Предположим что в результате проверки налога на прибыль

Опубликовано: 25.04.2024

В 2018 году, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом доначислен налог на прибыль за 2015 год вследствие неправомерного включения в состав расходов 2015 года затрат на капитальный ремонт, относящихся к 2016 году. Кроме того, наложен штраф за несвоевременную уплату налога и начислены пени на образовавшуюся недоимку. Как в 2018 году в бухгалтерском учете организации отразить операции по налогу на прибыль, относящиеся к 2015 и 2016 годам согласно решению по проверке?

При отражении в бухгалтерском учете доначислений налогов, штрафа и пени датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения налогового органа по проверке, на которую необходимо осуществить все исправительные проводки. Данный документ будет служить основанием для внесения исправлений в учет (статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В бухгалтерском учете начисленные пени и штрафы по налогу на прибыль на дату вступления в силу решения по проверке отражаются записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов, Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).

На порядок отражения записей по счетам бухгалтерского учета, в части отражения суммы налога на прибыль будет влиять также то, насколько существенна допущенная ошибка.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

Критерии, по которым устанавливается уровень существенности, экономическим субъектом закрепляются в его учетной политике.

Если ошибка несущественная, то исправительные записи будут следующие (п. 14 ПБУ 22/2010):

Дебет 99 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая несущественной.

При доначислении налога на прибыль, величина которого существенна, ис­поль­зу­ет­ся счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п.9 ПБУ 22/2010).

Исправительные записи в бухгалтерском учете будут следующие:

Дебет 84 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая существенной.

Кроме того, необходим также ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы (п. 9 ПБУ 22/2010).

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

В случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.

Так как ошибка относится к 2015 году, то в годовой отчетности за 2018 год показатель чистой прибыли за 2016 год должен быть приведен с учетом выявленной ошибки по налогу на прибыль за 2015 год.

Если организация имеет обоснования для включения расходов по ремонту, фактически произведенных в 2015 году, в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в 2016 году, в таком случае организации необходимо подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год (статья 81 НК РФ).

Исправления в бухгалтерском учете так же будут проведены в 2018 году на дату обнаружения ошибки. Отражение исправлений в бухгалтерском учете будет зависеть от существенности допущенной ошибки.

Если ошибка несущественна, то уменьшенный налог на прибыль за 2016 год отражается в учете записью: Д68 субсчет налог на прибыль К99 субсчет по налогу на прибыль (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Если ошибка существенная, то уменьшение налога на прибыль за 2016 год будет отражаться проводкой Д68 субсчет налог на прибыль К84 (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Исходя из вышеизложенного следует, что если организация, будет отражать исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличивать сумму налога на прибыль) и одновременно отражать исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшать сумму налога на прибыль), то на соответствующие показатели отчетности за 2018 год указанные исправительные записи не повлияют, как не повлияют и на показатель чистой прибыли и величину дебиторской/кредиторской задолженности за 2016 год, отражаемые в отчетности 2018 года.

В отчете о финансовых результатах за 2018 год суммы начисленных пеней и штрафа по налогу на прибыль отражаются по строке 2460 «Прочее» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина ПФ от 29.07.1998 № 34н, Инструкция по применению Плана счетов) Если ошибка признана не существенной (доначисление налога за 2015 год отражено записью Д 99 К 68 субсчет по налогу на прибыль) и исправления в декларацию за 2016 год не внесены, то в отчете о финансовых результатах за 2018 год сумма доначисленного налога так же войдет в показатель строки 2460 «Прочее». (п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

Если организацией отражены исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличена сумма налога на прибыль) и одновременно отражены исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшена сумма налога на прибыль), то в отчете о финансовых результатах в составе показателя строки 2460 «Прочее» отражаются только пени и штрафы по налогу на прибыль.

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка. Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения. Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в "черный список" кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом "Для служебного пользования" - Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме - с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода. При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков - раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке. Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках. Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать. Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании. Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д. Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов. Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете. То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично. Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Этaпы камеральной проверки (см. схему)

20 августа Верховный Суд в лице судьи Анатолия Першутова вынес очередное негативное для налогоплательщиков отказное определение (дело № А50-24007/2013). На этот раз вопрос касался применения ст. 101 НК РФ в части проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по итогам рассмотрения материалов этих мероприятий и всей налоговой проверки в целом. Поскольку это определение может стать негативным прецедентом и в будущем, остановлюсь на нем более подробно.

Как известно, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ «в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля».

Толкование данной нормы дает основания для вывода о том, что на момент назначения доп. мероприятий факт совершения налогового нарушения уже должен быть установлен. Если установлен факт нарушения, то по идее должен считаться установленным и размер нарушения в виде конкретной суммы заниженной налоговой базы, стоимости сокрытого объекта налогообложения, и т.п. Вряд ли факт налогового нарушения в виде неуплаты налога может существовать абстрактно, сам по себе, без определенного размера. И наконец, на момент назначения доп. мероприятий у налогового органа на руках уже должны быть собраны хоть какие-то доказательства совершения налогового правонарушения, поскольку в п. 6 ст. 101 НК речь идет о дополнительных доказательствах его совершения.

Такое толкование во многом подтверждается и п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (по применению части первой НК РФ), согласно которому «…назначаемые…дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений».

И если исходить из того, что нарушение, выражающееся в занижении налоговой базы, неполной уплате налога и т.п. измеряется в определенной денежной сумме, то запрет в ходе доп. мероприятий на выявление новых нарушений должен по логике законодателя и правоприменителя означать и запрет на увеличение размера налоговых доначислений по итогам доп. мероприятий.

По сути именно из этого же исходил и налогоплательщик в рассматриваемом деле. В акте выездной проверки была зафиксирована сумма недоимки по налогу на прибыль в размере 63 633 руб. 09 коп. Вместе с возражениями на акт проверки налогоплательщиком были представлены оправдательные документы. В рамках доп. мероприятий он по требованию налогового органа представил дополнительные документы, но как оказалось, тем самым сделал сам себе же хуже, поскольку налоговый орган по итогам изучения этих документов как раз и увеличил размер налоговых доначислений, размер недоимки составил уже 176 388 руб. 15 коп.

Суд первой инстанции, как и ожидалось, встал в этой ситуации на сторону налогоплательщика, сославшись в т.ч. на вышеупомянутый п. 39 Пленума ВАС № 57. Но вышестоящие суды проявили просто какие-то чудеса изобретательности, чтобы фактически уничтожить это разъяснение ВАС РФ. Апелляционный суд сначала по сути вменил в вину налогоплательщику, что доп. мероприятия назначены именно из-за того, что он не представил документы еще в ходе самой проверки (а лишь в ходе возражений на акт проверки), хотя о выявленном правонарушении налоговому органу стало известно уже на тот момент. А вот что касается п. 39 Пленума № 57, то здесь апелляционный суд выразился следующим образом «Противоположный подход в рассматриваемом случае повлечет освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения, что недопустимо в силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ». То есть по логике апелляционного суда п. 39 Пленума № 57 противоречит Конституции и основным началам законодательства о налогах и сборах, а значит, его нельзя применять.

АС Уральского округа согласился с выводом апелляционного суда. Ну а Верховный Суд в лице судьи Першутова сформулировал итоговую позицию по изложенной ситуации, которая звучит так: «То обстоятельство, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля установлена неуплата налога на прибыль в большем размере, чем было отражено в акте проверки, и этот размер налоговой недоимки выявлен в связи с представлением обществом дополнительных документов с возражениями на акт проверки, не может служить основанием для признания неправомерным доначисление спорных сумм налога на прибыль в размере, установленном в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, поскольку в противном случае это повлечет освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения».

Более чем странный вывод, особенно если исходить из того, что если бы налогоплательщик вообще не представил документы, то налоговый орган не произвел бы дополнительных налоговых доначислений. То есть налогоплательщик, который не исполнил требование налогового органа о представлении документов, оказывается в более лучшем положении, чем налогоплательщик, который это требование налогового органа добросовестно исполнил.

Соответственно, такой вывод, который содержится в рассматриваемом Определении ВС, мотивирует скорее на то, чтобы нарушать закон, не исполнять требования налогового органа, чем соблюдать его.

Ведущая рубрики

  1. Налоговые агенты
  2. Определение налогооблагаемой базы
  3. Налог на доход от продажи акций и облигаций
  4. Уменьшение налогооблагаемой базы
  5. Если понесен убыток
  6. Как минимизировать НДФЛ, начисленный на доход от операций с ценными бумагами

При совершении операции с ценными бумагами инвесторы всегда сталкиваются с необходимостью уплаты налогов с доходов. Она регламентирована статьей 214.1 Главы 23 НК РФ. По законодательству прибыль, возникшая в результате сделок с ценными бумагами, облагается НДФЛ по ставке 13%. Рассмотрим особенности налогообложения наиболее распространенных финансовых инструментов в России – облигаций и акций.

Налоговые агенты

По закону ответственность за уплату НДФЛ несет инвестор – физическое лицо, совершающее манипуляции с ценными бумагами. Он может рассчитывать и уплачивать налоги самостоятельно либо доверять расчеты брокерской организации – посреднику, выступающему налоговым агентом клиента. Согласно НК РФ брокер не может заниматься уплатой налогов по валютным сделкам ММВБ – в этом случае держатель оформляет декларацию по форме 3-НДФЛ лично.

Определение налогооблагаемой базы

Основой для расчета НДФЛ является налоговая база – полный доход держателя при регулярных выплатах либо разница между величиной заработка и понесенными издержками. При совершении операций с акциями прибыль имеет вид:

  • дивидендов;
  • дохода от разницы стоимости закупки и продажи.

Держатели долговых ценных бумаг получают прибыль в виде:

  • купонных выплат;
  • дохода от реализации с учетом разницы стоимости их закупки и продажи;
  • погашения облигаций по номинальной стоимости.

Ставка НДФЛ с дивидендов для резидентов РФ составляет 13%, для нерезидентов – 15%. Посредником инвестора по расчетам с дивидендами и купонами выступает депозитарий, перечисляя на счет держателя доход, освобожденный от налога.

НДФЛ с купонного дохода по облигациям, в том числе государственным, муниципальным, субфедеральным, купленным до 31.12.2020 года, не взимается. По облигациям, выпущенным после, оплата НДФЛ предусматривается в размере 13% для резидентов (15% при доходе более 5 млн рублей) и 30% для нерезидентов без учета величины ставки рефинансирования ЦБ.

Налог на доход от продажи акций и облигаций

Налог на доход от продажи акций

НДФЛ в размере 13% при продаже акций для резидентов – лиц, проживающих в пределах страны – не менее 184 дней в течение 12 месяцев, взимается двумя способами:

  • при совершении сделки и выводе средств. Посредник удерживает налог из суммы прибыли каждой сделки, перечисляя остаток на счета держателя;
  • по окончании налогового периода. В начале следующего брокерская организация суммирует доходы и убытки, начисляя НДФЛ с получившегося сальдо;
  • при расторжении соглашения с организацией.

Налоговым периодом в России считается отрезок времени с января по декабрь. Перечислить налог по сделкам, совершенным за календарный год, необходимо до конца января следующего.

Налог на доход от продажи и погашения долговых ценных бумаг

Налоговой базой при реализации облигации либо получении номинала является разница между стоимостью ее закупки и продажи с учетом накопленного купонного дохода (НКД) и понесенных затрат.

Налогооблагаемая база при продаже вычисляется так: (Прибыль от реализации+полученный НКД) – (расходы на покупку+уплаченный НКД) +купонный доход.

Налогооблагаемая база при погашении облигации: Стоимость номинала – (расходы на покупку+уплаченный НКД)+купонный доход.

Если облигация была куплена инвестором по цене меньше номинальной и продана после срока ее погашения, платить НДФЛ на разницу между номиналом и стоимостью покупки не придется.

Банкротство эмитента долговой ценной бумаги налогооблагаемую базу не снижает.

Уменьшение налогооблагаемой базы

Расходами, снижающими налогооблагаемую базу прибыли, полученной при реализации ценных бумаг, признаются:

  • оплата услуг реестродержателя, регистратора, депозитария, брокера;
  • затраты, возмещаемые посредникам;
  • биржевые комиссии и сборы;
  • налог, уплаченный держателем ценных бумаг по факту их наследования или получения в дар;
  • другие затраты, связанные с приобретением, продажей, обслуживанием.

При продаже финансовых инструментов, обращающихся на организованной бирже, с целью уменьшения налогооблагаемой базы могут быть также использованы проценты, уплаченные по ссуде, взятой на данные цели. Расходы при этом не должны превышать сумм, рассчитанных исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если понесен убыток

Законодательство разрешает инвестору не платить НДФЛ в случае, если сделки с привлечением облигаций, акций завершились убытком. Держатель вправе поочередно переносить сумму ущерба на следующие 10 налоговых периодов. Для этого требуется документально подтвердить убыток и по завершении засчитывающего его года подать декларацию в налоговую службу.

Как минимизировать НДФЛ, начисленный на доход от операций с ценными бумагами

  • Фиксировать ущерб. При начислении НДФЛ к уплате в результате прибыльных сделок можно продать акции, упавшие в цене, и подтвердить убыток, который снизит налогооблагаемую базу за весь период. Позже можно «переоткрыть позицию»: снова приобрести проданные бумаги в инвестиционный портфель.

Пример. Допустим, что в течение года вы закрыли две сделки: первая принесла 10000 рублей дохода, а вторая — 5000 рублей убытка. Налогооблагаемая база составит 10000-5000= 5000 рублей. С нее потребуется заплатить 13% налога. Предположим, что в портфеле имеется еще одна, пока убыточная, позиция в 5000 руб. Если вы продадите ценную бумагу до 31 декабря и документально зафиксируете ущерб, налогооблагаемая база будет равна нулю. Платить налог в текущем году не придется.

  • Переносить убытки, снижая налогооблагаемую базу последующих 10 налоговых периодов.
  • Пользоваться льготами ИИС (индивидуального инвестиционного счета). Вычет типа “А” по ИИС разрешает уменьшать налоговую базу по любым доходам, облагаемым НДФЛ, кроме дивидендов на перечисленную сумму (не более 400 тысяч рублей). Обязательное условие получения вычета, позволяющего сэкономить до 52 тысяч рублей в год, – официальное трудоустройство.

Пример. Вы внесли на счет ИИС 300 000 рублей. В следующем году вы имеет право вернуть 39 000 уплаченного НДФЛ себе на счет. Если хотите возвращать НДФЛ ежегодно, необходимо ежегодно вносить деньги на ИИС.

  • Вычет типа “Б” освобождает от налогообложения весь доход плательщика, полученный с помощью ИИС (кроме дохода от дивидендов).

Пример. Допустим вы открыли ИИС, внесли на его счет 400 000 рублей и вложились в акции, которые выросли в цене. Через три года вы их продали и на счету стало 600 000 рублей. Ваш доход составил 200 000 рублей, а НДФЛ к уплате — 26 000 рублей. Поскольку вы выбрали вычет на финансовый результат, платить налог в бюджет не придется.

  • Использовать «трехгодичную» льготу. Держатель ценных бумаг, пролежавших в инвестиционном «портфеле» не менее трех лет, освобождается от налога на прибыль при их реализации. Бонус могут получить инвесторы облигаций и акций не старше 2014 года, допущенные к торгам столичной, Санкт-Петербургской биржами и проданные с брокерского счета (не ИИС).
  • Продавать не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. Облигации и акции, реализованные вне биржи и находящиеся во владении инвестора более 5 лет, не облагаются НДФЛ.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Читайте также: