При помещении товаров под процедуру временного хранения таможенные пошлины и налоги не уплачиваются

Опубликовано: 15.05.2024

Последний раз обновлено:

Если вы заявляете процедуру таможенного склада, ваш товар хранится под таможенным контролем в специально отведенных местах (таможенных складах). При этом из всех обязательных платежей вы должны заплатить только сборы за проведение таможенных операций и хранение.

Под процедуру таможенного склада можно поместить любые иностранные товары, за исключением (ст. 156 ТК ЕАЭС):

  • товаров, срок годности которых на день их таможенного декларирования составляет менее 180 календарных дней. Например, мясо, овощи, фрукты и другие продукты питания, до истечения срока реализации которых осталось меньше полугода;
  • товаров, перечень которых определяет Комиссия Таможенного союза.

Под процедуру таможенного склада можно поместить:

  • товары, которые ранее находились под другими таможенными процедурами;
  • иностранные товары c целью приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Чтобы поместить товар на таможенный склад, вам нужно заключить с владельцем склада договор. За хранение на таможенном складе вы должны уплатить соответствующие сборы. Размер таких сборов устанавливается владельцем склада и прописывается в договоре.

По общему правилу вы должны поместить товар на один из таможенных складов, которые находятся в регионе деятельности вашей таможни.

Таможенный склад – это специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. Таможенные склады могут быть открытого и закрытого типа.

Если склад доступен для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, то такой склад является складом открытого типа. А если склад предназначен для хранения товаров владельца таможенного склада, то такой склад является складом закрытого типа.

Обратите внимание: если из-за своих габаритов товары не могут быть размещены ни на одном из предлагаемых складов, вы можете поместить их на склад вашей фирмы.

Для этого вы должны представить в ФТС России заявление (в свободной форме), где обязательно нужно указать наименование товаров, их количество и обоснование того, почему они не могут храниться на предложенных таможней складах.

Кроме того, вы должны представить внешнеторговый контракт, заключение таможни о целесообразности и возможности передачи товара вам и договор с владельцем таможенного склада, на котором будут учитывать ваши товары.

Имейте в виду: хотя товары вы будете хранить на складе вашей фирмы, учитывать их будут на одном из таможенных складов.

При помещении товаров под процедуру таможенного склада без их фактического размещения на нем у фирмы могут потребовать обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с российским законодательством.

Срок, в течение которого ваши товары могут находиться на таможенном складе, не должен превышать три года (п. 1 ст. 157 ТК ЕАЭС).

По истечении этого срока нужно заявить другую таможенную процедуру.

Обратите внимание: товары, имеющие ограниченный срок годности, должны быть вывезены с таможенного склада не позднее 180 дней до истечения срока годности (п. 3 ст. 157 ТК ЕАЭС).

ООО «Импортер» ввезло на территорию России партию йогуртов и 12 марта поместило товар на таможенный склад.

Срок годности йогурта истекает 17 октября.

Не позднее 20 апреля (за 180 дней) «Импортер» должен заявить другую таможенную процедуру и вывезти товар с таможенного склада.

Если ваши товары находятся на таможенном складе и вы заявляете другую таможенную процедуру, в течение одного дня вы должны вывезти эти товары с территории склада.

Ответственность за нарушение этого срока предусмотрена статьей 16.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф для фирмы составит от 5000 до 20 000 руб., для должностных лиц – от 2000 до 10 000 руб.).

Выбирая таможенный склад, обязательно сопоставьте срок действия свидетельства о включении в реестр владельцев таможенных складов и срок, в течение которого вы предполагаете хранить ваш товар на складе. Если срок действия свидетельства окажется меньше необходимого вам для хранения периода времени, придется перемещать товар на другой склад.

Обратите внимание: владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов.К обустройству, оборудованию и месту расположения таможенного склада предъявляются следующие требования:

  1. помещения должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости. Таможенный склад не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании;
  2. наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
  3. наличие разгрузочно-погрузочной площадки, прилегающей к помещению таможенного склада;
  4. территория таможенного склада должна иметь ограждение, контрольно-пропускной пункт и быть неразрывной по периметру;
  5. территория и помещения таможенного склада должны иметь обозначение «Таможенный склад» на русском и английском языках;
  6. территория и помещения таможенного склада не должны включать объекты, не связанные с функционированием склада и обеспечением его работы;
  7. на таможенном складе должны быть выделены, обустроены и специально приспособлены помещения, предназначенные для хранения товаров, которые требуют особых условий хранения (если на складе предполагается хранение таких товаров);
  8. должны быть выделены и обозначены любым приемлемым для владельца склада способом (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями) площади:
    • для хранения до вывоза с таможенного склада товаров, в отношении которых действие процедуры таможенного склада завершено;
    • для товаров, в отношении которых подана таможенная декларация с заявленной процедурой таможенного склада после завершения таможенной процедуры таможенного транзита;
    • для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;
  9. наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на таможенном складе, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки;
  10. наличие телефонной и факсимильной связи, множительной техники;
  11. наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
  12. наличие электронной системы размещения и учета товаров (для таможенных складов, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенниками, и позволяющей им контролировать:
    • размещение и нахождение товаров в ячейках;
    • проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров, с определением даты и времени проведения указанных операций;
  13. каждое складское место в целях идентификации товаров, хранящихся на таможенном складе, должно быть снабжено справкой, содержащей сведения:
    • о регистрационном номере декларации на товары;
    • о весе товаров;
    • о дате истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

Владелец таможенного склада обязан вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах. Подать отчетность можно с помощью сервиса Личного кабинета участника ВЭД.

Склад временного хранения

Следует различать понятия таможенный склад и склад временного хранения.Рассмотрим особенности склада временного хранения (СВХ).

Временное хранение товаров –это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Для помещения товаров на временное хранение в таможенный орган подается комплект документов: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Места временного хранения товаров — это склады временного хранения, которые должны располагать всем необходимым оборудованием и отвечать всем требованиям по их расположению, обустройству, которые установлены таможенным законодательством.

Обычно временное хранение ассоциируется с хранением на складе временного хранения, однако его осуществление помимо склада временного хранения возможно, в частности:

  • на складе таможенного органа;
  • на складе получателя товаров;
  • в помещениях и на территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору;
  • в местах международного почтового обмена;
  • в местах разгрузки и перегрузки товаров;
  • на железнодорожных путях и контейнерных площадках.

На СВХ товар может быть разгружен таможенниками в принудительном порядке в случае наложения ареста на товары при проведении выездной таможенной проверки или в случае обнаружения незаконно ввезенных товаров в Россию.

На складе временного хранения товар может храниться не более двух месяцев (по письменному обращению владельца может быть увеличен до четырех месяцев), затем он должен быть помещен под любую таможенную процедуру, например, выпущен в свободное обращение или заявлен в режим таможенного склада. На СВХ товар может подвергаться операциям необходимым для обеспечения его сохранности в неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки.

Обратите внимание: для помещения товара на склад временного хранения не требуется помещение товара под какой-либо определенный таможенный режим. Однако по истечении срока временного хранения грузы, не помещенные под таможенную процедуру, таможенные органы задерживают.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Консалтинговые и юридические услуги, включая:

Временный ввоз — таможенная процедура, которая нацелена в первую очередь на сокращение финансовых затрат декларанта (в части уплаты пошлин и налогов), а также на повышение уровня международного сотрудничества.

Самыми распространенными примерами использования данной процедуры являются: проведение выставок и ярмарок, проведение спортивных мероприятий, осуществление научной и исследовательской деятельности, организация международных перевозок.

Не любой товар можно поместить под процедуру временного ввоза. Кроме того, существует ряд особенностей по уплате таможенных платежей, по срокам действия процедуры, а также по ведению и пользованию временно ввезенными товарами.

Содержание

  • 1 Понятие процедуры временного ввоза (допуска)
  • 2 Условия помещения и использования товаров в рамках таможенной процедуры временного ввоза (допуска)
    • 2.1 Условия помещения
    • 2.2 Условия использования
  • 3 Категории товаров, запрещенные к помещению под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)
  • 4 Операции, совершаемые с временно ввезенными товарами
  • 5 Сроки действия таможенной процедуры
  • 6 Порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе (допуске)
  • 7 Владение и пользование товарами, помещенными под временный ввоз
  • 8 Отчетность по товарам, помещенным под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)
  • 9 Завершение, прекращение и приостановление таможенной процедуры временного ввоза (допуска)
  • 10 Примечания
  • 11 См. также

Понятие процедуры временного ввоза (допуска)

«Таможенная процедура временного ввоза (допуска) — таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» [1] .

Проще говоря, иностранный товар временно находится и используется на территории ЕАЭС, при этом таможенные платежи уплачиваются частично либо не уплачиваются (зависит от категории товаров), специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины — не уплачиваются. Главное требование — соблюдение условий помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Условия помещения и использования товаров в рамках таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Условия помещения

1. Идентификация товаров

Соблюдение данного условия необходимо для того, чтобы у таможенного органа была возможность сверить вывозимый товар с ранее ввезённым — при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Средства идентификации должны быть нанесены несмываемым способом, то есть во время использования товара они должны остаться в читабельном виде. Исключение по необходимости идентификации — замена временно ввезенных товаров. К средствам идентификации относят: цифровую, буквенную маркировку, серийные номера и другие.

2. Частичная уплата таможенных пошлин и налогов

Исключение — случаи, когда товары временно находятся и используются без уплаты пошлин и налогов.

3. В случае наличия установленных условий по нахождению и использованию товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов — соблюдение таковых

4. Соблюдение запретов и ограничений

А именно, мер нетарифного регулирования, мер технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинно-фитосанитарных мер, радиационных требований.

Условия использования

1. Соблюдение срока действия процедуры

Если по результатам оказалось, что первоначально заявленного срока недостаточно для совершения всех операций, срок действия можно продлить, но в пределах максимального срока действия процедуры.

2. Соблюдение ограничений по владению и пользования товарами

Передача третьим лицам в ряде случаев возможна без разрешения таможенного органа, а в некоторых случаях только с разрешения таможенного органа.

3. Частичная уплата таможенных пошлин и налогов

Исключение — случаи, когда товары временно находятся и используются без уплаты пошлин и налогов). Декларант сам выбирает периодичность оплаты — либо сразу за весь срок единовременно, либо периодически (см. ниже).

4. В случае наличия установленных условий по нахождению и использованию товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов — соблюдение таковых

Например, когда в рамках Соглашения товар ввозится на территории государства-члена ЕАЭС одним из условий является хранение исключительно на территории этого государства.

Категории товаров, запрещенные к помещению под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Товары, которые не могут быть помещены под временный ввоз:

  • пищевые продукты, напитки, алкогольные и табачные изделия;
  • сырье и полуфабрикаты;
  • расходуемые материалы и образцы (исключение в единичном экземпляре для выставки, рекламы, образца и т.д.);
  • товары, запрещенные к ввозу на территорию союза;
  • отходы.


Приложением № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 установлен полный перечень товаров, которые запрещены к ввозу на территорию Евразийского экономического союза:

  • Озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу
  • Опасные отходы, запрещенные к ввозу
  • Информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная к ввозу и вывозу
  • Средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, запрещенные к ввозу
  • Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные к ввозу и (или) вывозу
  • Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу
  • Изделия из гренландского тюленя и детенышей гренландского тюленя, запрещенные к ввозу
  • Соболи живые, запрещенные к вывозу
  • Средства индивидуальной защиты, защитные и дезинфицирующие средства, продукция медицинского назначения и материалы, запрещенные к вывозу по 30 сентября 2020 г. включительно
  • Отдельные виды продовольственных товаров, запрещенные к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно

Операции, совершаемые с временно ввезенными товарами

Согласно части 1 статьи 222 ТК ЕАЭС [2] с временно ввезенными товарами могут совершаться следующие операции:

  • проведение испытаний;
  • проведение исследований;
  • проведение тестирования;
  • проведение проверки;
  • проведение опытов;
  • проведение экспериментов;
  • использование временно ввезенных в ходе вышеперечисленных мероприятий (как сопутствующих товаров);
  • операции по обеспечению сохранности товаров;
  • текущий ремонт;
  • техническое обслуживание;
  • ввоз для участия в выставках;
  • ввоз в качестве рекламных материалов и образцов;
  • ввоз в качестве гуманитарной помощи;
  • ввоз на период проведения соревнований и другие.

Сроки действия таможенной процедуры

Максимальный срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) установлен пунктом 1 статьи 221 ТК ЕАЭС [3] и составляет 2 года.

Декларант подает в таможенный орган заявление на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза, на основании этого заявления исходя из целей и обстоятельств ввоза товаров таможенный орган устанавливает срок действия таможенной процедуры временного ввоза (при этом он не может превышать максимальный срок).

Установленный срок действия процедуры может быть продлен по заявлению декларанта (форма заявления установлена Приказом ФТС №469 от 20.03.2019 [4] ). Заявление должно быть подано до истечения первоначального срока либо не позднее 1 месяца со дня его истечения. Процедура продлевается в пределах максимального срока действия временного ввоза.

В отношении одного товара (одной партии товаров) данная процедура может применяться неоднократно (даже если декларантами выступают разные лица), но общий срок действия не может превышать максимально установленный срок.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №331 для товаров, в отношении которых предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, установлен срок действия процедуры 1 год (за исключением некоторых категорий товаров, например транспортных средств, используемых в качестве средств международной перевозки). В случае, если этот срок (1 год) продлевается или продлевается иной срок, установленный Перечнем, то к товарам уже будет применяться частичное освобождение от уплаты пошлин и налогов.

Решением Комиссии Таможенного союза №375 от 20.09.2010 [5] утвержден Перечень товаров, в отношении которых установлен более продолжительный срок действия таможенной процедуры временного ввоза.

В таблице ниже приведена лишь часть таких товаров:

Категории товаров Предельный срок временного нахождения и использования
Товары, относящиеся к основным производственным фондам 34 месяца
Рефрижераторные и рыболовные суда Cрок действия договоров бербоут-чартера
Морские суда Cрок действия договоров тайм-чартера или бербоут-чартера
Двигатели, запасные части, оборудование для ремонта и обслуживания самолетов гражданской авиации 8 лет
Товары для официального и личного пользования дипломатов, их сотрудников, членов их семей На весь срок их аккредитации
Культурные ценности старше 100 лет 5 лет
Морские суда-трубоукладчики, ввозимые для использования при строительстве морских участков газопроводов 5 лет

Порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе (допуске)

Временно ввезенные товары находятся и используются на территории ЕАЭС либо с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, либо с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов выделяют ряд особенностей:

  • декларант выбирает, как будет осуществиться оплата — за весь период (единовременно) либо периодически;
  • общая сумма уплачиваемых пошлин и налогов не должна превышать сумму платежей, которую декларант уплатил бы при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • размер платежа составляет за каждый полный и неполный месяц — 3% от суммы, которую декларант уплатил бы при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (за каждый полный и неполный месяц) на день регистрации декларации;
  • при завершении, прекращении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) уплаченные суммы таможенных платежей возврату не подлежат.


Товары с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) содержатся в Перечне, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза №331 от 18.06.2010 [6] .

Выделяются следующие категории таких товаров:

Предельный срок полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов установлен в отношении следующих категорий товаров:

Категории товаров Предельный срок полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
Гражданские грузовые самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой не менее 60 000 кг, но не более 80 000 кг или более 370 000 кг 12 лет
Гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест не более, чем на 19 человек, массой пустого снаряженного самолета не более 28 000 кг (при соблюдении заданных условий) 30 календарных дней
Низкообогащенный уран в виде гексафторида урана в объеме не более 90 тонн, ввозимый на территорию Республики Казахстан в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о создании Банка низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии в Республике Казахстан от 27 августа 2015 года при условии, что такой низкообогащенный уран ввозится исключительно в целях хранения на территории Республики Казахстан до окончания срока действия указанного Соглашения

Исчерпывающий Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №331.

Владение и пользование товарами, помещенными под временный ввоз

Одно из основных условий в отношении временно ввезенных товаров – на протяжении всего времени нахождения и использования на территории ЕАЭС они должны оставаться в неизменном состоянии (исключение — изменения в результате естественного износа либо в результате естественной убыли, при этом должны быть соблюдены нормальные условия перевозки и хранения).

Товары, которые помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Исключение — случаи, когда третьи лица совершают с ввезенными товарами допустимые операции.

Без разрешения таможенного органа допустима переча третьим лицам товаров:

  • многооборотной тары
  • для их технического обслуживания, ремонта, перевозки, хранения
  • для проведения испытаний, исследований и т.д.
  • в случаях, указанных в договоре с третьей стороной.


В иных случаях — с разрешения таможенного органа после его уведомления.

Для передачи товаров третьим лицам декларант подает заявление в тот таможенный орган, в котором товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза. При этом декларант должен соблюдать все другие условия по использованию временно ввезенных товаров. На период передачи товаров третьим лицам срок действия процедуры временного ввоза не приостанавливается и не прекращается.

Форма заявления о передаче товаров утверждена Приказом ФТС России №442 от 18.03.2019 [7] .

Временно ввезенные товары должны использоваться в пределах таможенной территории ЕАЭС, исключение — транспортные средства международной перевозки.

Отчетность по товарам, помещенным под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Отчетность в отношении временно ввезенных товаров представляется лицами, которые фактически пользуются или владеют такими товарами за период их использования. Отчет направляется через личный кабинет участника ВЭД либо с помощью сертифицированных информационных систем декларанта. Отчет должен быть подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Отчетность представляется в тот таможенный орган, в регионе деятельности которого товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Исключение — ответ на запрос таможенного органа, который проводит контроль после выпуска товаров (срок направления ответа — 30 календарных дней с момента получения запроса).

Приказом ФТС России №592 от 4 апреля 2019 года [8] . установлены сроки представления отчетности: 15 июля и 15 января каждого года за предшествующие полгода.

Форма отчетности, а также порядок заполнения формы также определены Приказом ФТС №592 от 4 апреля 2019 г.

Завершение, прекращение и приостановление таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Завершается Прекращается Приостанавливается
обратным вывозом товаров путем их помещения под таможенную процедуру реэкспорта истечением срока действия процедуры помещением под таможенную процедуру таможенного склада
признанием факта уничтожения или утраты помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
наступление иных обстоятельств, установленных Комиссией/законодательством помещением под специальную таможенную процедуру
помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
помещение под таможенную процедуру таможенного транзита

Примечания

  1. ↑Статья 219 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  2. ↑Статья 222 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  3. ↑Статья 221 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  4. ↑Приказ ФТС России №469 от 20.03.2019
  5. ↑Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №375
  6. ↑Решение Комиссии Таможенного союза №331 от 18.06.2010
  7. ↑Приказ ФТС России №442 от 18.03.2019
  8. ↑Приказ ФТС России №592 от 4 апреля 2019

См. также


Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению Ваших товаров, а также иные консалтинговые и юридические услуги:

Таможенные платежи: когда не платим

В 2009 г. Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ в Таможенный кодекс РФ были внесены изменения, уточнившие основания прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Ранее в п. 3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ содержалась отсылочная норма, согласно которой в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращалась в случаях, предусмотренных НК РФ.

Применение Налогового кодекса РФ к таможенным правоотношениям вызывало споры. В результате в Таможенном кодексе РФ четко прописали, что обязанность по уплате таможенных платежей прекращается:

1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;

2) со смертью физического лица - плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) с ликвидацией организации - плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенный кодекс Таможенного союза вносит свои уточнения. В соответствии со ст. 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей прекращается в случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) признания ее безнадежной к взысканию.

Из перечня следует, что в союзном Кодексе перемешаны основания для освобождения от таможенных пошлин и прекращения обязанности по их уплате.

В отличие от ТК ТС в п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ обращение товаров в собственность государства названо в качестве основания для освобождения от таможенных пошлин, а не прекращения обязанности по их уплате.

Обратим внимание на одно из оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а именно если неуплаченный платеж менее двух евро.

В Таможенном кодексе РФ есть аналогичная норма. Правда, сумма 150 руб. и касается она не прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а взыскания таможенных платежей. В соответствии с п. 5 ст. 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем одному получателю, менее 150 руб.

За этой, на первый взгляд, игрой слов (запрет взыскания в Таможенном кодексе РФ и прекращение обязанности по уплате в ТК ТС) в двух кодексах скрываются серьезные изменения. Если сейчас участник ВЭД не уплатит таможенные платежи на сумму 149 руб., статус правонарушителя с него никто не снимет и от ответственности за неуплату не освободит, поскольку обязанность по уплате даже такой суммы сохраняется - не будет самого взыскания. Согласно же ТК ТС обязанности по уплате сумм менее двух евро не возникает. Значит, при их неуплате нет ни ответственности, ни взыскания.

Если говорить об основаниях освобождения от таможенных платежей, надо отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ не уплачиваются таможенные пошлины и налоги, когда общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.

Пункт 2 ст. 80 ТК ТС освобождает от пошлин товары, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (около 9000 руб.). Беспошлинный лимит увеличен почти вдвое, добавлено условие об одном отправителе, и, что самое главное, нет ссылки на недельный срок.

Это означает, что перемещаемые товары можно разбивать на партии стоимостью по 200 евро, каждая из которых следует по своему перевозочному документу либо пересылается разными отправителями, и ничего не уплачивать.

Сроки: где убыло, где прибыло

Срок выпуска товаров в ТК ТС (п. 1 ст. 196) сокращен с трех до двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Но это изменение не так существенно, как другие.

При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Она подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса РФ).

На уплату таможенных пошлин и налогов сейчас отводится 15 дней с момента ввоза товара.

ТК ТС увеличил этот срок. В пункте 3 ст. 211 ТК ТС установлено, что ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. То есть фактически срок уплаты приравнен к сроку временного хранения. А предельный срок временного хранения остался неизменным - четыре месяца (п. 2 ст. 170 ТК ТС).

К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации. Но это не все изменения в порядке декларирования.

Таможенная декларация: подаем и переписываем

Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии (п. 2 ст. 132 Таможенного кодекса РФ). Следовательно, в принятии декларации откажут, если не уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.

В пункте 4 ст. 190 ТК ТС, содержащем закрытый перечень оснований отказа в регистрации декларации, такой оговорки нет. Значит, сборы за таможенное оформление, так же как пошлины и налоги, должны быть уплачены к моменту выпуска товаров, а не к моменту подачи декларации.

Согласно п. 2 ст. 191 ТК ТС участникам ВЭД разрешено вносить изменения в декларацию не только до завершения оформления, но и после выпуска товаров. Правда, условий для этого нет: они должны быть определены решением комиссии Таможенного союза.

Другое изменение - уточнение условий отзыва декларации участником внешнеэкономической деятельности.

Пункт 1 ст. 134 Таможенного кодекса РФ позволяет отозвать таможенную декларацию, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в ней, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

Пунктом 3 ст. 192 ТК ТС установлено, что отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

После таможенного досмотра товара декларация может быть отозвана, только если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Серьезных изменений в процедурах и способах таможенного контроля по сравнению с действующими нет. Но есть одно изменение, которое принесет массу неприятностей не только участникам ВЭД.

Таможня вправе проводить контрольные мероприятия и после выпуска товаров. Сейчас исходя из п. 2 ст. 361 ТК РФ такой контроль может осуществляться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. А согласно ст. 99 ТК ТС этот срок увеличен до трех лет.

Более того, ТК ТС позволяет государствам - членам Таможенного союза увеличить его до пяти лет. Российские таможенники вряд ли упустят такую возможность. И это станет реальной проблемой, если учитывать изменения, произошедшие с таможенной ревизией (в ТК ТС - таможенная проверка).

Проверять могут не только декларантов и таможенных представителей. Навестить таможенники могут и любых иных лиц, выступивших контрагентами по внутренним договорам в отношении проверяемого товара.

Между тем сейчас таможенная ревизия может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (п. 2 ст. 376 ТК РФ). То есть необходимо выполнение двух условий:

•организация занимается торговлей ввозимыми товарами;

•на момент проверки организация владеет такими товарами.

•ТК ТС развязал руки таможенникам. С проверкой могут прийти в том числе (п. 2 ст. 122 ТК ТС):

•к лицам, напрямую или косвенно участвовавшим в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

•лицам, в отношении которых имеется информация, что во владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу.

После вступления в силу ТК ТС обычной может стать ситуация, когда организация купила в России товар для собственных нужд, а через два года к ней придет таможня и заявит: товар ввезен с нарушениями, что может существенно подорвать стабильность гражданского оборота.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 134 ТК ТС в ходе проверки таможня получит право требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, а также запрашивать и получать у налоговых и иных государственных органов информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

Что же после 1 июля 2010 г. будет происходить с товарами, в отношении которых не подана декларация либо срок временного хранения которых истек?

В этих случаях в главе 21 ТК ТС таможне предписано задерживать товары (товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений). Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов (п. 1 ст. 146 ТК ТС).

Если владелец товара объявится и поспешит соблюсти все таможенные формальности, товар ему возвратят (за хранение, естественно, заплатит сам владелец). Если же за товаром никто не приходит, то в соответсвии с п. 1 ст. 148 ТК ТС они будут реализованы или уничтожены.

Изменения, которые должны вступить в силу 1 июля 2010 г., неоднозначны. В чем-то участники ВЭД выиграли, а в чем-то таможня расширила и без того большие полномочия. Чтобы ТК ТС заработал, нужна не только его ратификация, но и серьезные изменения национального таможенного законодательства России. С этой целью ФТС России взялась за разработку законопроекта "О таможенном регулировании в РФ". Этот закон должен заменить действующий внутренний Таможенный кодекс и разъяснить все отсылочные нормы к национальному законодательству, вписанные в союзный кодекс (а таковых более 200). Конечно, для участников ВЭД этот закон будет важнее союзного кодекса.

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
3. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Комментарий к статье 319
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Момент возникновения обязанности по уплате ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определены комментируемой статьей, хотя в буквальном смысле ТК РФ к законодательству о налогах и сборах не относится (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов совпадает с моментом, начиная с которого товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем, а также с моментом, которым определяется начало перемещения товаров через таможенную границу, и различается в зависимости от того, ввозится товар на таможенную территорию РФ или вывозится за ее пределы.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ. К числу последних относятся:
- вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля;
- сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;
- действия лица, направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест (подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Такое закрепление момента возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов имеет важное юридическое значение, поскольку позволяет установить лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, не только при декларировании товаров, но и на каждом этапе движения товаров по таможенной территории РФ: в месте прибытия, при внутреннем таможенном транзите, временном хранении и т.д. Это, в свою очередь, гарантирует уплату таможенных платежей в случае, если товары будут выданы получателю без разрешения таможенного органа или окажутся в свободном обороте в результате иных неправомерных действий лиц, ответственных за товары на соответствующем этапе.
В соответствии с п. 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:
1. Товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами либо в отношении них предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предусмотрено таможенным режимом, под который помещаются товары, обусловлено страной происхождения товаров либо их характером (назначением). При этом освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть условным и безусловным. В случае, когда освобождение от уплаты таможенных платежей является условным, независимо от того, предоставлено ли такое освобождение в связи с помещением товаров под таможенный режим или связано с их характером (назначением), таможенные пошлины и налоги не уплачиваются только в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми такое освобождение предоставлено.
Так, не предусмотрена уплата таможенных платежей в рамках таможенных режимов международного таможенного транзита, таможенного склада, реимпорта, уничтожения, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления (в частности таможенной пошлины), временного ввоза, временного вывоза (временно ввезенные товары могут использоваться на таможенной территории РФ также с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов).
В соответствии с системой преференций РФ таможенными пошлинами не облагаются товары, происходящие из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ , а также товары, происходящие из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (за исключением товаров, номенклатура которых определена протоколами об изъятиях из режима свободной торговли).
--------------------------------
Перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ содержится в Приказе ГТК России от 26 апреля 1996 г. N 258.
НДС не взимается при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь при условии, что они соответствуют критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ, и экспортируются на основании договора, заключенного между экспортером - резидентом Республики Беларусь и импортером - резидентом РФ (ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
Перечень товаров, в отношении которых предоставляется освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС, содержится в ст. 35, 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в целях ликвидации последствий аварий и катастроф; товары, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями) и ст. 150 НК РФ (технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций; необработанные природные алмазы; материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний по перечню, утверждаемому Правительством РФ; продукция морского промысла, выловленная и (или) переработанная рыбопромышленными предприятиями РФ). Акцизом не облагаются товары, не включенные в перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья (ст. 181 НК РФ).
2. Общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не превышает 5000 руб. Введение налогонеоблагаемого минимума продиктовано требованием Киотской конвенции (стандартное правило 4.13 Генерального приложения) определить на уровне национального законодательства минимальную стоимость и (или) минимальную сумму пошлин и налогов, ниже которых пошлины и налоги не взимаются, и основано на принципе бюджетной эффективности, в соответствии с которым затраты бюджета на проверку и оформление таможенной декларации не должны превышать поступлений таможенных платежей по этой декларации в бюджет. В целях исключения случаев злоупотребления этой нормой и ухода от уплаты таможенных платежей посредством деления товаров на более мелкие товарные партии статья содержит оговорку, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если товары, таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб., ввозятся в адрес одного получателя в течение одной недели. Налогонеоблагаемый минимум установлен только в отношении ввозимых товаров.
Следует отметить, что в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налогонеоблагаемый минимум выше и составляет 10000 руб. (п. 1 ст. 295 ТК РФ).
3. До выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации). Закрепление этой нормы обусловлено тем, что такие товары не попадают в свободный оборот на территории РФ, вследствие чего не влияют на ее экономику.
Указанная норма находит свое подтверждение также в иных статьях ТК РФ, устанавливающих ответственность отдельных лиц за уплату таможенных платежей. Согласно ст. 90 ТК РФ перевозчик и экспедитор не несут ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены или безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки). Владелец склада временного хранения или таможенного склада не отвечает за уплату таможенных пошлин, налогов, если товары уничтожены или безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения (ст. 112, 221 ТК РФ). В случае если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие указанных обстоятельств, ответственность за уплату таможенных платежей не несет также владелец магазина беспошлинной торговли (ст. 262 ТК РФ).
В отношении товаров, которые оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными либо поврежденными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, может применяться таможенный режим уничтожения (п. 1 ст. 246 ТК РФ).
Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, уничтоженных или безвозвратно утерянных вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации), возможно на любом этапе до выпуска товаров для свободного обращения. Под свободным обращением понимается оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ (подп. 24 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Такой оборот возможен в рамках таможенного режима выпуска для свободного обращения, если товары не выпущены условно, реимпорта либо в рамках иной равнозначной с точки зрения правового статуса товаров таможенной процедуры (например, ввоз товаров физическими лицами).
Следует также отметить близкие по своему экономическому содержанию нормы, когда авария или действие непреодолимой силы не освобождают лицо от уплаты таможенных пошлин, налогов, но могут повлиять на определение их размера. Так, ст. 105 и 221 ТК РФ предусматривают, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на складе временного хранения или на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы (п. 2 ст. 214 ТК РФ).
4. Товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. Товары обращаются в федеральную собственность при помещении их под таможенный режим отказа в пользу государства. Неприменение в этом случае таможенных пошлин, налогов вытекает непосредственно из содержания этого таможенного режима (ст. 248 ТК РФ). Обращение товаров в федеральную собственность возможно также в случае назначения административного наказания в виде конфискации товаров. В соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей и применяется только в судебном порядке. Назначение конфискации возможно за нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 16.1 "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", 16.2 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств", 16.3 "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений", ч. 1 ст. 16.9 "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них", ст. 16.16 "Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств", ч. 1 ст. 16.18 "Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств", ч. 1 ст. 16.19 "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами", ст. 16.20 "Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами", ст. 16.21 "Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств" КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ. К числу таких случаев п. 3 ст. 44 НК РФ относит:
- уплату налога налогоплательщиком;
- возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате конкретного налога;
- смерть налогоплательщика - физического лица или признание его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством РФ;
- ликвидация налогоплательщика - юридического лица после проведения ликвидационной комиссией всех необходимых расчетов с бюджетами.
Обязанность по уплате налога прекращается также списанием недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера и признанной в силу этого безнадежной, в порядке, предусмотренном ст. 59 НК РФ.
Как следует из п. 3 комментируемой статьи, наступлением указанных событий обязанность прекращается только в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ или вывезенных с этой территории. События, с наступлением которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в иных случаях, приведены в ст. 332 ТК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Таможенные платежи в таможенной процедуре таможенного склада

Таможенные платежи в таможенной процедуре таможенного склада не уплачиваются в соответствии с главой 23 ТК ЕАЭС.

Таможенная процедура таможенного склада — таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Допускается применение таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе.

Таможенные платежи в таможенной процедуре таможенного склада должны быть обеспечены.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада таможенная стоимость таких товаров не определяется.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, возникает:

  • у декларанта — с момента регистрации таможенным органом декларации на товары;
  • у владельца таможенного склада — с момента размещения товаров на таможенном складе.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:

  • размещение товаров на таможенном складе;
  • завершение действия таможенной процедуры таможенного склада, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, прекращается у владельца таможенного склада при завершении действия таможенной процедуры таможенного склада.

Так же обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада, прекращается у декларанта и у владельца таможенного склада, при наступлении следующих обстоятельств:

  • помещение товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры таможенного склада прекращено, под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров;
  • исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате;
  • признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада — в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;
  • отзыв декларации на товары и (или) аннулирование выпуска товаров — в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;
  • конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
  • задержание таможенным органом товаров;
  • размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, подлежит исполнению при наступлении следующих обстоятельств, в указанные сроки:

  • в случае утраты товаров до размещения их на таможенном складе, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, — в день такой утраты, а если этот день не установлен, — в день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
  • в случае утраты или передачи товаров иному лицу до завершения действия таможенной процедуры таможенного склада, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, — в день такой утраты или передачи, а если этот день не установлен, — в день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
  • в случае вывоза товаров за пределы места хранения, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, — в день такого вывоза, а если этот день не установлен, — в день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада;

2) у владельца таможенного склада:

  • в случае утраты товаров, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях хранения, — в день утраты товаров, а если этот день не установлен, — в день размещения товаров на таможенном складе;
  • в случае выдачи товаров с таможенного склада без представления ему документов, подтверждающих завершение действия таможенной процедуры таможенного склада, — в день выдачи товаров, а если этот день не установлен, — в день размещения товаров на таможенном складе.

При наступлении указанных обстоятельств, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада.

В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями, необходимыми для определения таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость товаров определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

При установлении впоследствии точных сведений, необходимых для определения таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость товаров определяется исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо взыскание неуплаченных сумм.

В случае завершения действия таможенной процедуры таможенного склада, либо помещения под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам либо задержания таких товаров таможенными органами после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с указанным выше порядком, подлежат возврату (зачету).

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенные платежи

Читайте также: