Отказ налоговой в регистрации изменений

Опубликовано: 09.05.2024

В каких случаях могут отказать в регистрации ООО или внесении изменений

Весь перечень оснований, по которым могут отказать налоговые органы приведён в ФЗ № 129-ФЗ статья 23. Данный перечень является закрытым, то есть налоговая не может указать какие-либо ещё причины, кроме указанных в законе.

Перечислим наиболее частые основания для отказа, которые налоговые органы указывают при первичной регистрации и внесении изменений:

1. Непредставления документов, необходимых для государственной регистрации.

Обычно указывая данное основание инспектор имеет ввиду не то, что документ не предоставлен вовсе — такое основание указывается также, если в представленном документе допущена какая-либо ошибка.

  • любые ошибки или неточности в форме заявления. Требования к заполнению утверждены приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, любое нарушение данных требований повлечёт отказ;
  • неправильные сокращения элементов адреса в форме заявления;
  • отсутствие сведений в полях заявления, которые были обязательны к заполнению;
  • не указан ИНН лица, при его наличии;
  • наличие ошибок в протоколе, уставе и т.д. (хотя налоговая должна проверять только поданное заявление по форме на соответствие закону, чаще всего инспектор может искать ошибки и в иных документах).

Самостоятельное создание документов для регистрации или внесения изменений довольно непростое занятие. Воспользовавшись сервисом «Документовед», вы сможете избежать большинства досадных ошибок.

2. Несоблюдения нотариальной формы представляемых документов.

Отказать на таком основании могут только в том случае, если для документа нотариальная форма обязательна.

Например, встречались случаи решений об отказе из-за отсутствия нотариального заверения заявления при электронной подаче. Но в соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 ФЗ № 129-ФЗ при направлении документов в электронной форме нотариальное свидетельствование не требуется. Такое решение можно легко обжаловать в вышестоящую налоговую или же просто обратившись к начальнику налоговой инспекции, вынесшей данный отказ.

Также отказ по причине несоблюдения номариальной формы можно встретить в случае, если при заверении документов нотариус допустил какую-либо ошибку: не поставил печать, неверно указал свои данные и т.д. В данном случае обжалование отказа будет затруднительно и проще обратиться к нотариусу, чтобы он исправил свою ошибку.

3. Подписание заявления неуполномоченным лицом.

При личной подаче обычно нотариус или сотрудник налоговой просто не дадут расписаться в форме человеку, который не является заявителем. При электронной подаче такая ошибка может возникнуть, если человек подпишет контейнер для внесения изменений не подписью организации, а своей личной ЭЦП.

4. Название организации не соответствует требованиям закона.

Данные требования указаны в статье 1473 ГКРФ. Некоторые слова и словосочетания можно использовать только при наличии соответствующих разрешений. Отсутствие таких разрешительных документов также будет являться причиной отказа.

А вот на уникальность налоговая наименования организаций не проверяет, и отказать на том основании, что где-то есть уже организация с таким же названием, налоговая не сможет.

5. Недостоверность указанного в заявлении адреса при первичной регистрации либо при смене адреса организации.

Практически самая частая причина для отказа из-за активной борьбы налоговых органов с фирмами-однодневками.

Поэтому, хотя в законе № 129-ФЗ гарантийное письмо или договор аренды не входят в общий перечень обязательных бумаг, мы рекомендуем прикладывать все возможные документы, которые могут подтвердить достоверность юридического адреса организации.

Более подробно о причинах отказа, связанных с недостоверностью адреса можно прочитать здесь: Отказы по причине несоответствия юридического адреса.

6. Массовый, дисквалифицированный и т.д. учредитель или руководитель.

Массовыми будут считаться те лица, которые являются учредителями или директорами уже в более чем 10 организациях.

Дисквалифицированными лицами являются те учредители или руководители, предыдущие юридические лица которых были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие и имели задолженности перед бюджетом, либо были исключены в следствие внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ (срок дисквалификации — 3 года).

Кроме того, в регистрации будет отказано, если учредитель по суду лишён правом заниматься предпринимательской деятельностью и срок наказания ещё не истёк.

7. Представление в налоговую инспекцию документов, оформленных с нарушением требований, установленных законом.

Под этим основанием налоговый орган может иметь ввиду всё выше перечисленное. Обычно налоговая указывает именно эту причину в решении об отказе. Иногда в тексте самого отказа больше никаких пояснений нет и выяснить истинную причину можно только обратившись в налоговую инспекцию, которая отказа в регистрации данного действия.

8. Представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Это основание для отказа также может касаться вышеперечисленных проблем с недостоверностью адреса. Также такая причина встречается в тех случаях, когда налоговая считает недостоверными данные о директоре. То есть налоговый инспектор подозревает, что директор номинальный (например, выясняется, что он из другого региона, является иностранцем, не проживает на территории РФ, или при вызове его к инспектору он не может ответить на вопросы, касающиеся того юридического лица, где он будет директором).

Таким образом при получении отказа нужно выяснить его причину. Часто бывает, что отказ выдан из-за ошибки самого инспектора, из-за его невнимательности. В таких случаях допускается обращение напрямую к начальнику регистрирующего органа, который может сразу отменить вынесенное решение и дать указание произвести регистрационные действия.

Также если заявитель уверен в правильности поданных документов и считает причину отказа неправомерной, то он может обратиться в вышестоящую налоговую с жалобой. С порядком подачи и рассмотрения такой жалобы вы можете ознакомиться в статье «Как обжаловать отказ в ФНС о регистрации».

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в подпункт "а" пункта 1 статьи 23 внесены изменения

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

ГАРАНТ:

О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, см. письма ФНС от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в подпункт "б" пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в подпункт "в" пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "г", вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "д", вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "е", вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "ж"

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в подпункт "з" пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт "и" пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "к"

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "л"

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "м"

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "н"

н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "о"

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "п"

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "р"

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "с", вступающим в силу с 1 января 2015 г.

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "т", вступающим в силу с 1 января 2015 г.

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "у", вступающим в силу с 1 января 2015 г.

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "ф", вступающим в силу с 1 января 2016 г.

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом "х", вступающим в силу с 1 января 2016 г.

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом "ц" с 1 октября 2018 г. - Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом "ч" с 1 октября 2018 г. - Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом "ш" с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 377-ФЗ

ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 1.1 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 апреля 2018 г. - Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет".

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@;
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2013 г. № ВАС-6202/13 по делу № А40-87094/12-2-429;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2011 г. по делу № А33-62/2011;
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 г. № 09АП-13181/2013;
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 г. № 09АП-4237/2013 по делу № А40-114656/12-147-1095.

    Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Отношения в области государственной регистрации юридических лиц, в т.ч. государственной регистрации юридических лиц при их создании, государственной регистрации внесения изменений в единый государственный юридических лиц связанных и не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, присоединением, разделением и пр. регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Согласно ст. 52 ГК РФ устав относится к учредительным документам юридического лица. Изменения, внесенные в устав, приобретают силу с момента их государственной регистрации (в случае внесения изменений в устав исключительно о филиалах ООО или АО – с момента уведомления регистрирующего органа об этих изменениях.

    Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица проводится в срок не более пяти рабочих дней по месту нахождения юридического лица (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Для государственной регистрации изменений в единый государственный реестр юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в т.ч. в устав организации) заявитель представляет в регистрирующий орган заявление по форме Р13001, форма которого утверждена Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. Если изменения в уставе организации касаются только филиалов, то заполняется форма уведомления Р13002, утвержденная тем же приказом.

    Документы, представляемые в налоговую инспекцию, должны удовлетворять требованиям, установленным приложением № 20 к указанному выше Приказу. Приложение содержит весьма жесткие и подробные требования к виду шрифта и его размеру, которым заполняется заявление или уведомление, способу, информации, которая должна заноситься в те или иные поля заявления (уведомления).

    Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений в устав организации и сведений об организации, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, заявитель должен представить заявление по форме Р13001, удовлетворяющее указанным выше требованиям, решение о внесении изменений в устав организации, текст изменений в устав организации, который может быть как в виде новой редакции устава, так и в виде отдельного документа – изменений в устав юридического лица и документ об уплате государственной пошлины, которая в настоящее время в соответствии со ст. 333.33. НК РФ составляет восемьсот рублей. Изменения в устав могут быть представлены в бумажной форме (в двух экземплярах) и в электронном виде (с использованием электронной подписи).

    Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках заданного вопроса интересы представляют собой следующие основания для отказа:

    • Заявитель не представил в регистрирующий орган комплект необходимых для государственной регистрации документов;
    • В результате изменений в юридическом лице не остается участников;
    • Новое наименование организации не соответствует требованиям закона;
    • Если налоговая инспекция имеет достоверную информацию о том, что сведения о местонахождении юридического лица, указанные в уставе, недостоверны.

    Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации обязательно должен содержать ссылку на основание для отказа, предусмотренное п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Согласно п. 4.1. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговая инспекция не имеет полномочий проверять форму устава и содержащиеся в уставе организации сведения, за исключением сведений, указанных выше.

    Указание в уставе организации, а также в иных представленных для государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица заведомо ложных сведений о местонахождении юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации изменений по основаниям непредставления в регистрирующий орган полного комплекта документов. Как указал Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.05.2013 г. № 09АП-13181/2013, указание заведомо ложных для заявителя сведений в представленных для государственной регистрации документах приравнивается к непредоставлению указанных документов. Указание в представленных документах в качестве места нахождения юридического лица адреса массовой регистрации, в отношении которого в налоговом органе имеется заявление собственника указанного в качестве адреса объекта является также достаточным основанием для отказа в государственной регистрации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 г. № 09АП-4237/2013 по делу № А40-114656/12-147-1095). Как правило, суды не ссылаются на указание недостоверных сведений в уставе, для признания отказа налоговой инспекции законным достаточно указания недостоверных сведений в заявлении о государственной регистрации.

    Указанная выше арбитражная практика сложилась до включения в закон о государственной регистрации отдельного пункта, касающегося недостоверности адреса юридического лица. Теперь указанные выше отказы должны быть со ссылкой на специально введенный для таких целей пункт, о чем говорит постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

    В уставе юридического лица согласно ст. 52 ГК должно быть указано наименование юридического лица. Если новое наименование, указанное в уставе, не соответствует требованиям законодательства (например, использовано слово «Московский», то отказ в государственной регистрации на основании незаконного наименования обоснован (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2013 г. № ВАС-6202/13 по делу № А40-87094/12-2-429).

    Согласно п. 4.1. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговая инспекция не имеет полномочий проверять форму устава и содержащиеся в уставе организации сведения, за исключением сведений, указанных выше, что подтверждается существующей судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2011 г. по делу № А33-62/2011).

    Таким образом, налоговая инспекция не вправе проверять устав на наличие противоречий, о которых не сказано выше, и отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в устав, на этом основании.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    В течение «жизни» компании многое может измениться. Например, юридический адрес, состав участников, виды деятельности. В некоторых случаях такие перемены требуют внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В этом случае фирма должна предоставить в налоговую инспекцию ряд документов. Проверив эти документы, инспекторы могут отказать в изменения данных. Почему?

    Основание спора

    Обществом на общем собрании акционеров принято решение о смене места нахождения. Соответствующее заявление и документы общество представило в налоговую инспекцию для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Инспекция отказала обществу в государственной регистрации изменений, ссылаясь на то, что в представленных на регистрацию документах указаны недостоверные сведения о новом местонахождении юридического лица. Общество, полагая, что решение инспекции нарушает его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

    Позиция налогоплательщика

    Общество не соглашается с выводами инспекции о том, что по указанному адресу отсутствует юридическое лицо, так как при обследовании здания сотрудниками налоговой инспекции было подтверждено нахождение общества по указанному адресу. Арендуемые обществом площади располагаются на двух этажах (подтверждено наличие офисных помещений и кабинетов).

    Позиция налогового органа

    Инспекция утверждает, что в представленных на регистрацию документах указаны недостоверные сведения о новом местонахождении юридического лица. Это подтверждает осмотр места нахождения общества по указанному адресу. Также в заявлении, которое подало общество, не указаны литера здания, номер офисного помещения; общество не представило подтверждение исполнения договора аренды нежилого помещения, расположенного по указанному адресу.

    Таким образом, у инспекции имелась подтвержденная информация о недостоверности данных, содержащихся в представленных обществом документах.

    Суд решил

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2016 года № Ф09-4566/16 по делу № А71-11552/2015

    Порядок регистрации юридических лиц регламентирован Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

    В случае изменений данных учредительных документов в налоговую инспекцию представляются следующие документы (п. 17 Закона № 129-ФЗ):

    • заявление;
    • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
    • учредительные документы юридического лица в новой редакции (с изменениями) в двух экземплярах;
    • документ об уплате государственной пошлины.

    Дополнительно могут представляться еще несколько документов, если изменения связаны с фирменным наименованием юридического лица.

    Основания для отказа в государственной регистрации изменений указаны также в Законе № 129-ФЗ (п. 1 ст. 23). К ним, в частности, относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

    Также налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в государственной регистрации по данному основанию, если недостоверный адрес местонахождения такого юридического лица был указан формально, то есть без намерения использовать его для связи или контактов (п. 2 постановления ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61).

    Согласно этому же постановлению, о недостоверности сведений могут свидетельствовать следующие факты:

    • если адрес, указанный в документах, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц (адрес «массовой» регистрации);
    • если в отношении значительной части зарегистрированных по указанному адресу юридических лиц есть подтвержденные данные об отсутствии связи и контактов с такими юрлицами (представители юрлица по данному адресу не располагаются, возвращается почтовая корреспонденция, имеется заявление собственника объекта недвижимости об отсутствии юрлица);
    • если адрес, указанный в документах, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
    • если указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.

    Если юридическое лицо не представит в налоговый орган иные сведения (документы), подтверждающие связь с данной компанией по указанному адресу, то представленные сведения считаются недостоверными.

    Судьи, рассмотрев материалы дела, выяснили, что сотрудник налоговой инспекции осматривал здание, действительно находившееся по указанному адресу, но не имеющее отношение к недвижимости, арендованной обществом. В договоре аренды указано, что общество арендует отдельно стоящее здание, имеющее два этажа, адрес местонахождения которого совпадает с указанным в заявлении адресом. При этом сотрудники налоговой инспекции не обращались за разъяснениями ни к собственнику недвижимости, ни к иным лицам для установления места нахождения общества.

    Таким образом, суд пришел к выводу, что факт представления обществом недостоверных сведений, являющихся основанием для отказа в регистрации, инспекцией не доказан. Представленные обществом сведения соответствуют действительности и не противоречат действующему законодательству. Суд признал решение инспекции недействительным.

    Помогайте вашему бизнесу развиваться


    Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

    Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

    электронное издание
    100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

    Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
    наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
    7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Казалось бы, простая ситуация: организация решила поменять место нахождения – из Московской области переехать в Москву.

    Для этого в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (с приложением документов, подтверждающих внесение изменений в учредительные документы и нахождение организации по новому адресу).

    Однако на практике все больше организаций жалуются на то, что налоговая инспекция (как регистрирующий орган) чинит препятствия и под надуманными предлогами отказывает в регистрации нового места нахождения организации.

    С такой проблемой столкнулась компания, которая обратилась за помощью в нашу адвокатскую фирму.

    Суть возникшего спора.

    Как следует из содержания отказного решения регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве), в качестве основания для отказа в государственной регистрации было указано следующее: представленные в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

    Кроме того, в решении об отказе было указано, что недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) подтверждаются информацией, представленной районной налоговой инспекцией г. Москвы.

    Устно представитель компании сообщил, что, прежде чем был получен отказ в государственной регистрации, проверяющие из районной налоговой инспекции два раза приходили с проверкой в новое арендуемое организацией помещение в г. Москве.

    Генерального директора компании проверяющие не застали на месте. Сотрудников организации, находящихся в помещении, проверяющие попросили показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени организации, а также трудовые договоры и трудовые книжки. Сотрудники эту просьбу выполнить не смогли, так как при них этих документов не было и не должно было быть. Проверяющие обратили внимание на то, что, по их мнению, в помещении находится не достаточное количество документов организации.

    Акт проверки проверяющие из районной инспекции представителям организации не вручили и не направили организации по почте. Через некоторое время МИФНС России № 46 по г. Москве вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав.

    Мы посоветовали организации обжаловать отказ регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган (в рассматриваемом случае – УФНС России по г. Москве) и подготовили жалобу на отказное решение.

    Ниже приводим доводы жалобы в вышестоящий налоговый орган.

    Следует отметить, что на практике ситуация у каждой организации по-своему уникальна. Однако в указанной жалобе мы приводим полезные для организаций стандартные доводы по обжалованию.

    Доводы жалобы.

    Решение об отказе в государственной регистрации незаконно по следующим основаниям.

    Информация, представленная районной инспекцией в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества, не соответствует действительности, фактическим обстоятельствам.

    1. Проверяющие не учли факт наличия, реальности помещения под офис генерального директора Общества.

    Офисное помещение Общества (где работает генеральный директор Общества – постоянно действующий исполнительный орган) расположено по адресу: г. Москва, …, офис № 4 (указать конкретный адрес).

    Указанное нежилое помещение – комната площадью 66 кв. метра – принадлежит Обществу на праве аренды.

    Доказательства указанного факта:

    - Договор аренды нежилого помещения, заключенный между арендодателем и арендатором (Обществом).

    - Акт приема-передачи нежилого помещения.

    - Гарантийное письмо арендодателя в адрес налогового органа с указанием на то, что Общество является арендатором помещения.

    - Свидетельство о собственности на помещение арендодателя.

    - Наличие таблички с названием Общества при входе в помещение.

    - На момент проверки в арендуемом Обществом помещении находились: рабочий стол генерального директора и несколько других столов, другая офисная мебель (арендуемая Обществом у арендодателя), а также папки с документами Общества.

    - Фото помещения, фото таблички с названием Общества при входе в помещение.

    Ошибочность выводов сотрудников районной инспекции при проверке адреса (места нахождения) юридического лица заключается в следующем:

    Проверяющие неправомерно, в нарушение ст. 54 ГК РФ, понятие места нахождения (адреса) юридического лица, т.е. факт наличия помещения (офиса, комнаты) по определенному адресу, отождествляют с фактом физического присутствия генерального директора юридического лица в этом помещении в тот момент, когда проверяющие из районной инспекции (без извещения) осуществляют проверку.

    Проверяющие из налогового органа обязаны осуществить проверку наличия помещения, а не устанавливать факт физического присутствия или отсутствия генерального директора Общества в помещении.

    Генеральный директор Общества, занимаясь вопросами хозяйственной деятельности Общества, не обязан и не может постоянно находиться в помещении офиса (он уезжает на переговоры и др.).

    2. Проверяющие не учли факт наличия при проверке в помещении (офисе) рабочего места генерального директора Общества и наличия сотрудников Общества.

    Проверяющие не учли, что Ф.И.О. (указать) – реально действующий генеральный директор Общества.

    При проверке работники Общества дали устные показания проверяющим из районной инспекции о том, что генеральным директором Общества является Ф.И.О.

    Сотрудники Общества показали проверяющим из районной инспекции рабочее место генерального директора, мебель и имеющиеся на тот момент в офисе документы.

    Кроме того, проверяющими районной инспекции проигнорирован тот факт, что генеральный директор Общества лично два раза являлся в районную инспекцию по вызову повестками.

    Генеральный директор был допрошен в налоговом органе, как свидетель, и дал показания об адресе (месте нахождения) Общества, о том, что именно он является генеральным директором.

    Так как переезд генерального директора Общества в новое помещение Общества еще не был завершен, то некоторые из документов еще не были перевезены из старого офиса в новый офис. Общество само решает, где и как хранить документы.

    При этом проверяющие не учли, что, учитывая специфику работы Общества, генеральному директору для работы достаточно минимум технических средств (ноутбук и мобильный телефон, которые он носит с собой), а также минимум мебели (стол со стулом) в помещении.

    Проверяющие проигнорировали показания присутствовавших при проверке сотрудников Общества, которые подтвердили, что в офисе находится рабочее место генерального директора Общества.

    3. Проверяющие попросили присутствующих в офисе (помещении) работников Общества показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени Общества, а также запрашивали другие документы.

    Сотрудники Общества таких документов не имели и не обязаны были иметь при себе.

    Проверяющие не учли, что исключительно генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, является лицом, обладающим полномочиями выступать от имени Общества.

    Таким образом, проверяющие вместо проверки наличия помещения (офиса) для исполнительного органа Общества (генерального директора) необоснованно занялись проверкой полномочий сотрудников Общества, исследованием вопроса о том, какие документы Общества где хранятся, имеются ли у сотрудников Общества при себе трудовой договор, трудовая книжка и т.п.

    4. Нарушения в содержании обжалуемого решения МИФНС России № 46 по г. Москве.

    Решение регистрирующего органа об отказе должно содержать факты (фактические обстоятельства) нарушений, выявленные в ходе проверки и положенные в основу принятого решения. То есть решение должно быть мотивировано.

    В обжалуемом решении нет ссылки и не указаны реквизиты акта проверки места нахождения (адреса) Общества районной инспекцией.

    В решении не указаны должности и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку сведений.

    Акт проверки районной инспекции не приложен к решению и не вручен Обществу (не направлен по юридическому адресу Общества, не вручен лично генеральному директору).

    В обжалуемом решении не указано содержание акта проверки районной инспекции, положенного в основу отказного решения. Указанное лишает Общество права на защиту, в том числе права знать об основаниях, конкретных причинах отказа в государственной регистрации.

    Таким образом, в решении не указаны фактические основания для отказа в регистрации: на каком основании лицо, вынесшее решение, посчитало, что документы Общества содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа Общества.

    Не мотивированное решение, которое не основано на фактических обстоятельствах отказа (подтвержденных фактах нарушения), незаконно.

    5. Незаконные действия проверяющих из районной инспекции (искажение проверяющими сведений о результатах проверки адреса (места нахождения) юридического лица, введение проверяющими в заблуждение МИФНС России № 46 по г. Москве о фактах) и, как следствие, незаконное решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации нового устава Общества, причиняют убытки Обществу.

    Из-за отказа МИФНС России № 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений в Устав контрагенты Общества отказываются перечислять Обществу вознаграждение за работу, ссылаясь на то, что в ЕГРЮЛ указано, что у Общества недостоверный юридический адрес согласно данным с официального сервиса ФНС России на сайте www.nalog.ru «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента».

    В результате Общество несет убытки. Вследствие отказа в государственной регистрации изменений в Устав Общество неправомерно лишено дохода (прибыли), за счет которого Общество обязано исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами, трудовым договорам перед работниками. Это ведет к банкротству Общества.

    В соответствии со статьей 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных решений, а равно неправомерных действий должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

    В связи с незаконными действиями должностных лиц и других работников налоговых органов Общество, если его жалоба не будет удовлетворена, будет вынуждено обратиться в Прокуратуру РФ с жалобой и в суд с иском о взыскании понесенных убытков.

    Проверяющие исказили увиденное при проведенных проверках, сообщили недостоверные сведения в регистрирующий орган.

    МИФНС России № 46 по г. Москве не проверила информацию, полученную из районной инспекции.

    Обжалуемое решение не содержит подтвержденных фактов и оснований для отказа, не мотивировано, противоречит фактическим обстоятельствам.

    Исходя из изложенного, прошу:

    1) Отменить полностью решение об отказе в государственной регистрации (указать номер и дату), вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве.

    2) Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве принять новое решение о государственной регистрации.

    3) Решение УФНС России по г. Москве по настоящей жалобе на бумажном носителе вручить (выдать на руки) генеральному директору Общества (Ф.И.О.), сообщив о дате, месте и времени выдачи по мобильному телефону (указать номер).

    Приложения к жалобе: документы, подтверждающие доводы Общества.

    Результат обжалования.

    В рассматриваемом случае через две недели жалоба была рассмотрена и удовлетворена вышестоящим налоговым органом, а Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве исправилась – вынесла решение о государственной регистрации изменений (зарегистрировала новое место нахождения организации).

    Данный случай из практики подтверждает, что организации могут успешно отстаивать свои права в досудебном порядке, обращаясь с жалобами в УФНС России по г. Москве.

    Работа УФНС России по г. Москве по жалобам организована и ведется на должном уровне, что не может не радовать. Обжалование в вышестоящем налоговом органе по категории споров об отказе в государственной регистрации – быстрый, бесплатный и, самое главное, эффективный способ восстановления нарушенных прав.

    Читайте также: