Этапы развития налогообложения малых предприятий в российской федерации

Опубликовано: 15.05.2024

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

– федеральные налоги и сборы;

– региональные налоги и сборы;

– местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18–21 Закона об основах налоговой системы. Нормы ст. 12–15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

– акцизы (гл. 22 НК);

– налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

– водный налог (гл. 25.2 НК);

В состав федеральных сборов входят:

– государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК).

Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III TK.

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

– налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);

– транспортный налог (гл. 28 НК);

– налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

– налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки; действует Закон о налогах на имущество физических лиц);

– земельный налог (гл. 31 НК).

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены местных налогов и сборов отражены в табл. 4.1.

Таблица 4.1Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)

* Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

– упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

– система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

– ограничение стихийности рыночных отношений;

– воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;

Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.

Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:

– повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;

– снижение общего налогового бремени;

– упрощение налоговой системы;

– обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;

– создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.

Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:

– формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

– четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

– закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

– достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

– определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.

Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.

Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:

– построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

– развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

– создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

– сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;

– снижения общего налогового бремени;

– формирования единой налоговой правовой базы;

– совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;

– интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;

– закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;

– отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);

– реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;

– исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;

– отказа от многочисленных льгот и преференций;

– создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;

– повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.

Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.

В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.

С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.

В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.

В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.

В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:

– повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;

– способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;

– повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).

Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.

С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.

На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:

– сборщики налогов и сборов;

– органы налоговой администрации;

– временные участники налоговых правоотношений.

Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.

Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собственных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой причине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Органы налоговой администрации осуществляют непосредственное управление системой налогообложения в государстве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.

Фискальные органы – органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.

Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.

Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.

Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:

– органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;

– советы адвокатских палат субъектов РФ;

– органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;

– органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

– органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;

– органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

– органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

– органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;

– нотариусы, осуществляющие частную практику;

– органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

– органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;

– органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.



Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных проблемных вопросов, касающихся государственного регулирования российского малого бизнеса. Рассмотрено понятие малого предпринимательства, его риски и преимущества перед другими видами экономической деятельности. Также внимание уделено законодательной базе, существующей в РФ на сегодняшний день; подробно освещены проблемы, связанные с ведением малого бизнеса.

Наверняка сегодня очень сложно представить себе такое государство в мире, где полностью отсутствует какая-либо частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность в современных торгово-денежных отношениях выступая одним из «локомотивов» мировой рыночной экономики, способствует стабильному и полноценному развитию общества и государства. От того, насколько высок уровень развития предпринимательства в стране, зависит ее конкурентоспособность на международной арене, общий экономический тонус.

Какой же вид экономической деятельности в России можно считать малым предпринимательством? Рассматриваемая в данной статье деятельность осуществляется, прежде всего, таким субъектом, чей юридический статус подходит либо под индивидуального предпринимателя, либо под малое предприятие (с определённой численностью работников, прибыли). Такая деятельность ведется субъектом от своего имени, он несет за нее личную ответственность, осуществляя ее на свой страх и риск. [1]

Основным фактором, определяющим экономическую деятельность малого предпринимателя, является доход от такой деятельности, т.е. здесь присутствует экономический интерес субъекта. Но такая деятельность не является бесконтрольной и неподотчетной и, соответственно, функция государства в регулировании предпринимательства заключается в том, чтобы часть полученных предпринимателем доходов изъять. Формами изъятия могут быть налоги, иные обязательные платежи, в соответствии с законом. Это делается с целью обеспечить экономические интересы государства и общества. Но если же интерес государства и общества не совпадают с интересами субъекта предпринимательской деятельности, то это приводит к довольно плачевным последствиям в экономике. Этим обусловлена первостепенная необходимость в учете экономических интересов предпринимателей.

Обратимся к существующей на сегодня в России действительности в сфере малого бизнеса. Очевидно, что на данный момент ситуация складывается довольно непростая: государство при осуществлении регулирования данного сектора экономики часто «переусердствует», применяя излишние ограничительные меры, но при этом какую-либо поддержку на развитие своего дела начинающему предпринимателю получить очень проблематично.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что именно сейчас мы наблюдаем недостаток подходов, применяемых государством при регулировании сферы малого бизнеса, что говорит о назревшей необходимости в поиске наиболее оптимальных вариантов решения имеющейся проблемы.

Поскольку предметом нашего рассмотрения является именно государственное регулирование малого предпринимательства, то далее речь будет идти исключительно о нем. Отметим, что множество стран мира (как развитых, так и с развивающейся экономикой), используют регулирование малого бизнеса со стороны государства. Это является причиной существенного прироста ВВП в экономику страны: от 50 до 90% в отдельных странах. [2] Главным и бесспорным преимуществом регулирования предпринимательства именно со стороны государства, является наличие четких гарантий для владельцев бизнеса по защите их вложений от возможных потерь, а также возможность свободно осуществлять управление созданной организацией. Ключевым преимуществом малого предпринимательства стоит, пожалуй, считать и быструю окупаемость бизнеса, т.е. прибыль будет получена значительно быстрее, чем от крупного предприятия.

Начиная собственную деятельность, предприниматель встречает на своем пути противоречие экономических интересов. Несмотря на то, что в России сейчас со стороны Правительства оказывается поддержка в виде льгот по кредитованию, упрощения процедуры регистрации, различных консультативных услуг субъектам, решившим начать свое дело, практически каждый предприниматель вынужден уже на начальном этапе своей деятельности неси непосильные расходы: высокие налоги, траты на реализацию выпускаемого продукта, зарплата работникам и пр. В совокупности, все перечисленные обстоятельства, в большей степени будут способствовать не тому, чтобы предприниматель стремился получить как можно больше прибыли, а тому, чтобы как можно меньше уплачивать всевозможных издержек. И здесь уже могут применяться все средства – в рамках закона, так и «в обход». В конечном итоге, дело может доходить до крайностей: получается, что само государство «подталкивает» предпринимателя нарушить закон, следовательно, многие из нарушителей несут предусмотренную законом ответственность, а это неминуемо приводит к стремительному сокращению числа субъектов, ведущих малый бизнес.

Если говорить о формах малого предпринимательства, то в России самой распространенной и доступной является индивидуальное предпринимательство, т.е. деятельность осуществляется гражданином (физическим лицом), без образования юридического лица. Такой вид деятельности получил широкое распространение даже несмотря на то, что вся ответственность за доходы, расходы, возможные убытки, полностью лежит на владельце бизнеса.

В последние годы правительством активно ведется работа по поиску новых возможностей и условий для создания целого слоя малого бизнеса в стране, однако пока что мы не можем говорить о результативности таких мер: ситуация с малым бизнесом в России далека от приемлемого уровня, который требуется для поддержки экономического сектора [5].

Однако, если анализировать ситуацию в большинстве развитых экономически странах (в основном, европейских), то здесь малый бизнес – неотъемлемая составляющая экономического сегмента: он способствует формированию конкурентоспособности, создает социально-экономические условия для занятости населения, сглаживая социальное расслоение в обществе [3].

Ярким примером положительной динамики малого бизнеса в Европе можно назвать Европейский Союз, государства которого имеют более 15 млн. предприятий в самых различных отраслях, кроме сельского хозяйства. Особенностью большинства предприятий Евросоюза является их малочисленность: это либо предприятия с единственным владельцем, либо с несколькими его родственниками. Численность работников на оставшихся предприятиях не превышает 10 человек. Именно за счет данных предприятий в странах Евросоюза обеспечивается 25% экономического оборота, а также третья часть рабочих мест. [4]

Велико значение предприятий малого бизнеса и в том, что небольшие сегменты рынка, благодаря им, начинают функционировать намного успешней. Кроме того, небольшое предприятие значительно легче адаптировать к новым условиям, изменениям в техническом прогрессе, легче внедрить инновационные разработки и технологии. А это, в свою очередь, позволяет «идти в ногу» не только со временем, но и со вкусами потребителя, подстраиваясь под его нужды, что дает малым предприятиям огромное преимущество над крупными, гораздо менее мобильными в этом плане [7].

Эффективность функционирования каждого предприятия напрямую зависит от того, насколько развиты необходимые базы его деятельности: правовая, техническая, финансовая и т.д. Это свидетельствует о важности формирования предпосылок в отечественной экономике, которые будут способствовать максимально полному и эффективному использованию тех преимуществ, которые несет в себе малый бизнес, а также устранению существующих пробелов и недостатков. Каковы же преимущества малого бизнеса? Рассмотрим их далее.

Во-первых, происходит формирование так называемого «среднего класса», за счет того, что число собственников производств растет (ранее уже нами было сказано о том, что каждый владелец малого бизнеса – собственник имущества малого предприятия, индивидуальный предприниматель). Кроме того, уменьшается разрыв между социальными слоями населения: происходит сглаживание в доходах граждан за счет возросшего числа населения, которое становится экономически активным.

Во-вторых, как следствие повышения экономической активности населения страны, сокращается число безработных граждан, т.е. во многих сферах создаются новые рабочие места (например, в сфере торговли, оказания услуг). Как следствие, повышается возможность самореализации личности: наиболее активные и способные могут себя попробовать как раз в малом бизнесе.

В-третьих, решается вопрос повышения квалификации работников: люди, не имеющие высшего образования (либо соответствующего образования по необходимой специальности), получают возможность самообучения и профессиональной подготовки непосредственно в процессе работы.

В-четвертых, на предприятиях малого бизнеса имеется реальная возможность внедрять определенные новшества в процесс производства, осваивать новые технологии, и, как следствие – легкое освоение новых ниш в предпринимательстве, там, где на начальных этапах отсутствует серьезная конкуренция, ведь очень часто крупнейшие компании просто «закрывают глаза» на какие-нибудь незначительные, по их мнению, отрасли, которые не могут принести серьезный доход.

В-пятых, развитие малых предприятий наилучшим образом способствует пресечению и уничтожению монополии того или иного производителя, что положительно влияет на поддержание конкуренции.

В-шестых, функционирование малого предприятия способно эффективно задействовать невостребованные ресурсы: материальные, природные и другие, с целью их дальнейшего эффективного использования в производстве.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о безусловной важности малого бизнеса в экономике страны, ведь он работает сразу по многим направлениям: это и расширение производства, и быстрое внедрение новых технологий, и решение проблем с безработицей, а также минимизация затрат при расширении различных видов производств.

Но любая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства: и крупного, и среднего, и малого, обязательно нуждается в законодательном регулировании со стороны государства. В Российской Федерации ведущими нормативными актами, нормы которых регулируют предпринимательскую деятельность, в т.ч., и малый бизнес, являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон, принятый 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Положения настоящего Закона начали применяться с 1 января 2008 г., т.е. с момента его вступления в юридическую силу, а те из них, которые непосредственно затрагивают полномочия Правительства РФ в том, чтобы устанавливать пределы значений выручки и стоимости активов предприятия малого бизнеса, применяются с 1 января 2010 г. [6].

Вышеназванный закон регламентирует четкие критерии, в соответствии с которыми то или иное предприятие можно относить к малому, либо среднему или крупному бизнесу. Такими критериями являются: объем выручки от деятельности предприятия, которая исчисляется за отчетный период; также сюда входит балансовая стоимость активов, и численность штата организации. Размеры, которые не должны превышать названные показатели, устанавливает Правительство РФ.

Цели и основные принципы политики, проводимой государством в отношении развития субъектов малого бизнеса, закреплены в вышеупомянутом Федеральном законе. Закона также закрепляет поддержку данных субъектов. Она может быть выражена в форме проведения консультаций, предоставления финансовых субсидий, иногда предоставляется имущество для целей предпринимательства; также поддержка может быть информационной, инновационной, затрагивать такой важный аспект, как подготовка и переквалификация требуемых кадров и т.п.

Государство осуществляет свою политику в отношении субъектов малого предпринимательства через введение специальных режимов налогообложения (налоговых льгот), предоставление льгот по приватизации имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, налоговых деклараций.

Первое, что на наш взгляд, заслуживает особого внимания – это законодательная база, которая, увы, на сегодняшний день далека от совершенства и нестабильна. Сложность заключается в том, что правила, по которым предприятия должны осуществлять свою экономическую деятельность, слишком часто меняются, а предпринимателям довольно затруднительно практически непрерывно отслеживать законодательную базу с целью получения информации о свежей редакции законов и иных положений. Кроме того, постоянные изменения очень часто оказываются непродуманными, и, как следствие – не работают, что указывает на наличие пробелов в законодательстве. А те законы, которые уже вступили в силу, часто не выполняются на практике: так, например, не были до сих введены в действие налоговые льготы, предусмотренные для научных организаций, аспирантов и докторов наук.

Вторым, не менее губительным моментом, стоит считать то, что налоговая и финансовая системы в России на сегодня далеки от совершенства. Чрезмерно высокие ставки налогов, строгое ограничение перечня льгот, касающихся деятельности ИП. Такое положение дел приводит к тому, что даже законно начавшие свою деятельность субъекта малого предпринимательства вынуждены искать всевозможные способы уклониться от уплаты налогов. Относительно финансовой и кредитной сфер, также имеются существенные недоработки: так, Положение о Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства устанавливает правила для целевого использования денежных средств: т.е. они должны использоваться исключительно для финансирования и кредитования Федеральной программы, а также отдельных программ малого предпринимательства. Но по итогам проведенных проверок установлена весьма низкая эффективность от использования выделенных средств: отсутствовал четкий, регламентированный законодательством, порядок их расходования, что приводило очень часто к их нецелевому использованию.

И, наконец, третьим проблемным аспектом, является то, что в настоящее время в России нет четко налаженной системы поддержки малого предпринимательства со стороны государства и общества.

Но и вышеперечисленный список существующих проблем – далеко не полный. Возникновение сложностей, препятствий начинается еще на стадии организации (создания) субъекта малого бизнеса. Среди самых актуальных большинство предпринимателей выделяют следующие проблемы:
- невозможность найти свободную, неконкурентную нишу на рынке;
- довольно узкие возможности для поиска партнеров по бизнесу: как правило, редко кто хочет рисковать;
- отсутствие или довольно скромный стартовый капитал;
- возникновение трудностей в процессе регистрации субъекта предпринимательства и его постановки на учет в налоговых органах.

В заключение отметим, что существование малого бизнеса в России сильно осложняет слабая государственная поддержка. А для того, чтобы успешно развиваться в экономическом плане, государство должно заботиться об источниках, пополняющих его экономику. Таким образом, для решения многих проблем, связанных с организацией малого предпринимательства в РФ, в первую очередь, необходимо сделать максимально доступной для граждан организацию своей собственной деятельности. И на сегодня разработка и принятие мер по эффективному регулированию малого бизнеса – важный приоритет государства.

Список литературы
1. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 c.
2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.
3. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
4. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.
5. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 185 с.
6. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 282 с.
7. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 417 с.
8. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.

Развитие малого бизнеса является залогом роста конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Это объясняется вкладом субъектов малого предпринимательства в решение проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики и преодоления структурных диспропорций, активизации научно-технического развития, увеличение поступлений в государственный и местный бюджеты и др.

Преимущественно локальный характер обслуживания рынков субъектами малого бизнеса приводит к усилению зависимости последних от политических и социально-экономических процессов, которые происходят в регионе их присутствия, и предопределяет необходимость идентификации и решения проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели на региональном и местном уровнях.

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами, такими как Освальд А., Стори Д., Рейнольдс П. и другие. Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, преодоления различных видов препятствий осуществили такие ученые, как А. Бутенко, Л. Воротина, З. Варналий, В. Гейць, А. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема развития и перспективы малого предпринимательства является недостаточно изученной в макроэкономике.

Целью статьи является выявления проблем и изучение перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества.

На рис. 1 представлено количество предпринимателей по федеральным округам, которые зарегистрированы в Едином реестре.

Согласно рис. 1 наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Централном ФО. Более половины малых предприятий региона находятся в г. Москва. В Москве на долю малых предприятий приходится более 60% оборота соответствующих предприятий округа. Две трети малых предприятий ЦФО заняты в оптовой и розничной торговле, в которых реализуется 82,5% оборота малых предприятий.

На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц - малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц - средние предприятия (0,4%) (рис. 2).

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017), в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку. Но на данном этапе развития малого бизнеса и предпринимательства есть значительные проблемы и одним из путей выхода из кризиса малого предпринимательства является кредитование данной сферы. В результате кризиса у банков возникла проблема ликвидности, выразившаяся в возрастании процентных ставок. Высокие процентные ставки за кредит, обязательное требование залога, стоимость, которой значительно превышает сумму кредита, практически делают невозможным доступность кредитных ресурсов для тех субъектов малого предпринимательства, которые начинают свое дело.

К основным тормозящим факторам развития предприятий малого бизнеса на различных уровнях управления стоит отнести:

-нерегулярное и не всегда гарантировано стимулирование программ поддержки и развития на региональном и государственном уровне;

-отсутствие четких ориентиров развития на инновационном фундаменте;

-отсутствие эффективной и результативной модели сотрудничества малого и среднего предпринимательства;

-нецелевое использование средств, которые выделены под проекты для развития, несовершенство системы мониторинга, контроля использования;

-невысокую квалификацию, достаточно низкую компетентность работников предприятий.;

-рост степени различных видов риска,

-в частности, имеющийся чрезмерный риск конкуренции и появления массового банкротства;

-чрезмерную конкуренцию с зарубежными компаниями;

-постоянные изменения, необходимость периодического обновления и модернизации;

-разного рода препятствия, прежде всего бюрократические и административные;

-ограниченность и бешеную нехватку финансирования для развития малого бизнеса;

-необходимость создания и внедрения инновационных технологий, новейших процессов, низкий уровень инновационной культуры и мышления;

Формирование рыночной экономики в России связано с ростом предпринимательской активности во всех отраслях. Развитие именно малого бизнеса является одним из перспективных средств создания конкурентной рыночной системы. Основание собственного предприятия сдерживается главным образом сложностями непосредственно открытия собственного дела.

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

-государственная поддержка: способствовать формированию благоприятного

предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

-разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

-международная помощь (финансовая, техническая, в подготовке кадров): разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;

-способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;

-способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;

-интеграционная поддержка через субподряд, франчайзинг, лизинг и т.д.;

-кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;

-профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать самозанятости безработных путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;

-при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.

Для информационного обеспечения малых предприятий и упрощения их доступа к необходимой информации сформировать в регионах базы данных, которые будут накапливать, и упорядочивать информацию относительно норм действующего законодательства; информационно-аналитические материалы относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ярким примером для России в этом контексте может выступить Япония. Исследования показали разносторонность, комплексность, системность и действенность базовых программ поддержки функционирования малых предприятий в Японии.

Например, финансовые программы помощи развития бизнеса в Японии охватывают кредитные программы, программы гарантирования возврата кредитов и инвестиционные программы (финансирование акционерного капитала). Кроме вышеупомянутых, важную роль играют управленческие и организационные программы поддержки деятельности малых и средних предприятий. Основными программами помощи в управленческой поддержке частного бизнеса в Японии есть программы развития культуры предпринимательства, совершенствование менеджмента в организациях, проведение тренингов и семинаров, информационные услуги и мероприятия по поддержке и внедрению инноваций, прогнозирования банкротства предприятия и финансовая поддержка в случае его наступления.

Рассматривая опыт развитых стран, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из эффективных путей реформирования экономики. Именно они являются механизмом наибольшего привлечения ресурсов, в том числе и трудовых. Таким образом, поддержка малого бизнеса может помочь стране решить много вопросов, среди которых социальные: создание новых рабочих мест, повышение уровня обеспеченности населения, а также экономические: привлекательность для иностранного инвестирования, ускорение оборота частного капитала, создание конкурентной среды. В западных странах имеются множество организаций, которые регулируют и поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Со стороны государственной власти ответственность за развитие лежит на нескольких министерствах, или их отделах. Обычно, политика поддержки малого предпринимательства осуществляется двумя-тремя министерствами.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий в значительной степени будет способствовать поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, его укреплению. В конечном итоге это положительно скажется на уровне социально- экономического развития страны и качества жизни населения России. Развитие малого бизнеса имеет важное значение в социально-экономических направлениях развития нашего отечества. Также стоит отметить весьма незначительную эффективность и результативность ведения предпринимательской деятельности, невысокую степень и качество менеджмента, необходимость усиления доступа к финансированию стратегического развития малого бизнеса и, как последствие низкий уровень инвестиционно – инновационной активности из-за отсутствия четкого стратегического ориентира развития малого бизнеса. Существующее состояние их функционирования и развития не находится на должном уровне, что свидетельствует о сложных экономико-политических условиях и среде ведения малого бизнеса в России.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017)

2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Осипов Е.М.. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 208 с.

4. Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П.. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Юрайт, 2012. – 480 с.

5. Широков Б.М.. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

6. Ресурсный центр малого предпринимательства [электронный ресурс] – Режим доступа:https://rcsme.ru/ru/statistics.

7.Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе - Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.

8 .Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация./Коллектив монография под общей ред. М.А.Эскиндарова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» 2017.- 466 с.

9. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. I //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 256 с.

10. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. II //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 286 с.

11 .Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

12 .Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

13 .Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы: история и современность: монография/Н.В.Цхададзе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» , 2014.- 207 с

14 .Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография/Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

Налогообложение в России делиться на 6 видов:

  • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
  • упрощенная система (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
  • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

Основные виды налогообложения

Характеристика общей системы налогообложения

При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

  • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
  • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



Упрощенная система налогообложения

Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • у компании нет филиалов;
  • количество сотрудников до 100 человек;
  • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
  • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
  • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

Патентная система налогообложения

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

  • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
  • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
  • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
  • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

Плюсы и минусы систем налогообложения в России

Налог на профессиональную деятельность

В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

  • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
  • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
  • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
  • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
  • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
  • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
  • администраторы социальных групп и видеоблогеры
  • продавцы товаров собственного производства;
  • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
  • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
  • работники строительных и отделочных специальностей;
  • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
  • работники курьерской службы.

Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

Читайте также: