При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину

Опубликовано: 15.05.2024

date image
2015-03-07 views image
4995

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основными методами фискальной политики государства являются, с одной стороны, изменения видов налогов, их количества, базы налогообложения, налоговых ставок с целью формирования необходимых государству финансовых средств, а с другой – изменение направлений расходования бюджетных средств в соответствии с конкретными целями общества.

Когда в обществе складывается устоявшаяся система налогов, то воздействовать на величину налоговых сборов можно только через изменение налоговых ставок. Зависимость между изменением ставок налогов и сумм налоговых поступлений в бюджет исследовал американский экономист А. Лаффер. Эта зависимость получила название "эффекта Лаффера" и наглядно отражается "кривой Лаффера" (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Кривая Лаффера

На кривой Лаффера при ставке налога 0 и 100% поступлений налогов в бюджет нет. Поступление налогов в бюджет будет возрастать до ставки процента близкой к 50%. Если ставка налога будет продолжать расти, то поступление налогов в бюджет начнет сокращаться. Когда ставки налога завышены, то подрываются стимулы к развитию бизнеса и часть его уходит в "теневую экономику". Главная трудность регулирования налогов на основе кривой Лаффера состоит в том, чтобы найти на ней ту точку, которая оптимизирует поступление налогов в бюджет и не сдерживает развитие экономики. Но при разрешении этой главной трудности в оптимизации налогообложения возникает дополнительное затруднение в форме проблемы переложения налогового бремени, о возможности которого уже говорилось в разделе курса 7.3 при рассмотрении влияния эластичности спроса и предложения на распределение налога между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями).

Суть проблемы переложения налогового бремени состоит в том, что бремя выплаты налога на основе рыночных механизмов может перемещаться от одних субъектов налогообложения к другим. Проще говоря, налог, установленный государством на одних лиц, можно с помощью рыночных механизмов переложить на других. Так, например, предприятия могут переложить часть своих налогов на потребителей через повышение цен на свою продукцию. Собственники жилья могут переложить часть имущественного налога на нанимателей жилья через повышение арендной платы. Частнопрактикующие врачи, адвокаты, репетиторы, от услуг которых трудно отказаться, могут переложить на потребителей часть личных подоходных налогов, подняв ставки за свои услуги. Аналогично производители, повышая цены на определенные товары и услуги, могут переложить на потребителей часть акцизных налогов и налога с продаж, так как потребители не всегда могут переориентировать свой спрос на более дешевые товары. Таким образом, проблема переложения налогового бремени намного усложняет возможности проведения эффективной налоговой политики.

Чтобы понять суть той или иной бюджетно-налоговой политики государства необходимо уяснить, как изменение государственных расходов и налогов влияет на величину реального объема производства. Из темы 12 уже известно, что величина ВВП по потоку расходов, если допустить, что чистый экспорт равен нулю, складывается из суммы личных потребительских расходов домохозяйств (Л), инвестиционных расходов фирм (И) и государственных расходов (Г), то есть ВВП = Л + И + Г. Кроме того, известно, что рост инвестиций оказывает мультипликационное воздействие на рост ВВП.

Рост государственных расходов (как и рост инвестиций) является "инъекциями" (вливаниями) в экономику, и потому увеличение государственных расходов влияет на изменение объема ВВП аналогично инвестициям и, подобно инвестициям, обладает мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (Мг) показывает, как изменяется объем ВВП (ΔВВП) в результате изменения государственных расходов (ΔГ) и выражается в виде формулы: Мг = ΔВВП / ΔГ.




Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить (подобно мультипликатору инвестиций) и через известные категории предельной склонности к потреблению (ПСП) и предельной склонности к сбережению (ПСС) в виде формул: Мг = 1 / ПСС = 1 / (1 – ПСП).

Таким образом, ΔВВП = ΔГ х Мг.

Влияние налогов на объем национального производства и величину ВВП имеет свои особенности. Во-первых, надо иметь в виду, что рост налогов (в отличие от роста инвестиций и государственных расходов) представляет собой изъятия (утечки) из экономики. Для упрощения допустим, что дополнительный налог вводится на потребителей, при неизменных инвестициях и государственных расходах. Введение дополнительного налога на потребителей снизит их располагаемые доходы, вслед за этим сократятся их расходы, а это, в свою очередь, приведет к сокращению объема ВВП. Противоположная ситуация будет складываться при снижении налогов.

Вторая особенность влияния налогов на объем ВВП (по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов), состоит в том, что располагаемый доход расходуется на потребление не полностью, а часть его сберегается. Следовательно, снижение располагаемого дохода, из-за введения дополнительного налога (ΔН) уменьшает одновременно и расходы на личное потребление, и величину сбережений. При этом уменьшение расходов на личное потребление (ΔЛ) зависит от предельной склонности к потреблению и определяется по формуле: ΔЛ = ΔН х ПСП; а уменьшение расходов на сбережения (ΔС) зависит от предельной склонности к сбережению и определяется по формуле: ΔС = ΔН х ПСС.

Действие налогов на величину ВВП, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает эффектом мультипликатора. Но налоговый мультипликатор меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, и объясняется это следующими обстоятельствами. Например, при снижении налогов расходы на личное потребление увеличиваются частично, потому что часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений, тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций целиком влияет на изменение величины ВВП. Налоговый мультипликатор (Мн) количественно равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на ПСП:

Мн = Мг ´ ПСП = (1 / ПСС) ´ ПСП = ПСП / ПСС.

Таким образом, при увеличении государственных расходов возрастает величина совокупных расходов, тем самым стимулируется совокупный спрос на рынке и мультипликационный рост объема ВВП. И наоборот, сокращение государственных расходов влечет за собой соответственное сокращение ВВП. В свою очередь, сокращение числа налогов или снижение ставок уже существующих ведет к увеличению располагаемого дохода налогоплательщиков и росту расходов на личное потребление, что повышает совокупные расходы в обществе, увеличивает совокупный спрос и вызывает мультипликационный рост объемов ВВП. И наоборот, увеличение налогового бремени ведет к соответствующему сокращению объемов ВВП.

Итак, увеличение государственных расходов и повышение налогов действует на совокупный спрос и величину ВВП в прямо противоположных направлениях: рост государственных расходов ведет к росту ВВП, а повышение налогов ведет к сокращению ВВП. При этом наблюдается закономерность, что если в экономике с целью балансирования бюджета происходит одновременное увеличение государственных расходов и повышение налогов на одну и ту же величину, то это вызывает рост ВВП на ту же величину, а мультипликатор сбалансированного бюджета оказывается равным 1.

Для иллюстрации данной закономерности допустим, что правительство увеличивает государственные расходы (ΔГ) на 20 млрд руб. и одновременно на 20 млрд руб. повышает налоги (ΔН). Допустим еще, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна 0,8, следовательно, предельная склонность к сбережению (ПСС) равна 0,2, а значит мультипликатор государственных расходов Мг = 1 / 0,2 = 5, а налоговый мультипликатор Мн = – 0,8 / 0,2 = – 4. При таких условиях прирост ВВП за счет роста государственных расходов составит 100 млрд руб. (ΔВВП = ΔГ ´ Мг), и сокращение ВВП за счет увеличения налогов на 80 млрд руб.
(ΔВВП = ΔН ´ Мн), так что общее увеличение ВВП составит 20 млрд руб., что соответствует суммам увеличения государственных расходов и повышения налогов. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета будет равна сумме мультипликатора государственных расходов (5) и налогового мультипликатора (–4), то есть равна 1.

Понимание влияния изменения налогов и государственных расходов на объем ВВП, позволяет четко уяснить содержание фискальной политики, которую проводит правительство, исходя из той или иной экономической ситуации в стране. В разработке такой политики используется два принципиально разных подхода: 1) со стороны теории спроса и 2) со стороны теории предложения.

Сторонники теории спроса традиционно стоят на позиции, что спрос создает свое собственное предложение. Поэтому они считают, что снижение налогов прямо ведет к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет ВВП и уровень цен. Но так как сокращаются поступления налогов в бюджет, то это ведет еще и к росту бюджетного дефицита.

Сторонники теории предложения, напротив, считают, что предложение создает спрос. Они полагают, что снижение налогов ведет, с одной стороны, к росту доходов населения, а следовательно, к росту сбережений, а с другой – к росту доходов предпринимателей и росту накоплений. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост предложения инвестиционных ресурсов, что ведет к росту национального производства и ВВП, а это даже при более низких ставках налогообложения обеспечивает рост поступлений средств в бюджет за счет расширения налоговой базы.

Следует отметить, что влияние изменения налогов на спрос ощущается быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и сокращению налоговых поступлений в бюджет. Влияние изменения налогов на совокупное предложение носит долговременный характер. Какому из этих подходов следует отдавать предпочтение при разработке фискальной политики, однозначно сказать нельзя. Но к подходу сторонников теории предложения относятся с большей осторожностью, так как ее использование рассчитано на получение положительного эффекта в длительном периоде производства, а сама цепочка связей, ведущих к успеху, достаточно велика. Чаще, для разработки налоговой политики, используют подход сторонников теории спроса, на базе которого проводится соответствующая фискальная политика.

При разработке общей бюджетной политики используют элементы дискреционной и автоматической фискальной политики.

Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование правительством страны налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. В зависимости от конкретной ситуации может проводиться стимулирующая или сдерживающая дискреционная фискальная политика.

В периоды спада производства проводится стимулирующая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) снижение налогов; 2) увеличение государственных расходов; 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов. Такая политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но сдерживает падение объемов производства и восстанавливает его рост.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) сокращение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание сокращения государственных расходов с ростом налогов. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая – это автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов экономики. Под автоматическими стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относят изменение налоговых поступлений и платежей в виде социальных льгот, пособий по безработице, помощи малоимущим и т.п. Такие поступления в бюджет и платежи из бюджета автоматически изменяются по мере роста или падения производства без вмешательства государства.

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Главная > Реферат >Экономика

Снижение налогов вызовет противоположный эффект – объем производства будет увеличиваться.

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

Налоговый мультипликатор (MR T ) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS) :

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

- на социальные цели;

- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

- на содержание аппарата управления /11/.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

где M yg - мультипликатор государственных расходов;

- изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

где MPS – предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправлено. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?
Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.
Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину.

Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину - на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям - 0,2.

Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый мультипликатор - 4 (0,8 : 0,2).

В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы - на 100 ден. ед. (500 – 400). Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Подведя итоги можно сказать, что набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи. Трансфертные платежи – форма перераспределения части мобилизованных в доходы государственных денежных средств, денежные выплаты из государственного бюджета бюджетных средств предпринимательским организациям, перераспределение в пользу нуждающихся. Их часто называют передаточными платежами, они осуществляются в следующих формах: субсидий предприятиям; государственные денежные выплаты на социальные нужды, в частности финансовая помощь нетрудоспособным, безработным, лицам живущим на грани нищеты. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов. Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность

2.1 Автономные налоги

Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель.

Влияние изменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можно рассматривать на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть. Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

Механизм воздействия увеличения автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода /17/.

Можно сделать вывод, что в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета, которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики сокращении государственных закупок - профицит будет так же меньше суммы снижения государственных закупок.

Влияние изменения автономных налогов при неизменном фискальном воздействии по принципу своего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие на состояние государственного бюджета, как и государственные закупки с различием только сил данного воздействия. Это различие вытекает из формул ложных мультипликаторов.

Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о той или иной направленности фискальной политики правительства.

Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах, но также и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета при полной занятости. Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

Если при фиксированном валютном курсе, курс национальной валюты падает, то каковы действия Центрального Банка?

в) Центральный Банк страны будет продавать иностранную валюту и скупать национальную;

3.14 Функцией Центрального Банка не является:

б) изменение налоговых ставок;

Что из перечисленного входит в пассивы коммерческих банков?

а) срочные депозиты;

3.16 если Центральный Банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может:

в) снизить учетную ставку;

3.17 Кредитно-денежная политика приводит к снижению предложения денег, когда:

а) Центральный Банк продает государственные облигации коммерческим банкам;

3.18 К операциям, осуществляемым коммерческими банками, не относится:

г) эмиссия денег.

3.19 Инструментом монетарной политики не являемся:

б) государственные закупки товаров и услуг;

3.20 Если Центральный Банк выкупает у коммерческих банков часть государственных облигаций, выпущенных в счет покрытия бюджетного дефицита, то:

г) это увеличивает денежную базу и предложение денег в экономике.

3.21 Увеличение нормы обязательных резервов:

а) сократит предложение денег за счет уменьшения денежного мультипликатора;

3.22 Учетная ставка – это:

б) ставка, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;

3.23 На величину какого из следующих элементов ВНП оказывают наибольшее влияние изменения в уровне ставки процента:

Какая из операций Центрального Банка России увеличивает количество денег в обращении?

б) Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3.1 Регулирование экономики с помощью фискальной политики в основном осуществляется: а) федеральным правительством;

3.2 Влияние излишков государственного бюджета на равновесный уровень ВВП в целом такое же, как: б) увеличение сбережений;

3.3 При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину:

в) равновесный уровень выпуска увеличится;

3.4 К встроенным стабилизаторам относятся:

б) система социального страхования;

3.5 Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности (расширительная), предполагает:

в) уменьшение налоговых ставок и увеличение государственных расходов;

3.6 К косвенным налогам относятся:

а) акциз, прямо включаемый в цену товара;

б) налог на добавленную стоимость;

г) таможенные пошлины;

Найдите все правильные ответы.

3.7 Под фискальной политикой государства понимается:

в) регулирование государственных расходов и налогообложения с целью достижения неинфляционного роста национального производства и обеспечения полной занятости;

3.8 Мультипликатор налогов:

Г) показывает изменения в национальном доходе, обусловленные изменениями в налогах.

3.9 Фискальная политика государства призвана:

а) поддерживать баланс доходов и расходов государственного бюджета;

3.10 Рестрикционная фискальная политика предполагает:

в) снижение объема государственных закупок товаров и услуг;

3.11 Дискреционной фискальной политикой называется:

а) изменение доходов и расходов государственного бюджета, проводимое по решению правительства;

3.12 В классической модели фискальная политика рассматривается:

в) как вторичная и менее действенная по сравнению с денежно-кредитной политикой;

3.13 Введение дополнительных налогов ведет:

в) к большему снижению равновесного уровня доходов по сравнению с величиной дополнительных налогов;

3.14 Фискальная политика как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации рассматривается:

б) в кейнсианской модели;

3.15 Легче всего переложить на потребителей:

а) акцизы на бензин;

3.16 какие из перечисленных акцизов легче переложить на потребителей:

а) акцизы на бензин и табак;

3.17 Монетизация бюджетного дефицита может привести:

б) к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет;

3.18 Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и при этом объем государственных расходов превышает объем налоговых поступлений в бюджет, то:

а) возникает структурный дефицит бюджета;

3.19Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

в) увеличение сбережений;

3.20 Изменение уровня цен:

а) снижает действенность мер фискальной политики;

3.21 Рост государственных расходов увеличивает ВНП только в том случае, если:

г) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе.

3.22 Как называется правительственная политика в области расходов и налогообложения:

Читайте также: