Предусмотрено ли нк рк прохождение контрактов на недропользование обязательной налоговой экспертизе

Опубликовано: 25.04.2024


Конституционный Суд вынес Определение № 375-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы АО «Олкон» на несоответствие Основному Закону государства п. 3 ст. 337 Налогового кодекса. Оспариваемая норма относит к полезному ископаемому помимо прочего продукцию, являющуюся результатом разработки месторождения, получаемую из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В январе 2019 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал АО «Олкон» в признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, которая доначислила ему недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых, пени и штраф. Тогда суд счел, что, вопреки позиции налогоплательщика, скальная порода вскрыши (камень строительный) – а не производимый из нее товарный щебень – является добытым полезным ископаемым и потому подлежит обложению этим налогом. При этом условиями выданной обществу лицензии на пользование недрами не предусматривалось, что технологический процесс превращения указанного строительного камня в щебень является специальным видом добычных работ по смыслу ст. 337 НК РФ. Впоследствии решение АС г. Москвы устояло в апелляции и кассации, а судья Верховного Суда отказался передавать кассационную жалобу заявителя на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемая норма, не раскрывающая содержание понятия «специальные виды добычных работ», носит неопределенный характер, что позволяет признавать объектом обложения НДПИ скальные породы вскрыши (строительный камень), являющиеся отходами горнодобывающей промышленности, что противоречит ст. 19 и 57.2 Конституции.

КС отказался рассматривать ее по существу. Он пояснил, что правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково – в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах. В ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении – как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи со ст. 339 Кодекса следует, что возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

При этом Конституционный Суд напомнил, что оспариваемые законоположения, конкретизируя в целях определенности налоговых отношений понятие полезного ископаемого, а также устанавливая порядок определения количества добытого полезного ископаемого, будучи направленными на возможность идентификации добытого минерального сырья, сами по себе не нарушают прав налогоплательщиков, являющихся пользователями недр (Определение КС РФ от 25 июня 2019 г. № 1517-О).

Со ссылкой на п. 1 Постановления ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых» КС добавил, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Не признается, по общему правилу, полезным ископаемыми и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.). «Соответственно, для корректного определения объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, т.е. извлечению полезного ископаемого из недр (или же по переработке его в качественно иную продукцию), а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки)», – отмечено в определении.

Как пояснил КС РФ, сложившаяся судебная практика допускает возможность квалификации в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению НДПИ, горных пород, направляемых в дальнейшем на переработку и производство щебня, в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела. При этом в иных случаях (учитывая конкретные условия лицензии на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, стандарты качества полезного ископаемого и иные обстоятельства) суды квалифицируют в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых, щебень, непосредственно добываемый путем измельчения, дробления горных пород.

Как пояснил КС, заявитель, формально оспаривая конституционность спорной нормы, по сути, настаивает на том, что осуществляемые им технологические операции по производству щебня являлись не переработкой иного полезного ископаемого, соответствующего требованиям стандартов, а непосредственно добычей полезного ископаемого в результате специальных видов добычных работ на основании лицензии. Разрешение же данного вопроса, подчеркнул Суд, не относится к его компетенции.

Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что положения главы 26 Налогового кодекса, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых, уже не в первый раз становятся предметом рассмотрения Конституционного Суда. «Это связано прежде всего с очень широкой дискрецией в применении и толковании положений ст. 337–339 НК РФ, а также сложностью предлагаемых в них формулировок и большим количеством отсылочных норм. Так, понятие недр дается в Законе о недрах, в то время как термин “полезное ископаемое” для целей налогообложения необходимо понимать в контексте ст. 337 НК РФ», – пояснила она.

При этом, по словам эксперта, с одной стороны, перечень видов добытого полезного ископаемого указан в законе и является закрытым (п. 2 ст. 337 НК РФ). «К их числу относится строительный камень, а вот щебень в данной норме не поименован вовсе. С другой стороны, положения ст. 337–339 НК РФ содержат большое количество отсылок к конкретным документам налогоплательщика – лицензии на пользование недрами, техническому проекту разработки месторождения, техническим регламентам процессов добычи и переработки продукции, данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартам качества полезного ископаемого организации и т.д. Все эти документы, естественно, индивидуальны для каждого налогоплательщика, и, следовательно, их содержание может влиять на квалификацию объекта обложения по НДПИ», – подчеркнула Екатерина Болдинова.

Адвокат добавила, что положения главы 26 НК РФ явно далеки от идеала для понимания и требуют дополнительных толкований, в том числе на уровне Конституционного Суда. «Вместе с тем в рамках комментируемого определения КС РФ фактически не сказал нам ничего нового. Помимо прочего он указал на необходимость учета конкретных условий лицензии на пользование недрами для квалификации в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению НДПИ, и, соответственно, фактически передал изучение этого вопроса арбитражным судам, которые на основе принципов состязательности судопроизводства и равенства прав сторон должны разрешить возникший спор. Таким образом, позиция Конституционного Суда осталась неизменной, а налогоплательщикам в этой ситуации остается только уповать на то, что содержание их документов будет правильно понято судами и налоговыми органами», – заключила эксперт.

Адвокат АП г. Москвы Марина Дарьина отметила, что определение КС лишний раз подтверждает, что пользоваться налоговой льготой может только добросовестный налогоплательщик, соответствующий всем условиям для применения конкретной льготы. «А с учетом того что настало время, когда бюджет страны особо нуждается в пополнении, налогоплательщикам все труднее доказать право на льготу (в качестве льготы в данном случае рассматривается право на применение НДПИ вместо общего режима налогообложения)», – полагает она.

По словам эксперта, в рассматриваемом определении КС РФ и иных судебных актах по данному делу не ведется речь о концепции добросовестности налогоплательщика, но выводы, сделанные судами в актах, свидетельствуют о ее применении. «Краеугольным камнем в споре относительно правомерности применения льготы к товарному щебню, произведенному из скальной породы вскрыши, является лицензия, а именно то, что данным документом, выданным налогоплательщику, не предусмотрено, что процесс переработки этого камня в щебень является специальным видом добычных работ. Таким образом, налогоплательщик не выполнил условия лицензии, следовательно, налоговой льготой пользоваться не может, так как не добыл полезное ископаемое из недр», – считает Марина Дарьина.

Она добавила, что в подтверждение того, что условия лицензии в каждом конкретном случае определяют действия налогоплательщика по добыче полезного ископаемого, КС РФ привел в пример ряд судебных актов, которые подтвердили, что щебень, например, полученный путем дробления горных пород, является полезным ископаемым, так как такая добыча была предусмотрена лицензией. «Казалось бы, аналогичные процессы на первый взгляд могут подпадать под действие льготы в одном случае, а в другом – нет. Поэтому налогоплательщикам, пользующимся сниженными ставками налогообложения, производящим налоговые вычеты и т.п., следует внимательно подходить к документообороту и деятельности в целом, так как к ним изначально имеется повышенная внимательность со стороны налоговых органов», – резюмировала эксперт.

Здравствуйте ! В 2020г нам назначена налоговая проверка за 3 года 2017-2019гг. Извещение о НП вручили 17.08.20г , извещение о приостановление-27.08.20 и 04.12.20г налоговую проверку возобновили. Налоговая проверка должна закончиться в 2020г? В 2021г истекает срок исковой давности за 2017г. Насколько дней НУ может продлевать проверку по НК РК

С 1 января 2020 года статья 48 Налогового кодекса устанавливает срок исковой давности 3 года. Исключение составляют налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, а также осуществляющие деятельность в соответствии с контрактом на недропользование для которых срок исковой давности составляет 5 лет.

Статья 146. Срок проведения налоговых проверок

  1. Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей.
  2. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта:

  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней;
  • вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу:

  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней;
  • вышестоящим налоговым органом - до ста восьмидесяти рабочих дней.
  1. Уполномоченный орган может продлить срок назначенной им налоговой проверки для налогоплательщиков, указанных:

1) в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, - до шестидесяти рабочих дней;

2) в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, - до ста восьмидесяти рабочих дней.

  1. Течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться налоговыми органами на период:

вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений и (или) документов и представления налогоплательщиком (налоговым агентом) запрашиваемых при проведении налоговой проверки сведений и (или) документов;

направления запроса налогового органа в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и иные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, и получения сведений и (или) документов по указанному запросу;

направления в иностранные государства запроса о предоставлении информации и получения по нему сведений налоговыми органами в соответствии с международными соглашениями;

подготовки письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

  1. Срок приостановления по основаниям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, не включается в срок налоговой проверки:

1) налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу;

2) проводимой в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента, прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности, осуществляемой в Республике Казахстан через постоянное учреждение, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;

3) тематических проверок по вопросам:

подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;

проверок налоговых агентов по возврату подоходного налога из бюджета на основании заявления нерезидента;

изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки;

4) проводимой по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

5) в случае выставления налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении документов (сведений) в ходе проведения налоговых проверок в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса;

6) в случаях выставления налогоплательщику (налоговому агенту) предварительного акта налоговой проверки, а также рассмотрения налоговым органом письменного возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Для налоговых проверок, не указанных в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта, срок приостановления включается в срок налоговой проверки.

  1. Срок проведения комплексной или тематической проверки, с учетом сроков продления или приостановления, если иное не установлено пунктами 5 и 7 настоящей статьи, не должен превышать:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, - шестьдесят рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - сто восемьдесят рабочих дней.

  1. Срок проведения, продления и приостановления тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, устанавливается с соблюдением сроков, предусмотренных статьями 431 и 433 настоящего Кодекса.
  2. При проведении хронометражного обследования срок, указанный в предписании, не может превышать тридцать рабочих дней.

При этом хронометражное обследование может проводиться во внеурочное время (ночное время, выходные, праздничные дни), если проверяемое лицо в указанное время и дни осуществляет свою деятельность.

Так как 4 декабря 2020 года у вас возобновили налоговую проверку, в 2021 году они могу проверить 2017 год, так как проверка начата еще 2020 году, вне зависимости от срока исковой давности.

Как получить услугу онлайн

  1. Авторизоваться в системе ЕГСУ.
  2. Заполнить заявку и подписать ее ЭЦП к заявке прикрепить сканкопии необходимых документов.
  3. В ЕГСУ во вкладке "Государственные услуги" в разделе "Журнал заявок" ознакомится с результатом.

Максимальный объем прикладываемых документов не должен превышать 100 Мб.

Как получить услугу в государственном органе (необходимые документы):

1) для получения дополнительного соглашения к контракту при изменении сведений о услугополучателе:

  1. Заявление на изменение сведений о услугополучателе.
  2. Документы, подтверждающие необходимость внесения изменений в сведения о услугополучателе.
  3. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту в 3 (трех) экземплярах, предусматривающее внесение изменений в сведения о услугополучателе.

2) для получения дополнительного соглашения к контракту при переходе права недропользования и доли в праве недропользования:

  1. Заявление о переходе права недропользования (доли в праве недропользования).
  2. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту на недропользование в 3 (трех) экземплярах.
  3. Оригинал документа, на основании которого приобретается право недропользования.

документы, подтверждающие сведения о приобретателе права недропользования:

  • для физических лиц - фамилию, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) заявителя, место жительства, гражданство, сведения о документах, удостоверяющих личность заявителя;
  • для юридических лиц - наименование заявителя, его место нахождения, сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица (выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что заявитель является юридическим лицом по законодательству иностранного государства), сведения о юридических лицах, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, государствах, международных организациях и физических лицах, прямо или косвенно контролирующих приобретателя;
  1. Документы, подтверждающие соответствие приобретателя требованиям Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О недрах и недропользовании" (далее - Кодекс).

3) для получения дополнительного соглашения к контракту при закреплении участка (участков) добычи и подготовительного периода:

  1. Заявление о закреплении участка добычи и подготовительного периода (подготовительных периодов).
  2. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту, предусматривающее закрепление подготовительного периода (подготовительных периодов) и содержащее приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса участок (участки) добычи.
  3. Утвержденный услугополучателем и получивший положительное заключение государственной экспертизы недр отчет по подсчету геологических запасов.

4) для получения дополнительного соглашения к контракту при закреплении участка и периода добычи или периода добычи:

  1. Заявление о закреплении участка (участков) и периода (периодов) добычи или периода (периодов) добычи.
  2. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту, предусматривающее закрепление участка (участков) и периода (периодов) добычи или периода (периодов) добычи, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 119 Кодекса. При этом в целях закрепления участка (участков) добычи дополнение к контракту должно содержать приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса участок (участки) добычи.
  3. Утвержденный услугополучателем и получивший положительное заключение государственной экспертизы недр отчет (отчеты) по подсчету геологических запасов.
  4. Утвержденный услугополучателем и получивший положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проект разработки месторождения.

5) для получения дополнительного соглашения к контракту при продлении периода разведки или добычи:

  1. Заявление на внесение изменений в контракт на недропользование в связи с продлением периода разведки или добычи.
  2. Программа дополнительных работ, утвержденная услугополучателем и содержащая объемы, описание и сроки выполнения дополнительных работ, которые услугополучатель обязуется выполнить на соответствующем участке недр в случае продления периода разведки.

подписанное услугополучателем дополнение к контракту, предусматривающее:

  1. Продление периода разведки.
  2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 117 Кодекса, – приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса участок (участки) разведки, состоящий (состоящие) из блоков, в пределах которых располагаются предполагаемые контуры обнаруженной залежи (совокупности залежей), включая установление границ участка (участков) разведки по глубине.
  3. Обязанность услугополучателя по выполнению программы дополнительных работ, указанной в третьем абзаце настоящего подпункта и прилагаемой к контракту в качестве его неотъемлемой части.
  4. В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 117 Кодекса, утвержденное услугополучателем и получившее положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз дополнение к проекту разведочных работ, предусматривающее работы по оценке обнаруженной залежи (совокупности залежей).
  5. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 117 Кодекса, утвержденный услугополучателем и получивший положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проект пробной эксплуатации.
  6. Программа работ, утвержденная услугополучателем и содержащая объемы, описание и сроки выполнения работ, которые услугополучатель обязуется выполнить на участке недр в случае продления периода добычи.
  7. Утвержденный услугополучателем и получивший положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проект разработки месторождения, предусматривающий разработку месторождения в течение запрашиваемого срока продления периода добычи.

6) для получения дополнительного соглашения к контракту при увеличении или уменьшении участка недр:

  1. Заявление на внесение изменений в контракт на недропользование в связи с увеличением или уменьшениям участка (участков) недр.
  2. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту в 3 (трех) экземплярах, содержащее приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса увеличенный (участки) недр или обязанность услугополучателя по выполнению программы дополнительных работ, указанной в подпункте 1) пункта 3 статьи 113 и прилагаемой к контракту в качестве его неотъемлемой части.
  3. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту, содержащее приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса уменьшенный участок (участки) недр в 3 (трех) экземплярах.
  4. При увеличении участка недр программа дополнительных работ, утвержденная услугополучателем и содержащая объемы, описание и сроки выполнения работ, которые услугополучатель обязуется выполнить на запрашиваемом участке недр, пропорционально соответствующая минимальным требованиям по объемам и видам работ на участке недр в период разведки, которые были установлены при получении услугополучателем права недропользования.
  5. При уменьшении участка недр копию акта ликвидации последствий недропользования на возвращаемом участке (участках) недр.

7) для получения дополнительного соглашения к контракту при выделении участка недр:

  1. Заявление на внесение изменений в контракт на недропользование в связи выделением участка (участков) и периода (периодов) добычи или периода (периодов) добычи.
  2. Подписанное услугополучателем дополнение к контракту, содержащее приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 Кодекса уменьшенный основной участок недр.
  3. Подписанный заявителем контракт на разведку и добычу или добычу углеводородов, разработанный в соответствии с типовым контрактом, утвержденным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 233 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17140), по форме, согласно приложению 8 к настоящим Правилам и соответствующий требованиям пункта 4 статьи 115 Кодекса.

8) для получения дополнительного соглашения к контракту при внесении изменений в рабочую программу контракта:

  1. Заявление на внесение изменений в контракт на недропользование в связи с внесением изменений и дополнений в рабочую программу.
  2. Дополнение к контракту в 3 (трех) экземплярах.
  3. Проект рабочей программы, составленной по форме, утвержденной компетентным органом, и пояснительная записка к ней.
  4. Письменное обоснование необходимости предлагаемых изменений и дополнений.

Результат оказания услуги

Дополнительное соглашение к контракту на недропользование либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


С 19 августа 2017 вступила в силу новая статья НК – 54.1, регламентирующая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов и взносов. Она введена в действие Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

Как налоговики на практике должны применять нормы данной статьи? Рекомендации по этому поводу недавно выпустила ФНС.

В письме ФНС от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ говорится, что статья 54.1 НК направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

От 53 к 54.1

Статья 54.1 НК представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам.

При этом сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Начало применения ст. 54.1 НК

Напомним, первой ласточкой применения судами в качестве аргумента ст. 54.1 НК в пользу налогоплательщика стало Постановлении Тринадцатого ААС от 13.09.2017г. по делу №А56-28927/2016.

Искажение сведений

По мнению ФНС, признаки такого искажения следующие:

Злой умысел

Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

При выявлении таких фактов налоговый орган должен учитывать, что обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут служить основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика.

При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами в ряде случаев об умышленности действий могут говорить обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, предопределенности движения денежных и товарных потоков, совершения ряда неслучайных действий (операций), подчиненных единой цели - возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни, создания искусственного документооборота и получения налоговой экономии.

Если нет доказательств умысла у налогоплательщика, методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Когда учесть вычеты и расходы можно

1) основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Плохие сделки

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия.

Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное предпринимательскому обороту (присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования и т.п.) и которое не может быть обосновано с точки зрения предпринимательского риска, фактически совершенное не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

Что делать налоговикам

Налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, или является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Никто не запрещает налогоплательщику проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла.

ИФНС, в свою очередь, не вправе навязывать налогоплательщику тот или иной вариант построения хозяйственных операций.

Сбор доказательств

ФНС рекомендует инспекторам обращать внимание на нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки. По всем таким фактам следует получать пояснения налогоплательщика и ответственных лиц, а при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивать повторное получение пояснений налогоплательщика и ответственных лиц по установленным противоречиям.

При проведении допросов лиц, числящихся подписантами первичных документов, налоговики могут проводить изъятие образцов почерка для дальнейшего проведения почерковедческой экспертизы.

Вместе с тем пункт 3 ст. 54. НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

Акт по итогам проверки

При этом установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок, в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию, и приведению анализа возможности влияния фактов подконтрольности на условия и результат экономической деятельности. Необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Налоговики для целей применения пункта 1 ст. 54.1 НК РФ должны доказать совокупность следующих обстоятельств:

Статья 281. Налогообложение недропользователей до заключения контрактов на недропользование

Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.

При этом определение объектов обложения и сроков уплаты данных отчислений производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для уплаты роялти.

Статья 282. Налогообложение деятельности по проведению операций по недропользованию

1. По первой модели налогового режима исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент появления обязательств по их уплате.

2. Налоговый режим, определенный в контрактах на недропользование между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и отечественным или иностранным недропользователями, прошедших обязательную налоговую экспертизу и заключенных до 1 января 2004 года, сохраняется и действует в течение всего установленного срока их действия, и может быть скорректирован в связи с изменением налогового законодательства Республики Казахстан по соглашению сторон.

3. Налоговый режим по второй модели, указанной в статье 283 настоящего Кодекса, определяется только в контракте о разделе продукции, заключаемом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Налоговый режим, устанавливаемый контрактом о разделе продукции, должен соответствовать положениям налогового законодательства Республики Казахстан, регулирующим уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет физическими и юридическими лицами, действующим на дату подписания (заключения) контракта.

В случае изменения налогового законодательства Республики Казахстан в период между датой проведения налоговой экспертизы и датой подписания контракта о разделе продукции налоговый режим должен быть приведен в соответствие с данными изменениями с проведением повторной экспертизы.

4. В случаях, когда недропользование по одному контракту о разделе продукции осуществляется несколькими налогоплательщиками, налоговый режим, установленный в контракте, является единым для всех. При этом:

1) по деятельности, осуществляемой в рамках такого контракта, налогоплательщики в целях налогообложения обязаны вести единый консолидированный учет и выплачивать все налоги и платежи, установленные контрактом;

2) недропользователи-нерезиденты, осуществляющие деятельность по одному контракту по налогам, установленным контрактом, подлежат налогообложению в соответствии со статьями 184-186 настоящего Кодекса.

5. Недропользователь обязан вести раздельный учет для исчисления налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта, и исчисления налоговых обязательств по деятельности, выходящей за рамки данного контракта.

Данное положение не распространяется на контракты по добыче общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод и на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей.

6. В случае добычи полезных ископаемых, не предусмотренных контрактом на недропользование, запасы которых утверждены уполномоченным для этих целей государственным органом, недропользователь производит по ним платежи в порядке, установленном статьей 281 настоящего Кодекса.

Статья 283. Модели налогового режима контрактов на недропользование

Налогообложение недропользователей разделяется на две модели:

1) первая - предусматривает уплату недропользователем налогов и других обязательных платежей, установленных настоящим Кодексом, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;

2) вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных настоящим Кодексом, за исключением:

рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;

акциза на сырую нефть, газовый конденсат;

налога на сверхприбыль;

налога на имущество.

2. Исключен в соответствии с Законом РК от 29.11.03 г. № 500-II

3. Исключен в соответствии с Законом РК от 29.11.03 г. № 500-II

4. Исключен в соответствии с Законом РК от 29.11.03 г. № 500-II

Статья 284. Налоговый режим по операциям, не относящимся к осуществлению недропользования

Исполнение налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта, не освобождают недропользователя от исполнения налоговых обязательств, предусмотренных настоящим Кодексом за осуществление деятельности, выходящей за рамки контракта в соответствии с налоговым законодательством, действующим на дату возникновения таких обязательств.

Статья 285. Условия налогообложения по контрактам о разделе продукции при изменении налогового законодательства

1. Условия налогообложения, определенные в контрактах о разделе продукции, могут быть скорректированы в связи с изменением налогового законодательства по соглашению сторон.

В случае улучшения условий налогообложения недропользователя, являющихся результатом изменений в налоговом законодательстве, в контрактах о разделе продукции производится корректировка условий налогообложения с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан.

2. В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных контрактом о разделе продукции, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных контрактом, до внесения соответствующих изменений в контракт в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 286. Налоговая экспертиза

1. Налоговая экспертиза - обязательная экспертиза, включающая в себя анализ и оценку проекта контракта на недропользование, заключаемого компетентным органом, дополнений и изменений к нему, проводимая с целью закрепления налогового режима, включая установление специальных платежей и налогов недропользователей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Все контракты на недропользование до их подписания должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Казахстан. Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты.

3. Условия налогообложения, установленные по результатам налоговой экспертизы, подлежат обязательному включению в окончательный текст контракта о разделе продукции без каких-либо изменений и корректировок.

Глава 46. Бонусы

Статья 287. Общие положения о бонусах

1. Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя.

2. Недропользователь, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивает следующие виды бонусов:

2) коммерческого обнаружения.

§ 1. Подписной бонус

Статья 288. Порядок установления подписного бонуса

1. Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории.

2. Стартовые размеры подписных бонусов определяются Правительством Республики Казахстан на основе расчета с учетом объема полезных ископаемых и экономической ценности месторождения.

3. Окончательный размер подписного бонуса устанавливается комиссией по результатам проведенного конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования и закрепляется в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений (контрактных территорий), но не ниже стартовых размеров.

Статья 289. Срок уплаты подписного бонуса

Подписной бонус уплачивается в бюджет не позднее тридцати календарных дней с даты вступления контракта в силу.

Статья 290. Налоговая декларация

Декларация по подписному бонусу представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

§ 2. Бонус коммерческого обнаружения

Статья 291. Порядок уплаты бонуса коммерческого обнаружения

1. Коммерческое обнаружение - это запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи.

2. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

3. По контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не уплачивается.

Статья 292. Размер бонуса коммерческого обнаружения

Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения:

1) объектом налогообложения является объем утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении;

2) базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже, по данным источников информации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа. В случае, когда на полезные ископаемые не установлена биржевая цена, стоимость извлекаемых запасов определяется из суммы плановых затрат на добычу, скорректированных на размер плановой рентабельности, указанных в рабочей программе, утвержденной компетентным органом;

3) бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 процента от базы исчисления.

Статья 293. Срок уплаты бонуса коммерческого обнаружения

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается не позднее 90 дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении.

Статья 294. Налоговая декларация

Декларация по бонусу коммерческого обнаружения представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Глава 47. Роялти

Статья 295. Общие положения о роялти

1. Роялти уплачивается недропользователем в отдельности по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан полезных ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды.

1-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 201-III (введен в действие с 1 января 2007 г.) (см. стар. ред.)

2. Установленное в контракте на недропользование роялти уплачивается в денежной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. В ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти по решению Правительства Республики Казахстан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом.

Статья 296. Плательщики

Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, независимо от того, имела ли место их реализация в отчетном периоде.

Статья 297. Порядок уплаты роялти

1. Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.

2. Объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

Первым товарным продуктом могут быть:

1) собственно полезные ископаемые:

нефть, природный газ и газовый конденсат;

уголь и горючие сланцы;

подземные воды, в том числе прошедшие первичную обработку;

слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов;

нерудное сырье для металлургии;

2) драгоценные металлы, металлы, содержащиеся в песке, руде, концентрате;

3) концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья;

4) драгоценные камни, камнесамоцветное и пьезооптическое сырье, прошедшее первичную обработку;

5) по другим полезным ископаемым - минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.

2-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 201-III (введен в действие с 1 января 2007 г.) (см. стар. ред.)

3. Налоговой базой для исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых, определяемая в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса.

3-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 201-III (введен в действие с 1 января 2007 г.) (см. стар. ред.)

4. Роялти по всем видам полезных ископаемых, за исключением указанных в пункте 5 настоящей статьи, уплачиваются:

1) по нефти, включая газовый конденсат, - по скользящей шкале как процент, определенный в зависимости от объема накопленной добычи нефти, включая газовый конденсат, за каждый календарный год деятельности и по следующим ставкам:

до 500 000 тонн - 2 процента;

от 500 000 до 1 000 000 тонн - 2,5 процента;

от 1 000 000 до 1 500 000 тонн - 3 процента;

от 1 500 000 до 2 000 000 тонн - 3,5 процента;

от 2 000 000 до 2 500 000 тонн - 4 процента;

от 2 500 000 до 3 500 000 тонн - 4,5 процента;

от 3 500 000 до 4 500 000 тонн - 5 процентов;

от 4 500 000 до 5 000 000 тонн - 5,5 процента;

свыше 5 000 000 тонн - 6 процентов.

В случае, если предусматривается извлечение на поверхность газообразных углеводородов совместно с жидкими углеводородами, в целях исчисления роялти такие газообразные углеводороды переводятся в нефть через соотношение: 1 тысяча кубических метров газообразных углеводородов соответствует 0,857 тонны нефти;

2) по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, - по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан.

Установленные настоящим Кодексом ставки роялти применяются ко всем видам полезных ископаемых вне зависимости от вида проводимой добычи.

4-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 201-III (введен в действие с 1 января 2007 г.) (см. стар. ред.)

5. Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам уплачиваются по ставкам, установленным статьей 300 настоящего Кодекса.

6. Роялти не уплачивается по газообразным углеводородам, закачиваемым обратно в недра.

Статья 299. Порядок определения стоимости полезных ископаемых

1. В целях исчисления роялти стоимость добытых нефти, общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и полезных ископаемых, за исключением золота, серебра и платины, определяется исходя из средневзвешенной цены реализации за налоговый период первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов и сумм фактических расходов на их транспортировку до пункта продажи (отгрузки).

Для целей настоящей статьи под расходами на транспортировку понимаются фактические расходы, включающие в себя оплату транспортного тарифа при транспортировке по железной дороге, магистральному трубопроводу и (или) морским путем, расходы по сливу и наливу (для жидких веществ), расходы по погрузке и разгрузке (для твердых веществ) и расходы по страхованию в пути, если иное не предусмотрено контрактом на недропользование.

2. Стоимость добытых недропользователем за налоговый период золота, серебра и платины исчисляется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за налоговый период на Международной (Лондонской) бирже.

3. В случае отсутствия реализации первого товарного продукта стоимость добытых нефти, подземных вод и полезных ископаемых, за исключением золота, серебра, платины и общераспространенных полезных ископаемых, определяется исходя из средневзвешенной цены реализации первого товарного продукта последнего налогового периода, в котором имела место такая реализация.

4. При полном отсутствии реализации первого товарного продукта стоимость добытых нефти, подземных вод и полезных ископаемых, за исключением золота, серебра, платины и общераспространенных полезных ископаемых, определяется исходя из фактически сложившихся затрат на добычу нефти, подземных вод и на добычу указанных полезных ископаемых за налоговый период.

В случае последующей реализации недропользователь обязан произвести корректировку сумм начисленных роялти в том налоговом периоде, когда имела место первая реализация, исходя из фактической цены реализации первого товарного продукта.

5. При отсутствии либо полном отсутствии реализации первого товарного продукта, полученного из общераспространенных полезных ископаемых или в случае их полного использования для собственных нужд, стоимость общераспространенных полезных ископаемых определяется исходя из суммы фактически сложившихся затрат на добычу и первичную обработку, увеличенной на фактически сложившуюся в налоговом периоде норму рентабельности недропользователя.

В случае безвозмездной передачи газообразных углеводородов для дальнейшей их переработки стоимость таких углеводородов определяется исходя из фактически сложившихся затрат на их добычу и первичную обработку, увеличенных на фактически сложившуюся в налоговом периоде норму рентабельности в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом для определения ставок роялти по газообразным углеводородам используется переводной коэффициент, определенный статьей 297 настоящего Кодекса.

В случае использования подземных вод в качестве основного компонента выпускаемой продукции и (или) услуг стоимость добытых подземных вод определяется исходя из фактически сложившихся затрат на их добычу и первичную обработку, увеличенных на фактически сложившуюся в налоговом периоде норму рентабельности.

Статья 300. Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам

1. Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам уплачиваются недропользователями, в том числе осуществляющих деятельность по контрактам на добычу других видов полезных ископаемых, по следующим фиксированным ставкам:

Читайте также: