Сколько можно сдать металлолома без налога в год в беларуси

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 июня 2013 г. N 03-04-05/24432 О налогообложении НДФЛ дохода, полученного от сдачи металлолома

Вопрос: Мы, жители села, ежегодно сдаем металлолом из личного хозяйства в приемные пункты. Это отходы кровли, старые корыта, ведра и т.д. Набирается ежегодно сумма от 2000 до 6000 руб. Межрайонная ИФНС каждый год с нас удерживает 13% подоходного налога. Когда мы говорим про налоги другим сдатчикам металлолома с других районов, они не верят, говорят, налог должны удерживать с суммы более 250000 рублей. Это подтверждают и приемщики на пунктах приема.

Просим разъяснить порядок обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от сдачи металлолома.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от сдачи металлолома, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250000 рублей.

Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физическим лицом от продажи личного имущества (металлолома), находящегося в собственности такого лица менее трех лет, определяется с учетом имущественного налогового вычета в сумме 250000 рублей.

При этом в соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

Для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от продажи личного имущества (металлолома) у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте по форме согласно приложению N 1 (пункт 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса и пунктом 1 статьи 229 Кодекса установлено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Таким образом, на физических лиц, получивших доход от продажи имущества (металлолома), принадлежащего этим лицам на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с сумм таких доходов, а также по представлению в налоговый орган по месту своего учета (жительства) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом налогоплательщики имеют право на имущественные налоговые вычеты, в частности, в суммах, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, но не более 250 тыс. руб.

Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физлицом от продажи личного имущества (металлолома), находящегося в собственности менее 3 лет, определяется с учетом вычета в сумме 250 тыс. руб.

При этом если имущество находилось в собственности физлица - налогового резидента России 3 года и более, то доходы от его продажи освобождаются от НДФЛ.

Чтобы получить освобождение от НДФЛ, у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности 3 года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте.

Таким образом, физлица, получающие доход от продажи имущества (металлолома), находившегося в собственности, за исключением случаев, когда такое имущество принадлежало им 3 года и более, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ, представить налоговую декларацию и уплатить налог.

Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.

В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения. Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов. Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.

Требования к оснащению

Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета. Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды. Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.

На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.

Требования к площадке и персоналу

Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.

Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:

  • контролер металлических отходов и лома II разряда;
  • прессовщик I разряда;
  • квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.

Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.

Лицензирование деятельности

Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.

Необходимые документы

Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:

  • учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
  • паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
  • ИНН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
  • документы на коммерческую площадь;
  • техпаспорта оборудования;
  • документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.

Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.

Незаконный оборот лома

Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени. Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов. Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.

Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.

Ответственность за неправильный оборот металлолома

Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
  • штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
  • штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).

Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание. Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие. Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.

Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода. Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.

Прочие виды уголовной ответственности

Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб., получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.

Наказание для физических лиц

Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан. В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников. Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.

Такое разрешение выдается Национальной академией наук Беларуси исключительно научным организациям или музеям на основании заявок, поданных заинтересованными лицами, и имеет ограниченный срок действия. Подробнее, кто имеет право получить разрешение —

Более подробно с порядком выдачи разрешения на право проведения археологических исследований можно ознакомиться в ст. 127 Кодекса о Культуре РБ от 20.07.2016 г.

Если же проводится несанкционированное археологическое исследование – незаконные раскопки, то возможно привлечение к административной ответственности.

Ответственность за поиск археологических артефактов без специального разрешения установлена статьёй 19.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, которой предусмотрен штраф в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин, что на день публикации (2.04.2020) составляет от 405 до 1350 рублей. При этом сам металлоискатель как средство совершения административного правонарушения может быть конфискован на основании санкции указанной статьи.

Археологические артефакты – это движимые материальные объекты, которые возникли в результате жизни и деятельности человека более чем за сто двадцать лет тому назад, сохранились в культурном пласте (слое) или на дне природных либо искусственных водоёмов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания им статуса историко-культурной ценности, и на момент их выявления не имеют собственника.

Стоит отметить, что культурным пластом (слоем) является пласт в земле или под водой, который возник в результате жизни и деятельности человека и содержит следы существования человека.

Протоколы об административных правонарушениях и подготовка дел об административных правонарушениях предусмотренных вышеуказанной статьёй производится сотрудниками органов внутренних дел, которые передаются в суд и рассматриваются судьёй единолично с вынесением постановления о наложении административного взыскания либо о прекращении дела об административном правонарушении.

Следует отметить, что ранее в законодательстве Беларуси действительно существовала норма, которая устанавливала запрет на использование физическими лицами металлодетекторов и других приборов для поиска объектов археологического наследия, однако с введением административной ответственности за поиск археологических артефактов, данное положение утратила силу.

Сейчас же наказуемо не само использование металлоискателя, а поиск объектов археологического наследия, который зачастую осуществляется с его помощью. Этим обусловлено распространенное заблуждение по поводу ответственности за использование металлоискателя.

Таким образом, ходить с металлоискателем, безусловно, можно, а вот осуществлять поиск археологических артефактов без разрешения, выданного уполномоченным органом, нельзя.

Большой выбор металлоискателей c бесплатной доставкой от 200 BYN в каталоге 21vek.by

На фото ниже недорогой популярный металлодетектор с сайта aliexpress.ru



Поскольку само использование металлоискателя не наказуемо, то и не существует какого-либо специализированного контроля со стороны государства за использованием физическими лицами металлоискателей. Однако, на практике имели место случаи, когда металлоискатель использовался для поиска закладок наркотических и иных, запрещенных к обороту, веществ.

В этой связи зачастую в лесах и лесопарковых зонах проводятся оперативные мероприятия, направленные на выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств, поэтому любое лицо, активно копающееся в земле и использующее металлоискатель, непременно вызовет интерес у оперативного сотрудника, проводящего наблюдение.

Кстати, пока не забыл. В Беларуси очень мало сайтов и телеграм-каналов, посвященных Финансам. Наш канал @FinBel в числе.

Мы публикуем интересные материалы про все, что связано с деньгами в Беларуси: инвестиции, недвижимость, бизнес, ИП, налоги и немного бухгалтерии, финансовые лайфхаки. Все статьи основаны на личном опыте авторов.

Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @FinBel

Поэтому, если вас застали в лесу с металлоискателем, то объяснение дать придется.

Следует помнить, что если вы потеряли золотое изделие и с помощью металлоискателя осуществляете его поиск, то в таких действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В этой связи при задержании сотрудниками милиции нужно знать следующее.

Правила поведения при задержании сотрудниками милиции

В целях пресечения противоправной деятельности, а так же для составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным, для пресечения сокрытия или уничтожения доказательств вас могут задержать. В рамках вышеуказанной статьи задержание может длиться не более трех часов.

Об административном задержании физического лица составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. При этом задержанному разъясняется право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

Настоятельно рекомендуем не отказываться от подписи в протоколе. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа.

По вашей просьбе вам должна быть вручена копия протокола.

Итак, вас застали с металлоискателем и просят проехать в отделение милиции либо составляют протокол на месте. Первое, что вы должны помнить – это то, что вы должны подчиняться законным требованиям сотрудника милиции, во избежание привлечения вас к административной ответственности по статье 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий). Убегать и совершать иные подобные действия чреваты последствиями.

Далее сотрудник милиции составит в отношении вас протокол, что является началом административного процесса. Внимательно его прочтите и попросите разъяснить вам ваши права, если этого не было сделано. Если вы согласны с указанными обстоятельствами в протоколе и тем, что совершили правонарушение, то пишите о своём согласии. Если нет, то фиксируйте письменно свою позицию: «С протоколом не согласен, так как в районе (указать место) мной было утеряно драгоценное изделие (кольцо, браслет и т.д.) и я осуществлял его поиск при помощи металлоискателя, не занимался поиском клада и археологических артефактов. Прошу предоставить мне защитника (если вы этого хотите)». Попросите свою копию протокола.

В отношении вас может быть проведён личный обыск. Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. Хочу отметить, что если в ходе обыска у вас будут обнаружены археологические артефакты (монеты, украшения и прочее), но при этом вы указываете, что осуществляли поиск потерянного вами имущества, этому будет дана оценка в совокупности имеющихся доказательств и, безусловно, риск привлечения вас к ответственности гораздо возрастает.

Есть ли уголовно-правовые риски для лиц, осуществляющих археологический поиск без спец. разрешения?

Уголовной ответственности за поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, не установлено.

Однако, следует иметь в виду, что в случае причинения какого-либо ущерба обнаруженным археологическим артефактам в ходе незаконной раскопки, может наступить уголовная ответственность по ст. 345 УК Республики Беларусь (уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности, по неосторожности). Максимальная санкция указанной статьи предусматривает до трех лет лишения свободы, в случае если деяние повлекло ущерб в особо крупном размере.

К примеру, если предположить, что во время незаконной раскопки вам удастся найти белорусскую реликвию-крест Ефросиньи Полоцкой, но при этом, он будет вами серьезно поврежден, то налицо состав уголовного преступления.

Именно с целью недопущения порчи и сохранения историко-культурного наследия государство и ограничивает археологическую сферу от непрофессионалов, вводя соответствующие правовые санкции.

Нужно ли выдавать государству случайно обнаруженные клады?

Ранее по законодательству БССР любой клад рассматривался в качестве государственной собственности, а нашедшему полагалась премия. В соответствии с действующим законодательством клад становится собственностью лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт (т.е. спрятан), и лица, обнаружившего клад.

Допустим, вами найден клад на участке у соседа при проведении раскопки с его согласия – клад переходит в собственность соседа и лица, нашедшего клад. Если нашли клад на даче у соседа и оставили себе – состав преступления, предусмотренного статьёй 215 Уголовного кодекса Республики Беларусь (присвоение найденного имущества).

Если же лицо обнаружило клад, состоящий из материальных культурных ценностей, соответствующих критериям придания им статуса историко-культурной ценности, то по закону оно обязано принять меры по его сохранности и передаче государству, которое впоследствии выплатит ему 50% от стоимости клада.

Законодательство не содержит ответа на вопрос по каким критериям лицо, нашедшее клад, может оценить, является ли находка объектом историко-культурного достояния или нет. Однако сами вопросы наличия у объекта признаков духовных, художественных или документальных ценностей находятся в ведении Министерства культуры Республики Беларусь.

Иными словами, если нашли клад у себя на участке, то он принадлежит вам, если на участке соседа – соседу и вам (если без согласия соседа на поиск, то только соседу), если на земле общего пользования – государству. Если клад представляет историко-культурную ценность, то где бы вы его не нашли – государству с выплатой нашедшему 50% от его стоимости. При этом, если вы нашли клад, представляющий историко-культурную ценность, на даче у соседа и передали его государству, то вам в равных долях с соседом положено 50% от его стоимости, то есть по 25 % на каждого, если между вами не было иного соглашения. При обнаружении историко-культурной ценности лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

Зачастую поиск клада осуществляется на землях лесного фонда (земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, погибшие древостои, площади, занятые питомниками, плантациями и несомкнувшимися лесными культурами, и др.), которые в соответствии с действующим законодательством могут находиться только в собственности государства и в пользовании государственных лесохозяйственных учреждений, организаций местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесного, лесопаркового хозяйства. Соответственно, при обнаружении клада без согласия собственника, то есть государства, вам ничего не полагается, плюс вы можете быть привлечены к административной ответственности.

Отметим, что вознаграждения, полученные за передачу в государственную собственность кладов, освобождаются от уплаты подоходного налога.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях, постараемся помочь.

Это поможет развитию системы раздельного сбора мусора в стране, считают эксперты

В России предлагают отменить подоходный налог для граждан, продающих вторсырье — металл, стекло, пластик. Соответствующий законопроект до конца года планируется внести на рассмотрение Госдумы, рассказали «Известиям» его разработчики — депутаты ГД Алексей Канаев и Николай Валуев.

Инициативу уже поддержало Минприроды, документ также находится на рассмотрении в Минэкономразвития. Отмена НДФЛ поможет развитию системы раздельного сбора мусора, а также сделает сдачу вторсырья массовой, полагают разработчики.

Сегодня даже тем, кто сдает металлолом на небольшую сумму, приходится заполнять декларацию, что отпугивает многих потенциальных продавцов вторсырья, отмечают эксперты. Сохранить госконтроль депутаты предлагают за счет системы безналичных платежей.

Развязать руки

В России большая часть отходов, которые можно перерабатывать и использовать повторно в производстве, пропадает на свалках и загрязняет окружающую среду. Ежегодно в стране образуется 250–400 кг мусора на человека, но вторично используется не более 8% (против 40% в США и 60% в Евросоюзе), рассказала «Известиям» зампред комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России» Наталья Беляева.

При этом в городах работают специальные пункты приема вторсырья за деньги. Сегодня самая развитая сеть в стране — по черным и цветным металлам.

Также начали появляться пункты приема макулатуры, пластика и стекла, сказал член комитета ГД по экономической политике Алексей Канаев. Металлолом, как правило, принимают недалеко от промзон (из-за особых правил его хранения), а остальное вторсырье — наоборот, ближе к людным местам, например у ТЦ, отметила Наталья Беляева.

— Поскольку сеть по приему металлов уже хорошо развита, сейчас около 80% вторсырья этого вида переработчики получают в пунктах приемки от граждан. В сборе лома ежегодно принимает участие около 1 млн человек по всей стране, — рассказал директор ассоциации НСРО «Руслом.ком» Виктор Ковшевный.

В среднем обычные люди, которые продают вторсырье, в год зарабатывают от 300 рублей до 120 тыс. Но есть и те, кто занимается сбором и сдачей вторсырья целенаправленно, их доходы могут быть заметно выше, добавил он. К примеру, автомобильные катализаторы принимают за 40–60 тыс. рублей за штуку, это один из самых дорогих видов вторсырья, указал первый зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев.

Сегодня обороты сбора вторсырья заметно ограничивает необходимость уплаты НДФЛ с дохода (на все виды мусора, кроме макулатуры), сказали «Известиям» в пресс-службе Минприроды. Поэтому депутаты Алексей Канаев и Николай Валуев разработали законопроект об отмене этой обязанности.

НДФЛ (13%) выплачивается от суммы, превышающей 250 тыс. рублей. Но даже если доход не достигает этого показателя, продавец обязан заполнить налоговую декларацию, иначе предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, пояснил Николай Валуев. Часть потенциальных продавцов отпугивает необходимость заполнения этой декларации. Кроме того, неудобства испытывают и переработчики, поскольку во время проверок налоговой службы граждане не подтверждают, что продавали вторсырье, отметил Виктор Ковшевный.

Необходимость уплаты НДФЛ снижает экономическую привлекательность деятельности для граждан. Кроме того, организаторы приема вторсырья должны выступать в качестве налоговых агентов — вести учет всех сдавших его граждан и передавать их паспортные и налоговые данные в ФНС, рассказали в Минприроды.

— Так, у компаний возникают значительные расходы, фактически делающие подобную деятельность непривлекательной и трудоемкой для всех участников процесса. Отмена НФДЛ позволит развить интерес инвесторов к деятельности и вовлечь максимальное количество граждан, — подчеркнули в ведомстве.

Депутаты направили законопроект на рассмотрение в Минприроды и в Минэкономразвития. До конца года документ планируют внести в Госдуму. В Минэке на запрос «Известий» не ответили. В Минфине сообщили, что инициатива пока не поступала в ведомство.

Прибавить обороты

Сегодня в стране ежегодно собирается около 40 млн т вторсырья в пунктах приема. Больше всего металлолома — около 30 млн т, сказал Виктор Ковшевный. После отмены НДФЛ обороты могут вырасти почти на 30 млн т — примерно до 70 млн т, сказал Николай Валуев.

— Нет ничего плохого, если граждане будут продавать не только свое вторсырье, но и собранное, например, во время прогулок. Сейчас в мире набирает популярность так называемый плоггинг, когда во время бега трусцой люди попутно собирают мусор, — высказал мнение парламентарий.

Однако, чтобы избежать злоупотреблений со стороны пунктов приема вторсырья, возможно, потребуется создать систему контроля за получением денег — например, ввести исключительно безналичные платежи, полагает Николай Валуев.

Также стоит повысить ответственность за нелегальную сдачу лома. Принятие этих мер даст нужный эффект для государства и отрасли, а также позитивным образом скажется на имидже ломозаготовки, высказал мнение генеральный директор «ТрансЛом» Сергей Астахов.

Поскольку доходы от сдачи вторсырья всё же в целом не очень большие, отмена НДФЛ не принесет серьезного эффекта, считает, в свою очередь, депутат ГД Владимир Пушкарев. Поэтому также стоит предусмотреть нематериальные формы стимулирования граждан, уверен он.

Что надо знать о незаконном приёме металлолома!Ответственность за незаконный прием металла!

Обращение лома черных и цветных металлов – сфера весьма прибыльная, но строго контролируемая и требующая соответствующей лицензии. И, поскольку заработать хочется всем, а платить налоги и действовать в рамках закона хочется не каждому предпринимателю, то незаконный прием лома, который обнаруживает себя во многих проявлениях, стал неизменным спутником рынка металлолома.

Признаки незаконного предпринимательства в сфере обращения металлолома

Реализация металлолома – это вид деятельности, на осуществление которой требуется получение специального разрешения (лицензии). Данное разрешение (лицензию) могут получить только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию.

Наличие данного вида специального разрешения (лицензии) в сфере обращения металлоломаОБЯЗАТЕЛЬНА! НО, конечно же, есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования. Для классификации подобных действий, как незаконные, для правоохранительных органов разработаны регламенты, определяющие признаки этого явления. И к ним относят следующие критерии, указывающие на незаконную предпринимательскую деятельность:

  • ведение деятельности без государственной регистрации или с нарушениями порядка регистрации;
  • обнаружение учредительных документов, лицензий, бухгалтерской и иной документации с признаками подделки;
  • отсутствие юридического лица или Индивидуального предпринимателя документов (лицензии), которые подтверждают их право осуществлять данную деятельность;
  • нарушение лицензионных требований. Например:отсутствие заявлений на сдачу цветного лома, не оформление приемосдаточных актов, отсутствие книги учета актов, и многое другое.

Выявить признаки незаконной деятельности, указанные выше, можно только в ходе проверки. По результату этой проверки контролирующим органом будет приниматься решение: возбуждать уголовное дело или же привлекать только к административной ответственности.

  1. За нарушение закона в сфере обращения металлолома уголовная ответственность наступает в следующих случаях:
  • незаконная предпринимательская деятельность (ст.171 УК РФ). То есть работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности. За это деяние предусматривается, например, штраф до 300 тыс.рублей или арест на полгода;
  • покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом (ст.175 УК РФ). Указанное деяние влечет за собой штраф до 40 тыс.рублей или же лишение свободы на срок до 2-х лет;
  • уклонение от налогов (ст.199 УК РФ). Юридические лица, даже зарегистрированные, по этой статьей наказываются штрафом до 300-т тысяч рублей или лишением свободы на 1 год, если совершено крупное уклонение от налогов (т.е. более 2,7 млн.рублей). При особо крупном (более 13,5 млн.рублей) – штраф до 500 тыс.рублей или лишение свободы до 3-х лет.
  • За особо крупные размеры может грозить тюрьма
  • Кроме того, к уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома. Предъявление данного документа (или иного удостоверения личности) является одним из условий сдачи лома. Поэтому использование чужого паспорта для оформления операции чревато, например, привлечением по статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа. Данная статья грозит не только утратой лицензии, но и штрафом до 80 тысяч рублей или арестом на 6 месяцев.
  1. Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:
  • наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тыс.рублей, а для предпринимателей – до 5 тыс.рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;
  • работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;
  • кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание — за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тыс.рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тыс.рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;
  • если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 тыс.рублей, а на юридические лица – до 100 тыс.рублей. К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Таким образом, последствия продажи металлолома без лицензии достаточно серьезны. Имеет смысл подготовить все необходимые документы, чтобы заниматься данным видом деятельности.

Читайте также: