Премия за донос в налоговую

Опубликовано: 03.05.2024

Компания выплатила премии директорам (20,2 млн. руб.) и учла эти суммы в расходах на оплату труда в целях налога на прибыль. Но налоговый орган посчитал, что компания не подтвердила документально целесообразность таких расходов и доначислила налог, пени и штраф.

  • Постановления АС ПО от 19.06.2020 № Ф06-60980/2020, 12 ААС от 15.01.2020 № 12АП-15926/2019 по делу № А12-25274/2019
  • Спор о доначисление налога на прибыль в сумме 4 млн. руб., а также пени — 818 тыс. руб. и штрафа — 808 тыс. руб.
  • Суды поддержали налогоплательщика. Жалоба ИФНС оставлена без удовлетворения.

Ситуация

Основанием для начисления налога на прибыль, пени и штрафа, послужили выводы инспекции о неправомерном включении в состав затрат при исчислении налога на прибыль сумм, выплаченных директорам Общества в качестве премий.

При этом Инспекция отрицала обоснованность расходов ввиду их недостаточно документального подтверждения, указывая на отсутствие:

  • документов, подтверждающих сведения об индивидуальных показателях, при достижении которых подлежит выплата премий директорам;
  • расчетов, подтверждающих размер выплаченных премий;
  • документов, подтверждающих, связь премиальных выплат с конкретными успехами в работе руководителей и повышением эффективности деятельности предприятия в целом;

Кроме того, часть премий была выплачена директору после его увольнения.

Налоговые органы проявляют повышенное внимание к премиям руководителей, обращая внимание на эффективность их деятельности, соразмерность премии финансовым показателям организации и условиям трудовых договоров и других элементов системы оплаты труда.

Решение

Поддерживая налогоплательщика, суды трех инстанций указали следующее:

  • спорные выплаты, произведены на основании трудовых договоров, по своей правовой природе носят стимулирующий характер и, соответственно входят в систему оплаты труда работников, что является основанием для уменьшения полученных доходов на сумму выплаченных премий
  • у налогового органа отсутствует право оценки эффективности деятельности генерального директора. Правом начисления премий и оценки деятельности руководителя предприятия обладает лишь само предприятие в лице его уполномоченных органов, в данном случае Совет директоров. В связи с этим, необходимость доказывания эффективности деятельности руководителя у предприятия отсутствует.
  • не имеет правового значения дата принятия решения и фактическая дата выплаты премии, так как решение о премировании и приказ содержат ссылку на конкретный период, за который осуществляется премирование.

Защищая свои права, компания акцентировала внимание суда на том, что критериями признания расходов учитываемыми (ст. 255 НК РФ) или не учитываемыми (п. 21 ст. 270 НК РФ) в целях налогообложения прибыли организации является их характер. Если выплаты работнику связаны с осуществлением трудовой функции, с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, то они учитываются при определении базы по налогу на прибыль. Если же, выплаты работнику носят социальный или иной характер, не связанный с трудовыми достижениями, они не учитываются в целях налогообложения прибыли.

При этом налогоплательщик указывал, что основанием начисления спорных премий являлись пункты Трудовых договоров с директорами, предусматривающих самостоятельные, отличные от общих, основания для начисления премий, а также коллективный договор и положение по оплате труда работников предприятия.

Выплаты вознаграждения оформлены приказами. Кроме того, из Протокола заседания Совета Директоров и приложенных к нему материалов было очевидно, что в обосновании премирования лежали конкретные достижения в производстве, привлечение дополнительного финансирования, материально-техническом обеспечении предприятия, модернизации оборудования. За период исполнения трудовых обязанностей руководителями у предприятия имелась растущая динамика чистой прибыли, что, безусловно, указывает на эффективность принятых исполнительным органом организационных решений и проведенных в спорный период мероприятий.

Судом первой инстанции при вынесении решения правомерно учтено то обстоятельство, что Обществом в полном объеме исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с выплаченных спорных премий.

Выводы

Попытки исключить из расходов премии руководителям неуникальное явление.

К сожалению, налогоплательщику не всегда помогают положительные финансовые показатели организации, если нет иных аргументов и грамотного документального обоснования премии.

Так, например, в соответствии с условиями трудового договора с руководителем, одним из критериев премирования был размер кредиторской задолженности. Суды согласились с налоговой инспекцией, что сумма премии была несоразмерна экономическим результатам деятельности общества (50% от денежного потока организации за период, что составило 80 % чистой прибыли) (см. Постановление 8 ААС от 19.03.2020 № 08АП-979/2020 по делу № А70-13527/2019, Постановление АС СЗО от 22.05.2020 № Ф04-1562/2020).

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатам таможенников.

Усредненный размер оплаты труда по России (за отработанный месяц) составит 30 тысячи рублей. В 2021 году запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Таблица: размер средней оплаты труда инспектора ФНС в разных регионах РФ в 2021 году

Название субьекта РФ Средний размер оклада в месяц
Белгородская область 15300
Брянская область 17200
Владимирская область 28000
Воронежская область 25000
Ивановская область 14000
Калужская область 12180
Костромская область 14000
Курская область 21000
Липецкая область 22000
Московская область 33500
Орловская область 18000
Рязанская область 22000
Смоленская область 16100
Тамбовская область 12800
Тверская область 18000
Тульская область 14000
Ярославская область 32000
г.Москва 36300
Республика Карелия 14000
Республика Коми 21000
Архангельская область 27000
Вологодская область 23000
Калининградская область 13000
Ленинградская область 17000
Мурманская область 23000
Новгородская область 20000
Псковская область 14000
г.Санкт-Петербург 18600
Республика Адыгея 14000
Республика Калмыкия 13000
Республика Крым 12700
Краснодарский край 28000
Астраханская область 16000
Волгоградская область 15000
Ростовская область 18000
г.Севастополь 19000
Республика Дагестан 12500
Республика Ингушетия 12500
Кабардино-Балкарская Республика 12500
Карачаево-Черкесская Республика 12500
Республика Северная Осетия – Алания 12500
Чеченская Республика 12500
Ставропольский край 15000
Республика Башкортостан 16000
Республика Марий Эл 16000
Республика Мордовия 15000
Республика Татарстан 18000
Удмуртская Республика 14400
Чувашская Республика 16000
Пермский край 17000
Кировская область 14000
Нижегородская область 18500
Оренбургская область 13900
Пензенская область 21000
Самарская область 18000
Саратовская область 17000
Ульяновская область 15000
Курганская область 20000
Свердловская область 20000
Тюменская область 18000
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра 25000
Ямало-Ненецкий авт. округ 28200
Челябинская область 12500
Республика Алтай 13500
Республика Тыва 14000
Республика Хакасия 18000
Алтайский край 19000
Красноярский край 38000
Иркутская область 21500
Кемеровская область 25000
Новосибирская область 18600
Омская область 14000
Томская область 14600
Республика Бурятия 14000
Республика Саха (Якутия) 25000
Забайкальский край 19000
Камчатский край 32200
Приморский край 21800
Хабаровский край 25000
Амурская область 15000
Магаданская область 24000
Сахалинская область 14000
Еврейская авт.область 21000
Чукотский авт.округ 24200

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

рост заработной платы

Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2021 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

почасовая оплата

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2021 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2021 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2021 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

Налоговая служба планирует ввести поощрение в виде денежных выплат для граждан, которые будут доносить на своих работодателей. И в некоторых регионах страны такая система уже функционирует, и весьма успешно. По этой причине плату за донос хотят ввести во многих регионах страны.

5432

Налоговые преступления

В законодательстве некоторых регионов России уже предусмотрено проведение денежных выплат за передачу достоверной информации о своем работодателе в налоговую. В результате, количество налоговых преступлений в этих регионах заметно сократилось, а объемы поступлений в бюджет – увеличились.

Конечно же, для получения вознаграждения данные о работодателе и совершенных им налоговых преступлениях необходимо предоставлять не анонимно, однако информация о заявителе полностью защищена.

Достаточно часто сотрудники заявляют на своих работодателей о преступлениях при оплате труда, ведь именно такие нарушения совершаются чаще всего. Во многих компаниях сотрудникам начисляют минимальный уровень заработной платы, не соответствующий должности и образованию работника. Часто официально сотрудники получают минимальную зарплату, а доплату получают в конверте «серым» доходом, из-за чего снижается сумма отчислений в ПФР, что в дальнейшем может создать проблемы при оформлении на пенсию. Нередко бывает и так, что в штате компании часть сотрудников работают неофициально, получая нигде не учтенные доходы.

Все это относится к налоговым преступлениям. Подобным образом руководители компаний, которые являются работодателями, пытаются сократить налоговое бремя, уменьшив объемы обязательных выплат и увеличивая собственную прибыль. О том, как это в дальнейшем отразится на сотрудниках, мало кто задумывается.

Так, где же платят?

В настоящее время выплаты вознаграждений за донос на работодателей осуществляются в Республике Хакассия. Местный закон в этом регионе – закон «О вознаграждении граждан за предоставление информации о нарушениях в области налогообложения при оплате труда» – действует в течение уже 6-и лет (был принят в ноябре 2014 года).

На основании этого закона, граждане могут получить денежное вознаграждение за предоставление достоверной информации о налоговых нарушениях своего работодателя. При этом сумма вознаграждения в каждом случае будет разной, так как составляет она 10% от общей суммы средств, которые поступят в бюджет региона, благодаря этому сообщению. Иногда вознаграждение совсем немалое. Однако если с одной и той же информацией обращаются сразу несколько человек, сумма вознаграждения будет поделена между ними.

Еще одним регионом, на территории которого уже действует аналогичный местный закон, является Кемеровская область. Здесь закон на местном уровне был принят немного раньше, чем в Республике Хакассия – в апреле 2014 года. Здесь также закон полностью защищает информацию о заявителе.

В последнее время еще несколько регионов всерьез задумались о принятии подобных законов на местном уровне. В частности, в ближайшее время такой закон может появиться в Новосибирской области и в нескольких других регионах. Не исключено, что уже в следующем году многие регионы страны примут подобный закон с целью получения дополнительных поступлений в бюджет.

Но платят не только за доносы в налоговую

Как не странно это прозвучит, но некоторые крупные компании также платят сотрудникам за доносы на руководство или других сотрудников. Как правило, речь идет о региональных филиалах различных фирм и их управлении. Платит за доносы руководство головного офиса, которое интересуют в первую очередь налоговые нарушения, нарушения правил фирмы, воровство и прочие моменты.

В большинстве случаев подобная практика применяется в компаниях международного класса, имеющих филиалы в разных странах и в различных регионах России. В некоторых странах Запада донос на вышестоящих сотрудников и руководство считается нормальным и обычным делом, способствующим повышению эффективности работы компании. И донос руководству считается проявлением сознательности и ответственности подчиненных.

Подобные порядки иностранные компании нередко устанавливают и в России, открывая свои филиалы и подразделения. Как правило, строго установленных сумм вознаграждения за донос в этом случае нет. Руководство компании самостоятельно принимает решение о том, какую сумму выплатить информатору. Во многом сумма зависит от ценности и важности полученных сведений.

На практике довольно часто работодатели используют систему оплаты труда, которая позволяет им не платить обещанную зарплату неугодным работникам. Фактически при трудоустройстве работнику обещают определенный размер заработной платы. Затем оформляют её ни как зарплату, а как премию, предусмотренную статьей 191 ТК РФ, которую работодатель платить не обязан и, разумеется, в выплате которой он отказывает при удобном для него случае. Работник по итогу может претендовать только на МРОТ, прописанный в трудовом договоре. На сколько такая "схема" законна и можно ли потребовать от работодателя выплату обещанной "премии" разбираюсь в этой публикации.

Суть правовой проблемы

Все дело в тонкостях трудового законодательства, регулирующих порядок выплаты так называемой премии. Фактически Трудовой кодекс предусматривает два вида «премии».

Первый вид это премия как стимулирующая выплат, предусмотренная частью 1 статьи 129 ТК РФ, которая входит в систему оплаты труда. Условия и порядок выплаты указанной премии устанавливается работодателем в положении об оплате труда (ч.2 статьи 135 ТК РФ).

Второй вид премии это премия, которая предусмотрена статьей 191 ТК РФ ивыплачивается по решению работодателя в виде награды «за добросовестный труд». Фактически указанная премия приравнивается к почетной грамоте, медали «За труд» и т.п. Выплата данной премии является правом, но не обязанностью работодателя. При этом, как правило, ни в одном локальном акте порядок определения размера такой премии не предусматривается.На практике работодатели используют второй вид премии с целью обойти обязанность платить «гарантированную» при трудоустройстве заработную плату работнику. Например, если работник захотел уволится работодатель просто может выплатить ему только МРОТ. Выплачивать «премию» он может отказаться ссылаясь на статью 191 ТК РФ.

На указанную проблему и пробел в правовом регулировании в частности обращал внимание кандидат юридических наук Сухарев А.Е. в своей статье «Проблемы обеспечения отраслевыми юридическими категориями российского трудового права реализации и применения его основных принципов)».

Способы противодействия

Возникает вопрос: существует ли какой-либо правовой механизм позволяющий взыскать с работодателя такого рода премию и в каких случаях?

На мой взгляд, можно обязать работодателя выплатить такого рода премию на основании принципов «недопущения дискриминации в области труда» и «равной оплаты за равный труд».

Так часть 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Данная гарантия также закреплена на уровне национального законодательства в части 3 статьи 37 Конституции и в статье 22 ТК РФ.

Согласно статье 1 Конвенции МОТ №95 «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949) под «заработной платой» понимается независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Таким образом, международные акты допускают, что соглашение о размере заработной платы может быть достигнуто не только в письменной форме, но и форме устного соглашения. Доказательством такого соглашения может выступать выписка из банковской карты о ежемесячном поступлении денежных средств на счёт работника в определенном размере, превышающем установленный трудовым договором размер заработной платы.

Далее для взыскания премии необходимо доказать, что невыплата премии является актом дискриминации, например, по причине того, что работодатель был осведомлен о планах работника уволиться или подал заявление об увольнении. Подтверждением факта дискриминации может служить:

  1. Получение другими работниками занимающими аналогичные должности вознаграждения в полном размере, что свидетельствует о нарушении принципа равной оплаты за равный труд
  2. Резкое снижение заработной платы в последний месяц работы в сравнении с предыдущими месяцами работы, что в силу принципа обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2 ТК РФ) позволит требовать от работодателя предоставить обоснование такого снижения;
  3. Другие обстоятельства, которые могут свидетельствовать о факте дискриминации и могут быть подтверждены письменными доказательствами, например, переписка с руководителем, приказ о депремировании или приказ о премировании из которого работник был исключен, в то время как другие сотрудники в него включены.

В настоящее время судебная практика в основном придерживается такого подхода, что если размер премии не оговорен сторонами в трудовом договоре или положении о премировании, то основания для взыскания премии отсутствуют. Однако удалось найти буквально пару судебных актов, которые пошли в разрез с этой практикой и признали наличие оснований для взыскания премии при установлении факта дискриминации:

  1. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.04.2013 по делу №33-959/2013: «Несмотря на отсутствие у ответчика обязанности, установленной локальными актами и трудовым договором по выплате работникам премии за ДД.ММ.ГГГГ года, работодатель изыскал средства для выплаты этой премии всем работникам за исключением истца. Истец данной премии лишена приказом от ДД.ММ.ГГГГ на 100% в связи с невыполнением ею основных показателей работы - нормы строк и обеспечение оперативной информацией редакции газеты «Октябрь». Между тем, при выплате премии за ДД.ММ.ГГГГ не должна допускаться дискриминация в отношении работников. При указанных обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности ответчиком, что лишение истца премии за ДД.ММ.ГГГГ года связано с ее деловыми качествами. Следовательно, ФИО1 ограничена в трудовых правах на получение ежеквартальной премии, что является дискриминацией в сфере труда. Вывод суда первой инстанции об отсутствии дискриминации в действиях работодателя по невыплате истцу премии за ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует обстоятельствам дела.»
  2. Решение Басманного районного суда города Москвы от 30.09.2011 по делу № 2-2929/11: «Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Таким образом, учитывая, что, согласно представленным документам (л.д. 22-31), истец работал наравне с другими работниками, выполняющими те же трудовые функции, имеющими такую же квалификацию, занимающими одну и ту же должность, при отсутствии приказов работодателя о депримировании, суд считает неправомерным отказ работодателя в выплате Потапчуку Ю.В. ежемесячное поощрение в размере 45% с января по июнь 2011 года. Удовлетворяя исковые требования Потапчука Ю.В. о взыскании ежемесячного поощрения за период с января по июнь 2011 года, суд исходит из того, что убедительных доказательств наличия оснований к невыплате истцу премии в отмеченный период у ответчика не имелось. Доказательств ненадлежащего выполнения истцом трудовых обязанностей ответчиком не представлено»

Невыплата заработной платы под видом как бы правомерного отказа от выплаты премии реальная правовая и социальная проблема массового характера. При этом судебная система справляется с этой проблемой, как показывает практика, крайне неэффективно. Остаётся только пробовать и снова пробовать доказывать факты дискриминации и "прикрытия" заработной платы премией, пытаясь защитить права работников.

Директор ООО «Юридическая компания «Данкония»

Стимулирующие выплаты могут являться частью заработной платы, а могут быть оформлены как дополнительные начисления. С позиции бухгалтерии это часть расходов на оплату труда, налогообложение которых четко прописано в Налоговом Кодексе РФ. Но всегда ли выплата премий попадает под эту категорию?

Рассмотрим обычную ситуацию с налогообложением премиальных выплат, а также ее нюансы в тех случаях, когда в связи со стимулирующими выплатами появляется определенный налоговый риск.

Что говорят Налоговый и Трудовой Кодексы РФ

Трудовой Кодекс предусматривает право денежного поощрения сотрудников (абзац 4 п. 1 ст. 22 ТК РФ, абзац 1 ст. 191 ТК РФ). Закрепление режима премирования в локальных документах отражено в п. 2 ст. 191 ТК РФ, абзаце 2 ст. 191 ТК РФ. Наконец, возможность учета этих выплат как части вознаграждения за труд либо иной формой поощрений приведена в ст. 135 ТК РФ.

Налоговое законодательство регламентирует выплату сотрудникам премиальных как часть расходов предприятия на прибыль. Ст. 25 НК РФ перечисляет цели, для которых могут быть использованы эти средства, а ст. 225 НК РФ утверждает уменьшение на эту величину налогооблагаемой базы.

Непременные условия для включения трат на премирование в расходы по оплате труда:

  • премия должна назначаться и выплачиваться исключительно за достижения, связанные с профессиональной занятостью сотрудника;
  • условия получения премии и возможность депремирования нужно четко регламентировать в колдоговоре или трудовых договорах сотрудников (можно в этих документах дать отсылку на Положение о премировании) с указанием порядка начислений и конкретных сумм.

Если выплачиваемый бонус не отвечает этим условиям, то НК относит его к ст. 270, которая говорит о праве работодателя начислять персоналу вознаграждение за достижения, не имеющие отношения к трудовому контракту и не отмеченные в нем. При этом средства на их оплату берутся не из фонда заработной платы, а из целевых средств, фондов специальных назначений или чистой прибыли по итогам года (Письмо Министерства финансов РФ от 19 октября 2007 г. №03-03-06/1/726).

Премия полагается за труд, но не только

Премия является стимулирующей выплатой, входящей в состав вознаграждения за труд. Если на предприятии применяется премиальная система оплаты, то премия будет неотъемлемой частью заработанных сотрудником денег, вне зависимости от того, как именно он работал. Все зависит от того, как данная ситуация была отрегулирована во внутренних нормативных актах компании: трудовых договорах, коллективном договоре, специально созданном Положении о премировании и т.д.

Однако существуют особые виды выплат, осуществляемые не на постоянной основе, например, вознаграждение, выплаченное сотрудникам, участвовавшим в оказавшемся успешном проекте, либо денежные выплаты к каким-либо праздникам. Заранее их предусмотреть нельзя, следовательно, и прописать их регламент в локальных актах тоже не представляется возможным.

Налогообложение премий, относящихся к плановой и внеплановой группам, существенно отличается, поскольку они проходят по различным бухгалтерским статьям.

Налоги на стимулирующие выплаты

Рассмотрим налогообложение премиальных первой группы, признанных НК РФ частью оплаты труда и зафиксированных в качестве таковых в локальной документации организации.

Эти средства уменьшают налоговую базу работодателя по налогу на прибыль. У работодателя есть также право (не обязанность!) применить к этим выплатам регрессивные ставки по ЕСН (единому социальному налогу).

С точки зрения работника, премия является доходом, поэтому и подлежит обязательному обложению НДФЛ. Существует несколько исключений, когда выплаты в пользу сотрудника не будут входить в налоговую базу по НДФЛ:

  • работник получил международную премию;
  • премия назначена за особые достижения;
  • премия присуждена работнику высшими должностными лицами;
  • сумма выплаты меньше 4000 руб. в год (тогда она расценивается не как премия, а как подарок – ст. 217 НК РФ).

Кроме НДФЛ, с прибыли, как с части дохода, взимаются обязательные отчисления в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС. Прибыли, входящие в группу исключений, то есть освобожденные от подоходного налога, не считаются базой и для уплаты страховых взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оформление бухгалтерских документов датируется не днем начисления премиальных по документам, а днем, когда средства выданы сотруднику на руки.

Налоги на премии, не предусмотренные локальными актами организации

Вторая группа выплат, которые могут начисляться сотрудникам, включает в себя бонусы разового характера, не предусмотренные Положением о премировании или колдоговором (трудовым договором). Это существенное условие, которое позволяет включить премии в расходы по труду и уменьшить налоговую базу работодателя. Если оно не соблюдено, то выплата подпадает под принципиально иную систему налогообложения.

Этот вид бонусов назначается на основании распоряжения (приказа) руководства, с которым в обычном порядке необходимо ознакомить под роспись сотрудников, поименованных в нем.

Бухгалтерское отражение этих выплат будет различным в зависимости от источника средств на их начисление:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

А если регламентировать эти выплаты?

Чтобы уменьшить налоговую базу, предприниматели могут учесть нерегулярные выплаты в локальных актах. Например, в документах можно указать регулярные выплаты сотрудникам бонусов к 8 марта или Новому году, по достижению юбилейной даты и т.п. Такие премии нельзя назвать производственными, но при определенной «благосклонности» налоговиков можно обосновать их как стимулирующие.

Даже в такой ситуации на суммы этих выплат начисляется НДФЛ и обязательные страховые взносы.

Тем не менее законодательно разовые премии, назначаемые не за трудовые показатели, не могут включаться в расходы на прибыль, поэтому не исключен риск судебного спора с налоговиками с неизвестным исходом.

СОВЕТ РАБОТОДАТЕЛЮ. Во избежание налогового риска максимальное число выплат сотрудникам нужно регламентировать как оплату за труд, правильно обосновывая это в трудовом (коллективном) договоре и/или Положении о премировании. Можно включить в эти документы удобную формулировку «Работодатель оставляет за собой право поощрять работника на свое усмотрение».

Может ли работодатель премировать сам себя?

Назначение премий высшему руководству носит особый характер. Поощрение руководителей высшего звена может осуществляться только владельцами бизнеса, поскольку именно им, в конечном итоге, принадлежит чистая прибыль. Во всех остальных ситуациях подписывать приказ о своем собственном премировании руководитель не имеет права. В противном случае такой инцидент станет поводом для налогового разбирательства с почти неминуемым признанием такой денежной проводки как необоснованной налоговой выгоды.

Что нужно делать, чтобы максимально снизить налоговые риски по премиям

Итак, подведем итог относительно налогообложения премиальных выплат сотрудникам.

  1. Выплаты, носящие производственный характер, обосновываются локальными актами предприятия.
  2. Разовые бонусы могут предусматриваться или не предусматриваться в нормативной документации.
  3. И производственные, и разовые выплаты облагаются НДФЛ и страховыми взносами (кроме случаев, признанных законом исключениями).
  4. Производственные премии уменьшают налоговую базу работодателя по налогу на прибыль, а разовые – нет.
  5. Чтобы обезопасить себя от налоговых рисков, работодателю следует:
    • тщательно разработать Положение о премировании или прописать механизм начисления премий в колдоговоре (трудовых договорах);
    • постараться максимальное количество дополнительных выплат сотрудникам обосновать как премии за труд;
    • позаботиться о надлежащем документальном оформлении премий (соответствие обозначенным премиальным критериям, их прозрачность и однозначность трактовки, оформление разового поощрения приказом, финансовая обоснованность, правильные бухгалтерские проводки и т.д.).

Читайте также: