Какие подзаконные акты связанные с налогообложением существуют

Опубликовано: 10.05.2024

Подзаконные нормативные правовые акты как источники налогового права

Нормативный правовой акт как источник налогового права - это документ, принимаемый в определенной форме уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, содержащий нормы права, рассчитанные на многократное применение, и регулирующий общественные отношения по установлению и введению налогов (сборов, страховых взносов на обязательное государственное страхование, таможенных платежей), налоговые обязательственные и налоговые процедурные отношения.

Различная юридическая сила актов позволяет классифицировать налоговые акты на законы и подзаконные нормативно-правовые акты, положив в основу такой классификации принцип разделения властей.

Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения в государстве. К вопросам, которые могут быть урегулированы только законом, относятся вопросы определения основных элементов налогообложения.

Согласно ст. 4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Указанные акты носят характер подзаконных.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Подзаконный нормативный правовой акт о налогах и сборах - это акт, принимаемый уполномоченным на то органом на основе, во исполнение и в соответствии с законами о налогах и сборах, содержащий нормы права и регулирующий вопросы, связанные с установлением, введением, взиманием налогов и сборов, налоговыми обязательственными и налоговыми процедурными отношениями.

Подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах в зависимости от объема полномочий органа, принявшего акт, можно разделить на две группы:

акты органов общей компетенции (например, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

акты органов специальной компетенции (приказы Министерства финансов РФ).

Указы Президента РФ. Указу Президента РФ в определенный период истории России пытались отвести роль закона. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принятия указов, носящих нормативный характер и изменяющих действующие законы*(1). Например, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"*(2) не только противоречил законам (устанавливал дополнительный объект обложения налогом на добавленную стоимость), но и содержал норму, в соответствии с которой предшествующие Указу законы действовали, если они ему не противоречили.

С 25 декабря 1993 г. с вступлением в действие Конституции России Президент РФ утратил это право. Однако позже им были приняты несколько указов, регулирующих вопросы налогообложения.

Сомнителен Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"*(3), который устанавливал дополнительные обязанности налогоплательщика по сравнению с обязанностями, определенными законом.

В соответствии с принципом разделения властей президентская власть не отнесена ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Президент РФ осуществляет государственную власть на основании ст. 11 Конституции РФ, он наделен большим объемом полномочий (ст.ст. 83-90, 114, 115, 117 Конституции РФ), но полномочия по регулированию налоговых отношений Конституцией РФ четко не установлены.

Тем не менее, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Данная норма позволяет утверждать, что ему предоставлены полномочия по определению основ налоговой политики как составляющей внутренней политики любого государства.

В связи с этим предлагается включать в состав подзаконных нормативных правовых актов о налогах и сборах указы Президента РФ, которые изданы на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и выражают волеизъявление главы государства РФ и регулируют отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, налоговые обязательственные и налоговые процедурные отношения.

В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(4). Пунктом 15 Указа Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.

Постановления Правительства РФ. В юридической литературе под актами органов общей компетенции о налогообложении, как правило, понимают нормативные правовые акты Правительства РФ*(5).

Согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Поскольку Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики в стране (ст. 114 Конституции РФ), справедливо полагать, что Правительство РФ вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Они не могут противоречить закону.

До введения в действие НК РФ были случаи, когда Правительство РФ своими нормативными правовыми актами дополняло законодательство о налогах и сборах.

Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 февраля 1997 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" указал, что установленные оспариваемым постановлением лицензионные сборы по своей природе и содержанию являются федеральными, право на их установление принадлежит федеральному законодателю. Указанные сборы не были установлены надлежащим образом.

Таким образом, с точки зрения разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти установление Правительством РФ указанных лицензионных сборов не соответствовало Конституции РФ*(6).

Подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции. Согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности*(7).

В качестве примера можно привести приказы Минфина РФ об утверждении форм налоговой декларации и порядка ее заполнения.

Исходя из пределов полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления, изложенных в ст. 4 НК РФ, можно утверждать, что указанные органы выполняют правотворческую функцию в пределах своей компетенции и в пределах норм, содержащихся в законодательстве о налогах и сборах. Установление указанными актами большего объема налогового бремени, чем предусмотрено законодательством, недопустимо.

Спорным является вопрос об отнесении к источникам налогового права письменных разъяснений Минфина РФ (ст. 34.2 НК РФ).

Представляется, что включение писем Минфина РФ, содержащих методические указания и разъяснения применения нормативных правовых актов о налогах и сборах, в основные источники налогового права необоснованно. Они не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм по установлению и введению налогов или норм права, регулирующих налоговые обязательственные или процедурные отношения.

Указанные письма носят интерпретационный характер, содержат позицию исполнительного органа по толкованию той или иной нормы закона (подзаконного нормативного акта). Письма Минфина РФ не устанавливают обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения. Кроме того, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается*(8). Подобная позиция подтверждается судебной практикой*(9).

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. К ним относится ФНС России (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506*(10).

Статьей 30 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Указанная норма позволяет утверждать, что налоговые органы не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право утверждать формы документов, которые используются ими при реализации своих полномочий, а также порядок их заполнения, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом*(11).

В настоящее время приказами ФНС РФ утверждены формы решения о возмещении (отказе в возмещении) суммы НДС*(12), решения об уточнении платежа*(13), решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки*(14) и пр.

Анализ указанных документов показывает, что они содержат образцы документов, заполняемых налоговыми органами при выполнении своих функций, и не содержат норм права. Тем не менее, все приказы ФНС, утверждающие формы документов, прошли регистрацию в Минюсте РФ как нормативные правовые акты.

По нашему мнению, законодатель в части предоставления налоговым органам права утверждать формы был непоследователен. Подобные приказы могут содержать нормы права, затрагивающие интересы налогоплательщика, а предоставление права утверждать формы может вступить в противоречие с общими подходами к вопросу разделения нормативно-правового регулирования и контрольных функций в сфере налогов и сборов.

директор по правовым вопросам Группы МНП (ООО).

"Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2007 г.

*(1) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456.

*(2) Российская газета. 1993. N 239. Указ утратил силу с 15 ноября 1997 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233.

*(3) Российская газета. 1996. N 159. Указ утратил силу с 5 февраля 2005 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116.

*(4) Российская газета. 2004. N 50.

*(5) Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ЮРИСТЪ. 2003. С. 239. Кустова М.В., Ногина О.А., Шепелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. М.: ЮРИСТЪ. 2001. С. 44.

*(6) СЗ РФ. 1997. N 8. Ст. 1010.

*(7) Российская газета. 2004. N 162.

*(8) Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. от 7 июля 2006 г.) // Российская газета. 1997. 21 августа.

*(9) Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г. N 12547/06 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 3.

*(10) Российская газета. 2004. N 219.

*(11) СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 31.

*(12) Приказ ФНС РФ от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@ // БНА. 2007. N 23.

*(13) Приказ ФНС РФ от 2 апреля 2007 г. N ММ-3-10/187@ // БНА. 2007. N 27.

*(14) Приказ ФНС РФ от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ // БНА. 2007. N 20.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подзаконные нормативные правовые акты как источники налогового права

И.А. Кривых - директор по правовым вопросам Группы МНП (ООО)


Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как источник налогового права
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного
самоуправления и органы государственных внебюджетных фон­дов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно Конституции РФ в состав "законодательства РФ" подзаконные акты не входят. Соответственно НК РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законода­тельства РФ о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:
акты органов общей компетенции;
акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые исполни­тельными органами местного самоуправления.

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству, имеют при­оритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.
Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ), в т. ч. по вопросам, составляющим предмет налого­вого права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с НК РФ могут быть урегулированы только законом.
Начиная с 1991 года Президентом РФ принято огромное коли­
чество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ "О приведении актов Президента РФ в соответствие с частью первой Налогового
кодекса РФ" от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:
• Указ Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению на­логовой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;
• Указ Президента РФ "О Министерстве РФ по налогам и сбо­рам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000) и др. Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой * политики. Постановления Прави­тельства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравне­нию с ними юридическую силу.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах слу­чаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные норма­тивные правовые акты по вопросам, связанным с налогообло­жением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительст­во РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:
ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
порядок списания безнадежных недоимок по федеральным на­логам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
порядок ведения Единого государственного реестра налогопла­тельщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
• порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, пере­водчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
Пример актов этой группы:
Постановление Правительства РФ "О перечнях сезонных от­раслей и видов деятельности, применяемых для целей налого­обложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);
Постановление Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые органами испол­нительной власти субъектов РФ, не могут изменять или до­полнять законодательство о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления, также не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные подзаконные нормативные правовые акты nq вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специаль­ной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ, издаваемые:
Министерством РФ по налогам и сборам;
Министерством финансов РФ;
Государственным таможенным комитетом РФ;
органами государственных внебюджетных фондов;
другими органами государственной власти.

Например, ведомственными нормативными правовыми актами Министерства РФ по налогам и сборам утверждаются следующие
требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ);
налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
имеющие особенности постановки на учет крупнейших нало­гоплательщиков и особенности учета иностранных организа­ций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
решения руководителя (заместителя руководителя) налогового ор­гана о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении за­конодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.

3. Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных настоящим Кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.

5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

Как разъяснено в Определении КС РФ от 17.11.2011 N 1571-О-О, федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства о налогах и сборах, что правовое регулирование по указанным вопросам будет осуществляться путем издания подзаконных актов, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Возможность принятия именно такого рода актов предусмотрена в пункте 1 статьи 4 НК РФ.

В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, вправе Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления.

Издаваемые данными органами власти нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Например, в письме Минфина России от 19.09.2012 N 03-07-14/92 указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" издано во исполнение пункта 8 статьи 169 НК РФ, устанавливающего, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации является нормативным правовым актом по вопросам, связанным с налогообложением, изданным на основании статьи 169 НК РФ.

В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" закреплена правовая позиция о том, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения 10-процентной налоговой ставки по НДС, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.

В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.

Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Отдельно следует сказать о том, что нормативные правовые акты иных, не указанных в пункте 1 статьи 4 НК РФ, органов не могут затрагивать вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Как отмечено в Кассационном определении Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, поскольку постановление администрации субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не содержит порядка определения основных элементов налогообложения, а его издание исполнительным органом субъекта РФ не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, оспариваемое постановление нельзя отнести к актам законодательства о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Такими полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

Таким органом является Минфин России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах.

При этом под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. Определение ВАС РФ от 25.10.2006 N 12547/06, письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-05-05-05/11).

Согласно пунктам 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, Министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Нормативные правовые акты издаются Министерством в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

На основании пунктов 7.7 и 7.8 Регламента Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.

Письменные запросы организаций, являющихся налоговыми агентами, налогоплательщиками, ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков, плательщиками сборов и налоговыми агентами, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах рассматриваются в Министерстве в сроки, установленные НК РФ. По указанным запросам Министерство дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06, поскольку письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, они не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Соблюдения этих Правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).

Подобные разъяснения были даны и Минфином России в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2015 N Ф07-3841/2015 указано, что поскольку разъяснения Министерства и Федеральной налоговой службы не порождали правовых норм, не были обязательными для исполнения налогоплательщиками, то они не могли препятствовать своевременному заявлению налогоплательщиком налогового вычета.

Важно учитывать, что наряду с этим Минфин России на основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Письма Минфина России, изданные в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Как указано в решении ВАС РФ от 19.03.2010 N ВАС-9507/09, ФНС России не вправе принимать нормативные правовые акты в области налогов и сборов.

Пунктом 1 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, установлено, что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Следовательно, Федеральная налоговая служба как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 статьи 4 НК РФ, не имеет права издавать нормативные правовые акты.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Одним из наиболее важных принципов налоговой системы является установление всех элементов обязательных платежей в нормативных актах.

Характеристика нормативных актов о налогах и сборах

Законодательство РФ не содержит определения нормативного акта о налогах и сборах. Однако общие начала его применения, а также признаки, помогут сформулировать подходящее понятие.

Чем характеризуется нормативный акт о налогах и сборах в РФ:

  • это решения, устанавливающие обязанности, связанные с переходом частных финансов в публичную сферу;
  • любой из субъектов, принимающий их, должен обладать соответствующими полномочиями;
  • они должны обладать признаками документа, включающими дату принятия, принявший орган, место утверждения, а также номер;
  • такие акты должны четко занимать свое место в правовой иерархии и не противоречить имеющим большую юридическую силу документам;
  • исполнение требует опубликования. До субъектов налогообложения должна быть доведена такая информация. Это может быть, как газета, так и другое издание, например, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • такие нормативно-правовые акты, если они относятся к законодательству, должны содержать все элементы налогообложения. К ним относятся объекты, база, налоговые периоды, налоговые ставки, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты.

На основании этих характеристик получается следующее определение. Налоговый нормативный акт – документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий обязанности по внесению обязательных платежей в казну, не противоречащий актам, имеющим большую юридическую силу, опубликованный в установленном порядке и содержащий все элементы налогообложения.

Разделение нормативных актов на категории

Согласно Конституции РФ (ст. 72), установление принципов налогообложения относится к числу предметов, которые находятся в совместном ведении центра и субъектов федерации. Кроме того, налоговый кодекс включает в него законодательство акты, принятые представительными органами на всех уровнях, в том числе и местного самоуправления.

Указанные документы принимаются:

  • на уровне РФ – в виде поправок и дополнений в налоговый кодекс;
  • на уровне субъектов федерации – в виде его законов;
  • на уровне местного самоуправления – в виде решений или постановлений.

Документы регионального и местного характера должны соответствовать нормам НК РФ и принимаются исключительно в предусмотренных им рамках. Примером служит законодательство о транспортном налоге. Базовые ставки этого платежа и ряд элементов установлены в НК РФ, но вопрос о его конечном размере решают власти субъектов.

Общее правило, касающееся установления правовых оснований для взимания налогов заключаются в том, что они должны устанавливаться органами представительной власти.

Однако возникает вопрос о том, как быть с многочисленными подзаконными актами как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления? Налоговый кодекс в ст.4 выделил их в отдельную категорию и установил правила принятия и действия таких документов. Понятие, содержащееся в ней подразумевает нормативно-правовые акты о налогах и сборах, за исключением законодательных.

Кто может принимать подзаконные правовые акты в налоговой сфере

В ч. 1 ст. 4 НК РФ перечисляются органы, которые вправе издавать такие нормы. В некоторых случаях место конкретных субъектов закон содержит лишь общие формулировки, поскольку структура и названия элементов исполнительной власти может регулярно меняться.

Важным моментом является то, что они не могут дополнять и изменять законодательство о налогах и сборах.

1. Правительство России.

Правительство России является высшим исполнительным органом, определяющим основы государственной политики в основных сферах. И в ряде случаев закон делегирует ему права по решению частных вопросов, которые не затрагивают основы регулирования.

Примером служит ч. 2. Ст. 149 НК РФ, освобождающая от уплаты НДС случаи реализации определенных товаров. Их перечень определяется соответствующим постановлением Правительства России.

Предполагается, что текст закона не может учитывать развитие медицинских технологий, а правительственный акт можно быстро принять. Кроме того, его издание служит проявлением как стимулирующих экономических мер, так и проявлением политики, направленной на поддержание социальной сферы.

2. Органы исполнительной власти России.

Ст. 4 предоставляет такие права органам ответственным за выработку политики государства в сфере налогов и сборов, а также в таможенных вопросах. В настоящее время, обе этих функции объединены в рамках министерства финансов.

Примерами нормативно-правовых актов этого органа являются многочисленные положения по бухгалтерскому учету, по которым рассчитывается база по многим налогам и сборам.

Они также носят конкретизирующий характер.

Структурные подразделения министерства финансов могут издавать акты, устанавливающие формы тех или иных документов, связанных с требованиями законодательства о налогах и сборах, а также в таможенном деле. К ним относятся ФТС и ФНС. А примерами актов служат приказы об утверждении форм деклараций.

В то же время контрольные органы, связанные со сбором обязательных и таможенных платежей, и их территориальные подразделения не вправе издавать такие акты.

3. Региональные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов России также вправе издавать нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Их полномочия должны предусматриваться законодательным актом (в нем говориться об уполномоченном органе) и не выходить за рамки предусмотренной положением о них компетенции. Как правило, к ним относятся региональные правительства.

Примером служит установление различного рода технических показателей, влияющих на размеры итоговых платежей субъектов налогообложения.

4. Местные исполнительные органы.

Существенное значение могут играть и решения исполнительных органов местного самоуправления.

Ряд обязательных платежей предполагает сложно исчисляемую базу, которая зависит от локальных условий. Если они имеют непостоянный характер, то возможность принятия ряда актов местными органами способствует наиболее эффективному применению закона.

При этом, издающий это решение орган должен обладать соответствующей компетенцией, определенной положением о нем.

Кто не может принимать нормативные акты по вопросам налогов

Определить перечень таких органов достаточно просто. К ним относятся все прочие исполнительные структуры РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

К примеру, МЧС или региональное министерство культуры не имеют правовые основания для принятия актов о налогах и сборах.

пятница, 19 февраля 2021 г.

Лекция 5.Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт.

1.Нормативный правовой акт.

2.Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.

3.Способы и виды толкования права.

Нормативный правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

· Выражает волю государства, сформулированную как общеобяза тельное требование.

· Содержит нормы права, т. е. общие правила поведения.

· Издаётся компетентными органами государства.

· Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается госу дарством

· Носит легитимный характер.

· Предназначен для длительного действия.

· Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутстви ем индивидуально-определённого адресата.

· Имеет вид письменного документа:

· Классификации нормативных правовых актов

Виды нормативных правовых актов

Орган, издавший акт

Акты парламента; президента; правительства; органов исполнительной власти; государственных органов субъектов Федерации; органов местного самоуправления

Юридическая сила акта

Законы; подзаконные акты

Субъекты право- творчества

Акты, принятые на референдуме; органов государственной власти; иных общественных организаций; совместные акты

Территория действия акта

Общефедеральные акты ; акты субъектов Федерации; акты муниципальных образований; локальные акты (акты, имеющие хождение в пределах предприятия, организации, учреждения)

Сфера действия акта

Акты общего действия (охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов); акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов, направлены на более глубокое их исследование); локальные акты (применяются в узкоспециализированных сферах человеческого общежития)

Виды нормативных правовых актов

Срок действия акта

Акты неопределённо-длительного действия (используются до тех пор, пока не будут отменены каким-нибудь новым нормативным правовым актом); акты временного действия (принимаются в связи с необходимостью решения наиболее важных и не требующих отлагательства вопросов, прекращают своё действие по разрешению вопроса, в связи с которым они были приняты)

Предмет правового регулирования

Конституционные акты; административные акты; уголовные акты; гражданские акты и т. д.

Система нормативных правовых актов России

Наименование нормативного правового акта

Закон — это норма-

акт, принятый в осо-

вовой акт, закрепляющий

бом порядке органом

права и свободы человека и

власти или референ-

щий форму правления и го-

волю народа, облада-

ющий высшей юриди-

учреждающий органы го-

ческой силой и регу-

лирующий наиболее важные обществен- ные отношения

Принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Кон-

ституцией РФ (федераль-

ные конституционные за-

коны о Конституционном

суде РФ, о судебной систе-

ме, о референдуме, о

Правительстве РФ и т. д.)

Наименование нормативного правового акта

Федеральные законы (теку- щие или обычные)

Акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, по- литической и духовной жизни общества (Граждан- ский кодекс РФ, Уголов-

ный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т. д.)

Законы субъек тов РФ

Издаются представительными органами субъектов РФ и распространяются только на соответствующую территорию (Закон Саратовской области о му- ниципальной службе Сара- товской области, о социаль-

ных гарантиях и т. д.)

Подзаконный акт — это нормативный правовой акт, издан- ный на основе и во ис- полнение закона. Он обладает меньшей юридической силой, чем закон, и базиру- ется на нём, играя вспомогательную и детализирующую роль

Указы Президента РФ

Обязательны для исполне- ния на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и фе- деральным законам, подго- тавливаются в пределах президентских полномо- чий, предусмотренных конституционными и зако-

Постановления Правительства РФ

Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на ос- новании и во исполнение законов РФ, а также указов

Приказы, инструкции, по- ложения мини стерств, государственных комитетов

и других феде ральных орга нов исполни-

Принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Пра вительства РФ; регулиру ют общественные отноше ния, находящиеся, как правило, в пределах компе тенции данной исполнительной структуры

Наименование нормативного правового акта

Решения и по- становления органов пред ставительной (законодатель ной) государственной вла сти субъектов РФ

Принимаются, например, государственными собра- ниями, законодательными собраниями, областными думами и др.

Решения, рас поряжения, по- становления органов исполнительной власти субъек тов РФ

Принимаются, например, руководителями республик в составе РФ, губернатора- ми и др.

Нормативные правовые акты муници пальных обра зований

Принимаются в пределах компетенции муниципаль ных органов власти и дей ствуют на территории соот- ветствующих городов, районов, сёл, посёлков, микрорайонов и т. п.

Локальные нормативные правовые акты

Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (напри- мер, правила внутреннего трудового распорядка)

Действие нормативно-правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу

2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.

3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.

6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

1. По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания .

В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море – 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ. Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории.

К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли ( в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе)

Ссылка на ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3859/

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Читайте также: