Подтверждение уплаты таможенных пошлин налогов

Опубликовано: 21.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной таможенной службы от 28 февраля 2019 г. № 340 “Об утверждении формы подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов” (не вступил в силу)

На основании части 11 статьи 30 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) и в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689; 2019, N 7, ст. 627), приказываю:

1. Утвердить форму подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 23 декабря 2010 г. N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей" (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2011, регистрационный N 19882).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, но не ранее даты применения статьи 30 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Руководитель В.И. Булавин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 марта 2019 г.

Приложение
к приказу ФТС России
от 28 февраля 2019 г. N 340

Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов

(наименование таможенного органа) (дата формирования)

(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии)

индивидуального предпринимателя или физического лица)

(дата, номер заявления юридического

лица, индивидуального предпринимателя

или физического лица)

За период с _____________ по ___________

№ п/п Реквизиты документа
кодовое обозначение документа *** код таможенного органа дата документа номер документа вид платежа сумма таможенный представитель
ИНН* наименование
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Должностное лицо _______________ _______________________________

таможенного органа (дата, подпись) (должность, инициалы (отчество

при наличии), фамилия)

* Идентификационный номер налогоплательщика.

** Страховой номер индивидуального лицевого счета указывается для физического лица.

*** Указывается согласно приведенным в приложении кодовым обозначениям документов, применяемых в форме подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Приложение
к форме подтверждения уплаты
таможенных пошлин, налогов,
утвержденной приказом ФТС России
от 28 февраля 2019 г. N 340

Кодовые обозначения документов, применяемых в форме подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов

Кодовое обозначение документа Наименование документа
ДТ декларация на товары
ВТД временная таможенная декларация
ПТДЗ заявление о зачете авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
ПВД полная таможенная декларация
ТПО таможенный приходный ордер
ЭдШ электронный документ, используемый для начисления административного штрафа, издержек по делу об административном правонарушении
ЭдВоз электронный документ, используемый для начисления денежного возмещения в размере двукратной суммы неуплаченных таможенных платежей (причиненного преступлением ущерба) (статья 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации*)
ЭдВ электронный документ, используемый для начисления денежных средств, поступивших в результате обращения валюты в федеральную собственность
ЭдШуд электронный документ, используемый для начисления штрафа, назначенного судом по уголовному делу
РТП расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
РЕС расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам
РСТП расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа
КДТ корректировка декларации на товары
КТПО корректировка таможенного приходного ордера
ЗРА заявление, поданное в соответствии с пунктом 4 статьи 277 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза**

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 50, ст. 7362; 2015, N 24, ст. 3367; 2016, N 27, ст. 4258; 2017, N 31, ст. 4799; 2018, N 9, ст. 1292, N 31, ст. 4818, N 53, ст. 8495.

** Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843).

Обзор документа

В связи с принятием нового Закона о таможенном регулировании ФТС утвердила новую форму подтверждения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Прежняя форма подтверждения, а также форма отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, утратили силу.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после опубликования, но не ранее даты применения статьи закона об исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Прокомментируйте, пожалуйста, письмо Минфина России от 02.10.2009 г. № 03-07-08/198. Обязательно ли в таможенных органах получать подтверждение об оплате таможенных платежей по форме № 647-р для принятия к вычету НДС по импортным товарам?

Согласно ст. 174 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы (ст. 318 Таможенного кодекса РФ).

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (ст. 329 ТК РФ).

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

П. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты в указанном случае производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия этих товаров на учет.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, в частности:

– с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

– с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа (ст. 332 ТК РФ).

Поэтому документами, подтверждающими факт уплаты НДС, будут платежное поручение на перечисление налога либо кассовый чек или приходный кассовый ордер.

В письме от 02.10.2009 г. № 03-07-08/198 Минфин РФ сослался на п. 5 ст. 331 ТК РФ, согласно которому по требованию налогоплательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме.

На основании этой нормы финансовое ведомство делает вывод о том, что при уплате налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является соответствующее подтверждение, выданное таможенным органом в установленном порядке.

Причем это письмо Минфина не является новостью.

Аналогичную точку зрения чиновники излагали и ранее (см., например, письмо от 06.11.2008 г. № 03-07-08/249).

Но как бы чиновники не старались, их вывод никак не следует из текста ст. 331 ТК РФ.

Таможенные органы обязаны выдать соответствующее подтверждение исключительно по требованию налогоплательщика.

А если нет требования, не возникает и обязанности.

О том, что исключительно по требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, говорится и в Методических указаниях о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 г. № 647-р.

В самой форме подтверждения…, приведенной в приложении 3 к Методуказаниям, указано (цитируем): «В соответствии с обращением подтверждаем, что таможенные пошлины, налоги, внесенные на счет, уплачены в отношении товаров, оформленных по таможенной декларации, в размере» (конец цитаты).

Кроме того, Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур хранятся таможенные декларации или их копии, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), и платежные документы (п. 5 Правил).

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость (п. 10 Правил).

Как видим, речь идет только о таможенной декларации и платежных документах.

О дополнительном письменном подтверждении – ни слова.

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2008 г. № А56-24688/2006 также указал, что для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, необходимо доказать фактическое перемещение товаров через таможенную границу РФ, уплату НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.

А постановлении от 03.07.2008 г. № А56-26950/2007 ФАС Северо-Западного округа перечислил все условия, с которыми закон связывает право на применение налоговых вычетов: ввезенные товары выпущены таможенными органами в свободное обращение по надлежаще оформленным грузовым таможенным декларациям, при ввозе на таможенную территорию РФ приобретенных у иностранной организации товаров налог на добавленную стоимость уплачен в составе таможенных платежей, импортированные товары оприходованы, поступление данных товаров отражено в бухгалтерском учете.

Никаких других документов налогоплательщик в данном случае иметь не обязан.

Кстати, московские налоговики также полагают, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в период единовременного выполнения всех указанных в ст. 171, 172 НК РФ, а также Правил… условий: товары приняты к учету, платежные документы, которые подтверждают уплату НДС таможенному органу, и таможенная декларация отражены в книге покупок (письмо УФНС РФ по г. Москве от 23.01.2009 г. № 19-11/4833).

Однако, учитывая несгибаемую позицию Минфина, в случае отсутствия подтверждения Вам следует быть готовым к возможным судебным спорам с налоговиками.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
– таможенная стоимость ввозимых товаров;
– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
– таможенная пошлина.

Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
– по стоимости сделки с идентичными товарами;
– по стоимости сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– методом сложения;
– резервным методом.

Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).

Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).

При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).

Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).

Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.

Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).

Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).

Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.

Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
– по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
– по упаковке – 60 000 руб.

Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, – 10 процентов.

Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату – 30 руб. за условную единицу.

Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.

Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.

Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:

НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.

Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).

Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.

Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.

Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).

Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
– товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
– активы приняты к учету;
– имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.

Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).

Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.

Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.

Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.

«Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:
– внешнеэкономического контракта;
– инвойса иностранного контрагента;
– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).

Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).

Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).

Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).

Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.

В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС России по состоянию на 01.01.2021 содержит 108 различных модульных сервисов для взаимодействия с информационными системами (ЕАИС) таможенных органов.

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

перейти в сервис

Посмотреть все сервисы Личного кабинета участника ВЭД:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Представление статистических форм осуществляется для учета перемещения товаров и ведения статистики при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность получить:

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде отчетов:

  • об остатках на платежных документах участника ВЭД;
  • о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей;
  • о подтверждении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность пользователю автоматического получения сведений об остатках на Едином лицевом счете (ЕЛС) в ФТС.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения в электронной форме информации о движении денежных средств.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по единому лицевому счету в таможенных органах в виде отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Сервис предназначен для отображения информации по платежам, не зачисленным на ЕЛС в связи с ошибками, допущенными при заполнении кода бюджетной классификации (далее – КБК).

Для уточнения данных реквизитов необходимо обратиться в ФТС России.

Уточнение КБК возможно только в случае если в поле 104 платежного поручения КБК не был указан изначально или был указан КБК, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не администрирует ФТС России.

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде отчетов:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения участником ВЭД в электронной форме информации о задолженностях по уплате таможенных и иных платежей, с детализацией по по коду вида платежа и типу начисления.

перейти в сервис

перейти в сервис

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для предоставления участнику ВЭД информации о таможенных расписках организации.

Информация носит справочный характер.

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения участником ВЭД в электронной форме информации о предоставленных ему банковских гарантиях.

Информация о предоставленных банковских гарантиях поступает в сервис из таможенных органов в автоматическом режиме.

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис обеспечивает:

перейти в сервис

Информационный сервис обеспечивает:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис «Информирование о вывозе товаров» предоставляет возможность через личный кабинет обеспечить информационное взаимодействие в электронной форме декларанта с таможенным органом в целях подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Подтверждением вывоза товара с таможенной территории является отметка таможенного органа на границе, что товар убыл с территории Таможенного союза.

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность декларанту получения информации о фактическом вывозе по декларациям на товары.

Информация поступает в автоматическом режиме.

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Посредством информационного сервиса «Административные правонарушения» (Сервис) осуществляется информационное взаимодействие в электронной форме участника ВЭД, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (АП), с таможенным органом при производстве по делу об АП.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность информационного взаимодействия в электронной форме участника ВЭД, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (АП), с таможенными органами (ТО) при производстве дела об АП.

Информационный сервис обеспечивает электронный обмен между участником ВЭД с должностными лицами ТО при производстве по делу об АП

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

I. Уникальные номера контрактов (паспорта сделок)

Сервис предназначен для информирования участника ВЭД о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений о поставленных на учет уполномоченными банками внешнеторговых контрактах с присвоением уникальных номеров.

Информация поступает в сервис от уполномоченных банков в автоматическом режиме.

II. Запросы

Сервис предназначен для проверки участником ВЭД факта наличия в информационных ресурсах таможенных органов сведений о поставленном на учет в банке договоре/контракте и сведений о ДТ, направленных в уполномоченный банк.

Для получения из таможенных органов информации об уникальном номере контракта (паспорте сделки) или ДТ:

  1. Заполните запрос информации об уникальном номере контракта (паспорте сделки) / о направленной в банк ДТ.
  2. Отправьте запрос в таможенные органы, заверив его электронной подписью.
  3. Получите ответ от таможенных органов, который отобразится в списке запросов в ТО.

III. Риски и нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям

Информационный сервис предназначен для информирования участника ВЭД о рисках нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям и фактах нарушения валютного законодательства. Использование сервиса позволяет своевременно получить информацию о вероятности нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям. Информация о наличии рисков и фактах нарушения валютного законодательства поступает в сервис в автоматическом режиме.

I V . Проверочные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства

Информационный сервис позволяет получить сведения о проведенных в отношении участника ВЭД проверочных мероприятий по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля. Информация поступает в сервис в автоматическом режиме.

перейти в сервис

В информационном сервисе отображаются сведения о проведенных в отношении участника ВЭД проверочных мероприятий по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, включающие сведения:

Читайте также: