Полномочия президента рк в сфере налогообложения

Опубликовано: 01.05.2024

Широкие полномочия Президента Республики Казахстан предопре­деляются содержанием президентской системы правления, закрепленной Конституцией и Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г.

Основные полномочия Президента в отношении Парламента:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;

- назначает семь депутатов Сената на срок полномочий Парламента;

- созывает первую сессию Парламента;

- принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

- выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената;

- открывает сессии Парламента;

- имеет право присутствовать на любых совместных или раздельных заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным;

- рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об осво­бождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;

- в случае и порядке, предусмотренном Конституцией, может распус­тить Парламент.

Основные полномочия Президента в отношении Правительства:

- с согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики;

- освобождает его от должности;

- назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;

- образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;

- регулярно заслушивает доклад Премьер-министра об основных на­правлениях его деятельности;

- председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

- принимает решение об отставке, заявленной Правительством и лю­бым его членом;

- вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами.

Основные полномочия Президента в отношении Конституционного Совета:

- назначает на должность Председателя и двух членов Конституцион­ного Совета;

- досрочно освобождает их от должности в соответствии с конституци­онным законом;

- обращается в Конституционный Совет по вопросу о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента, проведения республиканского референдума; по вопросу соответствия закона, ме­ждународных договоров Конституции; по вопросу официального толкования норм Конституции; по вопросу освобождения и отреше­ния от должности Президента.

Основные полномочия Президента в отношении судов и судей:

- по рекомендации Высшего Судебного Совета представляет Сенату для избрания и освобождения от должности Председателя Верховного Су­да, председателей коллегий и судей Верховного Суда;

- назначает на должность председателей, председателей коллегий и су­дей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей район­ных судов республики.

Полномочия Президента в отношении органов Прокуратуры:

- с согласия Сената назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;

- по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает его заместителей;

- заслушивает не реже одного раза в квартал отчет Генерального Про­курора о состоянии законности в стране.

Полномочия Президента в отношении акимов:

- по представлению Премьер-министра назначает на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

- по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушива­ет их отчеты об их выполнении;

- по своему усмотрению освобождает акимов от должности;

- освобождает от должности акимов областей, городов республи­канского значения и столицы в случае выражения им недоверия маслиха-тами абсолютным большинством голосов депутатов.

Основные полномочия Президента в области обеспечения обороно­способности и безопасности государства:

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики;

- назначает на должность и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;

- после консультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение, применить вооружен­ные силы;

- вводит на всей территории или в отдельных местностях военное по­ложение.

Основные внешнеполитические полномочия Президента:

- ведет переговоры и подписывает международные договоры респуб­лики;

- подписывает ратификационные грамоты послов;

- назначает и отзывает глав дипломатических представителей Казах­стана за рубежом;

- вносит в Парламент представление о денонсации международных до­говоров, заключенных республикой.

В соответствии с Конституцией Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направ­лениях внутренней и внешней политики Республики.

Президент Республики Казахстан, глава государства, высшее должностное лицо и верховный главнокомандующий вооруженными силами Республики Казахстан — Нурсултан Абишевич Назарбаев — был утвержден в должности 24 апреля 1990 года. К тому времени он сыграл и продолжает играть важную роль в истории страны. После развала СССР Нурсултаном Назарбаевым были проведены такие реформы, что страна изменилась до неузнаваемости.

Президент Казахстана

Конституционный статус президента Казахстана

Казахстанский президент — это глава государства и его высшее должностное лицо, которое занимается определением основных направлений во внешней и внутренней политике государства и представлением его на международной арене.

В соответствии с конституцией президент является:

  • Символом и гарантом единства народа с государственной властью, непоколебимости Основного Закона, прав и свобод граждан;
  • Гарантом обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом;
  • Голосом государства и народа.

Перечень полномочий и обязанностей президента Казахстана

Полномочия президента определены его целями и задачами и описаны специальным разделом в конституции Казахстана. В его полномочия входит:

  • Ежегодное обращение к народу Республики о положении дел в стране и основной направленности во внутренней и внешней политике Казахстана;
  • Назначение очередных и внеочередных выборов в республиканский Парламент, а также в его палаты;
  • Созыв первой парламентской сессии и принятие присяги его депутатами казахстанскому народу;
  • Созыв внеочередных парламентских сессий;
  • Подписание представленных парламентским Сенатом законов на протяжении одного месяца, обнародование законов или возвращение законов или отдельных их статей, чтобы произвести повторное обсуждение и голосование;
  • Назначение на должности министров в силовых структурах, министерстве иностранных дел, а также министерстве юстиции;
  • Председательствование на правительственных заседаниях, на которых рассматриваются особо важные вопросы;
  • Отмена или приостановление целиком или до некоторой степени действия актов, исходящих от главы правительства или министров, а также областных, городских республиканских и столичных акимов;
  • С одобрения парламентского Сената производит назначение на высокие должности, такие как председатель Нацбанка, генеральный прокурор и председатель комитета нацбезопасности;
  • Образованием, упразднением и реорганизацией государственных органов, напрямую подчиненных и подотчетных самому руководителю государства, назначением на посты и освобождением с этих постов их руководства;
  • Назначением и отзывом лиц, которые руководят дипломатическими представительствами;
  • Назначением на должности членов ЦИК, членов Счетного комитета;
  • Утверждением государственных республиканских программ;
  • По рекомендации главы правительства производит утверждение единой системы по финансированию и оплате труда персонала во всех органах, которые содержатся за счет госбюджета;
  • Принимает решения о проведении республиканских референдумов;
  • Ведением переговоров и прописыванием международных договоров;
  • Подписание ратификационных грамот;
  • Приемом верительных и отзывных грамот, которыми аккредитовались при нем дипломатические и иные представители зарубежных стран;
  • Должность верховного главнокомандующего республиканскими Вооруженными Силами подразумевает назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования ВС;
  • Награждение республиканскими госнаградами, присвоение почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов;
  • Решение вопросов, связанных с республиканским гражданством, предоставлением политического убежища;
  • Осуществление помилования граждан;
  • В тех случаях, когда демократическим институтам, независимости и территориальной целостности, политической стабильности государства представляется серьезная и непосредственная угроза и нарушены нормальные условия для функционирования конституционных госорганов, занимается принятием мер, диктуемых вышеуказанной обстановкой;
  • В тех случаях, когда осуществлена агрессия против Казахстана или предвидится непосредственная внешняя угроза его безопасности, глава государства руководит введением по всей его территории или по отдельным местностям военного положения, объявлением частичной или общей мобилизации и безотлагательно сообщает об этом республиканскому парламенту;
  • Формирование подчиненной ему Службы охраны и Республиканской гвардии;
  • Назначение на должности и освобождением от должностей госсекретаря Казахстана, определение его статуса и полномочий;
  • Формирование Администрации президента;
  • Образование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи казахстанского народа и Высшего Судебного Совета.

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Назарбаев и Эрдоган

Путин и Назарбаев

Глава государства на базе и во исполнение Основного Закона, а также других законов занимается изданием указов и распоряжений. Все подобные распоряжения президента имеют обязательное исполнение по всему Казахстану.

Список всех президентов Казахстана по порядку их правления

Президентом Казахской ССР и Республики Казахстан с момента получения им независимости все годы правления был один и тот же человек:

  • Нурсултан Абишевич Назарбаев с 24 апреля 1990 по 1 декабря 1991 выдвигался от КПСС;
  • С 1 декабря 1991 по 29 апреля 1999 был беспартийным;
  • С 29 апреля 1999 по 4 декабря 2005 выдвигался от общественного объединения Республиканской политической партии «Отан»;
  • С 4 декабря 2005 по 4 апреля 2011 выдвигался от общественного объединения Республиканской политической партии «Отан»;
  • С 4 апреля 2011 по 26 апреля 2015 выдвигался от общественного объединения Народно-демократической партии «Нур Отан»;
  • С 26 апреля 2015 является ныне действующим президентом. Выдвигался от общественного объединения Народно-демократической партии «Нур Отан».

Шейх Нахайян и Назарбаев

Госорганы, находящиеся в подчинении и подотчетности президенту Казахстана

Фактически президент Казахстана руководит:

  • Генеральной прокуратурой;
  • Центральной избирательной комиссией;
  • Комитетом нацбезопасности;
  • Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции;
  • Конституционным советом;
  • Верховным судом;
  • Национальным банком;
  • Пограничной службой;
  • Службой внешней разведки «Сырбар»;
  • Службой охраны Президента;
  • Службой центральных коммуникаций;
  • Счетным комитетом;
  • Управлением делами Президента;
  • Уполномоченным по правам человека;
  • Назарбаев-центром;
  • Архивом Президента;
  • Государственными закупками;
  • Национальной гвардией;
  • Аэрокосмическим комитетом;
  • Комитетом геологии и недропользования;
  • Комитетом государственного имущества и приватизации;
  • Комитетом государственного энергетического надзора и контроля;
  • Комитетом индустрии туризма;
  • Комитетом казначейства;
  • Комитетом науки;
  • Комитетом по атомной энергии;
  • Комитетом по делам спорта и физической культуры;
  • Комитетом по делам религий;
  • Комитетом по защите прав потребителей;
  • Комитетом по контролю в сфере образования и науки;
  • Комитетом по охране прав детей;
  • Комитетом по правам интеллектуальной собственности;
  • Комитетом по правовой статистике;
  • Комитетом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • Комитетом по статистике;
  • Комитетом по техническому регулированию и метрологии;
  • Комитетом по управлению земресурсами;
  • Комитетом по финмониторингу;
  • Комитетом по ЧС;
  • Комитетом по языкам;
  • Комитетом связи, информатизации и информации;
  • Комитетом промышленности;
  • Комитетом таможенного контроля;
  • Комитетом экологического регулирования и контроля;
  • Налоговым комитетом;
  • Евразийской экономической комиссией.

Назарбаев вручает знамя

Размер зарплаты и получаемые привилегии

О зарплате президента не имеется достоверных и точных сведений. Некоторое журналистские расследования указывают на зарплату в 10 000$. Известно лишь, что президент является коллекционером дорогих швейцарских часов, которых в его коллекции более 5 тысяч.

Что же относится к обеспечению, обслуживанию и охране его и членов его семьи, то реализацию всех этих вопросов полностью берет на себя государство.

Как стать президентом Казахстана

Президента в Казахстан избирают согласно с конституционному закону совершеннолетние граждане Республики. Основываясь всеобщим, равным и прямым избирательным правом тайным голосованием его избирают на пятилетний срок. Главой государства может стать любой гражданин не моложе сорока лет от рождения, легко владеющий казахским языком, который проживал в Казахстане не менее последних пятнадцати лет.

Выдвижение и регистрация кандидатов в президенты

Права на выдвижение кандидатов в президенты имеются у республиканских общественных объединений, которые официально зарегистрированы, а также у граждан-самовыдвиженцев. Выдвижения кандидатов могут начинаться на следующий день вслед за объявлением, и заканчиваться за два месяца до начала выборов. Самовыдвиженцы подают соответствующие заявления в ЦИК.

Назарбаев на параде

Если ко дню окончания сроков регистрации зарегистрировались меньше двух кандидатов, то ЦИК может продлить сроки выдвижения до двадцати дней.

Кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, может считаться избранным. Если ни одному из кандидатов не удалось набрать указанного числа голосов, проводят еще одно голосование, с участием двух кандидатов, набравших больше всего голосов. И тогда избранным будет тот кандидат, который набрал больше всего голосов избирателей.

Выборы и регистрация избранного президента

Все выборы президента могут проводиться в первое декабрьское воскресенье. Однако они не могут совпадать с парламентскими. ЦИК, основываясь на протоколах ТИК, в течение семи дней после выборов регистрирует новоизбранного президента.

Вступление в должность президента

Вступление в должность президента (инаугурация) начинается после принесения народу присяги. Присяга должна приноситься во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии высших госчиновников на Конституции страны. После этого звучит Государственный гимн. Далее новый глава государства от председателя ЦИК получает все необходимые президентские атрибуты, вместе с удостоверением, нагрудным знаком, президентским штандартом и орденом «Алтын Кыран»(«Золотой Орел»). Повторно избранному президенту все это не вручается.

Назарбаев приносит присягу

Окончание полномочий действующего президента наступает после вступления в должность новоизбранного главы государства, а также при досрочном освобождении или отрешении, или его смерти. У всех бывших президентов, кроме тех, которые были отрешены, остаются звания экс-президентов.

Инаугурация президента Казахстана

Как уже упоминалось, инаугурация главы государства является официальной церемонией по вступлению его на пост президента Казахстана. Всего их было четыре:

  • Первую инаугурацию Нурсултана Назарбаева провели 10 декабря 1991 года во Дворце Республики в городе Алматы. В ту пору главе государства удалось победить на первых выборах, он получил поддержку почти 99% избирателей;
  • Вторую церемонию инаугурации провели в Конгресс-Холле Астаны 20 января 1999 года. В ходе выборов Нурсултану Назарбаеву удалось набрать приблизительно 80% голосов избирателей;
  • Третью инаугурацию провели во Дворце Акорда 11 января 2006 года. По результатам выборов президенту Казахстана удалось набрать немногим более 91% голосов избирателей;
  • Четвертую инаугурацию провели 8 апреля 2011 года во Дворце Независимости. После тех президентских выборов Нурсултану Назарбаеву удалось набрать почти 96% голосов избирателей.

Назарбаев на красной дорожке

Способ связи с президентом Казахстана для населения

Еще в далеком 2005 году пообщаться с народом, так же как это делают многие мировые лидеры, решил и сам президент Казахстана. «Прямые линии с Нурсултаном Назарбаевым» проводятся непостоянно, и до этого времени проводились всего лишь три раза: в 2005, 2007 и 2009 годах. Предыдущее общение длилось почти три часа, за которые президенту удалось ответить на 38 вопросов.

Акорда – президентская резиденция

В самом центре новоиспеченной столицы суверенной Республики Казахстан возведена уникальная по художественному значению и масштабам архитектурная композиция. Главной ее составляющей считается Акорда — президентская резиденция.

Акорда

В резиденции экспонируется множество произведений казахстанских мастеров искусств. Это является составляющей того необходимого баланса между Западом и Востоком, которым так гордятся в Казахстане. И это не случайно, ведь республика позиционирует себя в мире объединяющей культурное наследие не одной великой цивилизации.

Холл Акорды

Официальную презентацию новоиспеченной резиденции Главы государства провели в декабре 2004 года. Здание имеет общую площадь почти 37000 кв.м., а высоту, включая и шпиль — 86 м. Материалом для сооружения здания с пятью надземными и двумя подземными этажами послужил монолитный бетон. В процессе возведения резиденции применялись самые современные методы строительства и самое передовое инженерное оборудование. Следует особо отметить, что первый этаж – это помещение составляющее двенадцатиметровую высоту.

Перевести слово «Акорда» можно как «Белую ставку». Вообще же белые цвета в семантике тюркских культур, прежде всего, имеют священное (сакральное) значение. А присутствие золотых, синих и зеленых цветов дополняются колористической нагрузкой. Во всех залах резиденции имеются эксклюзивные внутренние убранства, мебель и люстры. Отделка полов произведена с помощью самых разнообразных сортов камней, включая и мрамор, гранит, а также художественный паркет.

Глава 2. Полномочия Президента Республики Казахстан

Статья 7. Внешнеполитические полномочия Президента Республики

1. Президент Республики:

1) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан;

2) выдает полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров Республики;

4) подписывает ратификационные грамоты;

5) принимает решение о приостановлении действия не подлежащих ратификации международных договоров, заключенных Республикой;

6) вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных Республикой.

2. Президент Республики назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики Казахстан.

3. Президент Республики принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.

Статья 8. Полномочия Президента Республики в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства

1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил;

2) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

3) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

4) вносит на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

5) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую Гвардию;

6) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан;

7) принимает решение о призыве граждан Республики на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы;

8) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Комитета национальной безопасности; освобождает его от должности.

Статья 9. Полномочия Президента Республики в отношении Парламента

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и его Палаты;

2) с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 51 Конституции, назначает пятнадцать депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших;

3) созывает первую сессию Парламента не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов;

4) принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

5) выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;

6) как правило, открывает сессии Парламента;

7) в период между сессиями Парламента по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента, на которой могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва;

8) подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; в течение одного месяца подписывает закон, если Парламент подтвердит ранее принятое решение с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции;

9) вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

9-1) в порядке законодательной инициативы своим специальным посланием вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законодательных актов;

10) имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке;

11) имеет право присутствовать на любых совместных заседаниях Палат Парламента или на раздельных заседаниях его Палат и быть выслушанным;

13) в порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

Статья 10. Полномочия Президента Республики в отношении Правительства

1. Президент Республики:

1) с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Премьер-Министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства;

3) принимает присягу членов Правительства;

4) регулярно заслушивает доклад Премьер-Министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-Министр отчитывается о работе Правительства;

5) по представлению Премьер-Министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

6) председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

7) поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;

8) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики;

9) принимает решение об отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;

10) в десятидневный срок принимает или отклоняет отставку, заявленную Правительством или любым его членом;

11) при отклонении отставки Правительства или его члена поручает им дальнейшее осуществление их обязанностей;

12) вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер-Министра и любого члена Правительства;

13) своими актами вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;

14) дает законодательные поручения Правительству Республики.

Статья 11. Полномочия Президента Республики в отношении Конституционного Совета

1) назначает на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета, в соответствии с конституционным законом, вправе досрочно освободить их от должности;

2) в случаях, предусмотренных статьей 72 Конституции Республики, обращается в Конституционный Совет;

3) вносит возражения на решение Конституционного Совета в целом или в его части.

Статья 12. Полномочия Президента Республики в отношении судов и судей

1) основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должностей Председателя и судей Верховного Суда Республики;

2) по рекомендации Высшего Судебного Совета назначает на должности и освобождает от должностей председателей и судей местных и других судов.

Статья 13. Полномочия Президента Республики в отношении органов прокуратуры

1) с согласия Сената Парламента сроком на пять лет назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального Прокурора Республики;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.

Статья 14. Полномочия Президента Республики в отношении Центральной избирательной комиссии

1) назначает Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

2) утверждает Положение о Центральной избирательной комиссии;

3) заслушивает информацию Председателя Центральной избирательной комиссии о ходе подготовки назначенных республиканского референдума, выборов депутатов Парламента, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления и об итогах референдума и выборов.

Статья 15. Полномочия Президента Республики в отношении Национального Банка

1) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Национального Банка Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Председателя Национального Банка назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Национального Банка;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Председателя Национального Банка о работе Национального Банка Республики.

Статья 16. Полномочия Президента Республики в отношении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

1) назначает на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, вправе досрочно освободить их от должности;

2) утверждает Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает информацию Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Статья 17. Полномочия Президента Республики в отношении акимов

1) назначает на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики с согласия маслихатов соответственно области, городов республиканского значения и столицы;

2) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

3) по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушивает отчеты акимов об их выполнении;

4) вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности, а также освобождать от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики в случае выражения им недоверия соответствующими маслихатами большинством голосов от общего числа их депутатов;

4-1) определяет порядок назначения или избрания акимов районов, городов (кроме столицы и городов республиканского значения), районов в городах, аульных (сельских округов, аулов, сел (поселков).

Статья 17-1. Полномочия Президента республики в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных

1. Полномочия руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. При этом они исполняют свои обязанности до назначения Главой государства руководителей этих органов.

2. Президент республики по представлению руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики:

1) утверждает положения об этих государственных органах, их структуру и общую штатную численность;

2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, руководителей ведомств этих органов, если иное не установлено Президентом республики;

3) образует, упраздняет и реорганизует ведомства указанных государственных органов. Эти ведомства обладают статусом, предусмотренным для ведомств центральных исполнительных органов, если иное не установлено Президентом республики.

3. Президент республики в порядке и сроки, им определяемые, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, о работе указанных органов.

Статья 18. Полномочия Президента Республики в отношении республиканского референдума

1. Президент Республики в соответствии с конституционным законом принимает решение о проведении республиканского референдума по собственной инициативе, по инициативе Парламента, Правительства или не менее чем двухсот тысяч обладающих избирательным правом граждан Республики, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения.

2. Президент Республики по инициативе Парламента, Правительства или граждан Республики о проведении референдума принимает одно из следующих решений:

1) о проведении референдума;

2) о необходимости принятия изменений и дополнений в Конституцию, конституционного закона, закона Республики или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума без его проведения;

3) об отклонении предложения о проведении референдума. Если Президент республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент праве большинством, не менее четырех пятых, голосов об общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.

3. С согласия инициаторов референдума Президент Республики до его проведения вправе уточнить формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.

Статья 19. Иные полномочия Президента Республики

1) обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются;

2) определяет порядок разработки стратегических планов, республиканского бюджета и отчета о его исполнении, утверждает государственные программы и стратегические планы;

3) устанавливает квалификационные классы; награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы; лишает названных наград, званий, чинов, рангов и классов;

4) принимает решения о приеме в гражданство Республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве Республики;

5) решает вопросы предоставления политического убежища;

6) осуществляет помилование граждан;

7) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики, определяет его статус и полномочия;

8) определяет порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты;

9) формирует Администрацию Президента; образует, упраздняет и реорганизует иные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики;

10) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

11) досрочно прекращает полномочия маслихата;

12) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Делегирование законодательных полномочий не является изобретением отечественной правовой мысли. Современная конституционная практика целого ряда стран допускает так называемое делегированное законодательство, то есть делегирование законодательных полномочий законодательным органом другим государственным органам, чаще всего правительству.

Если проанализировать, к примеру, тексты конституций европейских стран, можно вычленить условия, на которых законодатель готов делегировать право законодательствовать другим органам власти. Как правило, передача полномочий в сфере законодательства сопровождается следующими ограничениями: во-первых, передачу полномочий своим актом осуществляет парламент, во-вторых, определены пределы полномочий (как по объекту передаваемых полномочий, так и по срокам передачи), в-третьих, парламент имеет возможность проконтролировать реализацию переданных им законодательных полномочий. Такова общепринятая практика.

Как обстоят дела с этим вопросом у нас.

С момента обретения независимости и до принятия первой Конституции в 1993 году президент не имел права законодательной инициативы. Конституция дала ему это право. Во исполнение Конституции и законом президент имел также право издавать указы, постановления и распоряжения, то есть акты подзаконные.

После декабрьского 1993 года кризиса, закончившегося “самороспуском” Верховного Совета, парламент принял весьма знаменательный закон, положивший начало появлению нового правового института. Речь идет о законе “О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий”

Закон предоставил Президенту право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Казахстан:

— издавать, на основе и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона; устанавливать, что эти акты действуют до принятия соответствующих законов Республики Казахстан;

— на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета и с последующим утверждением им осуществлять, в случае необходимости, следующие полномочия Верховного Совета: избирать Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и определять порядок формирования нижестоящих судов, назначать Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка, освобождать от своих обязанностей Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка; ратифицировать и денонсировать международные договоры, решать вопросы войны и мира;

— на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета самостоятельно назначать на должность Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств, принимать решения о проведении референдума, вводить чрезвычайное положение.

Принятая 30 августа 1995 года Конституция уже прямо предусматривала возможность передачи законодательных полномочий Президенту путем принятия акта о делегировании. Как гласит Основной закон, парламент “двумя третями от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года”. Ну, скажет читатель, может дать, может не дать, и к тому же только на один год. Ан, нет, Президент и тут подстраховался.

Конституция не только дала право президенту законодательствовать, но и право восполнять пробелы в законодательстве. Согласно Конституции, Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, что означает, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня внесения. При неисполнении этого требования Парламентом, Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. Причем Президент может принимать указы, имеющие силу не только простого, но и конституционного закона.

Нетрудно представить себе следующую ситуацию. Президент объявляет проект закона о наделении его законодательным полномочиями срочным и при неисполнении Парламентом этого требования издает указ, имеющий силу закона, о наделении себя, родимого, законодательными полномочиями.

К тому же, во-первых, в Конституции не установлено, каковы пределы делегации полномочий, то есть по каким вопросам Президент может принимать законы, а по каким нет. Следовательно, мы вправе предположить, что Президенту могут быть переданы любые законодательные полномочия и в любом объеме. Замечу в этой связи, указы, имеющие силу закона, действуют до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. А вот требуют ли законы, принятые Президентом, утверждения Парламентом, Конституция скромно умалчивает. Во-вторых, Конституция не предусматривает досрочный отзыв законодательных полномочий Президента.

Представим себе еще одну гипотетическую ситуацию. Президент издает закон, обязывающий всех граждан Казахстана на одежде носит эмблему партии “Отан”. Данный акт явно затрагивает конституционные права и свободы граждан. Может ли гражданин найти защиту в этом случае? Органом, осуществляющим конституционный контроль в нашей стране, является, как известно, Конституционный Совет. Но Конституционный Совет рассматривает соответствие Конституции законы, принятые Парламентом , но никак не Президентом.

Тогда в суд? Действительно, суды республики не вправе применять законы и иные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Суды в этом случае должны приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании акта, в котором они усмотрят ущемление прав и свобод человека и гражданина, неконституционным. Деваться некуда, в этом случае Конституционный Совет может рассмотреть вопрос о соответствии Конституции акта, изданного Президентом. Обратятся ли в Конституционный Совет судьи, сверху донизу назначаемые тем же Президентом, вопрос риторический.

И даже если найдется такой судья-камикадзе, у Президента опять преимущество. Он может внести возражение на решение Конституционного Совета, которое Совет может, в свою очередь, преодолеть двумя третями голосов от общего числа членов. Но у него это вряд ли получится, потому как трех из семи членов Конституционного Совета назначает Президент, в том числе и председателя, голос которого в случае разделения голосов поровну является решающим.

Помимо права заниматься нормотворчеством, Президент обладает также правом субделегации, то есть может давать законодательные поручения правительству. Это значит, что, формально не обладая правом законодательной инициативы, фактически президент такое право имеет.

Таким образом, существующая законодательная база позволяет президенту законодательствовать в свое удовольствие практически постоянно.

Вопросы, зачем нам тогда парламент, что такое разделение властей и чем существующая форма правления отличается от монархии, адресую депутатам высшего представительного органа страны, осуществляющего законодательные функции.

Читайте также: