Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию

Опубликовано: 16.05.2024

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Объективность и беспристрастность

Принцип объективности предполагает, что аналитика, советы, рекомендации, которые предоставляемые клиенту, максимально отражают реальное положение дел, и что суждения консультанта строились с максимальной отстраненностью от каких-либо личных интересов. Необъективность консультанта может быть вызвана: либо информационными факторами, либо факторами интересов.

Объективность работы налогового консультанта зависит от степени его независимости, то есть от степени влияния на консультанта внешних людей, а также человеческих и организационно-производственных отношений, в которые включен консультант. Принцип независимости не означает, что консультант вообще не должен вступать в какие-либо отношения, но этот принцип требует, чтобы заключения, которые делает консультант, и советы, которые он дает, были бы освобождены от влияния этих отношений.

Разглашение конфиденциальной информации клиентов (например, публикация) не является нарушением профессиональной этики:

а) если получено разрешение клиента с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;

б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями суда;

в) для защиты профессиональных интересов консультанта в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителем или уполномоченными представителями клиента; г) когда клиент намеренно и незаконно вовлек налогового консультанта в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Конфиденциальность информации оговаривается в контракте на заключение консультационных услуг или в дополнительном соглашении о конфиденциальности.

В РФ отсутствуют нормативные акты, регламентирующие какие-либо особые условия для занятий налоговым консультированием, в частности, лицензирование. Поэтому контроль со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что, с одной стороны, может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков-клиентов, с другой стороны - может подтолкнуть налогоплательщика к нарушению налогового законодательства. Налоговый консультант должен четко представлять и знать грань между законной консультацией и консультацией, выходящей за рамки закона. Хотя на практике эту грань определить трудно, а иногда невозможно.

Приоритет интересов клиента

Соблюдение принципа приоритета интереса клиента означает, что налоговый консультант ставит интересы своих настоящих и бывших клиентов выше собственных и служит им честно, компетентно, независимо. Налоговый консультант должен избегать выгод и интересов, предлагаемых третьими сторонами в связи с рекомендациями их клиенту без уведомления и согласия клиента. Налоговый консультант должен обеспечить, чтобы его личные и деловые интересы не могли ухудшить ход или повлиять на объективность задания.

Доверительность отношений с клиентом

Установление доверия - это процесс, и в доверии, как процессе, очень важным оказывается оправдание и поддержание ожиданий. Можно выделить два уровня доверия к консультанту: персональный уровень - доверие к конкретному налоговому консультанту, к его компетентности, честности, независимости; и корпоративный уровень - доверие к налоговой консультации, которую представляет консультант, в целом.

Добросовестность консультанта складывается из обеспечения им полноты и качества предоставления услуг, его профессиональной компетентности и учета им конфликта интересов.

Профессиональная компетентность консультанта - это совокупность технической компетенции консультанта, а также мотивов профессионального поведения и личностных свойств консультанта. Налоговый консультант должен выполнять свои профессиональные обязанности согласно надлежащим техническим и профессиональным стандартам. Кроме того, он должен быть полностью уверен в способности клиента воспринимать советы, использовать рекомендации и внедрять результаты работ по проекту. Налоговый консультант обязан сообщать клиентам о любых сомнениях, которые у него имеются в отношении возможности с пользой применять полученные рекомендации.

Учет конфликта интересов

Основные виды конфликтов интересов:

) Конфликт интересов клиента и интересов профессионального сообщества консультанта;

) Конфликт между интересами разных клиентов одного консультанта;

) Конфликт между личными интересами клиента и консультанта.

Консультант должен стремиться к тому, чтобы исключить саму возможность возникновения конфликта интересов, а в случае возникновения такого конфликта максимально оперативно разрешить его.

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Вопрос выбора налогового консультанта, способного предложить оптимальное решение «цена-качество», всегда актуален.

При принятии решения о выборе налогового консультанта можно выделить следующие области неэффективности:

  • клиент переплачивает за решение простых или типовых задач, работая со специалистами с избыточными компетенциями;
  • клиент привлекает для решения сложной задачи налогового консультанта без опыта оказания определенных услуг или без достаточного знания отрасли клиента, в результате чего мнения консультанта может быть ошибочным (иначе говоря, клиент получает услуги ненадлежащего качества).
Чтобы избежать таких ситуаций, нужно корректно соотносить тип задачи, стоящей перед компанией-клиентом, и требования к квалификации и опыту налогового консультанта. Расскажем, как это сделать.

Какую задачу решает налоговый консультант?

Привлекая внешних налоговых консультантов, компании решают два вида задач:

  • Рутинные задачи – обеспечение качественного выполнения рутинных процедур (таких как расчет, начисление и уплата налогов, подготовка налоговой отчетности);
  • Мозговые задачи – выражение мнения в отношении налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций и помощь с решением сложных вопросов применения налогового законодательства.
Первый вид задач решают проекты налогового комплаенса, а второй – налогового консультирования. Налоговый комплаенс и налоговое консультирование различаются не только по характеру решаемых задач, но и по требованиям к специалистам, а также по уровню их почасовых ставок (см. Таб.1).

Таблица 1. Классификация налоговых услуг



СОВЕТ: составляйте отдельный бюджет на решение задач в области налогового комлаенса и налогового консультирования, имейте в виду, что далеко не всегда компания-провайдер услуг налогового комплаенса может оказать качественные консультационные услуги и наоборот - компания, которой вы доверяете оказание услуг по налоговому консультированию, может быть не самым лучшим провайдером услуг налогового комплаенса.

Когда знание отраслевой специфики клиента критично?

Знание отрасли может иметь критически важное значение для выражение мнения по налоговым вопросам в том случае, если для бизнеса клиента характерны те хозяйственные операции и бизнес-процессы, которые являются источниками отраслевой специфики. К примеру, в различных отраслях могут существенно отличаться взаимодействие с покупателями (фармацевтика, продажа товаров населению), ценообразование (естественные монополии иные отрасли с регулированием цен на государственном уровне), процесс создания добавленной стоимости (промышленное производство, добыча и переработка полезных ископаемых) и др.

Однако в некоторых случаях отраслевая специфика оказывает на деятельность компании-клиента минимальное влияние. Для работы с такими компаниями налоговые консультанты должны скорее понимать особенности определенных бизнес-процессов, нежели чем специфику отрасли. Например, стартап в области информационных технологий будет иметь схожие налоговые риски и расходы, что и стартап занимающийся разработкой новой технологии добычи полезных ископаемых.

СОВЕТ: прежде чем ограничивать круг компаний, с которыми вы готовы работать по налоговым вопросам, теми, кто имеет существенный опыт работы с клиентами в вашей отрасли, оцените оказывает ли отраслевая специфика существенное влияние на бизнес вашей компании и (или) анализируемой хозяйственной операции (процесса).

Как выбрать фирму-консультанта?

Налоговый консультант, способный оказать услугу надлежащего качества, должен обладать комбинацией компетенций, как в области налогообложения, так и бизнеса клиента. При этом комбинация компетенций, которые являются критичными для оказания качественных услуг, различаются от проекта к проекту. Для упрощения процесса выявления ключевых компетенций можно воспользоваться матрицей, приведенной ниже (см. Рис.1).

Рисунок 2. Матрица специализации налоговых консультантов



Руководствуясь матрицей, приведенной выше, можно условно выделить следующие четыре вида услуг, качественное оказание которых требует различный набор компетенций:

1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – услуги по выполнению рутинных задач в отношении хозяйственных операций, связанных с бизнес-процессами, которые характерны для компаний, работающих во всех отраслях. Отраслевая специфика не оказывает влияние на особенности оказания услуг универсального комплаенса или такое влияние минимально. Услуги универсального налогового комплаенса могут качественно оказывать небольшие фирмы-провайдеры, поддерживающие приемлемый уровень технических (в области налогообложения) знаний работников и не обладающие глубокими знаниями отраслевой специфики. Примерами проектов универсального налогового комплаенса является оказание услуг по расчету социальных взносов и НДФЛ и составлению налоговой отчетности по этим налогам, а также оказание услуг по составлению деклараций по НДФЛ физическим лицам, заявляющим налоговые вычеты в отношение расходов на приобретение жилья или обучение.

2. ОТРАСЛЕВОЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – это выполнение рутинных задач в отношении хозяйственных операций, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику. Компания-провайдер услуг в области отраслевого налогового комплаенса должна поддерживать у работников не только приемлемый уровень технических, но и отраслевых знаний. Такие знания могут быть получены за счет работы преимущественно с клиентами в определенной области и (или) наличия у компании-провайдера услуг налоговой консультационной практики, специалисты которой имеют глубокую отраслевую экспертизу и могут проконсультировать коллег, занимающихся комплаенс-проектами. Примером отраслевого налогового комплаенса может стать составление расчета налога на добычу полезных ископаемых или расчета налога на прибыль в отношении сделок с производными финансовыми инструментами.

3. КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, связанных с определением налоговых последствий хозяйственных операций, на которые оказывает существенное влияние отраслевая специфика компании-налогоплательщика. Иначе говоря, это консультирование по вопросам, предполагающим, что налоговый консультант не только отлично знает действующее законодательство, позицию контролирующих органов и последние тренды судебной практики, но и отраслевую специфику клиента. Компания-провайдер услуг в области корпоративного налогового консультирования должна нанять компетентных работников, а также иметь достаточную практику консультирования клиентов в определенной отрасли. Примеры корпоративного налогового консультирования – выражение мнения относительно порядка налогообложения убытков от недостач, возникающих в торговых залах розничных магазинов, или определение правильности применяемой компанией методологии расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении полиметаллических руд.

4. ТРАНЗАКЦИОННОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, которые связаны с хозяйственными операциями, обусловленными процессами, на которые отраслевая специфика не оказывает влияние или ее влияние минимально. Для успешного транзакционного налогового консультирование у консультанта должны быть отличные технические знания, но знания отраслевой специфики клиента не являются решающими. Примеры транзакционного налогового консультирования – выражение профессионального мнения по вопросам применения пониженных ставок по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, определение налоговых последствий корпоративной реструктуризации.

Оговоримся, что приведенная выше классификация не является жестко определенной: некоторые проекты могут быть «пограничными». Например, для успешного ведения проектов налогового дью дилидженса консультанты должны не только специализироваться на транзакционном консультировании, но и обладать глубокими знаниями отраслевой специфики компании-объекта инвестиций.

СОВЕТ: чтобы обеспечить оптимальное соотношение «цена-качество» при выборе компании-провайдера налоговых услуг обратите внимание на следующее:

2. Сэкономить на аутсорсинге отраслевого налогового комплаенса, как правило, сложнее: услуги могут не только дорого стоить, но и не оправдать ожиданий по качеству. Поэтому, если отраслевая специфика имеет значение для вашей компании, наймите в штат компании руководителя налоговой функции (главного бухгалтера или налогового менеджера) со знанием лучших практик отрасли.

3. Для получения качественной услуги в области корпоративного налогового консультирования следует привлекать либо крупную компанию, имеющую отраслевую специализацию в рамках налоговой практики, либо «нишевого» игрока, специализирующегося на работе исключительно с компаниями вашей отрасли. При этом нужно быть готовым, что цены на такие услуги будут не самыми демократичными. А вот попытки сэкономить на таких проектах, привлекая компанию-консультанта без необходимой отраслевой экспертизы, – однозначно плохая идея.

Выбирая налогового консультанта для транзакционного налогового консультирования обращайте большее внимание на опыт налогового сопровождения аналогичных сделок и меньше - на индустриальный опыт. Поскольку у штатных налоговых специалистов может не быть достаточного опыта работы с нерутинными сделками (операциями), по возможности привлекайте внешнего налогового консультанта.

Налоговое консультирование опирается на знание законодательства в области налогообложения, гражданских и трудовых правоотношений, финансов. Принцип законности означает, что налоговый консультант должен оказывать помощь руководителям и специалистам организации при выработке новой для них точки зрения на суть проблемы и пути ее разрешения с учетом знания законодательства, то есть не способствовать нарушению законодательства.

Принципами профессиональной деятельности по налоговому консультированию являются, с одной стороны, независимость налогового консультанта от государственных органов законодателей и исполнительной власти, с другой стороны, - от консультационного клиента.

Консультант сам должен быть независим от поставщиков продуктов и решений в предметной области, интересующей организацию, если он сам не поставщик этих продуктов или решений.

Консультант должен быть независим от традиций и неписаных законов, бытующих в организации, при этом быть адаптированным к организационной культуре, сохраняя собственную индивидуальность.

Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер, основываться только на достоверных данных.

Независимость консультанта состоит из следующих составляющих:

финансовая независимость означает, что консультант не заинтересован в том, как будет действовать клиент. Желание вести в дальнейшем дела с тем же клиентом не должно влиять на объективность совета, дающегося применительно к текущему заданию;

административная независимость подразумевает, что консультант не подчинен клиенту и на него не распространяются административные решения последнего;

эмоциональная независимость означает, что консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут существовать с самого начала или развиваться в ходе выполнения задания.

Принцип профессионализма означает в первую очередь поддержание высокой репутации профессии, соблюдение этических норм профессии.

Принципы профессионализма означают, что консультант должен оказывать помощь в разрешении нестандартных проблем силами самих руководителей и специалистов организации с использованием уже имеющихся у них знаний и опыта.

Консультант должен быть своеобразным «катализатором», запускающим механизм самоорганизации и саморазвития организации.

Консультант должен обладать отработанными технологиями решения задач в области, связанной с налогообложением, по вопросам, интересующих клиентов, в сочетании с навыками их описания и структурирования.

Консультант должен уметь слушать, слышать, понимать и излагать суть получаемой и передаваемой информации.

С целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант должен работать со многими организациями, постоянно повышать квалификацию как в области налогообложения, так и в смежных областях.

Консультант должен обладать обучающим воздействием на персонал организации, обратившейся к нему за услугами.

После окончания консультационного проекта руководители и специалисты организации должны уметь самостоятельно ставить и решать задачи аналогичного уровня сложности, что были поставлен перед консультантом.

Кроме того, российские консультанты выработали ряд простых и понятных этических норм:

Хранить верность слову. Обеспечивает надежность в партнерстве и устраняет двойные стандарты в поведении.

Не делать пакостей больших и малых. Требует элементарной порядочности, обеспечивает безопасность деловых связей и отношений.

Заботиться об интересах другого. Обеспечивает взаимную выгодность деловых отношений, сбалансированность обязательств и ответственности.

Не распространять негативную информацию о ком бы то ни было или о чем бы то ни было.

Не передавать негативную информацию ее объекту.

Соблюдать «информационную гигиену». Не перегружает окружающих ненужной или несвоевременной информацией.

Не участвовать в склоках и интригах.

Не участвовать в сговорах и конфликтах.

Оказавшись втянутыми в конфликт, следует им управлять, а не плыть по течению.

Основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта

Знания налогового консультанта не исчерпываются только знанием нормативных правовых актов по налогообложению, налоговый консультант умеет анализировать судебную практику, обладает знаниями ненормативных правовых, разъясняющих актов. Налоговый консультант, наряду с вышеуказанными, также обладает знаниями бухгалтерского учета, анализа финансовых операций. Совокупность этих знаний помогает оказывать налогоплательщику (организации) услуги одновременно по различным направлениям его (организации) деятельности.

Налоговые консультанты вправе принять на себя проведение устных или письменных консультаций. Но и в том и в другом случае следует иметь в виду, что содержание консультаций должно быть полным и исчерпывающим, в этом налоговому консультанту помогают не только знания, но и опыт работы налоговым консультантом. Ответ на вопрос налогоплательщика должен быть обоснованным, развернутым, со ссылками на нормативные документы. Консультанту следует представить налогоплательщику полное описание ситуации, представив все возможные позиции по вопросу, с указанием последствий по каждому из возможных вариантов поведения налогоплательщика. Такой ответ содержит в себе аргументацию, которую налогоплательщик сможет использовать, вступая в налоговые правоотношения, в том числе в случае возможного обращения в суд. В то же время налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Однако при консультировании консультант ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности их сведений, документов, материалов.

Профессиональная компетентность налогового консультанта основывается на умении четко определять сферу своей компетенции и возможностей. Клиент, обратившись со своей проблемой к налоговому консультанту, ожидает полноценной помощи. Если проблема клиента не может быть разрешена консультантом, то лучше сразу отказаться от оказания услуги. Желание заключить договор на оказание услуги не должно превалировать над здравым смыслом. Клиент обязательно оценит умение консультанта отказываться от работы, если она не имеет положительного решения, или если консультант не знает, как не только приступить к решению проблемы, но и как решить ее.

Очень важно налоговому консультанту продемонстрировать уже на стадии формирования коммерческого предложения знания бизнеса клиента, сферы его деятельности, опыт успешной работы в этой и смежных областях деятельности, готовность представить коммерческое предложение в письменной форме. Очень важный фактор профессиональной компетентности консультанта владение стандартными методиками проработки аналогичных проблем, наличие соответствующего инструментария. Стандартные методики, ко всему прочему, позволяют продемонстрировать объективность в решении проблем клиента, но часто клиент оценивает именно умение решать нестандартные задачи.

Достаточно часто клиент, обращаясь к налоговому консультанту, не может четко сформулировать свою проблему, очень часто клиент пытается за многословием скрыть отсутствие понимания своей проблемы. Клиент надеется, что налоговый консультант самостоятельно поймет, в чем проблема или что волнует клиента. В таких ситуациях особенно важно помочь сформулировать проблемы и предложить выработать общий взгляд на них, помочь определить круг «носителей проблем».

Профессиональная компетентность налогового консультанта определяется умением представить клиенту различные варианты решения проблем, сформулировать выгоды и преимущества, которые могут быть получены в результате разрешения проблемы, проанализировать риски и неблагоприятные последствия, которые могут наступить в обратной ситуации. Налоговый консультант должен уметь предложить варианты консультирования (экспертиза, исследование, разработка организация поиска и принятия решений, обучение и т.п.), варианты совместной работы.

Профессиональная компетентность налогового консультанта опирается на ведение образовательной, научной работы в предметной и (или) смежных областях, наличие публикаций по проблеме, постоянное повышение своей квалификации.

Беспристрастность и объективность

Многие крупные организации имеют специальные подразделения налоговых консультантов, другие организации предпочитают обращаться к налоговым консультантам, не состоящим в штате организации, однако, и в тех и других случаях важна беспристрастность и объективность налогового консультанта. Как правило, обращение к налоговому консультанту сопровождается жалобами клиента на противоречивость налогового законодательства, просьбой помочь разобраться в сложной ситуации или разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции, оформленной договором, а заодно пояснить налогообложение данной операции.

Желание помочь клиентам часто приводит к тому, что налоговый консультант пытается прочесть в налоговом законодательстве не то, что написано, а то, что налоговому консультанту хотелось бы прочесть. Избежать таких ошибок помогает выработка собственного стиля работы, который основывается на определенных принципах и правилах. В первую очередь налоговый консультант должен приучить себя не надеяться на собственные знания, а лишний раз убедиться в них, то есть каждый раз не вредно начинать консультацию с прочтения в очередной раз конкретных статей налогового законодательства, которыми консультант должен воспользоваться.

При оказании услуги налоговый консультант часто общается с различными службами клиента, например, решение проблемы на налоговому планированию потребует привлечения к работе не только подразделения бухгалтерской службы (главного бухгалтера), но и финансового подразделения (финансового директора, финансиста), которые всегда имеют собственное мнение, но которое не всегда объективно, то есть чье-то мнение является предвзятым. В таких случаях необходимо, основываясь на собственных методиках, стандартах, обосновать объективность тех положений, которые предлагает консультант, то есть необходимо умение игнорировать предвзятое мнение.

Таким образом, в беспристрастном и объективном консультировании помогает разработка единых методик по решению конкретных проблем, которые могут использоваться при оказании услуг различным клиентам.

Сложности становления налоговой системы, сопровождающиеся не только частыми изменениями, но и противоречиями налогового законодательства, арбитражная судебная практика по рассмотрению споров по вопросам налогового законодательства - все эти проблемы приводят к тому, что налоговый консультант должен не только хорошо разбираться в налоговом законодательстве, знать арбитражную практику, но и уметь при оказании услуги использовать свои знания и опыт, а также выработать по определенным вопросам свое мнение, основанное на знаниях и опыте.

Проблемы, с которыми обращается клиент к налоговому консультанту, редко имеют однозначное решение, чаще всего приходится при анализе проблемы вырабатывать вместе с клиентом целый ряд альтернативных решений, выбирать из их числа наиболее приемлемые для клиента. Таким образом, добросовестность консультанта будет определяться полнотой рассмотрения и проработки самой проблемы клиента, полнотой анализа возможных вариантов решений, и полнотой помощи при выборе окончательного решения.

Консультации, основанные на знаниях и опыте, профессиональной компетентности, будут определять качество предоставления услуг.

Налоговое законодательство устанавливает властные правоотношения. Государство заинтересовано в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов через исполнительные органы власти, то есть ФНС РФ и его структурные подразделения.

Однако налогоплательщики не заинтересованы в полной мере уплачивать налоги и ищут пути оптимизации налогообложения. Клиентами налогового консультанта чаще всего выступают именно налогоплательщики, поэтому при оказании услуг по налоговому консультированию необходимо учитывать этот конфликт интересов.

С другой стороны, в самой организации при выборе из альтернативных решений проблемы налогоплательщика одного решения или в отношении путей реализации принятых решений могут вступать в конфликт интересы лиц, принимающих решения.

В таких ситуациях налоговый консультант должен, учитывая конфликт интересов, используя объективность и беспристрастность, оказывать добросовестно помощь клиенту, ориентируясь исключительно на интересы самой организации в целом. На помощь ему придет Кодекс этических норм, разработанный самим налоговым консультантом или консультационной фирмой, сотрудником которой является налоговый консультант.

Заключая договор с налоговым консультантом, клиент понимает, что помощь в решении проблем сопровождается раскрытием финансовой информации организации, часто раскрывается в процессе консультации коммерческая тайна, - все это требует обеспечение конфиденциальности от налогового консультанта.

Если в процессе обсуждения возникает имя коллеги по профессии или название конкурирующей фирмы, то лучше отзываться о коллегах по профессии, как минимум, в нейтральной форме, но важнее - подчеркнуть их сильные стороны, сформулировать проблемы, за разрешением которых следует обращаться к ним.

В заключение необходимо инициировать, если клиент сам не понимает вопрос, соглашение о конфиденциальности, ясно сформулировать условия и гарантии предоставления конфиденциальности, подписать это соглашение, а в дальнейшем последовательно исполнять его.

Для такого обсуждения необходимо иметь домашние заготовки формулировок о конфиденциальности, включить их в проект договора с клиентом.

Вообще, при работе с клиентом необходимо быть открытым при разумном соблюдении собственных интересов и интересов бывших и настоящих клиентов.

Налоговый консультант чаще всего заинтересован в заключении договора с клиентом, поэтому возникает двойственность при определении стоимости оказываемых услуг. С одной стороны, есть желание договориться о максимально возможной стоимости, но с другой, - желание не потерять клиента, не отпугнуть его высокими расценками, при этом необходимо учитывать и интересы консультационной фирмы, налогового консультанта. В решении этой проблемы поможет калькуляция затрат, которая определяет ориентировочную стоимость услуг в режиме реального времени по запросу, тогда консультант может ясно называть стоимость своих услуг и (или) возможный порядок затрат на разрешение проблемы и (или) принципы формирования своего вознаграждения.

Если обе стороны заинтересованы в заключении договора, то можно представить право клиенту самостоятельно сформировать стоимость консультационного проекта в зависимости от потребностей и финансовых возможностей организации, или рекомендовать объем консультационных услуг исходя из финансовых возможностей организации.

Очень важно, уступая клиенту, показать пути экономии и обосновать необходимость тех или иных затрат при выборе форм сотрудничества и определении возможного объема консультационных услуг. Можно быть гибким при обсуждении вопросов о скидках, рассрочках, формах и времени оплаты, предложить формы и способы финансовой и материальной отчетности, как в период, так и по завершении работ по договору.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация и методика налогового консультирования»

Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Актуальность исследования. Область налогового права является одной из сложнейших областей законодательства. Прежде всего, это связано с динамичным развитием экономики и, как следствие, принятием огромного массива законодательных актов и документов, обязательных к исполнению.

Несовершенство налогового законодательства создает значительные трудности, как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения, а также строго индивидуальная услуга, оказываемая в форме поэтапного проекта с фиксированием промежуточных результатов.

Налоговое консультирование позволяет сделать налоговые платежи равномерными и рациональными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего уровня налоговых платежей и помогает выбрать оптимальную модель налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля. Все это возможно с помощью направлений и видов налогового консультирования, которыми пользуется налоговый консультант.

Цель и задачи исследования. Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

§ изучить направления налогового консультирования;

§ рассмотреть налоговое планирование как основное направление налогового консультирования;

§ проанализировать способы оптимизации налогообложения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются управленческие услуги, в частности налоговое консультирование; предметом исследования – направления и виды налогового консультирования.

Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили классические и современные труды отечественных специалистов в области налогового консультирования, в частности В.И. Алешниковой, С.В. Белоусовой, И.М. Богатой, Н.В. Бондарчука, А.В. Брызгалина, А.Р. Горбунова, И.В. Липатовой, И.В. Липатовой, Л.С. Кириной, А.В. Тильдикова, А.П. Посадского и других.

Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ (в т.ч. Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы и комментарии к ним), методические и справочные материалы, информация из специализированных и периодических изданий, информационные ресурсы Internet.

Методологической базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования.

Объем и структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, библиографии, включающей 30 источников, и приложения по теме исследования. Работа изложена на тридцати девяти страницах основного текста, включая библиографию, содержит одну таблицу, одно приложение, состоящие из двух рисунков. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.

1. Направления налогового консультирования

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Помощь при применении налогового законодательства будет полезна любому предприятию, так как для эффективного взаимодействия с налоговыми органами необходимо постоянно отслеживать изменения не только законодательства, но и подзаконных актов, судебной практики.

Рассматривая российский рынок консультационных услуг в сфере налогообложения, следует отметить, что субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.

Консультации в области налогообложения оказываются сегодня как публично (публичный консалтинг), так и в частном порядке (заранее определенному кругу покупателей). Можно встретить и компании, ориентированные на абонентское (прикрепленное) обслуживание крупных клиентов и специализирующиеся в проработке сложных вопросов. Как правило, это аудиторские компании, которые одновременно консультируют своих аудируемых лиц по вопросам налогообложения, либо адвокатские компании и консультирующие своих клиентов, и защищающие их в суде во время налоговых споров.

2. Налоговое планирование как основное направление налогового консультирования

2.1 Роль налогового планирования в рамках налогового консультирования в финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий)

Налоговое планирование – формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

Иными словами, речь идет об оптимизации и минимизации налогообложения отдельных предприятий.

Необходимость налогового планирования на предприятиях обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной ставкой Центрального банка РФ, а во-вторых, возможными проверками со стороны налоговых органов. Но самое главное – планирование налогов позволяет предприятиям достичь такого положения, когда налоги можно будет уплачивать по минимуму.

Налоговое планирование основывается на принципах:

§ платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов;

§ платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты требуемых налогов, а также представления отчетности.

2. Стратегия минимизации (или оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.

3. Строгое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 4 месяцев.

4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета. …

3. Выбор способа оптимизации налогообложения

3.1 Оптимизации налогов с помощью договоров

Реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта, будь то предприятие или индивидуальный предприниматель, невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Договор – та форма, в которой воплощаются все замыслы и расчеты бизнесменов. Заниматься предпринимательством и не заключать сделки, не подписывать договоры и документы по его исполнению просто невозможно.

Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решить в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

Кроме того, юридически грамотно составленный договор – это гарантия успешного достижения преследуемых хозяйствующим субъектом целей и задач, в том числе и оптимизация налогов, а также эффективной защиты его прав и законных интересов. Напротив, некорректный и непродуманный договор практически неизбежно влечет возникновение проблем, причем не только в гражданско-правовом плане (споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и т.д.), но и в ряде случаев от вида и содержания договора зависит тот или иной режим налогообложения. Как правило, объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора. Правильное составление договора является одним из основных инструментов налогового планирования в рамках налоговой оптимизации.

налоговый консультирование финансовый анализ

Проведенный в данном исследовании анализ позволил сформулировать следующие теоретические и практические выводы:

1. Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Содержание услуг по налоговому консультированию весьма многообразно. Это консультационное сопровождение налоговых споров; разработка схем минимизации налогообложения; частные ответы на отдельные вопросы налогообложения; разработка учетной политики организаций в целях налогообложения; оценка налоговых последствий заключенных договоров; налоговый аудит.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая и третья. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 496 с.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 712 с.

4. Об организации и проведении консультационной работы [Электронный ресурс]: письмо МНС РФ от 16.05.2000 г. № АП – 6 – 15/377. – Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed2000/ch05/akt18731.shtm

5. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст]: офиц. тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М.: Омега-Л, 2005. – 1064 с.

6. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов [Текст] / В.И. Алешникова. – М.: Инфра-М, 2007. – 185 с.

7. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии [Текст] / С.В. Белоусова. – М.: Вершина, 2007. – 160 с.

8. Бондарчук Н.В. Финансовый анализ для целей налогового консультирования [Текст] / Н.В. Бондарчук, З.М. Карпасова. – М.: Вершина, 2006. – 142 с.

9. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика [Текст] / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин; под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005. – 304 с.

10. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом [Текст] / А.Р. Горбунов. – М.: Анкил, 2000. – 192 с.

11. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения [Текст] / С.М. Джаарбеков. – 3-е изд,. доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2005. – 816 с.

12. Медведев А.Н. Налоговые аспекты договорной работы в коммерческой организации [Текст] / А.Н. Медведев. – М.: Учебный центр МФЦ, 2005. – 280 с.

13. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент [Текст] / Д.Ю. Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.

14. Налоговое право [Текст]: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс, 2007. – 247 с.

15. Посадский А.П. Основы консалтинга [Текст] / А.П. Посадский. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

16. Cелезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Селезнева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 224 с.

17. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Тильдиков. – М.: УМЦ при МНС РФ, 2005. – 215 с.

18. Зудина Л.В. Новая профессия – налоговый консультант [Текст]: интервью с Д.Г Черником, президентом Палаты налоговых консультантов, президентом ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», д.э.н. / Л.В. Зудина // Консультант. – 2003. – № 10. – С. 11 – 14.

19. Кирина Л.С. Основные направления и виды налогового консультирования [Текст] / Л.С. Кирина // Предпринимательство. – 2006. – № 6.

20. Липатова И.В. Налоговое планирование [Текст]: принципы, методы, правовые вопросы / И.В. Липатова // Финансы. 2006. № 7. – С. 28 – 32.

21. Новопашина Е.А. К вопросу о содержании финансового анализа в налоговом консультировании [Текст] / Е.А. Новопашина // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. – № 4 – 6.

Читайте также: