Налогообложение в 1993 году

Опубликовано: 07.05.2024

Материал из Documentation.

Налоговые ставки составляли: [1]

  • Налог на прибыль — 32 % к валовой прибыли
  • НДС + спецналог — 20 % к добавленной стоимости (по сравнению с 1992 годом ставка снижена на 8 процентных пунктов)
  • Начисления на фонд заработной платы — 39 % от фонда заработной платы

В пакете декабрьских указов президента России Б. Н. Ельцина были определены изменения налоговой системы на 1994 год. [2]

Содержание

Ставки налога на прибыль не претерпели изменений. Для банков с 1 января доходы по ценным бумагам и доходы от долевого участия в деятельности других предприятий на территории РФ стали облагаться по ставке 18 %. [2]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 41,1 %. [2]

Были изменены налоговые льготы по налогу на прибыль, в частности, были освобождены от налога суммы, направляемые на финансирование капитальных вложений не только производственного, но и непроизводственного назначения. С 1 января 1993 года эта льгота распространяется на финансирование всех капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и на погашение кредитов, направляемых на эти цели, при условии полного использования амортизационных отчислений. Уменьшение прибыли на сумму взносов на благотворительные цели ограничено перечнем организаций-адресатов перечислений и долей в налогооблагаемой прибыли. До 1 января 1993 года эта доля составляла 2 %, затем была увеличена до 3 %, а при направлении взносов в чернобыльские благотворительные организации — до 5 %. [2]

В предыдущем, 1992 году, наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре −5,8 % ВВП). Начиная с 1993 года такие скачки не отмечаются, наоборот, наблюдается тенденция к росту поступлений налога в конце квартала. Причина этого заключается в изменения порядка уплаты авансовых платежей по данному налогу. [2]

Поступления налога на прибыль снизились в январе 1993 года до 7 % ВВП, а их доля в величине налоговых поступлений — до 26,3 %. На такую динамику повлияла, в частности переоценка основных фондов, но уже к марту поступления налога на прибыль стабилизировались на уровне 12 % ВВП (39,2 % налоговых поступлений). В дальнейшем на протяжении 1993 года доля налога на прибыль в структуре налогов существенно не менялась, сохраняясь на уровне около 42 %, так как в главных чертах сохранялось неизменным налоговое законодательство. Величина налога на прибыль в процентах ВВП была наибольшей в апреле (12,8 %), а к концу года постепенно, но существенно уменьшилась (до 10,3 %). Всего налоговые поступления составили 24,5 % ВВП. Увеличение поступлений в апреле во многом объясняется введением с 1993 года порядка уточнения недоперечисленных авансовых платежей на ставку процента ЦБ, так как годовой баланс предъявляется предприятиями в налоговую инспекцию до марта, а баланс за 1 квартал — в апреле. Помесячные поступления налогов сильно колебались, однако по сравнению с 1992 годом наблюдается некоторое снижение колебаний величины налога на прибыль в первый месяц каждого квартала. Это объясняется определенной адаптацией предприятий к введению штрафных санкций за занижение авансовых платежей. [2]

В 1993 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. [3] Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчетности. [3] В 1993 году ещё вполне можно было услышать из уст финансистов-производственников суждения о том, что не стоит заниматься минимизацией налогов, так как «это мало что дает, все равно налогов придётся платить столько, сколько насчитают, и поэтому лучше не портить отношения с налоговой инспекцией». [1] Однако с течением времени практика сбора налогов и налоговое законодательство только ужесточались, действие льгот во многих случаях было прекращено, а ресурсы прошлых лет были постепенно израсходованы. [3] Поэтому примерно во второй половине 1993 года предприятия, потеряв надежду на уменьшение фискального давления со стороны государства, начали поиск методов уклонения от налогов. [3] С лета 1993 года началось постоянное снижение уровня налоговых поступлений. [3]

Законом от 22 декабря 1992 года с 1 января 1993 года был определен порядок включения в доходы от внереализационных операций сумм, полученных безвозмездно от других предприятий. С этого же срока налог с суммы превышения расходов на оплату труда рассчитывается отдельно от валовой прибыли, поэтому его уплачивают и предприятия, получившие убытки. Превышение фондом оплаты труда удвоенной нормируемой величины в 1993 году облагалось по ставке 50 %. [2]

Важным новшеством в 1993 году стало введение порядка доплаты в бюджет суммы процентов в размере ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, начисленных на разницу между внесенными авансовыми платежами по налогу на прибыль и фактической величиной налога. Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью. В целях противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки рефинансирования, устанавливаемой в истекшем квартале ЦБ России. Если же не позднее, чем за 20 дней до окончания квартала, подается перерасчет в налоговую инспекцию и уплачивается разница, то финансовые санкции не применяются. При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финансовым органом может пересматривать сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов в бюджет налога на прибыль и представлять справки об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. При внесении изменений в размер предполагаемой прибыли в финансовый орган по месту нахождения предприятия должны быть представлены основания (изменение производственных показателей, цен и т. д.) для осуществления этих изменений (Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 13 апреля 1993 г. №№ ЮУ-4-01/53н, 04-02-01 «О порядке определения и полноты перечисления в бюджет разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и авансовыми взносами налога на прибыль, уточненной на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком Российской Федерации»). Таким образом, при отсутствии наказания за неуплату авансовых платежей, многие предприятия платили всю сумму налога в сроки, установленные для окончательных расчетов с бюджетом по квартальным платежам налога на прибыль: в начале 1993 года предприятия перерасчет предполагаемой прибыли подали в марте и в марте- апреле уплатили налог, как за 1992 год, так и за 1 квартал 1993 года. В дальнейшем же, столкнувшись с необходимостью обосновывать изменение обстоятельств, многие предприятия стали предпочитать платить аванс своевременно. [2]

Указом Президента «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» № 2270 от 22 декабря 1993 года к списку льгот добавлено освобождение от налога прибыли, направленной на НИОКР в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (до 10 % налогооблагаемой прибыли), в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, на пополнение страховых резервов на страхование жизни. Указом № 2270 установлено применение пониженной в 1,5 раза ставки налога банками, предоставляющими не менее 50 % кредитов сельскохозяйственным предприятиям и малым предприятиям, кроме торговых и посреднических, а также страховщикам, у которых не менее 50 % взносов получено от указанных предприятий. Указом список видов деятельности предприятий, на которые распространяется право не платить налог на прибыль в первые два года с момента регистрации, расширен за счет производства лекарств, изделий медицинского назначения и технических средств реабилитации инвалидов. Причем, если выручка от данных видов деятельности превышает 90 %, в третий и четвертый год работы налог уплачивается в размере 25 % и 50 % соответственно. Срок деятельности малого предприятия, после которого льгота становится необратимой, увеличен с трех до пяти лет. [2]

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 147 от 13 декабря при применении с 1 января 1994 года повышающих или понижающих коэффициентов на издержки производства или обращения относится сумма амортизации, определенная по утвержденным нормам с учетом применяемых коэффициентов. [2]

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ

  • Титульный лист
  • Содержание

Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.


В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.

Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.

В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.

После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.

22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113

Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.

В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.

На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.

С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.




Что это за налог

Социальная защищенность в СССР была на высоте. Бесплатная медицина, образование, возможность получения жилья и прочие блага государство гарантировало каждому советскому человеку. Но были и такие моменты, по поводу которых эксперты экономики спорят до сих пор. К подобным особенностям Союза относят налог на бездетность.

Официальное название платежа – налог на малосемейных, одиноких граждан и холостяков СССР. А в народе сбор был известен под названием «налог на яйца». Он должен был мотивировать население на продолжение рода. А с бездетных собиралась плата в размере определенного процента от заработка.

Вырученные средства государство направляло на содержание дошкольных образовательных учреждений, детдомов и пр. Партия придерживалась простого, но категоричного мнения: не желаешь рожать собственное потомство – отдавай процент от заработка на содержание чужих детей.

Отмена налога


Налог на бездетность просуществовал вплоть до распада СССР. Начиная с 1990 года планировалось уменьшить ставку налога для людей, чей заработок составлял менее 150 рублей, а также отменить взимание с мужчин, которые состояли в браке, но не имели детей. В планах на 1993 год была полная отмена налога для холостяков, но он перестал существовать еще раньше — 1 января 1992 года в связи с распадом Советского Союза.

Причины его введения

Этот налог заметно ударил по зарплатам и моральному состоянию определенных слоев советского населения. Его появлению есть вполне логичное объяснение:

  1. Ввели пошлину осенью 1941, через 5 месяцев после начала войны.
  2. Отчасти именно война и послужила фактором для назначения подобного сбора, ведь в те годы советское население терпело колоссальные потери.
  3. Чтобы хоть как-то обойти демографический кризис, руководство страны попыталось таким путем заставить советских женщин рожать больше детей.


Сбор за бездетность в советские годы неоднократно менялся, корректировался, хотя основная суть пошлины не менялась. Важно было стимулировать рождаемость, ведь страна нуждалась в новых здоровых и рабочих руках, а работоспособные граждане должны были восполнять потери.

Кто должен был платить налог на бездетность

По замыслам правительства каждый советский человек должен родиться, отучиться, пойти работать и сразу же завести семью, чтобы воспроизвести на свет новых рабочих. Страну в те годы было необходимо поднимать из руин, а людей для этого остро не хватало. А те, кто был, в послевоенные годы не торопились создавать семьи и рожать детей, что шло вразрез с правительственными планами.

Народное название «налог на яйца» получил из-за того, что платить его приходилось преимущественно мужчинам.

  1. Под уплату сбора попадали практически все лица мужского пола, без детей.
  2. Налог начинали взимать с 20-летнего возраста и до появления ребенка, либо до 50 лет.
  3. Сбор взимался и с жены, и с мужа, если они не заимели ребенка. У каждого на своем предприятии. Кроме того, таких супругов могли отругать на собрании за несознательность в виде бездетности.
  4. Интересен факт, что с мужчины платежи взимались до 50-летия, а с женщины – до 45-летнего возраста

А яйца здесь при том, что незамужние женщины бездетную повинность не платили, тогда как холостых мужчин от пошлины не освобождали. Фактически не имело значения, женат мужчина или холост, он обязан был платить бездетный сбор, пока у него не появлялся свой ребенок (родился, усыновил).

Молодожены продолжали вносить платежи за отсутствие ребенка, вплоть до его появления. И только в 1982 г молодым супругам давали год после свадьбы на рождение ребенка. В течение этого времени от налоговой повинности они освобождались. Когда срок налоговых каникул заканчивался, сбор возобновлялся.


Слои, освобождавшиеся от налога

Так, несмотря на то, что страна придерживалась принципа экономического равенства она активно взывала с людей большие суммы. Однако, власти некоторых людей все же освободили от уплаты. Ими стали люди, дети которых считались погибшими или без вести пропавшими на территориях сражения во времена Второй мировой.


Учитывая данную ситуацию власти в 1949 году внесли в проект налога несколько изменений // Фото: misto.news

Остальные жители страны обязаны были отдавать свои деньги. Даже Герои Советского Союза, а также Кавалеры Ордена Славы не ушли от данной участи. Хотя для них были установлена некая система льгот. Налог могла не платить те, кто просто физически не способен был иметь ребенка.

Налог могли не выплачивать пары только что вступившие в официально зарегистрированный брак. Однако, данная категория была внесена в документы только с приходом 80-ых годов. Освобождение действовало для молодых людей с того момента, когда они вступали в брак и до одного года проживания в нем. В том случае, когда у новобрачных в течение года не появлялся ребенок, то налогообложение снова вступало в силу. Если же в семье все-таки спустя время появлялся ребенок, то на них мгновенно переставал распространяться налог.

Не выплачивали средства и те, кто соглашался взять ребенка с детского дома. Однако, если такой ребенок умирал от несчастного случая или по иным причинам, тогда налог снова вступал в силу. В том случае, когда ребенок рождался у официально незарегистрированной пары, то от налога освобождали только мать. Отца тоже могли освободить, но только в то случае, если присутствовало заявление от обеих родителей в ЗАГСе. Также данный вопрос мог решаться в судебном порядке.

Размер «налога на яйца» в СССР

Заработки в советские годы были не особенно большими, хотя курс рубля был более твердым. На рубль можно было накупить авоську продуктов, при том, что средний заработок составлял 120 руб. граждане работали на полставки или на пониженной ставке и пр. Исчисление налога на бездетность в СССР происходило по такому алгоритму:

  1. При зарплате до 70 руб. советские налогоплательщики освобождались от сбора за бездетность.
  2. Если заработок составлял 71-90 руб., то «налог на яйца» составлял 5% от зарплаты.
  3. Если ежемесячный доход составлял более 91 рубля, то бездетные отдавали из зарплаты 6% в пользу государства.
  4. Также 6% бездетного сбора советские граждане «культурно-искусственных» профессий вроде художников, актеров и прочей творческой богемы.

Некоторым предоставлялись различные льготы, освобождение или рассрочка выплат:

  • в период несения службы в вооруженных силах налоговая повинность снималась с военнослужащих и их вторых половин;
  • награжденные за боевые заслуги или лишившиеся детей в период ВОВ не платили бездетный налог;
  • страдающим патологиями мочеполовой системы, психическими отклонениями или генетическими аномалиями, физической неспособностью к зачатию либо вынашиванию ребенка.


Для сельчан налоговая повинность на бездетность выглядела несколько иначе. Заработки у колхозников были низкими и сезонными, потому с 1949 г они платили сбор раз в год, а не ежемесячно. Налоговая ставка распределялась следующим образом:

  • бездетный селянин платил по 150 руб. ежегодно, что в среднем равнялось трем его зарплатам;
  • если в семье родился один ребенок, то налоговая ставка падала до 50 руб. в год;
  • наличие двоих ребятишек в сельской семье сокращало бездетный налог до 25 руб. в год;
  • лишь рождение третьего отпрыска давало родителям право на полное освобождение от налогообложения на бездетность.

Если в семействе рождался малыш, либо его усыновляли, то супруги освобождались от налоговых платежей. Но в случае гибели ребенка налоговые обязательства снова возобновлялись. Это было крайне жестоко, но закон суров.

Если ребенок появился у родителей, официально брак не оформлявших, то от сбора освобождали мать ребенка, отец же в подобных случаях освобождался от платежей при заявлении родителей в ЗАГС, либо по решению судебной инстанции.

Налог на холостяков

Готовясь к очередному судебному заседанию, я перелопачивал нормативно-правовую базу, изучал судебную практику и вот на какой наткнулся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

Им было установлено, что налогом облагаются одинокие и семейные, не имеющие детей, граждане: мужчины в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 до 45 лет.

Освобождались от обложения налогом:

— военнослужащие и их жены;

— учащиеся средних и высших учебных заведений мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет;

— лица обоего пола, если им или их супругам по состоянию здоровья, в соответствии с решением врачебной комиссии, противопоказано деторождение.

Сумма налога была следующая:

— с рабочих и служащих при месячном заработке до 150 руб. — в размере 5 руб. в месяц;

— с рабочих и служащих при месячном заработке свыше 150 руб. — в размере 5% заработка;

— с литераторов и работников искусства — 5% их заработной платы;

— с граждан, привлекаемых к обложению подоходным налогом, — 5% их дохода;

— с граждан, входящих в состав хозяйств колхозников и единоличных крестьянских хозяйств, — в размере 100 руб. в год;

— с граждан, не привлекаемых к обложению подоходным налогом и не входящих в состав облагаемых сельхозналогом хозяйств, — в размере 60 руб. в год.

В дальнейшем был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать – героиня» и учреждении ордена «Материнская Слава» и медали «Медаль материнства», который вносил уточнения в Налог на холостяков.

В преамбуле данного Указа прописано, для каких целей он издан, – это забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи. В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства.

Четвертая глава Указа посвящена как раз Налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.

Привожу его содержание:

Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет.

Налог взимать в следующих размерах:

а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей — 6% от их дохода.

б) с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей — 150 рублей в год, при наличии одного ребенка — 50 рублей, при наличии двух детей — 25 рублей в год;

Освободить от обложения налогом:

а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;

б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;

в) жен военнослужащих, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей статьи;

е) учащихся средних и высших учебных заведений — мужчин и женщин в возрасте до 25 лет;

ж) инвалидов I и II групп инвалидности;

з) Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней.

Представляете, как долго в нашей стране существовал данный налог?!

Налог на холостяков, это сейчас кажется чем-то необычным.

Но в то время, в начале ужасной и страшной войны, это было оправдано.

Помимо моральной пропаганды, руководство нашей страны «рублем» способствовало заключению брака между мужчиной и женщиной.

Нашей стране нужны были люди! Ведь ни для кого не секрет, что любая война сеет смерть на земле, тем более та, которая была с 1941-1945 г. Демографической ямы, после окончания войны, нужно было избежать.

Вводя Налог на холостяков, не только решалась задача с численностью населения, но и моральная составляющая ее часть.

Государство стремилось отношения мужчины и женщины «узаконить», чтобы избежать множества внебрачных отношений.

Вот такая есть страничка истории в нормативно-правовой базе нашего государства.

Когда отменили

Бездетность оставалась платной до самого развала СССР. В 1990 сократилась налоговая ставка для населения с низкой зарплатой, и освободили от сбора женатых бездетных мужчин. Окончательное упразднение налоговой пошлины произошло в 1993, хотя уже с января 1992 она фактически перестала существовать.

Сегодня практически ежегодно в ГД поднимается вопрос о возвращении подобной пошлины. Причины связаны с демографически неблагоприятной обстановкой в стране. Смертность неуклонно растет, а рождаемость падает, несмотря на введенные поощрительные меры в виде семейного капитала. Но пока поддержки в правительстве данное предложение не получило.


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Помогите, пожалуйста, разобраться. Есть иностранные ETF, которые получают по своим активам дивиденды и выплачивают их инвесторам, например SPY, VOO или CSPX. Вопрос такой: платит ли ETF налог на получаемые дивиденды? То есть не возникает ли двойной налог, когда ETF получает дивиденды от компании, а инвестор — от ETF?

Процесс налогообложения у фондов, которые выплачивают дивиденды инвесторам, можно разбить на два этапа:

  1. Налог, который платит фонд. Он зависит от законодательства страны, в которой этот фонд зарегистрирован, и от договоренностей страны фонда со страной, к которой относятся активы.
  2. Налог, удерживаемый с полученных инвестором дивидендов. Он зависит от резидентства инвестора.

Часто на одном из этапов налог составляет 0% — тогда он взимается единожды. Но бывает, что платить приходится дважды. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Этапы налогообложения

Первый этап. Фонд платит налог с дивидендов в зависимости от страны регистрации. Для американских ETF, имеющих в портфеле только эмитентов США, налоговая ставка равна нулю. То есть упомянутые Vanguard S&P 500 ETF (VOO) и SPDR S&P 500 ETF (SPY) освобождены от налога.

Похожая ситуация происходит с российскими БПИФами, которые ведут портфели из акций российских компаний. Примеры таких фондов — SMBX и TMOS, которые по закону не являются юридическими лицами, поэтому налога на дивиденды у них не возникает.

Что же касается упомянутого ETF CSPX, то он зарегистрирован в Ирландии. Согласно налоговому соглашению между Ирландией и США с дивидендов, поступающих на счет фонда, удерживается налог 15%. Несмотря на это, многие нерезиденты США, инвестирующие в S&P 500, отдают предпочтение именно ирландскому ETF, чтобы сэкономить на втором этапе налогообложения.

Инвестиции — это не сложно

Второй этап. По дивидендам с американских акций и ETF с инвестора удерживается налог в США. Налоговая ставка для нерезидентов США в общем случае составляет 30%. Еще существует льготный тариф — 10%. Например, он справедлив в случае, когда действует договор об избежании двойного налогообложения, а инвестор подписал соответствующую форму W-8BEN .

Для российских инвесторов этот вариант актуален — и они могут задействовать льготную налоговую ставку, заплатив 10% в США, а после — 3% в ФНС России. Получается, покупая американские ETF, россияне теряют с дивидендов только 13%, в то время как при вложении в ирландский фонд, если внутри него американские акции и он платит дивиденды, возникнет двойной налог: с Ирландией договора об избежании двойного налогообложения у нас нет, поэтому сначала удержат 15% с фонда в Ирландии, а потом еще 13% с инвестора в России.

Ирландский фонд CSPX состоит из акций американских компаний. Он платит налоги с дивидендов по ставке 15%, но полученные дивиденды он не выплачивает инвесторам, а реинвестирует — использует для покупки ценных бумаг. Это позволяет российскому инвестору, купившему акции CSPX, не платить налог с дивидендов, ведь инвестор их не получает.

У многих стран налоговые соглашения с США отсутствуют, а подоходный налог низкий или равен нулю. В этом случае ирландские ETF с налогом 15% для них выгоднее, чем американские с налогом 30%. Например, нулевая ставка действует для инвесторов в Сингапуре, Эквадоре и на Кипре.

Какой подоходный налог действует в разных странахPDF, 102 КБ

А что на Московской бирже

Практически все фонды, доступные на Московской бирже, не распределяют дивиденды среди своих акционеров, а реинвестируют их. Единственный ETF, который выплачивает дивиденды, — RTS Equity UCITS (RUSE) от ITI Capital. Делает это он раз в год. Если посмотреть на графу Domicile в описании фонда, мы увидим, что фонд зарегистрирован в Люксембурге.

При поступлении дивидендов на счет фонда в пользу государства удерживают 15%, а после того, как фонд выплатит дивиденды инвестору, тот заплатит еще 13%. Таким образом, в общей сложности инвестор недосчитается порядка 26% от первоначальной суммы дивидендов.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.



Да, Америку выгоднее покупать именно через американские ETF с точки зрения налогов (если не принимать в расчёт налог на наследство).
Ну или составлять портфель из отдельных акций, торгуемых на российских биржах, чтобы избежать налог на прирост капитала.
А в другие страны, как правило, выгоднее инвестировать через ирландские ETF, реинвестирующие дивиденды: ирландцы, в отличие от американцев, не отберут часть дивидендного дохода в свою казну.


Не совсем понял:как в последнем абзаце сумма 15% и 13% дает порядка 26%?


Александр, потому что:
- фонд получил дивиденды 1000$;
- с них он заплатил налог 15%, осталось чистой прибыли 850$;
- далее с этой прибыли инвестор заплатит 13% налога, и получит свою чистую прибыль в размере 739,5$;
- ну а далее Вы сами посчитаете, что суммарный налоги в 260,5$ составят 26% от начальных 1000$;
- и это мы ещё не учли вознаграждение самого фонда.


Валерий, подскажите, за налоги с этих дивидендов надо самим отчитываться или это делает брокер?

Анна, точно знаю, что если Вы совершали сделки у иностранного брокера (например, у Interactive Brokers), то налоги с дивидендов надо платить самим (подавая декларацию 3-НДФЛ в личном кабинете ИФНС). При этом, если есть соглашение между странами об избежании двойного налогообложения (например, между США и РФ такое соглашение есть), то из 13% НДФЛ (если Вы - резидент РФ) 10% с Вас удержит сам иностранный брокер в казну США, а оставшиеся 3% Вы обязаны сами заплатить, подав декларацию 3-НФДЛ.

Насчет российских брокеров могу ошибаться, но вроде бы там такая же схема (если у Вас статус квал. инвестора и Вы купили акции на иностранной бирже).

Главное, насколько знаю, подписать соглашение по форме W8-BEN (благодаря которому Вы как раз и избежите двойного налогообложения). Если этого не сделать, то, насколько помню, с Вас удержит налог иностранный брокер (для США - 30%) + появится обязанность уплатить полный НДФЛ в РФ (13% для резидентов и то ли 30%, то ли 35% для нерезидентов).

Если где-то ошибся, то буду рад корректной информации!

Читайте также: