При уплате налога с нарушением срока тест

Опубликовано: 16.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Блок 1

  1. разница между доходами, выраженными в денежном выражении, натуральной форме и натуральном виде и суммами расходов, связанными с извлечением этих доходов,
  2. денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,
  3. денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных налоговых вычетов.

Вопрос 2. Герой РФ имеет право на получение ежемесячного стандартного налогового вычета в размере:

  1. 3000 рублей,
  2. 500 рублей,
  3. 3500 рублей.

Вопрос 3. Физическое лицо, при продаже гаража, принадлежащего ему на праве собственности 4 года, получает доход в сумме 450000 рублей, при этом расходы на приобретение этого гаража составили 280000 рублей. Определите верное утверждение в отношении налога на доходы физических лиц:

  1. Физическому лицу может быть предоставлен имущественный налоговый вычет только в размере 250000 рублей,
  2. Физическое лицо не имеет прав на получение имущественного налогового вычета, в силу того, что реализовано «иное» имущество,
  3. Физическое лицо имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме полученного дохода,
  4. Данный доход не подлежит налогообложению, и физическое лицо не обязано представлять налоговую декларацию.

Вопрос 4. Обязательным условием отнесения процентного дохода по вкладу в банке к доходу, не подлежащему налогообложению являются:

  1. На момент заключения договора вклада, процентная ставка по вкладу в банке ниже ставки рефинансирования, увеличенной на пять процентных пунктов.
  2. Физическое лицо является гражданином РФ и налоговым резидентом РФ,
  3. Вклад должен быть открыт на срок более трех лет,
  4. На момент заключения договора вклада, процентная ставка по вкладу в банке выше ставки рефинансирования, увеличенной на пять процентных пунктов.

Вопрос 5. Подлежат налогообложению страховые выплаты:

  1. По договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами в свою пользу,
  2. По договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателем в пользу работников,
  3. Выкупная сумма по договорам добровольного пенсионного страхования в случае добровольного расторжения договора,
  4. Накопительная часть трудовой пенсии.

Вопрос 6. Определите доходы, полученные от источника в РФ:

  1. физическое лицо (налоговый нерезидент РФ) имеет доход от сдачи в аренду квартиры, находящейся на территории РФ.
  2. физическое лицо (налоговый нерезидент РФ) получает вознаграждение за работу, выполненную на территории РФ,
  3. выплаты по договору обязательного пенсионного страхования правопреемникам умерших застрахованных физических лиц,
  4. доход, полученный гражданином РФ (налоговый резидент РФ) от использования авторских прав на территории Польши.

Вопрос 7. По новым строениям, помещениям, сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается:

  1. с месяца, следующего за месяцем их возведения и сдачей в эксплуатацию,
  2. с начала года, следующего за годом их возведения и сдачей в эксплуатацию,
  3. начиная с месяца, в котором имущество сдано в эксплуатацию.

Вопрос 8. Гражданин Петров имеет в собственности земельный участок. В августе текущего года вышел на пенсию. Исчисление земельного налога за текущий год будет производиться с учетом коэффициента:

  1. 4/12
  2. 5/12
  3. 8/12
  4. 7/12

Блок 2

Вопрос 1. В налоговой системе РФ взимаются следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя:

  1. налог на доходы физических лиц
  2. налог на имущество физических лиц
  3. транспортный налог
  4. налог на прибыль
  5. обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
  6. налог на наследство и дарение
  7. государственная пошлина

Вопрос 2. Физическое лицо, при продаже гаража, принадлежащего ему на праве собственности 2 года, получает доход в сумме 150 000 рублей, при этом расходы на приобретение этого гаража составили 100 000 рублей. Определите верное утверждение в отношении налога на доходы физических лиц:

  1. физическое лицо не имеет прав на получение имущественного налогового вычета, в силу того, что реализовано «иное» имущество
  2. физическому лицу может быть предоставлен имущественный налоговый вычет только в размере 125 000 рублей
  3. физическое лицо освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц
  4. физическому лицу может быть предоставлен имущественный налоговый вычет только в размере 250 000 рублей
  5. физическому лицу может быть предоставлен имущественный налоговый вычет только в размере 150 000 рублей

Вопрос 3. В случае если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет при покупке жилого дома не был использован полностью, то его остаток:

  1. не может быть перенесен на последующие налоговые периоды
  2. может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования
  3. может быть перенесен на последующие три налоговых периода
  4. может быть перенесен на следующие 10 налоговых периодов
  5. может быть перенесен на последующие 4 календарных года

Вопрос 4. Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:

  1. получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;
  2. процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы процентов начисленных в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты
  3. стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг
  4. получаемых в натуральной форме
  5. получаемых в форме материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (за исключением заемных средств, выданных на покупку или строительство жилья)

Вопрос 5. Налогоплательщик не может документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя - профессиональный налоговый вычет:

  1. не производится
  2. производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности
  3. производится в размере 13% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности
  4. производится в размере 40% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности
  5. производится в размере 15%

Вопрос 6. Гражданин А продал гражданину Б квартиру 12 августа. Исчисление налога на имущество будет производиться с учетом коэффициентов:

  1. 8/12 и 4/12
  2. 8/12 и 5/12
  3. 7/12 и 5/12
  4. 7/12 и 6/12

Вопрос 7. В собственности физического лица имеются две квартиры: инвентаризационная стоимость двухкомнатной составляет 350 тыс. руб., трехкомнатной – 450 тыс. руб. Налог на имущество физических лиц будет рассчитываться в следующем порядке (установлены максимальные ставки налога):

  1. с суммарной стоимости 800 тыс. руб. по ставке 2%
  2. с суммарной стоимости 800 тыс. руб. по ставке 0,3%
  3. только с инвентаризационной стоимости трехкомнатной квартиры
  4. с суммарной стоимости 800 тыс. руб. по ставке 0,1%

Вопрос 8. Гражданин Пухов А. получил автомобиль в порядке наследования. Наследство открыто 25 июня текущего года. Транспортный налог за текущий год будет рассчитан с коэффициентом:

  1. 7/12
  2. 6/12
  3. 1
  4. за текущий год налог не исчисляется

Блок 3

Вопрос 1. Налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не уменьшают:

  1. удержания по решению суда,
  2. стандартные налоговые вычеты,
  3. профессиональные налоговые вычеты.

Вопрос 2. Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей ежемесячно предоставляется следующим физическим лицам:

  1. инвалидам Великой Отечественной войны,
  2. гражданам, принимавшим участие в ликвидации аварии на ЧАЭС,
  3. гражданам, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане.

Вопрос 3. Физическое лицо по договору добровольного пенсионного страхования в свою пользу ежемесячно перечисляет страховые взносы. По итогам года воспользовался правом на социальный налоговый вычет. Однако, впоследствии, договор был расторгнут по инициативе физического лица, и страховая организация выплатила выкупную сумму. Налог на доходы физических лиц будет рассчитан:

  1. с выкупной суммы в полном объеме
  2. с разницы между выкупной суммой и суммой уплаченных взносов
  3. с разницы между выкупной суммой и суммой уплаченных страховых взносов, увеличенной на сумму социального налогового вычет
  4. с 1/3 выкупной суммы
  5. с 1/10 выкупной суммы

Вопрос 4. Право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц имеют:

  1. налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения за создание произведений литературы,
  2. предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы, частные адвокаты,
  3. налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско – правового характера,
  4. физические лица, производящие оплату обучения на курсах повышения квалификации.

Вопрос 5. К доходам, полученным физическим лицом от источника в РФ, относятся:

  1. доход налогового нерезидента от реализации жилого дома, находящегося на территории РФ
  2. дивиденды, полученные налоговым резидентом от иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство;
  3. доход налогового резидента, полученный на территории РФ в виде дивидендов от участия в деятельности иностранной организации
  4. доход налогового резидента от реализации жилого дома, находящегося на территории Чехии
  5. доход налогового резидента от реализации жилого дома, находящегося на территории Белоруссии

Вопрос 6. Укажите налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, получение которых возможно ТОЛЬКО при обращении в налоговые органы:

  1. социальные налоговые вычеты,
  2. стандартные налоговые вычеты,
  3. имущественный налоговый вычет (по расходам на приобретение жилья),
  4. имущественный налоговый вычет (по доходам от продажи имущества).

Вопрос 7. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является:

  1. рыночная стоимость имущества физического лица, расположенного на территории представительного органа местного самоуправления,
  2. суммарная инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в собственности физического лица,
  3. инвентаризационная стоимость каждого типа имущества, находящегося в собственности физического лица и расположенного на территории представительного органа местного самоуправления,
  4. остаточная стоимость имущества физического лица, расположенного на территории представительного органа местного самоуправления.

Вопрос 8. Объектом налогообложения земельным налогом является:

  1. кадастровая стоимость земельного участка,
  2. земельный участок,
  3. доход,
  4. стоимость земельного участка.

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

  1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
  2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
  3. Значительный размер налогового вычета.
  4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
  5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
  6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
  7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.


Стоит ли опасаться, что все поступления на карту самозанятого будут автоматически облагаться налогом? В каком случае самозанятый теряет всю заработанную сумму или её часть?

Я перешла на новый налоговый режим год назад и за это время разобралась во всех рисках. Расскажу, что считается нарушениями, а что — нет, и какое наказание грозит за ошибки.

Начнем с того, как правильно работать в статусе самозанятого. Брать деньги с клиентов и платить налог нужно по следующей схеме:

    Получаете деньги на любую карту, счет, электронный кошелек или наличными.

Вносите запись о сделке в приложение «Мой налог» и создаете чек.

Обязательно передаете чек плательщику.

Ежемесячно платите налог — он рассчитывается автоматически.

Вы нарушите правила, если попытаетесь скрыть или занизить доход, несвоевременно внесете запись в приложение или откажетесь выдавать чек клиенту, не заплатите налог вовремя. Разберемся, как это скажется на самозанятом.

Банки, сотрудничающие с ФНС, предлагают самозанятым оформить отдельную карту для доходов от профессиональной деятельности. Если вы привязали такую карту к приложению «Мой налог», то все входящие платежи автоматически считаются вашим доходом от профессиональной деятельности, а чек формируется автоматически. Так что не стоит использовать карту для личных расчетов.

Но если вы не подключились к партнерской программе, то вручную указываете в приложении доходы от самозанятости и не вносите частные платежи. Например, переводы от родных и друзей, деньги от продажи вещей на Avito или возврат долга.

Как штрафуют за нарушения. Если вы скроете часть доходов и снизите сумму налога от профессиональной деятельности, то вас могут оштрафовать. В Налоговом кодексе РФ для этого появилась отдельная статья:

    20% от суммы — если вы неправильно указали сумму в чеке, утаили доход или опоздали с созданием чека в приложении;

  • 100% от суммы расчетов — если в течение полугода вы совершили нарушение еще раз.

  • ФНС узнает о нарушении, если проведет контрольную закупку или проверку по жалобе клиента. В 2019 году действовал мораторий на проверки плательщиков НПД, сейчас таких льгот нет. Пока не было сообщений о штрафах, но при необходимости налоговая может проверить записи о прошлых сделках, а не только текущие платежи.


    На каждый платеж вы формируете чек. Причем обязаны делать это в определенные сроки:

      Вы получили деньги наличными, по номеру карты или электронного кошелька — обязаны сразу создать чек.

    Клиент платил через посредника или отправил деньги по реквизитам расчетного счета — до 9-го числа следующего месяца.

    Есть уточнение: если посредник сам выдает кассовые чеки покупателям, то вы не обязаны передавать им свои чеки из приложения «Мой налог». Достаточно внести всю сумму дохода в приложение, чтобы рассчитать налог, а чек на общую сумму выдать посреднику.

    Собрать данные по всем сделкам самозанятого в один отчет может и посредник. Так, сервис Яндекс. Такси учитывает все расчеты с пассажирами в течение месяца, потом формирует единый чек для самозанятого водителя и отправляет его в приложение «Мой налог». Таксисту не нужно вести учет, собирать информацию об оплаченных поездках и выдавать чеки клиентам.

    Чек можно выдать либо на бумаге, отправив на печать прямо из приложения, либо в электронном виде — по email или SMS, в соцсетях или мессенджерах. Еще один вариант — показать чек на экране компьютера или телефона, чтобы клиент мог отсканировать QR-код.


    Как штрафуют за нарушения. Нарушение — отсутствие чека в приложении. Если его выявили впервые, то заплатите пятую часть заработанной суммы, если второй раз — отдадите всю сумму целиком.

    Если данные о доходе самозанятого не передал в ФНС посредник, то ему грозит штраф — 20% от суммы сделки, но не менее 200 ₽. Самозанятого при этом не накажут.

    Опять же о применении штрафов на практике пока не сообщали. Но помните: налоговики вправе проверить ваши записи в приложении за прошлые периоды.

    Как избежать наказания. Создавайте чеки при каждой продаже и предлагайте их клиентам. Если клиент категорически откажется, а потом пожалуется на вас в налоговую — сможете предоставить переписку о том, что предлагали чек. Но главные подтверждение — сам документ в приложении «Мой налог».

    Налог рассчитывается в приложении автоматически. Если в течение месяца дохода не было, то и налога не будет.

    Уведомление с суммой за прошлый месяц приходит до 12-го числа каждого месяца в приложении, налог вы платите до 25-го числа того же месяца. Например, 10 марта я получила уведомление, а деньги перечислила до 25 марта.

    Если налог менее 100 ₽, то он переносится на следующий месяц. В первый месяц тоже платить не надо — если вы стали самозанятым в апреле, то налог за апрель и май платите в июне.


    Внести деньги без комиссии можно онлайн с карты любого банка, по реквизитам в квитанции или подключить в банке-партнере автоплатеж. Деньги поступают в налоговую, а в приложении появится сообщение об оплате налога.

    Как штрафуют за нарушения. Если вы не заплатите налог в срок, то вас оштрафуют. Налоговики посчитают долги в течение 10 дней. И уже 5-го числа следующего месяца уведомляют о задолженности и необходимости оплатить пени.

    Размер пени за каждый календарный день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности. Отсчет идет с 26-го числа и до дня погашения долга.

    Сумма пеней рассчитывается автоматически, вы увидите ее в приложении. Причем банки, где вы обслуживаетесь, тоже получат эту информацию. Напомнят вам о задолженности и предложат ее оплатить.


    Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит задолженность — не всегда нужно переживать. Возможно, сведения зависли в пути — если вы платили с карты, то на обработку платежа уходит до 10 дней, по квитанции — до 20 дней.

    Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой оплаты налога считают тот день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции. Информация дойдет до налоговой, и запись о долге пропадет без пени и штрафов.


    Налог и пени менее 1 ₽ нельзя оплатить картой в приложении. Можно распечатать квитанцию и оплатить этот мелкий долг в любом банке или отсканировав QR-код через мобильный интернет-банк или банкомат.

    Как избежать наказания. Платите вовремя, не откладывайте расчеты с ФНС на потом и регулярно заглядывайте в приложение «Мой налог».

    Не очень удобно, что до сих пор не сделали оповещение об уведомлениях в приложении. Если не открывать его, можно пропустить важное сообщение. Поставьте напоминание в календаре и заходите в приложение с 12 по 25 число каждого месяца.

    Еще можно сразу подключить автоплатеж с карты, чтобы наверняка не пропустить сроки уплаты налога. Тогда банк-партнер самостоятельно выполнит расчеты с ФНС. О предстоящих списаниях с карты банк предупредит заранее по SMS за несколько дней до уплаты налога.

    Плательщик НПД может лишиться этого статуса по ряду причин:

      Вы стали самозанятым, но не подходите под категории – например, по виду деятельности или территории.

    Не отказались от других налоговых режимов — на это есть месяц с даты регистрации в приложении «Мой налог».

    Заработали за год более 2,4 млн рублей.

    Приняли на работу сотрудника по трудовому договору.

    В таких случаях статус самозанятого аннулируют с того момента, как вы нарушили условие. При этом доход, полученный вне статуса плательщика НПД, будет облагаться другими налогами. Физлица платят НДФЛ, ИП — меняют налоговый режим.

    Пример
    Моя знакомая решила совмещать УСН и НПД: зарегистрировалась как самозанятая и не поменяла налоговый режим в течение месяца. Но она не могла одновременно сдавать коммерческую недвижимость, уплачивая УСН, и давать консультации как самозанятая. Ее принудительно лишили статуса плательщика НПД. Пришлось сниматься с учета как самозанятый, аннулировать чеки, писать заявление на возврат налога и платить налог по УСН.

    Штрафов за неправильный выбор налогового режима нет. Но налог пересчитывают по другой системе налогообложения, а ИП дополнительно заплатит страховые взносы. Налог на профессиональный доход за тот период, когда вы не имели права быть самозанятым, можно вернуть, написав заявление в ФНС.

    Сбой в приложении. Не надо опасаться наказания, если не удалось выдать чек или оплатить налог в приложении «Мой налог» из-за технического сбоя или профилактических работ. Просрочка из-за проблем с приложением не считается нарушением, если вы в течение дня после устранения сбоя сделает все, что нужно. Налоговики предупреждают о плановых работах в приложении и предлагают альтернативные варианты входа в личный кабинет.

    Отмена сделки. В приложении вы можете аннулировать чек, если пришлось вернуть заказчику деньги. Самозанятый не платит налог с дохода, который не получал. В следующем месяце сумму налога скорректируют — если вы уменьшили свой доход за прошлые периоды, то это учтут. Никаких ограничений для отмены сделки нет, можно аннулировать чек даже на сумму, полученную год назад.

    Начисление налога с личных поступлений. Такого не произойдет по желанию налоговиков. Внимание проверяющих может привлечь только жалоба от конкурента или недовольного клиента. Тогда есть риск, что они проведут контрольную закупку и проверят ваши прошлые сделки и расчеты, запросив данные у банков. Но бояться нечего, если будете соблюдать три правила: вносить все доходы в приложение, выдавать чеки клиентам и платить налог вовремя.

    Блокировка счета. Центробанк разъяснил, что банкам нельзя блокировать личные карты самозанятых из-за дохода от профессиональной деятельности. Но лучше узнать, есть ли в банке специальное приложение для самозанятых и завести отдельную карту для доходов от клиентов. Но ее отсутствие не помешает вам брать деньги у клиентов на любые свои счета, карты и кошельки, главное — вносить эту информацию в приложение «Мой налог».

    Конституционный Суд опубликовал Постановление от 6 февраля 2018 г. № 6-П по делу о проверке положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 Налогового кодекса РФ. Их конституционность оспаривало ОАО «ТАИФ», которое по результатам выездной налоговой проверки за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. было привлечено к налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 123 Общество было оштрафовано почти на 300 тыс. руб., также ему была начислена пеня.

    Арбитражный суд признал решение налогового органа недействительным в части штрафа в размере около 60 тыс. рублей. При этом Общество ссылалось на то, что допущенное им как налоговым агентом несвоевременное перечисление сумм налога на доходы физических лиц было устранено самостоятельно, причем задолго до окончания налогового периода и до срока подачи соответствующих расчетов в налоговые органы, а также уплачены пени за просрочку, однако суд не принял это во внимание и отказал в освобождении от налоговой ответственности в другой части штрафа. Суд посчитал, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ связывают освобождение от штрафа, предусмотренного его ст. 123, с представлением уточненных декларации или расчета, а также с уплатой недостающей суммы налога и начисленных за просрочку пеней, тогда как компания представила налоговому органу расчет по налогу на доходы физических лиц сразу без ошибок и не уточняла его впоследствии, что не позволяет применить освобождение от налоговой ответственности.

    Апелляционный суд и суд округа оставили решение первой инстанции без изменения. Судья Верховного Суда РФ отказал Обществу в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, с чем согласился и заместитель председателя ВС РФ.

    Компания обратилась в Конституционный Суд. По ее мнению, п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат Конституции, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм налога на доходы физических лиц лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность; поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

    Общество отдельно обосновало свою позицию относительно неконституционности ст. 123 НК РФ, указав, что установленный данной статьей штраф за неперечисление удержанных сумм налога взыскивается с налоговых агентов в одинаковом размере – независимо от того, что допущенная просрочка в уплате налога могла быть незначительной и была самостоятельно устранена задолго до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

    Суд отметил, что в отношении данной статьи он не раз высказывался в своих постановлениях от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. и других. Он указывал, что применение мер ответственности без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции РФ идеям справедливости и гуманизма, а также несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения. «Меры юридической ответственности и правила их применения должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений», –подчеркнул КС.

    Конституционный Суд указал, что налоговый агент, привлекаемый к ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, в любом случае вправе рассчитывать на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, в частности на учет смягчающих ответственность обстоятельств. Таким образом, КС не усмотрел неопределенности в вопросе о конституционности регулирования размера штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

    Суд сослался на свое Постановление от 14 июля 2005 г. № 9-П, где отмечал, что система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой самим налогоплательщиком. Из такого понимания, подразумевающего достоверность декларирования налогов, исходит подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ, по смыслу которого освобождение от ответственности налогоплательщика, представившего уточненную налоговую декларацию после проведения выездной налоговой проверки, которая не выявила в его отчетности ошибок и нарушений, обусловлено даже не уплатой им недостающих сумм налога и пеней, а одним лишь исправлением соответствующих сведений.

    По мнению КС, это законоположение, не отменяя налоговой обязанности, прямо поощряет налогоплательщиков и налоговых агентов к поддержанию достоверности в налоговой отчетности. Более того, ст. 119 и 126 НК РФ предусматривают ответственность именно за непредставление налоговому органу налоговой отчетности, а его ст. 126.1 – за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения. Из этого, по мнению Суда, следует, что налоговый закон признает значимость требования достоверности налоговой отчетности в поддержании фискального правопорядка. «Соответственно, его соблюдение не может препятствовать применению фискально-поощрительных мер, тем более что ни сам налоговый закон, ни практика его применения не могут поощрять сохранение недостоверности в налоговой отчетности, обусловливая освобождение от налоговой ответственности исключительно наличием ошибок (недостоверных сведений) в налоговых декларациях или расчетах, как учтенных в объективной и субъективной стороне правонарушения, так и сопутствующих налоговому деликту в условно нейтральном значении», – говорится в постановлении.

    Конституционный Суд отметил, что также и ст. 123 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа не за нарушения, допущенные налоговым агентом в части достоверности представленных расчетов, а за недоимку независимо от причин ее возникновения. При таком определении состава налогового правонарушения, считает КС, налоговый агент как ответственное лицо, обязанное в силу налогового закона к достоверному декларированию налогов, имеет основания полагать, что именно неуплата налога и пеней безотносительно к тому, ошибочна или безупречна представленная им налоговая отчетность, влечет отказ в освобождении от налоговой ответственности. Тем более если недоимка добровольно им уплачена и компенсирована пенями прежде, чем ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки, допущена без искажения налоговой отчетности и непреднамеренно.

    КС отметил, что в судебной практике допускается освобождение налогового агента, своевременно представившего достоверную налоговую отчетность, от ответственности за неправомерное неудержание и неперечисление налогов, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 марта 2014 г. № 18290/13 применительно к целевому назначению освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного ст. 81 НК РФ. Об этом указывается и в письме, направленном в Конституционный Суд в рамках настоящего дела заместителем председателя ВС РФ, который полагает, что налоговые агенты, пропустившие срок уплаты налога, но компенсировавшие просрочку за счет добровольной уплаты пеней, поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто совершил более грубое нарушение за счет искажения налоговой отчетности, повлекшего неполную уплату налога. В то же время в письме отмечается, что при обстоятельствах, подобных установленным в отношении Общества, для освобождения налогового агента от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление удержанного налога, совершенное без искажения налоговой отчетности, формально отсутствует совокупность всех условий, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ.

    Таким образом, Суд постановил признать оспариваемые положения не противоречащими Конституции, выявленный смысл общеобязательным, а решения, вынесенные в отношении Общества, пересмотреть.

    В комментарии «АГ» заместитель руководителя практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты» Максим Волобоев подчеркнул, что ситуации, подобные той, которая произошла с заявителем, встречаются довольно часто. «Налоговые органы по формальным основаниям отказывают в освобождении от ответственности, несмотря на то, что недоимка погашена и бюджет получил компенсацию в виде пени. Видимо, налоговикам этого мало и они хотят выжать с налогоплательщиков все, что возможно. Однако Конституционный Суд встал на защиту не только интересов налогоплательщиков, но и установил с точки зрения справедливости и равенства налогообложения, а также соразмерности содеянного действительный смысл норм ст. 81 и 123 НК РФ», – указал эксперт.

    Максим Волобоев полагает, что впредь налогоплательщики и налоговые органы будут придерживаться позиции Конституционного Суда РФ, поскольку в силу п. 2 резолютивной части постановления выявленный смысл норм является общеобязательным. Он добавил, что, кроме того, последние годы контролирующие органы обращают внимание на судебную практику; ФНС РФ ежеквартально выпускает обзорные письма практики ВС РФ, КС РФ и судов округов.

    Руководитель правового департамента Heads Consuling Диана Маклозян указала, что так как в оспоренной статье конкретно указан перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик освобождается от ответственности в виде взыскания штрафа, то она не дает налоговому органу оснований для размышлений. «Соответственно, во всех подобных случаях налоговые органы обязаны были начислить штраф. Нарушение в виде несвоевременного перечисления в бюджет НДФЛ налоговым органом могло быть установлено только в рамках проведения выездной налоговой проверки», – пояснила эксперт.

    Также она отметила, что КС, рассмотрев конкретное дело, сделал обязательный для применения вывод о том, что случае перечисления налоговым агентом несвоевременно перечисленного НДФЛ в бюджет и уплаты пени не возникает налоговой ответственности в виде двадцатипроцентного штрафа. «Теперь аналогичные решения по делам за предыдущие периоды могут быть обжалованы налогоплательщиками на основании этого постановления КС РФ по вновь открывшимся обстоятельствам в сроки, установленные АПК РФ», – добавила Диана Маклозян. При этом она заметила, что Налоговый кодекс содержит достаточно большое количество противоречий и неясностей, поэтому было бы логично на основании постановления внести изменения в соответствующую часть НК РФ.

    Юрист налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Торез Кулумбегов подчеркнул, что теперь все аналогичные споры должны решаться в пользу налогового агента (за исключением случаев, когда неперечисление налога стало результатом умышленных действий), поскольку КС РФ прямо указал, что выявленный им конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. «Таким образом, аналогичные споры больше не должны возникать и без внесения соответствующих изменений в НК РФ. Однако такие изменения, безусловно, сделали бы налоговых агентов более информированными о своих правах, так как им не всегда известно о постановлениях КС РФ, а налоговые органы на местах могут продолжать штрафовать в подобных случаях», – пояснил эксперт.

    Юрист Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Алексей Смирнов, напротив, считает, что судебные споры по обстоятельствам, рассмотренным Конституционным Судом РФ, возникали довольно редко. «Очевидно, что после принятия рассматриваемого постановления практика применения данных норм в судах изменится, а точнее споры должны прекратиться вовсе. В целом значимость и важность предмета спора, рассмотренного Конституционным Судом, не столь велика в связи с несущественностью проблематики и лишь изобличает формальный подход к правоприменению норм НК РФ», – заключил эксперт.


    И. И. Греченко
    автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

    Какие ошибки - точно не ваши ошибки

    Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

    Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

    Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

    Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

    • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
    • представить объяснения.

    В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

    ⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

    Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

    По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

    ⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

    Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

    ⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

    Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

    ⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

    Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

    • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
    • представить объяснения в отношении доказательств.

    По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

    В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

    ⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

    Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

    Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

    Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

    На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

    ⚠ Ошибки в наименовании документов.

    Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

    Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

    Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

    ⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

    В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

    Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

    Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

    Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

    ⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

    В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

    Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

    ⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

    Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

    Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

    Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

    И еще ошибки

    • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
    • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
    • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
    • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

    Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

    Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

    • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
    • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
    • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

    Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

    • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
    • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

    Методы борьбы с ошибками налоговиков

    Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

    Без вины – не виноватый

    Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

    Пишем письма в налоговую

    Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

    Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

    А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

    Суд поставит точку

    Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

    Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

    Читайте также: