Представил в налоговую инспекцию сведения в неполном объеме о доходах за текущий год

Опубликовано: 15.05.2024

Актуальная правоприменительная практика в области налогового контроля свидетельствует о том, что зачастую налоговики в рамках проведения, прежде всего, выездных налоговых проверок направляют налогоплательщикам заведомо невыполнимые требования о представлении документов в рамках ст. 93 НК РФ, демонстрируя формализм и не вдаваясь в оценку объективных возможностей налогоплательщика представить в предусмотренный законом срок немалое количество документов. Мы рассмотрим что делать, если вы получили невыполнимые требования налоговой по документам и как защитить права.

Чем грозит непредставление документов?

На практике проведение выездной налоговой проверки сопровождается необходимостью представлять налогоплательщику значительный объем документов (информации) проверяющим.

Так, на основании п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы; срок их представления — в течение 10 дней с момента получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Ответственность за непредставление налогоплательщиком документов в процессе проведения налоговой проверки предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ и выражается в наложении штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять в ходе такого мероприятия налогового контроля, как выемка документов и предметов (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Более того, последствием неисполнения требования проверяющих может быть то, что налоговики определят подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет суммы налогов за проверяемый период расчетным методом, на основании имеющейся у налогового органа информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Неопределенность норм НК РФ

При этом следует заметить, что соответствующие положения НК РФ в части истребования у налогоплательщика документов в рамках налоговой проверки в достаточной степени не определены — как в части состава, перечня и объема подлежащих истребованию документов по ст. 93 НК РФ, так и в части крайне ограниченного срока представления документов (10 рабочих дней) и отсутствия в законе оснований для продления налоговым органом указанного срока (например, исходя из объема истребуемых документов, из учета соответствующих объективных возможностей налогоплательщика и т.п.).

В частности, в настоящее время то обстоятельство, что в налоговом законодательстве не определен даже приблизительно состав первичных и иных документов, которые налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, привело к тому, что в судебно-арбитражной практике возобладал подход, согласно которому такой состав истребуемых документов определяет сам налоговый орган по своему усмотрению, с учетом предмета налоговой проверки.

Например, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2019 по делу №А40-114260/19-107-1844 отмечено, что «налогоплательщик в силу положений статей 89, 93 НК РФ не вправе отказать в представлении документов, со ссылкой на не относимость к предмету проверки. Количество и наименование документов определяется налоговым органом и не подлежит самостоятельному пересмотру налогоплательщиком».

В свою очередь, нормы НК РФ, посвященные вопросу продления срока представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ), также являются весьма неопределенными, поскольку они не содержат даже примерный перечень оснований, при которых налоговый орган обязан продлевать срок представления документов.

При этом вопрос продления срока ст. 93 НК РФ законодателем отдан исключительно на усмотрение налоговиков (в НК РФ отсутствуют какие-либо условия для безусловного продления срока), которые в случае удовлетворения/отказа в удовлетворении ходатайства налогоплательщика выносят решение о продлении/об отказе в продлении срока представления документов по требованию.

Что говорят суды?

В связи с таким недостаточным правовым регулированием вопросов по истребованию у налогоплательщика документов в ходе проведения в отношении них налоговых проверок на практике довольно распространены ситуации, когда налогоплательщики нарушают 10-дневный срок на представление документов, что влечет последующее привлечение их к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Причем нередко налоговый орган в таких ситуациях ведет себя сугубо формально и суммы штрафа за непредставление документов по ст. 126 НК РФ зачастую превышают таковые за неуплату налогов (ст. 122 НК РФ) по итогам самой выездной налоговой проверки.

Иллюстрацией этого может служить одно из «свежих» дел, недавно рассмотренных в московском регионе (решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2019 по делу №А40-225122/19-107-3924).

Предмет спора

В ходе проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки инспекция в порядке ст. 93 НК РФ за три дня до завершения такой проверки, направила Обществу требование, по которому у него было истребовано более 1 млн. документов (товарно-транспортные накладные, декларации соответствия и др.).

В ответ на требование Обществом выборочно были представлены в инспекцию товарно-транспортные накладные по контрагентам, справки к ним, декларации соответствия и справки к таможенным декларациям, причем в письме в налоговый орган Общество обратило внимание проверяющих на огромный объем истребованных документов и невозможность их предоставления Обществом в короткий срок.

В такой ситуации инспекцией было вынесено решение о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление 280 509 документов в виде штрафа на сумму 56 101 800,00 руб.

Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обжаловало его в арбитражный суд, который в итоге встал на сторону Общества и признал незаконным привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Выводы арбитражного суда

При этом арбитражный суд обратил внимание на следующие обстоятельства, указывающие о злоупотреблении налоговым органом своими правами:

фактически по рассматриваемому требованию налоговый орган запросил у Общества копии всех товарно-транспортных накладных, справок к ним за 3 проверяемых года в количестве более чем 1 миллион штук;

у налогового органа до направления указанного требования уже имелась необходимая информация обо всех хозяйственных операциях Общества за проверяемый период, поскольку все необходимые данные, включая данные о перевозке и поставке алкогольной продукции, содержатся в системе ЕГАИС, доступ к которой имеется у налогового органа; при этом до направления требования у инспекции уже имелись указанные в нем документы, которые были ранее получены налоговым органом от контрагентов Общества в порядке ст. 93.1 НК РФ;

по мнению арбитражного суда, с учетом объема истребуемых документов, фактических сроков их представления, в действительности нарушение сроков представления документов было вызвано не неправомерным бездействием налогоплательщика, а объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в части нарушения срока представления документов;

арбитражный суд посчитал, что в рассматриваемой ситуации в нарушение правовых подходов к привлечению к налоговой ответственности, сформированных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-П инспекцией был применен исключительно формальный подход, не учитывающий такие факторы, как наличие или отсутствие вины налогоплательщика, размере причиненного ущерба и т.п.;

по мнению суда, обстоятельства проведения выездной налоговой проверки, значительный объем подлежащих представлению документов, были намеренно использованы проверяющими с целью максимального увеличения суммы налагаемых на Общество налоговых санкций, в отсутствие каких-либо правовых и фактических оснований для этого.

Инструкция по взаимодействию с налоговым органом

С учетом вышеизложенного, считаем возможным прийти к следующим выводам.

При этом в ходатайстве о продлении срока налогоплательщику необходимо:

во-первых, максимально подробно изложить совокупность имеющихся обстоятельств, которые объективно препятствуют исполнению им требования в 10-дневный срок (это могут быть ссылки на значительный объем истребуемых документов, на ограниченность трудовых ресурсов бухгалтерии по подбору, изготовлению копий документов, на отсутствие в достаточном количестве копировальной техники, на нахождение сотрудников бухгалтерии в отпусках и т.д.),

во-вторых, указать на точное количество рабочих дней, дополнительно необходимых налогоплательщику для полного исполнения требования о представлении документов.

При этом к указанному ходатайству налогоплательщику необходимо приложить соответствующие доказательства в обоснование обстоятельств, свидетельствующих о невозможности представления в 10-дневный срок документов.

Также, на наш взгляд, в таком ходатайстве налогоплательщика, среди прочего, должно содержаться указание на то, что в кратчайшие сроки и в любое удобное для проверяющих время налогоплательщик готов предоставить им возможность ознакомиться с подлинниками истребуемых налоговым органом документов в помещении (на территории) налогоплательщика. Причем следует иметь в виду, что обязанность налогоплательщика по ознакомлению в ходе выездной налоговой проверки проверяющих с подлинниками первичных и иных документов за проверяемый период не освобождает его от обязанности по представлению копий указанных документов в порядке ст. 93 НК РФ, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (см. Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2020 по делу №А65-11619/2019).

В том случае, когда налоговым органом отказано налогоплательщику в ходатайтстве о продлении срока, истребуемые документы должны передаваться налогоплательщиком в инспекцию по мере готовности, частями.

В дальнейшем если налоговики в такой ситуации будут привлекать налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов, то при наличии заявленного налогоплательщиком ходатайства о продлении срока, весьма высоки шансы налогоплательщика успешно оспорить штраф по ст. 126 НК РФ, ссылаясь, среди прочего, на отсутствие признаков состава такого налогового правонарушения, на отстуствие вины налогоплательщика в непредставлении (несвоевременном) представлении документов в налоговый орган и др.

Таким образом, в ситуациях истребования налоговым органом значительного объема документов проверяемому налогоплательщику, безусловно, следует обжаловать штраф по ст. 126 НК РФ, с учетом того, что шансы на успех судебного оспаривания весьма высоки.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию их результатов (в том числе по оспариванию привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК за непредставление документов).

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Причины запроса пояснений налоговой

Инспектор при проведении камеральной проверки вправе запросить от организации письменные пояснения о выявленных расхождениях. В п.3 ст.88 НК РФ указаны основные причины, когда придется дать объяснение случившегося:

запрос из ФНС

Как написать письмо в налоговую о разъяснении образец

  1. Правый верхний угол заявления всегда занимают реквизиты налогового отделения. Чтобы узнать их, можно войти на сайт nalog.ru и ввести свой адрес. Система подскажет, к какой налоговой относится гражданин по месту жительства, и, соответственно, предложит реквизиты, адрес и режим работы отделения.
  2. Шапка заявления должна содержать личные данные заявителя – здесь нужно указать паспортные данные, ФИО и номер ИНН. Если гражданин не имеет данных об идентификационном номере плательщика, он может воспользоваться сервисом «Узнать ИНН», запущенным налоговой службой страны.
  3. Если документ заполняется от руки, писать нужно печатными буквами, разрешено использовать только чёрные или синие чернила, запрещено зачёркивать или корректировать ошибки.
  4. Если документ содержит несколько листов, каждый должен быть завизирован личной подписью гражданина. Некоторые заявления по закону должны содержать заверенный автограф – для этого бумагу надо подписать в присутствии налогового инспектора.
  5. Любая информация в заявлении обязана быть актуальной, достоверной и проверенной. Необходимо дважды проверять все данные, указанные в заявлении, особенно числа.

Пояснительная записка в налоговую

— изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее — Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий

«В декларации по налогу ____ за период с __.__.____ г. по __.__.____ г. не допущено неполного отражения данных или неточностей, в результате которых возможно уменьшение налогооблагаемой базы. Ввиду этого у ООО «____» нет обязательств по уточнению налоговых платежей за указанный период. Касаемо налоговой нагрузки по основному виду деятельности, сообщаем:

Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.



Ответственность

Как бы налоговики ни запугивали финансовыми санкциями, привлечь к ответственности за не представление пояснений не получится.

  • по ст. 126 НК РФ не может случить поводом для штрафа при запросе пояснений, так как это не требование о предоставлении документов;
  • ст.129.1 НК РФ невозможно применить, так как это не является встречной проверкой;
  • по ст.19.4 КоАП привлечь к административной ответственности невозможно, так как эта статья применима только в случае неявки в инспекцию по вызову.

Но, в любом случае лучше провести проверку, и выяснить, по каким причинам появились расхождения. Может быть, это поможет обнаружить допущенную ошибку бухгалтера при составлении отчета.






Что будет в случае отказа сотрудника писать объяснительную

Подчиненный правомочен отказаться от предоставления объяснений, причем наказания и ДВ за это не предусматривается. Руководство не вправе принуждать и заставлять подчиненного оформлять записку. Однако подобное сопротивление не освобождает служащего от ответственности за «необъясненное» нарушение.

В подобном случае руководителем составляется акт об отказе сотрудника предоставить письменные объяснения, подписанный двумя свидетелями.

Итак, запросить объяснительную записку – обязанность руководителя, написать или отказаться от ее составления – право работника. Отказ никоим образом не может расцениваться в качестве дисциплинарного проступка или нарушения ТК.

Отказаться от составления документа можно, но не совсем разумно. Спрятав «голову в песок» проблемы не решить, и велика вероятность усугубления ситуации.

Гордое молчание в этом случае может быть расценено так, как будто проступок работником совершен намеренно и умышленно по причине строптивого характера. Объяснения с приложенными доказательствами невиновности или уважительных причин помогут сгладить ситуацию и избежать взысканий.

Если отношения натянуты до предела и разгорелся конфликт, обеим сторонам рекомендуется обезопасить свою позицию. Работодателю составлением письменного запроса объяснений, подчиненному – их предоставлением в положенный срок, желательно завизировать или зарегистрировать второй экземпляр и оставить себе.

Пояснение о расхождениях по 6-НДФЛ

Ежеквартально бухгалтерия предоставляет в ФНС форму 6-НДФЛ, в которой указывается информация о доходах и удержанных суммах налога на каждого работника.

Что делать, если налоговики запрашивают разъяснения по неточностям в отчете? Для начала нужно:

Если окажется, что в сведениях НДФЛ закралась ошибка, то предприятие могут оштрафовать за недостоверное предоставление сведений в размере 500 руб. за каждый документ (п. 1 ст.126.1 НК РФ). Фирма освобождается от ответственности, если ошибка была выявлена самостоятельно и исправлена. Поэтому каждому бухгалтеру следует знать правила составления всех видов отчетности во избежание ошибок.

Извещение (уведомление)

  • Исправленную декларацию 3-НДФЛ под номером соответствующей корректировки в верхней части титульного листа документа.
  • Дополненную сопроводительную документацию в виде справки о доходах по форме 2-НДФЛ, договоров о реализации зарегистрированного движимого или недвижимого имущества с получением прибыли и сформированной в результате этих действий налогооблагаемой базы. Сюда же относятся недостающие бумаги, подтверждающие расход лица на лечение, обучение или жилую недвижимость, которые доказываются чеками, кассовыми ордерами или документами, подтверждающими внесение платежей по ипотечному или другому целевому кредиту. Юридические лица в данном случае должны уделить особое внимание налогу на прибыль и НДС с формированием доказательной базы.

Как писать пояснение в ответ на уведомление в налоговую – образец

Следовательно, компании и предприниматели вправе выбрать именно тот режим, который наиболее выгоден при осуществлении деятельности. Разнообразие систем налогообложения стало камнем преткновения у большинства налогоплательщиков в части обложения налогом на добавленную стоимость.

В записке нужно написать, что все расходы имеют экономическое обоснование (привести детализацию расходов и доходов). В качестве доказательства изложенных событий следует приложить подтверждающие бумаги (выписки из бухгалтерских и налоговых регистров и др. – пункт 4 статьи 88).

«В декларации по налогу ____ за период с __.__.____ г. по __.__.____ г. не допущено неполного отражения данных или неточностей, в результате которых возможно уменьшение налогооблагаемой базы. Ввиду этого у ООО «____» нет обязательств по уточнению налоговых платежей за указанный период. Касаемо налоговой нагрузки по основному виду деятельности, сообщаем:

По начислению НДФЛ

Форма составления документа свободная. Это значит, что вы можете излагать свои мысли произвольно. Однако следует учитывать стиль написания – необходимо следование деловой этике и соблюдение норм русского языка.

Пояснение о низкой заработной плате

В России идет процесс легализации заработной платы. Установлено правило, что работники за свой труд должны получать не менее минимального размера оплаты труда, утвержденного на государственном уровне. Вместе с тем, в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, заработная плата должна рассчитываться с учетом повышающих коэффициентов.

Если инспектор обнаружит, что в представленном расчете зарплата работников ниже предельной величины, то он вправе потребовать пояснить расхождения.

Обоснованными причинами такой ситуации могут быть:

  • в связи с тяжелым положением организации работники были переведены на неполный рабочий день, зарплата рассчитана от фактически отработанного времени;
  • если работник ушел в отпуск, то можно указать на данное обстоятельство. Часто сотрудники уходят отдыхать на длительный период времени, отпускные получают в одном месяце, а последующий период остается без начислений или они незначительные;
  • может быть и другая ситуация, например, человек заболел, оформил больничный лист, а в бухгалтерию для оплаты его передал позднее;
  • если налоговики просят пояснить причины расхождения по зарплате от отраслевых показателей, то можно написать, что работники получают по уровню МРОТ. А повысить сумму не получается, так как фирма еще молодая и объемы производства незначительные.

Любые пояснения нужно подтвердить документально. В этом случае можно приложить приказы об отпуске, о переходе на сокращенный рабочий день, расчетные листы о начислениях, больничный лист и т.д.

Несвоевременная уплата налога, пояснение в ФНС

Что делать, если налоговики запросили указать причины задержки уплаты налогов?

ПричинаПояснение
Техническая причинаРуководство фирмы может выявить, что налог был исчислен верно, но при оплате в платежных документах были указаны неверные реквизиты, например, в КБК или ОКТМО. В этом случае потребуется написать заявление об уточнении платежа. Если он пройдет текущей датой, а не фактическим числом оплаты, то придется оплатить пени за несвоевременную уплату.
Между периодом начисления и уплаты НДФЛ имеется расхождениеВ п.6. ст.226 НК РФ регламентировано, что плательщик налогов должен перечислить сумму на следующий день после выплаты заработной платы. В тех случаях, когда зарплата перечисляется в последний день отчетного квартала, а налог перечисляется уже в следующем периоде, потребуется пояснить ситуацию. Но, такой факт не является нарушением закона.

В указанных случаях финансовых санкций удастся избежать, главное своевременно ответить на уведомление и принять меры предоставления разъяснений.

Зачем нужна объяснительная записка

В документообороте выделяют массу разнообразных документов, среди них и объяснительная записка. Используется она для пояснения причин тех или иных ситуаций, действий или фактов. Бумага рассматривается законодательством как форма самозащиты работника. И именно от правильности ее составления, логики изложения фактов зависит последующее решение руководства.

Зачастую объяснительная записка требуется в следующих ситуациях:

  • различные внештатные ситуации, отразившиеся на производстве;
  • различные нарушения трудовой дисциплины;
  • нарушение производственной дисциплины;
  • разнообразные дисциплинарные правонарушения;
  • проступки.

В частности, большинство объяснительных записок составляются по причине опоздания на работу или прогула, невыполнения должностных обязательств. Вот образец записки об отсутствии на рабочем месте:

Пояснение об отсутствии деятельности

При ведении хозяйственной деятельности руководство фирмы часто сталкивается с трудностями финансового плана, что служит поводом для приостановки деятельности.

Во избежание недоразумений рекомендуется сразу сообщить в налоговый орган, в ПФР, в соцстрах информацию, что по конкретным причинам деятельность организации приостановлена, работники уволены, заработная плата не начисляется.

Узнаем, какие аргументы можно написать в письме. Чаще всего это следующие причины:

  • в связи с экономическим кризисом в стране;
  • объемы производства снизились, деятельность приостановлена временно, в случае возобновления работы, организация обязуется об этом уведомить государственные органы;
  • фирма приняла решение о ликвидации.

Приостановка хозяйственной деятельности компании не освобождает налогоплательщика от предоставления отчетности. За несвоевременное направление даже нулевых форм декларации предусмотрены штрафные санкции.

Как правильно заполнить пояснительную

Документ составляется в произвольном виде, так как утвержденного стандартного бланка не существует. Пояснение можно оформить от руки или с использованием компьютерной техники.

При составлении документа следует руководствоваться общими правилами:

  • в шапке пишется наименование инспекции, которая затребовала пояснение;
  • ответ можно оформить на фирменном бланке предприятия. Если такого формуляра нет, то необходимо указать полное наименование компании, ОГРН, ИНН, КПП и юридический адрес;
  • следует указать дату и номер требования инспекции, на которое дается пояснение;
  • далее подробно описываются детали ситуации, требующей разъяснений;
  • лучше всего документально подтвердить факты, послужившие причиной выявленных расхождений. Например, если заработная плата работника меньше прожиточного минимума, то подтверждающим документом может послужить приказ об отпуске. Это будет объяснимо, если отпускные начислены в одном месяце, а дни отдыха были в следующем периоде.

Если после поступления запроса из ФНС бухгалтер организации обнаружил ошибки в представленной отчетности нужно незамедлительно представить корректирующие декларации.

Для удобства наших читателей, приведем унифицированный пример, подходящий практически под любую ситуацию для направления обоснованных пояснений сотрудникам налоговых органов о выявленных расхождениях.

Подведем итог. Каким бы ни был запрос от налоговиков, ответ дать необходимо в течение 5 дней. Это поможет своевременно выявить допущенную ошибку. Если отчетность была представлена с правильно, то достаточно написать пояснение, и приложить подтверждающие документы.

Итоги

При появлении у налоговиков вопросов в отношении поданной в ИФНС отчетности (нестыковки в цифрах, уточненка с уменьшением налога, декларация с убытком) они запросят у налогоплательщика пояснения. Игнорировать такой запрос (он направляется в форме требования) не стоит: исчерпывающие разъяснения помогут снять вопросы и избежать возможных проверок, вызванных неувязками в отчетности. Пояснения могут быть даны как на бумаге, так и электронно. Но если речь идет о вопросах, касающихся НДС-декларации, то налогоплательщики, сдающие такую декларацию электронным способом, должны и пояснения по ней дать в электронном виде.

  • Налоговый кодекс РФ
  • КоАП РФ
  • Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/10185 от 07.03.2014

В опубликованном письме Минфин России разъяснил, при каких условиях фирма может не исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ при выплате дохода по договору с индивидуальным предпринимателем.

Обязанности налогового агента

Фирма, как налоговый агент, с доходов, выплаченных налогоплательщикам, должна исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). А также представить в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ за этот временной промежуток НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Исполнить последнюю обязанность нужно - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть сведения за 2013 год надо подать в ИФНС не позднее 1 апреля 2014 года.

Справка: сведения о доходах физических лиц представляются в налоговую службу в виде справки по форме 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@. Этим же нормативным актом утверждены рекомендации по заполнению данной формы.

Выплата вознаграждения индивидуальному предпринимателю, как исключение

Исключением из доходов, в отношении которых налоговый агент, должен исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ, в том числе, являются доходы, выплаченные:

  • физическим лицам, зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • другие лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой.

Перечисленные лица по суммам доходов, полученных от осуществления соответствующей деятельности, исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно (п. 2 ст. 226, подп. 1 и 2 п. 1 ст. 227 НК РФ).

Таким образом, фирма, от которой индивидуальный предприниматель получил доход от осуществления предпринимательской деятельности, не признается налоговым агентом. Ведь в данной ситуации исчислить и уплатить НДФЛ этот налогоплательщик должен самостоятельно.

Согласно опубликованному письму финансового ведомства, Налоговый кодекс не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них налогоплательщиками доходах.

Данная обязанность установлена статьей 230 Налогового кодекса РФ только для налоговых агентов (см. письмо Минфина России от 01.02.2011 № 03-04-06/3-14).

Особенности составления договора

Для того чтобы не выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ, фирма должна иметь подтверждение того, что выплачивает доход не обыкновенному физическому лицу, а именно индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Для этого в договоре о выполнении работ (оказании услуг), являющимся основанием для выплаты дохода, должно быть отражено, что фирма заключила его с индивидуальным предпринимателем (номер и дата свидетельства о государственной регистрации, орган, выдавший документ, ИНН) в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

В этом случае указание в платежном поручении на договор, заключенный между организацией и индивидуальным предпринимателем, является достаточным. То есть в платежном поручении дополнительно перечислять номер и дату свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, орган, выдавший этот документ, ИНН не требуется. Об этом сообщается в опубликованном письме Минфина России. Подобные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 01.02.2011 № 03-04-06/3-14, от 21.03.2011 № 03-04-06/3-52.

Допустим, фирма приобретает у индивидуального предпринимателя товары (услуги) за наличный расчет. Тогда ей нужно иметь в наличии кассовый чек. Он должен содержать следующие необходимые реквизиты:

  • указание на организационно-правовую форму индивидуального предпринимателя;
  • его фамилию и инициалы;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • заводской номер контрольно-кассовой машины;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги);
  • признак фискального режима;
  • иные сведения.

Если в гражданско-правовом договоре, либо кассовом чеке не отражены упомянутые выше сведения, то фирма в отношении доходов, выплаченных физическому лицу, должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ.

Справка: фирма должна исполнять обязанности налогового агента по доходам работника, с которым заключен гражданско-правовой договор, даже если в этом договоре есть условие о самостоятельной уплате НДФЛ таким сотрудником (см. письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452).

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Минтруд разрешил чиновникам ошибаться в декларациях

Недостоверная информация в поданных чиновником «антикоррупционных» декларациях не является нарушением, которое должно приводить к увольнению виновного. Это следует из выпущенных Минтруда «Методических рекомендаций по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции». Методичка (копия есть у «Известий») разослана по государственным ведомствам для использования в работе. В частности, согласно документу, не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего. Также не будет наказываться ошибка, которая «не образует коррупционного проступка», к примеру если декларация составлялась на основе других документов с неточностями (например, банк выдал недостоверную выписку со счета). Сокрытие от декларирования дорогостоящих подарков также не станут препятствием карьере госслужащего.

Это первые методические рекомендации по борьбе с коррупцией, выпущенные Минтрудом, они обязательны к применению всеми ведомствами для «обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий». Правом на выпуск такого документа, «касающегося реализации требований федеральных законов» Минтруд был наделен в марте 2015 года указом президента РФ № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Методические рекомендации разделяют все коррупционные нарушения на три группы. Первая — значительные проступки, за которые должно последовать увольнение «в связи с утратой доверия», а также «малозначительные» и «несущественные» проступки, за которые чиновник может отделаться замечанием или выговором (см. инфографику).

Например, серьезным нарушением, по мнению Минтруда, является только такая «ошибка», величина которой составила более 20% от общего дохода семьи — вне зависимости от величины сокрытой суммы.

Не считаются существенными сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, а также неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей. Если чиновник не уведомил руководство о попытке подкупа, этот проступок также не будет считаться значимым.

Не предусмотрено методическими рекомендациями Минтруда наказание за отказ чиновника декларировать дорогие подарки, которые тот получил.

Отдельно перечислены случаи, которые вообще «не образуют коррупционного нарушения» и не влекут взысканий. Так, чиновник избежит санкций, если не смог составить и подать антикоррупционную декларацию в связи с форс-мажорными обстоятельствами. В качестве таковых в документе перечислены военные действия, пожар и наводнение. Также не будут чиновники наказаны за недостоверные сведения в декларациях, если отображенная в ней информация основывалась на ошибочных документах от банков, государственных структур.

В пресс-службе Минтруда подтвердили наличие документа, однако не смогли предоставить оперативного комментария.

Эксперты возмущены, что такой важный документ принимался без участия профессионального сообщества.

— Интересно, почему антикоррупционная методичка не проходила антикоррупционную экспертизу, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. — Такое ощущение, что писали ее коммерсанты — только они в каждом документе упоминают про форс-мажорные обстоятельства — и под конкретные случаи, по которым сейчас идет проверка. Откуда взялась цифра в 20%? А если доход семьи составил миллиард? Незадекларированные 200 млн — простим? Да даже если было сокрыто «только» 5 млн рублей, — это, извините, однокомнатная квартира в Москве. В Национальном плане по противодействую коррупции, утвержденным президентом, сразу несколько пунктов посвящены подаркам. Почему они пропали из методички? Общий вывод такой: зачастую наши чиновники, которые прописывают нормы ответственности, пишут их так, чтобы остаться без какой-либо ответственности.

— Совершенно понятно, почему по документу освобождаются от ответственности чиновники, которые предоставили «ошибочные» документы от банка или БТИ, — соглашается экс-замминистра финансов, профессор ВШЭ Алексей Саватюгин. — Вот представьте, захотел чиновник переписать имущество на своего родственника, чтобы не декларировать его. Сделку совершить можно быстро, но регистрационный процесс занимает недели, а то и месяцы. А справку нужно предоставлять уже сейчас, и вот он вынужден получать «ошибочную» справку, где собственником обозначен он, а не дальний родственник или бывшая жена.

Кабанов допускает, что после такой нормы могут участится случаи, когда путем сговора, например, с операционистом банка чиновник сможет получать справки с нужными опечатками.

— Теоретически это возможно, особенно если речь идет о БТИ, — говорит он. — Хотя справедливости ради отмечу: действительно был случай, когда в банке чиновнику выдали справку с лишним нулем. В результате было истрачено много нервов, пока ошибка не была найдена.

В Минтруда заявили, что не ведут подсчет объема вынужденных и намеренных ошибок в декларациях. Как указывалось в прошлогоднем отчете о проверке деклараций служащих Центробанка, более половины менеджеров ЦБ в своих декларациях предоставили данные с ошибками или не предоставили их вовсе.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, необходимо полностью менять подходы к борьбе с коррупцией.

— Должна быть создана единая государственная система контролирования доходов и расходов, чтобы, с одной стороны, контроль был непрерывным, а не раз в год, как в настоящее время, — считает он. — И с другой стороны, чтобы чиновник не ездил ежегодно по банкам, собирая сомнительные справки. А вот если к его деятельности возникли дополнительные вопросы, тогда отдельно вызывать и требовать объяснений.


Иногда, открывая почтовый ящик, обнаруживаешь «письмо счастья» от налоговой инспекции с требованием предоставить налоговую декларацию. Возникает ряд вопросов:

«Как заполнить декларацию?»

«Я ничего не забыл?»

Например, случай из жизни нашего Клиента. Сергей Семенович директор небольшой фирмы, работают семейным подрядом, доходы небольшие. Всей семьей, включая маму и папу, строили его семье квартиру. Стройка шла лет 5. В 2016 году Сергей Семенович получил требование из налоговой о представлении декларации о доходах и имуществе за последние 10 лет. Для того, чтобы подтвердить доходы, собирали сведения о доходах жены, мамы, папы и самого Сергея Семеновича. Часть накоплений была сделана родителями в срок до 2006 года, поэтому родители подтверждали доходы начиная с 2000 года. В качестве подтверждения доходов были представлены справки с места работы о начисленной заработной плате. Однако, без проблем не обошлось. За период с 2000 по 2004 гг. папа работал в фирме, которая была ликвидирована и представить сведения о доходах в этот период не удалось. По итогам, часть доходов не была подтверждена и пришлось заплатить подоходный налог.

Мы подобрали для вас важную информацию о декларировании доходов и имущества по требованию налоговой инспекции. То есть, это те ситуации, когда сдавать декларацию самостоятельно обязанности нет. Ее надо сдавать только в случае, если потребует налоговая инспекция.

В каких случаях налоговая может затребовать представить декларацию о доходах и имуществе:

  • явное несоответствие уровня заработной платы/иных доходов уровню жизни физического лица. Например, регулярное совершение покупок на дорогостоящие суммы, выезд за границу на шоппинг и ввоз в страну покупок, дорогостоящие покупки недвижимости и транспортных средств;
  • наличие займов как выданных, так и полученных. Например, вы дали займ своему другу и налоговая проверяет его доходы. Одновременно и вас могут спросить, откуда ваши доходы;
  • наличие в деятельности фирмы, в которой вы являетесь учредителем/директором сделок с «лжепредпринимательскими структурами». Могут спросить как по результатам налоговой проверки, так и без нее;
  • другие ситуации, когда возникает вопрос «Откуда деньги?», том числе и по информации «доброжелателей».

Какие доходы и имущество подлежат декларированию?

Доходы, подлежащие декларированию:

  • доходы физических лиц, полученные в декларируемый период от источников в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь;
  • доходы в виде займов (за исключением коммерческих займов (авансы, предоплаты)), полученных в период, предшествующий декларируемому периоду, и не возвращенных на дату представления декларации о доходах и имуществе.
  • Имущество, подлежащее декларированию:
  • земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части;
  • транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда;
  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения;
  • иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, за исключением имущества, указанного в декларации о доходах и имуществе за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направляется письменное требование. Десятилетний порог могут превысить только в том случае, если доходы получены ранее 10-го периода.

Алгоритм событий процесса декларирования:

1) Налоговая требует заполнить декларацию о доходах и имуществе за определенный период.

2) Физическое лицо представляет в установленный срок декларацию о доходах и имуществе.

3) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку.

4) Налоговая требует представить пояснения об источниках доходов, указанных в декларации, если по данным проверки суммы расходов превышают его доходы.

5) Физическое лицо дает пояснения об источниках доходов и имущества.

6) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку повторно по дополнительно представленной информации, по результатам которой либо соглашается с вашими расчетами либо не соглашается и рассчитывает подоходный налог с суммы превышения доходов над расходами и предлагает его оплатить.

Сроки совершения процедур в процессе декларирования:

1. Сроки представления декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления. В заявлении также указывается срок (определяемый календарной датой) представления декларации о доходах и имуществе.

В свою очередь должностное лицо налогового органа должно письменно уведомить физическое лицо о продлении срока представления декларации либо сделать отметку о таком продлении на письменном требовании. Срок представления декларации о доходах и имуществе может быть продлен не более чем на 3 месяца.

2. Срок представления пояснений об источниках доходов. Пояснения должны быть представлены физическим лицом в письменной форме в течение 30-ти календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Указанный срок продлевается на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.

3. Срок проведения камеральной проверки не может превышать 30-ти рабочих дней. Начало срока начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

Проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев), при наличии следующих обстоятельств:

направлении физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;

направлении запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств;

невозможности проведения камеральной проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине проверяемого физического лица.

По решению руководителя налогового органа срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Как налоговая проводит камеральную проверку декларации о доходах и имуществе

Камеральная проверка проводится налоговыми органами на основании сведений, указанных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе. При этом налоговики пользуются дополнительной информацией, которую они получают от других государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о находящемся в его собственности имуществе.

Налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица за требуемый период. А если заявленные доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий 10 календарных лет, сопоставление сумм расходов и доходов физического лица проводится налоговым органом и за период начиная с года, в котором получены такие доходы.

При проверке доходов-расходов налоговая считает расходы физического лица на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Если физическое лицо не согласно с таким расчетом, то налоговая может принять в качестве расходов представленные сведения о фактически израсходованных физическим лицом денежных средствах на эти цели.

В случае, если налоговая в ходе прверки установит факт, что расходы физического лица превышают его доходы, либо факт получения дохода не подтверждается, то физическому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода.

Если пояснения об источниках доходов не представлены или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат обложению подоходным налогом.

Если физическое лицо не представило декларацию о доходах и имуществе? Что тогда?

Если физические лицо декларацию о доходах и имуществе в течение 30-ти календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган не представило, налоговый орган вправе провести проверку на основании имеющейся у него информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.

Если при проведении проверки физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, информация о которых имеется в налоговом органе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение 30-ти календарных дней.

Если физическим лицом не представит пояснения об источниках доходов или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.

Меры ответственности

В соответствии со статьей 23.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» за нарушение порядка декларирования доходов и имущества, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок декларации о доходах и имуществе лицом, обязанным в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией представлять такую декларацию, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до двадцати базовых величин.

Не является административным правонарушением указание в декларации о доходах и имуществе:

  • неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
  • недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера таких доходов не более чем на 20 процентов;
  • недостоверных сведений о дате приобретения имущества (доли в праве собственности на имущество);
  • недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
  • недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов;
  • неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления государственным органом, иной организацией, должностным лицом заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

Особенности при заполнении налоговой декларации

При заполнении декларации о доходах и имуществе, можно учитывая особенности и тонкости избежать проблем. Поэтому лучше обратиться за помощью к сторонним консультантам. В частности в штате нашей компании работает консультант-эксперт, обладающий глубокими знаниями и 20-летним опытом работы по вопросам декларирования доходов и имущества.

  1. грамотно составить пояснения для налоговой;
  2. собрать необходимую информацию для заполнения декларации;
  3. заполнить декларацию;
  4. окажем иную помощь.

Стоимость услуги – 50 руб. за час. Стоимость услуги рассчитывается исходя из фактически затраченного времени на консультацию.

Записаться на консультацию можно по тел.: (017) 239-20-40, 234-99-92(93).

Читайте также: