Принципиальное отличие налоговой системы германии от французской налоговой системы состоит в

Опубликовано: 15.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А., Власова А.А., Домнина А.И. Сравнительный анализ налоговых систем стран Европы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90134 (дата обращения: 20.05.2021).

Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания в 1992 году договора о Европейском союзе, принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться.

Система налогообложения Великобритании имеет ряд отличий от других стран, благодаря которым страну зачастую называют «налоговой гаванью». Подоходные налоги здесь относительно невысоки – и касаются лишь доходов, полученных на территории Великобритании, но не в других государствах. Общегосударственные: прямые налоги – подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, налог на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог на наследство; а также косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы. Местные: налог на имущество.Основным налогом в Великобритании является подоходный. Он рассчитывается на основе дохода индивидуума, и является прогрессивным – чем выше доход, чем выше ставка налога. Так, доходы ниже £34 370, облагаются по ставке 20%, а не превышающие £42 475 – по ставке 40%. Сумма необлагаемого налогом дохода на сегодняшний день составляет £9205.Налоги на недвижимость. Гербовый сбор государству при приобретении недвижимости или земельных участков Великобритании выплачивается единоразово в момент совершения сделки как резидентами, так и нерезидентами страны и зависит от суммы сделки. Для физических лиц им облагаются сделки, сумма которых превышает £125 000. Налогом на наследство и дарение облагается имущество и/или денежные средства в случае смерти владельца – и уплачивается его прямым наследником. Налогом не облагается наследство, общая стоимость которого оценивается в £325 000. Все имущество и активы, оцениваемые в более высокую сумму, облагаются по ставке 40%. Данный налог является одним из самых высоких в Европе. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС является третьим важным источником доходов государства и составляет с января 2011 НДС 20 % [1].

Основной принцип немецкого налогообложения звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством». Всего в Германии 45 видов налога, включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие. Все налоги Германии можно разделить на три основные группы: налоги на доходы, налоги на имущество и налоги на сделки и потребление. Если рассмотреть некоторые налоги подробнее: Подоходный налог с физических лиц. Основной источник государственных доходов — он дает около 40% всех налоговых поступлений. Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит: налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка — 19%, максимальная — 53%. Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС. Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки: общая Налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная — 7%. Важное место в налоговой системе Германии занимают поимущественные налоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц — 1,0%. Налог на наследство и дарение взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества [2].

Уровень налогов во Франции – один из самых высоких в мире Налоги, существующие в этой стране, можно условно разделить на три крупных блока; косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление, налоги на прибыль (доход) и налоги на собственность. Бюджет страны более, чем на 90% состоит именно из налоговых поступлений. Количество всех налогов и сборов превышает 200 наименований, ставки и условия которых французский парламент ежегодно пересматривает. НДС во Франции является одним из основных налогов потребления, поступающих в государственный бюджет. Данным налогом облагаются товары и услуги, произведенные и используемые на территории страны. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость во Франции составляет 20%. Повышенная ставка доходит до 33,3 % и применяется к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши (например, к мехам). Пониженные ставки 10, 5,5 и 2,1% действуют для книг, товаров первой необходимости и некоторых медикаментов, отпускаемых по рецепту. Подоходный налог считается одним из важнейших элементов французской налоговой системы. Он охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. Кроме этого, налог оплачивают не только жители Франции, но и иностранные граждане, которые получают официальный доход на территории страны. Главной особенностью налога на доходы является то, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а семья налогоплательщика (супруги, дети и иждивенцы). Прогрессирующая шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода. Третий крупный источник государственных доходов Франции — налоги на собственность и имущество. Налог на собственность Франции носит прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода. Во Франции существует налог на наследство. Его ставка (5–60 %) зависит от стоимости имущества и степени родства наследника. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. В первую очередь наследство получают дети и родители [3].

Италия относится к государствам с довольно высоким уровнем налогов. Налоги в Италии составляют систему, которую можно разделить на несколько групп: государственные (или национальные) налоги; местные (областные и коммунальные) налоги. Заработная плата и оклады, выплачиваемые работодателем, в том числе непостоянные вознаграждения, выплачиваемые любым лицом, подлежат налогу на доходы физических лиц. Он представляет собой авансовый платеж по налогу на прибыль, удерживаемый по прогрессивной ставке, исходя из соответствующего уровня заработка лица. Ставка налога на недвижимость составляет 0,76%, однако она может варьироваться в зависимости от муниципалитета (в границах коэффициента 0,3% по отношению к начальной ставке). Стоит отметить, что данным налогом облагается и имущество резидентов, которое находится вне Италии. В данном случае базой налога является оценочная или договорная стоимость недвижимости. Налоги в Италии на наследство и дарение применяются ко всем резидентам, а также к нерезидентам, имеющим недвижимость в Италии. Ставка налога от 4 до 8%. НДС применяется к поставкам товаров и услуг, осуществляемым в Италии предпринимателями и компаниями, а также в импортных операциях. Стандартная ставка НДС в Италии составляет 22%. Предусмотрены льготные тарифы для некоторых товаров и услуг, к примеру, 4% — для продуктов питания, напитков и сельскохозяйственной продукции, 10% — для поставок электроэнергии для использования в определенных целях, и некоторых медицинских препаратов. Экспортные операции за пределы Евросоюза облагаются по ставке 0% [4].

Подведя итоги, можно заметить, что большинство европейских стран сумело выстроить успешную и эффективную систему налогообложения. Налоги в Европе отличаются между собой в зависимости от выбранного государства. Существуют основные виды платежей, которые взимаются почти в каждом из государств, но при этом есть и различные дополнительные пошлины, страховки и взносы. Налоги в Европе не могут похвастаться единством. Несмотря на все попытки полноценной интеграции, полностью ввести единую систему налогообложения не получилось и по сей день.

Становление налоговой системы Германии

Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. Не последнее место сыграла в этом и налоговая система государства.
Прусский король Вильгельм Фридрих I ввёл налог на ношение париков. А чтобы граждане, носящие парики, не уклонялись от данного налога, регулярно проводились своеобразные “налоговые проверки”, когда контролёры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате налога.
Странный налог придумали в XVIII веке в Вюртемберге – налог на воробьёв. Когда их развелось чересчур много, с хозяина каждого дома стали требовать уничтожить дюжину этих птиц, за что он получал премию в 6 крейцеров. Нерадивый же хозяин, не сделавший этого, должен был уплатить в казну 12 крейцеров. Однако многие хозяева не утруждали себя “птичьей охотой”, а просто покупали необходимое количество дохлых воробьёв у подпольного торговца, который доставал их на городской свалке.
В Германии также был введён налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость прекращения расходования на эти цели вина. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая экономическая цель была достигнута и задача была решена. Кстати, данный налог сохраняется и по сей день как историческая реликвия, принося ежегодно бюджету Германии лишь несколько миллионов Евро.
При образовании в 1871 году Немецкой империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в неё государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьёзную зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В девяностые годы XIX века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 году – налог с наследства, в 1913 году – налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 года Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 года Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0.5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы.
В декабре 1919 года с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Её главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.
В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в её состав. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.
Последняя налоговая реформа, которая проходила в три этапа, осуществила постепенное снижение подоходного налога к 2005 году, при этом первоначальная ставка была снижена с 22,9% до 15%, а максимальная – с 51% до 45%. Кроме того, до 25% был снижен налог на прибыль юридических лиц (корпоративный налог).
С 1 января нового 2007 года в Германии будет введён налог в размере 5,52 евро (6,94 долларов США) в месяц на использование компьютеров и мобильных телефонов с возможностью доступа к телевидению и радио через интернет.
В Германии уже существует налог на телевидение в размере 17 евро в месяц – один из самых высоких в Европе. Средства с его уплаты идут на финансирование четырёх крупных государственных телекомпаний, ряда региональных телевещателей и всего государственного радиовещания в стране.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный экономический университет”.

Кафедра государственных и муниципальных финансов.

По дисциплине “Финансы”

На тему: Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и Франции.

Выполнила студентка группы Э-322

Преподаватели: Химичева Н.Г.

Содержание

  • Введение
  • Общие черты налоговых систем стран
  • Отличительные черты налоговых систем стран
  • Перспективы развития налоговой системы России
  • Перспективы развития налоговой системы Франции
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Налогам в жизни современного общества отведена очень большая роль, так как они являются не только основным источником доходов государства, но и обеспечивают финансирование его деятельности. Данная тема может считаться актуальной по причине того, что налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений, и успех экономических преобразований и прогресса в стране от нее во многом зависит. Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. На протяжении столетий различные экономические, политические и социальные условия имели прямое воздействие на построение налоговых систем всех стран мира. Это и является причиной отличий налоговых систем разных стран. Основные различия заключаются в видах и структурах налогов, их ставках, способах взимания, фискальных полномочиях разного уровня органов власти, уровнях, масштабе и количестве льгот и по ряду других важнейших признаков. Но при всём при этом многие из них обладают и общими чертами функционирования, так как налоговые системы стран постоянно совершенствуются, во многом основываясь на опыте зарубежных стран.

Целью данной аналитической работы является рассмотрение налоговых систем России и Франции, анализ общих и отличительных характеристик этих налоговых систем.

Общие черты налоговых систем стран

В российской и французской налоговых системах доминирующими налогами являются косвенные, в основном НДС и акцизы (в 2010 году данный налог обеспечил 11,6% всех доходов федерального бюджета Франции и в России 17,77% доходов федерального бюджета). Состояние экономик стран может получать как положительное, так и отрицательное влияние от преобладания косвенных налогов. Поэтому в качестве встроенных стабилизаторов могут использоваться прямые налоги: они имеют довольно-таки чуткую реакцию на смену фаз экономической конъюнктуры, следовательно, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. Что касается прямых налогов, то здесь больше всего внимание привлекают налог на прибыль (во Франции в 2010 году данный налог обеспечил 10,6 % всех доходов федерального бюджета, а в России 9,4% доходов федерального бюджета) и налог на доходы физических лиц (18,1% во Франции и 3,64% в России). И в России и во Франции доходы, получаемые резидентами и нерезидентами (лицами, пребывающими на территории страны более 183 дней), облагаются подоходным налогом. Данным налогом облагается непосредственно годовой доход. Кроме того существуют различные вычеты, которые уменьшают облагаемый доход.

Как во Франции, так и в Российской Федерации к местным поимущественным налогам относится земельный налог и его взимание происходит по факту владения или пользования, независимо от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье во Франции. Плательщиками данных налогов, признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.

Отличительные черты налоговых систем стран

Принципиально отличительная черта налоговых систем России и Франции это количество уровней. Так, в России функционируют три уровня налоговой системы – федеральный, региональный и местный, во Франции же, в свою очередь, – два уровня, такие как Федеральный и местный. Различаются налоговые системы стран и по видам и размерам ставок различных налогов (см. табл.1). К тому же, следует отметить, что во Франции налоговая система в отличие от России достаточно стабильна, то есть ставки налогов не подвержены частым изменениям. Французский НДС в целом представляется нам как более гибкая структура, нежели российский. Широкая система скидок и льгот является этому причиной. Эти льготы во многом идентичны российским, к примеру, освобождение экспортной деятельности от уплаты НДС. Но и отличительные черты тоже имеются: предприятия с незначительным оборотом освобождены от уплаты НДС и др. Важной особенностью французского НДС является возможность его уменьшения на сумму, которая направленна на инвестиции. Не смотря на это, французский НДС очень эффективен, об этом говорит тот факт, что он обеспечивает 45% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Подоходный налог во Франции представляет собой абсолютно отличное от российского налога явление. Во Франции его сущность заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики, это объясняет столь разительные отличия. И с этой точки зрения он представляется достаточно эффективным инструментом. Если рассматривать его прямой вклад в бюджет, то он ниже, чем в России. Это объясняется его структурой, которая учитывает почти индивидуальные особенности плательщика. Но его косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Главная особенность подоходного налога во Франции заключается в том, что фискальной единицей является семья, а не отдельный гражданин.

Российский транспортный налог относится к региональным налогам, во Франции же он относится к государственным налогам. В России действует не только традиционная система налогообложения, но и альтернативная система, включающая в себя три специальных режима. Упрощенная система налогообложения и сельскохозяйственный налог являются добровольными системами, на которые организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут перейти на определенных условиях. Единый налог на вмененный доход является обязательной системой, на которую переводят организации, занимающиеся определенными видами деятельности. Во Франции отсутствуют альтернативные системы налогообложения.

Отчисления в страховые фонды (Единый Социальный Налог до 2010 года) в России относятся к составу внебюджетных фондов, во Франции социальные отчисления входят в состав государственного бюджета. Во Франции осуществлением налогового контроля занимается налоговая служба, она входит в состав Министерства экономики и финансов. Министр финансов занимается общим руководством и контролем деятельности налоговой администрации, кроме того Министром финансов определяются структура налоговых органов, и центрального, и местных, а также территориальные границы их деятельности. А в России Федеральная налоговая служба, контролирующая функционирование налоговой системы, осуществляет свою деятельность параллельно с Министерством финансов, подчиняется при этом Правительству и Президенту РФ. В 2010 году во Франции было зарегистрировано проведение 52 тыс. выездных проверок, 48 тыс. из них – на предприятиях. Проверкам были подвержены более 4% от всего количества хозяйствующих субъектов и примерно 5 тыс. физических лиц. По результатам данной деятельности было доначислено 48 тыс. франков, 6240 тыс. руб., что составляет 2.7% от общего объема налоговых поступлений, в качестве штрафов было взыскано 16 млрд. франков. В России же в 2010 году налоговыми органами было проведено 690 тыс. выездных налоговых проверок хозяйствующих субъектов и 664 тыс. проверок физических лиц. В результате проверок в федеральный бюджет и внебюджетные фонды было доначисленно 75 млрд. руб., 21 млрд. руб. составила сумма взысканных платежей, это около 10% общей суммы, поступившей в бюджет и внебюджетные фонды.

Таблица 1. Различия между налоговыми системами России и Франции

Тип налоговой системы

Трехуровневая система (Федеральный, Региональный, Местный)

Двухуровневая система (Федеральный, Местный)

У российских предпринимателей, которые хотят инвестировать в зарубежные активы, в фаворитах стабильно держатся четыре страны: Великобритания, Испания, Франция и Германия. Рассказываю кратко и в цифрах, где какие нужно платить налоги и какие есть возможности.

В Англии прогрессивная шкала налогов — годовой доход менее 12 500 £ (ориентировочно 1 млн рублей) налогом не облагается совсем. Зато уже с каждого заработанного фунта в промежутке от 12 501 до 50 000 £ нужно отдать 20%; а дальше ставка повышается еще больше:

от 12 501 до 50 000 £ — 20%

от 50 001 до 150 000 £ — 4 0%

от 150 001 £ — 45%

от 0 до 12 500 £ — 0%

Плюс нужно платить социальный налог (на здравоохранение и пенсию), он тоже разный: тот, кто получает меньше 8632 £, не платит его совсем, тот, у кого зарплата от 8633 до 50 000 £ — отдает 12%; плюс такую же сумму за него платит работодатель (то есть социальная ответственность делится между физлицами и юрлицами). А вот те, кто зарабатывает больше 50 000 £, платят соцналог только 2%.

Здесь есть калькулятор, который все считает автоматически.

При этом Великобританию многие считают налоговой гаванью — иностранцы-резиденты могут жить здесь и не платить налоги на свои иностранные активы, если доходы не поступают на британские счета: для этого нужно оплатить фиксированную сумму в 30 000 фунтов стерлингов в год.

Корпоративный налог на прибыль для компаний, которые ведут свою деятельность на территории Англии, составляет от 15 до 20%.

Налоги на недвижимость в Англии — тоже достаточно разветвленные. Так, есть несколько ступеней гербового сбора — налога, который оплачивается при покупке объекта — он может составлять от 0 до 12%, и зависит от стоимости недвижимости. Доход от сдачи объекта в аренду также облагается налогом по прогрессивной шкале: если вы заработали за год не более £11,000, то налог будет 0%, на каждый фунт в промежутке от £11,000 до 32,010 нужно платить 20%, а дальше — больше, вплоть до 45% дохода.

Как и в большинстве развитых стран, в Испании подоходный налог (IRPF) считается по прогрессивной шкале: от 19%. При этом есть налоговые вычеты и льготы тем, у кого есть дети, ипотека или иждивенцы.

от 12 450 € до 20 200 € — 24%

от 20 200 € до 34 000 € — 30%

от 34 000 € до 60 000 € — 37%

Налог на деятельность предприятий (Impuesto de Sociedades) в Испании разнится в зависимости от региона и составляет от 25% до 30%. При этом налог на экономическую деятельность не платят предприниматели, которые работают меньше 2х лет, а также компании, нетто-оборот которых не превышает 1 миллиона евро.

Налоги на недвижимость в Испании. Разовые сборы при покупке составят от 6 до 11% стоимости объекта (в зависимости от того, коммерческий он или жилой, элитный или нет, а также от того, в каком регионе он находится). Ежегодно еще оплачиваются налоги на владение — от 0,7 до 1,6% от кадастровой стоимости недвижимости. Для тех, кто сдает объект в аренду, действует ставка 24% — для резидентов и нерезидентов страны, которые не имеют европейского гражданства, и 19% — для тех, у кого испанский или любой другой европейский паспорт.

Налоги во Франции — одни из самых высоких в мире, особенно для тех, кто зарабатывает больше 150 тысяч евро в год (вспомним тут Жерара Депардьё, который предпочел переехать в Россию из-за французской налоговой политики). Число всех налогов и сборов во Франции превышает 200 позиций — они еще постоянно изменяются и уточняются. В среднем, резидент Франции отдает порядка 40% своих доходов на различные налоги — этот показатель в остальной Европе держится на уровне 30-33%.

от 9,964 до 27,519 € — 14%

от 27,519 до 73,779 € — 30%

от 73,779 до 156,224 € — 41%

свыше 156,224 — 45%

При этом надо понимать, что если вы врач и зарабатываете, скажем, 10 тысяч € в месяц (в год — 120 тысяч), то из этой суммы будет вычитаться 9,964 €, а остаток делится на три части: до 27 тысяч вы заплатите 14%, до 73 тысяч — 30%, а на остальную сумму уже — 41%. Можно получать налоговый вычет — если у вас есть дети или иждивенцы.

Ставка налога на прибыль бизнеса во Франции составляет 33,33%; для крупных компаний она повышается еще на 3,3%, а для малого и среднего бизнеса — снижается на 15%. Есть также налоги на прирост капитала, 19% (например, при продаже недвижимости, которая была в собственности меньше 22 лет) и налоги на операции с ценными бумагами — 0,2%.

Налоги на недвижимость во Франции. Если вы покупаете новый дом или апартаменты (до 5 лет по возрасту здания), то разовые сборы на такой объект составят 2-3% от стоимости. Для более старой недвижимости ставка составляет 6-7%. Ежегодно нужно оплачивать налог на владение — он зависит от площади жилья, его стоимости и престижности локации (например, налог на квартиру с окнами на Эйфелеву башню будет многократно выше, чем налог на жилье в том же доме, но с окнами, выходящими в глухой двор). Еще один обязательный платеж для резидентов страны — налог на проживание (его платят даже те, кто не имеет своего жилья, а живет на съемном); он составляет порядка 1 000 евро в год для семейных апартаментов и до 8,6 тысяч евро в год для вилл. Для владельцев люксовой недвижимости (дороже 0,8 млн евро) в стране действует дополнительный налог на роскошь — от 0,5% до 1,5%. Налог на сдачу внаем недвижимости составляет 20% — он взимается с суммы после вычета издержек (обслуживание, страховка, ремонт, ипотека и т.п.)

Налоги в Германии построены на принципах экономиста Людвига Эрхарда – его называют первым в мире либеральным реформатором нового типа. Он заявлял, что налоги обязаны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе. И что величина налогов должна соответствовать размеру оказываемых государством услуг.

Шкала подоходного налога в Германии прогрессивная: от 19 до 43%, при этом есть необлагаемый налогом минимум: 5616 € (для одиноких) и 11232 € (для семейных пар).

все доходы, которые выше 9000 € —19%

доходы от 9000 до 13 996 € (27 992 € для пары) — 24%

от 13 996 € до 54949 € (109 898 € для пары) — 42%

от 54949 € до 260532 € (521 046 € для пары) — 43%

В целом, налоги в Германии заточены под то, чтобы быть гибкими в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Молодежь и семейные люди с детьми здесь платят меньше, чем те, кто живет один, даже если у них соизмеримые доходы.

Налоги на недвижимость в Германии. Здесь есть льготы для компаний, которые управляют своими активами, а другой деятельности не ведут: так, обычная ставка налога на сдачу недвижимости в аренду может достигать 47%, в зависимости от региона и стоимости объекта. А для таких компаний она будет всего 15%.

Кроме того, есть возможность снизить ее до 9%: если применить вычет ваших затрат на амортизацию здания. Еще один законный способ снизить ставку налога вообще до 0% – выдать собственной компании кредит на покупку объекта.

Читайте также: