр. Недра в собственности РФ. Налог, в некотором смысле, возмездный: предоставляется в пользование недра, и в связи с экон выгодой взимается налог. Налогоплательщики должны встать на налоговый учет по месту нахождения недр в теч 30 календ днец с момента регистрации лицензии на право пользования участком недр, т.е территория субъекта. Если добыча на контитентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и т.д. – постановка на учет по месте нахождения организации или ФЛ.

- это полезные ископаемые, но НК выделяет 3 способа получения их:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ

2) полезные ископаемые, добытые из отходов добывающих производства

3) ПИ, добытые из недр за пределами РФ, если данные участки недр находятся под юрисдикцией РФ или переданы налогоплательщику по договору.

Не признаются объектами налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые (такие ПИ, которые не находятся на гос балансе); подземные воды, геологические коллекционные материалы (не учитываемые в этом балансе).

В НК исчерпывающий перечень ПИ. Объект – не просто ПИ, а добытое ПИ. Технический вопрос: что считать добытым ПИ? В НК – нет прямого указания (337). Добытое ПИ – когда фактически извлечено и отделено от участка недр.

Определение количества полезного ископаемого. Количество добытого ПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно либо прямым способом (прямое измерение приборами), либо расчетным (исходя из доли содержания полезного ископаемого). При определении количества добытого ПИ учитываются фактические потери. Они определяются как разница между расчетным количеством ПИ и количеством добытого ПИ.

Налоговая база. Самостоятельно налогоплательщиком в отношении каждого добытого ПИ. Определяется в зависимости от вида ПИ либо как стоимость ПИ, либо как объем (нефть, нефтепродукты) ПИ.

Порядок определения стоимости: одним из способов:

1. исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации без учета субсидий, если субсидии предоставляются, если нет, то просто из сложившихся цен реализации за налоговый период

2. исходя из расчетной стоимости.

При определении расчетным способом учитываются расходы налогоплательщика, определяемые в соотв с гл 25 НК. Цена реализации = расходам налогоплательщика на добычу ПИ.

Вопрос 45

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговая ставка: процентная в зависимости от вида ПИ.

Если НБ определяется исходя из натуральных показателей (для нефти НБ как объем), то налоговая ставка является фиксированной и определяется с учетом 2х коэффициентов: 1. динамика мировых цен на нефть, 2. степень выработанности конкретного участка. Коэффициенты рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля НБ. Исчисляется по каждому налоговому периоду и каждому ПИ. Уплачивается по месту нахождения каждого участка недр.

Срок уплаты налога не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Налоговая декларация – срок подачи не позднее последнего дня месяца следующего за налоговым периодом.

Вопрос 46

Гл 25.1 сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

1. плательщики сбора: организации и ФЛ, получающие лицензию на пользование объектами животного мира

2. объект обложения сбора: объекты животного мира и водных биологических ресурсов в соотв с перечнем, установленным НК. Признак всех объектов перечня с одной стороны, перечень закрытый, с др стороны – только в отношении данных видов животных разрешена охота и вылов. Сборы уплачивают те, кто идет на охоту или на рыбалку.

3. ставки: дифференцированы в зависимости от объекта сбора и устанавливаются за одну единицу. Если право на пользование объектами животного мира использовано не в полном объеме, то по окончании действия разрешения производится зачет и возврат излишне уплаченного сбора. Ставки на пользование водными биол ресурсами – также устанавливаются в зависимости от вида объекта, которые классифицируется и по месту обитания. При неполном использовании лицензии на пользование объектами водных биол ресурсов перерасчет суммы сбора не производится.

4. порядок уплаты сбора: 10% от суммы сбора единовременно в момент получения разрешения, остальные 90% ежемесячно равными платежами в теч срока действия лицензии – это порядок уплаты за объекты водных биол ресурсов. За животных – единовременно в момент получения лицензии.

В части не урегулированной Гл 25.1 применяются положения НК о гос пошлине.

- это категория платежей, которая объединяет различные виды платежей за природопользование и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

- налог на добычу полезных ископаемых

- сборы за пользование объектами животного мира – все перечисленные в НК и изымаемые из среды их обитания.

Особенность: в них особым образом проявляется принцип налогообложения – юрид-я возмездность (индивидуальная).

Отличие: они уплачиваются в связи с использованием природных ресурсов, которые находятся в гос собственности.

Имеют признаки юр и индивидуальной возмездности. Обязанность уплаты налога связана с тем, что гос-во так сказать предоставляет налогоплательщику объект налогооблолежния.

Объекты по сборам за пользование животным миром:

-объекты животного мира по НК, изъятие которых из среды обитания осуществляется по лицензии

-объекты водных биол ресурсов по НК, тоже изъятие по лицензии

Объекты налогооб-я по водному налогу:

1. объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

· забор воды из водных объектов

· использование акваторий водных объектов

· использование водных объектов для целей гидроэнергетики

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

2. НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

· в случае забора воды – объем забранной воды

· при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

· при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

· при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

Объекты по налогу на полезные ископ:

- это полезные ископаемые, но НК выделяет 3 способа получения их:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ

2) полезные ископаемые, добытые из отходов добывающих производства

3) ПИ, добытые из недр за пределами РФ, если данные участки недр находятся под юрисдикцией РФ или переданы налогоплательщику по договору.

Не признаются объектами налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые (такие ПИ, которые не находятся на гос балансе); подземные воды, геологические коллекционные материалы (не учитываемые в этом балансе).

Вопрос 42

Водный налог.

3. налогоплательщики: организации и ФЛ, осуществляющие спец или особое водопользование. С 2011 – спец водопользования нет. Виды и порядок водопользования устанавливаются ВК. + налогоплательщиками не признаются организации и ФЛ, осуществляющие водопользование на основании договоров и решений о предоставлении в пользование.

4. объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

· забор воды из водных объектов

· использование акваторий водных объектов

· использование водных объектов для целей гидроэнергетики

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

Не признаются объектами налогообложения – гл.25.2:

- забор воды для обеспечения пожранной безопасности

- использование акватории водных объектов для плавания на судах

- использование водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Искл-я из объекта налогообложения связаны с корректировкой объекта, исключаются действия не имеющие экономического эффекта для налогоплательщика.

5. НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

· в случае забора воды – объем забранной воды

· при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

· при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

· при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

НБ устанавливается так, чтобы максимально установить экономическое значение объекта налогообложения для налогоплательщика.

Вопрос 43

6. налоговый период – квартал

7. налоговая ставка: определяется в зависимости от вида объекта налогообложения и от вида водного объекта. Ставки устанавливаются в зависимости от НБ. Налоговая ставка при заборе воды, установленная НК, применяется в пределах лимита водопользования. В случае превышения лимитов водопользования налог взимается по 5кратной налоговой ставке.

8. налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно: как произведение НБ и соответсвующей ей налоговой ставке. И уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

9. налоговая декларация подается в тот же срок.

Вопрос 44

Налог на добычу полезных ископаемых

Основное отличие: он наименее распространен с одной стороны и приносит наибольшие доходы в бюджет.

Он относится к числу технических налогов.

Налогоплательщики: организации и ИП, признаваемые пользователями недр.

Норма бланкетная, отсылает к природо-ресурсному законодательству, не тока НК, в части предоставления права пользования участками недр. Недра в собственности РФ. Налог, в некотором смысле, возмездный: предоставляется в пользование недра, и в связи с экон выгодой взимается налог. Налогоплательщики должны встать на налоговый учет по месту нахождения недр в теч 30 календ днец с момента регистрации лицензии на право пользования участком недр, т.е территория субъекта. Если добыча на контитентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и т.д. – постановка на учет по месте нахождения организации или ФЛ.

- это полезные ископаемые, но НК выделяет 3 способа получения их:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ

2) полезные ископаемые, добытые из отходов добывающих производства

3) ПИ, добытые из недр за пределами РФ, если данные участки недр находятся под юрисдикцией РФ или переданы налогоплательщику по договору.

Не признаются объектами налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые (такие ПИ, которые не находятся на гос балансе); подземные воды, геологические коллекционные материалы (не учитываемые в этом балансе).

В НК исчерпывающий перечень ПИ. Объект – не просто ПИ, а добытое ПИ. Технический вопрос: что считать добытым ПИ? В НК – нет прямого указания (337). Добытое ПИ – когда фактически извлечено и отделено от участка недр.

Определение количества полезного ископаемого. Количество добытого ПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно либо прямым способом (прямое измерение приборами), либо расчетным (исходя из доли содержания полезного ископаемого). При определении количества добытого ПИ учитываются фактические потери. Они определяются как разница между расчетным количеством ПИ и количеством добытого ПИ.

Налоговая база. Самостоятельно налогоплательщиком в отношении каждого добытого ПИ. Определяется в зависимости от вида ПИ либо как стоимость ПИ, либо как объем (нефть, нефтепродукты) ПИ.

Порядок определения стоимости: одним из способов:

1. исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации без учета субсидий, если субсидии предоставляются, если нет, то просто из сложившихся цен реализации за налоговый период

2. исходя из расчетной стоимости.

При определении расчетным способом учитываются расходы налогоплательщика, определяемые в соотв с гл 25 НК. Цена реализации = расходам налогоплательщика на добычу ПИ.

Вопрос 45

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговая ставка: процентная в зависимости от вида ПИ.

Если НБ определяется исходя из натуральных показателей (для нефти НБ как объем), то налоговая ставка является фиксированной и определяется с учетом 2х коэффициентов: 1. динамика мировых цен на нефть, 2. степень выработанности конкретного участка. Коэффициенты рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля НБ. Исчисляется по каждому налоговому периоду и каждому ПИ. Уплачивается по месту нахождения каждого участка недр.

Срок уплаты налога не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Налоговая декларация – срок подачи не позднее последнего дня месяца следующего за налоговым периодом.

Вопрос 46

Гл 25.1 сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

1. плательщики сбора: организации и ФЛ, получающие лицензию на пользование объектами животного мира

2. объект обложения сбора: объекты животного мира и водных биологических ресурсов в соотв с перечнем, установленным НК. Признак всех объектов перечня с одной стороны, перечень закрытый, с др стороны – только в отношении данных видов животных разрешена охота и вылов. Сборы уплачивают те, кто идет на охоту или на рыбалку.

3. ставки: дифференцированы в зависимости от объекта сбора и устанавливаются за одну единицу. Если право на пользование объектами животного мира использовано не в полном объеме, то по окончании действия разрешения производится зачет и возврат излишне уплаченного сбора. Ставки на пользование водными биол ресурсами – также устанавливаются в зависимости от вида объекта, которые классифицируется и по месту обитания. При неполном использовании лицензии на пользование объектами водных биол ресурсов перерасчет суммы сбора не производится.

4. порядок уплаты сбора: 10% от суммы сбора единовременно в момент получения разрешения, остальные 90% ежемесячно равными платежами в теч срока действия лицензии – это порядок уплаты за объекты водных биол ресурсов. За животных – единовременно в момент получения лицензии.

В части не урегулированной Гл 25.1 применяются положения НК о гос пошлине.

- это категория платежей, которая объединяет различные виды платежей за природопользование и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

- налог на добычу полезных ископаемых

- сборы за пользование объектами животного мира – все перечисленные в НК и изымаемые из среды их обитания.

Особенность: в них особым образом проявляется принцип налогообложения – юрид-я возмездность (индивидуальная).

Отличие: они уплачиваются в связи с использованием природных ресурсов, которые находятся в гос собственности.

Имеют признаки юр и индивидуальной возмездности. Обязанность уплаты налога связана с тем, что гос-во так сказать предоставляет налогоплательщику объект налогооблолежния.

Объекты по сборам за пользование животным миром:

-объекты животного мира по НК, изъятие которых из среды обитания осуществляется по лицензии

-объекты водных биол ресурсов по НК, тоже изъятие по лицензии

Объекты налогооб-я по водному налогу:

объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

забор воды из водных объектов

использование акваторий водных объектов

использование водных объектов для целей гидроэнергетики

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

в случае забора воды – объем забранной воды

при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

Объекты по налогу на полезные ископ:

- это полезные ископаемые, но НК выделяет 3 способа получения их:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ

2) полезные ископаемые, добытые из отходов добывающих производства

3) ПИ, добытые из недр за пределами РФ, если данные участки недр находятся под юрисдикцией РФ или переданы налогоплательщику по договору.

​Не признаются объектами налогообложения: общераспространенные полезные ископаемые (такие ПИ, которые не находятся на гос балансе); подземные воды, геологические коллекционные материалы (не учитываемые в этом балансе).

Вопрос 42

Водный налог.

налогоплательщики: организации и ФЛ, осуществляющие спец или особое водопользование. С 2011 – спец водопользования нет. Виды и порядок водопользования устанавливаются ВК. + налогоплательщиками не признаются организации и ФЛ, осуществляющие водопользование на основании договоров и решений о предоставлении в пользование.

объекты: 4 вида, в зависимости от вида водопользования:

забор воды из водных объектов

использование акваторий водных объектов

использование водных объектов для целей гидроэнергетики

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

Не признаются объектами налогообложения – гл.25.2:

- забор воды для обеспечения пожранной безопасности

- использование акватории водных объектов для плавания на судах

- использование водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Искл-я из объекта налогообложения связаны с корректировкой объекта, исключаются действия не имеющие экономического эффекта для налогоплательщика.

НБ: определяется самостоятельно для каждого вида объекта налогообложения:

в случае забора воды – объем забранной воды

при использовании акваторий водных объектов – площадь данных объектов, которая определяется на основании договора

при использовании для целей гидроэнергетики – количество выработанной электроэнергии за налоговый период

при использовании для целей сплава – объем леса на расстояние сплава

НБ устанавливается так, чтобы максимально установить экономическое значение объекта налогообложения для налогоплательщика.

Вопрос 43

налоговый период – квартал

налоговая ставка: определяется в зависимости от вида объекта налогообложения и от вида водного объекта. Ставки устанавливаются в зависимости от НБ. Налоговая ставка при заборе воды, установленная НК, применяется в пределах лимита водопользования. В случае превышения лимитов водопользования налог взимается по 5кратной налоговой ставке.

налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно: как произведение НБ и соответсвующей ей налоговой ставке. И уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

налоговая декларация подается в тот же срок.

Природоресурсные платежи (плата за пользование природными ресурсами) представляют собой сложившийся и действующий в современном российском праве крупный правовой институт. В нем объединены правовые нормы различных отраслей законодательства (налогового, административного, земельного, экологического, природоресурсного и др.).

"Платежи за пользование природными ресурсами", "плата за природопользование", "плата за природные ресурсы", "платежи за использование природных ресурсов" - вот неполный перечень наименований, применяемых юридической и экономической доктриной при определении названных платежей*(2). Их система в Российской Федерации наряду с платой за пользование природными ресурсами (платой за землю, платежами за пользование лесным фондом, водными объектами, животным миром, недрами) включает в себя также плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Природоресурсные платежи - разновидность обязательных платежей публично-правовой природы, облеченных, как правило, в законодательную форму, порядок исчисления и уплаты которых установлен федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в случаях, прямо предусмотренных перечисленными актами, - и подзаконными актами.

Интерес к изучению правовых основ природоресурсных платежей обусловлен "мозаичностью" их состава, объединяющего ряд публично-правовых платежей - налоги, сборы, подати, платы и т.д.

Комплексный характер природоресурсных платежей проявляется и в многообразии их функций, важнейшими из которых являются регулятивная, фискальная и экологическая.

Понятийный (терминологический) аппарат данного института формируется несколькими путями, в том числе заимствованием:

терминологии, используемой в актах природоресурсного и земельного законодательства - Водном, Лесном, Земельном кодексах, федеральных законах "О животном мире", "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции" и др.;

налоговой терминологии, содержащейся в актах законодательства о налогах и сборах, прежде всего в частях первой и второй Налогового кодекса РФ;

понятийного аппарата экологического законодательства - федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления" и др.

Для устранения так называемых скрытых коллизий, т.е. столкновения норм-дефиниций, норм- определений, порождаемых известной "многослойностью" правового регулирования природоресурсных платежей, следует исходить из того, что многие из них представляют публично-правовые платежи, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, а следовательно, они регулируются нормами налогового законодательства, установившими в п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) порядок использования в целях налогового регулирования понятийного аппарата других "неналоговых" отраслей российского законодательства. Правовая природа природоресурсных платежей

Актуальным является и вопрос о правовой природе отдельных видов природоресурсных платежей. Именно правовая природа того или иного обязательного платежа за пользование природными ресурсами обусловливает особенности его установления. Так, согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки его уплаты. Что касается сборов, то элементы

обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). Указывая на различную правовую природу налогов и сборов, предопределяющую различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет, Конституционный Суд РФ (КС РФ) в Определении от 8 февраля 2001 г.

Проблема правовой природы того или иного вида природоресурсного платежа не является исключительно теоретической, она имеет важное практическое значение. От того, какую правовую природу имеет рассматриваемый платеж - налога, сбора либо компенсационного платежа гражданско- правового характера, - будут зависеть, в частности, последствия неуплаты или несвоевременной уплаты данного платежа, порядок привлечения к ответственности за неуплату, полномочия государственных контролирующих органов в отношении плательщика, порядок возврата излишне уплаченных сумм.

Если законодатель четко и однозначно определяет правовую форму платежа, на практике возникает меньше вопросов о том, какой орган должен контролировать взимание, в каком порядке осуществляется контроль, какую ответственность несет плательщик за несвоевременную уплату или неуплату. В результате в суды поступает меньше дел, судебная практика является единообразной.

Отнесение какого-либо платежа к той или иной правовой форме (определение правовой природы платежа) во многом зависит от целей, которые должен преследовать платеж. Следует выделить две основные функции природоресурсных платежей - компенсационную и стимулирующую. Компенсационная функция реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановления природных ресурсов и на их воспроизводство; стимулирующая - направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду, на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов (например, уменьшение количества отходов).

Следует обратить внимание на то, что компенсационная и стимулирующая функции природоресурсных платежей могут быть реализованы только через создание специальных фондов, куда будут поступать и откуда будут расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Фискальная функция в противовес компенсационной и стимулирующей предполагает направление средств в бюджет государства или иного публичноправового образования без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства. Представляется, что природоресурсные платежи не должны иметь первоочередной задачей пополнение общих доходов государства. Указанная функция может присутствовать у платы за природопользование, поскольку подобного рода платежи по экономической природе являются рентными, т.е. публично-правовое образование, являясь в большинстве случаев собственником природных ресурсов, забирает у природопользователей часть "незаработанного дохода". Однако, если государство ставит перед собой задачи охраны окружающей среды и сохранения потенциала находящихся на его территории природных ресурсов, фискальная функция не может ставиться на первое место при регулировании природоресурсного платежа. Иными словами, при решении вопроса о том, какой правовой природой обладать тому или иному платежу за пользование природными ресурсами, государство не должно преследовать в первую очередь цель пополнения бюджета. Иначе результатом установления природоресурсного платежа может стать увеличение сброса загрязняющих веществ или нерациональное природопользование. Такое может произойти, если платеж примет форму налога и при этом не будут установлены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ или ставка налога не будет зависеть от количества добытого природного ресурса (например, выловленных водных биологических ресурсов). Таким образом, природоресурсные платежи должны быть целевыми. Только в этом случае поставленные задачи могут эффективно решаться.

Одной из причин актуальности вопроса правовой природы данных платежей является понимание важности природных ресурсов как для экономики Российской Федерации, так и для состояния окружающей природной среды на территории России и за ее пределами. Другой причиной появления сложностей в ходе реформирования законодательства о природоресурсных платежах является разносторонность участия государства как субъекта различных правоотношений. Так, государство выступает как собственник природных ресурсов - лесов, находящихся на землях лесного фонда, водных объектов (за исключением некоторых случаев, установленных в ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ, недр,

животного мира, водных биологических ресурсов (за исключением некоторых случаев, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"). Государство на правах собственника является стороной договора о предоставлении в пользование природных ресурсов (договор аренды лесного участка, плата за пользование водным объектом по договору водопользования). Государство также является "субъектом управленческих отношений, законодательно закрепляющим порядок их использования и реализующим через государственные органы исполнительной власти свои управленческие функции: нормирование, лицензирование, предоставление в пользование"*(3).

Как видим, государство в лице специально уполномоченных органов в отношениях, возникающих по поводу природных ресурсов, может выступать и как публичный субъект, устанавливающий правила предоставления в пользование природных ресурсов, взимающий налоги, и как равный субъект в гражданско-правовых отношениях. На практике в результате реформирования законодательства о природоресурсных платежах в России государство в одних отношениях действительно является властным субъектом (сбор соответствующих налогов), в других - стороной в договоре. Иначе говоря, одни природоресурсные платежи имеют правовую природу налогов, другие - правовые формы неналоговых платежей.

Действующая система природоресурсных платежей сложилась не сразу, а в результате нескольких реформ.

Читайте также: