Предмет налогообложения это вещь земельный участок сами

Опубликовано: 19.09.2024


  • Законодательство о земельном налоге
  • Объект земельного налога
  • Когда возникает обязанность платить за землю?
  • Особенности налогообложения общей земли
  • Возможные льготы по объекту земельного налога
  • Итоги

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Допустим, Ваш статус, как субъекта гражданских правоотношений, определен в виде юридического лица, либо Вы – предприниматель, и на балансе вашего предприятия имеется какая-либо, так называемая, сложная вещь.

Гражданский кодекс РФ в ст.134 дает четкое описание данного понятия: "если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь)". При этом в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (ч.1 ст.213 ГК РФ).

В данной статье мы предлагаем к рассмотрению некоторые проблемные моменты, возникающие у собственников (владельцев) сложной вещи в связи с ее наличием, регистрацией и использованием. Для примера возьмем автозаправочную станцию, отрезок трубопровода с распределительной станцией и скважину со шлейфом.

Известны различные способы приобретения права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества. Один из них – создание, по-другому, строительство нового объекта или, если быть более точными в определении, "право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом" (ст.218 ГК РФ). При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Что такое недвижимое имущество, известно всем юристам. Поэтому перейдем к конкретным объектам недвижимости.

Автозаправочная станция (далее-АЗС), по мнению авторов статьи, может быть отнесена к сложным вещам, поскольку здание операторской (здание, но не передвижной вагончик), навес, подземные резервуары, трубопроводы, ограждение и замощение составляют единое целое, предполагающее использование по общему назначению – заправка бензином авто-мото-транспорта.

Как правило, наличие АЗС подразумевает проблему формирования объекта при подаче документов на государственную регистрацию права собственности. Однако, на наш взгляд, эта проблема - надуманная. Собственник АЗС должен решить для себя, хочет ли он внести в Единый государственный реестр прав сведения о наличии прав на конкретное здание и отдельные составляющие АЗС: трубопроводы, резервуары, асфальто-бетонные площадки, либо о едином объекте – АЗС, включающей в себя всё, ранее перечисленное. Последнее утверждение подкрепляется и тем фактом, что АЗС строится и принимается в эксплуатацию в целом, с указанием стоимости этого сложного объекта, полученной из суммы стоимости всех зданий и сооружений, входящих в состав АЗС. При этом логика в видении АЗС как сложной вещи прослеживается далее, поскольку лицензии выдаются владельцам АЗС, а не отдельных зданий или сооружений.

С заправками более или менее ясно. Спорных вопросов возникает больше по другим сложным объектам – газо-нефте-иным путепроводам и скважинам. Аналогично АЗС проблема формирования объекта стоит перед собственниками такого вида недвижимого имущества так же при подаче документов для государственной регистрации своих прав. Давайте немного отвлечемся и порассуждаем: можно ли рассматривать кусок трубы в виде объекта недвижимого имущества. Можно, скажете Вы, если труба находится под землей. Позвольте, если эту трубу извлечь из земли и заменить на другую, либо вообще сделать трубопровод наземным, будете ли Вы продолжать утверждать, что имеете дело с недвижимостью? Думается, что вряд ли. На наш взгляд, любой протяженный объект: будь то часть трубопровода или отрезок высоковольтных линий и т.п., соприкасающихся с землей, - может быть рассмотрен как объект недвижимого имущества, если имеются необходимые составляющие сложной вещи данного типа. Для трубопроводов это могут быть, например, распределительные станции, пункты; для линий электропередач – станции, всякого рода опоры; для шлейфов – скважины, шламонакопители и т.п. Авторы статьи не берут на себя смелость утверждать, что хорошо разбираются в технической стороне отдельных составляющих перечисленных сложных вещей. Однако для правильного формирования объекта недвижимого имущества собственнику сложных вещей потребуется привлечение соответствующих специалистов.

Итак, объект сформирован, далее наступает второй этап – определение последовательности оформления прав собственника сложной вещи на земельный участок, на-в котором она располагается.

И если по АЗС необходимо оформление документов на соответствующий земельный участок до начала ее строительства и разрешение на застройку, то, например, для бурения скважин основным документом является наличие лицензии на право пользования недрами и горноотводного акта.

При этом, как следует из смысла п.4.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.92 №3314-1, предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (п.1.5 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.09.96 №35). Взаимоотношения пользователей недр с собственниками земельных участков в связи с пользованием недрами регулируются действующим земельным законодательством.
Обратимся к нормам Земельного кодекса РФ, вступившего в силу 31.10.2001. Согласно ст.88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Итак, лицензия получена, горный отвод предоставлен, земельный участок отведен во временное пользование, скважина пробурена и передана в эксплуатацию. Далее возникает вопрос, в какой момент должны быть оформлены права на земельный участок, на котором расположена скважина, и необходимый для ее эксплуатации.
Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (ст.88 ЗК РФ). При этом в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (ст.87 ЗК РФ).

Согласно требованиям действующего законодательства право собственности на скважины, трубопроводы, высоковольтные линии и т.п. должно быть зарегистрировано в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 №122-ФЗ. Наличие государственной регистрации прав на объекты недвижимости может служить основанием для установления публичного или частного сервитута и установления зон с особыми условиями использования земель для эксплуатации вышеуказанных объектов.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения являются:

имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ.

См. также Письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2016 г. № СД-3-3/2511 “О порядке смены объекта налогообложения”.

1) Реализация товаров (работ, услуг), устанавливается

  • ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС);
  • ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

2) Имущество, устанавливается

  • ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом;
  • ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций;
  • ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом;
  • ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц (№2003-1) в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

3) Прибыль, устанавливается

  • ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

4) Доход, устанавливается

  • ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц;
  • ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом;
  • ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения;
  • ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Объект налогообложения — обязательный элемент, характери­зующий юридический факт (действие, событие, состояние) по от­ношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридиче­скому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или собы­тия, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д.

Предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Различают следующие основные предметы налогообложения:

  • доход (прибыль) на данный момент;
  • имущество (земля, недвижимость, автомобили, накопленный доход и другое имущество);
  • права на получение дохода (долговые обязательства в форме облигаций, векселей и т.п.).

Предмет налогообложения характеризуется признаками реального мира, а не юридического. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактиче­ского характера, он не порождает налоговых последствий. Налого­вые обязательства возникают при определенном юридическом со­стоянии субъекта к предмету налогообложения. Например, предметом налогообложения является транспортное средство, которое не порождает никаких налоговых последствий; объектом же налогообложения выступает изменение права собственности на транспортное средство.

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количествен­ную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения:

  • стоимостной характери­стики масштабом налога являются денежные единицы;
  • количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, и т.д.;
  • физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы нало­га должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например:

  • при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб.;
  • при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила);
  • при обложении земли — 1 га;
  • при обложении напитков — 1 л;
  • при обложении бензина — 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Согласно Налогового кодекса РФ (НК РФ) (ч. 1, ст. 38),
«объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды:

-Имущественные права (право собственности, пользования) и неимущественные (право на вид деятельности);

-Действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

-Результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Предмет налогообложения – это реальные вещи и нематериальные блага (государственная символика и т. д.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Пример. Объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – обладание правом собственности.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога.

Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника – доход и капитал налогоплательщика.

Налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Данное условие имеет принципиальное значение при определении размера налоговых обязательств налогоплательщика в рамках налоговой политики государства.

Масштаб налога и единица налога.

Масштаб налога – установленный законом параметр (характеристика) измерения предмета налога.

Масштаб налога – установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная каким-либо физическим параметром или предметом измерения (крепость напитков, мощность двигателя, объем двигателя).

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Единица налога - условная единица принятого масштаба, которая используется для количественного выражения налоговой базы (градус, кубический сантиметр, баррель, рубль).

Масштаб налога и единицы налогообложения устанавливаются законодательно.

Задача бухгалтерии в данном случае состоит в том, чтобы правильно измерить масштаб налога по всем имеющимся объектам налогообложения.

Налоговая база.

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. накопительный метод – доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1.Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2.Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;

3.Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4.Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

Общие вопросы исчисления налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (ст. 54 НК РФ).

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

Налоговый период.

Налоговый период — важный элемент в механизме исчисления налога, поскольку только после его окончания может быть завершена процедура определения и исчисления налоговой базы по налогу и самого налога. Он служит своеобразным ориентиром для установления законодателем сроков уплаты налогов на основе продолжительности налогового периода. Если следовать логике, то сроки уплаты налога могут иметь место лишь после окончания налогового периода.

Нормативное определение налогового периода содержится в п. 1 ст. 55 Налоового кодекса РФ (НК РФ).

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, в соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Следует различать налоговый период и отчетный период. Иногда они могут совпадать (например при расчете НДС малыми предприятиями) а иногда отчетность предоставляет насколько раз за налоговый период.

Налоговый период классификация:

1). По длительности налогового периода: это м.б.:

-год – например по единому соц. налогу.

2). По количеству налоговых периодов для одного и того же налога:

-общий или единый налоговый период для всех налогоплательщиков (напр. по единому соц. налогу);

-наличие общего налогового периода и специального налогового периода для отдельных категории налогоплательщиков (напр. по НДС общий налоговый период составляет календарный месяц, а для налогоплательщиков, у которых ежемесячная сумма выручки не превышает минимальным налоговым периодом является квартал;

3). По делению налоговым периодом на отчетный период:

неделимый налоговый период (напр. транспортный налог);

налоговый период разделенный на отчетный период (напр. налоги на прибыль).

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходит по кумулятивной или некумулятивной системе, т.е. по частям или нарастающим итогом сначала периода.

Правовое регулирование определение налогового периодам по всем налогам осуществляется исключительно НК РФ, но при этом право установление отчетного периода по региональному или местному налогу, может быть делегировано (т.е. передана) либо законодательный орган субъекта РФ, либо представительный орган муниципального образования.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Из сказанного следует, что налоговый период определяет сроки и периодичность уплаты налога. Для разовых налогов законодательство не устанавливает налогового периода.

Категория «налоговый период» тесно связана с принципом однократности налогообложения. Нельзя облагать налогом плательщика дважды за один и тот же период.

Необходимо различать налоговый период от отчетного периода.

Отчетный период — срок подведения итогов (промежуточных), составления отчетности и предоставления ее в налоговый орган. В ряде случаев налоговый пери­од и отчетный период могут совпадать. Например, при уплате налога на добавленную стоимость малыми пред­приятиями (в зависимости от размера ежемесячных сумм выручки от реализации) налоговый и отчетный периоды равны трем месяцам (п. 2 ст. 163 НК РФ).

НК РФ (п. 2-4 ст. 55) устанавливает особые правила в отношении налогового периода при определенных обстоятельствах, связанных с созданием, реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Они позволяют в отдельных случаях увеличить налоговый период (если организация создается в конце года) или сократить его (когда организация реорганизуется либо ликвидируется до окончания календарного года).

1. Предмет налога — это объекты материального мира, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Предметами налогообложения могут быть как объекты материального мира (например, земля, здания, автомобили и другое имущество), так и нематериальные блага (экономические показатели, местная символика, наименование государства и т.

Объект налога — это юридические факты, которые обуславливают обязанность налогоплательщика заплатить налог.

Первоначально, в средние века, объектом обложения выступало само физическое лицо-налогоплательщик, которое являлось основанием для исчисления подушного налога. Данный налог до сих пор взимается в некоторых странах, например в Великобритании и Японии.

В законодательстве определение объекта налогообложения отсутствует. В ст. 5 Закона об основах налоговой системы содержится лишь перечень объектов: доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество, передача имущества и т. д. В то же время, согласно п. 1 ст. 11 Закона об основах налоговой

системы, объект налога должен устанавливаться законодательным актом о конкретном налоге. Кроме того, именно при наличии объекта налога у плательщика возникает обязанность его исчислить и уплатить.

Объект и предмет налогообложения — категории не тождественные. Если предмет налогообложения — это, как правило, реальная вещь (автомобиль, квартира, земля), то объект налогообложения — юридический факт. Под юридическими фактами понимаются обстоятельства (события, действия, состояния), с которыми норма права связывает наступление юридических последствий. В данном случае таким обстоятельством будет являться наличие у субъекта предмета налогообложения, а юридическим последствием — обязанность уплатить налог.

Рассматривая налоги на имущество физических лиц, в качестве предмета можно назвать конкретное имущество, а в качестве объекта налогообложения — право собственности физического лица на это имущество или факт получения этого имущества от кого-либо в порядке наследования или дарения.

Четкое нормативное определение объекта конкретного налога чрезвычайно важно.

Законом о подоходном налоге установлено, что объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году. Однако остается вопрос — что же понимать под доходом физического лица, поскольку сам закон определение понятия «доход» не дает. По-видимому, доходом следует считать материальные блага (как правило, это материальная выгода в той или иной форме), получаемые физическими лицами от других лиц в результате осуществления своей трудовой, предпринимательской или иной самостоятельной деятельности, а также по иным основаниям и улучшающие материальное положение лица. Таким образом, к доходу относятся и заработная плата, и вознаграждение за выполнение работ или оказание услуг, денежные средства, полученные от продажи имущества, подаренное имущество, оплата предприятием обучения своего работника, бесплатно предоставленные услуги и т. д.3

2. При определении объекта налогообложения как юридического факта следует определить его границы. «Ограничение» объекта является необходимым принципом юридической техники при формулировании конкретной нормы закона. Исходя из практики построения налогового законодательства можно выделить три правила ограничения: 1) по субъекту; 2) по территории; 3) по конструкции.

Первое ограничение основывается на определении налогоплательщика либо его статуса.

Второе ограничение основывается на территории возникновения объекта. Другими словами, благодаря этому правилу определяется место возникновения объекта. Необходимо отметить, что это ограничение является самым узким местом в налоговом законодательстве. Наиболее показательным примером этого правила является определение объекта обложения по НДС. Согласно законодательству, объектом по НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Определение места реализации работ и услуг в целях налогообложения было закреплено только с принятием Федерального закона от 1 апреля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон о налоге на добавленную стоимость»4. Вопрос о месте реализации товаров до настоящего времени остается открытым, в связи с чем постоянно возникает необходимость в разъяснении. Так, в письме Министерства финансов РФ и Госналогелужбы РФ от 20 марта 1997 г., 19 марта 1997 г. №№ 04-03-08, 03-4-09/42 «О порядке обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации продукции морского промысла» сообщается, что продукция морского промысла, добытая в Мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы России, НДС не облагается.

Третье ограничение происходит по конструкции самого объекта, т. е. при разделении родственных показателей на два налога либо путем выведения отдельного показателя из-под налогообложения. Если сравнить налогообложение доходов, полученных гражданами и предприятиями, то можно установить следующее различие. Предприятия уплачивают два вида налога (т. е. у них возникают два самостоятельных объекта налогообложения): налог на прибыль и налог на доход (например, от дивидендов). Граждане уплачивают один налог со всех видов дохода, в том числе и с дивидендов. Таким образом, доходы от дивидендов в отношении физических лиц включаются в совокупный годовой доход, а в отношении предприятий образуют самостоятельный объект налогообложения. Примером выведения отдельного показателя из-под налогообложения является конструкция подоходного налога с физических лиц. Так, например, доходы граждан по вкладам в банках при отсутствии материальной выгоды не облагаются подоходным налогом, поскольку они не включаются в объект налогообложения.

3. Вицы объектов налогообложения

Объекты налогообложения можно подразделить на:

2) действия (деятельность) и их результаты. Среди прав как объектов налогообложения можно выделить права имущественные и неимущественные.

Имущественные права (права на имущественные объекты):

— право собственности (на землю, автомобили, имущество предприятия);

— право пользования (землей и т. д.). Неимущественные права (права на неимущественные объекты):

— право пользования (наименованием «Россия», местной символикой);

— право занятия определенным видом деятельности (лицензионные сборы). Действия субъекта:

— вывоз или ввоз на территорию страны (таможенная пошлина);

— реализация товаров (акцизы);

— операции с ценными бумагами и др. Деятельность субъекта:

— добыча полезных ископаемых (платежи за право пользования недрами) и др.

В соответствии со ст. 6 Закона об основах налоговой системы один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Данную норму следует понимать буквально: одним и тем же налогом дважды облагать один и тот же объект нельзя. Например, при предоставлении некоторым категориям граждан служебных земельных наделов они обязаны уплатить в текущем году налог на землю только в том случае, если в этом году соответствующие юридические лица, за которыми эти участки закреплены, этот налог не уплатили. Если же налог на землю с этих участков уже был уплачен, то во избежание нарушения однократности налогообложения одного и того же объекта земельный налог с граждан в этом году за служебные земельные наделы взиматься не должен (п. 9 письма Госналогслужбы РФ и Министерства финансов РФ от 8 февраля 1993 г. №№ ВГ-6-02/69, 2-СГ «Разъяснения по отдельньм вопросам платы за землю»5.

В то же время вышеуказанный принцип не запрещает законодателю по разным налоговым платежам применять один и тот же объект обложения. Так, например, выручка от реализации продукции (работ, услуг) выступает объектом налогообложения целого ряда налогов: НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, сбора за использование наименования «Россия» и т. д. Од-' нако в связи с тем, что все эти налоги являются самостоятельными платежами, принцип однократности не нарушается.

Слишком общая формулировка ст. 6 Закона об основах налоговой системы, определившая принцип однократности при исчислении налога, дает основание для самого широкого его толкования и вызывает некоторые проблемы практического его применения. Так, при дарении юридическим лицом гражданину квартиры последний становится обязанным уплатить с этой операции сразу два налога: налог с имущества, переходящего в порядке дарения, и подоходный налог.

1996 г. № 08-3-10 «О порядке взимания подоходного налога и налога с имущества при дарении имущества юридическим лицом физическому лицу»)'. Однако подобный подход при его формальной правомерности не обоснован с экономической точки зрения, так как в данном случае один и тот же объект дважды облагается налогами, имеющими разные природу и содержание. Кроме того, многие специалисты в области налогообложения вообще считают, что данные налоги по своей сути являются налогами одного вида, поэтому налог с имущества, переходящего в порядке дарения, не должен взиматься при переходе имущества по договору дарения от юридического лица к физическому7.

В некоторых зарубежных странах, наоборот, действует принцип многократного обложения, т. е. обложение одного и того же объекта несколько раз одним или различными налогами. Например, в США граждане уплачивают федеральный, штатный и местный подоходные налоги. Штатный подоходный налог с населения (помимо федерального подоходного налога) применяется в сорока штатах, местный подоходный налог — в одиннадцати штатах. Большинство косвенных налогов (акцизы на табак, бензин, алкоголь) взимают как центральные, так и местные органы власти. Налог с продаж взимается и штатами и местными административными единицами.

1. «Российская газета» от 14 февраля 1992 г.

2. Козырин А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Независимое изд-во «Манускрипт», 1993. С. 40.

3. Более подробно см.: Пепеляев С. Подоходный налог — принципы и структура. М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1993.

4. «Российская газета» от 9 апреля 1996 г.

5. «Финансовая газета», 1993. № 9.

6. АКДИ «Экономика и жизнь»: Официальные документы и разъяснения, 1997. № 10.

7. См., в частности: Ровинский М. Какой налог следует платить за подарок от юридического лица / Ваш налоговый адвокат. Советы юристов. Сборник статей. Вып.1. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. С. 130-141.

§ 8.5. Масштаб налога и единица налога

1. Для того чтобы произвести исчисление налога, предмет налога необходимо каким-то образом измерить. Перевод теоретического понятия «объект налога» в практическую категорию, которая позволила бы производить отражение объекта в бухгалтерском и налоговом учетах, осуществляется путем оценки предмета налога. Чтобы оценить что-либо, необходимо выбрать соответствующий масштаб.

Масштаб налога — это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через экономическую (стоимостную) и физические характеристики: мощность и объем двигателя, площадь земли, количество предметов, общая площадь жилья и т. д. Так, при измерении прибыли, стоимости товара или добавленной стоимости используются денежные единицы. При исчислении налога с владельцев автотранспортных средств в разных странах используют различные параметры: в Бельгии — вес автомобиля, в ФРГ — объем двигателя, в России — мощность двигателя. В США принято в качестве масштаба для исчисления акцизов использовать крепость алкогольных напитков. Иногда для более точного измерения объекта наряду с основными характеристиками используют дополнительные коэффициенты, зависящие от качества или других оценочных категорий. Например, в зависимости от качества предоставляемой квартиры устанавливается и размер сбора за выдачу ордера на квартиру.

Существуют и безмасштабные налоги, например регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для уплаты данного сбора не требуется установления ни масштаба, ни единицы, ни базы налогообложения.

2. Единица налога — это единица масштаба налога, которая используется для количественного измерения базы налогообложения. Например, в качестве единицы для измерения мощности автомобильного двигателя используются лошадиные силы. Именно лошадиная сила и является единицей при исчислении налога на владельцев автотранспортных средств.

Выбор единицы налогообложения определяется традициями и практическим удобством ее использования. Так, при налогообложении прибыли и доходов используется национальная денежная единица (рубль, доллар США и т.п.), при обложении земель в качестве единицы выбирается квадратный метр, гектар и т. д.

Читайте также: