При отсутствии в федеральном законе о конкретном федеральном налоге

Опубликовано: 13.05.2024

В начале 2019 года интернет был взорван многочисленными роликами, где люди, называющие себя специалистами и консультантами в области налогообложения, торжественно объявили, что в Российской Федерации отменяются все налоги и сборы! И при этом с воодушевлением и восторгом зачитывали п. 5 ст. 12 НК РФ:

«федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом».

И, прочитав это, они пришли к выводу, что налоги в РФ отменены и их платить не надо. Но никто из них не удосужился почитать статьи, которые написаны раньше или посмотреть пункты, которые написаны в ст. 12 НК РФ до п.5 или после него. И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом. То есть ни правительство, ни президент, ни Конституционный суд, ни какой другой орган не может ни установить дополнительные налоги, ни отменить их , они устанавливаются и отменяются только законами РФ после внесения изменений в настоящий Кодекс. Это и вызвало бурю непониманий.

Также я неоднократно замечал, что в комментариях под моими статьями и роликами кто-то пишет, что налоги вообще платить не надо! Типа РФ является акционерным обществом, либо ООО, либо другой коммерческой организацией. И что это коммерческая организация, зарегистрирована в США и т.д. Полный трэш.

Новость, которая «взорвала» интернет

А еще в конце декабря 2019 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета. Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2020 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2019 года. По сути дела, с 2020 года только заработала. И он нам процитировал следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».

Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.

Поставим точку в этом вопросе

Неужели кто-то из вас в здравом уме и в трезвой памяти считает, что наше государство вот так возьмет и освободит вас от всех налогов по п. 5 ст. 12 НК РФ? Или всех граждан России возьмут и освободят от налога на имущество, от налога на транспорт? Короче, вы поняли. Скорее Земля сойдет со своей оси, а Солнце улетит в соседнюю галактику, чем кто-то из вас дождется, чтобы какое-то государство освободило своих граждан от налогов. Да сейчас, разбежались!

В этом году расскажу, как увеличат налоги в следующем году. Вы же мало платите! Вам их увеличат. Но снижать? Да вы чего, обалдели?

Как правильно понимать заявление, что единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему? О чем идет речь? Каждый из нас платит налог на квартиру, на дом, на землю, на машину и т.д. И мы как платили эти налоги, так и продолжаем платить. Есть ст. 45 НК РФ, где все написано, есть целая глава по имущественным налогам, по транспортному налогу. Ничего в этом отношении не меняется. Налоговики как присылали бумажные уведомления о том, что ты должен заплатить имущественные налоги, так и будут присылать. Если у вас есть личный кабинет, через него вам пришлют уведомление об уплате имущественного налога. И вы будете платить.

Но теперь государство решило сделать себе хорошо. Государство разрешило физлицам взять пачечку денег и отдать их федеральному казначейству. И эти деньги будут лежать у федерального казначейства, пока не кончатся. Денег может хватить на уплату имущественных налогов на ближайшую пятилетку. И вот эти деньги лежат 5 лет, а государство каждый год берет и погашает ваши налоги.

То есть вы посчитали, что вам на ближайшие 5 лет надо положить 400 тыс. рублей на имущественные налоги и отнесли эти деньги государству. Они лежат на счету федерального казначейства. Срок уплаты налогов уже наступил — осенью государство с этого вашего счета выдергивает 40 тыс. рублей налогов и погашает. Все. У вас осталось 360 тыс. Проходит еще год, государство еще берет и еще погашает ваши имущественные налоги. И так далее, год за годом. То есть единый налоговый платеж — это деньги, которые вы добровольно отдали федеральному казначейству в счет уплаты ваших будущих налогов. И государство оттуда эти деньги будет брать для того, чтобы ваши налоги за вас платить:

«Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества».

Про медвежью услугу

Если вы последуете совету того «налогового консультанта», который сказал, что в РФ теперь имущественные налоги платятся добровольно, то к вам придут. И у вас эти налоги все равно заберут, арестовав и очистив все ваши банковские счета. А если этого не хватит, ваше имущество будет описано по остаточной балансовой стоимости. Поэтому, кто хочет последовать «мудрому совету» этого налогового консультанта — следуйте. Не думаю, что этот налоговый консультант захочет понести потом какую-то материальную ответственность за тот совет, который он дал.

Наш министр после Нового года заявил, что в РФ какой бы кризис ни был, даже если совсем цена на нефть упадет ниже плинтуса, государство сможет выполнять свои обязательства в течение 3 лет. То есть подушка безопасности и копилка у государства создана мама не горюй какая. Но, по всей видимости, наши чиновники считают, что этого мало. Поэтому ожидаем в 2020 году дальнейших экспериментов над гражданами в части, касающейся взыскания дополнительных налогов.


О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" *

(с изменениями на 8 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2019, N 0001201912150001) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 101-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010075);

Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080011).

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

15 ноября 2018 года

23 ноября 2018 года

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) в следующих субъектах Российской Федерации:

1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);

2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

3) с 1 июля 2020 года в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1_1 и 1_2 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. В субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

1_2. Закон субъекта Российской Федерации о введении в действие специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, который включен в эксперимент, указан в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона и на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение "Мой налог"

1. Мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения "Мой налог" размещается в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети "Интернет".

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети "Интернет" услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении "Мой налог".

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение "Мой налог", уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств - членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения "Мой налог".

5. Граждане Российской Федерации и граждане других государств - членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6-8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

Закон о самозанятых: что нужно знать в 2020 году

27 ноября 2018 года президент подписал пакет законов, определяющих принципы налогообложения для самозанятых граждан. Что скрывается за не совсем понятным названием, зачем вообще нужен закон о самозанятых, чем самозанятый отличается от индивидуального предпринимателя и как ИП может облегчить себе жизнь и налоговую нагрузку? Давайте разбираться вместе.

Кто такие самозанятые?

Цель закона о самозанятых — легализация деятельности тех, кто работал «сам на себя» и учет их профессиональных доходов. Закон о самозанятых прежде всего был принят для того чтобы вывести их из тени. А на момент принятия решения от необходимости такого закона (на конец 2018 года) таких граждан в России насчитывалось около 16 миллионов человек.

Кто может стать самозанятым? В принципе, любой желающей, если он самостоятельно оказывает трудовые услуги,и соблюдает определенные условия, о которых речь пойдет чуть дальше.

Кому подойдет такой вариант работы? Соседу по даче, который за определенную сумму помогает кому-либо ухаживать за огородом, собирать урожай. Работающим без договоров репетиторам и няням, мастерам по вызову, изготовителям и реализаторам собственной продукции (например, кондитер на дому) и так далее. Список профессий для самозанятых гораздо обширнее представленных здесь кратких примеров.

Зачем нужно легализовать бизнес и выходить «из тени»?

Кроме очевидной необходимости не нарушать закон, можно привести еще несколько причин для того, чтобы стать самозанятым:

  • Вы не будете тратить деньги на штрафы и пени.
  • Не будете терять время и средства на судебные разбирательства.
  • Будете спокойно и уверенно работать бизнес — легальный бизнес не закроют и не приостановят, а значит риск потери дохода будет минимален.
  • Вы сможете официально подтверждать свои доходы от ведения бизнеса (например, для того чтобы получить кредит).

В отличие от индивидуальных предпринимателей, самозанятым не надо предоставлять налоговые документы в ФНС. Учет прибыли, документация и отправка данных в ФНС будет осуществляться в специальном приложении «Мой налог».

С 1 января 2019 года законопроект был запущен в режиме эксперимента только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и республике Татарстан. Постепенно к проекту присоединились и другие регионы России, и на 1 августа 2020 года в нем уже участвуют 77 регионов. С 1 июля к этому спецрежиму могут присоединяться любые регионы — решение о присоединении принимается на местном уровне. Полный актуальный список регионов можно посмотреть на сайте ФНС.

Согласно закону, сегодня вы можете зарегистрироваться как самозанятый, если.

Зарегистрироваться как самозанятый и воспользоваться специальным режимом налогообложения вы можете, если для вашей деятельности выполняются следующие 4 условия:

  1. Вы работаете или оказываете услуги самостоятельно.
  2. На вас не работают сотрудники, нанятые по трудовому договору.
  3. Вы работаете (не зарегистрированы, а именно работаете!) в регионах, где уже введен экспериментальный режим. Если вы работаете или оказываете услуги посредством сети интернет, удаленно, и охватываете несколько регионов, вы можете выбрать только один регион присутствия, и указать его при регистрации.
  4. Ваш вид деятельности не относится к запрещенным в Законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ Статья 4.
  5. Ваш доход составляет не более 2.4 млн рублей в год, то есть в среднем не более 200 тысяч в месяц. При этом налог на профессиональный доход не может быть совмещен с другими системами налогообложения, что важно для ИП, имеющих право переходить на упрощенные системы.

При этом, вы можете перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) находясь как в статусе физического лица, так и в статусе индивидуального предпринимателя (ИП).

Кто не может быть самозанятым

Зарегистрироваться в качестве самозанятого и использовать налоговый спецрежим у вас не получится, если ваша деятельность входит в список видов деятельности, отраженных в статье 4 закона N 422-ФЗ от 27.11.2018 г..

Воспользоваться специальным режимом налогообложения не получится, если ваша деятельность относится:

  • К реализации подакцизных и маркируемых товаров;
  • Перепродаже товаров и прав на них, за исключением тех, которые использовались в личных целях;
  • Добыче и реализация газа, нефти, угля, торфа и прочих полезных ископаемых;
  • Посредничеству;
  • Услугам доставки, когда прием платежа происходит в пользу иных лиц (кроме случаев, когда продавец выдает ККТ-чек);
  • Продаже транспортных средств, недвижимости;
  • Сдаче в аренду нежилых помещений;
  • К предоставлению услуг нотариуса, арбитра и прочая лицензируемая и регулируемая иными законами деятельность.

В этих случаях предпринимателю будет необходима регистрация ИП и использование налоговых режимов и налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей.

Важно отметить, что если деятельность не отнесена к запрещенной для самозанятых, можно считать ее разрешенной и подать документы на регистрацию в качестве самозанятого в ФНС.

Налоги для самозанятых

Новый налоговый режим существует и работает уже больше года. Но даже спустя такой срок, у многих остаются вопросы: как рассчитываются налоги, нужно ли платить страховые взносы, где получать социальную помощь, и как, собственно, заплатить налоги для самозанятых.

  1. Ставка налогообложения самозанятых зависит от их заказчиков. Например, при работе с юрлицами это 6% от суммы заработка, а вот если услуга оказывалась физическому лицу, то всего 4%. Другие налоги с этого дохода не платятся, за исключением НДС при ввозе товара на территорию России.
  2. Страховой пенсионный взнос в данный налог не входит: самозанятые могут вообще ничего не отчислять в пенсионный фонд. В этом случае самозанятые могут рассчитывать только на социальную пенсию по достижению старости и на то количество пенсионных взносов, которые они внесли в фонд добровольно.
  3. Зато отдельных взносов в фонд обязательного медицинского страхования не требуется – он уже включен в налог, и медицинскую помощь самозанятый будет получать в полном объеме.
  4. Лицо, зарегистрированное как самозанятый гражданин, может параллельно работать по трудовому договору, однако во избежание массовых увольнений текущих сотрудников запрещено оказывать любые услуги бывшим работодателям или заказчикам по ГПХ в течение двух лет после увольнения.

Налоговый вычет для самозанятых

Зарегистрированным самозанятым полагается единовременный налоговый вычет: сумма вычета составляет 10 000 рублей. Естественно, получить эти средства на руки самозанятый не сможет. Этими средствами будут гаситься ежемесячно начисленные налоги. Какой процент налога будет погашен, приложение рассчитает автоматически. Получить такой налоговый вычет можно один раз в жизни.

Кроме того, из-за сложной ситуации с вирусной инфекцией, в 2020 году всем самозанятым будет предоставлен дополнительный «налоговый капитал» в размере одного МРОТ (12 130 рублей). Этот дополнительный налоговый бонус будет прибавлен к основному налоговому вычету в течение 2020 года, и будет автоматически применяться для полной уплаты налога на профессиональный доход, а также для уплаты задолженности и пени.

Где встать на учет и зарегистрироваться в качестве плательщика налогов?

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно несколькими способами:

Самым простым и удобным способом постановки на учет будет являться приложение «Мой налог». Для нормальной работы, учета доходов и ежемесячной уплаты налогов, в приложении необходимо зарегистрироваться.

Как это сделать?

Будьте осторожны, и скачивайте только официальное приложение ФНС. В некоторых сторонних магазинах приложений уже появились мошеннические копии, не являющиеся официальными!

После регистрации в приложении, вы сможете начать работу: фиксировать свои доходы, формировать чеки и отправлять их заказчикам. Приложение самостоятельно будет отправлять копии электронных чеков в ФНС, и на основании данных приложения, рассчитывать ежемесячную сумму налога без необходимости подавать декларацию и сдавать отчетность. Каждое 12-е число месяца вы будете получать уведомление, а уплату налога нужно будет произвести до 25 числа.

В приложении вы сможете самостоятельно формировать справки о доходах, если возникнет такая необходимость. Кроме этого, вам будут доступны и инструменты аналитики для анализа собственной коммерческой деятельности.

Те, кто переходит на спецрежим НПД в статусе ИП, нужно помнить об одной важной вещи: после завершения процедуры регистрации, предприниматель обязательно должен подать в налоговую инспекцию уведомление об отказе от применения спецрежима налогообложения, который ранее применялся к ИП (УСН, ЕСХН). Для каждого из этих спецрежимов нужно заполнить свою особую форму — получить ее можно отделении ФНС по месту жительства. Подать это уведомление нужно в течение первого месяца со дня регистрации в качестве самозанятого.

Тем ИП, кто раньше работал по ОСНО, подавать такое уведомление не нужно.

Нужна ли онлайн-касса для самозанятых в 2020 году

Этот вопрос мы подробно рассмотрели в статье Закон о самозанятых: кому нужны онлай-кассы".

Будут ли штрафовать самозанятых?

Закон о самозанятых очень лоялен к самозанятым, и дает очень широкие возможности избежать штрафов, связанных с осуществлением деятельности. Но всё таки случаются ситуации, в которых штрафовать самозанятых всё-таки придется.

Для того чтобы избежать штрафов, нужно четко помнить: чек должен быть оформлен и передан заказчику в момент расчета, неважно, платит ли клиент наличными деньгами или использует для расчетов банковскую карту. При расчетах в безналичной форме (например, перевод денег со счета заказчика на карту самозанятого) чек должен быть сформирован и отправлен заказчику в электронном виде не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Такой чек формируется в приложении «Мой Налог».

Что делать, если вы забыли внести сумму и выдать чек? В мобильном приложении «Мой налог» можно в любое время указать фактическую дату осуществления расчета, даже если такая дата уже прошла. Этот расчет будет автоматически включен в сумму налога в следующем налоговом периоде.

Нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом самозанятых порядка или сроков передачи в ФНС данных о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров, работ или услуг наказывается штрафом в размере 20 % от суммы такого расчета. Если такое нарушение повторяется в течение шести месяцев, будет взысканы суммы штрафов в размере полной суммы такого расчета.

Нужно отметить, что из-за возможных сбоев в приложении «Мой Налог» никаких санкций не последует. Эта ситуация описана и закреплена в тексте закона. Если в мобильном приложении «Мой налог» вдруг произойдет массовый сбой, и из-за этого не получится передать чек или заплатить налог, то все можно сделать после того, как сбой устранят, например, на следующий день.

Самозанятый или ИП?

Как видите, спецрежим для самозанятых — очень интересный, и к тому же один из самых удобных льготных режимов для мелкого предпринимательства. Его однозначно стоит применять тем, кто только начинает работать сам на себя без открытия ИП — легализоваться, платить налоги и спать спокойно. Его стоит применять и тем, кто раньше зарегистрировался как ИП, но его деятельность вполне подходит под требования спецрежима НПД.

Как удобнее работать: оставаться в статусе физического лица или зарегистрироваться как ИП и использовать режим НПД?

Самозанятое физлицо может работать, принимать платежи наличными деньгами или в электронной форме (переводом на счет физлица или переводом с карты клиента на свою карту). Все эти транзакции отражаются в приложении «Мой налог», там же формируются электронные чеки для отправки клиентам. Принимать платежи картой физлицо не сможет, так как не имеет права открывать РКО в банках и подключать услугу эквайринга.

У ИП на НПД в этом отношении возможностей больше. Как юрлицо, он может открыть расчетно-кассовое обслуживание в банке, подключить услугу эквайринга и принимать платежи по карте на свой расчетный счет в банке. Кроме того, ИП может использовать онлайн-кассы для приема платежей и выдавать клиентам бумажный чек по запросу — это повышает лояльность клиентов.

Кроме того, нужно помнить, что со временем ваш небольшой бизнес обязательно вырастет, а значит, вам придется задумываться о найме работников, расширении сферы деятельности и о новых ее направлениях. Придется задуматься и об открытии полноценного ИП или другой формы юридического лица. И здесь перед вами встанет очень много задач и вопросов, которые придется обязательно решать: переход на другой налоговый режим, перерегистрация в ФНС, выбор банка, необходимость открывать РКО, ведение бухгалтерии и отчетности, выбор онлайн-кассы и дополнительного оборудования для работы.

Для неподготовленного человека (да что там греха таить — даже для подготовленного) все эти вопросы представляют определенные трудности, занимают много времени.

МТС Касса предлагает начинающему предпринимателю целый пакет услуг:

  • Помощь в выборе банка и тарифа РКО, услуги по открытию РКО без визита в банк, бухгалтерского, юридического, кадрового сопровождения
  • Бесплатная регистрация юр.лиц и ИП в налоговой
  • Современное кассовое оборудование (покупка онлайн-кассы, аренда, trade in, рассрочка)
  • Товароучетная система
  • Эквайринг
  • Интернет со специальным тарифом для мобильных онлайн-касс
  • Сервис, настройка под ключ и техподдержка 24/7
  • Бухгалтерский интернет-сервис
  • Услуга по переводу торговли в онлайн-формат и сервисы доставки через бизнес-партнеров под ключ
  • Инструменты аналитики бизнеса и контроля торговли со смартфона
  • Интеграции с ERP предприятия

Для каждого вида бизнеса мы найдем оптимальное решение.

8 июня 2020 года принят и опубликован Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о прощении налогов, которое обещал президент РФ в связи с коронавирусом.

Рассмотрим подробнее эти поправки.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), включенных в реестр и являющихся с 2017 года получателями различных грантов;
  • централизованных религиозных организаций (ЦРО) и религиозных организаций, входящих в структуру ЦРО, а также СОНКО, учредителями которых являются ЦРО или религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса (критерии включения и правила ведения должно установить Правительство России – проект уже обсуждается).

В соответствии с этим проектом в реестр могут войти:

  • частные образовательные организации;
  • благотворительные организации, применяющие пониженные ставки страховых взносов;
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта, применяющие пониженные тарифы страховых взносов;
  • некоммерческие организации, выдающие гранты, которые не облагаются НДФЛ по п. 6 ст. 217 НК РФ.

Отметим, что освобождение касается только уплаты налога, то есть плательщики обязаны рассчитать его, начислить и сдать декларации с начисленными суммами.

Не платить можно следующие налоги

1. Налоги на доходы

  • Налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь-апрель, январь-май и январь-июнь за минусом платежей за период январь-март
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал)
  • Налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период – первый квартал 2020 года
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год
  • НДФЛ, который ИП платит "за себя"
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года
  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

3. Другие налоги

  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

4. Патент для предпринимателей

При расчете стоимости патента из него исключаются дни, приходящиеся на апрель, май и июнь.

Таким образом, стоимость патента на 2020 год будет меньше. При этом если ИП уже полностью оплатил патент или закрылся до окончания срока действия оплаченного патента, то переплату можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

5. Страховые взносы

Указанные выше льготные категории плательщиков по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май и июнь, исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0 процентов.

Формулировка в Законе № 172-ФЗ свидетельствует о том, что нулевая ставка по страховым взносам применяется ко всем выплатам физическим лицам за второй квартал (апрель, май, июнь). При этом буквальное толкование этой нормы говорит о том, что период начисления выплат значения не имеет.

Это правило применимо ко всем выплатам и не зависит от того, превышен размер предельной базы по данному виду взносов или нет.

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Ст. 56 НК РФ

Статьей 56 НК РФ дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц), предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

в более низкой налоговой ставке;

в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг) затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из смысла п. 2 этой статьи льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях. Так как установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности их установления.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедуру предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

При применении ст. 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Читайте также: