Безвозмездные поступления в бюджет налог на прибыль

Опубликовано: 16.05.2024

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:

При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007 - 2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.

Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ю.М. Лермонтов, 2015

Делая указанный вывод, суды обоснованно исходили в том числе из положений бюджетного законодательства. Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.

Делая указанный вывод, суды обоснованно исходили, в том числе из положений бюджетного законодательства. Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.

Пунктами 1 и 4 статьи 41 Бюджетного кодекса предусмотрено формирование бюджета субъекта Российской Федерации из различных источников – налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений. Полученные из федерального бюджета субсидии являются одним из видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Кузнецова И. Ю.

Расскажем, как вести раздельный учет, когда, по какой форме учитывать пожертвования и вести отчетность

Разберем вопросы об учете пожертвований, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

Учреждения могут иметь такой источник дохода, как пожертвования. Чтобы принимать пожертвования, не нужно чье-либо разрешение или согласие (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвование — это дарение имущества или денежных средств в общеполезных целях. Физические и юридические лица могут сделать пожертвования медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания, научным организациям и фондам, музеям и учреждениям культуры, другим некоммерческим организациям.

Как вести раздельный учет, расходовать пожертвования и вести отчетность

Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?

Ответ: юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Если в договоре пожертвования определены цели и порядок расходования денег, используйте пожертвование так, как указано в договоре с жертвователем.

Порядок расходования пожертвований в целом можно утвердить во внутренних документах учреждения. Рекомендуем прописать в локальном акте документы, которыми учреждение подтвердит целевое направление денежных средств. Отчитываться о целевом направлении средств следует перед тем, кто пожертвовал деньги на определенные цели (проведение литературной премии), а не перед учредителем.

По окончании налогового периода необходимо представить в налоговую отчет о целевом использовании полученного благотворительного пожертвования в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Пожертвование не учитывайте в составе доходов для налога на прибыль, если одновременно соблюдены три условия (п. 2 ст. 251 НК РФ):

  1. Деньги соответствуют определению пожертвования по гражданскому законодательству, договор заключили по правилам.
  2. Пожертвование имеет целевой характер.
  3. Учреждение ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям.

Учреждения, которые получили целевые средства, обязаны вести раздельный учет таких доходов и произведенных за их счет расходов (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

  • Как организовать раздельный учет, в законодательстве не сказано. Поэтому учреждение решает самостоятельно, какие регистры использовать . Можно использовать данные аналитического учета: специальные ведомости, таблицы, справки и т.д.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Как учесть пожертвования автономному учреждению

Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Для учета пожертвований применяйте КФО 2.

На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:

  1. Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
  2. Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.

Бухгалтерские записи при отражении операций

  • без условий:
ПроводкаЧто означает
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
  • с условиями:
ПроводкаЧто означает
Дт 205 5Х 56Х Кт 2 401 40 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 40 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
Дт 2 401 40 1ХХ Кт 2 401 10 1ХХпо мере реализации условий на доходы текущего периода

Когда и по какой форме учитывать целевые взносы

Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?

Ответ: основание признания текущих доходов — это когда достигли цели, на которые произведены пожертвования.

Если вы можете документально подтвердить, что те цели, которые объявлены в договоре с родителем, действительно достигнуты, то этот документ и есть основание для бухгалтерской справки по отражению текущих доходов.

Никакой унифицированной формы в этом случае нет. Вам нужно определить этот документ своей учетной политикой.

Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Как оформить финансирование премии и какой вид финансового обеспечения выбрать

Вопрос: у нас ГБУК СО. Физическое лицо, гражданин другой страны выразил желание профинансировать премию нашего литературного журнала с условием, что она будет названа в честь определенного поэта, в память о нем. Как оформить эту премию: как пожертвование, спонсирование или еще что-то? Какой КОСГУ выбрать? Какой вид финансового обеспечения это будет?

Ответ: согласно Порядку № 209н безвозмездные поступления текущего характера относят на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ, в том числе гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц.

Специалисты Минфина разъясняли, что подстатья 158 «Поступления текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)» КОСГУ применяется только для юридических лиц.

Рекомендуем оформить договор пожертвования, доходы будут относиться к доходам приносящей доход деятельности (КФО 2).

Азбука бюджета

Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает копилку» - физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства. Сегодня бюджет необходимо рассматривать как оформленный документально план поступлений и выплат. Так, например, государственный бюджет Республики Саха (Якутия), ежегодно принимаемый Государственным Собранием (Ил Тумэн), в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета), а также их ожидаемые годовые значения.

Виды бюджетов

В состав бюджетной системы входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
-- бюджеты муниципальных районов;
-- бюджеты городских округов;
-- бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность бюджетов различных уровней образует консолидированный бюджет. Так, например, свод государственного бюджета и местных бюджетов образует консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия). Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации.


Исполнение бюджета

Общий объём бюджета не означает, что указанная сумма собрана за счет налогов и иных поступлений и по состоянию на начало года хранится на каком-либо счёте, а в течение года расходуется. В действительности поступление и расходование средств «растянуто» в течение года и осуществляется приблизительно равномерно. Этот процесс называется «исполнением бюджета». Так, различают исполнение бюджета по доходам (поступление в течение времени средств от уплаты налогов и сборов, безвозмездных поступлений на единый счёт бюджета) и исполнение бюджета по расходам (выплаты в течение времени средств с единого счёта бюджета).

Например, бюджет семьи состоит из зарплаты родителей по 25000 рублей в месяц, таким образом годовый доход семейного бюджета составит 600 000 рублей. С получением зарплаты каждым из родителей раз в месяц исполнение бюджета по доходам будет исполняться на 25000 рублей. Годовые расходы бюджета будут включать в себя помимо коммунальных платежей также затраты на еду, одежду, сотовую связь и другие расходы, исполнение бюджета по расходам будет осуществляться в течении всего года каждый день в зависимости от потребностей.

Доходы бюджета

Остальная доля доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – налоговые и неналоговые доходы (обычно именуются «собственными доходами» 1 ).

В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде:

1. Налоговые доходы:
- налоги на прибыль и налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- налоги на товары, работы, услуги (акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр.);
- налоги на совокупный доход (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
- налоги на имущество (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц);
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов);
- государственная пошлина (средства, взимаемые за совершение юридически значимых действий: за государственную регистрацию, выдачу разрешений и пр.);

2. Неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр.);
- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов, недр и пр.);
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от приватизации государственного и муниципального имущества);
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства.

Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджет – межбюджетные трансферты (средства), предоставляемые одним бюджетом другому. Межбюджетные трансферты формируют значительную часть бюджетов всех уровней. Так, доля безвозмездных поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) составляет около 25%-30% общего объёма доходов. Минимальную долю финансовой помощи в общем объёме доходов среди регионов Российской Федерации имеет Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1% по состоянию на 1 июля 2014 года), максимальную долю – республика Ингушетия (85,5%).

Межбюджетные трансферты подразделяются на дотации, субсидии, субвенции.

Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, т.е. направляются на цели, определяемые получателем самостоятельно. Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами».

Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства. На поддержку реализации указанных полномочий в течение ежегодно субъектам предоставлялись целевые субсидии (субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на приобретение элитных семян и другие). Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования – это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определенную долю финансирования (обычно от 5% до 50%) на те же цели.

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочия по регистрации записи актов гражданского состояния относятся к полномочиям Российской Федерации и в обычной ситуации должны исполняться федеральными органами государственной власти. Указанные полномочия были переданы для исполнения субъектам Российской Федерации. Для исполнения данных полномочий регионам предоставляются субвенции. Состав полномочий, закрепленных для постоянного исполнения за субъектами федерации, или переданных для исполнения субъектам вместе с субвенциями, периодически меняется. Так, с 2015 года для исполнения субъектам федерации передаются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

На примере семьи, если мама даёт сыну деньги на карманные расходы, которые он тратит по своему усмотрению, это дотация. Если сын хочет купить игрушку, которая стоит 500 рублей, а у него есть только 200, то мама добавляет ему 300 рублей на покупку этой игрушки и это получается субсидия. Если мама отправляет сына за покупками в магазин и даёт ему денег на них, то это субвенция.

Профицит и дефицит бюджета

Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный. Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские кредиты, бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки на счете бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники. Само по себе наличие дефицита бюджета также не свидетельствует о проблемах в финансовой системе.

Принципиально важно иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Так, поступления от продажи акций или долей в уставных капиталах, принадлежащих государству, в соответствии с Бюджетным кодексом «по определению» относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования дефицита. Неиспользованные остатки бюджетных средств прошлого года, которые обычно включаются в бюджет уже после его утверждения (при уточнении бюджета), также являются источниками финанси рования дефицита. Дефицит, финансирование которого осуществляется за счет таких источников, иногда называют «техническим».

Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом. Пре дельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% общего объема доходов без учёта безвозмездных поступлений, дефицита местных бюджетов – 10% общего объёма доходов без учёта безвоз мездных поступлений.

Например, ребенку каждый месяц на карманные расходы выдаётся по 1000 рублей. В течении всего года ребёнок копит эти деньги и на Новый год планирует купить телефон за 15000 рублей, из них 12000 рублей идут за счёт "собственных" доходов за весь год, таким образом дефицит составляет 3000 рублей, источниками финансирования выступают остатки бюджетных средств в размере 1000 рублей, которые ребёнок оставил с прошлого года, и межбюджетный трансферт на покупку телефона в размере 2000 рублей из "федерального" семейного бюджета от родителей.

1 При интерпретации термина «собственные доходы» необходимо проявлять осторожность. В повседневном употреблении под «собственными доходами» обычно понимают налоговые и неналоговые доходы (то есть доходы бюджета, которые формируются на территории конкретного субъекта, а не поступают из федерального бюджета). Вместе с тем в соответствии с Бюджетным кодексом понятие «собственные доходы» кроме налоговых и неналоговых доходов включает все безвозмездные поступления за исключением субвенций (ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

СТ 41 БК РФ

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Комментарий к Ст. 41 Бюджетного кодекса РФ

В пункте 1 комментируемой статьи перечислены источники формирования доходов бюджетов. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"), включающей пять групп доходов:

- налоговые доходы (код 1000000);

- неналоговые доходы (код 2000000);

- безвозмездные перечисления (код 3000000);

- доходы целевых бюджетных фондов (код 4000000);

- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (код 5000000).

Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

В пункте 2 комментируемой статьи определен состав налоговых доходов. К ним отнесены:

1) федеральные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;

2) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

3) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований;

4) пени, т.е. денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;

5) штрафы, т.е. санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне.

В основе выделения налоговых видов доходов лежит налоговый метод мобилизации публичных доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ). В этой связи отнесение в Бюджетном кодексе РФ штрафов к налоговым видам доходов представляется спорным и неоднозначным.

Законодательство о налогах и сборах допускает представление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета.

В пункте 4 комментируемой статьи перечислены основные виды неналоговых доходов, содержание которых конкретизировано и уточнено в последующих статьях Бюджетного кодекса РФ (номера этих статей указаны в скобках):

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 Бюджетного кодекса РФ);

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (ст. 46 Бюджетного кодекса РФ);

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов (ст. 44 Бюджетного кодекса РФ);

- иные неналоговые доходы.

Эти же виды неналоговых доходов, но в иной разбивке, повторены в классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"). В ней в группу "Неналоговые доходы" (код 2000000) включены следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций (код 2010000);

- доходы от продажи земли и нематериальных активов (код 2040000);

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (2050000);

- административные платежи и сборы (2060000);

- штрафные санкции, возмещение ущерба (2070000);

- доходы от внешнеэкономической деятельности (2080000);

- прочие неналоговые доходы (2090000), например доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана.

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Читайте также: