Порядок установления сборов и пошлин рб

Опубликовано: 06.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА
9.2. Разграничение налога (сбора) и пошлины

9.2. Разграничение налога (сбора) и пошлины

Наряду с категорией «налог» в действующем белорусском законодательстве, в научной юридической и экономической литературе часто применяются такие понятия, как «сбор», «пошлина».

Они должны отвечать некоторым критериям, которые свойственны налогам. Прежде всего, они должны быть установлены законом, в котором определяются порядок и условия их взимания, обязанность уплаты за определенные услуги. Однако между этими понятиями (налоги, сборы, пошлина) имеются существенные различия, как с позиций правового режима, так и сущности.

До 2004 года в налоговом законодательстве Республики Беларусь не было четкого разграничения различного рода публичных изъятий в пользу государства, что затушевывало юридическую природу того или иного платежа, осложняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практики. В настоящее время п.2 ст.6 НК определяет понятие «сбор», отграничивая его от понятия «налог» (при этом отождествляются понятия «пошлина» и «сбор»). Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Это определение получилось таким расплывчатым, потому что в одном определении попытались объединить и сбор, и государственную, и таможенную пошлины. Вместе с тем анализ данного определения, а также различных научных воззрений на данную категорию налогового права позволяет отграничивать сбор от налога по следующим признакам:

- сборы взимаются с целью компенсировать расходы органов государственной власти. Это означает, что они должны быть сопоставимы затратам, произведенным при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Налоги призваны финансировать деятельность государства в целом;

- сбор является относительно возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, разрешение, статус. Уплата сбора предполагает встречные действия со стороны государства в интересах субъекта. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Признаком налога является безвозмездность;

- сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений;

- вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству по поводу оказания с его стороны определенной услуги. Вступление же лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер.

Сборы налогового характера, направленные на формирование доходных частей бюджетов соответствующих бюджетных фондов за счет установления и реализации специальных налоговых режимов для отдельных плательщиков.

В свою очередь неравнозначную сущность имеет и пошлина. Государственная пошлина взимается за предоставление услуг исключительно юридического (публичного) характера и от имени государства. К сожалению, законодатель не дал определения понятию «государственная пошлина». [1]

В чем же отличие госпошлины от сбора? Прежде всего, надо сказать, что взимание пошлины напрямую связано с волеизъявлением субъекта обратиться к государству за получением услуги публично-правового характера. Второе, она взимается в доход государства напрямую. Здесь имеется так называемая возмездность за оказанную услугу. И что самое важное, услуга предоставляется исключительно от имени и по поручению государства.

Что касается других видов пошлин, они взимаются весьма схоже с порядком взимания сборов, т.е. предоставления определенных прав и различного рода услуг. Так, таможенная пошлина взимается таможенными органами Республики Беларусь за право вывоза на (из) таможенную территорию Республики Беларусь.

[1] О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь от 15.06.1993; от 10.12.1993; от 01.02.1994; от 04.02.1994; от 23.02.1996; от 31.05.1996; от 14.07.1997; от 11.11.1997; от 09.07.1999; от 02.12.1999; от 11.05.2000; от 18.07.2000; от 24.10.2000; от 29.12.2000; от 24.07.2002; от 04.01.2003; от 26.06.2003; от 01.01.2004; от 29.10.2004; от 18.11.2004; от 19.07.2005; от 31.12.2005; от 17.07.2006; от 10.07.2007; от 26.12.2007 // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэсп. Беларусь, 1992, № 6, ст. 100; 1993, № 26, ст.321; 1994, № 3, ст.24; № 7, ст.91; № 6, ст.74; 1996, № 7, ст.87; № 22, ст.394; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэсп. Беларусь, 1997, № 27, ст.480; № 34, ст.692; Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 1999, № 54, 2/54; № 95, 2/109; 2000, № 47, 2/151; № 73, 2/197; № 103, 2/210; 2001, № 4, 2/228; 2002, № 87, 2/883; 2003, № 8, 2/932; № 74, 2/961; 2004, № 4, 2/1009; № 174, 2/1068; № 189, 2/1087; 2005, № 120, 2/1134; 2006, № 6, 2/1177; № 112, 2/1245; 2007, № 170, 2/1347; 2007, № 305, 2/1398.

Понятие и состав государственных доходов

Гос. доходы – это часть нац. дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования госуд-х органов.

Главенствующую роль в системе гос. доходов занимают доходы бюджетов, которые формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений, в том числе заемных средств.

Различают налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся республиканские и местные налоги, сборы. К неналоговым — доходы от госуд-ой собственности: часть прибыли Нац. банка и госуд-ых предприятий, а также поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей.

К гос. доходам относятся также доходы предприятий республиканской и коммунальной собственности, которые принадлежат этим предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления такие гос. доходы называются децентрализованными.

Важное занимают государственные внебюджетные фонды. Доходы государственных внебюджетных фондов: ФСЗН, инновационных фондов республиканских органов гос управления, фонда развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства и др.

Понятие и функции налога. Отличие налога от других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

– фискальная, обеспечивающая формирование доходов государства, создающая материальную основу государственной политики;
– регулирующая, состоящая в способности налогов воздействовать на развитие экономики;
– стимулирующая, ориентирующая налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям;
– распределительная, проявляющая через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юр и физ лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней;
– контрольная, позволяющая оценивать эффективность налоговой системы, обеспечивающая контроль за движением фин. ресурсов, выявляющая необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Налоги, сборы и пошлины являются основным источником поступления денежных средств в доход бюджета государства и внебюджетные социальные фонды, косвенным методом регулирования экономики.

Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг. В отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Налоговая система Республики Беларусь и ее принципы.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

В настоящее время можно выделить следующие принципы налогообложения:

Принцип равномерности, Принцип определенности, Принцип удобства, Принцип экономности, Принцип всеобщности

Что касается РБ, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается:
• установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства;
• установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков;
• установление дополн. налогов Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.

Порядок установления, введения, изменения и прекращения республиканских и местных налогов, сборов (пошлин) в Республике Беларусь

Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам - в Таможенный кодекс РБ.

Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов, а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 янв. года, следующего за годом его принятия.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

по курортному сбору; по местным налогам и сборам, кроме курортного.

2. Областные, Минский городской Сов. депутатов, Сов. депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог или сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога или сбора.

При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с настоящим Кодексом определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин) (Налоговый кодекс)

1. Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются таможенным законодательством Таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

2. Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных Налоговым кодексом, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 12. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов (Налоговый кодекс)

1. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

1.1. по курортному сбору - Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;

1.2. по местным налогам и сборам, кроме курортного, - областных и Минского городского Советов депутатов.

2. Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.

При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с настоящим Кодексом определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

3. Нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при необходимости в месячный срок со дня принятия закона Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные нормативные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соответствующего местного бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

4. Решения об установлении, введении, изменении и прекращении действия местных налогов и сборов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом, вступают в силу после их официального опубликования и направляются установившими их местными Советами депутатов в финансовые и налоговые органы соответствующей административно-территориальной единицы в десятидневный срок с даты их принятия.

Раскройте состав и особенности применения налогового законодательства Республики Беларусь. Определите место международных договоров в системе источников налогового права.

Статья 3. Налоговое законодательство Республики Беларусь (Налоговый кодекс)

1. Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- международные договоры Республики Беларусь;

- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

2. Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение Налогового кодекса, не могут противоречить положениям Налогового кодекса, а равно выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

3. В случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

4. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, Налоговый кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

5. В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6. Официальное толкование положений акта налогового законодательства осуществляется в consultantplus://offline/ref=475BDD681B94AD1E8C963D64D0C9A4B64F697369E86AD26928C66D96990A37AEEF9E1C8F17177D5C2084C0F7y5I9Mпорядке, установленном законодательством.

7. Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается.

В случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

8. Законы Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или актами Президента Республики Беларусь. Аналогичный порядок распространяется и на акты Президента Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие налоговые ставки, устанавливающие налоговые льготы, устраняющие обязанности плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Статья 5. Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения (Налоговый кодекс)

1. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

2. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

3. Нормы, регулирующие вопросы налогообложения и содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно и в consultantplus://offline/ref=DEB700044F860FBF52E9E6D613D592318145505F17B001F469F136C8419659C35E471226881E4587B64CFF62u2S5Mпорядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

4. Если Налоговым кодексом и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором Республики Беларусь, за исключением международных договоров Республики Беларусь, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, то применяются положения Налогового кодекса и (или) иных законодательных актов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 “О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза”

Комиссия Таможенного союза решила:

1. Утвердить Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (прилагается).

2. Внести в пункт 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» следующие изменения:

подпункты 7.1.3 и 7.1.5. исключить;

в подпункте 7.1.11 абзац второй после слов «не производятся» дополнить словами «(либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве)»;

подпункт 7.1.15 изложить в следующей редакции:

«7.1.15 Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним.

Реализация (продажа) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, ввезенных с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием.».

3. До установления Комиссией Таможенного союза порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении категорий товаров, определенных подпунктом 7.1.11 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», указанная тарифная льгота применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Комиссии Таможенного союза:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

Порядок
применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза
(утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение).

2. Категории товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и освобождаемых от таможенных пошлин, определяются пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 Соглашения, а также решениями Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия).

3. Документы, определенные настоящим Порядком, а также документы, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 и статьей 184 Таможенного кодекса Таможенного союза, на основании которых предоставляется освобождение от таможенных пошлин, подаются в таможенный орган государства - члена Таможенного союза с учетом пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.

4. Товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

В случае если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).

В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

5. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган государства - члена Таможенного союза подтверждения органа государственной власти государства - члена Таможенного союза, уполномоченного в области космической деятельности, о целевом назначении товаров в рамках международного сотрудничества государства - члена Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов.

При реализации или передаче в иной форме указанных товаров лицам, не участвующим в международном сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, таможенные пошлины подлежат уплате (взысканию) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

6. Продукция морского промысла судов государств - членов Таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - членов Таможенного союза освобождается от уплаты таможенной пошлины при представлении следующих документов:

документ, подтверждающий право собственности или аренду (фрахтование) судов;

разрешительный документ органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины распространяется на уловы водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, добытых (выловленных), произведенных судами государств - членов Таможенного союза, а также судами, арендованными (зафрахтованными) юридическими и физическими лицами государств - членов Таможенного союза.

7. При применении тарифной льготы в отношении валюты государств - членов Таможенного союза, валюты третьих стран, а также ценных бумаг, отнесение ввозимых товаров к валюте, используемой для нумизматических целей, и ценным бумагам, осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

8. Товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия), освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган документа, выданного по форме и в порядке, определенными законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого принята декларация на товары, удостоверяющего, что ввозимые товары относятся к безвозмездной помощи (содействию) или ввозятся в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия). Указанные льготы по уплате таможенной пошлины не распространяются на товары, ввозимые в благотворительных целях в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), предусматривающими оплату этих товаров юридическими и (или) физическими лицами государств - членов Таможенного союза

Если форма и порядок выдачи документа, удостоверяющего, что товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, относятся к безвозмездной помощи (содействию), а также ввозятся в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия), относящиеся к безвозмездной помощи, не определены законодательством государства - члена Таможенного союза, то такие товары освобождаются от таможенных пошлин при представлении в таможенный орган следующих документов:

1) для товаров, ввозимых в благотворительных целях по линии государств, правительств и международных организаций:

транспортные (перевозочные) либо коммерческие документы и (или) подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств, в которых должна быть указана цель ввоза товаров;

копии соответствующего международного соглашения, договора, в рамках которых осуществляется ввоз товаров в благотворительных целях;

копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, подтверждающего регистрацию юридического лица как некоммерческой организации, а также копия устава;

2) для товаров, ввозимых в качестве технического содействия:

транспортные (перевозочные) либо коммерческие документы и (или)

подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств, в которых должны быть указаны наименование программы и реквизиты проекта (контракта) по техническому содействию, для выполнения которого осуществляется ввоз товаров;

копия проекта (контракта) по техническому содействию, для выполнения которого поставляются товары;

Компетентные органы государства - члена Таможенного союза, контролирующие выполнение программы технического содействия, представляют в центральный таможенный орган государства - члена Таможенного союза информацию о конечных получателях и перечне товаров (наименование, количество и стоимость товаров), ввозимых в рамках проекта, а также о наименовании таможенного органа, в котором будет производиться таможенное декларирование таких товаров.

3) для товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи:

транспортные (перевозочные) либо коммерческие документы и (или) подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств, в которых должна быть указана цель ввоза товаров;

подтверждение отправителя товаров, подтверждающее факт безвозмездной передачи товаров;

обязательство получателя о целевом использовании товаров.

При ввозе товаров в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий в таможенный орган представляется письменное подтверждение государственного органа государства - члена Таможенного союза, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что перемещаемые товары предназначены для таких целей. Тарифная льгота применяется при условии, что декларантом товаров является государственный орган государства - члена Таможенного союза, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций, либо входящие в его систему органы или организации.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в качестве гуманитарной помощи, безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия) с освобождением от уплаты таможенных пошлин, могут использоваться исключительно конкретными получателями и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проекта, программы оказания помощи, или не включенным в план целевого использования (распределения), проданы или переданы в аренду.

9. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза. В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии письменного обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.

10. После завершения периодов проведения VII зимних Азиатских игр 2011 года в городах Астана и Алматы и Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске товары, ввезенные и использованные в целях проведения указанных мероприятий с освобождением от уплаты таможенной пошлины, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Неиспользованные товары, ввезенные с освобождением от таможенной пошлины, после завершения периодов проведения VII зимних Азиатских игр 2011 года в городах Астана и Алматы и Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, сохраняют статус иностранных товаров.

11. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств - членов Таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства - члена Таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии, если такие суда ранее использовались на таможенной территории Таможенного союза как имеющие статус белорусских товаров в Республике Беларусь, казахстанских товаров в Республике Казахстан и российских товаров в Российской Федерации и были вывезены с этой территории в целях проведения работ по капитальному ремонту и (или) модернизации, которые были завершены до 1 сентября 2008 года, при условии представления при таможенном декларировании документов, подтверждающих проведение ремонта и (или) модернизации судна (платежные документы, договор на оказание соответствующих услуг по ремонту судна).

12. Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании.

13. Товары, указанные в подпунктах 1, 3, 7 пункта 1 статьи 6 Соглашения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Товары, ввозимые в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при предоставлении в таможенный орган документов, определяемых законодательством государств - членов Таможенного союза. В отношении указанных товаров может быть установлена специальная таможенная процедура в соответствии с условиями, определенными решениями Комиссии.

14. Товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности в соответствии с таможенным законодательством, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с международным соглашением государств - членов Таможенного союза.

15. В отношении подпунктов 7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.8, 7.1.9, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.14, 7.1.16 и 7.3 пункта 7 Решения Комиссии от 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» не требуется установление дополнительного порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин.

16. До вступления в силу настоящего Порядка, Стороны могли предоставлять тарифные льготы в порядке, действовавшем в государстве - члене Таможенного союза.

В случае отсутствия порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в государстве - члене Таможенного союза тарифные льготы, определенные пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 Соглашения, а также решениями Комиссии, применяются со дня вступления в силу Соглашения и (или) таких решений Комиссии, при условии выполнения положений настоящего Порядка. При этом, документы, определенные настоящим Порядком, не представленные при таможенном декларировании товаров до вступления в силу настоящего Порядка, представляются в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, в течение трех месяцев с даты вступления в силу настоящего Порядка.

Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 “О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза”

Текст решения официально опубликован не был

Обзор документа

Уточнен перечень товаров, ввоз которых в ТС не облагается таможенной пошлиной.

Так, данная льгота применяется в отношении технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, сырья и материалов, необходимых для реализации приоритетных инвестпроектов. Согласно поправкам она действует даже в том случае, когда такое сырье (материалы) производится в ТС, но в недостаточном для проекта количестве.

Не облагается пошлинами ввоз авиационных двигателей, запчастей и оборудования для ремонта и техобслуживания гражданских пассажирских самолетов и двигателей к ним. Установлено, что указанные товары могут продаваться только эксплуатирующим, ремонтирующим или обслуживающим самолеты лицам, а также тем, кто их обеспечивает такими запчастями и оборудованием.

Установлен порядок применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин. Для каждой категории товаров определен перечень документов, представляемых для получения тарифной льготы.

Порядок не распространяется на технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, сырье и материалы, необходимые для реализации приоритетных инвестпроектов. В их отношении тарифная льгота предоставляется по национальным правилам.

Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Читайте также: