Апк государственная пошлина это

Опубликовано: 29.04.2024

Госпошлина в арбитражный суд 2021 года предусмотрена за подачу искового заявления имущественного и неимущественного характера. В первом случае это может быть обжалование решения Федеральной антимонопольной службы или иных госорганов или служб в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ. Во втором случае это чаще всего споры между сторонами контракта, в том числе о его расторжении, взыскании задолженности и неустойки. Платит госпошлину всегда тот, кто обращается за судебной помощью. Чтобы узнать, сколько придется заплатить, воспользуйтесь калькулятором.

Как использовать калькулятор

Шаг 1. В списке «Истец» выберите, кто выступает истцом, то есть подает иск с требованиями. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. По умолчанию выбран последний вариант.


Шаг 2. В списке «Тип заявления» укажите, с каким иском обращаетесь. Это может быть имущественное или неимущественное разбирательство, либо апеляционная или кассационная жалоба.


Шаг 3. Если вы выбрали заявление имущественного характера, понадобится указать сумму иска. Введите ее в одноименном поле. Сумма госпошлины отобразится автоматически. Этот вариант настройки понадобится для взыскания неустойки.


Шаг 4. Если вы выбрали заявление неимущественного характера или апеляционную или кассационную жалобу, то откроется список «Вид обращения». Найдите в нем под подходящий пункт и отметьте его. Сумма госпошлины автоматически отобразится в верху страницы.


Например, для расторжения госконтракта нужно выбрать тип — заявление неимущественного характера, а вид обращения — самый последний пункт «Иные заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре».

Если вы измените любой из параметров, сумма пошлины также автоматически поменяется.

Не забудьте, если иск содержит одновременно имущественные и неимущественные требования, то придется заплатить две пошлины по каждому типу обращения!

Уплата госпошлины по заявлению о принятии обеспечительных мер по АПК РФ

Всегда подавал заявление о принятии обеспечительных мер, руководствуясь ч. 4 ст. 90 и ч.ч. 5, 6 ст. 92 АПК РФ госпошлину не платил, заявления рассматривались (АСГМ, АС Самарской, Пермского, Удмуртии)…

В апреле текущего года в АС Краснодарского края подал заявление о принятии обеспечительных мер (не предварительные и не третейский суд).

Судья определением затребовала госпошлину.

Порыл практику: все ФАСы и ВАС согласны, что пошлина платится.

Как так, может у кого есть правильная практика (что госпошлина не платится).

Совестить меня тем, что сумма 2 т.р. не большая меня не надо, вопрос в применении права и приостановке рассмотрения заявления, а время — деньги.

Дабы не плодить вопросов, сразу поясню:

Согласно ч. 6 ст. 92 АПК РФ «к заявлению об обеспечении иска, если оно в соответствии с АПК РФ оплачивается государственной пошлиной, прилагается документ, подтверждающий ее уплату». Из указанной нормы следует, что государственная пошлина уплачивается только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующей нормой АПК РФ.

АПК РФ в ч. 4 ст. 90 АПК РФ предусмотрено только два случая, когда заявление об обеспечении иска оплачивается государственной пошлиной: «заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 настоящей статьи и статье 99 настоящего Кодекса, оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда»:

· согласно ч. 3 ст. 90 АПК РФ: «по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и по правилам настоящей главы обеспечительные меры могут быть приняты арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства по месту нахождения третейского суда, либо по месту нахождения или месту жительства должника, либо месту нахождения имущества должника».

· согласно ч. 1 ст. 99 АПК РФ «арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска».

И в том, и в другом случае уплата пошлины производится в размере, установленном для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Таким образом, АПК РФ при подаче заявления о принятии обеспечительных мер (не предварительных) не требует прикладывать документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Обжалование решения ФАС

В статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сказано, что любое решение или предписание антимонопольного органа можно обжаловать в течение трех месяцев со дня его вынесения. Сделать это можно в судебном порядке, а значит, необходимо рассчитать госпошлину в арбитражный суд при обжаловании решения ФАС. Поскольку этот иск не имеет цены и не является имущественным требованием, в этом случае предусмотрен фиксированный размер сбора. По нормам п. 3 статьи 333.21 НК РФ он составляет 3000 рублей. Этот размер зависит от арбитражной инстанции, куда обращается заявитель: в апелляции и кассации нужно заплатить 50 % от первоначально уплаченной госпошлины, а при обращении в надзорном порядке в Верховный суд — те же 3 000 руб.

НТВП «Кедр — Консультант»

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Проблемы хоз. субъектов — деятельность, создание, ликвидация, долги » Уплачивается ли госпошлина за ходатайство об обеспечении иска в Арбитражном суде, если ходатайство об обеспечении иска изложено в исковом заявлении?

Вопрос

Уплачивается ли госпошлина за ходатайство об обеспечении иска в Арбитражном суде, если ходатайство об обеспечении иска изложено в исковом заявлении?

Ответ

Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

К заявлению об обеспечении иска, если оно в соответствии с настоящим Кодексом оплачивается государственной пошлиной, прилагается документ, подтверждающий ее уплату.

ст. 92, «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015)

В силу ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно пп.9 п.1 ст.333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина 3 000 рублей

ст. 333.21, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.11.2015)

Частью 3 ст. 93 АПК РФ предусмотрено, что в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные ст. 90 АПК РФ основания для принятия мер по обеспечению иска.

При этом согласно ч. 2 ст. 93 АПК РФ в случае если заявление не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 92 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявление об обеспечении иска без движения по правилам ст. 128 АПК РФ, о чем незамедлительно сообщает лицу, подавшему заявление. После устранения нарушений, указанных судом, заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом незамедлительно.

Таким образом, можно сделать вывод, что при подаче искового заявления, в котором изложено ходатайство об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

Подборка документов:

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»

Разъяснение дано в рамках консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, декабрь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ().

Взыскание задолженности и неустойки (штрафов и пеней)

В случае обращения в арбитраж с исковым заявлением имущественного характера расчитать госпошлину необходимо по цене иска:

  • до 100 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 2000 рублей;
  • от 100 001 до 200 000 рублей — 4 000 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 100 000;
  • от 200 001 до 1 000 000 руб. — 7 000 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 200 000.;
  • от 1 000 001 до 2 000 000 руб. — 23 000 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 1 000 000.;
  • свыше 2 000 000 рублей — 33 000 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000, но не более 200 000.

Вся неустойка, которая была исчислена заявителем самостоятельно, включается в цену иска. Поэтому пошлина исчисляется со всей суммы задолженности и неустойки. Если в процессе рассмотрения исковые требования изменяются или арбитражный суд пересчитал сумму неустойки, то необходимо перерасчитать и госпошлину.

В АСГМ и АС Московского округа изменились платежные реквизиты

Два столичных арбитража – Арбитражный суд Москвы и АС Московского округа – проинформировали об изменении с 6 февраля платежных реквизитов.

Теперь для перевода денег на депозитный счет АС Московского округа нужно использовать следующие реквизиты. Местонахождение: ул. Селезневская, д. 9, г. Москва, 127994; ИНН: 7708056525; КПП: 770701001; Банковские реквизиты: Депозитный л/с: 05731А90980; Р/С депозитный: 40302810045251000079; БИК: 044525000; Банк получателя: «Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы» (сокращенное наименование – «ГУ Банка России по ЦФО»).

В АСГМ с понедельника обновились реквизиты не только депозитного счета, но и банковского счета на уплату государственной пошлины. Оплачивать пошлину за подачу иска в суд необходимо по следующим реквизитам. БИК банка получателя: 044525000; Банк получателя: Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы (сокращенное наименование – «ГУ Банка России по ЦФО»); Номер счета получателя: 40101810045250010041; Получатель: УФК по г. Москве (ИФНС № 26 по г. Москве); ИНН/КПП 7726062105/772601001; КБК 18210801000011000110 ОКТМО 45914000. Для зачислений на депозитный счет АСГМ следует пользоваться такими реквизитами. БИК: 044525000; Банк получателя: «Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы» (сокращенное наименование – «ГУ Банка России по ЦФО»); Номер счета получателя: 40302810045251000079; Получатель: УФК по г. Москве (Арбитражный суд г. Москвы, л/с 05731А91030); ИНН: 7701010810; КПП: 772601001.

Верховный суд сегодня также опубликовал реквизиты для уплаты госпошлины по делам. Код бюджетной классификации: 182 1 08 03020 01 1000 110; Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО; Счет: 401 018 100 452 500 100 41, БИК: 044 525 000; ИНН и КПП получателя средств: ИФНС России № 4 по г. Москве 7704058987/770401001; Получатель УФК по г. Москве (ИФНС России № 4 по г. Москве, л/с 40100770004), Код ОКТМО муниципального образования: 45374000.

Кроме того, в ВС напоминают, что в соответствии с Приказом Минфина от 23 сентября 2015 года № 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года № 107н» с 28 марта 2021 года для плательщиков-физлиц при отсутствии уникального идентификатора начисления (УИН) указание значения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денег является обязательным.

  • Суды и судьи
  • Арбитражный суд г. Москвы, Верховный суд РФ

Как рассчитать и заплатить

Чтобы исчислить необходимую сумму в зависимости от обстоятельств, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором, который можно найти на сайте нужного арбитражного суда. Если в иске одновременно содержатся как требования имущественного характера, так и неимущественного, необходимо исчислить и уплатить одновременно сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований.

Реквизиты для перечисления можно узнать на официальном сайте арбитражного суда. После окончания вычислений система сразу позволяет выбрать функцию «Заполнить платежное поручение» и сформировать платежный документ. В случае подачи документов в электронном виде необходимо также предоставить подтверждение об уплате пошлины. Если окажется, что она была уплачена в меньшем размере, чем нужно, арбитражный судья оставит заявление без движения и установит срок для устранения недостатков. Заседание будет назначено только после того, как поступит платеж в полном размере.

§ 2. Государственная пошлина в арбитражном процессе

1. Понятие государственной пошлины
2. Размеры государственной пошлины
3. Порядок уплаты государственной пошлины
4. Возврат государственной пошлины
5. Льготы по уплате государственной пошлины
6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

1. Понятие государственной пошлины

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные организации.

2. Размеры государственной пошлины

Государственная пошлина подразделяется на 3 вида:
- пропорциональная,
- простая и
- смешанная.
Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска, а размер простой пошлины фиксирован в законе. Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска.
Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.
Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.
В соответствии со ст. 103 АПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100000 рублей - 4% цены иска, но не менее 2000 рублей;
от 100001 рубля до 200000 рублей - 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 200001 рубля до 1000000 рублей - 7000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 1000001 рубля до 2000000 рублей - 23000 рублей плюс 1%
суммы, превышающей 1000000 рублей;
свыше 2000000 рублей - 33000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда -2000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.

3. Порядок уплаты государственной пошлины

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Однако при ее неправильном исчислении размер государственной пошлины определяется самим судом, поскольку он вправе проверить и правильность указания цены иска. Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Если исковое заявление содержит одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, то одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Государственная пошлина уплачивается самим заявителем. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. Доплата происходит в 10-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. При уменьшении размера исковых требований возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится лишь в том случае, если уменьшение размера требований принято арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. При подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов государственная пошлина уплачивается при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

4. Возврат государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (ст. 333.40). В частности, при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в НК РФ; возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек 3-годичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины (ч. 3 ст. 141 АПК РФ). Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие право на зачет.

5. Льготы по уплате государственной пошлины

Следует различать льготы, которые предоставляются в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.
Согласно ст. 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В гл. 25.3 НК РФ в целом более кратко изложены основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и несколько сокращен круг льготников. Такой подход соответствует общей направленности социальной политики на "монетизацию" льгот и сокращение их размера и оснований предоставления.
Основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и круг лиц предусмотрены в ст. 333.37 НК РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
3) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
От уплаты государственной пошлины в особом порядке освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с общими правилами (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Следует иметь в виду, что сохраняют силу иные льготы по уплате государственной пошлины, которые предусмотрены иными федеральными законами, в частности АПК РФ. Так, заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 208 АПК РФ) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (ч. 2 ст. 329 АПК РФ) государственной пошлиной не облагаются.

6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

В соответствии со ст. 102 АПК РФ порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 64 и ст. 333.41 НК РФ). На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
В то же время сохранилось право арбитражного суда на уменьшение размера государственной пошлины, отсрочку и рассрочку ее уплаты до 1 года. В таком случае у арбитражного суда имеется право предоставления индивидуальных льгот при уплате государственной пошлины с целью устранения препятствий для доступа к судебной защите заинтересованного лица. В этом положении проявляется приоритет социального аспекта правосудия над сугубо фискальным подходом, который ограничивается в случаях необходимости обеспечения доступа к правосудию.

Размеры, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, льготы по уплате государственной пошлины, порядок возврата или зачета установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

1) Размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в арбитражном суде апелляционной инстанции составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявлений неимущественного характера, то есть 3 000 руб. (пункты 4,12 части 1 статьи 333.21 НК РФ):

По делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (пункты 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ):

для физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) - 150 руб.;
для организаций – 1500 руб.;

2) При подаче заявления об обеспечении иска – 3 000 руб. (пункт 9 части 1 статьи 333.21 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)


Не уплачивается государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы:

1) по категориям дел, для которых законом не предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции:

по делам об оспаривании решений и действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей (часть 2 статьи 329 АПК РФ);
по делам об административных правонарушениях (часть 4 статьи 208 АПК РФ);

2) на определения суда, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.


ВНИМАНИЕ! Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды предусмотрены статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины регулируются статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена арбитражным судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.

К ходатайству о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины необходимо приложить доказательства тяжелого материального положения, а именно: справку из налоговой инспекции о банковских счетах организации, справки банков о состоянии счетов организации (пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 № 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине").

Дополнительную информацию по вопросам применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, можно получить из Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 "О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов - постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Как мы знаем, к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, либо документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины (статья 132 ГПК РФ, статья 126 АПК РФ, статьи 333.36 и 333.37 НК РФ). Вместе с исковым заявлением может быть подано ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, о рассрочке уплаты госпошлины, об уменьшении ее размера, об освобождении от ее уплаты (статьи 89, 90 ГПК РФ, статьи 102, 105 АПК РФ, пункт 2 статьи 333.20, пункт 2 статьи 333.22 НК РФ).

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в гражданский суд.

В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

При решении вопроса о предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате государственной пошлины следует учитывать положения статья 64 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты пошлины должно быть подтверждено документально (пункт 5 статьи 64 НК Российской Федерации). В связи с этим к заявлению прилагаются документы, подтверждающие имущественное положение плательщика, которое исключает возможность единовременной уплаты пошлины.

Из приведенных выше норм следует, что отсрочка от уплаты государственной пошлины допускается исходя из имущественного положения заявителя. Имущественное положение заявителя характеризуется комплексом показателей, при наличии которых судья может сделать вывод, что в силу трудного имущественного положения заявитель действительно в настоящее время не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.

Положения части 2 статьи 333.20 НК Российской Федерации устанавливают право, а не обязанность суда по предоставлению той или иной льготы по уплате государственной пошлины (отсрочки, рассрочки) исходя из имущественного положения плательщика. При этом освобождение от уплаты госпошлины является целесообразным лишь в том случае, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Какие документы позволят суду сделать вывод, что заявитель находится в тяжелом материальном положении.

Как было сказано выше, для получения отсрочки уплаты госпошлины необходимо предоставить суду достоверные и убедительные доказательства в подтверждение доводов о нахождении в тяжелом материальном положении. Это могут быть письменные доказательства. К ним относятся:

  • справка 2 НДФЛ;
  • справка о получаемых пенсиях на детей, пособиях;
  • сведения об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, главы крестьянско-фермерского хозяйства;
  • сведения о нахождении на учете в центре занятости;
  • справка органа социальной защиты о признании семьи малоимущей;
  • о наличии или отсутствии подсобного хозяйства;
  • справка о наличии средств на банковских вкладах, кредитных обязательствах и других платежах;
  • документ, подтверждающий наличие или отсутствие движимого и недвижимого имущества;
  • сведения об отсутствии доходов у других членов семьи.

Бланк ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины в гражданский суд.

В _________________________________
_________________________________
(наименование суда)
_________________________________
_________________________________
(почтовый адрес)

От: __________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
(Ф.И.О., адрес, телефон)

Ходатайство
о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

В связи с возникшим спором мною оформлено для подачи в суд исковое заявление о (указать ответчика и предмет иска).

Цена иска составляет (указать сумму прописью).

Государственную пошлину мне надлежит уплатить в размере __________ руб.______коп.

Мое имущественное положение не позволяет уплатить полностью (даже частично) государственную пошлину ____________ (привести доказательства, подтверждающие тяжелое имущественное положение, в частности, находится на иждивении у других лиц, малый размер пенсии или зарплаты, большой состав семьи и т.п.)

В соответствии со ст. 90 ГПК РФ, ст. 333.41 НК РФ,

Отсрочить (рассрочить, уменьшить) уплату судебных расходов ______ (указать, на какое время, период; если уменьшить, то на какую сумму).

  1. справка о заработной плате (пенсии);
  2. справка жилищных органов о семейном положении;
  3. иные имеющиеся доказательства тяжелого материального положения.

«___»__________ ____ г.

________________/__________________________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ, пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины , подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины производится по письменному заявлению заинтересованной стороны. В ходатайстве должны быть приведены мотивы, по которым сторона просит предоставить ей отсрочку уплаты пошлины, с приложением соответствующих документов. Прилагаемые документы должны указывать на то, что имущественное положение не позволяет уплатить госпошлину в установленном размере на дату соответствующего процессуального обращения.

Обязательный перечень документов при решении вопроса о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе).

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины должно содержать соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления).

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты;
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете
    (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Справки, выданные налоговым органом, представляются по всем счетам, копии должны быть надлежащим образом заверены.

Бланк ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.

В Арбитражный суд _________________________________
адрес _________________________________

Истец: _________________________________
(наименование организации или
Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя)
адрес _________________________________

Ответчик: _________________________________
(наименование организации или
Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя)
адрес _________________________________

Ходатайство
о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины

В связи с возникшим спором нашей организацией оформлено для подачи в суд исковое заявление к _________________________ о ___________________________________________ (копия прилагается).

Цена иска составляет ___________________________________________ (указать сумму прописью).

Государственную пошлину нам надлежит уплатить в размере ______________________________________________________________ руб.

Однако имущественное положение нашей организации не позволяет уплатить полностью (даже частично) госпошлину, поскольку

_____________________________________________________________________
(привести соответствующие обоснования и доводы о том, что имущественное положение заявителя не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче апелляционной жалобы, например, подтвержденное соответствующими документами отсутствие на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины) .

В соответствии со ст. 102 АПК РФ и ст. 333.41 НК РФ (ч. 2)

отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины

_____________________________________________________________________
(указать, на какое время, период).

  1. Доказательства тяжелого материального положения.
  2. Доверенность представителя (если заявление подписано представителем).

«___»__________ ____ г.

________________/__________________________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)

Читайте также: