Принудительное взыскание налогов с физических и юридических лиц понятие условия процедура

Опубликовано: 12.05.2024

В письме Федеральной налоговой службы разъясняется, какие признаки укажут на предпринимательский характер деятельности физического лица и в каких случаях будет доначислена недоимка по налогам. Если вы получаете регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки

Федеральная налоговая служба подготовила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физлиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения (Письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@). Письмо ФНС подтверждает сложившуюся тенденцию по оспариванию налоговыми органами экономической сущности сделок, заключаемых физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти действия налогового ведомства направлены на выявление предпринимателей, получающих существенную налоговую экономию путем сокрытия своей фактической деятельности. Судебная практика показывает, что, если налоговый орган докажет предпринимательский характер деятельности физлица, доначислений недоимки по неисполненным налоговым обязательствам не избежать.

В каких случаях деятельность физлица будет признана предпринимательской?

Переквалификация налоговым органом деятельности физического лица возможна только в случае наличия ключевых признаков, свидетельствующих о ее предпринимательском характере.

Одним из основных факторов является нацеленность на извлечение прибыли, т.е. изготовление или приобретение имущества с целью его последующего использования для систематического получения дохода. Разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности. Например, разовая продажа имущества, стройматериалов, оставшихся после строительства дома, не имеет признаков предпринимательской деятельности. Но если вы регулярно приобретаете имущественные активы с целью последующей реализации или сдаете в аренду транспортные средства, налоговый орган вправе приравнять эту деятельность к предпринимательской и доначислить НДС, установив систематичность осуществления операций и отсутствие фактов использования объектов недвижимости в личных целях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2017 г. № Ф09-8236/17).

Также о наличии в действиях признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты.

  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок. Под данным понятием подразумевается наличие первичных документов по сделкам: актов, договоров, расценок за услуги.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых в определенный период времени сделок. Например, отсутствие временного интервала между приобретением и последующей продажей объектов, одновременное осуществление расходов по ремонту объектов для их перепродажи и расходов на рекламу. Судебная практика показывает, что для подтверждения налоговым органом обстоятельств ведения физическим лицом предпринимательской деятельности необходимы совокупность и взаимосвязанность действий, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
  • Устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Обращение физлица за услугами к определенным контрагентам свидетельствует о наличии систематичных «обычаев делового оборота», подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (см. письма Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-01-11/4/82 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/412@).

То есть если вы целенаправленно продвигаете свою деятельность, например поддерживаете сайт и публикуете объявления, а также имеете устойчивые взаимоотношения с поставщиками услуг для приведения объектов в «товарный вид», данные факты в совокупности могут свидетельствовать о ведении предпринимательской деятельности.

Как налоговый орган установит предпринимательский характер деятельности?

Доказательствами, подтверждающими нацеленность человека на систематическое получение прибыли, а значит, ведение предпринимательской деятельности, могут стать:

  • показания лиц, оплативших товары, работу или услуги; расписки, подтверждающие передачу денежных средств;
  • выписки из банковских счетов;
  • акты передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений.

Так, налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любого свидетеля на допрос для установления обстоятельств заключения сделок, например по сдаче в аренду недвижимости физлицам. Он может запросить расписки о получении и передаче денег, если расчеты производились с покупателями – физическими лицами наличными денежными средствами. Также налоговый орган вправе истребовать у банков выписки о движении средств по счетам проверяемого налогоплательщика или его контрагентов, в случае если расчеты производились в безналичной форме.

Вместе с тем нужно помнить: если прибыль отсутствует, это не значит, что деятельность не будет признана предпринимательской, поскольку тут важна именно цель систематического получения дохода, а положительный результат обязательным не является. То есть, если полученные доказательства позволят установить ведение предпринимательской деятельности, физическому лицу не удастся избежать административного наказания в виде штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. за отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 14.1 КоАП РФ).

Почему физлицо могут обязать платить налоги как индивидуального предпринимателя?

Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но при этом она таковой является, на него будет распространяться режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. При этом он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, определения от 15 мая 2001 г. № 88-О и от 11 мая 2012 г. № 833-О).

Данные действия налогового органа не противоречат действующему законодательству, так как физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При этом налоговый орган доначисляет именно НДС, предусмотренный для общей системы налогообложения. Так как иные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система) требуют заявительного порядка перехода, налоговый орган не может начислить недоимку по иным налогам, если физическое лицо не заявило о выборе и применении специального режима налогообложения.

Если деятельность человека признают предпринимательской, с него взыщут недоимку по налогам?

В случае переквалификации деятельности физлица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. После этого может быть доначислена недоимка по НДС.

В качестве примера приведем дело о привлечении физического лица к налоговой ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. № 59КГ15-2). Собственник земельного участка и нежилого помещения сдавал имущество в аренду юридическому лицу по договору. Документ содержал условия о сроках, изменении и расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по нему. То есть были предусмотрены все возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Суды сделали вывод, что человек сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юрлицу для использования в производственной деятельности арендатора. Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли. Следовательно, физическое лицо являлось плательщиком НДС. При этом суды не поддержали позицию собственника, заявившего, что целью предоставления имущества в аренду являлась минимизация издержек, связанных с владением нежилым помещением.

В законодательстве отсутствует указание срока, в течение которого налоговый орган должен выявить задолженность. Однако в силу ограничений, установленных п. 4 ст. 89 НК РФ, период, за который возможно доначисление недоимки по налогам, не может превышать трех лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Расчет недоимки по не исполненным физлицом налоговым обязательствам осуществляется исходя из величины полученного дохода, установленного по результатам анализа движения денежных средств по банковской выписке, распискам о получении денег, заключенным договорам. Однако встает вопрос: после определения общей величины дохода, полученного физлицом, не зарегистрированным в качестве ИП, как будет рассчитан НДС? Ведь условиями договоров не предусмотрено, что цена услуг (товаров) включает в себя сумму налога. То есть общая величина дохода будет умножаться на ставку налога 18% (для периода проверки до 2019 г.)? Или будет признано, что НДС изначально включен в стоимость услуг (товара) по договорам с заказчиками и необходимо общий доход умножить на расчетную ставку налога 18/118? Несомненно, расчетная ставка налога более выгодна, поскольку величина налогового бремени окажется меньше, чем при ставке 18%.

Судебная практика показывает, что при переквалификации сделки и статуса физлица на ИП расчет недоимки по налогам определяется с использованием расчетной ставки (18/118), только если человек не предпринял умышленных действий по избежанию налогового бремени и сокрытию своего реального статуса. Об отсутствии умышленности могут свидетельствовать следующие обстоятельства: человек действовал при заключении и исполнении договорных обязательств открыто и узнал о квалификации своей деятельности в качестве предпринимательской только по результатам мероприятий налогового контроля; ранее в отношении него не проводились проверки и он не привлекался к налоговой ответственности; накануне заключения сделок он умышленно не утрачивал статус ИП. Если данные условия не выполняются, расчет НДС будет производиться сверх цены договоров исходя из ставки 18%.

Впрочем, не во всех случаях налоговый орган сможет производить доначисление НДС при переквалификации сделок. Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Причем не будет иметь значения, подал ли налогоплательщик письменное уведомление о применении данного освобождения в срок, указанный в п. 3 ст. 145 НК РФ. Согласно судебной практике в случае переквалификации сделок налоговые органы при расчете налоговых обязательств могут самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС при соблюдении условия о размере выручки (Определение Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 304-КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

Могут ли налоговые органы ошибочно признать деятельность физлица предпринимательской?

В судебной практике встречаются случаи необоснованного приравнивания деятельности физических лиц к предпринимательской и доначисления НДС. Рассмотрим такой пример: в проверяемый период физлицо, которое обладало статусом ИП, реализовывало нежилые помещения. Суды установили, что сделка носила разовый характер, а налоговый орган не представил доказательств использования помещений в предпринимательской деятельности. Было указано, что наличие у физического лица статуса ИП не является основанием для отнесения сделки к предпринимательской, поскольку с момента регистрации в качестве ИП и постановки на налоговый учет к разрешенным видам деятельности предпринимателя не относилась деятельность по реализации объектов недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. № 303-КГ16-3339 по делу № А73-7492/2014).

Кроме того, нужно иметь в виду, что при реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, налогообложение доходов физических лиц не предусмотрено, даже если деятельность носит систематический характер. Однако для подтверждения факта производства продукции именно на своем участке необходимо получить справку из местной администрации или садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Как избежать принудительного взыскания налогов?

Если вы на регулярной основе получаете доход от определенной деятельности, платите НДФЛ и при этом не можете самостоятельно определить, обязаны ли уплачивать НДС, стоит обратиться в специализированные консалтинговые организации для анализа возможных налоговых рисков по доначислению недоимки по налогам в связи с предпринимательским характером деятельности. В случае если ваша деятельность подпадает под критерии предпринимательской, обозначенные выше, рекомендуем самостоятельно выбрать оптимальный вариант системы налогообложения, чтобы исключить вероятность принудительного взыскания налогов после налоговой проверки.

249-основа.jpg

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

— предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

— неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

— вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

— отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

— или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

— выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

— срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

Наш юрист по налогам поможет Вам не запутаться во всем, проведет досудебное урегулирование налоговых споров и оспаривание решения налогового органа в суде в случае необходимости.


Порядок взыскания недоимки по налогам

В первую очередь гражданин получает соответственное решение о взыскании налога. Оно передается не позже чем за месяц до определенного дня, когда необходимо совершить оплату. Передача оповещения может осуществляться непосредственно в руки налогоплательщику или его предстателю, несколькими способами:

  • лично в руки, с подписанием соответствующей расписки;
  • при помощи телекоммуникационных средств (личный кабинет налогоплательщика);
  • по почтовому соединению, в виде заказного письма.

Последний вариант наиболее распространен. Взыскание налогов с физических лиц осуществляются раз в год. Временные рамки, за которые необходимо оплатить обязательный платеж, устанавливаются налоговым законодательством.

Оповещающие письма имеют утвержденную форму, по которой они и составляются. В них предусмотрено оповещение с указанием размера к оплате (в зависимости от собственности, которой располагает особа), сообщение о сроках, в которые необходимо совершить оплату во избежание процедуры взыскание налогов сборов пени.

ВНИМАНИЕ: за злостное уклонение от уплаты налогов могут быть возбуждены уголовные налоговые дела в отношении виновных лиц.

Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Если с простого гражданина неоплаченные сборы могут взиматься посредством судебного органа, то взыскание налога с организации производится, как правило, бесспорно в упрощённом порядке. Гражданин не обязан оплачивать налог, если он не был оповещен подобным документом. Но, если письмо или любое другое оповещения было отправлено, и как следствие, получено адресатом, а в установленные сроки по счетам оно так и осталось не оплачено, ему придется нести за это ответственность.

Судебное взыскание налоговой задолженности

Взыскание налога в судебном порядке производится в такой последовательности: за оповещениями о необходимости произвести оплату, последует подача соответственной жалобы, в форме заявления, в орган судебной власти в течение полу года задолженности.

После принятия соответствующей жалобы и рассмотрения всех обстоятельств орган судебной власти выносит решение без приглашения сторон и привычного разбирательства как такового. Должник имеет право апеллировать решение, в отведенный на то период времени, в таком случае судебный приказ будет отменен. Еще один выход из ситуации реструктуризация налоговой задолженности с помощью нашего налогового консультанта.

Основания взыскания налогов

Полное неисполнение или ненадлежащее исполнение физическими и юридическими лицами обязанности по уплате налогов, то есть возникновение у налогоплательщиков недоимки, является основанием для принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию денежных средств с должников.

Под недоимкой подразумевается не только сумма налогов и сборов, подлежащих уплате, но неоплаченных по каким-либо причинам, а также сумма, излишне возмещенная налоговым органом ранее, иными словами, недоимкой является любая возникшая задолженность налогоплательщика перед инспекцией.

  1. После выявления недоимки налоговый орган принимает решение о взыскании налога с должника и направляет ему требование о необходимости оплатить сложившуюся задолженность.
  2. Требование содержит также расчет пени на день его направления.
  3. В случае отсутствия оплат в отведенный ИФНС срок для добровольной оплаты долга, принятое решение о взыскании налога и направленное требование, оставленное без ответа, будут являться документальным основанием для бесспорного судебного принудительного взыскания налоговой задолженности.

Сроки взыскания налогов

Законом установлены различные сроки для взыскания в бесспорном и судебном порядке. В бесспорном порядке налоговый орган вправе в течение двух месяцев после окончания отведенного срока на добровольную уплату списать денежные средства с лицевого счета. Для погашения долга путем взыскания с имущества налогоплательщика установлен годичный срок. В судебном же порядке срок равняется шести месяцам.

Двухмесячный срок подлежит восстановлению только в судебном порядке и при наличии уважительной причины. Данный срок может быть продлен в случае наложения судебного ограничения. В случае пропуска срока на бесспорное взыскание долга налоговая может обратиться в суд. Пропуск двухмесячного срока может быть восстановлен в течение шести месяцев.

Также законодатель отводит и шесть месяцев на восстановление пропущенного судебного срока. Пропущенный налоговой инспекцией срок на погашение долга за счет имущества налогоплательщика может быть восстановлен в течение двух лет после окончания срока на добровольную оплату долга.

Отмена судебного приказа о взыскании налога

Налоги, пени за просрочку, а также штрафы за неуплату относятся к обязательным платежам, следовательно, могут выть взысканы налоговым органом в порядке приказного производства. Упрощенный порядок означает, что налоговая инспекция направит в суд документы по месту жительства или нахождения должника, подтверждающие задолженность, а суд, в течение пяти дней, вынесет приказ о взыскании налоговой задолженности без проведения судебного разбирательства.

Для отмены судебного приказа не требуется особо изложения аргументированной позиции, достаточно только заявить свое несогласие. После отмены судебного приказа налоговая инспекция сможет взыскать задолженность только в судебном порядке.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео по отмене судебного приказа с дополнительными советами адвоката

Взыскание налогов за счет имущества

Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.

Адвокат по взысканию налогов и сборов в Екатеринбурге

Взыскание налогов и сборов с физических и юридических лиц не всегда проходит без нарушений.

Поэтому так полезна помощь профессионала в области налогообложения и налогового консультирования. Государственные сборы, которыми облагаются простые граждане – налоги на доход, собственность, землю, транспортный сбор. Какова процедура взимания подобной, обязанности платежа перед государством, и что влечет за собою взыскание налоговыми органами задолженности? Звоните и запишитесь на консультацию, чтобы все понять и выбрать оптимальную линию защиты.

Наш юрист по налогам и налогообложению Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» разъяснит Вам порядок взыскания налогов сборов, проведет консультацию по налогам и примет активное участие в процедуре на стороне отстаивания Ваших законных прав и интересов.

Читайте еще про налоги и налогообложение:

Наш консультант по налогам составит заявление на зачет налога в срок


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

Каждый гражданин страны обязан платить налоги государству. Структура налогов разная в зависимости от того, оплачивает их физическое или юридическое лицо. Но в любом случае определенные сборы со стороны государства предусмотрены.

Современная налоговая система включает разные виды налогов и сборов. Поступления в бюджет формируются за счет следующих обязательных отчислений:

Причины и методы взыскания налоговой задолженности

И именно эти средства потом расходуют на оплату услуг социальной сферы, на организацию общественных мероприятий и на прочие нужды государства. Поэтому власти заинтересованы, чтобы налоги и сборы поступали в казну в полном объеме в установленные законодательством сроки. Вот только так бывает не всегда. Задолженность по выплате налогов и сборов – распространенная проблема. Несвоевременно оплачивают налоги, как физические лица, так и юридические лица. Это общая проблема, в связи с чем говорить о тотальной невыплате налогов только со стороны предпринимателей, как иногда кажется большинству людей, неуместно. Причина таких невыплат множество, все они разные. В списке причин есть и весьма существенные, которые предполагают последующее списание долга. Но так везет далеко не всем, и если оснований для списания долга нет, государство может начать процедуру взыскания налогов с должника.

Как осуществляют взыскание налогов в налоговых службах?

Взыскать долги по оплате налогов могут налоговые органы. Эффективная работа их зависит от того, какими полномочиями наделяет такие учреждения государство. И если рассматривать мировую практику, практически все страны дают своим налоговым органам довольно широкие полномочия. Ситуация в России обстоит как в большинстве стран – налоговая имеет право продлевать срок исковой давности, взыскивать долги, подавать в суд иски.

Для того, чтобы доказать факт налоговой задолженности в первую очередь налоговые органы проводят тщательные проверки у юридических лиц. Компании должны предоставить сотрудникам все документы, которые касаются финансовой отчетности. И если недоимка будет определена, налоговая может предпринимать меры по изъятию этих невыплат. Для взыскания недоимки в законодательстве предусмотрено два метода:

Налоговики в первую очередь пытаются провести взыскание за счет бесспорного метода, так как он наиболее прост и затратен по времени. Но подобные мероприятия ре всегда заканчиваются успехом. Поэтому приходится прибегать к более сложным и серьезным мерам.

Какие сроки для взыскания долга установлены в законах страны?

Срок взыскания задолженности по налогам в законодательстве не отмечен. Указано только, что срок исковой давности по взысканию налогов составляет три года, если не указано иное в отношении конкретного налога.

Физические лица могут узнать сроки по транспортному налогу, земельному и налогу на имущество на основании уведомлений, которые им поступают из налоговых органов.

А юридические лица должны ориентироваться на сроки, которые оговаривает налоговая для оплаты всех налогов. Обычно оплата осуществляется поквартально. И определить факт неуплаты налогов инспектора смогут сразу после истечения граничного срока. Правда, на практике, недоимку по налогам для юридических лиц сначала нужно доказать в результате проведения проверки. И если нарушения по срокам оплаты будут найдены, передать руководству извещение о необходимости перечисления оговоренной суммы средств в налоговые органы. При этом отсчет срока ведут с даты обнаружения недоимки, а не с даты окончания граничного срока оплаты налогов и сборов за определенный отчетный период.

Как осуществляется взыскание задолженности с налогоплательщиков: порядок

Для взыскания налогов и сборов с нарушителя налоговая сначала должна подать заявление о взыскании задолженности по определенному налогу. Суммы и сроки обязательно указываются четко, чтобы у получателя извещения не возникало вопросов и споров. На основании извещения должники либо оплачивают свои долги, либо отправляют возражения. Они должны быть четко аргументированы, так как если их сочтут не убедительными, дело будет передано для принудительного взыскания долга.

Молчание со стороны должника – не лучший выход. При отсутствии ответа дело также будет передано в суд. Поэтому оптимальное решение сложившейся ситуации – либо оплата налогов в сроки, указанные в налоговом извещении, либо приведение весомых аргументов отсутствия необходимости выплаты указанной суммы.

Процесс принудительного взыскания налогов

Если дело принимает серьезный оборот и должник отказывается платить на добровольных началах, дело передают для принудительного взыскания. В таком случае обычно у взыскателя есть несколько вариантов действий:

Оба варианта можно назвать достаточно жесткими. Поэтому, чтобы не лишиться средств, полученные на счета на определенные цели и не потерять имущество, лучше своевременно уплачивать налоги государства и быстро погашать долг при его образовании.

Возможна ли процедура взыскания долга по уплате налогов с физических лиц?

Для налоговых органов в законодательстве страны прописаны также меры для взыскания задолженности по налогам с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и не ведут бизнес деятельность. Но в основном налоговые органы не применяют меры принудительного взыскания через суд и стараются не практиковать изъятие имущества для обычных граждан. Но неуплата налогов и рост задолженности могут все же привести к весьма негативным последствиям для граждан.

Сначала налоговые органы отправляют извещения о возникновении задолженности. Такие извещения поступают непосредственно гражданам, которые имеют долги, а также их работодателям. Извещения о необходимости уплаты налогов приходят на почту. Но если долг превышает десять тысяч рублей, налоговые органы могут звонить должнику. При отсутствии реакции должника на извещения, налоговые органы связываются с работодателями или с компаниями, которые выплачивают налогоплательщику заработную плату, стипендию, пенсию. В извещении указывают сумму задолженности, для подтверждения прикладывают судебные документы о взыскании этой задолженности с выплат физического лица. Так что, если регулярно не оплачивать налоги государству, можно потом не досчитаться нескольких тысяч заработной платы или лишиться крупной части стипендии. Не лучшая перспектива. Но такие письма работодатели получают только в том случае, если задолженность физического лица не составляет более 25 тысяч рублей. И если работодатель не выполняет требования исполнительных органов, это повлечет за собой наложение штрафных санкций на компанию. Размер штрафа составляет от 15 до 25 тысяч рублей.

Когда суммы существенно больше, налоговые органы предпринимают совершенно другие меры.

При росте задолженности по имущественным налогам до 50 и более тысяч за дело берутся судебные приставы. Они начинают рейды по наложению ареста на имущество должника. Помимо этого налоговая инспекция время от времени проводит рейды в наиболее посещаемых гражданами местах – торговых центрах, вокзалах и аэропортах, чтобы выполнить процедуру взыскания задолженности.

Основные меры по взысканию долгов

В последнее время случаи неправомерных взысканий задолженности по налогам участились. Действуют мошеннические схемы, которых важно избегать. Определить неправомерные действия позволит уточнение всех нюансов по налоговому долгу в налоговых органах. Гражданам, которые обращаются в налоговую инспекцию по месту жительства, обязательно предоставят всю необходимую информацию по имеющейся у них задолженности и необходимости своевременной уплаты ряда налогов.

Обращаться в суд налоговый инспектор сможет только после того, как по истечению срока, указанного в извещении как граничный срок оплаты задолженности, средства на счета не поступили. В особенно тяжелых ситуациях при больших суммах задолженности работают судебные приставы, которые проводят арест имущества. Но все эти меры возможны только после того, как плательщик подтверждает свою неплатежеспособность или нежелание погашать долг.

Что касается юридических лиц, в этом случае также сначала предприниматель получает извещение о задолженности. И только после того, как выйдут сроки оплаты долга, налоговые органы предпринимают ряд перечисленных выше действий. Кстати, отслеживать список должников можно и самостоятельно. Налоговые органы в отчетные периоды публикую список должников в средствах массовой информации, которые были определены по отсутствию поступления средств на счета по истечению крайнего срока оплаты налогов за отчетный период. Это значит, что в скором времени все компании из такого списка, будут принимать проверку.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Читайте также: